Структура и инфраструктура товарного рынка

Структура товарного рынка представляет собой совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям.

Инфраструктура товарного рынка — это комплекс видов деятельности в сфере обращения соответствующих групп предприятий, организаций, учреждений и индивидуальных предпринимателей, задача которых сводится к оптимизации каналов товародвижения и рыночному регулированию товарно-денежного оборота. Инфраструктура товарного рынка создает предпосылки и условия для ускорения оборачиваемости средств в экономике, совершенствования рыночного процесса реализации вновь созданной продукции, укрепления материально-технической базы сферы обращения, оптимизации коммерческо-хозяйственных связей. Благодаря инфраструктуре взаимоотношения субъектов рынка ведутся на стройной целенаправленной основе.

Функции инфраструктуры товарного рынка заключаются в: 1) содействии субъектам рынка в реализации их экономических интересов; 2) организационном оформлении коммерческих отношений сторон заключаемых договоров; 3) обеспечении юридического, финансового, страхового и контрольного обслуживания; 4) оперативном реагировании на любые изменения конъюнктуры рынка, товаров, а также состава конкурентов, посредников и потребителей; 5) осуществлении торговой и иной коммерческой деятельности, непосредственно связанной с торговлей; 6) оказании посредничества в реализации товаров и налаживании коммерческих связей; 7) оказании различных услуг, непосредственно связанных с обслуживанием торговой деятельности; 8) использовании возможностей транспорта, средств связи, складского хозяйства и топливно-энергетического комплекса.

Инфраструктура товарных рынков как система представляет собой взаимоувязанный комплекс следующих подсистем:

  • 1) подсистема торговых посредников — организации, осуществляющие посредническую деятельность и обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли (продажи) товара;
  • 2) подсистема информационного обеспечения — организации, обеспечивающие наблюдение за рынками товаров, включая потребительские товары и продукцию производственно-технического назначения. Техническими элементами этой подсистемы должны быть соответствующие средства связи, программная продукция, компьютерная система и полиграфическая база;
  • 3) подсистема тароупаковочной индустрии — нормативно-организационные мероприятия и производственные структуры, обеспечивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет создания отвечающей международным стандартам тароупаковочной продукции;
  • 4) подсистема транспортного обеспечения — все виды транспорта, обеспечивающего доставку продукции потребителям;
  • 5) финансово-кредитная подсистема — инфраструктура товарных рынков как подсистема, участвующая в платежно-расчетном и кредитном обеспечении товародвижения;
  • 6) подсистема организационного обеспечения — организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития инфраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их исполнителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рынков и способствующие снижению затрат на продвижение продукции от производителя до потребителя;
  • 7) подсистема нормативно-правового обеспечения — федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие акты, регламентирующие взаимоотношения сторон на товарных рынках.

Тема 7. Правовое содействие формированию структуры и инфраструктуры товарного рынка

Понятие структуры и инфраструктуры товарного рынка. Становление современного товарного рынка в России

П.4 ст.4 Федерального закона «О защите конкуренции» определяет товарный рынок следующим образом: товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Товарный рынок – это обобщенное понятие. Он состоит из множества специализированных рынков отдельных видов товаров и товарных групп. Различают два типа основных рынков: рынок товаров производственного назначения (рынок средств производства) и рынок товаров конечного потребления (потребительский рынок). В составе основных типов рынков выделяют специализированные рынки отдельных товаров. Так, рынки средств производства подразделяются по группам товаров на рынки природных ресурсов, материалов и полуфабрикатов, оборудования и др. К потребительскому рынку относят рынок продовольствия, социально значимых товаров и лекарственных средств.

Каждый товарный рынок имеет структуру и обслуживающую его инфраструктуру.

Структура товарного рынка – это совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товара от производителей к потребителям. Указанные звенья подразделяются на следующие основные группы: изготовители товара; оптовые торговые и иные посреднические организации, в том числе организации розничной торговли; организации-потребители.

