Структура экологического права

Нормы экологического права

Нормы экологического права устанавливают правила поведения человека в его отношениях по поводу использования и охраны окружающей природной среды. Но эти нормы обычно содержатся в законах и образуют в целом соответствующую отрасль законодательства — экологическое законодательство. В жизни общественные отношения, прежде чем превратиться в правовые, испытывают воздействие сопутствующих факторов, которые либо улучшают, либо ухудшают желаемый результат.

Нормами экологического права следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды. Они подразделяются на три группы: отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов v т.д.), комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом), экологизированные (нормы других отраслей права — административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требования охраны природной среды).

По содержанию юридического предписания эколого-правовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-правила.

Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей природной среды.

Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды. Различают эколого-правовые нормы-приоритеты трех уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня.

Отраслевые приоритеты содержатся в природноресурсовых отраслях законодательства. Так, в земельном законодательстве закреплены правовые приоритеты охраны земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего, пахотных угодий. В законодательстве о мерах преимущественное право на охрану имеют месторождения полезных ископаемых, подземных вод, памятники истории и культуры.

Межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Они включаются в «работу», когда происходит столкновение отраслевых приоритетов. Так, земельное законодательство разрешает предоставление земельного участка на площадях залегания полезных ископаемых только по согласованию с органами геологии и использования недр. Однако при сопоставлении хозяйственного и экологического значений подобной территории, недра которой содержат полезные ископаемые, вопрос может быть решен и в пользу сохранения земельных угодий.

Общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны окружающей природной среды обеспечение качества окружающей человека природной среды, оптимальных условий для жизни и здоровья человека. Экологические приоритеты означают, что любые мероприятия хозяйственного или иного содержания подлежат прекращению, если они угрожают здоровью и экологической безопасности человека. Общие экологические приоритеты вытекают из Закона об охране окружающей природной среды и они действуют повсеместно.

Нормы-правила содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений. По содержанию экологические императивы подразделяются на: предупредительные, запретительные, восстановительные (компенсационные), карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обязывающие.

Предупредительные императивы наряду с запретительными образуют основную массу эколого-правовых норм. Предупредительные призваны предотвратить наступление вредных последствий в результате неправомерного действия (нормы регламентирующие порядок предоставления земель для осуществления промышленной или сельскохозяйственной деятельности с целью не допустить размещение экологически вредных производств, предупредительное значение имеют все нормы, регулирующие порядок экологического контроля, экологической экспертизы и т.п.).

Запретительные императивы направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной среде (запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных системой очистки и обезвреживания отходов, ввоз в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других государств)

Восстановительные, или компенсационные, нормы права содержат требование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушенного состояния природной среды и компенсации расходов на возмещение убытков и затрат для возмещения потерь в природной среде. Подобные меры принимаются в рамках гражданских или административных правоотношений по возмещению причиненного вреда природной среде либо имущественным интересам природопользователей.

Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к административной или уголовной ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса.

Поощрительные эколого-правовые нормы, как правило, относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Это может быть материальное стимулирование за выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. К числу указанных норм относятся нормы, устанавливающие порядок внесения платежей за выбросы, сбросы вредных веществ. Названные группы норм права входят в категорию эколого-правовых норм охранительного назначения.

Определенное место в правовом регулировании природоохранительной деятельности занимают нормы регулятивного направления. К их числу может быть отнесена компетенция представительных и исполнительных органов в области охраны окружающей природной среды, где преобладают управомочивающие нормы.

Разрешительные и обязывающие нормы обращены прежде всего к природопользователю. В одном случае по решению специально управомоченного органа хозяйствующий субъект получает право на определенное воздействие на природную среду, в другом к природопользователям предъявляются соответствующие требования его поведения как участника экологического правоотношения.

Управомочивающие нормы, устанавливающие компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства.

Обязывающие нормы определяют правила поведения хозяйствующих субъектов при осуществлении своей деятельности. Общей обязанностью всех субъектов, какими бы видами деятельности они ни занимались, является выполнение требований по охране природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, планов и мероприятий по оздоровлению окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, восстановлению потерь в природной среде.

