Статус прокуратуры

Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации

Прокуратура Российской Федерации — это пример органа государственной власти с особым статусом. Большинство авторов выделяют роль прокуратуры как элемента системы «сдержек и противовесов» в разделении властей и отмечают необходимость сохранения за прокуратурой помимо функции уголовного преследования широких полномочий по надзору за законностью в Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также осуществляющая уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и иные функции, установленные федеральными законами.

Правовой основой деятельности прокуратуры РФ являются Конституция РФ, Закон РФ от 17 января 1992 т. «О прокуратуре Российской Федерации» (действующий с многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами и постановлениями Конституционного Суда РФ).

Определяя правовой статус Прокуратуры РФ, Закон установил, что воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности недопустимо и влечет установленную законом ответственность.

Система прокуратуры строится в соответствии с государственным и административно-территориальным устройством, установленным Конституцией РФ. Ее составляют: Генеральная прокуратура РФ; управления Генеральной прокуратуры в восьми федеральных округах; прокуратуры субъектов РФ; прокуратуры городов (создаются в крупных городах в целях более оперативного руководства и подчинены прокурору субъекта РФ, а сами имеют в подчинении районные прокуратуры); районные прокуратуры; военные прокуратуры (прокуратуры флотов, военных округов, армий, гарнизонов и др.); транспортные; специализированные прокуратуры (прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, природоохранные прокуратуры, которые могут образовываться Генеральным прокурором РФ и приравниваются к прокуратурам областей или районов); научные и образовательные учреждения (НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, институты повышения квалификации и др.); редакции печатных изданий органов прокуратуры.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в систему прокуратуры Российской Федерации, допускаются только с согласия высших органов законодательной власти страны. Право на образование новых прокуратур в связи с возникающей необходимостью (изменением административно-территориального деления, образованием новых районов, изменением структуры Вооруженных Сил РФ и др.) принадлежит Генеральному прокурору РФ.

Генеральная прокуратура РФ — высшее звено органов прокуратуры в Российской Федерации. В ее состав на правах управления входит Главная военная прокуратура РФ, возглавляемая Главным военным прокурором РФ, который является одним из заместителей Генерального прокурора РФ. В состав Генеральной прокуратуры РФ входят также первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ, назначаемые по его представлению Советом Федерации. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется Генеральным прокурором РФ.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия (в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации), которая является совещательным органом, ее решения реализуются приказами и указаниями Генерального прокурора РФ; действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. На правах управления в Генеральной прокуратуре существует восьмое управление — Главная военная прокуратура (ГВП).

Возглавляет единую централизованную систему прокурорских органов в Российской Федерации Генеральный прокурор РФ — высшее должное лицо прокуратуры РФ. Он назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор РФ одновременно является председателем коллегии Генеральной прокуратуры РФ, председателем координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов, возглавляет Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре РФ.

Срок полномочий Генерального прокурора РФ — пять лет. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению. Генеральный прокурор РФ, его заместители и, по их поручению, другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации. Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ.

Для обеспечения прокурорского надзора в федеральных округах приказом Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000 г. «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» были образованы соответствующие управления. На них возлагаются следующие функции:

  1. координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;
  2. надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;
  3. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными округами, органами контроля, их должностными лицами;
  4. надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного комитета МВД России;
  5. расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях. В настоящее время при прокуратуре Российской Федерации образован следственный комитет, который занимается расследованием уголовных дел, отнесенных к ведению прокуратуры.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры.

Низовым звеном системы прокуратуры РФ являются прокуратуры городов, районов, которые возглавляются соответствующими прокурорами.

Полномочия органов прокуратуры по определенным направлениям прокурорской деятельности:

  1. прокурорский надзор;
  2. осуществление уголовного преследования;
  3. участие прокурора в рассмотрении дел судами;
  4. координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  5. международное сотрудничество;
  6. участие прокуратуры в правотворческой деятельности.

Прокурорский надзор

Это осуществляемая от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц — прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов на всей территории Российской Федерации.

