Статус сотрудника ОВД

Министерство внутренних дел РФ – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке гос. политики в сфере миграции. Полномочия. 1. Формирует на основе анализа и прогнозирования состояния преступности, ООП и собственности, обеспечения общественной безопасности и миграционных процессов. 2. Разрабатывает и осуществляет меры по реализации гос. политики в сфере внутренних дел. 3. Разрабатывает и представляет Президенту и в Правительство России проекты ФКЗ, федеральных законов и др. документы. 4. Определяет основные направления деятельности ОВД и внутренних войск. 5. Обобщает практику применения законодательства РФ в сфере Внутренних дел, проводит анализ реализации гос. политики и оперативной обстановки. 7. Обеспечивает разработку и реализацию гос. программ в сфере внутренних дел. 8. Разрабатывает и принимает меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению. 9. Организует и осуществляет розыск лиц, похищенное имущество, оперативно-розыскную деятельность, дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам, экспертно-криминалистическую деятельность. Лицензирование отдельных видов деятельности, предоставление сведений о своей деятельности. Участвует в мероприятиях по противодействию терроризму. 10. Производство по делам административных правонарушений, которые отнесены к компетенции ОВД. 11. Содержание ОВД задержанных или заключенных под стражу, лиц, находящихся в изоляторах временного содержания. 12. Участвует в осуществлении контроля (надзора) за соблюдением лиц, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом запретов и ограничений.

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Федорова, Наталия Сергеевна

Выводы по разделу

1. Группировка объектов осуществляется на основе поиска закономерностей, в качестве которых выступают легко интерпретируемые логические выражения. Группировка — наиболее простой и естественный способ анализа информации. На исходные данные не накладывается никаких ограничений, а оценка взаимосвязей между признаками на основе подсчета частот различных комбинаций их значений непосредственно отражает логику эмпирического социологического анализа. Весьма эффективны так называемые специальные методы группировки, к числу которых относится метод вычисления меры близости и сходства. Термин «близость» относится к сходству, к различию, к корреляции, к мере пересечения или же любой другой функции, используемой в качестве меры сходства или расстояния между объектами. Наиболее эффективными инструментами исследования мер близости и сходства в социологии являются многомерное шкалирование, кластерный, дискриминантный и факторный анализы.

2. В данном диссертационном исследовании был применён многомерный статистический анализ, направленный на выявление характера и структуры взаимосвязи между операциональными конструктами социально-профессионального статуса сотрудников ОВД. На начальном этапе обработки информации применялась процедура стандартизации данных. Затем методом факторного анализа был определен набор сравнительно небольшого числа наиболее информативных показателей. На последнем этапе посредством кластерного анализа была осуществлена группировка сотрудников органов внутренних дел по мерам близости и сходства в социально-профессиональном статусе.

3. В процессе факторного анализа были выявлены пятнадцать наиболее существенных факторов, собственные значения которых интерпретированы следующим образом: отнесение себя к тому или иному социальному слою; оценка престижа профессии; состояние доходов в семье; неудовлетворенность денежным содержанием сотрудников ОВД; отношение к льготам; уровень обеспеченности жильем; удовлетворенность имеющимся жильём; наличие автомобиля; наличие дачи, дачного участка; удовлетворенность семейным положением; влияние на социальный статус респондента других членов семьи; статус родителей респондента; оценка престижности образования; стремление к получению новых знаний; пол, возраст и стаж работы респондента.

