Структура нормативно правовых актов

Структура нормативного акта

Система структурных единиц нормативных актов

Структура нормативного акта — это его строение. Одним из главных средств юридической техники является расположение нормативного материала в определенном порядке, его последовательная дифференциация. Структура нормативных актов обусловлена их содержанием. Поэтому единой схемы, пригодной для всех законодательных актов, не существует.

Если ориентироваться на крупные и сложные по содержанию нормативные акты, отражающие структуру отрасли права, то перечень структурных единиц будет весьма значительным. В небольших по объему нормативных документах, которые являются более простыми и по содержанию, нет необходимости использовать все структурные возможности для дифференциации нормативного материала. Перечислим все возможные единицы структурной организации текста нормативных актов:

Рассмотрим их по порядку.

Заголовок

Заголовок — это наименование нормативного акта. Не следует думать, что заголовок — просто реквизит нормативного акта (и относится только к его внешней форме). Он выполняет куда более значительную роль: представляет собой одно из средств выражения смысла определенной группы юридических норм, поэтому его одновременно следует относить и к внутренней форме нормативного акта.

Цель заголовка — лаконично отразить основную идею нормативного акта, его тематику.

Основные требования к заголовку нормативного акта таковы:

точность. Это означает, что он должен весьма определенно отражать содержание закона.

Если проанализировать Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», можно сделать вывод, что центр тяжести в нем падает на регулирование безработицы и выплату пособий по безработице. Однако по названию Закона этого нельзя даже предположить. Неточное название, скорее всего, сделано умышленно. Дело в том, что он был принят в 1991 г., когда общественное сознание после многих лет советской жизни еще не воспринимало безработицу как вполне нормальное социальное явление. Акцент в названии Закона на отношения, связанные с отсутствием работы, мог вызвать у людей недоумение и даже озлобление;

краткость. Заголовок в сжатой форме должен передавать суть нормативного акта.

Примером нарушения этого аксиоматичного правила является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Не случайно полное название этого Закона практически не употребляется;

оптимальная обобщенность содержания нормативного акта. Имеется в виду ситуация, когда законодатель в погоне за краткостью заголовка не раскрывает смысла нормативного акта. Односложные заголовки часто настолько общие, что не ориентируют пользователей нормативного акта, поскольку не содержат достаточной информации.

Недоумение вызывает Федеральный закон от 24 апреля 1995 г.

№ 52-ФЗ «О животном мире». Его заголовок имеет довольно общий

характер, вследствие чего сложно понять, что именно регулируется

данным Законом. Казалось бы, в нем должны быть отражены такие вопросы, как: что есть животное, а что таковым не является, как повысить плодовитость животных, как эффективно использовать человеку животных в своих целях… Вовсе нет. В Законе речь вдет о государственных органах, на которые возлагается охрана животных, и устанавливаются виды правонарушений, связанные с использованием животного мира. Потому заголовок данного Закона явно нуждается в конкретизации.

емкость. Это требование касается законов, содержание которых настолько многопланово, что каждая его часть вполне может претендовать на автономность. Однако в целях законодательной экономии для облегчения труда пользователей лучше создать единый нормативный акт под общим заголовком.

Удачным примером в этом отношении может служить заголовок Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе». Речь в нем идет о понятии рекламы, об общих требованиях, предъявляемых к ней, о видах негодной рекламы, об особенностях различных видов рекламы, о спонсорстве, защите несовершеннолетних от негативных последствий рекламы, правах и обязанностях рекламодателей, рекла- мопроизводителей и ее распространителей, государственном контроле и ответственности за нарушение законодательства о рекламе. Как видим, вопрос о рекламе регулируется комплексно и поэтому дан краткий, но понятный заголовок;

формализованность. Заголовок — это одна из частей нормативного акта, и поэтому его следует излагать официальным стилем. Это означает, что заголовок должен быть строгим, чеканным, нейтральным, беспристрастным, без претензий на какую-либо оригинальность, сдержанным и даже эмоционально холодным.

Различают полное, краткое наименование нормативного акта и его аббревиатуру.

Полное наименование в сжатой форме передает его содержание, обозначая предмет регулирования, что позволяет идентифицировать нормативный акт, выделить его из совокупности других нормативных актов, ссылаться на него в других правовых документах. В ссылках приводится именно полное наименование нормативного акта.

В полное наименование не рекомендуется включать пояснения по предмету регулирования, например ключевые понятия, заключенные в скобки, поскольку дополнения такого рода затрудняют оформление ссылок на закон. Кроме того, заголовок может изначально содержать дополнительный компонент, в частности краткое наименование или аббревиатуру, помещенные в скобки, и тогда пояснения к заголовку могут окончательно запутать пользователя нормативным актом.

Краткое наименование рекомендуется использовать в целях облегчения цитирования нормативного акта. Оно формулируется с помощью сложного существительного, образованного из следующих элементов: вид нормативного акта и, как правило, одно или несколько ключевых понятий. Например, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» чаще называют Законом о гарантиях избирательных прав.

Краткое наименование может устанавливаться как единственный заголовок. При наличии полного наименования его сокращенный вариант добавляется в скобках. Краткое наименование воспринимается как символ, знак закона и поэтому быстро схватывается. Ключевые понятия, образующие краткое наименование, обычно выбираются из полного названия. Например, Закон от 9 июня 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (ныне утратил силу) обычно называли Законом об авторском праве.

Назначение краткого наименования состоит в том, чтобы дать сжатое и точное, удобное в применении название нормативного акта.

Аббревиатура — это словообразование, состоящее из начальных букв слов и принадлежащее к официальному тексту (например, Уголовный кодекс Российской Федерации — УК РФ).

Как и полное наименование, аббревиатура служит идентификации нормативного акта и поэтому должна быть уникальной, т.е. отличаться от принятых аббревиатур других нормативных актов.

Задачи заголовка таковы:

  • практическая (поиск нормативного акта, если известен смысл нормативного акта и необходимо повторное к нему обращение);
  • информационная (например, при подборке нормативных актов по определенному вопросу);
  • ориентационная (настраивает пользователей на определенное поведение, соответствующее основным принципам и нормам, в нем заключенным).

Его имеют обычно крупные по объему нормативные акты.

Задачи оглавления заключаются в следующем: сориентировать пользователя в нормативных предписаниях; обеспечить поиск необходимых правовых предписаний на протяжении всего срока действия нормативного акта; сделать текст закона доступным; облегчить чтение нормативного материала.

Не следует думать, что оглавление нужно только пользователю В не меньшей мере оглавление нужно составителям проекта нормативного акта: оно изначально заставляет их систематизировать, нормативный материал, излагать его логично и последовательно, что способствует повышению качества самого нормативного акта.

В оглавление вносятся все основные структурные единицы текста нормативного акта (части, разделы, главы, статьи). Одним из условий отражения структурных единиц в оглавлении является наличие у них собственного названия.

Местонахождение оглавления в структуре нормативного акта бывает разным. Оглавление может помещаться или в начале акта перед преамбулой, или в конце. Но более удобным является все же первый вариант: оглавление следует за наименованием нормативного акта.

Существует и третий вариант, который используется, в частности, в Германии: оглавление располагается после преамбулы перед постановляющей частью. Такое новшество введено немецким законодателем недавно, и в связи с этим оглавление стало (читаться частью нормативного акта. Ранее законодатель при опубликовании нормативного акта сам решал, составлять оглавление закона или нет. При этом часто оглавление не соответствовало изменившемуся тексту нормативного акта.

Теперь же оглавление немецкого закона гарантированно отражает содержание самого закона. Оглавление, таким образом, приобретает статус элемента закона и определяется его содержанием: если в процессе принятия закона изменяется его содержание, непременно должны быть внесены коррективы и в оглавление.

С точки зрения российского законодателя оглавление пока не является одним из компонентов закона. Составлять его или обойтись без него решает издатель брошюры, в которой содержится нормативный акт. Как правило, найти оглавление, если оно имеется, можно на последних страницах текста нормативного акта, что указывает на факультативный характер оглавления. Однако опыт германского законодателя заслуживает положительной оценки.

Преамбула

Название данной структурной единицы нормативного акта произошло от лат. praeambulus, что означает идущий впереди, предшествующий. Действительно, преамбулу еще называют вводной частью.

Преамбула — это часть закона, содержащая указание на те или иные обстоятельства, послужившие поводом к принятию данного закона (мотивы), а также указание на задачи и цели, которые должны быть достигнуты в процессе применения этого закона.

Возникновение вводной части закона проистекает от оформления законов в Древнем Риме. В Древнем Риме многие законодательные акты благословлялись формулой «Вопит factum!», что означало «На благо и счастье!» (т.е., по сути, «В добрый путь!»).

Сегодня преамбула играет такую же важную роль, как и много веков назад. Исполнитель правовых норм, обыкновенный гражданин, должен знать, зачем он следует нормам закона и почему этот закон лучше предыдущего. Можно исполнять норму права из-за боязни быть наказанным (маргинальное правомерное поведение), но не понимать ни ее смысл, ни цели своего поведения. Однако «законы должны не просто управлять, но и убеждать» — эти слова великого философа Платона, сказанные два тысячелетия назад, до сих пор не потеряли своей актуальности.

