Структура системы арбитражных судов

Наряду с судами общей юрисдикции защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав организаций и граждан-пред­принимателей в пределах установленной законом компетенции осуществляется арбитражными судами.

Арбитражные суды, являясь федеральными судами, образуют единую систему, определенную Законом Российской Федерации «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Первую ступень системы составляют арбитражные суды субъек­тов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов). В то же время допускается дей­ствие как одного арбитражного суда на территории нескольких субъектов Федерации, так и нескольких арбитражных судов на территории одного субъекта Федерации.

Деятельность арбитражных судов субъектов Федерации в ос­новном связана с разрешением дел по первой инстанции. Кроме того, они выступают в качестве апелляционных судов по повтор­ному рассмотрению дел, бывших предметом разрешения тех же судов по первой инстанции.

Весьма важна работа арбитражных судов субъектов Федерации по изучению и обобщению судебной практики, подготовке пред­ложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов, по анализу судебной статистики. Суды этого звена систе­мы арбитражных судов наделены также правом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о про­верке конституционности закона, примененного или подлежаще­го применению по делу, рассматриваемому ими по первой или по апелляционной инстанции.

Вторую ступень системы арбитражных судов занимают феде­ральные окружные арбитражные суды. Они являются судами по кассационной проверке законности судебных постановлений по делам, рассмотренным нижестоящими судами по первой инстан­ции и в апелляционном порядке. В Российской Федерации обра­зовано десять федеральных окружных судов, каждый из которых распространяет свою деятельность на определенные регионы страны, состоящие из территорий нескольких субъектов Федера­ции. Так, федеральный арбитражный суд Московского округа осуществляет проверку судебных постановлений, принятых ар­битражными судами Москвы и Московской области, а федераль­ный суд Центрального округа — судебных постановлений арбит­ражных судов Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбов­ской и Тульской областей.

Федеральные арбитражные окружные суды также вправе пере­сматривать по вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими и вступившие в законную силу судебные акты. Как и суды субъектов Федерации, федеральные арбитражные суды вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом ими деле, изу­чать и обобщать судебную практику, подготавливать предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, ана­лизировать судебную статистику.

Систему арбитражных судов возглавляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который согласно ст. 127 Конститу­ции Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматривае­мых арбитражными судами, и который осуществляет в предусмот­ренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью.

К функции Высшего Арбитражного Суда Российской Федера­ции также относится рассмотрение по первой инстанции дел о признании недействительными (полностью или частично) норма­тивных актов Президента Российской Федерации, Совета Феде­рации и Государственной Думы Федерального Собрания Россий­ской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соот­ветствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан-предпринимателей, экономических спо­ров между Российской Федерацией и субъектами Федерации, о пересмотре постановленных им судебных актов по вновь открыв­шимся обстоятельствам. Помимо непосредственной судебной деятельности Высший Ар­битражный Суд вправе обращаться в Конституционный Суд Рос­сийской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных актов и договоров (в частности, пере­численных в ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации), изучать и обобщать практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, давая при этом разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывая предложения по совершенствованию законо­дательства, регулирующего указанные правоотношения.

Так, Пленумом Высшего Арбитражного Суда был принят ряд постановлений, в которых даны разъяснения по применению процессуального законодательства.

Среди них следует отменить постановление Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Анализируя данные судебной статистики, Высший Арбитраж­ный Суд Российской Федерации организует работу по ведению статистики и в нижестоящих судах. Значительное по объему и важности место в его работе занимает осуществление мер по со­зданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения. Высший Арбитражный Суд в пределах своей компетенции ведает вопросами, вытекающими из междуна­родных договоров Российской Федерации, а также осуществляет иную деятельность в области международных отношений.

Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации предос­тавлено право законодательной инициативы. Им издается «Вест­ник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Внутреннее устройство, структура компетентного арбитражного суда, занимающего определенное место в системе, обусловлены выполняемой им функцией и объемом работы.