4. На последнем этапе обработки первичной социологической информации использовался кластерный анализ, позволивший выделить четыре группы (кластера) сотрудников органов внутренних дел по мерам близости и сходства в социально-профессиональном статусе. Первую группу составили репон-денты (43%) в возрасте 25-40 лет, преимущественно мужчины с 5-10 летним стажем работы в правоохранительных органах, 94% из которых имеют одного или двоих детей. Большинство из них относит себя к социальному слою «малообеспеченных» и не удовлетворены своим материальным положением. Доходы в семье, указанные представителями данной группы, являются самыми низкими. Здесь наибольшее количество сотрудников (21%), не уверенных в правильности выбора профессии, считающих свою нагрузку на работе чрезмерной и высокой (51%). В этом кластере самый высокий процент респондентов (35%) , руководствовавшихся при выборе профессии желанием бороться с преступностью и романтикой профессии (23%). 91% сотрудников считают свой образовательный уровень удовлетворительным для своей профессиональной деятельности, что также является самым высоким показателем среди других групп. Практически все представители данной группы имеют собственную квартиру, многие автомобиль (43%>) и дачу (36%). Вторую группу составили сотрудники милиции (40,5%>), среди которых соотношение женщин примерно такое же, как и в общей выборке. Большинство составивших второй кластер принадлежат к возрастной группе от 25 до 30 лет, 80% из них имеют детей. В этой группе самое большое количество (18%) тех, кто при выборе профессии руководствовался решением материальных проблем. Каждый второй уверен в выборе профессии, а каждый пятый вполне удовлетворен занимаемой должностью. Количество удовлетворенных и не вполне удовлетворенных условиями труда разделилось поровну. Вместе с тем представители этого кластера в подавляющем большинстве (78%) не удовлетворены своим интегральным материальным положением и относят себя к социальному слою «малообеспеченных». Почти никто в данной группе не имеет собственной квартиры, 54% живут с родителями, 13% — в общежитии, 30%) снимают квартиру. Владеют автомобилем только пятая часть опрошенных, треть респондентов имеет дачный участок — это самые низкие показатели по всем кластерам. Здесь также самое большое число лиц, считающих, что льготы для сотрудников милиции реально не действуют. Третью группу (9%) составляют равно распределившиеся по тендерному признаку респонденты в возрасте от 35 до 45 лет. В данной группе самый маленький процент (75%) респондентов, имеющих детей, и самый большой процент (40%) сотрудников, относящих себя к социальному слою «обеспеченных», что в среднем в четыре раза больше, чем среди других групп. Здесь же больше всего удовлетворенных условиями и результатами работы (73%), а также предоставляемыми сотрудникам льготами. 60% сотрудников уверены в правильности выбора профессии и вполне удовлетворены занимаемой должностью. Каждый второй представитель данного кластера руководствовался при выборе профессии романтикой и желанием бороться с преступностью, а каждый четвертый пришел в органы внутренних дел по совету родителей и друзей. В третьей группе самое большое число лиц (95%), считающих, что повышение образования необходимо для достижения более высокого социально-профессионального статуса. В четвертую группу (7,5%>) вошли сотрудники милиции более старшего возраста, в том числе все опрошенные старше 50 лет, практически все из которых имеют одного или двоих детей. Данный кластер самый «образованный» (94% респондентов имеют высшее профессиональное образование), характеризуется наиболее высоким уровнем доходов среди всех групп и в то же время самой высокой неудовлетворенностью своим материальным положением — две трети респонден

111 тов относят себя к слою «малообеспеченных» граждан (средств хватает только на повседневные расходы и в крайних случаях на лечение). Каждый второй представитель этой группы не уверен в правильности выбранной профессии, не удовлетворён условиями, содержанием и организацией своего труда. В четвертом кластере самое большое число лиц (59%), считающих профессию сотрудников органов внутренних дел не престижной.

5. Группировка сотрудников органов внутренних дел по мерам близости и сходства в социально-профессиональном статусе позволила получить более краткое описание большого массива первичной социологической информации по проблеме исследования в виде групп данных, обладающих схожими свойствами. В результате большое количество индивидуальных описаний заменяется значительно меньшим числом описаний групп. Естественно, что при этом неизбежно некоторое огрубление и частичная потеря информации о каждом отдельном операциональном конструкте социально-профессионального статуса, однако это даёт возможность получения более наглядной общей картины, позволяет лучше уяснить структуру всего множества эмпирических данных, определить дальнейшие направления исследований в этом проблемном поле, обосновать рекомендации в сфере государственной и ведомственной социальной политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении подведём итоги работы, сформулируем основные выводы и рекомендации, наметим пути дальнейшего анализа проблем, рассматриваемых в диссертационном исследовании.

Первый вывод носит уточняющий характер по отношению к основным методологическим подходам и методическим процедурам исследования социальной структуры, одномерности и многомерности стратификации, выделению её критериев и элементов. В данном исследовании социально-профессиональный статус рассматривается в качестве аспекта более широкого понятия социального статуса и означает место сотрудников органов внутренних дел в профессиональной структуре, определяет уровень их экономического положения, а также оценку и самооценку той роли, которую играет эта социально-профессиональная группа в системе профессиональных отношений. Он характеризуется степенью включенности сотрудников в отношения профессиональной группы, уровнем квалификации и мастерства, профессионального самосознания, признанием в профессиональной среде. Поэтому, в группу индикаторов, которые использовались для социологического измерения социально-профессионального статуса на эмпирическом уровне, были включены такие объективные по отношению к респонденту факторы, как мера состояния и изменения социально-профессионального статуса, а также субъективные мотива-ционные установки, оценки и суждения сотрудников органов внутренних дел, выражающие их отношение к различным аспектам своего социально-профессионального статуса.

