Структура судебной экспертизы

Структура бюро судебно-медицинской экспертизы подчинена решению задач производства судебно-медицинской экспертизы и вопросов, поставленных перед судебно-медицинским экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем. В структуре территориального БСМЭ предусмотрено наличие экспертных подразделений по производству почти всех родов (видов) судебно-медицинских экспертиз, включенных в базовый Перечень, утверждаемый Минздравом России (рис. 3.6).

Структурные подразделения БСМЭ образуют с учетом решаемых задач и объектов исследования, направляемых в конкретный отдел (отделение, лабораторию) БСМЭ для проведения экспертных исследований и дачи заключения судебно-медицинского эксперта. Четкое распределение функций между структурными подразделениями позволяет руководителю БСМЭ и лицу, назначившему судебно-медицинскую экспертизу, легко ориентироваться при направлении объектов для исследований и организации производства разных родов (видов) судебно-медицинских экспертиз в одноименных структурных подразделениях БСМЭ.

Типовая структура БСМЭ предусматривает следующие экспертные, лабораторные, методические и территориально обособленные структурные подразделения:

  • 1) отдел судебно-медицинской экспертизы трупов (танатологический отдел);
  • 2) отдел судебно-медицинской экспертизы в отношении живых лиц: потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц (судебно-медицинская амбулатория);
  • 3) отдел сложных экспертиз (отдел экспертизы по материалам дела);
  • 4) отдел экспертизы вещественных доказательств (судебно- медицинская лаборатория), который включает следующие лабораторные структурные подразделения:
    • – судебно-гистологический отдел (отделение, лаборатория; может входить в структуру танатологического отдела);
    • – медико-криминалистический отдел (отделение, лаборатория);
    • – судебно-медицинская спектральная лаборатория (может входить в структуру медико-криминалистического или судебнохимического отдела);
    • – судебно-биологический отдел (отделение, лаборатория);

Рис. 3.6. Типовая структура бюро судебно-медицинской экспертизы

  • – судебно-медицинская молекулярно-генетическая лаборатория (может входить в структуру судебно-биологического отдела);
  • – судебно-медицинская цитологическая лаборатория (может входить в структуру судебно-биологического отдела);
  • – судебно-химический отдел (отделение, лаборатория);
  • – судебно-медицинская химико-токсикологическая лаборатория (может входить в структуру судебно-химического отдела);
  • – судебно-медицинская биохимическая лаборатория (может входить в структуру судебно-химического отдела);
  • 5) организационно-методический отдел, который включает следующие методические структурные подразделения:
    • – отделение внедрения медицинских технологий;
    • – отделение программного и математического обеспечения;
    • – отделение (кабинет) по работе с жалобами и обращениями;
    • – отделение (кабинет) медицинской статистики;
  • 6) отдел координации работы территориально обособленных структурных подразделений (институт зональных экспертов);
  • 7) отдел судебно-медицинского обеспечения ликвидации последствий ЧС (ОСМО ЧС):
    • – бригады быстрого реагирования (являются временными формированиями на случай возникновения ЧС);
  • 8) территориально обособленные структурные подразделения – районные, межрайонные и городские СМО (организуются с учетом фактического объема выполняемой работы, отдаленности от БСМЭ и т.д.).

При БСМЭ создается методический совет, являющийся совещательным органом при руководителе БСМЭ.

Основными задачами методического совета являются:

  • • содействие в улучшении организации и качества производства судебно-медицинских экспертиз;
  • • внедрение в экспертную практику новых методов и методик экспертных исследований, новых судебно-медицинских технологий;
  • • внедрение методов научной организации труда;
  • • повышение деловой квалификации специалистов БСМЭ.