Инфраструктура товарного рынка – это система организаций, которые, непосредственно не продвигая товар от производителей к потребителям, обеспечивают жизнеспособность и нормальную работу структуры. Для того чтобы товарный рынок отвечал мировым стандартам, его инфраструктура должна включать в себя ряд подсистем. К числу важнейших из них относятся:

— подсистема складского хозяйства – организации, оказывающие складские услуги и имеющие для этого специализированные склады, оборудованные для хранения продовольственных и промышленных товаров;

— подсистема информационного обеспечения – организации, занимающиеся сбором информации об изготовителях товаров, их производственных возможностях, о наличии запасов товаров, запросах покупателей. Эти организации должны располагать современными средствами связи, программным обеспечением, компъютерными системами, полиграфической базой с тем, чтобы оперативно доводить информацию до ее потенциальных потребителей;

— подсистема тароупаковочной индустрии – организации, обеспечивающие повышение конкурентоспособности товаров и эффективности товарооборота за счет создания тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам;

— подсистема транспортного обеспечения – все виды транспорта, обеспечивающие движение товара и доставку его потребителям;

— финансово-кредитная подсистема – организации, обеспечивающие платежно-расчетное и кредитное обслуживание товародвижения;

— подсистема организационного обеспечения – организационные меры, направленные на максимальное снижение затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю;

— подсистема нормативно-правового обеспечения – система федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств, актов исполнительной власти субъектов РФ, регулирующих взаимоотношения сторон на товарных рынках.

Понятие товарных рынков и их структуры

Товарно-рыночное хозяйство состоит из неразрывно связанных между собой систем товарного производства и рынка. При административно-плановой системе распределения материальных ресурсов потребности в создании рыночной конкурентной среды не было, укреплялась централизованная система материально-технического снабжения страны. Функционировали дублирующие друг друга системы посреднических организаций, осуществлявшие принудительное прикрепление потребителей к производителям продукции. Такая система не могла быть эффективной. При отсутствии уверенности в выделении продукции в необходимом объеме организации-потребители и посреднические структуры представляли заявки на продукцию в большем, чем было необходимо, объеме. Это, в свою очередь, порождало товарный дефицит.

В условиях рынка спрос на товары определяется потребностью в соответствующих материальных ресурсах в необходимых организациям объемах.

Товарный рынок рассматривается как институт, обеспечивающий взаимодействие продавцов и покупателей в процессе совершения сделок купли-продажи товаров.

Действие рыночного механизма предполагает наличие ряда составляющих: товара, самостоятельных субъектов, свободного ценообразования и наличия конкуренции. В процессе эволюции рынок претерпел значительные изменения. Современный рынок характеризуется постоянным обновлением ассортимента товаров, обострением конкуренции и нацеленностью на удовлетворение покупательского спроса.

В ряде нормативных актов в зависимости от цели регулирования ими тех или иных отношений используются различные подходы к определению понятия товарных рынков.

Товарный рынок определяется как сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствуют за ее пределами (п. 4 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Сходное определение рынка содержится в НК РФ. Рынком товаров признается сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами (п. 5 ст. 40).

В то же время товарный рынок можно рассматривать как совокупность субъектов, обеспечивающих продвижение товаров от изготовителей к потребителям. Такой подход к определению товарного рынка применен в Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 — 2005 годы, в которой товарный рынок рассматривается как система субъектов и их отношений (производителей, потребителей, посредников и организаций, обеспечивающих их взаимоотношения), целью которых является обеспечение обращения товаров конечного потребления и производственно-технического назначения.

Действенный рыночный механизм должен обеспечивать возможность свободного приобретения покупателями необходимых им товаров у производителей или посредников с минимальными затратами на близлежащей к покупателю территории.

Товарный рынок — это обобщенное понятие. Он состоит из множества специализированных рынков отдельных видов товаров и товарных групп. Различаются два типа основных рынков: рынок товаров производственного назначения (рынок средств производства) и рынок товаров конечного потребления (потребительский рынок). В составе основных типов рынков выделяют специализированные рынки отдельных товаров. Так, рынки средств производства подразделяются по группам товаров на рынки природных ресурсов; материалов и полуфабрикатов; оборудования и др.