Следующая группа выводов связана с состоянием социально-профессионального статуса сотрудников органов внутренних дел и основными тенденциями его трансформации в современных условиях. Проведенное исследование свидетельствует, прежде всего, о рассогласованности операциональных конструктов социально-профессионального статуса сотрудников органов внутренних дел. Налицо существенное противоречие между профессионализмом, наличием специального образования и опытом работы с одной стороны и низким материальным положением, неудовлетворительной социально-правовой защищенностью и падающим престижем профессии с другой. Подобный феномен получил название «статусной инконсистенции» (несовместимости), когда занимаемая индивидом позиция в социальной структуре является относительно высокой, а её оценка в обществе весьма низкой.

Социологический анализ социально-профессионального статуса сотрудников органов внутренних дел свидетельствует, что эту социально-профессиональную группу нельзя представлять как однородную массу — она сильно дифференцирована и по социально-демографическому составу, и по факторной дискретности статусных характеристик. Вместе с тем для трансформации социально-профессионального статуса сотрудников органов внутренних дел характерны следующие тенденции: устойчивые, позитивные восходящие и негативные нисходящие. Первая группа включает в себя стабильно продолжающиеся мероприятия по сокращению штатной численности личного состава МВД России, что определило основные тенденции структурной перестройки и профессионально-отраслевой динамики комплектования органов внутренних дел. Несмотря на увеличение некомплекта, общая численность сотрудников Министерства остаётся вполне достаточной для выполнения возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации задач: плотность подразделений милиции, непосредственно занимающейся борьбой с преступностью и охраной правопорядка, составляет одного сотрудника на 200 человек населения, что, в общем, соответствует европейским стандартам плотности полиции в расчете на количество населения страны. Подавляющее большинство личного состава стабильно решает на высоком профессиональном уровне оперативно-служебные и служебно-боевые задачи, многократно усложнившиеся в связи с событиями на Северном Кавказе, волной насилия и терроризма, прокатившейся по России, достойно выполняет свой служебный долг. За мужество и героизм указами Президента Российской Федерации около 6.5 тысяч сотрудников органов внутренних дел были удостоены государственных наград. Двадцати пяти из них присвоено звание Героя России. Ко второй группе следует отнести получившую дальнейшее развитие положительную тенденцию стабилизации кадрового ядра. В целом по системе МВД России снизился удельный вес сотрудников с общим стажем службы менее трёх лет, а со стажем от трёх до десяти лет увеличился. Анализ статистических данных показывает, что в органах и подразделениях внутренних дел, хотя и медленно, но продолжается рост образовательного уровня сотрудников, увеличивается и доля имеющих юридическое образование. Вместе с тем позитивные тенденции развиваются медленно. Многие проблемы остаются нерешенными, а некоторые вызывают обоснованную тревогу. Так, в полной мере продолжает сохранять свою актуальность и проблема «внутренней» текучести кадров, то есть перевод сотрудников из одной службы в другую, который далеко не всегда является объективно обоснованным. Данные статистики свидетельствуют о том, что даже с учётом необходимой поправки на множество привходящих факторов (в том числе и личного свойства) в работе по закреплению кадров в конкретных службах остаётся ещё достаточно проблем, требующих решения. В любом случае закрепление кадров является одной из ключевых проблем в деле формирования действительно профессионального кадрового ядра органов внутренних дел. Во многом нестабильность кадрового состава является прямым следствием нерешённости социальных проблем. Анализ реального состояния социально-правовой защиты сотрудников органов внутренних дел показывает, что существенная часть правовых норм и положений действующего законодательства в этой сфере в должной мере не исполняется. Наиболее серьёзное положение сложилось с обеспечением личного состава жильём. Выделение квартир сотрудникам сократилось. Практически прекращено оказание безвозмездной финансовой помощи лицам, занимающимся строительством индивидуального и кооперативного жилья, приостановлено выделение беспроцентных ссуд сотрудникам милиции. Число нуждающихся в улучшении жилищных условий все более возрастает и составляет почти пятую часть личного состава. В большинстве регионов России приобрела хронический характер задержка выплаты на месяц и более заработной платы личному составу, до 2-3-х и свыше месяцев — страховых сумм и денежных компенсаций в возмещение ущерба, причиненного сотрудникам на службе, а также компенсации взамен продовольственного пайка и за поднаём жилья. Из-за отсутствия денежных средств неудовлетворительно компенсируются затраты личного состава на санаторно-курортное лечение, проезд к местам отдыха, не обеспечивается возможность своевременного убытия в очередные отпуска. В настоящее время Правительством Российской Федерации принимаются меры по ликвидации задолженности и частично ситуация исправляется. Однако в ряде регионом по местным бюджетам задержки по-прежнему имеют место. В некоторых регионах не своевременно и не в должном объёме оказывается помощь семьям погибших сотрудников органов внутренних дел, трудно решаются вопросы назначения пенсий вдовам и сиротам погибших. Существенно хуже решаются вопросы реализации прав сотрудников органов внутренних дел, получивших ранения и увечья. Во многих регионах неудовлетворительно решаются вопросы выплаты единовременных пособий и компенсаций за понесённый ущерб. В последнее время из-за неразрешенности вопроса с целевым финансированием по обязательному медицинскому страхованию значительная часть личного состава оказывается лишенной бесплатного медицинского обслуживания и лечения. Не менее серьёзной проблемой является бесплатное обеспечение сотрудников лекарственными средствами при амбулаторном лечении.

