Структура аппарата государства

Понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» могут применяться как синонимы, но есть и другая точка зрения (см. ниже).

Государственный аппарат — основное звено механизма государства, обеспечивающее повседневную работу системы органов власти и управления по осуществлению практических мер, направленных на реализацию функций государства. Имеет структуру, соответствующую базовым функциям государства.

Структура госаппарата — совокупность государственных органов власти и управления и государственных служащих, занятых в госорганах, наделенных властными полномочиями для реализации функций государственной власти всех видов — законодательной, исполнительной, судебной.

Государственный аппарат вшироком смысле это все ветви власти, все иные государственные органы (комиссии при высших институтах власти, органы парламентского контроля) и инструменты воздействия (контрольно-ревизионные, надзорные и др.).

В узком смысле — совокупность органов и структур, обеспечивающих функционирование всех ветвей власти, то есть выполняющих исполнительно-распорядительные функции управления государством

Госаппарат организует всю исполнительную работу, реализует принятые в обществе нормы и правила, принимает меры, обеспечивающие работу системы госорганов, самого государства. Через него проходят ответные реакции взаимосвязи общества и власти, посредством его вырабатываются необходимые мероприятия государственного регулирования всех сфер жизнедеятельности населения страны.

На деятельность госаппарата из-за общественной природы его властной сути оказывают влияние всевозможные факторы экономического, политического, социального, культурного, и иного характера. Совершающиеся в нем функционально-структурные изменения требуют его совершенствования в целях адаптации к происходящим в обществе процессам, способности государственных служащих адекватного реагирования и влияния на них. Тенденции к увеличению численности работников госаппарата, расширению объема функций и полномочий ведут к возрастанию его влияния в обществе. В этом опасность бюрократизации форм работы и отношений внутри самого госаппарата и между различными органами государства, их системой и обществом.


Содержание деятельности госаппарата, всех его подразделений составляет управленческая, организационная деятельность, которая протекает в основном, в правовых формах, правотворческой, право-исполнительной и правоохранительной. Правовые формы госаппарата имеют властный характер и реализуются в общеобязательных предписаниях, направленных к определенным адресатам.

В организационно-управленческой деятельности госаппарат стремится к наибольшей эффективности своей работы, находится в постоянном поиске и внедрении новейших управленческих технологий, совершенных методов организации труда, ведет разработку рекомендаций по обмену и распространению опыта «аппаратной» работы.

Черты госаппарата: властные полномочия, осуществляет от имени государства его задачи и функции, имеет определенную компетенцию и сферу ответственности, характеризуется определенной структурой, образуется в порядке, установленном законом.

Главные задачи госаппарата: организация всей исполнительной работы; реализация принятых в обществе норм и правил; принятие мер, обеспечивающих функционирование как всей системы государственных органов (отдельно каждого и в их совокупности), так и самого государства; принятие и переработка ответных сигналов от общества; разработка необходимых мероприятий государственного регулирования всех сфер жизнедеятельности населения страны.

Государственный орган — первичный системообразующий элемент государственно-управляющего воздействия на общество.

Государственный орган — учрежденное в установленном (официальном, юридическом) порядке образование, выполняющее от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией, полномочиями (права и обязанности, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить).

Им может быть одно должностное лицо (Президент РФ) или организованная группа должностных лиц, уполномоченных на реализацию властно-управленческих функций (Счетная Палата РФ).

Структура госаппарата зависит от формы государственного устройства (территориального устройства и политического режима), а также бюрократических традиций. Так, если в авторитарных и тоталитарных государствах (Советский Союз, Китайская Народная Республика) ограничивается или отрицается разделение властей, а бюрократия традиционно имеет важное политическое значение, то и государственный аппарат там сконцентрирован не на обеспечении законотворчества, а на выполнении исполнительно-распорядительных полномочий, обслуживании вооруженных сил, пенитенциарной системы.

В демократически развитых правовых государствах выделяют законодательные представительные, исполнительные и судебные государственные органы.

В странах с тоталитарным социалистическим наследием традиционно выделяют органы государственной власти, органы государственного управления, суд и прокуратуру. Такая классификация применяется и в РФ.

Органы государственной власти – высшие органы государства, которые избираются непосредственно народом либо с участием народного представительства и возглавляют в данном государстве соответствующую ветвь власти (законодательную, исполнительную, судебную) либо занимают верховное положение над всеми ветвями власти (глава государства).

Исчерпывающий перечень органов государственной власти, основы их публично-правового статуса, основные функции, полномочия, а также виды и механизмы политической ответственности обычно излагаются в Основном законе страны. Например, в соответствии со ст.11 Конституции РФ, органами государственной власти в России являются: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ – двухпалатный парламент, Правительство РФ, Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ.