Преамбула включает такие компоненты, как мотивы принятия закона, цели и задачи, которые хотелось бы достичь в процессе реализации нормативного акта. Разграничим эти близкие между собой понятия.

Мотив побуждает человека к активной деятельности и делает его поведение осмысленным и последовательным.

Цель — это конечный результат, которого хочет достичь законодатель, принимая нормативный акт.

Задача — это постановка проблемы, которая требует разрешения с помощью нормативного акта.

Включение этих компонентов в преамбулу закона имеет прежде всего психологический характер, так как особенность человека состоит в том, что он пытается удовлетворять свои потребности путем построения логической цепочки от постановки цели до достижения результата. Тем самым он убеждает себя в необходимости построения своего поведения именно по закону (осознанно убежденное поведение).

Показательным примером является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», содержащий преамбулу. Мотивация соблюдения и исполнения норм данного Закона следующая: «Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме».

Преамбула описывает социально-политическую обстановку, которая побудила к изданию акта, и, таким образом, она имеет информационный характер. В преамбуле может содержаться анализ практической деятельности, подлежащей урегулированию.

В некоторых случаях в ней указываются тенденции развития наблюдаемых явлений и объясняется, почему необходимо в настоящий момент издать данный нормативный акт. Кроме того, иногда в преамбулу помещают перечень регулируемых вопросов. Одним словом, структура преамбулы может быть различной.

Как правило, преамбула начинается со слов «в целях». Она обычно не разделяется на отдельные части и выступает связующим звеном для всех норм, помещенных в данном акте, объединяет их единой идеей, общей политической и правовой основой. Помещение в преамбулу регулирующих нормативных положений крайне нежелательно, поскольку тогда будет искажена сама суть данной структурной единицы.

Значение преамбулы велико. Она несет следующую нагрузку:

  • помогает глубже и полнее понять значение нормативного акта, заостряет внимание на актуальных вопросах правового регулирования;
  • устанавливая цели и задачи, которые стоят перед нормативным актом, официально констатирует эти положения и тем самым обязывает исполнителей иметь их в виду при применении отдельных норм акта;
  • формирует правосознание пользователей нормативного акта, мобилизует общественность на осуществление юридических предписаний;
  • можно сказать, программирует адресатов на предписанное поведение;
  • способствует добровольной реализации положений нормативного акта, поскольку формирует у адресатов убежденность в необходимости поступать так, как предписывает данный нормативный акт.

Преамбула важна и для самих правотворческих субъектов: необходимость мотивировать нормативный акт сдерживает их от принятия ненужных нормативных актов.

Ошибок, связанных с написанием преамбулы, множество. Вот некоторые из них:

  • в преамбуле вместо мотивационного введения содержится информационное введение. Информацию о содержании нормативного акта вполне можно отразить с помощью его оглавления;
  • преамбула настолько мала, что отражает только цель и не задает мотивов издания нормативного акта. Это не способствует формированию у людей убежденности в необходимости выполнять предписания данного нормативного акта;
  • в преамбулу вводятся нормативные положения, в частности дефинитивные. Это размывает нормативный материал;
  • преамбула не выделяется, а сливается с основной частью акта;
  • порой преамбула вообще отсутствует.

Некоторые общие правила расположения структурных единиц текста

Правила расположения структурных единиц текста выводятся на основе ранее проведенного анализа.

Это следующие правила:

  • все структурные единицы нормативного акта (и большие, и маленькие) должны иметь сквозную нумерацию, в противном случае пользователи будут путаться;
  • все крупные структурные единицы (в том числе статьи) по возможности должны иметь специальные заголовки. Главная функция заголовков — информационная. Их использование позволяет лаконично выразить суть нормативных предписаний, что помогает быстро и легко ориентироваться в нормативном материале;
  • располагать нормативный материал надо так, чтобы более важные предписания предшествовали менее важным;
  • правило должно излагаться до исключения;
  • положения об обязанностях должны предварять нормативные предписания о санкциях;
  • материально-правовые предписания располагаются перед процедурными, а процедурные — перед процессуальными.

Итак, работа над структурой нормативного акта — дело непростое. Здесь нужно четкое знание приемов правотворческой техники, касающихся оформления текста нормативного акта. Помимо этого, большую роль играет практический опыт работы над составлением законодательных актов. Он, как правило, нарабатывается годами.

Фундаментом организационной деятельности любого учреждения являются организационно-правовые документы. Они регламентируют статус организации, ее структуру, штатную численность, должностной состав, а также определяют права, обязанности, ответственность и порядок взаимодействия ее обособленных, структурных подразделений и должностных лиц.

В данной статье мы подробно остановимся на таком организационно-правовом документе, как положение.

Наша справка

К организационно-правовым документам относятся:

  • устав;
  • учредительный договор;
  • положение об организации;
  • положения о структурных, обособленных подразделениях, о коллегиальном (совещательном) органе организации и т.д.;
  • регламент;
  • штатное расписание;
  • инструкция;
  • должностная инструкция;
  • правила внутреннего трудового распорядка и др.

Все организационно-правовые документы подлежат утверждению либо вышестоящей организацией, либо руководителем или коллегиальным органом (если он есть) – советом директоров, собранием акционеров и т.п. Все нормы, содержащиеся в этих документах, обязательны для исполнения.

Виды положений

Наш словарик Положение – это организационно-правовой документ, регламентирующий порядок образования, права, обязанности, ответственность и организацию работы структурного подразделения (должностного лица, совещательного или коллегиального органа), а также его взаимодействие с другими подразделениями и должностными лицами.

В коммерческой организации могут действовать несколько видов положений:

  • Положение об организации;
  • положения о структурных подразделениях, например Положение о бухгалтерии или Положение об отделе кадров;
  • положения, определяющие деятельность комиссии или группы, например Положение об экспертной архивной комиссии;
  • положения, регламентирующие работу должностных лиц, например Положение о генеральном директоре;
  • положения, регулирующие организационные отношения по какому-либо конкретному вопросу, например Положение об аттестации работников или положение о работе с заявлениями и претензиями физических лиц.

Практическая польза положений состоит в том, что в них максимально конкретно прописано, кто и что должен делать, какие задачи выполнять и за что нести ответственность. В свою очередь, это значительно облегчает контроль за выполнением поручений руководителя. Когда два отдела организации «перебрасывают» друг на друга выполнение какой-либо задачи, затягивая ее решение, и не могут договориться между собой, кто и что будет делать, помогут разобраться положения о подразделениях. Поэтому дальновидные руководители обычно лично заинтересованы в том, чтобы было подготовлено положение об их отделе и чтобы оно было настолько подробным, насколько это возможно.

Самый простой пример: отдел хочет сдать в архив неоформленные документы – в скоросшивателях или вовсе россыпью. Документы не отсортированы и неизвестно, к каким делам они относятся. Начальник отдела настаивает на том, что разбирать эти документы и формировать их в дела должен секретарь. Секретарь же, открыв Положение об архиве, обращает внимание начальника на то, что в архив принимаются документы, сформированные в дела в соответствии с номенклатурой дел. Это внутрикорпоративный закон, и с ним приходится считаться.

Обратите внимание Такие документы, как Положение об аттестации, Положение о работе с претензиями и др., по сути являются пошаговыми руководствами к действию: в них подробно описан каждый этап решения той или иной задачи.

Положение о структурном подразделении

Положения о структурных подразделениях, пожалуй, самая распространенная и востребованная разновидность положений. Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законодательно не установлены, каждая организация самостоятельно решает, какие вопросы деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах. Основные разделы стандартного Положения о подразделении представлены в таблице.

Основные разделы Положения о подразделении и их содержание

Раздел положения

1

Общие положения

  • полное наименование структурного подразделения (далее – СП);
  • наименование, номер, дата правового акта, на основании которого создано СП;
  • нормативные документы, которыми СП руководствуется в своей деятельности;
  • кто возглавляет СП;
  • кому подчиняется СП;
  • порядок назначения и освобождения от должности руководителя СП;
  • наличие печати

2

Основные задачи

Задачи, для решения которых создано и работает СП

3

Функции

Конкретные виды работ, выполняемые СП в рамках решения своих основных задач

4

Права и обязанности

Права и обязанности руководителя и работников СП при выполнении своих функций

5

Ответственность

Виды ответственности, которую может понести руководитель и работники СП в случае невыполнения своих обязанностей (дисциплинарная, административная, а в некоторых случаях и уголовная)

6

Взаимоотношения

Порядок взаимодействия СП с другими подразделениями организации: в какой форме осуществляется, какие документы при этом создаются и т.д.

Реквизиты положения

При подготовке положения оформляются следующие реквизиты документа:

  • наименование организации;
  • наименование вида документа;
  • заголовок к тексту;
  • дата документа;
  • регистрационный номер документа;
  • место составления или издания документа;
  • гриф утверждения документа;
  • текст документа;
  • визы согласования документа.

Рассмотрим подробнее особенности оформления этих реквизитов в положениях.

  • Наименование организации. Название организации-автора указывается согласно учредительным документам. Если в этих документах наряду с полным имеется и сокращенное наименование, то оно также указывается (Пример 1). Наименования на языках субъектов Российской Федерации или на иностранных языках указываются ниже наименования на русском или справа от него на одном уровне.