Оценивая состояние социально-профессионального статуса сотрудников органов внутренних дел и тенденций его трансформации в целом, следует сделать вывод о том, что сложившееся положение отражает общее состояние общества, которое находится в переходном периоде. В этой ситуации социально-профессиональный статус сотрудников органов внутренних дел не мог не измениться и не ухудшиться. Острота проблемы заключается в том, что нестабильность социально-профессионального статуса резко отрицательно сказывается на морально-психологическом состоянии личного состава, на его социальном самочувствии и социальном поведении. Исследование выявило определённую закономерность проявления той или иной реакции сотрудников на рассогласованность статусных характеристик. Первой реакцией на неконсистент-ность является эмоциональная, которая заключается в том, что сотрудники, получающие вознаграждение меньше, чем ожидаемое от соответствующих статусных позиций, будут испытывать чувство гнева и ощущение провала. Следует особое внимание обратить на один из мощных дестабилизаторов социальных отношений — неконтролируемое насилие (само насилие понимается при этом как преднамеренное нанесение ущерба человеку, его здоровью, или собственности), сопровождающее, к сожалению не только преступления, но и нередко вызывающее эскалацию социальных конфликтов, отчасти и действия милиции в операциях по локализации социальных конфликтов или выполнении других подобных функций. Используя силу, сотрудники соответствующих структур не всегда учитывают, что правоохранительные органы находятся под зорким контролем общественного мнения, которое чаще всего не поддерживает такие формы деятельности. Эти формы не эффективны, не легитимны и не соответствуют социокультурной ситуации в современном российском обществе. Насилие — это источник и показатель нестабильности правопорядка. Перспективам социокультурной динамики современного общества отвечает активное освоение и использование таких приемов, которые были бы ориентированы на сознательный отказ от применения физической силы, наносящей урон людям и их собственности, ненасильственных методик. Ненасильственные действия имеют в деятельности правоохранительных органов широкий диапазон, который может быть расширен за счет усиления работы в этом направлении. Тем самым существует настоятельная необходимость изменить ситуацию статусной неконси-стентности. В некоторых ситуациях эмоциональные реакции могут быть неоднозначными. Например, конфигурация типа «низкий доход — высокий престиж профессии», «высокий доход — низкий престиж профессии» представляют собой несоответствия между двумя видами вознаграждений — материальным (доход) и социальным (престиж профессии), которые могут быть взаимозаменяемыми. Эмоциональная реакция человека в такой ситуации будет зависеть от его индивидуальных предпочтений относительно того или иного вида вознаграждения. Реакции сотрудников на ситуацию статусного рассогласования не ограничиваются перечисленными выше — указанные последствия являются наиболее видимыми и в той или иной мере проверенными на эмпирических данных. Следует отметить и другие поведенческие реакции на статусные несоответствия. Например, ситуация неконсистентности между достигнутыми и предписанными статусами поражает сильный стресс, психосоматические симптомы, вследствие которых неконсистентные индивиды, считая себя неудачниками, демонстрируют специфические способы общения с коллегами, становятся менее эффективными работниками вследствие беспокойства, напряжения от ощущения несоответствий.

