Структура правосознания

Антиподом правовой культуры служит так называемый правовой нигилизм (от лат. nihil – ничто, ничего). Его проявления многообразны: от недооценки и неуважительного отношения к праву до его полного отрицания и игнорирования. Это приводит к различным правонарушениям, например к умышленному нарушению законов, к массовому несоблюдению правовых норм, к нарушению прав человека.

Правовой нигилизм получил широкое распространение во многих странах. В российском обществе всегда были сильны традиции правового нигилизма. Важную роль в этом сыграли многовековые традиции всевластия правителей и бесправия народа.

Это нашло отражение даже в многочисленных русских пословицах. Конечно, в них часто осуждается преступность, говорится о необходимости выполнять взятые на себя обязательства, констатируются известные истины, содержатся полезные советы. Но житейский опыт поколений русских людей в их общении с властью, судом и законом отражают и такие пословицы, как «Закон что дышло: куда повернёшь, туда и вышло», «Где закон, там и обида», «Что мне законы, коли судьи знакомы», «Закон топтать нельзя, а вокруг ходить можно» и др.

Отметим, что среди пословиц и поговорок народов западноевропейских стран также есть нелестные оценки права, юристов и правосудия (пример – английская поговорка «Закон – это столб: перелезть нельзя, но можно обойти»). Поэтому, в частности, не всегда верно жёсткое противопоставление «почитания права» на Западе и «слабости юридических традиций» в России. Но следует признать, что формирование национального сознания в России отмечено печатью значительного юридического нигилизма у широких масс населения страны: в России всегда правили не законы, а люди по своему усмотрению. А. И. Герцен (1812–1870) отмечал, что в России все заняты поиском путей обхода закона, а не его исполнением. Он писал: «Правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Вопиющая несправедливость одной половины его законов научила его ненавидеть и другую; он подчиняется им как силе. Полное неравенство перед судом убило в нём всякое уважение к законности. Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство». (Подумайте, сохраняют ли свою актуальность оценки русского классика.)

Стало ли исключением наше время? Результаты социологических исследований (начала XXI в.) показывают, что в России почти половина взрослого населения занимает отчуждённо-настороженную позицию по отношению к праву, закону. Одним из проявлений этого может быть ситуация, когда ни потерпевший, ни свидетели не считают нужным явиться по повестке в суд. Нигилистическое отношение формируется в правовой психологии определённых социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка называются исключительно «ментами», жизнь уголовников окутывается романтикой, ореолом из блатных песен, а героями и кумирами молодёжи становятся воры в законе, авторитеты преступного мира.

Российский правовед академик В.С. Нерсесянц (уже упоминавшийся авторами) подчеркивал, что из-за сегодняшнего правового нигилизма даже самые совершенные законы с безукоризненной юридической техникой обречены на гибель, так как неминуемо разобьются о стену народного недоверия и недопонимания.

В немалой степени к этому приводит ряд негативных условий нашей жизни: недостатки проводимых социально-экономических преобразований, незавершённость правовой реформы, неэффективная работа органов государственной власти, массовое и повсеместное нарушение законодательства, проблемы в борьбе с преступностью и т. д.

Гражданское общество заинтересовано в изживании подобных явлений, повышении уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима достаточно продуманная система правового воспитания. В её основу должны быть положены идеи и ценности современной правовой культуры.

Правовое воспитание – это прежде всего целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов, общественных объединений, правозащитных движений по формированию и повышению правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание не может осуществляться вне правового обучения. Оно начинается с усвоения нравственных идеалов, правовых установок и ценностных ориентаций в семье, школе, общении, в том числе в играх со сверстниками, товарищами, друзьями. Крайне важно, чтобы были заложены основы положительного отношения к праву, правовым явлениям, сформирована потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Лишь в этом случае повышается степень уверенности, что человек найдёт возможность для того, чтобы не только постоянно обновлять свои правовые знания, но и правильно применять их в соответствующих ситуациях.

Учёные-правоведы рассматривают правовое воспитание и обучение как процесс передачи, накопления и усвоения знаний, принципов и норм права, а также формирования соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Основная цель правового воспитания состоит в том, чтобы способствовать превращению правовых знаний в личные убеждения человека, в прочную установку следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать закон, проявлять правовую активность.