В арбитражных судах любого звена образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию. Судебные составы формируются председателем суда и возглавляют­ся председателем состава, который в свою очередь утверждается президиумом соответствующего арбитражного суда.

Центральное место в осуществлении правосудия занимают судьи арбитражных судов. Они являются носителями судебной власти.

Их статус определяется Законом Российской Федерации «О ста­тусе судей в Российской Федерации». Судья организует разреше­ние дела, способствует достижению мирного исхода судебного спора, участвует в разрешении жалоб (протестов) на судебные по­становления арбитражных судов, изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами, осуществ­ляет иные функции, возложенные на него законом. Судья вправе требовать от государственного или иного органа, организации, должностных лиц, граждан исполнения требований, связанных с рассматриваемым делом или исполнением судебного постановле­ния, запрашивать от них необходимую информацию. При разре­шении любых вопросов, возникающих в заседании арбитражного суда, судьи пользуются равными правами. В то же время судья арбитражного суда в своей деятельности обязан исполнять требо­вания законодательства.

Арбитражный суд любого уровня возглавляется его председате­лем, который имеет своих заместителей. Деятельность суда обеспе­чивается его аппаратом. Работники аппарата состоят на федераль­ной государственной службе. Права, обязанности, ответственность работников аппарата суда и условия прохождения ими государ­ственной службы устанавливаются законами и иными норматив­ными актами о федеральной государственной службе.

Высший Арбитражный Суд РФ

суд первой и надзорной инстанции

Федеральные арбитражные суды округов

суды кассационной инстанции

Арбитражные суды субъектов РФ

(республик, краев, областей, автономной

Области, автономного округа, г. Москвы,

Г. Санкт-Петербурга)

суды первой и апелляционной инстанции

Приложение 1

Схемы по арбитражному процессу

Схема 2. Структура арбитражных судов субъектов РФ и федеральных арбитражных судов округов

Президиум

Судебная коллегия

по рассмотрению споров

из гражданских и иных

правоотношений

Судебная коллегия

по рассмотрению споров

из административных

правоотношений

Схема 3. Структура Высшего Арбитражного Суда РФ

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ

Судебная коллегия Судебная коллегия
по рассмотрению споров по рассмотрению споров
из гражданских из административных
и иных правоотношений правоотношений

Схемы по арбитражному процессу Приложение 1

Схема 4. Стадии арбитражного процесса

Производство в суде первой инстанции

Пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов

Пересмотр вступивших в законную силу судебных актов

1. Возбуждение дела в арбитражном суде
г
2. Подготовка дела к судебному разбирательству
г
3. Судебное разбирательство
> г
Производство в суде апелляционной инстанции
> г
Производство в суде кассационной инстанции
> г
Производство в суде надзорной инстанции
г
Пересмотр судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам
г
Исполнение судебных актов

Исполнительное производство

В настоящее время вопрос об отнесении исполнительного производства к стадии арбитражного процесса является дискуссионным.

Приложение 1 Схемы по арбитражному процессу

Схема 5. Виды арбитражного судопроизводства


Исковое производство Возникающие из гражданских (в широком смысле) правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности
Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений Дела об оспаривании нормативных правовых актов
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц
Дела об административных правонарушениях
Иные дела (ст. 29 АПК)
Особое производство Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение
Дела о несостоятельности (банкротстве)
Иные дела (ст. 31, 32 АПК)

Схемы по арбитражному процессу

Приложение 1

Схема 6. Сравнительная таблица видов арбитражного судопроизводства

Вид судопроизводства Наличие спора Наличие сторон
Исковое производство Наличие материально-правового спора Истец и ответчик
Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений Спор не носит гражданский характер, возникает между субъектами, один из которых наделен властными полномочиями по отношению кдругому Заявитель и заинтересо­ванные лица
Особое производство Отсутствие материально-правового спора Заявитель и заинтересо­ванные лица

Схема 7. Подведомственность дел арбитражному суду

Подведомственность

Единичная

(исключительная)