В федеративном государстве, части которого обладают политической автономией, исчерпывающий перечень субъектов региональной власти излагается в основных законодательных актах регионов.

Парламент — законодательный представительный орган государственной власти –реализует в любом государстве две функции: законотворчества (обсуждения и принятия законов) и представительства политических интересов (посредством выборов парламентские кресла занимают члены победивших на выборах партий, образуя парламентские фракции). Если государство федеративное, то помимо общегосударственного парламента, в каждой части государства выбираются собственные законодательные представительные органы. Если в государстве признается и гарантируется местное самоуправление, то на местном уровне также избираются представительные органы власти. Они, как правило, не имеют законотворческих функций, но, являются низшими органами политического представительства, формально или фактически (в зависимости от того, входит ли в данном государстве местное самоуправление в систему государственной власти). Между высшими и низшими законодательными представительными органами нет административного подчинения. Вышестоящие парламенты принимают законы, обязательные для исполнения нижестоящими парламентами.

Парламентами могут быть образованы и иные государственные органы, которые действуют автономно от депутатов, но подотчетны исключительно им. Например, это счетная палата, осуществляющая бюджетный контроль, а также уполномоченный по правам человека.

Исполнительная власть — в зависимости от формы правления, представлена различными государственными органами. В монархии она фактически или формально принадлежит монарху. В парламентских монархиях, где глава государства не имеет власти, «царствует, но не правит» (Великобритания, Япония), государственный аппарат фактически курирует правительство во главе с премьер – министром.

В дуалистических и в абсолютных монархиях глава государства реально управляет страной, и вся власть принадлежит ему.

В республике, в зависимости от ее вида, исполнительная власть принадлежит либо президенту, либо правительству. Так, в президентских республиках (США и большинство латиноамериканских стран, Египет и др.) президент является одновременно главой государства и главой исполнительной власти, а правительство не имеет статуса самостоятельного коллегиального органа государственной власти. Премьер – министр (если он есть) назначается и смещается с должности президентом без участия парламента, действует по поручениям президента (т.н. административный премьер).

В парламентских республиках (ФРГ, Италия, Индия) госаппарат возглавляет правительство, а главным должностным лицом является премьер-министр. Здесь президент, в соответствии с нормами конституции, имеет довольно широкие полномочия. Однако, теми же конституциями все его акты, не подписанные премьер-министром, являются недействительными. Это правило дублирующей подписи главы правительства на актах президента получило название «правило контрасигнатуры».

Смешанные республики, как правило, характеризуются дуализмом исполнительной власти: она принадлежит как президенту, так и правительству. Соответственно, разделено и руководство госаппаратом. Как правило, президент непосредственно руководит силовыми (полиция, оборона) и политическими (юстиция, иностранные дела, разведка и контрразведка, пенитенциарная система) министерствами и ведомствами. В непосредственном ведении правительства находятся отраслевые органы исполнительной власти (промышленность, сельское хозяйство, культура и спорт).

Исполнительная власть, будучи первичной по своему генезису, но вторичной по характеру своей легитимизации, обладает во всех государствах самым многочисленным и разветвленным аппаратом, самым большим штатом государственных служащих. В отличие от законодательной, система исполнительной власти вертикально интегрирована, и нижестоящие структурные единицы и служащие подчиняются вышестоящим.

В значительной степени усиливают исполнительную власть государственные организации, учреждения, предприятия. Вот почему численность аппарата исполнительной власти в десятки, а то и в сотни раз превышает число госслужащих, замещающих должности в аппарате парламента или судебной системы.

Судебная ветвь государственной власти — располагает собственным аппаратом и. Это судьи и обслуживающие суды канцелярия, секретариат; следователи; прокуроры при судах; приставы, исполняющие судебные решения и следящие за порядком в зале судебных заседаний.

По горизонтали в разных странах судебная система подразделяется не одинаково. Наиболее распространено деление судебной власти на две ветви: суды общей юрисдикции и конституционный суд. Система судов общей юрисдикции включает различные звенья (верховный суд, среднее звено, низшее звено). Но, в отличие от исполнительной власти, суды и судьи не подчинены вертикали при рассмотрении конкретных дел и вынесении по ним вердиктов.

Конституционный суд не имеет нижестоящих звеньев. В его компетенции – рассмотрение вопросов, связанных с соответствием законов и подзаконных актов нормам национальной конституции, а также контроль над соблюдением сроков и процедур элементов системы «сдержек – противовесов»: импичмент президенту, вотум недоверия правительству и т.д.