Правовое воспитание не сводится только к правовой информированности. Это более глубокий процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов. Оно может осуществляться как правовое обучение (передача, накопление и усвоение правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях); как правовая пропаганда (распространение правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, создание компьютерных баз данных, например «Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс»); как юридическая практика (участие граждан в правоприменительной деятельности и т. п.); как самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).

Воспитание в духе права и законности находит своё завершение в правовой активности личности, в её правовой культуре.

Правосознание – это одна из форм, видов общественного сознания. Специфика правосознания по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том. что в нем выражается отношение к юридической действительности. и, что характерно для правосознания, это отношение передается через термины «права» и «обязанности».

Поэтому правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и другим правовым явлениям.

Правосознание играет очень важную роль в механизме правового регулирования общественных отношений, в обеспечении законности и правопорядка. Различные авторы по–разному выделяют и анализируют функции правосознания в механизме действия права. Можно указать следующие основные функции правосознания: познавательная (гносеологическая), оценочная и регулятивная.

Познавательная функция правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительно места и роли права в жизни общества и каждой личности Познавая юридическую действительность, граждане проявляют определенное отношение к ней (оценочная функция правосознания).

Важным показателем или критерием оценочного характера правосознания является тот факт, что права и свободы личности находятся в центре правовой идеологии государства. Содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно определяет, прежде всего, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально существующими общественными отношениями, интересами личности, ее нравственными представлениями. Далее, правосознание устанавливает, являются ли действующие нормы права должными нормами, то есть отвечают ли они тем или иным требованиям. И, наконец, оно вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению действующих норм права. Результат оценки субъектом своих действий в дальнейшем выступает как мотив его поведения. Правосознание воплощает взгляды, представления, убеждения относительно сущности и характера правовых институтов в обществе.

Регулятивная роль правосознания осуществляется и в процессе правотворческой деятельности, и в процессе реализации права. При правотворческой деятельности компетентных органов правосознание, будучи непосредственным источником права, находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на самый процесс и результаты этой деятельности. В процессе реализации права значительная часть людей добросовестно и сознательно, в силу своего внутреннего убеждения, исполняет предписания правовых норм, что как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем больше обеспеченность законности и правопорядка.

Также выделяют прогностическую функцию которая раскрывает способность правосознания идти впереди права, заглядывать в будущее, давать прогноз правового развития, предвидеть последствия принятия тех или иных законодательных актов.

Структура правосознания: правовая психология, это чувства, эмоции, переживания индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений и правовая идеология представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений. Идеи способны оказывать существенное воздействие на сознание и поведение людей, их мироощущение, образ жизни.

Виды правосознания:

По степени общности:

1. Массовое – определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими в обществе.

2. Групповое – отражает правосознание определенных социальных слоев населения. Н–р студентов, школьников и т.д.

3. Индивидуальное представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности.

По уровню отражения правосознания:

1. Научное (ученые приводят соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные).

2. Профессиональное (суждения юристов–профессионалов, то есть судьи, прокуроры, следователи. Ценность их мнения в доказательности, компетентности и убедительности).

3. Обыденное (формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими. Чаще всего бывает незрелым и недостаточно развитым).

Право является объективной реальностью, поэтому у каж­дого человека в отдельности существует и субъективная реак­ция на право, называемая правосознанием. Очевидно, что и правотворчество и правоприменение связаны с сознательной деятельностью людей.

Правовое сознание — это особая форма общественного сознания, представляющая собой систему знаний, оценок, настроений и чувств, выражающих отношение к праву, дей­ствующему законодательству и юридической практике.

Структурными компонентами правосознания являются:

1) правовая идеология (правовые взгляды, представ­ления, концепции);

2) правовая психология (настроения, чувства, связанные с правом).

Элементы правосознания тесно связаны между собой. С одной стороны, от характера и уровня правовых знаний чело­века зависит умение контролировать свои эмоции и направлять свое поведение в необходимое правовое направление. С дру­гой стороны, чувства справедливости, сострадания способству­ют поиску и увеличению правовых знаний.

Функции правосознания:

1. Познавательная функция заключается в качественном овладении правовыми знаниями, практическими умениями и навыками.

2. Оценочная функция правосознания проявляется в по­ложительном, отрицательном либо безразличном отношении к праву.

3. Регулятивная функция правосознания проявляется в по­ведении всех субъектов права, в том числе в правоохранительной деятельности государственных органов.