Прокурорский надзор осуществляется путем своевременного выявления и принятия мер: к (1) выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, причин и условий, способствующих им; (2) восстановлению нарушений законности; (3) привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Цель прокурорского надзора — обеспечение верховенства закона, прав и свобод человека и гражданина, суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов Российской Федерации, прав органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций, общественных и политических организаций и учреждений.

Выделяют четыре направления прокурорского надзора:

  1. надзор за исполнением законов;
  2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  4. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, а также в местах содержания задержанных и заключенных под стражу.

1. Следует отметить, что надзор за исполнением законов органами государственной власти, местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (общий надзор) — важнейшая отрасль прокурорского надзора. Он заключается в надзоре за законностью актов, издаваемых органами управления, должностными лицами, общественными организациями, и надзоре за точным и единообразным исполнением законов должностными лицами и гражданами.

Осуществляя свою деятельность в рамках данной отрасли надзора, прокуратура не может подменять иные государственные органы, вмешиваться в их оперативно-хозяйственную деятельность. Прокурорские проверки в данной сфере проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Предметом общего надзора являются:

  1. соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  2. соответствие законам правовых актов вышеуказанных органов и должностных лиц.

Осуществляя общий надзор, прокурор выявляет нарушения законов; устанавливает причины и условия нарушения законов; принимает меры к устранению нарушений законов; принимает меры по предупреждению нарушений законов; принимает меры к устранению причин и условий, способствующих нарушениям законов; устанавливает лиц, допустивших нарушения законов; принимает меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения законов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти, местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Предмет такого надзора подразделяется на следующие составляющие;

  1. соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  2. надзор за законностью правовых актов, регламентирующих права и свободы человека и гражданина;
  3. надзор в сфере экономики и экологической безопасности;
  4. предупреждение преступных проявлений.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Предметом данной отрасли прокурорского надзора является:

  1. законность нахождения лиц в местах содержания задержанных (изоляторах временного содержания) и предварительного заключения (следственных изоляторах);
  2. законность нахождения лиц в исправительных учреждениях, исполняющих наказания по приговорам судов (тюрьмы, колонии и др.), а также в учреждениях, исполняющих решения о принудительных мерах воспитательного и медицинского характера;
  3. соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу;
  4. соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
  5. соблюдение установленных законодательством Российской Федерации порядка и условий содержания вышеуказанных лиц;
  6. законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Прокуратура осуществляет координацию работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органы прокуратуры совместно с другими правоохранительными органами изучают динамику, состояние и причины преступности, разрабатывают и проводят согласованные мероприятия по предупреждению и раскрытию преступлений. Особое внимание уделяется прокуратурой борьбе с организованной преступностью.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

При осуществлении надзора прокуроры могут использовать широкий круг полномочий, реализация которых позволяет решать им задачи, поставленные перед ними Законом о прокуратуре.

Прокуроры вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, иметь доступ к их документам и материалам.

Прокуроры вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов лая выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

При необходимости прокуроры вправе вызвать должностных лиц и граждан лая получения объяснений по поводу нарушения законов.

Правовой статус прокурорских работников в Российской Федерации определяется спецификой выполняемых ими функций и задач. При рассмотрении особенностей правового положения прокурорских работников, требований, предъявляемых к ним, предоставления им определенных льгот, особенностей в поощрениях и взысканиях нужно исходить из следующих обстоятельств. Прокуроры и следователи прокуратуры выполняют важнейшие функции по осуществлению надзора за законностью и т.д., в силу чего они должны обладать высокими личностными качествами, соответствовать ряду формальных требований, предъявляемых к ним законодателем, иметь определенный опыт работы и пр. Поэтому к прокурорским работникам предъявляются соответствующие требования, более высокие, нежели предъявляются к основной массе государственных служащих. Помимо формальных требований (гражданство Российской Федерации, высшее юридическое образование, достижение определенного возраста и др.) к следователям прокуратуры и прокурорам предъявляется ряд требований личностного характера, отсутствие которых делает службу данных лиц в органах прокуратуры невозможной. Так, прокурорский работник должен обладать высокими профессиональными и моральными качествами, иметь возможность по состоянию здоровья выполнять свои профессиональные обязанности, не иметь судимости, в том числе и погашенной. Последнее обстоятельство определяется тем. что прокурорский работник имеет моральное право осуществлять свои обязанности и требовать от других выполнения предписаний закона только в том случае, если сам имеет безупречную репутацию.