К потребительскому рынку относят рынок продовольствия, социально значимых товаров и лекарственных средств.

Рынки товаров различаются между собой по совокупности факторов: возможностью взаимозаменяемости товаров, эластичностью спроса по ценам, формам организации продаж товаров, степенью государственного воздействия и др. Так, к примеру, рынок алкогольной продукции характеризуется жестким государственным регулированием.

Коммерческое право регламентирует правоотношения, складывающиеся на товарных рынках, участниками которых являются оптовые продавцы и покупатели, приобретающие товары не для личного потребления, а для производственного использования или перепродажи.

Рынок имеет продуктовые границы, т.е. набор взаимозаменяемых товаров. Географические границы товарного рынка — это территория, на которой покупатели приобретают или могут приобрести товар (заменители товара) и не имеют такой возможности за ее пределами. Территория рынка определяется по принципу признания покупателями равной доступности товаров.

Углубление международного разделения труда привело к углублению интеграции, причем не только в торговле, но и в промышленности, что ведет к созданию глобальных товарных рынков.

На товарном рынке различаются сегменты рынка, выделяемые не по продуктовому признаку, а по группам потребителей (например, рынок государственных закупок товаров). Рынок государственных закупок формируется на контрактной основе и характеризуется большими объемами закупок товаров для удовлетворения наиболее важных потребностей в товарах всего общества и государства, стабильностью, финансовой устойчивостью, перераспределением огромных бюджетных средств, но вместе с тем недостаточной конкуренцией.

Каждый товарный рынок имеет структуру. Структура рынка определяется количеством и размерами действующих на рынке хозяйствующих субъектов, степенью сходства или отличий товаров разных предпринимателей, доступностью рыночной информации, наличием или отсутствием барьеров при вхождении на рынок.

При организации производственной или торговой деятельности прежде всего встает вопрос о форме «выхода» субъекта на рынок и об организационно-правовой форме, в которой субъект будет осуществлять свою деятельность. Поскольку основными субъектами товарных рынков являются предприниматели, чаще всего создаются коммерческие организации. При этом следует иметь в виду, что перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ, является закрытым. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

При выборе организационно-правовой формы учитываются различные факторы. Так, немаловажным обстоятельством является вопрос о правах учредителей и участников в отношении создаваемого юридического лица. Так, по отношению к хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам их участники имеют обязательственные права.

К коммерческим организациям, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные предприятия (п. 2 ст. 48 ГК РФ).

По отношению к некоммерческим организациям и объединениям, таким как общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), учредители (участники) имущественных прав не имеют (п. 3 ст. 48 ГК РФ).

Принимая во внимание сложность организации и осуществления коммерческой деятельности, при выборе организационно-правовой формы учитываются и режим налогообложения, и величина трансакционных издержек. С целью избежать больших расходов на заключение договоров продвижение товаров осуществляется через структурные подразделения организации (филиалы, брокерские конторы и др.) и создается так называемая вертикальная система сбыта и закупок.

Уменьшению расходов способствует в ряде случаев и организация горизонтальной системы сбыта и закупок путем создания несколькими изготовителями или потребителями нового юридического лица или заключения договора о совместной деятельности для организации совместных закупок или продажи товаров. Одним из эффективных способов организации сбыта и закупок товаров, проведения согласованной маркетинговой политики и повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров является участие промышленных и торговых организаций в предпринимательских объединениях.

Среди организаций оптовой торговли в настоящее время преобладают небольшие организации.

Отсутствие в достаточном количестве крупных и средних организаций оптовой торговли приводит к возникновению многозвенной системы оптовой торговли и участию излишних звеньев в продвижении товаров. Небольшие организации и индивидуальные предприниматели не способны оказывать весь спектр необходимых услуг и управлять движением крупных партий товаров.