Разрешающие нормы регулируют порядок выдачи лицензий на использование природных ресурсов, включав выбросы, сбросы, захоронения вредных веществ. Субъектами этих отношений выступают хозяйствующие субъекты, включая граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью и специально уполномоченные для этого органы по охране окружающей природной среды. В разрешительных нормах в единое целое соединяются полномочия на выдачу разрешение со стороны органа государства и обязанность его получения v выполнения — со стороны хозяйствующего субъекта.

Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения для достижения гармоничных отношений между обществом и природой. Под экологическим правом понимают также одну из отраслей права, систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей. Общественные отношения могут быть направлены как на удовлетворение постоянно растущих потребностей человека в природных ресурсах Земли (природное ресурсные отношения), так и на охрану природной среды жизнедеятельности человека (природоохранительные отношения).

Таким образом, экологическое право -это отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей.

Система и структура экологического права

Система права характеризует круг правовых норм, которые предметно связаны и образуют некоторое юридическое единство, называемое иногда отраслью права. Применительно к экологическому праву формируется единство правовых норм, направленных на регулирование отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды, в состав которой входят земля, ее недра, воды, включая океаны, леса и иные растительные организмы, произрастающие в состоянии естественной свободы, животный мир, атмосферный воздух, космическая материя.

Совокупность общественных экологических отношений в современном мире является довольно сложной. В нее входят земельные, горные, водные, лесные или отношения по поводу растительного мира в целом, фаунистические, воздушные (иногда говорят об отношениях только по охране атмосферного воздуха), космические.

Соответственно различаются отрасли или подотрасли права: земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое — право животного мира, воздушное, космическое.

Исторически применительно к эксплуатации отдельных элементов природной среды сформировались и другие отрасли права, например атомное право, морское право.

Экологическое право имеет свою внутреннюю организацию, структуру. Как и всякая отрасль права, экологическое право состоит из правовых норм, институтов и подотраслей, которые образуют его систему. Оно делится на Общую и Особенную части. Общая часть охватывает нормы права, содержащие наиболее общие положения, которые имеют основополагающее, определяющее значение для экологического права в целом и применяются в процессе реализации всех других норм, регулирующих отношения в сфере использования и охраны природы. Нормы Общей части закрепляют задачи, принципы и объекты правового регулирования, определяют сферу и характер регулируемых общественных отношений, круг участвующих в них субъектов, правовые основы функционирования экономического механизма охраны окружающей природной среды, осуществления экологической функции российского государства.

Особенную часть экологического права составляют нормы, институты и подотрасли, которые устанавливают правовой режим отдельных видов природных ресурсов, природных комплексов и других объектов экологического права. Нормы Особенной части регулируют использование и охрану земель, лесов, недр, животного мира, охрану атмосферного воздуха, окружающей человека среды, режим особо охраняемых природных территорий. Так, нормы, определяющие правовой режим использования и охраны лесов, образуют дополнительная отрасль лесного права, вод — водного права и т. д.

Структура права дает представление о его источниках, форма существования правовых норм, их соотношении, иерархии, сфер действия и юридической силе.

Экологическое право как общечеловеческое право в целом подразделяется на два крупных раздела — международное право и национальное право.

Структура экологического права:

  • — Международное экологическое право;
  • — Жесткое — обязательное: общепризнанные нормы и принципы; нормы соглашений, договоров, конвенций;
  • — Мягкое — рекомендательное: нормы деклараций, решений, резолюций международных конференций и организаций;
  • — Национальное экологическое право.

Акты органов центральной (федеральной) государственной власти: конституции, законы, кодексы, комплексные законы об окружающей среде, подзаконные нормативные акты — указы, декреты, постановления, правила, положения.

Акты органов власти субъектов федерации: конституции, уставы, законы, кодексы, комплексные законы об окружающей среде, подзаконные нормативные правовые акты.