Существует определенная закономерность проявления той или иной реакции индивида на рассогласованность их статусов. Первой наипростейшей реакцией на неконсистенотность считается эмоциональная. Далее следуют различные попытки изменить ситуацию — процессы мобильности. Только восходящая мобильность может снизить диссонанс, так как нисходящая может создавать новые несоответствия, связанные со сравнением положения в настоящем времени и в прошлом. Более сложными реакциями являются различные попытки изменить ситуацию — процессы мобильности. Только восходящая мобильность может снизить диссонанс, так как нисходящая мобильность может создавать новые несоответствия, связанные со сравнением положения в положения в настоящем времени и в прошлом. В частности, естественное стремление сотрудников ОВД зарабатывать больше, чтобы обеспечить себя и свою семью средствами к существованию, в данной правовой ситуации, когда они не имеют права заниматься коммерческой деятельностью и подрабатывать, с одной стороны, и не получают адекватного вознаграждения со стороны государства, с другой стороны, может найти выход в фактах коррупции — противозаконном использовании сотрудниками органов внутренних дел своей государственной должности и полномочий для извлечения личной выгоды. Основная опасность, связанная с проблемой коррупции, заключается в том, что она превращает государство из средства обеспечения социальных гарантий всех слоев общества в орудие осуществления интересов отдельных групп за счет остальной части общества. Подрывается основание для уважительного отношения к человеку в форме сотрудника милиции, что весьма пагубно сказывается на отношении к милиции в частности и на восприятии гражданами государства — как гаранта их прав и свобод. Если изменить ситуацию невозможно, то индивид обращается к следующему, тоже достаточно простому, способу изменения действительности — борьбе против конкретных индивидов или категорий индивидов, например, дискриминация и предрассудки, которые выражаются в представлениях о вседозволенности, собственной «карательной миссии», низкой культуре общения с гражданами, неправомерном применении силы. Если этот способ не удается, то следует более сложная форма попыток изменения реальности — стремление изменить социальный порядок: первоначально поддерживая взгляды тех политических движений, которые обосновывают необходимость изменений в обществе, а затем — принимая активное личное участие в их деятельности. Если этот способ не возможно реализовать, то индивид будет прибегать к самоизоляции, крайней формой которой выступает суицид. В ситуации невозможности ни изменения действительности, ни избежания профессиональных контактов, индивид вынужден жить с диссонансом, напряжением, вытекающим из рассогласованности его статусов, что в свою очередь влияет на его социальную удовлетворенность — обобщенную в сознании индивида совокупность его восприятия и оценок условий жизни и качества жизни. Высокая социальная удовлетворенность, как известно, является важной социальной предпосылкой для развития социальной системы, а также для сохранения ее стабильности.

Наконец, проведённое исследование заставляет сделать вывод о том, что социально-профессиональное положение сотрудников органов внутренних дел не может быть улучшено, если эту задачу пытаться решить вне контекста общих проблем российского общества. Решение существующих проблем может быть достигнуто лишь в общенациональном контексте, на долгосрочной основе, при полном осознании теснейшей взаимозависимости реформирования органов внутренних дел и социальной политики. В этой связи необходима конкретная концепция социально-правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, находящихся на государственной службе Российской Федерации. Актуальность разработки такой концепции связана с тем, что защитные механизмы в отношении личного состава МВД России не отвечают в полной мере современному состоянию российского общества и складывающейся криминальной ситуации. Поэтому концептуальные основы государственной политики в области социально-правовой защиты сотрудников органов внутренних дел должны учитывать развитие не только научной теории, но и складывающуюся практику. В свою очередь последняя показывает, что вопросы социально-правовой защиты сотрудников наиболее успешно разрешаются в следующих формах: принятие администрациями субъектов Российской Федерации и их законодательными органами долгосрочных программ по решению комплекса проблем в области социально-правовой защиты сотрудников ОВД, подкреплённых соответствующей законодательной базой; подготовка органами внутренних дел обзоров, представлений, запросов в органы исполнительной и законодательной властей о состоянии социально-правовой защиты сотрудников, а также о ходе выполнения запланированных мероприятий в рамках уже принятых правовых документов, затрагивающих это состояние на территориях конкретных регионов; оказание органам внутренних дел материальной и финансовой поддержки со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации; установление для сотрудников ОВД дополнительных региональных социальных льгот; разработка предложений по совершенствованию

120 законодательства о социально-правовой защите личного состава МВД России и их вынесение на федеральный уровень.