Помимо органов государственной власти, важными элементами госаппарата являются иные государственные органы. Различия между органом государственной власти и государственным органом в особенности формирования, статусе и подконтрольности. Так, государственный орган обычно формируется органом государственной власти без непосредственного участия населения и несет ответственность перед учредившим его государственно-властным органом. Исчерпывающего перечня государственных органов нет. И хотя декларируется, что при исполнении своих полномочий государственные органы независимы, не подчинены никакой другой власти, на практике статус, характер функций и полномочий, а также реальная эффективность государственного органа зависит политического веса того органа государственной власти, которым он учрежден. Подробно задачи, функции, полномочия и компетенция и механизм ответственности государственного органа излагаются в профильном законе о нем.

К числу государственных органов можно отнести:

— счетные палаты, контрольно-ревизионные органы (США, Россия);

— прокуратуру (Украина, Россия);

-специализированные органы конституционного контроля (конституционные суды, конституционные советы) и даже религиозно-конституционного контроля, которые следят за соответствием законов нормам религии (мусульманские страны).

Перспективными с точки зрения демократизации государственного управления являются общественно-государственные органы (общественные палаты, советы, комитеты), которые, образуясь путем механизма выборщиков, имеют независимый от власти статус и действуют в режиме периодических заседаний, по собственной инициативе рассматривая и придавая огласке отдельные случаи нарушения свободы слова, несоблюдения прав человека и т.д. Проблематика результативности таких полугосударственных органов зависит от национальных традиций взаимодействия власти и общественности, а также от специфики политического режима.

Значимый фактор, определяющий численность и специфику организации государственного аппарата, является форма политико-территориального устройства.

В простом унитарном государстве (Польша, Болгария), его части обладают равной административной автономией, структура госаппарата является самой простой. В таких странах на местах государственным управлением ведают назначенные сверху чиновники общей компетенции

В сложном унитарном государстве (Франция, Финляндия, Филиппины), в составе которого одно или несколько политически автономных образований, представительный орган автономии обычно создает собственный обслуживающий аппарат, контролирующий соответствие нормативно-правовых актов автономии общегосударственным законам.

В федеративном государстве госаппарат это самым громоздким и сложным, поскольку включает в себя органы государственной власти и управления общегосударственного и регионального уровней, а также обслуживающие их структуры.

Нередко отдельные полномочия государства делегируются органам местного самоуправления, а также иным организациям (общественным объединениям, саморегулируемым организациям, ассоциациям бизнеса и т.п.) Им передаются полномочия по стандартизации в определенной сфере деятельности, третейскому арбитражу, регистрации товарных знаков.

8. Государственная служба -первичная «клеточка» госаппарата.

Понятие «государственной службы».Узкая трактовка — отражает ее статус и организацию в большинстве современных стран, в том числе и Российской Федерации: профессиональная деятельность по исполнению полномочий органов власти за вознаграждение из средств бюджета. Широкое понимание. Её субъектами признаются все работники гипертрофированного госсектора (руководители и работники госпредприятий, директора библиотек и музеев, ректоры и преподаватели вузов и т.д.). Сегодня оно не отвечает современным реалиям рыночной экономики, хотя бы и с весомым вмешательством государства.

Государственная должность – первичная единица в штатном расписании с определенным кругом прав и обязанностей по выполнению функций данного госоргана, с установленным государством денежным содержанием и ответственностью за выполнение обязанностей по государственной службе.

«Горизонтальная» классификация должностей имеется сегодня во всех государствах, предполагает обособление гражданской и военной (в РФ – гражданской, военной и правоохранительной) государственной службы. В федеративных государствах есть еще и «вертикальная» классификация, разделяющая федеральную госслужбу и госслужбу субъектов федерации. муниципальная служба — отдельный вид публичной службы, она отделена от государственной, но, в большинстве государств, взаимосвязана с ней (посредством единства принципов замещения должностей государственной и муниципальной службы, единства прав, обязанностей и гарантий, сохранения стажа и привилегий при переходе с государственной на муниципальную службу и наоборот).

В ряде стран (США, в РФ до 2003 г.), где политика и управление не разграничены с правовой точки зрения, должности госслужбы подразделяются на политические и административные.

Однако в большинстве государств политика отделена от администрирования, что отражено в организации госаппарата: существуют классификаторы государственных должностей и государственных должностей государственной службы. Лица, замещающие государственные должности, являются политическими руководителями (президент, глава правительства, депутаты парламента, министры и т.д.), занимаются непосредственным исполнением полномочий по должности от лица государства (политикой) и обычно к категории госслужащих не относятся. Исчерпывающий перечень государственных должностей изложен в конституциях и основных законах страны.