Целый ряд ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры, определяется необходимостью недопущения совмещения функций прокурорских работников с коммерческой и иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской, творческой, а также другими видами деятельности. Такие ограничения вызваны опасениями недобросовестности исполнения своих служебных обязанностей в случае их совмещения с другой деятельностью и необходимостью избежать причин, могущих привести к злоупотреблениям прокуроров по службе.

Предъявляя к прокурорским работникам жесткие требования, законодатель предоставляет им целый ряд льгот различного характера, призванных выделить данную категорию лиц, решив ряд проблем социального, материального характера, с тем чтобы прокурорские работники могли в большей степени сосредоточиться на исполнении своих служебных обязанностей, быть независимыми от социальных катаклизмов и т.д.

Прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

На должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.

Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно: (1) имеет гражданство иностранного государства; (2) признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; (3) лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенною срока; (4) имело или имеет судимость; (5) имеет заболевание, которое, согласно медицинскому заключению, препятствует исполнению им служебных обязанностей; (6) состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; (7) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет; на должности прокуроров субъектов РФ. приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы.

Прокурорский работник не вправе:

  1. заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности:
  2. быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  3. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
  4. состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
  5. быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
  6. использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
  7. получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
  8. получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
  9. принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
  10. выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
  11. принимать участие в забастовках;
  12. использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе и религиозных, объединений.

Важное условие обеспечения независимости прокуроров и следователей прокуратуры при осуществлении ими своих служебных обязанностей — наделение их служебным иммунитетом. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

В 2007 г. Указом Президента РФ был создан Следственный комитет при Прокуратуре Российской Федерации (СКП), статус которого определялся президентскими указами соответствующим Положением и поправками внесенными в закон о прокуратуре. Ныне, Следственный комитет представляет собой самостоятельную правоохранительную структуру.

Руководит деятельностью Генеральной прокуратуры Генеральный прокурор РФ, у которого есть первый заместитель и замес-тители. Один из заместителей Генерального прокурора РФ одновременно является Главным военным прокурором. Первый заместитель
Генерального прокурора РФ и заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Представление об их назначении и предложение об их отстранении от должности готовится Генеральным про-
курором РФ. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), а также Главная военная прокуратура.

Главная военная прокуратура, возглавляется заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором. Деятельностью Главных управлений, управлений и отделов на правах управлений руководят их начальники являющиеся старшими по-
мощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ. Кроме должностей начальников и их заместителей в главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

В Генеральной прокуратуре, кроме того, имеются должности советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощ-
ников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ также имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В Генеральной прокуратуре РФ действует коллегия и научно-консультативный совет.

Полномочия Генеральной прокуратуры РФ

Полномочия Генеральной прокуратуры РФ следующие.

Она в пределах своей компетенции:

1) как и вся прокуратура в целом, осуществляет прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

2) выпускает специальные издания, к примеру, ежемесячный журнал Законность;

3) осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними;

4) заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью;

5) участвует в разработке международных договоров Российской Федерации;

6) осуществляет оперативное управление имеющимися у ней объектами социально-бытового и хозяйственного назначения;

7) осуществляет иные виды деятельности.

Центральный аппарат Генеральной прокуратуры РФ, его структура

Центральный аппарат Генеральной прокуратуры состоит из главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, а также Главной военной прокуратуры.

Так в генеральной прокуратуре действуют следующие структурные подразделения:

1) Главное следственное управление;

2) Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе;

3) Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов;

4) Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства;

5) Управление по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства;

6) Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах;

7) Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности;

8) Управление по расследованию особо важных дел;

9) Управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры;

10) Управление криминалистики;

11) Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

12) Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе;

13) Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе;

14) Управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;

15) Управление по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции;

16) Управление правового обеспечения;

17) Управление по рассмотрению писем и приемуграждан;

18) Управление кадров;

19) Управление делами;

20) Управление организации работы, статистики и делопроизводства;

21) Организационное управление;

22) Управление методического обеспечения;

23) Международно-правовое управление;

24) Информационно-аналитический центр (на правах управления);

25) Управление информации и общественных связей;

26) Приемная;

27) Канцелярия.