Автором положения может быть как филиал, так и структурное подразделение – в этом случае его название указывается под наименованием организации (см. Пример 1).

Авторами положения могут быть две и более организации (например, если создается Положения о взаимоотношениях). В этом случае наименования организаций располагаются на одном уровне (если речь идет о компаниях, не подчиненных друг другу), как в Примере 2, и на разных уровнях (если одно учреждение подчинено другому).

  • Наименование вида документа. Данный реквизит печатается прописными буквами: ПОЛОЖЕНИЕ, точка после него не ставится.
  • Заголовок к тексту. Набирается с новой строки и отвечает на вопросы: о чем (о ком)? (см. варианты расположения реквизита в Примерах 1 и 2).
  • Дата документа. Датой документа является дата его утверждения. Она проставляется в соответствующем поле утверждающим должностным лицом. Если положение подписывается двумя и более организациями, то его датой будет дата последнего утверждения (см. Пример 2).
  • Регистрационный номер документа. Даже если данное положение первое и единственное в своем роде, то номер ему все равно нужно присвоить: государственный стандарт требует нумерации абсолютно каждого документа, созданного в организации. Положение, созданное двумя организациями, получает два номера, которые пишутся через дробь (см. Пример 2).
  • Место составления или издания документа. Этот реквизит оформляется в том случае, если место издания положения нельзя определить по наименованию организации. Так, например, для ЗАО «Томские коммунальные системы» заполнять его не требуется, в отличие от ОАО «Средневолжская строительная компания». Если в первом случае ясно, где находится предприятие, то по второму наименованию точное местонахождение организации определить невозможно.

С другой стороны, если документ издается филиалом ЗАО «Томские коммунальные системы», расположенном в районном центре Томской области, то именно этот районный центр и будет указан в качестве места составления документа (см. Пример 1).

  • Гриф утверждения документа. Обычно положения утверждаются руководителем организации. Но в рамках своей компетенции и при наличии соответствующих полномочий это может сделать и другое должностное лицо. Например, Положение о делопроизводстве по обращениям граждан может утвердить и административный директор. Гриф утверждения в положении состоит из слова УТВЕРЖДАЮ, наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения (см. Пример 1).

Кроме того, положение может быть утверждено распорядительным документом – обычно приказом по основной деятельности. В этом случае гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО, наименования утверждающего документа (в творительном падеже), его даты и номера (см. Пример 2).

Пример 1

Верхняя часть положения, изданного филиалом организации

Общество с ограниченной ответственностью
«Самарское строительное предприятие»
(ООО «ССП»)
Тольяттинский филиал

ПОЛОЖЕНИЕ
о работе с заказчиками – физическими лицами

«10» июня 2014 г. № 12-ОПД

г. Тольятти

УТВЕРЖДАЮ
Начальник филиала
Ромашов Л.А. Ромашов
10.06.2014

Пример 2

Верхняя часть положения, утвержденного двумя организациями

Закрытое акционерное общество
«Авторемонтное предприятие»

Общество с ограниченной ответственностью
«Восточный логистический центр»
(ООО «ВЛЦ»)

УТВЕРЖДЕНО
Протоколом заседания
Совета акционеров от 26.05.2014 № 2

УТВЕРЖДЕНО
Приказом от 22.05.2014 № 325

ПОЛОЖЕНИЕ

о взаимоотношениях организаций

26.05.2014 № 6/24-Пол

Москва

  • Текст документа. Текст положения для удобства делится на разделы, каждому из которых присваивается порядковый номер. Все положения раздела также нумеруются. Это делается для того, чтобы можно было легко сослаться на ту или иную норму положения (см. Пример 5).
  • Визы согласования документа. Положение подлежит обязательному согласованию со всеми заинтересованными должностными лицами. Удобно оформить к положению лист согласования, который будет являться неотъемлемой частью документа. Виза состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, с которым согласован документ, личной подписи, ее расшифровки и даты согласования.

Если согласование осуществляют документом, то гриф согласования включает в себя слово СОГЛАСОВАНО, наименование документа, его дату и номер. Заполненный лист согласования подписывается и датируется (см. оба варианта в Примере 3).

Пример 3

Лист согласования к положению

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
к Положению о подготовке и передаче документов в архив
19.06.2014 № 5-П/2014

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания экспертной комиссии
ООО «Пристань»
от 16.06.2014 № 3

СОГЛАСОВАНО
Административный директор
Васильев Н.К. Васильев
17.06.2014

СОГЛАСОВАНО
Начальник юридического отдела
Лапшина Т.А. Лапшина
18.06.2014

Положение разработано. Что дальше?

С утвержденным положением в обязательном порядке следует ознакомить всех заинтересованных работников предприятия: если это положение об отделе, то всех работников отдела; если положение о работе с претензиями – всех, кто работает с претензиями, и т.п. Каждый новый работник организации в свой первый рабочий день должен изучить все положения и инструкции, по которым ему придется работать.

Виза ознакомления оформляется по аналогии с визой согласования, но выполняется собственноручно: работник пишет «Ознакомлен» или более подробно «С Положением о премировании ознакомлен», указывает свою должность, расписывается, расшифровывает подпись и указывает дату ознакомления.

Кстати Вопрос о том, где писать данные об ознакомлении с документом, решается по-разному. Можно оформить лист ознакомления с документом, который подшивается к положению. Когда будет заполнен один лист, нужно подшить другой и т.д.
Визы ознакомления с положениями, касающимися трудовых отношений с персоналом, могут вписываться прямо в трудовой договор с работником еще до его подписания.

Положение является бессрочным документом и действует с момента своего утверждения до отмены или замены новым. Периодически (раз в несколько лет) положение нужно пересматривать и при необходимости вносить в него актуальные изменения. Отмена положения, его замена или внесение в него изменений производятся приказом по основной деятельности (Пример 4).

Пример 4

Приказ об отмене действующего положения и утверждении нового

Общество с ограниченной ответственностью «Гибралтар»
(ООО «Гибралтар»)

ПРИКАЗ

27.06.2014 № 33

г. Москва

В связи с изменением штатной структуры ООО «Гибралтар»

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Отменить действующее Положение об отделе рекламы ООО «Гибралтар» с 01.07.2014.
  2. Утвердить и ввести в действие Положение об управлении маркетинга ООО «Гибралтар» с 01.07.2014 (Приложение 1).
  3. Начальнику отдела кадров Ивановой Р.А. ознакомить работников с настоящим приказом под роспись до 30.06.2014.
  4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Владимиров П.А. Владимиров

В соответствии со ст. 50 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, отмененное положение хранится в архиве организации постоянно.

Положение о секретариате

В завершение приведем пример Положения о секретариате негосударственной организации (Пример 5).

Пример 5

Положение о секретариате

Общество с ограниченной ответственностью «Перекресток»
(ООО «Перекресток»)

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор

Румачик А.Н. Румачик

ПОЛОЖЕНИЕ
о секретариате

14.07.2014 № 7/25-Пол

г. Москва

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Секретариат является структурным подразделением Общества с ограниченной ответственностью «Перекресток» (далее – Организация).

1.2. Создание, реорганизация и ликвидация секретариата проводятся по решению генерального директора Организации и оформляются приказом по основной деятельности.

1.3. Руководство секретариатом осуществляет начальник секретариата.

1.4. Начальник секретариата подчиняется непосредственно генеральному директору Организации, назначается и освобождается от должности его приказом.

1.5. В своей деятельности секретариат руководствуется:

1.5.1. Законодательством в сфере информации и документации.

1.5.2. Нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации, Госстандарта России и Росархива по вопросам документационного обеспечения управления и архивного хранения документов.

1.5.3. Уставом Организации.

1.5.4. Приказами и распоряжениями генерального директора Организации.

1.5.5. Инструкцией по делопроизводству Организации.

1.5.6. Другими нормативными актами и методическими документами по организации документационного, организационного и информационно-справочного обеспечения управления.

1.5.7. Настоящим Положением.

2. СТРУКТУРА СЕКРЕТАРИАТА

2.1. В состав секретариата входят:

2.1.1. Помощник генерального директора.

2.1.2. Секретарь заместителя генерального директора.

2.1.3. Секретарь главного инженера.

2.1.4. Офис-менеджер.

2.1.5. Курьер.

2.2. Обязанности работников секретариата устанавливаются должностными инструкциями.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЕКРЕТАРИАТА

3.1. Основными задачами секретариата являются:

3.1.1. Документационное обеспечение работы руководства Организации: генерального директора, его заместителя, главного инженера (далее – Руководство), а также коллегиального органа Организации – Собрания учредителей.

3.1.2. Организационное обеспечение работы Руководства Организации.

3.1.3. Справочно-информационное обеспечение работы Руководства Организации.

4. ФУНКЦИИ СЕКРЕТАРИАТА

4.1. Секретариат выполняет следующие функции:

4.1.1. Проводит обработку входящих, исходящих и внутренних документов Организации.

4.1.2. Осуществляет прием, передачу и учет факсограмм, телефонограмм, телеграмм, электронных сообщений, поступающих в адрес Руководства Организации и отправляемых от его имени.