Лица, замещающие государственные должности государственной службы, являются государственными служащими (обычно это чиновники, замещающие должности в аппаратах всех ветвей власти). В отличие от политиков, они не избираются, а назначаются политическими руководителями, в обязательном порядке являются гражданами данного государства, несменяемы, продвигаются по карьерной лестнице в течение всей трудовой деятельности, соответствуют предъявляемым к данной государственной должности госслужбы профессиональным и квалификационным требованиям, получают вознаграждение за службу из средств государственного бюджета. Исчерпывающий перечень государственных должностей государственной службы содержится в специальном реестре.

В отдельных странах существует специальная категория высших административно-служебных должностей госслужбы. Такие высокопоставленные чиновники являются членами «команды» политика, пришедшего к власти. Их деятельность носит не рутинный, как у рядовых госслужащих, а политический характер. Они имеют доступ к ресурсам государственной власти, однако, их карьера быстротечна, ограничена сроком пребывания в должности их политического «покровителя».

Правовой статус государственных служащих включает, помимо прав, особые привилегии и гарантии. Перечень привилегий различен в разных странах и включает, например, повышенные по сравнению с работниками негосударственного сектора пенсии, предоставление жилья бесплатно либо по льготным основаниям, медицинское обслуживание, бесплатный проезд на общественном транспорте и т.д. Но государственные служащие по сравнению с иными работниками несут дополнительные обязанности, их статус включает ограничения и запреты. Так, чиновники не имеют права выражать политические пристрастия, участвовать в митингах и демонстрациях, обязаны одинаково лояльно относиться ко всем гражданам, общественным, политическим и религиозным организациям, социальным группам. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей госслужащие подвергаются дисциплинарной, административной, гражданской и уголовной юридической ответственности. Эта специфика служебного статуса определяет особый характер нормативно-правового регулирования института госслужбы. Вот почему в большинстве стран статус чиновников регулируется нормами не трудового, а административно-служебного законодательства. Это одна из наиболее молодых и динамично развивающихся подотраслей публичного права, сфера действия которого распространяется на госслужащих, из взаимоотношения с государством и его представителями – политическими должностными лицами.

Уже несколько десятилетий назад практически во всех государствах чиновникам было запрещено совмещать службу и предпринимательскую деятельность. Но, проводимые в конце ХХ века в ряде стран административные реформы, целью которых было повышение эффективности госсектора, ликвидировали данный категорический императив. Взамен на право заниматься бизнесом госслужащие лишились всех привилегий и гарантий. В Испании, например, для карьерных должностей госслужбы была установлена почасовая оплата, практиковалась неполная занятость, были сняты все надбавки к должностному окладу. Эти инновации болезненно сказались на работе государственного аппарата, вызвали всплеск коррупции в системе исполнительно-распорядительных органов, подорвали основы служебной этики. Во Франции, где реформирование государственного аппарата проводилось более консервативно, была сделана ставка на повышение элитарности института государственной службы. В этой стране запрет заниматься чиновникам предпринимательской деятельностью сохранился, однако социальный и материальный статус госслужащих стал более привилегированным по отношению к остальным трудящимся. Большое внимание государство стало уделять профессиональной подготовке госслужащих, осуществлять которую было разрешено лишь нескольким ведущим университетам республики.

Так, перспективы развития института госслужбы в различных странах неодинаковы и определяются как насущными потребностями государственного управления, так и политико-историческими традициями национальной государственности.

Проводимые государственно-административные реформы ориентированы на сокращение масштабов госаппарата, повышение эффективности и результативности его работы, снижение уровня коррупции (в первую очередь в системе исполнительной власти), укрепление престижа государственной службы, рост доверия к чиновникам со стороны граждан. Эти задачи являются основными тенденциями развития государственного аппарата в XXI веке.

Государственный аппарат — основное звено механизма государства, обеспечивающее повседневную работу системы органов власти и управления по осуществлению практических мер, направленных на реализацию функций государства. Имеет структуру, соответствующую базовым функциям государства.

Структура госаппарата — это совокупность государственных органов власти и управления и государственных служащих, занятых в госорганах, наделенных властными полномочиями для реализации функций государственной власти всех видов — законодательной, исполнительной, судебной. В широком смысле госаппарат включает не только собственно органы государственной власти, но и такие важнейшие орудия власти, как вооруженные силы, правоохранительные или иные органы принуждения. В более узком смысле под госаппаратом часто понимается совокупность административных органов власти, выполняющих исполнительно-распорядительные функции управления государством.