Виды правового сознания классифицируются по следующим основаниям:

I. По кругу субъектов правосознание может быть массо­вым, групповым, индивидуальным.

1. Массовое правосознание отражает общественное мне­ние о роли и ценности права в обществе и проявляется в право­вых взглядах, идеях и представлениях, поддерживаемых всем обществом.

2. Групповое правосознание выражает специфику правового сознания конкретных социальных групп: педагогов, меди­ков, сотрудников милиции и других слоев населения.

3. Индивидуальное правосознание характеризует отноше­ние конкретной личности к праву и правовым явлениям.

II. В зависимости от уровня выделяют три вида правосоз­нания: эмпирическое (обыденное), профессиональное (юри­дическое) и доктринальное (научное).

1. Эмпирическое (обыденное) правосознание является наименее глубоким — в нем преобладают психологические эле­менты. Правовые знания на этом уровне ограничены личным опытом и житейскими установками. Знания имеют фрагментар­ный, бессистемный и зачастую поверхностный характер. Отно­шение к праву противоречиво и во многом зависит от перемен­чивых настроений и сиюминутных эмоций.

2. Профессиональное правосознание складывается в ходе юридического обучения и профессиональной практики, включа­ет в себя программные юридические знания и предметно-дело­вое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно применять правовые нормы и качественно использовать право­вые знания.

3. Доктринальное правосознание имеет в содержании глу­бокие правовые обобщения, правовые идеи и теории. Отличи­тельными свойствами доктринального правосознания являются целостность, системность и способность к прогнозированию. Отношение к праву и правовым явлениям у носителей доктри­нального правосознания обусловлено личными воззрениями.

Правосознание – это отношение людей к праву, основанное на знаниях о праве и чувствах.

Правосознание – это совокупность идеальных представлений и чувств людей по поводу формирования, издания, толкования и реализация норм права.

Структура правосознания состоит из разнообразных элементов:

— правовая идеология – отношение общества в целом к праву (доктрины, понятия, принципы, уровень развития юридической науки). Правовая идеология формирует ту «среду», где формируется правосознание отдельной личности;

— правовая психология – эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми права и правовых явлений (чувства, настроения, переживание);

— индивидуальные знания о праве – уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на восприятие права. Например: данное восприятие различно у крестьянина, юриста, врача, ученого – правоведа);

— личностные ценности индивида – та система убеждений, личный опыт, опираясь на которые, человек оценивает правовые явления;

— субъективная воля индивида – способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность и неправомерность его поведения.

Правосознание классифицируется:

1. По носителям:

— индивидуальное – личное отношение к праву конкретного человека;

— групповое – отношение к праву групп, коллективов и т.д.;

— корпоративное — правосознание представителей отдельных профессий (работников милиции, торговцев на рынке, физиков, врачей), социальных групп и слоев, членов партий, работников отдельных предприятий и организаций (банков, колхозов);

— массовое – правосознание больших групп людей;

— общественное – правосознание сего общества.

2. По уровню:

— обыденное – отношение к праву обывателя либо специалиста, для которого право не является основным занятием;

— профессиональное – правосознание, которое сложилось в результате специальной подготовки (правосознание судей, прокуроров, работников налоговой инспекции, адвокатов);

— научное – правосознание, свойственное ученым – правоведам, специалистам в области правовой науки.

12

Элементы системы права

Норма права (определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права.Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

От системы права следует отличатьправовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.

Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.


БИЛЕТ 70

Система права и система законодательства должны рассматриваться как самостоятельные явления, хотя на первый взгляд соотносимы и взаимосвязаны. Они различаются между собой как содержание и форма.

Соотношение системы права и системы законодательства:

1) система права как его содержание – это внутренняя структура права, отвечающая характеру регулируемых им общественных отношений;

2) система законодательства – это внешняя форма права, показывающая строение его источников, которые находятся в отношениях взаимодействия и взаимосвязи друг с другом, образующих определенное единство, целостность, систему нормативно-правовых актов;

3) право, таким образом, не может работать вне законодательства, а законодательство в его широком понимании и является правом;

4) проводить анализ структуры системы права необходимо вместе с внешней формой права, которой является система законодательства, что позволит правильнее и полнее определить и различить два на первый взгляд одинаковых правовых явления.

Законодательство является прежде всего местом закрепления правовых норм и средством придания им определенности и объективности, их организации и объединения в правовые акты.

Строение законодательства воспринимается правоведами как система только потому, что оно является внешним проявлением объективно действующей структуры права.


