Статус права и обязанности спасателей

Спасатели и их статус

Статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством РФ и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Граждане РФ приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.

Гражданам РФ при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, предназначенная для учета участия спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя. Спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей. Спасатели профессиональных АСС, аварийно-спасательных формирований подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

Права спасателей:
1. Спасатели, привлеченные к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций, имеют право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании к месту проведения указанных работ.
2. В ходе проведения работ по ликвидации ЧС спасатели имеют право на:

  1. полную и достоверную информацию, необходимую для выполнения ими своих обязанностей;
  2. беспрепятственный проход на территорию и производственные объекты организаций, в жилые помещения для проведения работ по ликвидации ЧС;
  3. требование от всех лиц, находящихся в зонах ЧС, соблюдения установленных мер безопасности;
  4. экипировку и оснащение в соответствии с технологией проведения аварийно-спасательных работ;
  5. использование для спасения людей и в случае крайней необходимости средств связи, транспорта, имущества и иных материальных средств организаций, находящихся в зонах ЧС.

3. Медицинская и психологическая реабилитация спасателей, принимавших участие в проведении спасательных работ, осуществляется в медицинских организациях и реабилитационных центрах за счет средств на содержание спасательных служб и формирований.
4. Спасатели профессиональных АСС и аварийно-спасательных формирований имеют право на совершенствование своих теоретических знаний и профессионального мастерства в рабочее время в установленном порядке.
5. Спасатели профессиональных АСС и аварийно-спасательных формирований имеют право на обеспечение питанием при несении дежурства с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
6. Спасатели профессиональных АСС и аварийно-спасательных формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором, имеют право на первоочередное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы.
7. Спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ.

Гарантии деятельности спасателей

1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации ЧС, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные и иные необходимые материальные средства.
2. В ходе проведения работ по ликвидации ЧС спасатели подчиняются только руководителям АСС и аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы.
3. Никто не имеет права принуждать спасателей к выполнению задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на них трудовым договором.

Обязанности спасателей

Спасатели обязаны:
1. быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации ЧС, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;
2. совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;
3. неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;
4. активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;
5. неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации ЧС руководителями АСС, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;
6. разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения ЧС и порядок действий в случае их возникновения.

Обязанности спасателей профессиональных АСС, аварийно-спасательных формирований определяются соответствующими уставами, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта).

Режим работы (службы) и отдыха, оплата труда спасателей

В повседневной деятельности режим работы (службы) спасателей профессиональных АСС и аварийно-спасательных формирований определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями занятий или иных мероприятий по специальной подготовке, и в течение рабочего дня и рабочего года определяется действующими медицинскими требованиями и санитарно-гигиеническими нормами. Время дежурства спасателей на дому в режиме ожидания учитывается в размере одной четвертой часа за каждый час дежурства. При проведении работ по ликвидации ЧС режим работы и продолжительность рабочего дня спасателей могут быть изменены и устанавливаются руководителями ликвидации ЧС с учетом характера ЧС, особенностей проведения работ по их ликвидации и медицинских рекомендаций.

Спасателям профессиональных АСС, аварийно-спасательных формирований ежегодно предоставляется очередной отпуск продолжительностью 30 суток, если спасатель имеет непрерывный стаж работы в профессиональных АСС, аварийно-спасательных формированиях на должностях спасателей менее 10 лет, 35 суток, если работает профессиональным спасателем более 10 лет и 40 суток при непрерывном стаже на должности спасателя более 15 лет.

Кроме того, профессиональным спасателям за участие в работах по ликвидации ЧС в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ. Спасателям нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав указанных формирований, взамен дополнительного отпуска может выдаваться денежная компенсация в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством РФ.

Оплата труда спасателей профессиональных АСС, аварийно-спасательных формирований производится в соответствии с трудовым договором. Ее размер не может быть ниже размера заработной платы работников ведущих рабочих специальностей указанных организаций.

Право спасателей на жилище

Спасателям АСС, аварийно-спасательных формирований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и проживающим совместно с ними членам семей жилые помещения по нормам, предусмотренным жилищным законодательством РФ, за счет государственного, муниципального или ведомственного жилищных фондов соответственно принадлежности указанных служб и формирований предоставляются в первоочередном порядке. Условия предоставления жилых помещений спасателям профессиональных АСС, аварийно-спасательных формирований организаций определяются трудовым договором.