Госаппарат практически организует всю исполнительную работу, реализует принятые в обществе норм и правил, принимает меры, обеспечивающие функционирование как всей системы государственных органов (отдельно каждого и в их совокупности), так и самого государства. Через него проходят ответные реакции взаимосвязи общества и власти, посредством его вырабатываются необходимые мероприятия государственного регулирования всех сфер жизнедеятельности населения страны.

На деятельность госаппарата в силу общественной природы его властной сущности оказывают влияние всевозможные факторы экономического, политического, социального, культурного, исторического и иного характера. Причем, происходящие в нем функционально-структурные изменения с неизбежностью требуют его совершенствования в целях адаптации к происходящим в обществе процессам, способности государственных служащих адекватного реагирования и влияния на них. Тенденции к увеличению численности работников госаппарата, расширению объема функций и полномочий ведут к возрастанию его влияния в обществе. В этой проблеме таится опасность бюрократизации форм работы и отношений как внутри самого госаппарата, так и между различными органами государства, их системой и обществом.

Содержание деятельности госаппарата, всех его подразделений составляет управленческая, организационная деятельность, которая протекает в основном, в правовых формах, правотворческой, право-исполнительной и правоохранительной. Правовые формы госаппарата имеют властный характер и реализуются в общеобязательных предписаниях, направленных к определенным адресатам. В организационно-управленческой деятельности госаппарат стремится к наибольшей эффективности своей работы и в этой связи находится в постоянном поиске и внедрении новейших управленческих технологий, совершенных методов организации труда, ведет разработку рекомендаций по обмену и распространению опыта «аппаратной» работы.

Итак, госаппарат имеет следующие черты: обладает властными полномочиями, осуществляет от имени государства его задачи и функции, имеет определенную компетенцию и сферу ответственности, характеризуется определенной структурой, образуется в порядке, установленном законом.

Первичным системообразующим элементом государственно-управляющего воздействия на общество является государственный орган.

Государственный орган (англ. state body, грея, organon — орудие, инструмент) — учрежденное в установленном (официальном, юридическом) порядке образование, выполняющее от имени государства какую-либо одну или несколько его функций в соответствии со своим специальным общественным предназначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые составляют предмет его ведения), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей, которые он должен реализовать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности).

Государственным органом может быть одно должностное лицо (институт президента) или известным образом организованная группа должностных лиц, уполномоченных государством на реализацию властно-управленческих функций.

Сущность государственного органа, его характер можно определить как целостную совокупность составляющих компонентов: политического (государственно-властный характер), социологического (предназначение решать общезначимые дела, задачи, ориентация на потребности и интересы социума), юридического (принимает нормативные правовые акты, осуществляет правоприменительную и правоохранительную деятельность), административно-управленческого (выполняет функции, стоящие перед государством на определенном участке руководства обществом в безусловном, императивном порядке, наделяется для этого необходимыми средствами).

Что означает установленный порядок образования государственного органа?

Это означает, что любой государственный орган имеет правую, законодательную основу, получает соответствующий правовой статус после издания законодательного акта как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, после принятия об этом органе положения, утвержденного указом Президента РФ, главой администрации и т.д.

В положении — нормативном, основополагающем учредительном акте — устанавливаются задачи, обозначаются специальная компетенция, функции и полномочия, т.е. в целом то, что должен и может осуществлять госорган, оправдывая свое предназначение.

Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями как внешнего, так и внутреннего характера. Внешние регулируют его связи с другими органами по горизонтали и вертикали власти с обществом, зарубежными структурами и т.д. Внутренние полномочия регулируют деятельность внутри своей организации (прием на работу, руководство конкретными подразделениями, кадровым, материально-техническим, финансовым обеспечением и др.). Госорган принимает нормативные правовые акты, осуществляет правоприменительную и правоохранительную деятельность. Его правовой статус состоит из трех блоков: целевого, организационно-структурного и компетенции как совокупности властных полномочий и подведомственности.

Понятие «орган» является частью более широкого понятия «организация». Организация — это совокупность людей, их коллектив; организация предполагает деятельность этих людей, направленную на достижение определенных целей и решение конкретных задач. Всякая организация совершает свои действия через образуемые ею органы. Поэтому орган — это часть организации, реализующая ее функции по ее поручению.

Государственно-управляющее воздействие на общество реализуется только через совокупность государственных органов, а само государство выступает как консолидирующий субъект управления, как система организационно-правовых форм составляющих ее субъектов управления.

Государственные органы — это совокупность всех субъектов государственно-управленческой деятельности, включая субъекты государственной власти, а также органы государственного управления, которые создаются как рабочий механизм представительной, исполнительной и судебной власти — государственный аппарат, обеспечивающий их лучшую организацию и функционирование.