Структура права является закономерностью. При исследовании системы законодательства, строении нормативно-правовых актов проявляется реальная, объективно обусловленная потребность работы самостоятельных отраслей права, подотраслей, юридических норм.

Между системой права и системой законодательства можно выделить, таким образом, следующие различия:

1) норма права – это первичный элемент системы права. В то же время первичным элементом системы законодательства является нормативно-правовой акт;

2) система законодательства по своему объему материала обширнее системы права, так как включает в свое содержание положения, которые в собственном смысле не могут быть отнесены к праву;

3) деление права на отрасли и институты, в отличие от законодательства, базируется на предмете и методе правового регулирования;

4) структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства;

5) система права имеет объективный характер. А система законодательства создается под большим влиянием субъективного взгляда законодателя. Разграничение между системой законодательства и права вызвано главным образом потребностями классификации, систематизации законодательства, деятельностью органов государственной власти, направленной на упорядочение законодательства, а также создание стройной, логичной системы.

В результате понимание правильного соотношения между системой права и системой законодательства связано со следующим выводом. Соотношение системы права и системы законодательства – характеристики, которые позволяют различить два термина правовой теории, выражающиеся в доступности и сокращении ненужной множественности актов, реализации их работы по их согласованию и правильному применению.

БИЛЕТ 71

Правовая система государства – это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует определенной группировки, классификации для удобного и целесообразного использования их в процессе правоприменения. Таким образом, в правовой системе функционирует большое количество нормативных актов, что и определяет необходимость осуществления их систематизации. В юридической науке получили развитие три вида систематизации.

1. Инкорпорация – это деятельность по объединению правового материала, при котором он полностью или частично размещается в различных сборниках в установленном порядке. Инкорпорацией могут заниматься как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную.

Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников и собраний, а также инкорпорированных актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специальными, уполномоченными на такую деятельность государственными органами.

Неофициальные систематические собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а также частными лицами без поручения и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.

Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие нормативные акты высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом глубокого изучения и анализа материала, который объединяют по отраслевому признаку.

2. Кодификация – это одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства через подготовку и принятие нового кодификационного акта, который приводит правовые нормы к единой юридической силе, которая сообщается новому акту законодательным государственным органом.

Существуют следующие виды кодификации:

  • всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства;
  • отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права);
  • специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права.

3. Консолидация – это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией.

Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике.

БИЛЕТ 72

Существуют различные формы общественного сознания, с помощью которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, религиозное, правовое сознание.

Правосознание находится в одном ряду и в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. В силу этого правосознание выступает как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.

Действующее право и правовая действительность в целом получают отражение в общественном и индивидуальном сознании человека. Вольно или невольно он, привлекая нравственные, религиозные, политические и другие критерии, дает сравнительную оценку прошлой и настоящей правовой жизни, высказывает свое отношение к перспективам ее совершенствования. Эта оценка, осуществляемая с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства и т. д., служит своеобразной основой как для оптимизации социального регулирования в целом, так и для определения позитивных тенденций правового воздействия, обеспечения действенности правовых средств. Будучи субъективным образом объективного мира, сознание не только отражает действительность (в форме переживаний, представлений, идей и других духовных феноменов), но и творит ее.

Таким образом, правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:

§ носителем правосознания является человек или общность людей;

§ она отражает государственно-правовые явления;

§ выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;

§ носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико- правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;

§ тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т. д.).

Правосознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности.

Роль правосознания

Как особая форма общественного сознания правосознание есть осознание права, совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств человека, объединений людей или всего общества относительно права и его роли.

Ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни. Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности:

§ в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний;

§ в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций;

§ даже при незнании конкретных правовых предписаний, способствуя выбору варианта законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений;

§ при непосредственном регулировании некоторых отношений в случае пробельности права, когда при отсутствии необходимой нормы правоприменитель руководствуется собственным правосознанием. Особенно это распространено в эпоху революций, когда старое законодательство уничтожено, а новое не создано.

Следовательно, можно определитьправосознание как форму общественного сознания, систему понятий, представлений, идей о порядке правового регулирования общественной жизни. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания ему в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Также ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.

Правосознание оказывает влияние на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Например, можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознания в решении отдельных вопросов.

Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным (наряду с законом и вместе с ним) фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела.