Конституция Российской Федерации провозгласила, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

В системе государственной власти прокуратура Российской Федерации занимает неоднозначное положение. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. прокуратура Российской Федерации представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ, и законов, действующих на её территории.

Целью данной работы является краткое описание основных задач и функций органов прокуратуры, принципы их организации и деятельности.

Из этой цели выявляются следующие задачи:

Определить конституционно-правовой статус прокуратуры РФ;

Рассмотреть основные полномочия органов прокуратуры РФ.

Конституционно-правовой статус прокуратуры РФ

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность прокуратуры, является Федеральный Закон «О прокуратуре». В этом законе определяются задачи и функции органов прокуратуры, принципы их организации и деятельности, порядок формирования, основы службы в органах и учреждениях прокуратуры, работы с кадрами и другие вопросы.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

В целом же основной функцией прокуратуры можно назвать охрану основ государственного строя и целостности Российской федерации, прав и свобод ее граждан, законных интересов юридических лиц. Распространенной является фраза, характеризующая функции прокуратуры — «надзор за точным и единообразным исполнением законов».

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации.

Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации определяются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, принятыми в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Главная задача прокуратуры — осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Системообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры являются положенные в их основу принципы. В качестве принципов имеются в виду основополагающие положения, в которых выражено государственное назначение прокуратуры, определены полномочия, характер правовых средств и методов надзора за исполнением закона, и указывается на ее место в системе публично-правовых структур государства. Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ и в п. 1 ст. 4 Закона «о прокуратуре» РФ, это:

принцип единства прокурорской системы;

принцип централизации;

принцип независимости;

принцип законности;

принцип гласности.

Знание и соблюдение этих принципов имеет большое значение для обеспечения эффективности функционирования прокуратуры в системе государственных органов.

Принцип единства прокурорской системы выражается в единообразных формах организации и деятельности всех прокурорских органов, единстве целей и общих задач осуществления надзора в стране, а также полномочий прокуроров по выявлению правонарушений и реагированию на них. Прокурорский надзор осуществляется на основе единого для всех звеньев прокуратуры законодательства.

Принцип централизации прокуратуры означает, что нижестоящие прокуроры подчиняются нижестоящим, а все прокуроры — Генеральному прокурору РФ, который возглавляет всю систему органов прокуратуры. Все прокуроры-руководители прокуратуры на местах назначаются Генеральным прокурором РФ. Централизация органов прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения единой законности на всей территории РФ, что невозможно осуществить без руководства прокурорами из единого центра. Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура — это единая федеральная система территориальных специализированных (военные, транспортные, природоохранные и др.) прокуратуры, которые подчиняются единому центру — Генеральной прокуратуре РФ.

Принцип независимости. Согласно ст. 4 Закона «о прокуратуре» органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов независимо от федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов и общественных объединений. Принцип независимости организации и осуществления надзора имеет важнейшее государственное и политическое значение, так как только при последовательном соблюдении этого принципа прокуратура может достичь поставленные перед ней государством цели и задачи.

Среди всех принципов организации и осуществления надзора важнейшее значение имеет принцип законности. Этот принцип — необходимое условие реализации всех остальных принципов деятельности прокуратуры. Принцип законности имеет особое значение для прокурорского надзора. На прокурорский надзор возложена обязанность следить за исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами. Потому и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязана предельно точно и неукоснительно соблюдать законы. Выполняя функцию надзора, прокуратура действует на основе законов, определяющих организацию и порядок ее деятельности: Конституции РФ, Закона «о прокуратуре», других законодательных актов РФ.

Принцип гласности закреплен в ст. 4 Закона «о прокуратуре». В ней сказано, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и население о состоянии законности. Одна из форм реализации названного принципа прокурорского надзора закреплена в п.6 ст.12 Закона «о прокуратуре». Согласно этой статье Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и отчет о проделанной работе по их укреплению.

Правовое положение и условия службы работников прокуратуры регулируется Законом о прокуратуре (раздел V) и Федеральным законом «Об основах государственной службы РФ».