4.1.3. Принимает, рассматривает и представляет на рассмотрение документы, поступающие в адрес Руководства Организации.

4.1.4. Осуществляет контроль правильности оформления документов, представляемых на подпись Руководству Организации.

4.1.5. Готовит по поручению Руководства Организации проекты отдельных приказов, распоряжений, служебных писем, справок и других документов, согласовывает их с руководителями структурных подразделений и иными должностными лицами и специалистами.

4.1.6. Осуществляет редактирование документов по поручению Руководства.

4.1.7. Обеспечивает распечатку, сканирование и оперативное размножение документов, используемых в деятельности Руководства Организации.

4.1.8. Обеспечивает учет и своевременную регистрацию документов, их сохранность.

4.1.9. Организует рациональный документооборот и контроль движения документов в Организации.

4.1.10. Контролирует правильность оформления документов и обеспечивает методическую и организационную помощь работникам Организации в оформлении документов.

4.1.11. Обеспечивает формирование дел секретариата в соответствии с утвержденной номенклатурой дел, их хранение, своевременную передачу дел на архивное хранение и выделение к уничтожению дел и документов с истекшими сроками хранения.

4.1.12. Организует планирование рабочего дня Руководства Организации.

4.1.13. Осуществляет телефонное обслуживание Руководства и работников Организации.

4.1.14. Составляет проекты планов работы Собрания учредителей Организации.

4.1.15. Готовит материалы к заседаниям Собрания учредителей Организации, обеспечивает их своевременную рассылку заинтересованным организациям и лицам.

4.1.16. Проводит своевременное информирование о проведении заседаний Собрания учредителей Организации.

4.1.17. Осуществляет подготовку и организует проведение оперативных совещаний, заседаний у Руководства Организации.

4.1.18. Проводит мероприятия по материально-техническому обеспечению заседаний и совещаний, проводимых Руководством Организации.

4.1.19. Проводит оформление и рассылку протоколов заседаний Руководства и Собрания учредителей Организации.

4.1.20. Осуществляет контроль выполнения решений Собрания учредителей Организации.

4.1.21. Организует прием посетителей Руководством и работниками Организации.

5. ПРАВА СЕКРЕТАРИАТА

5.1. Начальник секретариата имеет право:

5.1.1. Участвовать в установленном порядке в приеме и увольнении работников секретариата.

5.1.2. По согласованию с Руководством Организации осуществлять подбор, расстановку и перемещение работников секретариата.

5.1.3. Распределять работу между работниками секретариата.

5.1.4. Представлять работников секретариата к поощрению, а также вносить предложения о привлечении их к дисциплинарной ответственности.

5.1.5. Вносить предложения по изменению структуры и штата секретариата.

5.1.6. Вносить Руководству Организации предложения по совершенствованию работы секретариата.

5.1.7. Вести переписку по вопросам деятельности секретариата.

5.2. Работники секретариата имеют право:

5.2.1. Получать в установленном порядке от других структурных подразделений Организации необходимую для работы информацию.

5.2.2. Требовать от руководителей структурных подразделений и работников Организации своевременного представления документов и информации Руководству Организации.

5.2.3. По поручению Руководства Организации привлекать работников других структурных подразделений для подготовки проектов приказов, распоряжений и других документов.

5.2.4. Возвращать на доработку работникам Организации проекты документов, оформленные ими с нарушением действующих норм и правил.

5.2.5. Вносить предложения по совершенствованию работы секретариата.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ СЕКРЕТАРИАТА С ДРУГИМИ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ

6.1. Секретариат представляет Руководству Организации:

6.1.1. Поступившую корреспонденцию на рассмотрение.

6.1.2. Проекты документов на рассмотрение и подписание.

6.1.3. Служебные записки, предложения, справки, информационные и иные материалы от структурных подразделений и должностных лиц Организации на рассмотрение.

6.2. Секретариат получает от Руководства Организации:

6.2.1. Поступившие из других организаций документы с резолюцией Руководства.

6.2.2. Предложения, служебные записки, справки структурных подразделений Организации с резолюцией Руководства.

6.2.3. Подписанные приказы, распоряжения, протоколы, письма и другие документы.

6.2.4. Утвержденные нормативные документы.

6.2.5. Утвержденные планы работы структурных подразделений и коллегиального органа Организации.

6.3. Секретариат направляет в структурные подразделения Организации:

6.3.1. Копии приказов (выписки из приказов) на исполнение.

6.3.2. Копии протоколов (выписки из протоколов) заседаний Собрания учредителей Организации на исполнение.

6.3.3. Запросы о представлении информации по поручениям Руководства Организации.

6.4. Секретариат получает от структурных подразделений Организации:

6.4.1. Проекты служебных писем.

6.4.2. Проекты приказов и распоряжений.

6.4.3. Информационные и справочные материалы.

6.5. Секретариат направляет в другие организации деловые письма, информационные материалы.

6.6. Секретариат получает от других организаций деловые письма, информационные материалы.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕКРЕТАРИАТА

7.1. Работники секретариата несут ответственность:

7.1.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение функций, возложенных на них должностными инструкциями;

7.1.2. Неисполнение или нарушение требований и норм действующего законодательства при подготовке и оформлении документов;

7.1.3. Достоверность отчетных данных, сведений и других материалов, подготавливаемых в секретариате и представляемых Руководству Организации и/или руководству структурных подразделений Организации;

7.1.4. Утрату и порчу дел и документов;

7.1.5. Несоблюдение условий хранения дел и документов;

7.1.6. Утрату и порчу печатей и штампов.

7.2. Начальник секретариата несет ответственность:

7.2.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него функций и обязанностей;

7.2.2. Рациональную расстановку работников секретариата и организацию их труда;

7.2.3. Организацию повышения деловой квалификации работников секретариата;

7.2.4. Состояние трудовой дисциплины в секретариате;

7.2.5. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности работниками секретариата.

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
к Положению о секретариате
14.07.2014 № 7/25-Пол

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания экспертной комиссии
ООО «Перекресток»
от 14.07.2014 № 4

Структура нормативного акта — это его строение, обусловленное внутренним особенным содержанием, поэтому единой формулы, пригодной для всех видов актов, не существует. Тем не менее есть определенные общие положения и правила, которыми оперирует юридическая техника.

Если говорить о крупных и сложных по содержанию нормативных актах, отражающих структуру отрасли права, то перечень структурных единиц таких актов будет довольно значительным. В небольших по объему и более простых по содержанию документах необходимости использовать все структурные возможности для

дифференциации нормативного материала, как правило, не возникает.

Наиболее полный перечень возможных единиц организации структуры текста нормативных актов представлен на рис. 2.6. Рассмотрим их по порядку.

Рис. 2.6. Структура нормативного правового акта

Внешние формальные реквизиты закона — это элементы правового акта, не входящие в его содержательную часть и не содержащие регулятивных положений, предназначенные для отражения юридических свойств и идентификации правового акта. Согласно правилам юридической техники реквизиты отражают важнейшие юридические свойства правового акта, связанные с его статусом и принятием.

К основным формальным реквизитам актов, принимаемым нормотворческими органами, относят:

  • — наименование вида акта;
  • — должность и фамилия лица, официально уполномоченного подписывать соответствующий акт, место и дата его принятия и утверждения;
  • — наименование соответствующего государства или государственного образования (Российская Федерация, республика, область, край и другие виды субъектов), его герб;
  • — порядковый номер издания (как правило, возобновляется каждый год с цифры 1, в отношении федеральных законов с добавлением аббревиатуры «ФЗ», «ФКЗ»);
  • — заголовок закона (обозначает предмет регулирования акта).

Основное идентифицирующее значение для правового акта

имеют: заголовок, дата принятия и номер акта. Например, вид правового акта позволяет судить о юридической силе акта, а дата принятия дает возможность установить приоритет между двумя правовыми актами одного вида.

Заголовок — это наименование нормативного акта. Не стоит думать, что заголовок — простой реквизит акта, относящийся только к его внешней форме. Заглавие нормативного правового акта выполняет более важную роль, олицетворяя собой одно из наиболее наглядных средств выражения смысла конкретной группы юридических норм, поэтому его необходимо относить одновременно к внешней и внутренней форме нормативного акта.

Известны различные подходы к формулированию заголовков — по органам, их издавшим (магистраты в Риме), по именам создателей этих законов (законы Хаммурани, Драконта и др.). В США законы иногда называют, но имени лиц, инициировавших рассмотрение проекта закона (закон Шермана, Робинсона—Патмана, Т афта—Хартл и).

Имелась такая практика и в истории России (Правда Ярославичей, Уложение царя Алексея Михайловича, судебник Ивана III и др.), однако чаще всего (а в современной России исключительно) заголовки отражают предмет регулирования акта, его содержание, что наиболее удобно при использовании акта, его поиске, ссылках на него.

Заголовок должен верно, точно и четко отражать предмет акта (т.е. те общественные отношения, которые он регулирует) с тем расчетом, чтобы правоприменители и другие заинтересованные лица могли по названию акта определить его основное содержание, быстро отыскать.