Акты органов местного самоуправления: решения, постановления, распоряжения и другие подзаконные нормативные правовые акты.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ И ПРИРОДООХРАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

История формирования экологического законодательства

Первым известным законом об охране окружающей среды считается эдикт (лат. – указ) 1273 г., запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона.

В России к первым законодательным документам природоохранного значения относят ряд указов Петра I, направленных на охрану, рациональное использование и восстановление лесов, запрещение браконьерских способов ловли рыбы и др.

Планомерное развитие экологического законодательства в России, начиная с 1917 г., осуществлялось в несколько этапов:

1917-1922 гг. — возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов;

1922-1957 гг. — активное развитие союзного законодательства природноресурсового направления;

1957-1963 гг. — принятие во всех республиках СССР законов об охране природы — новой формы природоохранительного законодательства, принятие Закона РСФСР об охране природы в РСФСР от 26 октября 1960 г.;

1968-1980 гг. — проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе;

1985-1990 гг. — попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках;

1990 г. — до настоящего времени (принятие экологической доктрины, разработка экологической политики в соответствии с рыночными условиями и современными представлениями защиты окружающей среды и т.д.).

Современная структура экологического законодательства России формируется, в соответствии с государственной политикой в области экологии, которая в свою очередь основана на принципах охраны окружающей среды провозглашенным в международном масштабе Организацией объединенных наций (ООН).

Государственная политика РФ заключается в принятии необходимых мер для охраны и научно обоснованного рационального использования Земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных ресурсов и улучшения окружающей человека среды.


Основополагающим документом, определяющим государственную экологическую политику РФ, ее цель, направления, задачи и принципы на долгосрочный период является Экологическая доктрина РФ.

Стратегической целью государственной политики является сохранение природных систем, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

К основным направлениямгосударственной политики в области экологии отнесены:

— обеспечение устойчивого природопользования;

— снижение загрязнения ОС и ресурсосбережение;

— сохранение и восстановление природной среды.

Структура экологического законодательства РФ

Характер экологического законодательства в России определя­ется основополагающими статьями Конституции Российской Федерации (1993 г.), т.е. экологическое законодательство в России имеет консти­туционную основу.

Статья 9 Конституции РФ: «Земля и другие природные ресурсы исполь­зуются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятель­ности народов, проживающих на соответствующей территории». Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данная норма устанавливает требование по обеспечению рационального использования земли и других природных ресурсов и их охраны; и закрепляет многообразие форм собственности.

Статья 36: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных ин­тересов иных лиц».

Ч. 3 статья 41 устанавливает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Это конституционное положение имеет значение при информировании населения о наступлении экологически опасных ситуаций. Впервые на конституционном уровне закреплены экологические права человека.

Статья 42: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причи­ненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Статья 58: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бе­режно относится к природным богатствам».

Конституция РФ определила предметы исключительного ведения РФ (ст. 71) и предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72) по вопросам в сфере охраны окружающей среды.

В исключительном ведении Российской Федерации находятся:

регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (п. «в»);

федеральная государственная собственность и управление ею (п. «д»);

установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития РФ (п. «е»);

ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы (п. «и»);

производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования (п. «м»);

определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ (п. «н»);

метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография (п. «р»).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся:

вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»);

разграничение государственной собственности (п. «г»);

природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (п. «д»);

осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (п. «з»);

земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к»);

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п «м»).

В целях реализации этих основных положений Конституции в Российской Федерации разработана и принята в период с 1993 г. по 2008 г. целая система федеральных законов, обеспе­чивающая охрану окружающей природной среды.

Экологическое законодательство имеет две области направленности.

Узкая направленность – отрасль российского законодательства, система нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения по охране окружающей природной среды. Широкая направленность – комплексная отрасль законодательства, система нормативных правовых актов, содержащих нормы права, регулирующие экологические общественные отношения.