Согласно ст. 40 Закона о прокуратуре, служба в органах прокуратуры является видом федеральной государственной службы, а прокурорские работники относятся к государственным служащим, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона. Трудовые отношения работников и учреждений прокуратуры регулируются законодательством РФ о труде и законодательством РФ о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре. Порядок прохождения службы прокуроров и следователей органов военной прокуратуры регулируется не только Законом о прокуратуре, но и Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». Согласно ч. 4 ст. 40 Закона о прокуратуре, работники органов прокуратуры вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

1.7. Требования, предъявляемые к лицам,
назначаемым на должности прокуроров
и следователей, условия и порядок приема на службу в органы и учреждения прокуратуры

Согласно ст. 1 Закона о прокуратуре, прокурорами и следователями могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. В исключительных случаях на должности помощников прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур, могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию и окончившие третий курс этих образовательных учреждений.

В ст. 11 ФЗ от 31 июля 1997 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы РФ» указаны ограничения, которые распространяются на всех государственных служащих, в том числе и на прокурорских работников.

К ним относятся запреты на:

− занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью;

− избрание депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов самоуправления;

− занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

− получение от физических и юридических лиц вознаграждения, связанного с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

− участие в забастовках;

− выезд в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 401 Закона о прокуратуре лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры если оно:

− имеет гражданство иностранного государства;

− признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

− лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

− имело или имеет судимость;

− имеет заболевание, препятствующее исполнению им служебных обязанностей;

− состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, брать, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

− отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связанно с использованием таких сведений.

На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица, не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее 3 лет (для прокуроров субъектов Федерации не моложе 30 лет и стаж работы не менее 5 лет).

Для лиц, впервые принимаемых в органы прокуратуры, может устанавливаться испытательный срок до 6 месяцев. Трудовой договор с лицами, поступающими на службу в органы и учреждения прокуратуры, заключается на неопределенный срок или на срок не более 5 лет.

В Законе о прокуратуре определены полномочия Генерального прокурора РФ по назначению на должность и освобождению от занимаемой должности прокурорского работника (ст. 405).

Порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности регулируется
ст. 42 Закона о прокуратуре. Согласно этой статьи любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждения против них уголовного дела, производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допускается задержания, привод и личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключение случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

В соответствии со ст. 404 Закона о прокуратуре лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, принимает Присягу прокурора (следователя) следующего содержания:

«Посвящая себя служению Закона, торжественно клянусь:

– свято соблюдать Конституцию РФ, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;

– непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия;

– активно защищать интересы личности, общества и государства;

– чутко и внимательно относится к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;

– строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

– постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.

Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры.

Каждый прокурор и следователь зачитывает текст Присяги в торжественной обстановке и удостоверяет своей подписью принятие Присяги на специальном бланке Присяги.

В соответствии со ст. 417 Закона о прокуратуре за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, на них налагаются следующие взыскания:

− замечание;

− выговор;

− строгий выговор;

− понижение в классном чине;

− лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;

− предупреждение о неполном служебном соответствии;

− увольнение из органов прокуратуры.

1.8. Прекращение службы в органах
и учреждениях прокуратуры

Согласно ст. 43 Закона о прокуратуре служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Он может быть уволен помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокурора в случаях:

− достижения прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры;

− прекращение гражданства Российской Федерации;

− нарушение присяги, прокурора (следователя), а также совершения проступка, порочащих честь прокурорского работника;

− несоблюдение ограничений, связанных со службой, а также возникновение других обстоятельств, предусмотренных ст. 11 и п. 3 ст. 21 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»;

− разглашения сведений, составляющих государственную и иную, охраняемую законом тайну.

Предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных педагогических работников) на службе в органах и учреждениях прокуратуры – 60 лет. Однако решением руководителя соответствующего органа или учреждения прокуратуры допускается продление этого срока в установленном в законе о прокуратуре порядке. Однократное продление данного срока допускается не более чем на год. Прокурорским работникам, достигшим 65-летнего возраста, продление срока нахождения на службе не допускается.