Необходимое требование к заголовку — его краткость и смысловая емкость. Большинство законов данное требование соблюдают: «О несостоятельности (банкротстве)», «О ветеранах», «Об акционерных обществах», «О погребении и похоронном деле». Неудачный пример: «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

Неплохо ввести в практику возможность снабжения законов краткими подзаголовками, если краткое основное наименование невозможно.

Основные требования к заголовку нормативного акта выглядят следующим образом:

  • — точность — он должен определенно отражать содержание закона (например, «О политических партиях»);
  • — краткость — заголовок в концентрированной форме должен передавать суть содержания нормативного акта. Примером нарушения этого важнейшего правила может служить Указ Банка России от 31.03.2014 № 3220-У «О порядке представления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании требования Банка России, направляемого в соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации”, и порядке признания утратившей силу лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, или лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, или генеральной лицензии». Очевидно, что такое название крайне сложно употреблять в правоприменении и тем более в устном общении;
  • — оптимальная обобщенность содержания нормативного акта — здесь важно избежать ситуации, когда в погоне за краткостью заголовка не раскрывается смысл нормативного акта. Односложные заголовки часто настолько малоинформативпы, что не ориентируют правоприменителей и иных пользователей нормативного акта относительно содержания правового акта, поскольку не раскрывают его внутренней сути. В этом плане достаточно показателен пример Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», заголовок которого имеет настолько общий характер, что делает довольно сложным понимание того, что именно он регулирует;
  • — емкость — это требование касается нормативных правовых актов, в первую очередь, законов, содержание которых настолько многопланово, что каждая часть такого акта вполне может претендовать па определенную содержательную автономность, однако в целях облегчения участи правоприменителей все же лучше создать единый нормативный акт под общим заголовком. Примером удачного соблюдения требования емкости заголовка может служить заголовок Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». Речь в данном законе идет о создании условий для оказания услуг связи на всей территории России, для обеспечения потребностей в связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, содействии внедрению перспективных технологий и стандартов, защите интересов пользователей услугами связи

и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов, обеспечении эффективной и добросовестной конкуренции па рынке услуг связи, создании условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечении се интеграции с международными сетями связи и централизованного управления российскими радиочастотными ресурсами, в том числе орбитально-частотным, и ресурсом нумерации. Как видим, вопрос о связи регулируется комплексно и поэтому дан краткий, но содержательно ясный заголовок;

— формализованность — заголовок следует излагать официальным стилем — строго, четко и нейтрально, без попыток придать ему излишнюю оригинальность, сдержанным и даже холодным с эмоциональной точки зрения.

Нормативные правовые акты допустимо именовать как полным наименованием, так и в некоторых случаях кратким наименованием или же аббревиатурно.

Полное наименование — это официальное наименование, призванное в сжатой форме передавать содержание нормативного документа, обозначая предмет регулирования, что позволяет идентифицировать нормативный акт, выделить его из других актов, делать на него ссылки, в которых приводится именно полное наименование нормативного акта.

В полное наименование не желательно включать пояснения по предмету регулирования, например, ключевые понятия, относящиеся к содержанию, заключенные в скобки, поскольку такие дополнения усложняют оформление ссылок.

Сокращенное наименование акта рекомендуется использовать в целях облегчения его цитирования в других документах юридического характера. Краткое наименование формулируется, как правило, при помощи наиболее важных (ключевых) и информативных элементов полного заголовка. Например, Федеральный закон от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», в кратком варианте может выглядеть как Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика пассажиров метрополитеном.

Ключевые понятия, образующие краткое наименование, обычно выбираются из полного названия, например, Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обычно называют Законом об охоте.

Цель формулирования кратких наименований состоит в том, чтобы дать сжатое, точное и удобное в применении название нормативного акта.

Оглавление. В практике ряда других государств используется такой прием юридической техники, как снабжение нормативного акта (чаще закона) оглавлением, которое, формулируя все рубрики, является его официальным атрибутом. Такой прием целесообразно использовать и в нашей юридической практике применительно к большим по объему актам.

Преамбула (введение) — самостоятельная органическая часть нормативного акта, служащая важным дополнением к его основной, нормативной части, не разделена на отдельные статьи и, определяя цели и задачи издания акта, объединяет все его предписания единой идеей, общей политико-правовой основой, целевой направленностью.

Особенно важны преамбулы в актах, непосредственно обращенных к гражданам, общественным объединениям, широкому кругу предприятий и организаций.

В преамбулах не должны помещаться самостоятельные нормативные предписания. Не должно быть там и общих требований о совершенствовании работы, усилении требовательности к исполнителям, повышении ответственности за выполнение намеченных актом мер. Нецелесообразно также упоминать другие акты, подлежащие отмене или изменению в связи с изданием данного акта.

Нормативно регулирующий характер преамбул проявляется в том, что их положения являются мерилом толкования и применения соответствующих актов в целом и отдельных их предписаний. Большое значение имеют преамбулы и при решении дел на основе аналогии права.

Общие положения. При подготовке нормативного акта субъект нормотворчества всегда стремится к тому, чтобы наиболее общие принципиальные моменты регулирования, нормы, имеющие отношение ко всем сторонам и аспектам рассматриваемого вопроса, поместить в начале акта. Так формируется первая его часть, которая чаще всего называется «общие положения», «основные принципы», «общие предписания» и другие варианты того же смысла. Во многих кодификационных актах она в соответствии с российской правотворческой традицией называется «общая часть». При многозвенной структуре акта общие положения могут включаться в каждую его крупную рубрику.

Общие положения закона, как правило, содержат основные термины и понятия, а также нормы, регулирующие:

  • • сферу действия закона или предмет регулирования;
  • • цели и сферу применения закона;
  • • принципы или основные начала;
  • • законодательство Российской Федерации по рассматриваемому вопросу;
  • • полномочия федеральных органов государственной власти (иных органов и лиц);
  • • действие во времени, в пространстве и по кругу лиц и др.

Рубрикация нормативного акта. Нормативный акт обычно

делится на части, разделы, главы, подразделы и более мелкие структурные единицы.

Порядок внутренней рубрикации опирается на материальные основания — т.е. деление регулируемых посредством правовых норм общественных отношений на определенные сферы в зависимости от их характера и содержания. Кроме того, выбранная рубрикация должна соответствовать внутренней структуре соответствующей отрасли (подотрасли, институту) законодательства.

Так, например, в гражданском праве и Гражданском кодексе РФ на статус подотрасли претендуют договорное право, обязательства из причинения вреда, наследственное право, международное частное право, право интеллектуальной собственности.

В зарубежной практике правотворчества в качестве применяемых рубрик имеют место параграфы, главы, разделы, титулы, книги, причем для актов, значительных по объему, используется двухуровневое и даже трехуровневое разделение, например, деление акта на части (титулы, книги), которые распадаются на разделы, в свою очередь поделенные на главы (параграфы).

Практика российского правотворчества в сфере использования рубрик при создании нормативного акта не устоялась, не унифицирована, и во многом противоречива.

Наиболее часто принимаемые акты при одноступенчатой их структуре делятся на главы, но есть также законы, подразделяющиеся на разделы (Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Подразделения некоторых законов не включают наименований «глава», «раздел», а снабжены лишь заголовками и римскими цифрами (Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»).

Нормативные акты (как правило, большие по объему) обычно делятся на разделы, а разделы в свою очередь на главы (например, Семейный кодекс РФ, Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и др.).

Встречается тройная и более рубрикация. Так, Уголовный кодекс РФ содержит тройные рубрики — общая и особенная части, разделы, главы, причем некоторые разделы состоят из одной главы, которая озаглавлена так же, как и соответствующий раздел.

Гражданский кодекс РФ имеет еще более сложную структуру. В нем имеются части, разделы, подразделы, главы, параграфы. Параграфы названий не имеют, а только нумеруются, причем некоторые параграфы делятся на подразделения, которые и нумеруются и имеют заголовки (кроме самых мелких).

Для упорядочения и унификации употребления рубрикации нормативных актов полезно было бы ввести следующие основные подразделения по восходящим ступеням (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Пример рубрикации нормативного акта

Причем следующую ступень деления в тексте правового акта можно употреблять лишь тогда, когда использована предыдущая. В частности, лучше не употреблять рубрику «раздел», если в акте нет глав, если же в нем нет ни глав, ни объединяющих их разделов, то нет смысла использовать рубрику «часть».

При наличии рубрикации в акте, необходимо формулировать заголовки соответствующих глав, разделов, частей. К ним предъявляются те же требования, что и к заголовку всего акта.

Все рубрики должны нумероваться, причем цифровые обозначения каждой ступени рубрикации должны различаться (например, часть может нумероваться римскими цифрами, раздел — арабскими, набранными жирным курсивом, глава — арабскими, набранными полужирным курсивом).

Статья — основная структурная единица закона, поскольку в отечественном правотворчестве отсутствует практика оформления законодательного акта сплошным текстом. Особое положение закона в системе права, в том числе определяет и то обстоятельство, что он делится на статьи, в то время как другие нормативные акты — на пункты и подпункты.

Заголовки статей, безусловно, улучшают структуру закона, оптимизируют процесс поиска необходимых норм, их толкование и сопоставление друг с другом.