Экологическое законодательство Российской Федерации призвано регулировать отношения при взаимодействии общества и природы с целью сохранения природных богатств и среды обитания человека, предотвращать экологически вредные виды деятельности общества, оздоровлять и улучшать качество окружающей природной среды, укреплять законность и правопорядок в интересах настоящего и будущего поколений россиян.

Федеральные законы, формирующие основы законодательства в области охраны окружающей среды, но не являются законами прямого действия и требуют конкретизирующих и дополняющих их подзаконных правовых и нормативных актов.

Помимо федеральных зако­нов существует ряд подзаконных правовых актов (указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ), изданных в соответствии с Конституцией, которые более детально регулируют отношения в области природопользования и экологии.

Непосредственно порядок организации и выполнения основных требований экологического законодательства регламентируется различными подзаконными нормативными актами Российской Федерации (ГОСТы, СНИПы, СанПиНы, положения, регламенты, и т.д.).

Экологическое законодательство в России включает горизонтальную и вертикальную системы. Горизонтальная система экологического законода­тельства — это Конституция, Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства, нормативные акты РФ. Вертикальная система экологического законодательства — это нормативно-правовые акты, принятые на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и муниципальном уровне.

Конституция РФ

Рисунок 1 – Структура экологического законодательства РФ

В составэкологического законодательства РФ входят три составные части (или три блока):

1) природоохранное законодательство, которое регулирует отношения общества и природы, с целью предотвращения неблагоприятного воздействия экологически вредных видов деятельности человека на природные экосистемы и регламентирует вопросы сохранения качества окружающей среды.

2) природоресурсное законодательство, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы охраны и рационального использования земли, недр, вод, лесов, животного и растительного мира;

3) «экологизированные» нормы других самостоятельных отраслей права, которые регулируют общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды и решают задачи защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

К основнымприродоохранным законам РФотносятся:

1. Об охране окружающей среды (с изменениями на 30 декабря 2008 года). Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

2. Об экологической экспертизе (с изменениями на 30 декабря 2008 года) (редакция, действующая с 5 января 2005 года). Федеральный закон от 23.11.95 № 174-ФЗ.

3. Об охране атмосферного воздуха (с изменениями на 30 августа 2008 года). Закон Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ.

4. Об отходах производства и потребления (с изменениями на 30 декабря 2008 года). Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

5. Об особо охраняемых природных территориях (с изменениями на 29 декабря 2004 года). Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ.

6. О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансгра­ничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Закон Российс­кой Федерации от 25 ноября 1994 года № 49-ФЗ.

7. О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации. Федеральный закон от 22.03.2003 № 34-ФЗ.

8. О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. Федеральный закон от 04.11.04 № 128-ФЗ.

К основнымприродоресурсным законам РФотносятся:

1. Водный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 де­кабря 2004 года) от 16.11.95 № 167-ФЗ.

2. Земельный кодекс Российской Федерации (с комментарием) (с изменениями на 7 марта 2005 года), О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2004 года). Федеральный закон от 25.10.01 № 136-ФЗ и Федеральный закон от 25.10.01 № 137-ФЗ.

3. О недрах (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ) (с изменениями на 22 августа 2004 года) (редакция, дей­ствующая с 1 января 2005 года), Федеральный закон от 21.02.1992 №2395-1.

4. Лесной кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 де­кабря 2004 года). Федеральный закон от 29.01.1997 № 22-ФЗ.

5. О животном мире (с изменениями на 29 декабря 2004 года). Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ.

6. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Федеральный закон от 20.12.04 № 166-ФЗ.

«Экологизированные» нормысодержатся в следующих законодательных актах:

1. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) (с из­менениями на 30 декабря 2008 года). Федеральный закон от 08.08.01 № 134-ФЗ.

2. Экологические преступления. Глава 26 Уголовного кодекса Российской Федерации (с изменениями на 28 декабря 2004 года) от 13 июня 1996 года № 64-ФЗ.

3. Административные правонарушения в области охраны окружа­ющей природной среды и природопользования. Глава 8 Кодекса Рос­сийской Федерации об административных правонарушениях от 30 де­кабря 2001 года № 196-ФЗ.