Право на выход в отставку имеют прокуроры и следователи органов прокуратуры по следующим основаниям:

1) выход на пенсию (ч. 2 ст. 44 Закона о прокуратуре);

2) несогласие с решениями или действиями государственного органа или вышестоящего руководителя.

Отставка Генерального прокурора РФ, его первого заместителя и заместителей признается принятой после принятия решения об этом Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Отставка прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров, признается принятой после принятия решения об этом Генеральным прокурором РФ.

Отставка других прокуроров и следователей признается принятой после принятия решения об этом руководителем, имеющим право назначать их на эти должности.

После отказа от старой прокуратуры не повлек за собой немедленного учреждения новой. Первое время сама мысль о восстановлении прокуратуры, считалось реакционной. Однако жизнь, практика выдвинули необходимость создания органа, осуществляющего прокурорские функции. В этой связи необходимо отметить, что до 1922 года в советских республиках не было органа высшего надзора за соблюдением революционной законности. Это объясняется тем, что на первом этапе строительства государственного аппарата отсутствовали предпосылки для создания прокуратуры: велась ожесточенная классовая борьба на фронтах гражданской войны и с военной интервенцией государственная власть значительным образом была децентрализована, советское право еще только создавалось, поэтому необходимость во многих государственных, правовых учреждениях и институтах, в том числе и в прокуратуре, не была осознана.

Упразднение старой и отказ от создания новой прокуратуры в то же время не означали отрицания функции надзора за соблюдением революционной законности в стране. Надзор за соблюдением декретов и других правовых предписаний Советской власти и ее органов осуществляли военно-революционные комитеты, ВЦИК и СНК, СТО, местные Советы и их исполкомы, НКЮ, НКГК (НК РКИ), другие наркоматы и их органы на местах, следственные комиссии, милиция, чрезвычайные комиссии и другие государственные органы.

Надзор за расследованием уголовных дел осуществляли местные народные суды, революционные трибуналы, коллегии обвинителей, комиссары юстиции и местные Советы. При этом необходимо отметить, что общие суды и революционные трибуналы были поднадзорны местным Советам и вышестоящим судебным учреждениям. А органы осуществлявшие надзор за законностью, в своей деятельности руководствовались программными указаниями В.И. Ленина, сформулированными им в обращении «К населению»: «Установите строжайший революционный порядок, беспощадно подавляйте попытки анархии со стороны пьяниц, хулиганов, контрреволюционных юнкеров, корниловцев и тому подобное.

С окончанием гражданской войны и переходом советских республик к восстановлению и развитию разрушенного народного хозяйства назрела необходимость дальнейшего укрепления и развития революционной законности.

Это, в свою очередь поставило вопрос о создании специального государственного органа, который осуществлял бы в стране высший надзор за соблюдением законов. Такой орган — советская прокуратура — был создан 28 мая 1922 года.


26 мая 1922 года было принято «Положение о прокуратуре РСФСР» по его итогам была создана, а фактически воссоздана Государственная прокуратура Российской советской федеративной социалистической республики. В Положении были отражены основные принципы деятельности новой российской прокуратуры: во-первых, централизация органов прокурорского надзора; во-вторых, строгое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим; в-третьих взаимозаменяемость на любой стадии прокурорских действий; в-четвертых, независимость прокуратуры от местной власти; в-пятых, опора прокурорских органов на помощь общественности и др.

В соответствии с Положением 1922 года на прокуратуру возлагались следующие полномочия: 1. осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; 2. непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного политического управления; 3. поддержание обвинения в суде; 4. наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей и т.д.

Анализ этих полномочий показал, что, несмотря на ряд качественных отличий, Положение о прокуратуре РСФСР сохраняло известную преемственность с дореволюционной российской прокуратурой, особенно в сфере уголовного преследования, поддержания обвинения в суде и надзора за деятельностью следственных органов дознания. В целом основные функции российской прокуратуры были закреплены Положением о судоустройстве РСФСР от 19 ноября 1926 года. Согласно ему прокуратура проводила надзор за законностью действий органов власти РСФСР, государственных и общественных учреждений и частных лиц, для охраны в судебных процессах интересов государства и трудящихся, наблюдения за деятельностью органов, ведущих борьбу с преступностью, наблюдения за приведением в исполнение приговоров, за правильностью содержания под стражей и состоянием мест заключения. Согласно этому Положению, кромегубернской, создавались краевые, областные и окружные прокуратуры, а позднее и районные ее органы, что имело большое практическое значение для всех российских регионов.