Кроме того, необходимость озаглавить статью дисциплинирует составителя проекта, вынуждая его, в первую очередь для собственного удобства, включать внес нормативные предписания только по одному вопросу, четко и логично их располагать. Отсутствие заголовков в статьях нормативных актов — значительный недостаток правотворческой техники.

Каждая статья должна представлять собой нечто внутренне цельное и выражать законченную мысль в ее полном объеме.

Искусственное уменьшение числа статей за счет объединения разнородных норм в одном месте создает неоправданную громоздкость, трудности применения и толкования.

Размещение более одной нормы (предписания) в одной статье допустимо в том случае, когда все они при тесной логической взаимосвязи дополняют и обусловливают друг друга, идут от общего к частному, или же, когда последующие положения уточняют и развивают предыдущие.

Неудачно, когда непосредственно в статьях акта законодатель формулирует политические или идеологические призывы, выражает свои пожелания, указывает собственные мотивы и цели принятия тех или иных норм, отмечает неудовлетворительное положение дел по тому или иному вопросу, приводит примеры неправильной практики право применения, вдастся в объяснение причин.

Изложение статьи, содержащей несколько норм, сплошным текстом нецелесообразно. Обычно каждая норма, которая будет применяться отдельно и независимо от других, составляет абзац статьи.

В правотворчестве и право применении часто возникает необходимость сослаться на тот или иной абзац (часть) статьи. Это сделать значительно легче, если части пронумерованы. Поэтому желательно в случаях, когда в статье закона отдельные абзацы представляют собой самостоятельные нормы, производить официальное разделение на части путем нумерации абзацев арабскими цифрами.

Нумерация статей и других рубрик нормативного правового акта, как правило, бывает сквозной по всему тексту. Недопустимо отдельно нумеровать статьи каждого раздела (главы) акта, причем арабские цифры для нумерации более удобны, чем римские. Нецелесообразна и отдельная нумерация глав каждого раздела.

Различные включенные в структуру конкретного нормативного акта рубрики (главы, разделы, части) желательно нумеровать различными символами (например, арабскими и римскими цифрами, буквами).

Насущная необходимость дальнейшего упорядочения и унификации формы юридических актов, автоматизации их учета и поиска требуют перехода в будущем на единую нумерацию всех рубрик и частей закона, основанную на десятичной системе записи, которая будет способна охватить все уровни структуры акта. При таком подходе каждая статья и даже отдельные ее части (абзацы) могут обозначаться серией цифр, которые отразят номера соответствующего раздела, его глав и параграфов (например, 4.2, 1.6.7, и т. д.).

Отдельным структурным элементом статьи (пункта) может быть примечание к ней, в Уголовном кодексе РФ их более 20, причем некоторые статьи имеют несколько примечаний (в ст. 20, например, их три). Примечания, в целом, способствуют тому, что нормативные акты становятся более удобными для пользования, тем не менее злоупотреблять ими не следует.

Заключительные и переходные положения (раздел (отдельная статья)) помещаются в конце акта и чаще всего включают:

  • — срок вступления в силу закона и отдельных его частей (глав, статей и др.);
  • — обратную силу закона в целом или отдельных его норм (если такое предусмотрено);
  • — способы завершения дел, находящихся в делопроизводстве, прекращения или пересмотра в соответствии с нормами нового закона разрешенных судами или другими государственными органами дел;
  • — предписания о внесении изменений и дополнений в действующие акты, о признании утратившими силу тех актов, которые противоречат новому регулированию;
  • — о сохранении или, наоборот, ликвидации органов, должностей, существовавших до вступления в силу закона;
  • — какие акты должны быть подготовлены и приняты для обеспечения реализации вновь принятого закона, поручение (предложение) другим органам привести в соответствие с новым актом свои действующие акты.

Если заключительных и переходных положений накапливается много (это обычно имеет место при принятии большого закона кодификационного характера), то принимается специальный закон (постановление) о введении в действие такого закона или же отдельный закон о внесении изменений и дополнений в действующие акты.

Отметим, что всякий раз, когда принимается такой закон, в нем нужно предусматривать необходимые конкретные изменения и дополнения к ранее изданным актам, а те из них, которые полностью или частично утратили свое значение, официально признавать утратившими силу.

При этом все изменения и дополнения должны носить официальный характер и быть привязаны к конкретным частям ранее изданных актов. Это означает, что нужно четко указывать, в какую статью, часть или абзац вносятся изменения и дополнения, какой акт дополняется новыми рубриками, какие акты или их части официально признаются утратившими силу. Не стоит употреблять в заключительных и переходных положениях, как и в отдельном акте, формулировки типа: «впредь до приведения законодательства в соответствие с новым актом действующие нормативные положения применяются в части, не противоречащей ему»; «после введения в действие настоящего Устава нормативные правовые акты края должны быть приведены в соответствие с ним»; «все акты, изданные ранее и противоречащие настоящему закону, считаются утратившими силу».

Более целесообразно сразу же вносить необходимые официальные изменения и дополнения в ранее изданные акты, а тс из них (или их части), которые противоречат новому акту, — официально признавать утратившими силу с конкретным «поименным» перечислением.

В конце проекта должны быть перечислены в хронологическом порядке ранее принятые акты или отдельные их части, подлежащие признанию утратившими силу в связи с принятием подготавливаемого акта.

Изменения, вносимые в действующие акты, следует оформлять в виде новой редакции изменяемых статей.

Если в течение ряда лет в законе накопилось множество изменений и дополнений, либо они нарушают его общую логическую связанность, целесообразно его официальное издание в новой редакции с учетом всех внесенных в него изменений и дополнений.

Приложение — не обязательная структурная единица нормативного акта, содержащая, как правило, графический материал — формулы, таблицы, схемы, иллюстрирующие нормативные предписания и облегчающие их понимание. Они в структуре акта следуют за заключительными положениями. Если в тексте акта идет прямое указание на использование того или иного приложения, оно официально считается частью этого акта. Такой правотворческий прием желательно использовать как можно чаще.

Очевидно, что работа над созданием структуры нормативного акта — дело крайне сложное, требующее четкого знания приемов правоустановительной техники, касающихся оформления текста нормативного акта. Помимо этого, большую роль здесь играет практический опыт подобной работы, который, к сожалению, приходит только с годами.

Устав – локальный нормативный правовой акт, в котором зафиксирован свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, предприятий (государственных и негосударственных), обществ и граждан, их взаимоотношения с другими юридическими и физическими лицами, права и обязанности в определенной сфере управления, а также хозяйственной или иной деятельности, например: Устав МГУПС (МИИТ), Устав Государственного архива Российской Федерации и др.

Уставы государственных учреждений (органов власти и управления) утверждаются высшими органами государственной власти и управления. Уставы предприятий, учреждений и организаций утверждаются вышестоящими органами (министерствами, администрацией субъектов федерации и др.)• Устав негосударственной коммерческой организации (предприятия) утверждается его учредителями (участниками) и подлежит государственной регистрации в установленном порядке; это обязательный учредительный документ. Устав негосударственной некоммерческой (общественной) организации (партии, ассоциации и др.) принимается и утверждается ее съездом (собранием, заседанием и др.).

Общие требования к порядку разработки и содержанию устава юридического лица зафиксированы в ч. 1 ГК РФ. К обязательным реквизитам в соответствии с ГОСТ Р 6.30–2003 относятся:

  • – наименование организации;
  • – наименование документа;
  • – место составления или издания документа;
  • – дата документа;
  • – регистрационный номер;
  • – гриф согласования и/или виза согласования;
  • – оттиск печати;
  • – текст.

Текст устава подразделяется на разделы и подразделы с применением цифровой и буквенно-цифровой рубрикации.

Структура текста устава зависит от его разновидности.

Устав государственного учреждения, как правило, включает разделы:

  • – общие положения;
  • – цели и задачи;
  • – права;
  • – имущество;
  • – управление;
  • – реорганизация и ликвидация.

Структура устава негосударственной организации (например, акционерного общества) будет совершенно другой:

  • – общие положения;
  • – акционерный капитал;
  • – порядок деятельности;
  • – права;
  • – управление;
  • – учет и отчетность;
  • – распределение прибыли и прочие накопления;
  • – прекращение деятельности.

Информация, которая должна быть отражена в уставе негосударственной коммерческой организации, определена соответствующими федеральными законами: ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др. нормативными правовыми актами.

Образец устава организации представлен в приложении 1.

Положение – нормативный акт, имеющий сводный кодификационный характер. Данный документ определяет порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы органов государства, одного учреждения или структурного подразделения (комиссии, группы). Можно также выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу. Пример: «Положение о постоянно действующей экспертной комиссии». Некоторые разновидности положений разрабатываются при создании новых предприятий (организаций), структурных подразделений, проведении различных конкурсов, смотров и других мероприятий. Пример: «Положение о кафедре».

Таким образом, можно выделить три основных вида организационноправового документа «Положение»:

  • – положение об учреждении;
  • – положение о структурном подразделении;
  • – положение, регламентирующее определенное направление деятельности.

В государственных учреждениях конкретные положения, как правило, разрабатываются на основе типовых, составляются и утверждаются вышестоящими органами управления или должностными лицами. В негосударственных организациях при разработке положения нередко используют типовое положение по данному направлению деятельности с целью адаптации его к специфике и особенностям конкретной негосударственной коммерческой или некоммерческой организации.