Система экологического права – внутренне упорядоченная совокупность норм экологического права, состоящая из институтов, подотраслей и частей.

Подотрасль экологического права – крупная группа эколого-правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе экологического права и регулирующая близкие отношения определённого вида.

Институт экологического права – обособленная группа эколого-правовых норм, регулирующих эколого-правовые отношения конкретного вида.

Экологическое право делится на две части (общую и особенную) и две подотрасли (природоресурсное и природоохранное право).

Природоохранное право – совокупность нормы, регулирующих общественные отношения в области охраны окружающей среды и устанавливающих общие требования к субъектам хозяйственной деятельности.

Природоресурсное право – совокупность нормы, регулирующих общественные отношения в области использования отдельных компонентов окружающей среды, включая права и обязанности физических и юридических лиц, формы собственности на компоненты окружающей среды, правовые основы их использования и основы государственного управления в регулируемых областях общественных отношений.

Система экологического права:

  1. Институты Общей части:

  • право каждого на благоприятную окружающую среду;

  • управление в сфере охраны окружающей среды;

  • процедуры оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы;

  • экономико-правовые меры охраны окружающей природной среды;

  • нормирование негативных воздействий на окружающую природную среду;

  • техническое нормирование качества продукции и процессов её производства, обеспечивающее экологическую безопасность;

  • экологические требования к размещению, созданию и эксплуатации хозяйственных и иных объектов недвижимости;

  • аудит и охрана окружающей природной среды;

  • страхование экологических рисков;

  • ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды.

  1. Институты Особенной части:

  • правовая охрана окружающей среды в сфере природопользования;

  • правовая охрана окружающей среды от химического загрязнения;

  • правовая охрана окружающей среды в сфере обращения с отходами производства и потребления;

  • правовая охрана окружающей среды от негативных физических воздействий и радиоактивного загрязнения;

  • правовая охрана окружающей среды от негативных биологических воздействий;

  • правовое обеспечение экологической безопасности;

  • консервативная охрана природы.

5. Экологические нормы и правоотношения (структура, виды, особенности).

Эколого-правовые нормы – правила поведения, установленные экологическим законодательством по регулированию действий участников экологических отношений в области рационального использования и охраны окружающей среды.

Виды эколого-правовых норм:

  1. По предмету правового регулирования:

  • материальные;

  • процессуальные.

  1. По методу правового регулирования:

  • императивные;

  • диспозитивные.

  1. По назначению и роли:

  • уполномачивающие;

  • обязывающие;

  • запретительные;

  • рекомендационные.

  1. По содержанию:

  • правонаделительные;

  • правообеспечительные;

  • правоохранительные;

  • правопрекращающие;

  • превентивные;

  • карательные;

  • запретительные.

Экологическое правоотношение – возникающее на основе норм экологического права и урегулированное ими общественное экологическое отношение.

Структура экологических правоотношений:

  1. Субъект – лицо, способное быть носителем экологических прав и обязанностей и участником экологических правоотношений.

Виды субъектов экологического права:

  1. Объект – то, по поводу чего складываются экологические правоотношения (компоненты природной среды в целом либо их части (участки)).

  2. – субъективные права и юридические обязанности субъектов экологических правоотношений.

Виды экологических правоотношений:

  1. По субъекту:

      • абсолютные;

      • относительные.

  1. По содержанию:

  • правоотношения, возникающие по поводу права собственности на природные ресурсы;

  • отношения по поводу природопользования;

  • природоохранительные отношения;

  • отношения, возникающие из экологических правонарушений.

  1. По характеру правовых норм:

  • материальные;

  • процессуальные.

  1. По функциям:

  • регулятивные;

  • охранительные.

6. Место экологического права в системе российского права. Его взаимодействие с другими отраслями права.

Соотношение экологического права с конституционным правом. Место экологического права в системе российского права определяется местом и значением правового регулирования экологических отношений, составляющих его предмет.