Таким образом, впервые в нашей стране была образована прокуратура как единый централизованный орган государственной власти в масштабах всего государства, впервые прокуратура получила свою самостоятельность, как это было при Петре I и его преемниках, вплоть до слияния с министерством юстиции в 1802 году. В этой связи необходимо пояснить, что вопрос о создании прокуратуры ставился еще в начале 30-х годов. Однако он по ряду обстоятельств решен не был, и в частности, по причине учреждения в апреле 1932 года специальных военных прокуратур ОГПУ, а также ОГПУ НКВД и др., которые, по существу, заменили собой прокуратуру ОГПУ советского государства. Этот факт свидетельствуют о том, что органы ОГПУ практически были выведены изпод надзора прокуратуры, которая уже не могла влиять на аресты по наиболее важным делам, и находилась под юрисдикцией этих органов. Все это стало правовой основой репрессий в 30-40 годы в советском государстве, когда органы ОГПУ НКВД фактически самостоятельно проводили не только дознание, но и аресты, контролировали дела в судах и т.д.

Прокуратуре отводилась роль одного из инструментов утверждения социалистической законности для борьбы с классовым врагом и для укрепления в государстве диктатуры пролетариата. В результате, были выработаны рекомендации органам прокуратуры о необходимости соответствия, в первую очередь, политическим задачам. При этом был сделан главный вывод: прокуратура в дореформенном виде возвращается к структуре и идеологии прокуратуры, образованной Петром I.

Окончательное формирование единства прокуратуры в масштабах всего СССР юридически было закреплено в Конституции СССР 1936 года, Конституциями РСФСР 1937 года и других союзных республик. Конституция СССР 1936 года установив конституционный статус прокуратуры, впервые включила нормы, регламентирующие ее деятельность, в отдельную главу, объединив их в общем разделе «Судебная власть». Однако, включение главы о прокуратуре в названый раздел не может рассматриваться как установка на поглощение ее судебной властью. Именно Конституцией СССР 1936 года был сформулирован «советский» стереотип, признанный и Основным Законом СССР 1977 года, и Конституцией Российской Федерации 1993 года, объединивший судебную власть и органы прокуратуры в единый раздел Конституции.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 года устанавливалась централизованная система советской прокуратуры. Однако централизация органов прокуратуры, осуществлявшаяся якобы для обеспечения надзора за единообразным исполнением законов, приобрела чрезмерный характер и не избежала бюрократических извращений, присущих и другим правоохранительным ведомствам. Центральный аппарат прокуратуры СССР фактически подмял под себя прокуратуры союзных республик и способствовал их отчуждению от народа и социальной среды. Вместе с тем исследователями, да и практиками замалчивается существенный вопрос — вследствие чего была достигнута централизация органов прокуратуры, а также таких правоохранительных органов, как служба безопасности, криминальная милиции и ряда других ведомств, и что представляла на самом деле независимость советских прокуроров всех без исключения уровней.

Между тем, централизация органов прокуратуры в советском государстве и унификация организационного построения прокуратуры на всех уровнях, которая складывалась в течение почти двух десятилетий, явились результатом окончательного формирования к 1936 году политической системы тоталитаризма, главными чертами которого являются сверхжесткая централизация управления, единственная официальная идеология, поклонение вождю, террористическая и вездесущая тайная полиция и монопольная власть высшего партийного руководства, провозгласившего свое главенство над законностью и личностью. Все это привело к тому, что к 1936 году процессы централизовали власти и управления достигли своего апогея, и страна, из федеративного государства, практически превратилась в строго централизованное унитарное государство, для которого провозглашавшиеся принципы федерализма являлись лишь конституционным фасадом под названием Союз ССР. Выраженный унитаризм самой КПСС еще более усугублял процесс централизации государственной власти в нашей стране.