Семьи погибших (умерших) при исполнении должностных обязанностей профессиональных спасателей, а также семьи спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и погибших (умерших) в ходе проведения указанных работ, нуждавшиеся в получении жилья (улучшении жилищных условий), сохраняют право на его получение (улучшение жилищных условий). Жилые помещения указанным семьям предоставляются не позднее чем через шесть месяцев со дня гибели (смерти) спасателей. Спасатели профессиональных АСС, аварийно-спасательных формирований имеют право на установку квартирных телефонов по действующим тарифам в первоочередном порядке.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей

Принят Государственной Думой 14 июля 1995 года

Настоящий Федеральный закон:

определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации;

устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации), и членов их семей.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

1. Аварийно-спасательная служба — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

2. Аварийно-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

3. Спасатель — это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

4. Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

5. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

6. Статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

7. Аварийно-спасательные средства — это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Статья 2. Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей

Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей. (В редакции Федерального закона от 07.05.2009 № 84-ФЗ)

Статья 3. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:

принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;

принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Статья 4. (Утратила силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ

1. К аварийно-спасательным работам относятся:

горноспасательные работы — действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий взрывов взрывчатых материалов и (или) рудничных газов, пожаров, загазований, обвалов, выбросов горной массы, затоплений и других видов аварий в горных выработках на объектах ведения горных работ, за исключением объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата;

газоспасательные работы — действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам;

противофонтанные работы — действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений, неуправляемого истечения пластовых флюидов (открытых фонтанов) и грифонообразования на объектах бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата и объектах подземного хранения газа и газового конденсата;

поисково-спасательные работы — действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте;

аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, — действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;

работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций — комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и медицинских мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, направленных на защиту населения, производственно-технического персонала организаций, а также личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

2. Перечень видов аварийно-спасательных работ может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

Глава 11. Аварийно-спасательные службы

Статья 6. Задачи аварийно-спасательных служб

1. Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:

участию в разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях; (В редакции Федерального закона от 03.07.2019 № 159-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 7. Создание аварийно-спасательных служб

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе — профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

на нештатной основе — нештатные аварийно-спасательные формирования;

на общественных началах — общественные аварийно-спасательные формирования.

2. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются: (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

в федеральных органах исполнительной власти — решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

в субъектах Российской Федерации — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, — руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

в органах местного самоуправления — по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

21. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, выполняющие горноспасательные работы, создаются решениями Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. (Пункт введен — Федеральный закон от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

3. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

4. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 8. Состав аварийно-спасательных служб

Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научные организации, образовательные организации по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

Статья 9. Комплектование аварийно-спасательных служб

1. Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.

2. В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные организации по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

3. К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее общее образование, прошедшие профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

4. При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей; порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Трудовой договор (контракт) со спасателем может быть расторгнут по инициативе администрации аварийно-спасательной службы, аварийно-спасательного формирования в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

5. Перечень должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждается Правительством Российской Федерации. (Пункт введен — Федеральный закон от 02.10.2012 № 160-ФЗ)

Статья 10. Регистрация аварийно-спасательных служб

1. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации.

2. Регистрацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

Статья 11. Деятельность аварийно-спасательных служб

1. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами.

2. В связи с особым характером деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований руководство ими предполагает неукоснительное выполнение всеми работниками профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований приказов и распоряжений, отдаваемых руководителями указанных служб и формирований. Данное требование распространяется на нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования при участии указанных формирований в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Прекращение работ как средство разрешения коллективного трудового спора в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях не допускается.

4. Профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию об

Дата актуализации статьи: 20.05.2020 20.05.2020

В этой статье ответим на вопрос, может ли действующий сотрудник МЧС работать по совместительству в коммерческой организации.

Для начала ознакомимся с правовой базой, именно она будет определять требования к сотрудникам МЧС.

Правовая база:

  • ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

  • ФЗ от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

  • Постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»;

  • Приказ МЧС России от 15.04.2013 № 252 «О работниках, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МЧС России, и гражданах, претендующих на замещение таких должностей»;

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции».

Итак, ответ на вопрос о возможности сотруднику МЧС работать по совместительству, в том числе и в коммерческой организации, зависит от того, является ли сотрудник МЧС госслужащим.

Если сотрудник МЧС является государственным служащим, то на него распространяются все ограничения, предусмотренные ст. 17 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». К этим ограничениям относится и предпринимательская деятельность.

Деятельность сотрудников системы МЧС регламентируется Положением о службе в ОВД, утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации»

Согласно ст. 10 Положения о службе в ОВД, — сотруднику органов внутренних дел запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, не входящих в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

На основании п.4 ст. 34 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», — работа сотрудников федеральной противопожарной службы по совместительству не допускается, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшения выполнения сотрудником служебных обязанностей. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Об осуществлении такой деятельности сотрудник обязан уведомить в письменной форме непосредственного руководителя (начальника).

Если же сотрудник МЧС работает в МЧС по трудовому договору, то на него распространяются общие правила работы по совместительству, установленные ТК РФ. То есть работа по совместительству по общему правилу разрешена, и согласие работодателя на работу по совместительству или его уведомление о такой работе не требуется.