Формирование инфраструктуры товарных рынков

Для успешного функционирования товарных рынков необходимо создание материальной основы — инфраструктуры, обеспечивающей процесс бесперебойного движения товаров от изготовителей к потребителям.

Инфраструктура товарных рынков представляет собой систему организаций, обеспечивающих взаимосвязи между структурными элементами товарного рынка и способствующими свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сферы конечного потребления.

Для товарного рынка необходимо наличие разветвленной сети различных субъектов: товарных бирж, оптовых ярмарок, организаций оптовой торговли, информационно-консультационных фирм, товарных складов, транспортно-экспедиционных и других организаций, обеспечивающих взаимодействие между продавцами и покупателями.

В настоящее время действующая инфраструктура товарных рынков характеризуется неразвитостью и деформированностью, что препятствует снижению уровня трансакционных издержек при перемещении товаров на рынке. В Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 — 2005 годы отмечается, что для товарных рынков Российской Федерации в настоящее время характерными являются низкий уровень культуры рыночных отношений, недостаточное нормативное обеспечение, склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств, высокая степень монополизации экономики. Наблюдается неравномерность расположения посреднических организаций на территории России.

Современный рынок, как подчеркивает академик Л. Абалкин, «не может появиться по приказу или указу». Требуется серьезная работа по созданию его инфраструктуры. Эту задачу должно решать государство.

Еще в 1994 г. была поставлена задача по формированию рыночной инфраструктуры, созданию конкурентной среды и преодолению монополизма в сфере товарного обращения, ликвидации региональных и ведомственных барьеров на пути свободного передвижения товаров.

В Плане действий Правительства РФ на 2003 г. по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2003 г. N 252-р, было указано, что эффективное функционирование рыночной инфраструктуры снижает производственные и трансакционные издержки бизнеса, оказывает значительное влияние на его конкурентоспособность и возможности роста и развития.

Развернутая система мер по формированию инфраструктуры рынка товаров была предусмотрена в Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 — 2005 годы. Основная цель Программы состояла в формировании системы организаций и условий их деятельности, обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующей свободному движению товаров.

В Программе предусмотрен системный подход к формированию инфраструктуры товарных рынков, к созданию системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами рынка. Не все из предусмотренных программой организационных и правовых мер по формированию инфраструктуры товарных рынков оказались выполненными. Однако работа по реализации основных положений программы продолжается.

Инфраструктура товарных рынков представляет собой взаимосвязанный комплекс следующих подсистем:

  • торговых посредников и складского хозяйства;
  • информационного обеспечения;
  • тароупаковочной индустрии;
  • транспортного обеспечения;
  • финансово-кредитной;
  • организационного обеспечения;
  • нормативно-правового обеспечения.

Меры по развитию оптовых и посреднических организаций и складского хозяйства предусматривают преимущественное развитие крупных организаций оптовой торговли, способных оказывать услуги по хранению, развесу, раскрою, разукрупнению оптовых партий товаров, доставке товаров и др. Организации оптовой торговли как основной регулятор рыночных отношений должны выступать в роли оптовых операторов, управляющих товаропотоками через разветвленные региональные сети.

Были намечены меры по созданию крупных хозяйственных комплексов с применением методов и организационных форм логистики по оптово-посреднической, складской и транспортной деятельности для снабжения товарами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Учитывая возрастающий дефицит складских мощностей, требуется проведение модернизации складской инфраструктуры. Необходимо создание сети складов-отелей, консигнационных и таможенных складов, холодильников, баз для хранения сельскохозяйственной продукции, складов различных классов.

Требуется совершенствование технологий складирования товаров, механизация и автоматизация складов.

Предусмотрены меры по созданию оптовых продовольственных рынков в различных регионах Российской Федерации.