При реализации права гражданами правосознанию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы в силу личной заинтересованности. Более того, реальную опасность приобретает негативная роль правосознания из-за ею неразвитости, пробельности, отсталости, ориентации на асоциальные ценности.

Роль правосознания проявляется в его функциях: познавательной, прогностической, регулирующей, воспитательной.

Структура правосознания

По своей структуре правовое сознание включает три относительно самостоятельных компонента:

Правовую идеологию, олицетворяющую преимущественно результаты абстрактного мышления и включающую концептуально оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его функциях и ценности, его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь; это наиболее видимая, активная часть правосознания;

Правовую психологию, состоящую преимущественно из созерцательных моментов познания, психологического восприятия правовых реалий: чувств, эмоций и переживаний людей, связанных с правом; она является менее заметной, но более устойчивой, консервативной частью правосознания;

Поведенческие факторы, в которых «цементируются» интеллектуальные, идеологические и психологические элементы. Эти факторы, выражаясь в мотивах, целях, внутренних установках и конкретных волеизъявлениях в регулируемых правоотношениях, во многом определяют правомерность поведения субъектов права.

В реальной жизни указанные выше компоненты правового сознания находятся в органическом единстве. Тесно переплетаясь и взаимодействуя, они пронизывают всю государственно-правовую действительность, выступая мощным средством се совершенствования или, напротив, сдерживая в прежнем виде.

Обыденное и теоретическое правосознание

Структура правосознания как сложного социального явления может быть рассмотрена с различных позиций. С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют два уровня правосознания: обыденное и теоретическое.

Обыденное правосознание отражает внешние стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в формеправовой психологии — совокупности чувств, переживаний, предрассудков и т. п., выражающих в основном эмоциональное отношение человека к праву.

Теоретическое правосознание, напротив, отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений, причем делает это в абстрактной и систематизированной форме, т. е. в форме идей, категорий, принципов, гипотез, теорий, доктрин и т. п. Поэтому носителями теоретического правосознания являются наиболее подготовленные и образованные люди (ученые, общественные деятели и т. д.). Основными разновидностями теоре- тичсского правосознания выступают правовая наука и правовая идеология.

Правовая идеология — это система взглядов, идей и теоретических концепций, отражающих систематизированный взгляд на право и правовую действительность.

Таким образом, структура правосознания включает в себя два элемента:

§ правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектов права);

§ правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок).

Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания.

Правосознание –это совокупность идей, чувств, настроений, представлений, взглядов, в которых выражается отношение к праву, правовым явлениям, в т.ч. к действующему и желаемому праву, к деятельности юрид органов и учреждений, действиям и поступкам, совершаемым в правовой сфере.

Правосознание – одна из форм общественного сознания.

Признаки правосознания:

1)Отражает государственно-правовые явления

2)своеобразие способов отражния гос-прав действительности – посредством юрид понятий, категорий, конструкций, правовых принципов, обычаев и традиций,

3)способность к опережающему отражению к правовой действительности

4)взаимодействие с другими формами обществ сознания, каждая из которых по-своему оценивает явление (особенно с нравственным сознанием)

5) способность воздействовать на социальные процессы

6)оценочный характер (вырабатывает отношение к соблюдению и несоблюдению права, выступает как мотив поведения субъекта)

Функции правосознания

1. Познавательная (информационная). Направлена на получение правовых знаний (о закон-ве, практике)

2. Оценочная. Состоит в оценке юридически значимых событий, фактов, обстоятельств на основе сопоставления их с принятыми в обществе ценностями или представлениями отдельных людей оь этих ценностях. Выделяют три вида оценочных отношений: 1) к праву, его нормам, 2) в поведению – собственному и окружающих, 3)к деятельности правоохранительных органов. Позволяет выработать правовую установку личности (предрасположенность к действию в соответствии с оценкой полученной информации), а затем правовую ориентацию личности (внут программа действий в юр зач ситуации)

3. Регулятивная. Основывается на двух первых, состоит в выработке определенного механизма регулирования поведения, который действует с учетом правовой установки и ориентации. Т.о., результатом проявления регулятивной функции служит поведенческая реакция (позиция) в виде правомерного или противоправного поведения.

Одного наличия юрид знаний недостаточно для обеспечения законопослушного поведения, нужно ещё уметь действовать в соответствии с этими знаниями, правильно оценивать значимость правовых предписаний и быть готовым действовать на их основе.

Добавить комментарий