Все субъекты управления обладают рядом универсальных признаков, в которых проявляется их сущность. Каждый субъект управления:

  • * выражает интересы определенной социальной общности — народа, класса, социальной группы и т.д. Иерархия интересов, отражающая целостность общества, реально претворяется в жизнь сложной системой субъектов госуправления, преодолевающих возможные противоречия (и существующие) во имя достижения общезначимых социальных целей;
  • * является системно организованным, ему свойственны черты любой социальной системы, прежде всего — корреляция в структуре, функциях, деятельности как неизбежный ответ на изменения объекта управления;
  • * имеет присущие ему определенные, отражающие общесистемное разделение труда функции, но во всех случаях выполняет в том или ином наборе такие управленческие функции, как прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль;
  • * обладает собственной, юридически обоснованной организацией, включающей личностный и институциональный (структурный) компонент;
  • * занимает строго определенное место в иерархии государственного аппарата, принимает строго определенные виды решений.

Будучи во многом схожими между собой, субъекты управления довольно существенно различаются по формам построения, степени юридического основания, по сочетанию принципов коллегиальности и единоначалия, профессиональных и общественных начал, выборности и назначения на должности по методам и формам деятельности, пределам ее регламентации. Перечисленные различия обусловливают специфику государственных организаций. Познание специфики, особенностей субъектов управления позволяет разграничить и сочетать их функции, полномочия, избежать дублирования воздействия множества субъектов по отношению к одному и тому же объекту.

Понятие и значение структуры государственного аппарата

Определение 1

Структура государственного аппарата – это внутреннее строение государственного аппарата, порядок расположения и соотношения его элементов.

Структура государственного аппарата иллюстрирует его состав, обеспечивает субординацию его составных частей, принципы организации и функционирования.

Структура государственного аппарата функционирует в качестве единой целостной общей системы, состоящей из различных частных систем, каждая из которых имеет однородное функциональное содержание, внутреннее строение, непосредственные цели, виды осуществляемой деятельности ее составных элементов.

В качестве наиболее важных частных систем государственного аппарата в настоящее время выступает система:

  • во-первых, органов государственной власти;
  • во-вторых, органов государственного управления;
  • в-третьих, судебных и прокурорских органов.

Совокупность органов управления в каждой из перечисленных частных систем государственного аппарата может рассматриваться в качестве носителя определенной ветви государственной власти, то есть системы государственного аппарата законодательного, исполнительного и судебного назначения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Структура государственного аппарата 450 руб.
  • Реферат Структура государственного аппарата 240 руб.
  • Контрольная работа Структура государственного аппарата 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Следует отметить, что среди ученых периодически всплывает мнение о наличии еще одной ветви власти, представленной средствами массовой информации. Однако эта точка зрения достаточно образная, поскольку власть средств массовой информации не носят официального характера. Средства массовой информации могут оказывать существенное влияние на население, формируя общественное мнение о государственном аппарате, но это не наделяет их реальной властью официального характера.

Субординация в системе государственного аппарата

В научной среде не существует единого подхода к пониманию отношения различных ветвей власти друг к другу в лице их носителей – государственных органов.

С одной стороны, существует мнение, в соответствии с которым все ветви власти имеют одинаковое положение в системе государственного аппарата, выступая в качестве уравновешивателей по отношению друг к другу. Естественно такая концепция характерна для демократических государств, при формировании иного режима государственного управления тоталитарного и авторитарного характера происходит перекос структуры государственного аппарата в отношении исполнительной ветви власти, носители которой доминируют отношению к другим ветвям власти. В конечном итоге подобный подход к структуре государственного аппарата обеспечивает формирование диктатуры. В качестве примеров можно отметить структуры государственного аппарата фашистской Германии, Италии и прочих стран.

В соответствии с иным подходом к вопросу о соотношении различных ветвей власти в структуре государственного аппарата первостепенное значение имеет государственная власть, в качестве источника которого выступает население страны. Эта концепция имеет широкое распространение в демократических государствах. Гуманность и жизнеспособность этой идея была подтверждена политической практикой, рассмотренной английским философом Джоном Локком еще в XVIII веке.

Характеристика составных частей государственного аппарата

Каждое звено государственного аппарата, выступающее в качестве его частной системы, ответственно за осуществление определенной деятельности.

Система органов, представляющая законодательную власть в государственном аппарате, осуществляет законотворческую деятельность. В системе демократического управления органы данной части государственного аппарата формируется представительным образом, что обеспечивает им центральное место в его системе. Эти органы власти могут подразделяться на высшие, то есть парламентские, принимающие законы, и местные, осуществляющие государственное управление на местах.