Представляется, что реализация этих первоочередных мер во многом будет способствовать стабилизации социально-профессионального статуса сотрудников органов внутренних дел, формированию у них позитивной профессиональной мотивации, заинтересованности в совершенствовании уровня профессионализма и самореализации в профессиональной деятельности. Как следствие появляется возможность поиска инновационных, управленческих подходов как по отношению к правоохранительной деятельности ОВД, так и в отношении всего арсенала используемых в ней методов и средств. Конечно, реализация этих мероприятий потребует значительных организационных и материальных затрат. Однако необходимо признать тот факт, что общественную безопасность в стране могут обеспечить лишь профессионально подготовленные, технически безупречно оснащенные и социально защищенные специалисты. Правопорядок стоит дорого и продолжает расти в цене, и если не изыскать необходимых финансовых ресурсов сейчас, то нельзя рассчитывать на улучшения криминологической ситуации в стране и в будущем ситуация разгула преступности будет ухудшаться и в дальнейшем потребуется ещё больше затрат и усилий со стороны общества для её преодоления.

Главная → Курсовые → Курсовые по административному праву

План курсовой работы

Введение.

1. Понятие административно-правового статуса полиции.

2. Особенности административно-правового статуса полиции в РФ.

3. Основные направления деятельности полиции. Основные функции полиции РФ.

Введение

Иные субъекты права имеют общий административно-правовой статус с полицией, однако следует отметить ряд особенностей, которые отличают административно-правовой статус полиции от иных статусов субъектов права. Рассмотрев данные особенности можно понять сущность административно-правового статуса полиции; закономерности его образования.

Полнoмочия полиции достаточно широки, они определяются и строгой дисциплиной для сотрудников полиции и определенными ограничениями которые притерпевают сотрудники. Сотрудник полиции должен защищать народ от преступлений, в связи с этим его административно — правовой статус будет кардинально отличатся от обычных государственных служащих.

Правовой статус полиции обладает характерными чертами, которые помогают отличить его от иных государственных статусов, данные отличия можно выделить в несколько групп. В первую группу можно отнести , что все сотрудники полиции обладают специальной правосубьектностью. Вторую группу составляют особенности, характеризующие лишь такие элементы статуса как обязанности и права. В деятельности сотрудников полиции преобладают властные полномочия, которые связанны с применением мер принуждения; реализация обязанностей и прав не только в служебное, но и во внеслужебное время, независимо от места нахождения сотрудника; при особых условиях происходит возложение дополнительных полномочий; административно-правовое регулирование и уголовное регулирование.

Содержание административно-правового статуса полиции находит свое назначение, в задачах деятельности формах и методах с помощью которых достигается поставленная цель.

Данная тема является достаточно актуальной, потому что права и свободы гражданина всегда имели наивысшую ценность, что подтверждает Конституция РФ, однако для обеспечение этих прав и свобод необходимы специальные органы с определенными правами и обязанностями, которые будут способствовать защите граждан. Существование полиции без определенного административно-правового статуса сотрудников не возможно в силу задач которые стоят перед правоохранительными органами. Полиция занимает очень важное место в системе правоохранительных органов . В ходе проведения административной реформы с целью обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод, создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и общественной безопасности прошло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в полицию.

Процесс реформирование милиции в полицию предусматривал изменение законодательных и организационно-правовых основ функционирования милиции, изменение статуса ее органов и служащих, произошли изменения функций, полномочий направленных на решение стоящих задач по охране правопорядка, были изменены права и обязанности сотрудников полиции.