Информационное обеспечение товарных рынков предусматривает создание федеральной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей оперативной информацией, создание общероссийского и региональных информационно-маркетинговых центров, формирование системы наблюдения за состоянием рынка и механизмов распространения информации и рекламы. Все шире применяются телекоммуникационные средства связи для осуществления торговли, обмена данными. Важная роль информационной инфраструктуры в развитии рыночных конкурентных отношений подчеркнута в Программе развития конкуренции в Российской Федерации, в которой отмечается, что многие российские предприятия отмечают наличие проблемы поиска поставщиков и потребителей. Это вызвано отсутствием развитой информационной инфраструктуры, позволяющей производителям изучать потенциальные рынки сбыта, находить и устанавливать контакт с новыми контрагентами, а также низкой культурой ведения бизнеса.

Развитие тароупаковочной индустрии предполагает создание технической базы производства новых конкурентоспособных видов тароупаковочных материалов и оборудования; развитие производства оборудования для сбора и переработки использованной тары и упаковки.

Совершенствование транспортного обслуживания предполагает создание и развитие транспортных мощностей и средств, обеспечивающих непрерывность торгово-складских и сбытовых процессов; выполнение погрузочно-разгрузочных операций; создание торгово-транспортных фирм, транспортных терминалов, обеспечивающих комплексное обслуживание транспортом, складскими помещениями, погрузочно-разгрузочными средствами, развесочными, расфасовочными средствами; развитие сферы услуг при транзите грузов по территории России и ряд других мер.

Транспортное обслуживание должно быть направлено на снижение стоимости перевозок грузов, повышение товарооборота, сокращение продолжительности доставки грузов, обеспечение сохранности товаров при их транспортировке.

Кредитно-финансовое обеспечение рынка предусматривает организацию рационального товародвижения на основе безналичных денежных расчетов по поставкам товаров, сведение к минимуму бартерных сделок между организациями; развитие различных видов кредитования; организацию расчетов по долговым обязательствам; развитие конкурентного ценообразования в сфере поставок продукции для государственных нужд; развитие страхования финансовых рисков, деятельности инвесторов и кредиторов и др. Для поддержки отечественного производства необходимо использование капитала посреднических организаций.

Целый ряд мер был намечен по совершенствованию нормативно-правовой основы функционирования товарных рынков.

В качестве первоочередных в Комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков определены мероприятия по подготовке нормативных правовых актов, регулирующих деятельность отдельных секторов рынка, и нормативных правовых актов общего характера, разработке научно-методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования рынка и элементов его инфраструктуры.

Намечено формирование свода действующих нормативных актов, регламентирующих деятельность участников товарных рынков, включая организации инфраструктуры рынка. Было принято решение о разработке нормативных актов, регулирующих деятельность участников товарных рынков с учетом особенностей отдельных товарных рынков.

В плане предусмотрена разработка нормативных документов, регламентирующих требования к таре, средствам пакетирования, дозирования, взвешивания и др.

Важное значение для формирования нормативной правовой основы торговой деятельности принадлежит принятому Закону о госрегулировании торговли.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

Инфраструктура – это совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность изготовителей, торговых посредников и потребителей в процессе товарообращения. Таким образом, инфраструктура товарных рынков должна обеспечивать взаимодействие между производителями и потребителями, спросом и предложением. От того, насколько эффективным является этот механизм, в значительной степени зависит эффективность функционирования рынков и всей экономики.

Создание прогрессивной инфраструктуры товарных рынков требует координации деятельности различных субъектов экономики в региональном, отраслевом и институциональном аспектах. Поэтому развитие инфраструктуры целесообразно осуществлять на основе комплексного системного подхода с использованием программного метода реализации решений.