Однако исходя из специфики деятельности, а также с целью исключения недопонимания со стороны начальства, сотруднику МЧС все же рекомендуется получить разрешение на такого рода совместительство.

Правообладатель: Портал про пожарную безопасность propb.ru.
В разделе: Читай также

Права формирований и подразделений АСС

Руководителю формирования, подразделения АСС, уполномоченному им лицу предоставляется исключительное право принимать решение о возможности выполнения АСР в сложившихся условиях. Правомерность принятого решения может быть оценена комиссией по расследованию аварии или катастрофы, либо назначенной ею экспертной группой.

Формирования, подразделения АСС имеют право и должны получать достоверную информацию о возникшей аварии, катастрофе, обстановке в зоне проявления аварии или катастрофы, о характеристиках материалов и средств, применяемых для ликвидации их последствий.

Ответственные работники формирований, подразделений АСС имеют право на беспрепятственное посещение и проверку готовности обслуживающих объектов экономики к действиям по локализации и ликвидации возможных аварий, катастроф, на применение соответствующих санкций за обнаруженные недостатки.

Полный перечень прав, возлагаемых на конкретные АСС и АСФ, определяется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения от ЧС, органами управления при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения от ЧС, в соответствии с их полномочиями и закрепляется в положениях об АСФ или в уставах указанных служб и формирований.

Спасатель — это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение АСР.

Статус спасателей — это совокупность прав и обязанностей спасателей, установленных законодательством РФ и гарантированных государством. Особенности статуса спасателя определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Символом МЧС России всегда были спасатели. Буквально с первых дней существования министерства этих отважных мужественных людей узнала вся страна. О них писали газеты, их показывали по телевидению. В 1992 году Минтруд в ряду других профессий утвердил профессию спасателя.

Сегодня поисково-спасательная служба МЧС России имеет в своем составе 59 формирований общей численностью 1779 человек, дислоцированных в 55 субъектах Российской Федерации. 62 человека заслужили высшее звание — спасателя международного класса.

Большинство спасателей владеют несколькими специальностями — водолаза, альпиниста, парашютиста, бульдозериста, газосварщика, горноспасателя и.т.д. Они могут работать в воде, на суше и в воздухе на любых географических широтах и в самых сложных климатических условиях.

В 1999 году силами МЧС проведено 20 242 спасательных операций, в ходе которых было спасено 18 063 человека, попавших в беду. Это в полтора раза больше по сравнению с 1998.

Практически все поисково-спасательные работы ведутся с применением специально обученных собак кинологических подразделений МЧС России. Они успешно работали в 1999 году при ликвидации последствий взрывов жилых домов в Москве, а также разрушительных землетрясений в Колумбии, Турции, Тайване. В основном используются восточно-европейские овчарки, русские и американские спаниели, ньюфаундленды, лабрадоры, американский стаффордширский терьер. Установлены контакты с известными кинологическими службами Швейцарии, Австрии, Франции.

Российская поисково-спасательная служба получила в последние годы активное развитие за счет создания территориальных формирований, финансируемых из средств местного бюджета. На сегодняшний день в 45 субъектах РФ уже создано 142 таких формирований общей численностью 4 335 человек.

Гордость МЧС России — центральный аэромобильный спасательный отряд, расположенный в подмосковном городе Жуковский. Это первое спасательное подразделение Чрезвычайной службы России. Только в 1999 году спасатели отряда приняли участие в 2615 акциях в России и за рубежом. В ходе этих операций были спасены 735 чел. В августе 1999 года именно этот отряд первый прибыл в разрушенный землетрясением турецкий город Гюльджюк. Россиянам удалось спасти 72 человека. Ровно столько же извлекли из-под завалов все остальные спасатели, прибывшие в Турцию из 47 стран мира.

Для проведения особо сложных операций по разминированию объектов и территорий, ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, а так же охраны конвоев с гуманитарной помощью в структуре МЧС создан центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер». Только за последние годы его специалисты участвовали в работах по гуманитарному разминированию в Хорватии и Косово, в Чечне, ликвидировали радиационную аварию в Федеральном ядерном центре «Арзамас 16». Не менее знаменитое подразделение в структуре МЧС — 179 Спасательный центр, расположенный в подмосковном Ногинске. В 1999 году его сотрудники приняли участие в 374 спасательных операциях. Во время войны на Балканах сводный автомобильный отряд центра доставил пострадавшему мирному населению около 683 тонн гуманитарных грузов. Основным законом, делающим возможным труд спасателя и дающим ему правовые и социальные гарантии, является Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 года № 151 ФЗ

Граждане РФ приобретают статус спасателя на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение АСР.

Гражданам РФ при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются: удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя. Книжка спасателя предназначена для учета участия спасателя в работах по ликвидации ЧС. Положение о книжке спасателя утверждается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

Добавить комментарий