Реформирование милиции и создание полиции произошло с одной очень важной целью получить доверие народа, выработать новые системы взаимодействия с обществом , учитывать общественное мнение при оценки эффективности работы полиции, изменить систему отчетности и разработать современные показатели эффективности работы правоохранительных органов. В связи с реформированием полиции произошло изменение ее места и роли в системе правоохранительных органов Российской Федерации, внесло коррективы в организационно-правовые формы ее деятельности и взаимодействия с правоохранительными органами и гражданским обществом. Отчасти в создании современного правоохранительного института — полиции нашли отражение процессы интеграции сил правопорядка России в мировое полицейское сообщество.

Предмет курсовой работы — это законодательство, которое действует в настоящий момент в РФ и определяет административно-правовой статус полиции.

Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие по поводу содержания административно-правового статуса полиции.

Целью курсовой работы является изучение содержания и особенностей административно-правового статуса полиции в РФ.

Задачи данной работы:

  • — рассмотреть основы организации полиции в Российской Федерации;
  • — рассмотреть административно-правовой статус полиции.

В процессе исследования темы данной работы применялись общенаучные методы (системный метод, анализ, синтез, наблюдение) и методы научного познания (сравнительно-правовой, историко-правовой), способствующие реализации и достижению поставленной цели.

Скачать работу (docx)



В статье анализируются особенности прав и обязанностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Приводится характеристика основных и специальных прав и обязанностей представителей правоохранительных органов. Определено, что деятельность сотрудников ОВД регламентирована гораздо жестче, чем деятельность государственных служащих (например, в отношении вопроса применения мер наказания в случае нарушения дисциплины). Отмечены случаи, в которых сотрудник ОВД может действовать согласно своим внутренним убеждениям.

Анализируя структуру административно-правового статуса сотрудника ОВД, прежде всего, необходимо разобрать такие понятия как административно-паровой статус гражданина. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Как указано в статье 2 Конституции РФ, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Административно-правовой статус гражданина это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

  1. принципы административно-правового статуса граждан;
  2. гражданство;
  3. административная правосубъектность (право, дееспособность) граждан;
  4. права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
  5. административная ответственность граждан;
  6. юридические гарантии административно-правового статуса граждан.

Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права. Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан — способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Таким образом, сотрудник органов внутренних дел — гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 Федерального закона № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.

Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел определяется Федеральным законом № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в органах внутренних дел.

Сотруднику органов внутренних дел выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером. Образцы служебного удостоверения и специального жетона сотрудника органов внутренних дел и порядок их выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Служебное удостоверение сотрудника органов внутренних дел является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к федеральному органу исполнительной власти в сфере . Форменной одеждой полицейский обеспечивается за счет государства. Нагрудные знаки и знаки отличия на форменной одежде должны располагаться в строгом соответствии с установленным образцом. Все сотрудники полиции имеют право на ношение оружия и средств защиты. Их выдача осуществляется также за счет средств федерального бюджета.

Характеристика правового статуса кого-либо включает в себя анализ его прав и обязанностей, что также представляется необходимым при рассмотрении особенностей правового статуса сотрудников полиции. Необходимо учесть также и то, что правовой статус сотрудников органов внутренних дел в последние годы претерпел значимые изменения. Изменения, произошедшие в системе социально-политических отношений в стране за последнее время, потребовали пересмотра существующего законодательства в отношении сотрудников ОВД. Данные изменения в основном закреплены в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» . Также права и обязанности сотрудника полиции прописаны в Законе о службе в органах внутренних дел, в федеральных законах «О полиции» , «О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ» . Условно права и обязанности сотрудников органов внутренних дел разделены на два основных блока — социальные права и правила применения сотрудниками полиции физической силы и табельного оружия .

Значимый объем обязанностей, выполняемых сотрудниками ОВД, связан с оказанием государственных услуг населению. К примеру, сотрудники дорожно-патрульной службы осуществляют прием экзаменов на право вождения автомобилем.

Помимо того, что сотрудник полиции, являясь гражданином Российской Федерации, обладает всеми гражданскими правами, он обладает и специфическими правами, так как обязан укреплять правопорядок и законность в государстве. В РФ существуют три основных вида государственной службы:

  1. военная служба — государственные военные службы,
  2. государственная гражданская служба — обеспечение исполнения полномочий государственного лица,
  3. правоохранительная служба — службы по обеспечению выполнения законов государства и защите прав граждан.

Трудовой кодекс Российской Федерации распространяется на представителей органов внутренних дел лишь в той части, в которой он не соприкасается с законодательными актами, посвященными службе в полиции.