Положения разрабатываются автором (из числа руководящего состава) и утверждаются вышестоящим органом управления предприятия (например, общим собранием акционеров) или должностным лицом (например, директором).

Положение относится к организационно-распорядительной документации и имеет типовую структуру текста, представленную в УСОРД. Положение оформляют на общем бланке учреждения. Формуляр положения в зависимости от статуса и ранга юридического лица, его компетенции, целей создания документа должен иметь следующий состав необходимых реквизитов:

  • – Государственный герб РФ;
  • – герб субъекта РФ;
  • – эмблему организации или товарный знак;
  • – наименование организации;
  • – гриф утверждения документа;
  • – наименование вида документа;
  • – место составления или издания документа;
  • – текст документа;
  • – подпись;
  • – оттиск печати;
  • – визы согласования документа;
  • – идентификатор электронной копии документа.

Кроме того, Положение об учреждении имеет еще один реквизит – отметку о регистрации документа налоговым органом (или территориальным подразделением Министерства юстиции РФ).

Текст положения включает следующие разделы:

  • – общие положения;
  • – цели и задачи;
  • – функции;
  • – права и ответственность;
  • – руководство;
  • – взаимоотношения с другими структурными подразделениями (для положения о структурном подразделении) и др.

В разделе «Общие положения» формулируется точное название учреждения, структурного подразделения или коллегиального органа; определяется его ранг и статус; приводится перечень законодательных и нормативных актов, методических материалов, на основе которых осуществляется их деятельность.

В разделе «Цели и задачи» в обобщенном виде формулируются основные цели деятельности и основные его задачи.

«Функции» является основным разделом положения и включает всестороннюю характеристику деятельности учреждения (структурного подразделения или коллегиального органа) и подробный перечень всех функций, посредством выполнения которых реализуется решение задач для достижения основной цели.

В разделе «Права и ответственность» указываются права, которыми учреждение (структурное подразделение или коллегиальный орган) наделяются для реализации поставленных задач. При этом права должны соответствовать действующим законодательным и нормативным правовым актам, регламентирующим их деятельность. Прописывается также ответственность, которую они несут в случае невыполнения своих функций.

Раздел «Руководство» включает наименование должности руководителя, требования к уровню образования, стажу практической работы, его компетенцию и обязанности.

С целью дифференциации компетенции руководителя и компетенций сотрудников, устанавливаются персональные нрава и ответственность руководства. В их числе: право устанавливать круг ответственности своих заместителей, утверждать определенные виды документов, издавать распорядительные документы но определенному кругу вопросов, осуществлять руководство кадровой политикой учреждения (структурного подразделения), применять меры поощрения или взыскания и т.д. В данном разделе также должно содержаться указание основных направлений деятельности, по которым руководитель несет персональную ответственность, например: за выполнение задач учреждения (структурного подразделения или коллегиального органа); за состояние документации, ее соответствие требованиям законодательных актов и нормативно-правовых документов, достоверность информации, зафиксированной в ней, и се утечку; за организацию работы учреждения (структурного подразделения, коллегиального органа); за работу с кадрами.

В разделе «Взаимосвязи с другими структурными подразделениями» регламентируются взаимосвязи, возникающие, например, в результате осуществления производственной, хозяйственной, управленческой деятельности. Здесь же фиксируются документные связи – наименования документов, периодичность их издания, сроки, устанавливаются взаимные обязательства, определяется состав документов, разрабатываемых структурным подразделением совместно с другими структурными подразделениями, сроки их представления, периодичность обмена информацией.

Помимо основных разделов, рекомендованных УСОРД, в структуру текста положений при необходимости допускается включение дополнительных разделов, например, «Порядок пересмотра положения». В этом разделе может быть установлена периодичность пересмотра положения (ежегодно или по мере необходимости), и/или в нем перечисляются условия, при которых пересмотр необходим (так, положение о службе ДОУ пересматривается при изменении структуры подразделения, изменении его задач и функций).

Рассмотрим подробнее правила создания трех вышеназванных видов положений:

Положение об учреждении – это локальный нормативный акт, на основании которого действует учреждение (организация, предприятие). Он определяет организационно-правовую форму, ранг (федеральный, центральный и др.), наименование, цели создания, задачи, функции, права и обязанности юридического лица, организационную структуру и порядок его функционирования.

Обратите внимание!

В настоящий период нормативного правового акта, регламентирующего порядок разработки данного документа, не существует. Поэтому мы можем основываться только на предыдущем опыте учреждений и рекомендаций ВНИИДАД.

В текст положения об учреждении могут быть включены следующие разделы:

  • – общие положения (организационно-правовой статус, название учреждения, его месторасположение);
  • – цели создании юридического лица и виды деятельности;
  • – права и обязанности создателей организации;
  • – порядок образования имущества учреждения;
  • – порядок ответственности создателей по обязательствам учреждения;
  • – принципы и способы организации управления;
  • – порядок ведения учета и отчетности;
  • – порядок использования активов и средств организации;
  • – порядок создания, реорганизации и ликвидации филиалов и представительств учреждения;
  • – порядок реорганизации и прекращения деятельности юридического лица. Положения об учреждении оформляются на стандартном листе формата А4.

Положение о структурном подразделении – это локальный нормативный правовой акт, на основании которого функционирует структурное подразделение учреждения (предприятия, организации). Данный организационно-правовой документ устанавливает место структурного подразделения в иерархии учреждения и его компетенцию.

Положение о структурном подразделении условно можно подразделить на следующие группы:

  • – положения о коллегиальных и совещательных органах аппарата управления организации (совет директоров, правление и т.п.);
  • – положения о постоянно действующих структурных подразделениях;
  • – положения о специализированных подразделениях (ученый совет, научно-технический совет и т.п.);
  • – положения о временных структурных подразделениях (комиссиях, советах и т.п.).

По своему характеру и назначению положения о структурных подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения о структурных подразделениях разрабатываются руководством учреждений для подведомственных структур или группы однотипных структурных подразделений одной организации (например, цеха промышленного предприятия).

Структура текста может быть представлена типовым набором разделов: общие положения, цели и задачи, функции, права и обязанности, руководство, служебные связи, организация работы. При необходимости можно добавить раздел (как правило, заключительный) «Порядок пересмотра положения». Данный раздел может установить периодичность пересмотра данного нормативного документа (например, раз в 3–5 лет) либо называет условия, при наступлении которых корректировка текста положения необходима (например, положение о службе ДОУ, как правило, пересматривается при изменении структуры подразделения или учреждения (предприятия) в целом.

Положение о структурном подразделении оформляется на общем бланке организации, подписывается руководителем структурного подразделения и утверждается руководителем организации или органом управления (например, советом директоров или общим собранием акционеров).

Положение, регламентирующее определенное направление деятельности – локальный нормативный акт, обязательный для исполнения всеми сотрудниками, подпадающими под его действие. Пример: «Положение о начислении заработной платы профессорско-преподавательскому составу университета», «Положение о дистанционном обучении» и т.п.

Данный нормативный документ, как правило, содержит нормы, регулирующие организационные, финансовые, социальные, технологические и иные специфические направления деятельности учреждения, его структурных подразделений и лиц.

В зависимости от назначения положения этого типа можно разделить на следующие группы:

  • – нормативные акты, регламентирующие условия труда и правила их соблюдения;
  • – документы, регулирующие порядок организации и проведения определенных мероприятий (конкурсов, олимпиад, конференций, семинаров и т.п.);
  • – положения, регулирующие специфические направления деятельности отраслевых учреждений. Пример: «Положение о порядке присвоения ученых званий».

Из опыта

Сотрудников, подпадающих под действие конкретного положения в обязательном порядке руководство учреждения должно с ним ознакомить и документально зафиксировать этот факт. Чаще всего с этой целью в соответственном структурном подразделении ведется журнал ознакомления, в котором оформляются ознакомительные визы сотрудников.

Положение оформляется на общем бланке учреждения, подписывается должностным лицом, его разработавшим, утверждается и вводится в действие порядком, предусмотренным в данном учреждении.

Образец положения представлен в приложении 3.

Учредительный договор – документ, посредством которого граждане, создающие определенное юридическое лицо, принимают на себя обязательства по определению порядка функционирования и направления деятельности этого юридического лица, а так же порядок его реорганизации и ликвидации.

Исторический экскурс

В Европе понятие учредительного договора возникло в XIII–XIV вв. с возникновением предпринимательских объединений банкиров. В 1673 г. во Франции был принят торговый регламент, который предусматривал создание юридического лица на договорной основе. В России лишь в 1807 г. императором Александром I был подписан манифест, в котором регламентировалось создание купеческих товариществ на основе договора.

В гражданском кодексе РСФСР 1922 г. термин «учредительный договор» отсутствовал, хотя определял порядок заключения, исполнения и расторжения договоров о создании товариществ.

В новой редакции ГК РСФСР, вступившим в силу в 1964 г., термин «учредительный договор» так же отсутствовал, однако в начале 80-х гг. XX в. учредительный договор стали применять в качестве правовой основы при создании и регистрации предприятий с иностранным участием.