Особое значение имеет связь экологического права с конституци­онным правом, которому принадлежит ведущая роль в системе нашего права. Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ является основой развития законодательства об охране окружающей среды, науки экологического права.

Ст. 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эта конституционная норма имеет важнейшее значение для экологического права, поскольку в ней закреплён принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования отношений в области охраны окружающей среды и отношений по поводу использования и охраны объектов природы.

В ст. 36 Конституции РФ в качестве предела осуществления права частной собственности на землю предусмотрен такой критерий, как ненанесение ущерба окружающей среде.

П. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит законодательство об охране окружающей среды и природоресурсного законодательства к предмету совместного ведения РФ и её субъектов, что имеет очень важное значение для развития всей структуры данной отрасли законодательства.

Соотношение экологического права с административным правом. Зачастую административно-правовые акты являются основанием возникновения, изменения или прекращения отношений в сфере охраны окружающей среды.

Связь экологического и административного права выражается в первую очередь в применении одинаковых методов регулирования – императивных. Однако принципиальные различия между этими отраслями выражаются в предметах их правового регулирования. Предметом административного права являются отношения по поводу организации системы деятельности исполнительных органов государственной власти, в том числе в сфере охраны окружающей среды. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, определяет их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления. В отличие от административного права экологическое право закрепляет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды, соответствующих управленческих функций. Кроме того, специфика экологических отношений определяет осуществление особых функций управления, например таких, как экологический надзор, экологический мониторинг.

Экологическое и гражданское право. Экологическое и гражданское право – разные отрасли права, имеющие различные предметы правового регулирования. Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (ст. 2 ГК РФ).

Главным критерием разграничения сфер гражданского и экологического права является факт нахождения соответствующего объекта в состоянии естественной взаимосвязи с природной средой. Объекты природы и товарно-материальные ценности – различные категории, имеющие особые экономические и правовые признаки и характеристики. Эти особенности закрепляются и в сфере правового регулирования использования этих объектов.

Изъятие части природного объекта, например, добыча полезных ископаемых, заготовка древесины, приводит к тому, что отношения по поводу такого объекта переводятся в сферу правового регулирования гражданского права. Использование веществ, изъятых из природной среды, в технологическом процессе как имущества регулируется гражданским правом.

Вещества, которые оказывают вредное воздействие на окружающую среду, по общему правилу не могут быть объектами права собственности или иных вещных прав после того, как они попали в окружающую среду. Речь идёт о химических веществах, которые рассеяны или растворены в воздушной, водной среде, о радиоактивных или биологических веществах либо шуме, вибрации, магнитных полях и т. п. Иногда вещества, загрязняющие окружающую среду или оказывающие на неё вредное воздействие, можно изъять из природной среды.

Экологическое и земельное право. Связь норм экологического права с нормами земельного права заключается в том, что использование природных объектов связано с необходимостью их охраны.

Кроме того, использование любых природных объектов невозможно без использования земли. Земля – это пространственный базис для эксплуатации всех природных объектов. Рациональное использование природных объектов должно осуществляться с учётом их взаимосвязи, влияния друг на друга, должна обеспечиваться сохранность окружающей среды. Общие закономерности развития природной среды приводят к тому, что в земельном праве учитывается взаимосвязь использования природных объектов, создания объектов недвижимости и охраны окружающей среды.

Соотношение земельного и экологического права состоит и в том, что в земельном праве содержатся нормы, предусматривающие специальные требования, которые обеспечивают сохранение окружающей среды. К таким нормам относятся требования, предусматривающие охрану почв от загрязнения, определяющие порядок выбора мест размещения объектов и т. п. Экологическое право содержит многочисленные нормы как общего, так и специального характера, реализация которых преследует цель обеспечения охраны земель, почв от неблагоприятного антропогенного воздействия.

В экологическом праве есть нормы, которые имеют общее значение и для земельного права, причём эти нормы приоритетны по сравнению с нормами земельного законодательства, законодательства о природных ресурсах и градостроительного права. Речь идёт о нормах Федерального закона «Об охране окружающей среды», закрепляющих: право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 11); плату за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16); нормирование в области охраны окружающей среды (ст. 19); оценку воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу (ст. 32, 33) и др.