Инфраструктура товарных рынков как система представляет собой взаимоувязанный комплекс следующих подсистем:

подсистема торговых посредников и складского хозяйства — организации, осуществляющие посредническую деятельность и обеспечивающие взаимодействие предприятий — изготовителей и потребителей в части купли (продажи) товара посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и др.;

подсистема информационного обеспечения — организации, обеспечивающие наблюдение за рынками товаров, включая потребительские товары и продукцию производственно — технического назначения. Техническими элементами этой подсистемы должны быть соответствующие средства связи, программная продукция, компьютерная система и полиграфическая база;

подсистема тароупаковочной индустрии — нормативно — организационные мероприятия и производственные структуры, обеспечивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет создания отвечающей международным стандартам тароупаковочной продукции;

подсистема транспортного обеспечения (рассматривается только в части обеспечения требований к развитию и функционированию инфраструктуры товарных рынков) — все виды транспорта, обеспечивающего доставку продукции потребителям;

финансово — кредитная подсистема — инфраструктура товарных рынков как подсистема, участвующая в платежно — расчетном и кредитном обеспечении товародвижения;

подсистема организационного обеспечения — организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития инфраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их исполнителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рынков и способствующие снижению затрат на продвижение продукции от производителя до потребителя;

подсистема нормативно — правового обеспечения — федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие акты, регламентирующие взаимоотношения сторон на товарных рынках.

Формирование инфраструктуры товарного рынка регулируется Постановлением Правительства от 15 июня 1998 г. № 593 «О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1998-2005 гг».

Основной целью указанной Программы является формирование системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

— формирование сети посреднических организаций, складского хозяйства, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю, разукрупнение партий поставок, хранение и продвижение товара с минимальными затратами;

— повышение конкурентоспособности товаров за счет создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам;

— создание сети объектов и условий, обеспечивающих товародвижение в части платежно — расчетных и кредитных нужд;

— совершенствование нормативно — правовых основ функционирования товарных рынков и их инфраструктуры;

— создание эффективного информационного обеспечения функционирования товарных рынков;

— развитие современных форм управления рыночной инфраструктурой;

— научно — методическое обеспечение развития инфраструктуры товарных рынков;

— организация подготовки и переподготовки кадров.

Комплексное развитие инфраструктуры товарных рынков предполагает:

Ø развитие оптово — посреднических организаций и складского хозяйства, отвечающих требованиям рыночной экономики;

Ø формирование информационного обеспечения товарных рынков;

Ø развитие тароупаковочной индустрии;

Ø развитие транспортного обслуживания товарных рынков;

Ø разработку кредитно — финансового, организационного и нормативного обеспечения функционирования товарных рынков.

Развитие оптово — посреднических организаций и складского хозяйства предусматривает:

1. преимущественное развитие организаций оптовой торговли, способных оказывать услуги по хранению, развесу, раскрою, разукрупнению оптовых партий товаров, доставке и др.;

2. создание хозяйственных комплексов с применением методов и организационных форм логистики по оптово — посреднической, складской и транспортной деятельности для снабжения товарами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

3. развитие оптово — посреднических организаций для сезонного хранения и поставок продукции;

4. комплексное развитие объектов оптовой торговли со странами СНГ и дальнего зарубежья;

5. создание совместного бизнес — центра и других объектов инфраструктуры товарных рынков с Республикой Белоруссия;

6. организацию транснациональных корпораций по оптово — посреднической деятельности;

7. разработку рекомендаций по оптимальному размещению оптово — посреднических организаций и складского хозяйства;

8. реконструкцию и обновление складского хозяйства;

9. создание сети складов — отелей, консигнационных и таможенных складов;

10. строительство новых и реконструкцию действующих холодильников и баз для хранения сельскохозяйственной продукции;

11. совершенствование технологий складирования товаров (разработка современных проектов складов, новых видов оборудования, механизация и автоматизация складов);

12. развитие сети организаций оптовой торговли и складского хозяйства для обслуживания отдельных секторов товарных рынков;

13. создание и развитие объектов инфраструктуры малого предпринимательства, реорганизацию старых и создание новых организаций по закупке сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией на переработку или длительное хранение;

14. создание оптовых продовольственных рынков межрегионального и регионального уровней, а также местного значения;

15. развитие инфраструктуры сельских товарных рынков;

16. развитие инфраструктуры выставочно — ярмарочной деятельности.