Несмотря на трагические страницы в истории органов советской прокуратуры надо все же отметить, что Конституция СССР, принятая 6 декабря 1936 года придала прокуратуре конституционный статус, который остается неизмененным до настоящего времени и соответствует Конституции Российской Федерации 1993 года. Впервые в истории конституционного права было введено понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем эта прерогатива была отнесена только к полномочиям прокурора СССР. Одновременно Конституция СССР 1936 года впервые закрепила основы прокурорского надзора на высшем уровне законодательства. Прежде всего следует отметить, что основной закон СССР 1936 года, принятые в соответствии с ним основные законы союзных и автономных республик, завершили процесс централизации и создания единой системы прокурорских органов в масштабе СССР. Статус органов прокуратуры, как общесоюзного уровня, автономных республик, других уровней был определен Конституцией СССР и более подробно регулировался общесоюзным законодательством, что на тот исторический период имело большое позитивное значение.

Таким образом, в период с 1917 по 1922 годы в советском государстве прокуратура отсутствовала, но сама функция надзора за деятельностью государственных органов сохранялась. Она распределялась между различными органами – ВЦИК, СНК, отдельных наркоматов и др. и не являлась для них основой. Предпосылки восстановления прокуратуры в СССР явилось увеличение количества нормативно-правовых актов советского государства и необходимость четкого надзора за их исполнением; рост правонарушений и поиск путей выхода из правового беспредела.

24 мая 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено новое Положение о прокурорском надзоре в СССР, в соответствии с которым, как и прежде, прокурорская система объявлялась централизованной системой органов во главе с Генеральным прокурором СССР. Провозглашался независимый статус прокуратуры. Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры были призваны своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений законов, от кого бы эти нарушения ни исходили. Наряду с протестом предусматривалось такое правовое средство реагирования на нарушение закона, как представление об устранении нарушений закона и причин, способствующих нарушению закона. Прокуроры были вправе привлекать лиц, нарушивших закон, не только к уголовной и административной, но и к дисциплинарной ответственности. В четвертой главе Положения о прокурорском надзоре содержались нормы о надзоре за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений и постановлений судебных органов. В связи с этим Генеральному прокурору СССР и подчиненным ему прокурорам было предоставлено право истребования из суда для проверки в порядке надзора любого гражданского или уголовного дела.

В Конституции СССР 1977 г. в отличие от ранее действовавших Конституций регламентации организации и деятельности прокуратуры была посвящена целая глава. Здесь закреплялось подчинение всех органов прокуратуры Генеральному прокурору СССР, определялось, что Генеральный прокурор СССР и все подчиненные ему прокуроры осуществляют высший надзор за законностью, провозглашался независимый статус прокуратуры от местных властей. На основе положений данной Конституции СССР Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. был принят Закон о прокуратуре СССР, который возложил на прокуратуру координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. В отличие от ранее действовавшего Положения о прокурорском надзоре СССР 1955 г. Закон четко определил полномочия прокуроров по отдельным отраслям прокурорско-надзорной деятельности. Примечательно, что Генеральному прокурору СССР, а также прокурорам союзных и автономных республик предоставлялось право законодательной инициативы. Генеральный прокурор СССР, Главный военный прокурор, прокурор союзной республики и их заместители были вправе приостанавливать исполнение опротестованного приговора, определения и постановления суда по уголовному делу до разрешения дела в порядке надзора. Принесение прокурором протеста на иные акты, нарушающие права и свободы граждан, автоматически влекло приостановление действия такого акта до рассмотрения протеста. Требования прокурора об устранении выявленных им нарушений, причин и условий, способствующих их совершению, носили обязательный для исполнения характер. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «О прокуратуре СССР» введены такие средства прокурорского реагирования, как предписание и предостережение.

С распадом в 1991 г. СССР Прокуратура Союза ССР прекратила свою деятельность и утратила руководящий статус над прокуратурами союзных республик. Все действовавшие на тот момент на территории РСФСР органы прокуратуры были объединены в единую систему прокурорских органов во главе с Генеральным прокурором РСФСР. В 1992 г. принят Закон «О прокуратуре Российской Федерации», нормы которого положены в основу отрасли современного прокурорского права и в соответствии с положениями которого строится и функционирует современная российская прокуратура.

Добавить комментарий