(ст. 33 АПК)

Множественная

Императивная Альтернативная Договорная Смешанная

Приложение 1 Схемы по арбитражному процессу

Схема 8. Подсудность дел арбитражному суду

Общая Альтерна­тивная Договорная Исключи­тельная По связи дел

Схема 9. Субъекты арбитражного суда

Субъекты арбитражного процесса

Арбитражный суд Лица, участвующие в деле (имеют заинтересован­ность в исходе дела) Иные участники процесса (не имеют заинтересованности в исходе дела)
Стороны Заявители и заинтересованные лица Третьи лица Прокурор Государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, действующие в порядке ст. 53 АПК Лица, содействующие отправлению правосудия: эксперты свидетели переводчики помощник судьи секретарь судебного заседания Предста­витель

Схемы по арбитражному процессу

Приложение 1

Схема 10. Замена ненадлежащей стороны в арбитражном процессе

Замена ненадлежащего истца Замена ненадлежащего ответчика
Ст. 47 АПК не допускает замены ненадлежащего истца Истец согласен на замену ненадлежащего ответчика Истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика
Суд производит замену Суд выясняет согласие истца на привлечение надлежащего ответчика
Если истец согласен — надлежащий ответчик привлекается в качестве второго ответчика Если истец не согласен на замену или на привлечение надлежащего ответчика в качестве второго ответчика — суд рассматривает дело по предъявленному иску

Практикум по арбитражному процессу

Приложение 1 Схемы по арбитражному процессу

Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях

Первый уровень арбитражных судов: Первый уровень составляют арбитражные суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции.

Второй уровень арбитражных судов:Второй уровень образуют арбитражные апелляционные суды. Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Третий уровень арбитражных судов: Третий уровень образуют федеральные арбитражные суды округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

В кассационной инстанции решения арбитражных судов проверяются с позиций правильности применения норм материального и процессуального права.

Четвертый уровень представляет: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он входит в единую судебную систему страны наряду с Конституционным судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В некоторых судах созданы налоговые коллегии.

Президиумы федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации по представлению их председателей утверждают членов судебных коллегий и председателей судебных составов соответствующего суда, рассматривают другие вопросы организации работы суда и вопросы судебной практики.

Регламент арбитражных судов Российской Федерации регулирует вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и взаимодействия между ними, а также их взаимоотношения с Конституционным и Верховным судами РФ, ФССП России, органами судейского сообщества.

Все вопросы, содержащие государственную тайну, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» и другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с государственной тайной.

Для организации деятельности структурных подразделений в арбитражном суде разрабатываются положения и инструкции (правила и т.п.) с учетом структуры арбитражного суда.

Структура и штатное расписание арбитражного суда утверждаются председателем соответствующего арбитражного суда в пределах численности судей и работников аппарата и с учетом примерных структур арбитражных судов.

В арбитражных судах председателем суда, его заместителями и руководителями структурных подразделений осуществляется прием представителей организаций и граждан, обращающихся по вопросам организации деятельности суда. Порядок и время приема утверждаются соответствующим приказом (распоряжением) председателя арбитражного суда.

Информация по вопросам организации приема должна размещаться в доступном для посетителей месте. Информация о порядке пропуска граждан в здание (помещение) арбитражного суда и правилах по обеспечению порядка и условий деятельности в здании и помещениях арбитражного суда должна размещаться в доступном для посетителей месте.