Сотрудником полиции считается лишь должностное лицо, которому присвоено специальное звание и который выполняет определенные обязанности. В территориальных органах внутренних дел сотрудник полиции выполняет свою работу в пределах конкретной территории его территориального органа. Вне пределов своей территории полицейский выполняет обязанности, которые закреплены за ним федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации. Безусловным является тот факт, что деятельность сотрудников ОВД гораздо жестче регламентирована, чем деятельность государственных служащих. К ним применяются более жесткие меры наказания в случае нарушения дисциплины. Перечень условий, при которых следует увольнение сотрудника полиции из ОВД, гораздо больше, чем подобный перечень в отношении гражданских лиц.

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на полное обеспечение всеми техническими средствами, необходимыми для работы. Все сотрудники полиции должны быть ознакомлены со своими должностными инструкциями, в которых перечисляются их права и обязанности. Безусловно, график работы полицейских сильно отличается от графика работы гражданских лиц, но они также имеют право на отдых, выходные и нерабочие дни, ежегодные оплачиваемые отпуска .

Если возникает служебная необходимость, сотрудник органов внутренних дел имеет право получить материалы и информацию, составляющую государственную тайну, в строго установленном порядке. Он также может обратиться за нужной информацией в государственные и муниципальные органы.

Все сотрудники органов внутренних дел по желанию могут ознакомиться со своими личными делами и отзывами на свою работу. Никто не имеет право препятствовать продвижению по службе сотрудника полиции, если на то нет значимых оснований. Хотя деятельность полицейских регламентируется специальными федеральными законами, они так же, как и все граждане Российской Федерации, имеют право обратиться в суд за рассмотрением служебного спора в соответствии с законодательством РФ.

Особыми правами сотрудников полиции являются право:

  1. требовать от физических и юридических лиц соблюдать законность и правопорядок,
  2. проводить задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений,
  3. при необходимости проводить проверку документов у граждан и организаций,
  4. при необходимости использовать транспортные средства граждан,
  5. при необходимости в строго установленном законодательством порядке применять физическую силу, табельное оружие и специальные средства защиты.

Так как сотрудник полиции является представителем государственной власти, его требования являются обязательными для выполнения. Он подчиняется непосредственному начальнику. При получении от начальника приказа или распоряжения, противоречащего законодательству Российской Федерации, прежде всего, он должен руководствоваться положениями закона .

Сотрудник полиции осуществляет свою деятельность основываясь на контракте, который вступает в силу со дня, названного в приказе руководителя структурного подразделения о назначении на должность. Контракт может быть как бессрочным, так и на определенный срок.

При принятии на службу гражданина устанавливается срок его стажировки не менее трех месяцев и не более шести месяцев. На этот период он считается стажером на должность в органы внутренних дел. В испытательный период со стажером заключается срочный трудовой договор.

Полиция обязана следить за соблюдением прав граждан. Если действия сотрудника полиции приводят к ограничению прав граждан для совершения правосудия, данные действия должны быть немедленно прекращены при достижении необходимой цели. Сотрудник полиции не имеет право прибегать к применению пыток, насилия, жестокому обращению и всему тому, что унижает человеческое достоинство гражданина.

Также сотрудник полиции может выбрать по своему внутреннему убеждению, например, вид принуждения, применяемый к нарушителю. Также он сам решает по сложившимся обстоятельствам, основываясь на приказах применять огнестрельное оружие или нет.

Сотрудником полиции не может быть человек, признанный недееспособным или ограниченно дееспособным. Также в ряды полиции не принимаются граждане с судимостью и имеющие заболевания, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень. Сотрудниками полиции также не могут быть граждане других государств, имеющих двойное гражданство.

Литература:

  1. Административное право: учеб. пособие для прикладного бакалавриата / Н. В. Макарейко. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 212 с. — Серия: Учебное пособие.
  2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Российская газета. 2011. 7 дек.
  3. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № З-ФЗ // Там же. 8 февр.
  4. О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ // Там же. 21 июля.
  5. Рахматуллин А. Ф. Особенности правового статуса сотрудников органов внутренних дел как представителей правоохранительных органов современной России // Вестник Новгородской академии МВД. 2012. № 20.
  6. Тенгизова Ж. А. Защита имущественных прав сотрудников полиции // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3–2.
  7. Тенгизова Ж. А. Требования законности в деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11–1.

Добавить комментарий