Совокупность органов власти исполнительного характера сосредоточена на осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности. Сущность исполнительной деятельности данных органов состоит в организации непосредственного воплощения в жизнь требований, предусмотренных нормативными документами, сформированными законодательными органами власти. Сущность распорядительной деятельности органов государственного управления состоит в принятии мер и обеспечении их выполнения посредством издания собственных распоряжений в отношении подчиненных органов. Основой функционирования исполнительной власти государственного аппарата выступает законодательство.

Органы государственного управления исполнительного характера делятся по критерию территориального масштаба и сложности выполняемых задач на центральные и местные органы. В состав первых включается те органы, которые распространяют свою деятельность на всю территорию государства или его отдельные субъекты. Вторые включают в себя органы, деятельность которых распространяется на отдельные административно-территориальные единицы, именуемые муниципальными образованиями.

Органы судебной власти в структуре государственного аппарата занимают особое место. Их функция состоит в осуществлении правосудия, то есть разрешении противоречий между различными субъектами права в рамках принятого в стране законодательства.

Поскольку одной из функций судебной части государственного аппарата выступает установление соответствия нормативно-правовых актов Конституции страны, данная ветвь власти является существенным ограничителем для законодательной и исполнительной власти.

Обособленное место в системе государственного аппарата занимают органы прокуратуры, на которые возлагается надзорная функция за точностью и единообразностью соблюдения и исполнения законодательства различными субъектами права.

Правовые основы функционирования прокуратуры составляют положения Конституции и иные специальные акты. В российской практике государственного аппарата в соответствии с Конституцией прокуратура выступает в качестве органа, полномочия которого определяются федеральным законодательством.

Государственный аппарат (механизм государства) — это иерархическая система государственных органов, осуществляющих практическую работу по реализации функций государства.

Клеточкой, единицей государственного аппарата является государственный орган. Он весьма существенно отличается, например, от политических партий, хозяйственных организаций, социально-культурных учреждений.

Во-первых, государственный орган призван выполнять управленческую деятельность, отвечающую интересам если не всех, то многих граждан.

Во-вторых, он наделяется компетенцией, т. е. кругом целей и задач.

В-третьих, он имеет властные полномочия в определенной сфере общественной жизни. Властные полномочия — это право давать указания (конкретные, или индивидуальные, либо нормативные), имеющие обязательный характер. Например, предписание санэпидстанции закрыть столовую, не отвечающую санитарным требованиям, вызов в суд для дачи показаний следует отнести к индивидуальным указаниям, распоряжениям, а такие, как установление оплаты проезда в транспорте, налогов, обязанности регистрации вновь организуемой фирмы, — к числу нормативных.

В-четвертых, за нарушения распоряжений компетентных государственных органов могут применяться санкции, т. е. неблагоприятные последствия (штраф, лишение свободы, конфискация имущества и др.).

В-пятых, каждый государственный орган имеет: а) государственное, казенное имущество, которое находится в его оперативном управлении; б) финансовые средства (свой счет в банке), основной источник которых — государственный бюджет; в) установленную для него организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности и служебную дисциплину.

Деятельность государственного аппарата протекает в основном в правовых формах, к которым относятся:

  • правотворческая — деятельность по подготовке проектов нормативных юридических актов, их принятию и изданию, когда принимаются, изменяются или теряют силу юридические нормы — правовая основа деятельности людей и организаций;
  • правоисполнительная — деятельность по реализации юридических норм, в том числе по изданию индивидуально-конкретных предписаний, например, о приватизации предприятия, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждении орденом;
  • правоохранительная — деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению споров в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений, проведению в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

Каждый государственный орган состоит из государственных служащих, т. е. работников, выполняющих работу и получающих заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности и подчиненных служебной дисциплине. Их правовой статус зафиксирован в законе, а объем и порядок использования ими властных полномочий — в должностной инструкции.

Классификация государственных органов. Государственные органы многообразны. По характеру выполняемых ими задач их можно разделить на три основные группы: 1) законодательные (представительные); 2) исполнительные и 3) правоохранительные органы. Президент является главой государства, координирует деятельность всех этих органов.

Законодательные органы. Законодательная власть носит представительный характер, а потому называется еще представительной. Именно на основе выборов граждане передают своим депутатам «мандат», т. е. право представлять их интересы и осуществлять государственную власть. И только в этом смысле можно условно говорить о первичности парламента и других представительных органов в аппарате государства, их моральном приоритете и верховенстве. Считать же, что законодательная власть — юридически высшая власть в государстве, — неверно. В России высшим представительным органом является Федеральное Собрание. Оно состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Имеются представительные органы и в субъектах Федерации (областях, краях, республиках), которые носят разные названия: Дума, Законодательное собрание, Меджлис, Курултай, Верховный Совет и т. д. На местном уровне представляют интересы народа органы местного самоуправления, которые принимают некоторые нормативные положения.