Председатель арбитражного суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных АПК РФ, осуществляет руководство судом и организует его деятельность. Он:

  • — распределяет обязанности между своими заместителями;
  • — в пределах предоставленных полномочий решает кадровые вопросы;
  • — устанавливает правила внутреннего трудового распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
  • — организует работу по определению специализации судей, судебных составов по рассмотрению экономических споров и других дел, подведомственных арбитражному суду, и издает по этим вопросам приказы (распоряжения);
  • — организует систематическое изучение и обобщение судьями и работниками суда судебной практики и статистики, на основании которых готовятся предложения по совершенствованию действующего законодательства, а также обеспечивается соблюдение норм материального и процессуального права;
  • — осуществляет организационные мероприятия, направленные на соблюдение процессуальных сроков и укрепление исполнительской дисциплины;
  • — организует текущее и перспективное планирование работы суда, контроль и обеспечение выполнения планов;
  • — организует работу по своевременному рассмотрению жалоб на действия судей и обращений, связанных с организацией деятельности суда.

Председатель арбитражного суда регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда на совещаниях, проводимых по итогам работы суда в отчетном периоде.

По вопросам внутренней деятельности арбитражного суда проводятся оперативные совещания, порядок и периодичность проведения которых определяются председателем суда.

Председатель арбитражного суда организует работу но обеспечению взаимодействия с органами судейского сообщества, полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, СМИ, службой судебных приставов, правоохранительными и другими государственными органами. Осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Заместитель председателя арбитражного суда наряду с осуществлением полномочий судьи, а также процессуальных полномочий в соответствии с распределением обязанностей: организует деятельность возглавляемой им судебной коллегии; организует работу курируемых им структурных подразделений аппарата суда; выполняет другие функции по организации работы суда.

Заместитель председателя арбитражного апелляционного суда и заместитель председателя арбитражного суда субъекта РФ возглавляют постоянное судебное присутствие.

  • Утвержден постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.06.1996№7.

Даже если вы очень порядочный ИП или у вас очень ответственное юрлицо, возможно, когда-нибудь вам придётся столкнуться с отечественной судебной системой. Какая же иерархия арбитражных судов РФ?

Согласно ст. 3 ФЗ «Об арбитражных судах», систему арбитражей составляют:

  • Верховный Арбитражный Суд Российской Федерации.

Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ);

  • Арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

Проверяют законность вступивших в силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

  • Арбитражные апелляционные суды;

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

  • Арбитражные суды субъектов РФ – суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;

Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81.

  • Специализированные арбитражные суды (суд по интеллектуальным правам).

Данный суд действует в РФ с июля 2013 года, в соответствии с Постановлением ВАС РФ от 02.07.2013г. № 51.

Суд по интеллектуальным правам рассматривает споры, связанные с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанции.

В каждом субъекте РФ – в его «столице» — находится арбитражный суд (АС субъекта). Эта инстанция будет первой почти для любого дела. Судьи здесь разбирают дело по существу и выносят решение. После этого стороны дела могут обжаловать решение либо дождаться вступления в законную силу.

Юридическая компания «ЮРАКС» оказывает помощь на всех стадиях разрешения возникших разногласий в договорных отношениях с целью максимально возможного снижения риска действующего бизнеса проиграть в арбитражном суде.

Обращайтесь к нам, и мы поможем Вам избежать негативных последствий в бизнесе.

Вы можете изучить судебными дела нашей компании.

Предлагаем вам ознакомиться с услугами юридической компании «ЮРАКС»:

Раздел для юридических лиц:

  • Арбитражный суд
  • Арбитражные споры
    • Взыскание дебиторской задолженности с юридических лиц
    • Договорные споры между юридическими лицами
    • Споры с гос.органами (административный процесс)
    • Споры о защите интеллектуальной собственности
    • Банкротство
    • Корпоративные споры
    • Представление интересов в судах послед. инстанций

Информацию о наших услугах для юридических лиц можно посмотреть на дополнительном сайте ЮРИСТ ДЛЯ БИЗНЕСА

Наши юристы полностью сохраняют конфиденциальность и действуют только в интересах своего клиента.

Цены на наши услуги разумны и фиксированы.

Бесплатно проанализируем Вашу ситуацию и предоставим варианты решения!

Юрист от компании «ЮРАКС» всегда готов Вам помочь!

Дежурный юрист юридической компании «ЮРАКС» всегда готов Вам помочь :

Добавить комментарий