В современном российском законодательстве термин «учредительный договор» впервые появился в п. 2 ст. 13 «Основ Гражданского Законодательства Союза ССР» от 31 мая 1991 г.

В настоящее время определение понятия «учредительный договор» и его правовой статус содержится в п. 2 ст. 52 ГК РФ, в которой регламентируется, что с вступлением учредительного договора в законную силу его участники обязуются создать юридическое лицо, определить порядок совместных действий по его созданию, определить условия, на которых будет передано личное имущество, отрегулировать распределение прибыли между учредителями юридического лица, определить порядок выхода из состава юридического лица, ликвидации компании.

Данный документ должен иметь следующий состав обязательных реквизитов:

  • – Государственный герб РФ;
  • – герб субъекта РФ;
  • – эмблема организации или товарный знак;
  • – наименование организации;
  • – гриф утверждения документа;
  • – наименование вида документа;
  • – место составления или издания документа;
  • – текст документа;
  • – подписи;
  • – визы согласования документа;
  • – грифы согласования документа;
  • – отметку об исполнении документа и направлении его в дело;
  • – отметку о регистрации документа налоговым органом (или соответствующим подразделением Министерства юстиции РФ);
  • – идентификатор электронной копии документа.

Типовой текст учредительного договора организации, как правило, содержит следующие рекомендованные разделы:

  • – вводную часть;
  • – цель заключения договора;
  • – общие положения;
  • – цели создания юридического лица;
  • – права и обязанности владельцев;
  • – порядок образования активов и капитала юридического лица;
  • – порядок управления доходами организации;
  • – порядок ответственности владельцев по обязательствам юридического лица;
  • – порядок ведения учета и отчетности;
  • – порядок изменения состава владельцев;
  • – порядок рассмотрения споров;
  • – порядок изменения и расторжения учредительного договора;
  • – порядок реорганизации и прекращения деятельности юридического лица.

Учредительный договор подписывается всеми участниками – будущими владельцами юридического лица.

В настоящее время в делопроизводстве учреждений (предприятий и организаций) применяется такой документ как договор, который можно отнести к организационным документам.

Образец учредительного договора представлен в приложении 2.

Договор – нормативный правовой акт, регулирующий и регламентирующий хозяйственные или иные гражданско-правовые отношения между субъектами (юридическими или физическими лицами). Посредством договора устанавливаются различные экономические, хозяйственные и другие правоотношения между физическими лицами, физическими и юридическими лицами и между юридическими лицами. Законом установлено, что договоры создаются при документировании, например, сделок купли-продажи, оформлении отношений аренды, поставки товаров или оборудования и др. Отношения работника и работодателя согласно Трудовому кодексу РФ также оформляются договором (трудовой договор).

Договор заключается в письменной форме; составляется один документ в необходимом количестве экземпляров (по числу юридических или физических лиц, участвующих в сделке), который подписывается всеми лицами (или их представителями по доверенности).

В договор включается информация о договаривающихся сторонах: их наименования (или сведения о физических лицах), данные об их учредительных документах, о представителях договаривающихся сторон (фамилии, имена, отчества), сведения об обязательствах сторон, условия и формы расчета, санкции при нарушении или невыполнении в срок взятых на себя обязательств, срок действия договора.

Основной раздел договоре – «Обязательства сторон», где прописываются основные условия и конкретные действия, которые должны выполнить участники договора.

В тексте договора должны быть указаны юридические адреса сторон, их банковские реквизиты, указания на количество экземпляров данного документа. В случае, когда участник сделки является физическим лицом, должны быть указаны его фамилия, имя, отчество, данные паспорта, место регистрации и фактического проживания (если оно не совпадает с местом постоянной регистрации), номера телефонов.

Договор составляется на стандартном листе бумаги формата А4. К обязательным реквизитам договора следует отнести следующие:

  • – Государственный герб РФ;
  • – герб субъекта РФ;
  • – эмблему организации или товарный знак;
  • – наименование организации;
  • – название вида документа;
  • – дату документа;
  • – регистрационный номер документа;
  • – текст документа;
  • – место составления документа;
  • – подпись;
  • – оттиск печати.

Два последних реквизита оформляются специфично именно при составлении данного документа, так как число подписей будет соответствовать количеству физических лиц и представителей юридических лиц. А число печатей будет соответствовать количеству юридических лиц – участников договора.

Порядок – нормативный правовой акт, регламентирующий определенное направление деятельности отрасли или учреждения. Он издается с целью регулирования правоотношений между гражданами и учреждениями («Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования»), между юридическими лицами («Порядок передачи управления многоквартирным домом при смене организаций, управляющих многоквартирным домом, независимо от их организационноправовых форм»).

Порядок, как организационно-правовой документ, по назначению принципиально отличается от, например, Положения, тем, что не устанавливает ранг и статус учреждения (или структурного подразделения), издающего данный документ, а только определяет алгоритм действий в определенной сфере и закрепляет его юридически. Однако формуляр порядка схож с аналогичными документами, например, с Положением или Регламентом (см. ниже).

Порядок имеет типовой набор разделов. Например, наименования разделов документа «Порядок приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования» содержит следующие разделы:

  • – общие положения;
  • – организация приема граждан в вуз;
  • – организация информирования абитуриентов;
  • – прием документов от поступающих;
  • – вступительные испытания;
  • – особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья и др.

При необходимости в формуляр порядка могут быть добавлены специфические разделы, которые, как правило, не встречаются в текстах регламента или положения, дающие дополнительные разъяснения по объекту и предмету организационно-правового документа, например, «Термины и определения».

Порядок, как правило, утверждается распорядительным документом, учреждения – автора. Пример: Распоряжение Департамента жилищно- коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 29 сентября 2006 г. № 0514–316/6 «Об утверждении порядка передачи управления многоквартирным домом при смене организаций, управляющих многоквартирным домом, независимо от их организационно-правовых форм».

Порядок, издаваемый федеральным органом исполнительной власти после издания приказа об утверждении, должен обязательно пройти процедуру регистрации в Министерстве юстиции РФ. Пример: Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. № 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования», зарегистрирован в Минюсте РФ 24 января 2012 г., регистрационный № 23011. Только после этого Порядок вводится в действие, т.е. начинает реализовываться.

Структура и штатная численность – документ, устанавливающий количественный и качественный состав структурных подразделений учреждения (предприятия, организации) и штатную численность персонала в каждом из них.

Состав реквизитов будет зависеть от вида юридического лица, создающего данный документ – государственная, негосударственная (коммерческая, некоммерческая) структура, и может включать:

  • – Государственный герб РФ;
  • – герб субъекта РФ;
  • – эмблему организации или товарный знак;
  • – наименование организации;
  • – гриф утверждения документа;
  • – оттиск печати;
  • – наименование вида документа;
  • – дату создания документа;
  • – номер документа;
  • – место составления или издания документа;
  • – заголовок к тексту;
  • – текст документа;
  • – подпись;
  • – идентификатор электронной копии документа;
  • – визы согласования документа.

Текст данного документа оформляется в виде таблицы, состоящей из трех граф: номер по порядку, наименование структурных подразделений и должностей, количество штатных единиц.

Документ этого вида оформляется, как правило, на общем бланке организации (учреждения, предприятия). Допускается также оформление структуры и штатной численности на простом листе формата А4, но с непременным нанесением всех юридически значимых реквизитов.

Структура и штатная численность составляется и подписывается руководителем кадровой службы учреждения и главным бухгалтером, утверждается руководителем. Вводится в действие приказом по организации, также подписанным руководителем.

Штатное расписание – документ, который разрабатывается в соответствии со структурой и штатной численностью с целью установления должностных окладов и размеров надбавок к ним по каждой должности в зависимости от квалификационных характеристик работника (образование, стаж работы и т.п.). В случае отсутствия такого документа как «Структура и штатная численность», данный документ устанавливает и структуру организации.

История вопроса

Впервые унифицированная форма штатного расписания была утверждена Постановлением Госкомстата России от 6 апреля 2001 г. № 26 (в составе унифицированных форм первичной учетной документации). В 2004 г. данная форма претерпела некоторые изменения.

Штатное расписание составляется и оформляется по форме № Т–3, утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Состав реквизитов зависит от вида юридического лица, создающего данный документ – государственная, негосударственная (коммерческая, некоммерческая) структура:

  • – наименование организации;
  • – код организации по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО);
  • – код формы документа;
  • – гриф утверждения документа;
  • – оттиск печати;
  • – наименование вида документа;
  • – дат}’ создания документа;
  • – номер документа;
  • – текст документа;
  • – подпись;
  • – идентификатор электронной копии документа;
  • – визы согласования;
  • – грифы согласования.

Штатное расписание составляется и подписывается руководителем кадровой службы учреждения и главным бухгалтером, утверждается руководителем. Вводится в действие приказом по организации, также подписанным руководителем.

  • Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
  • Например, «Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников таможенных органов Российской Федерации» (утв. приказом Федеральной таможенной службы РФ от 7 апреля 2014 г. № 649, зарегистрирован в Минюсте РФ 30 мая 2014 г. Регистрационный № 32510).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2011 г. № 2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования».

Добавить комментарий