Перед высшим законодательным органом стоят следующие задачи:

  1. создавать законы;
  2. рассматривать вопросы государственных финансов (госбюджет);
  3. назначать высших должностных лиц (судей судов высших инстанций, главу Центрального банка, Генерального прокурора и др.);
  4. осуществлять контроль за деятельностью правительства.

Являясь одним из высших органов государственной власти, парламент выполняет основную законотворческую работу. Но его деятельность подвержена ряду ограничений. Во-первых, законы должны отражать волю народа, во-вторых, они максимально должны соответствовать объективной реальности, в-третьих, не идти вразрез с Конституцией РФ. Эти ограничения касаются и других законодательных органов.

Особенность законодательной власти в том, что законодательные органы не находятся в состоянии иерархии и напрямую друг другу не подчиняются. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим более высокую юридическую силу.

Исполнительные органы. Исполнительная власть составляет в государстве наиболее многочисленную, разнообразную и разветвленную систему. Исполнительные органы осуществляют государственное управление во исполнение законов, принятых парламентом, т. е. которая носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, направлены на исполнение закона и не должны ему противоречить. Отсюда их название — исполнительные.

Носителем высшей исполнительной власти часто является президент. Он же выполняет функции главы государства. Ему подчинено правительство, которое непосредственно осуществляет управление страной во главе с премьер-министром (председателем, главой правительства). Центральными исполнительными органами выступают министерства, государственные комитеты, ведомства и другие центральные учреждения. Исполнительная власть среднего уровня осуществляется администрациями (правительствами) субъектов Федерации, и, наконец, на местах жизнь людей организуют местные администрации или органы местного самоуправления.

Особенность исполнительных органов состоит в том, что они объединены в строго иерархическую систему, между ними существует жесткая подчиненность. Эта система опирается на значительные людские, материальные, финансовые ресурсы, в отношении которых должностные лица имеют распорядительные полномочия. Помимо этого исполнительная власть опирается на силовые структуры (армия, милиция, прокуратура и т. п.), и при недостаточном контроле возникает возможность узурпации исполнительными органами власти в стране. Вообще же перед исполнительными органами стоят следующие задачи: осуществление экономических, социальных функций государства, защита конституционного строя, правопорядка и др.

Исполнительные органы имеют право законодательной инициативы, и надо отметить, что они пользуются им довольно широко. Около 80% рассматриваемых парламентом законопроектов предлагаются правительством. Кроме этого исполнительные органы наделены правом делегированного, т. е. переданного им, правотворчества. Они могут издавать подзаконные акты и делают это довольно успешно.

Государственный аппарат — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Государственный аппарат есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой Г осуществляет власть.

Признаки:

1) Гос аппарат, это целостная иерархическая система госорганов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями.

2) Первичными структурными элементами гос аппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Гос. органы связаны между собой на началах субординации и координации.

3) Для обеспечения государственно-властных велений гос аппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись не одно государство.

4) При помощи гос аппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и государственным аппаратом существует прямая связь, так как он создаётся как раз для выполнения функций Г. Поэтому с изменением функций Г неизбежно следует и изменение гос аппарата.

Структура гос аппарата может быть представлена следующими основными видами органов:

1. Органы законодательной власти – т.е. «первичные», органы государственной власти в собственном смысле слова, непроизводные от других и основа для иных органов;

2. Органы исполнительной власти – исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; они располагают вспомогательными государственными учреждениями (аппаратом управления, т.е. организационным и материальным аппаратом подготовки, принятия и реализации актов управления);

3. Правоохранительные органы обеспечивают и поддерживают стабильность, неприкосновенность складывающихся под воздействием государства и права общественных отношений, включая организационный и материальный аппарат принуждения (армия, полиция, разведка, службы безопасности, тюрьмы).

Функции – это основные направления деятельности. Функции государственного аппарата в целом совпадают в общем с функциями государства, так как именно через государственный аппарат государство и осуществляет свои функции.

К внутренним функциям государства относятся:

— Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм.

— Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программ развития общества

— Организационная функция – организация и контроль властной деятельности.

— Экономическая функция – организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, осуществления санкций.

— Социальная функция — обеспечение социальной справедливости, защита интересов граждан, поддержка здравоохранения.

— Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

— Культурная функция — создание условий для формирования духовности, гражданственности.

— Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

— Функция обеспечения национальной безопасности, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

— Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, участие в решении глобальных проблем человечества.

— Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Добавить комментарий