Экологическое и уголовное право. Нормы уголовного права предусматривают ответственность за экологические преступления (глава 26 УК РФ).

Экологические преступления:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ);

  • нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ);

  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ);

  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ);

  • загрязнение вод (ст. 250 УК РФ);

  • загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ);

  • загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ);

  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253 УК РФ);

  • порча земли (ст. 254 УК РФ);

  • нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ);

  • незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ);

  • нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ);

  • незаконная охота (ст. 258 УК РФ);

  • незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ (ст. 258.1 УК РФ);

  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесённых в Красную книгу РФ (ст. 259 УК РФ);

  • незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ);

  • уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ);

  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).

Экологическое право и международное право. С учётом того, что международные договоры являются источником экологического права, существенный вклад в эколого-правовую охрану окружающей среды вносится общественными и правительственными международными организациями, такими как UNEP, ВОЗ, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВМО и др. На их основе осуществляется международное сотрудничество по глобальным экологическим вопросам: изменение климата, истощение озонового строя, обеспечение экологической безопасности и т. д.

7. Источники экологического права (понятие, система, особенности).

Источник экологического права (в материальном смысле) – выраженная в правовых нормах воля всего народа РФ с учётом конкретных исторических условий.

Источник экологического права (в формальном смысле) – внешняя форма выражения, закрепления и существования правовых норм, регулирующих экологические отношения.

Источники экологического права:

  1. По видам актов:

  • законы;

  • подзаконные и иные акты.

  1. По предмету ведения:

  • ФЗ;

  • законы субъектов РФ.

  1. По юридической силе:

  • международные акты;

  • Конституция РФ;

  • ФКЗ;

  • ФЗ;

  • законы субъектов РФ;

  • акты Президента РФ;

  • акты Правительства РФ;

  • акты ФОИВ.

  1. По территориальной сфере действия:

  • международные правовые акты;

  • законодательство РФ;

  • законодательство субъектов РФ.

  1. По содержанию:

  • специальные (природоохранные и природоресурсные);

  • экологизированные.

К источникам также относятся акты органов исполнительной власти субъектов РФ (постановления правительств и др.) и акты органов местного самоуправления (например, правила землепользования и застройки). Некоторые авторы выделяют судебные прецеденты и локальные акты, правовые обычаи.

8. Право граждан на благоприятную окружающую среду и иные экологические права граждан.

Право граждан на благоприятную окружающую среду является одним из основных естественных прав человека. Оно закреплено в ст. 42 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Субъектом данного права является каждый (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), объектом – благоприятная для жизни и здоровья человека окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование природных и природно-антропогенных объектов.

Данное право является социально-экономическим, индивидуальным, естественным, общим, неотчуждаемым.

Качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

В экологическом законодательстве устанавливаются нормативы качества окружающей среды, при соблюдении которых и обеспечивается благоприятность данной среды (нормативы веществ, явлений и иных воздействий на среду). Они учитываются с учётом обеспечения чистоты (незагрязнённости) окружающей среды, ресурсоёмкости природных ресурсов, обеспечения экологической устойчивости (неразрушаемости экологической системы), обеспечения видового разнообразия и многообразия окружающей среды, а также с учётом нравственных и культурных интересов общества.

К экологическим правам граждан относятся также право требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и право на полное возмещение вреда, причинённого здоровью и имуществу человека экологическим правонарушением, также закреплённые в ст. 42 Конституции РФ. По сути они направлены на реализацию права на благоприятную окружающую среду. Обратить внимание на положения ст. 11 – 13 ФЗ «Об охране окружающей среды» — речь идёт о правах граждан и их объединений и корреспондирующих им обязанностях гос. органов по охране окружающей среды.

Иные экологические права граждан (ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ):

    • создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

    • направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по её охране;

    • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

    • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении в установленном порядке;

    • оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

    • обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

    • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

    • осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Добавить комментарий