Информационное обеспечение товарных рынков предусматривает:

1. создание общедоступной федеральной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей товаров оперативной информацией;

2. создание общероссийского информационно — маркетингового центра товарных рынков;

3. разработку и внедрение информационно — аналитических сетей по стратегическому маркетингу, использование геоинформационных систем для передачи и обработки информации;

4. создание сети региональных информационно — маркетинговых центров;

5. формирование системы наблюдения за состоянием товарных рынков и механизмов распространения информации и рекламы;

6. разработку методического и программного обеспечения, формирование информационных банков данных.

Развитие тароупаковочной индустрии предполагает:

1. создание научно — технической базы производства новых видов тароупаковочных материалов и тароупаковочного оборудования, а также переработки использованной тары и упаковки;

2. развитие производственной базы выпуска конкурентоспособных тароупаковочных материалов и оборудования;

3. развитие производства оборудования для сбора и переработки использованной тары и упаковки;

4. расширение производства конкурентоспособной тары и упаковки;

5. создание системы сбора и переработки вышедшей из употребления тары и упаковки;

6. совершенствование нормативного обеспечения, стандартизации и сертификации тары и упаковки с учетом требований международной торговли;

7. организацию выставок, конференций, подготовку кадров.

Развитие транспортного обслуживания товарных рынков предполагает:

1. создание и развитие транспортных мощностей и средств, обеспечивающих непрерывность торгово — складских и сбытовых процессов, выполнение погрузочно — разгрузочных операций;

2. создание торгово — транспортных фирм;

3. создание и развитие транспортных терминалов, обеспечивающих комплексное обслуживание транспортом, складскими помещениями, погрузочно — разгрузочными средствами, развесочными, расфасовочными цехами, тароупаковочными средствами, торговыми площадями и др.;

4. применение терминальных технологий;

5. развитие сферы услуг и повышение их эффективности при транзите грузов по территории России;

6. применение методов и организационных форм логистики в организациях транспортных услуг. Развитие организаций, оказывающих логистические услуги. Сокращение совокупных затрат (издержек) при транспортировке грузов на основе логистического подхода к совершенствованию методов их расчета и учета;

7. развитие региональных объектов транспортного обслуживания торговли;

8. сокращение продолжительности доставки грузов;

9. обеспечение сохранности товаров при их транспортировке.

Кредитно — финансовое и организационное обеспечение товарных рынков предусматривает:

1. организацию рационального товародвижения на основе безналичных денежных расчетов по товарным поставкам, сведение к минимуму бартерных сделок между организациями;

2. разработку оптимальных схем лизинга, экспортных поставок;

3. развитие различных видов кредитования;

4. организацию работы по долговым обязательствам;

5. создание методической базы ценообразования в организациях инфраструктуры товарных рынков;

6. развитие конкурентного ценообразования в сфере поставок продукции для государственных нужд;

7. организацию подготовки кадров;

8. развитие страхования финансовых рисков при торговых операциях, деятельности инвесторов и кредиторов организаций инфраструктуры;

9. создание новых страховых компаний и перестраховочных обществ;

10. объединение на добровольной основе организаций торговой инфраструктуры рынка товаров производственного назначения в ассоциации для подготовки и переподготовки персонала, проведения научных исследований экономического и социального характера, обмена информацией, выпуска изданий профессиональной направленности и выработки общей стратегии развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Нормативно — правовое обеспечение функционирования товарных рынков содержит:

1. разработку и внесение изменений в законы и иные нормативно — правовые акты, регламентирующие деятельность участников товарных рынков;

2. разработку нормативных документов по организации оптовой торговли, оказанию услуг, предупреждению правонарушений в сфере торговли, созданию условий для функционирования товарных рынков;

3. разработку нормативно — методических документов по стандартизации и сертификации продукции;

4. разработку методических документов по снабженческо — сбытовой и торговой деятельности.

Постановлений Правительства РФ от 09.04.1999 №399 ( в ред.от 17.04.2001 № 302).

⇐ Предыдущая12

Date: 2015-09-02; view: 840; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Добавить комментарий