Основные формы деятельности методического совета состоят из заседаний, па которых рассматриваются и обсуждаются:

  • – проекты перспективных и годовых планов работы БСМЭ и его структурных подразделений;
  • – планы последипломной подготовки, переподготовки и повышения квалификации врачей – судебно-медицинских экспертов и средних медицинских работников БСМЭ;
  • – отчеты заведующих отделами и отделениями (лабораториями) городских, межрайонных и районных отделений, а также персональные отчеты врачей – судебно-медицинских экспертов и других специалистов БСМЭ;
  • – годовой отчет о производственной деятельности руководителя БСМЭ;
  • – календарный план обследований и проверок судебно- экспертной деятельности структурных подразделений и личного состава БСМЭ;
  • – результаты обследований и проверок судебно-экспертной деятельности структурных подразделений и личного состава БСМЭ;
  • – проекты писем, обобщающие результаты обследований и проверок судебно-экспертной деятельности структурных подразделений и личного состава БСМЭ, с предложениями, направленными на улучшение организации и качества производства судебно-медицинских экспертиз;
  • – мероприятия по организации внедрения в экспертную практику новых методов и методик экспертных исследований, новых судебно-медицинских технологий;
  • – план и программы периодических конференций специалистов БСМЭ;
  • – доклады руководителей структурных подразделений и специалистов БСМЭ, посвященные анализу и обобщению сложных экспертиз, исследований и освидетельствований, с предложениями по наиболее эффективному их выполнению;
  • – отдельные наиболее сложные и интересные в научном и практическом отношении судебно-медицинские экспертизы, исследования и освидетельствования;
  • – опыт БСМЭ по оказанию помощи органам управления здравоохранением в улучшении диагностической и лечебно- профилактической работы; разработка рекомендаций по дальнейшему улучшению этой работы специалистов БСМЭ;
  • – план и формы участия в санитарно-просветительской работе, тематики лекций.

На заседаниях методического совета БСМЭ рассматриваются и другие вопросы, связанные с основными задачами деятельности совета.

С учетом региональных особенностей в БСМЭ допускается организация иных структурных подразделений. С середины 90-х гг. прошлого века в связи с участившимися случаями ЧС и террористических актов, влекущих за собой многочисленные человеческие жертвы, в структуре РЦСМЭ и БСМЭ стали появляться временные формирования – отдел судебно-медицинского обеспечения ликвидации последствий ЧС и бригады быстрого реагирования.

На примере БСМЭ Московской области показано, что указанные формирования включены в схему оповещения личного состава ГБУЗ Московской области БСМЭ в случае возникновения ЧС на территории Московской области (рис. 3.7).

Рис. 3.7. Схема оповещения личного состава ГБУЗ Московской области БСМЭ в случае возникновения ЧС на территории Московской области

Основными функциями ОСМО ЧС ГБУЗ Московской области БСМЭ являются:

  • – координация работы ББР ГБУЗ Московской области БСМЭ в очаге ЧС с многочисленными человеческими жертвами; взаимодействие со специалистами ТЦМК, сотрудниками правоохранительных органов, МЧС России и других ведомств;
  • – мониторинг готовности судебно-медицинской службы к работе в случаях ЧС;
  • – обобщение результатов работы ББР ГБУЗ Московской области БСМЭ по судебно-медицинскому обеспечению ликвидации последствий ЧС;
  • – организационно-методическое руководство ОСМО ЧС и ББР ГБУЗ Московской области БСМЭ;
  • – научно-методическое обеспечение производства судебно-медицинских экспертиз в очаге ЧС, включая разработку нормативных документов, регламентирующих порядок работы ОСМО ЧС и ББР;
  • – профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов ОСМО ЧС и ББР; разработка критериев оценки их компетентности;
  • – проведение региональных учений по отработке взаимодействия специалистов ББР и ТЦМК с сотрудниками правоохранительных органов, МЧС России и других ведомств;
  • – участие специалистов ОСМО ЧС ГБУЗ Московской области БСМЭ в производстве судебно-медицинских экспертиз трупов и живых лиц в очаге ЧС.

Основными задачами ББР в режиме повышенной готовности являются:

  • • отработка схемы оповещения личного состава ББР;
  • • своевременное прибытие специалистов ББР к месту сбора;
  • • создание условий, обеспечивающих устойчивую работу специалистов ББР;
  • • осуществление телефонной и других видов связи с территориальными подразделениями МЧС России, МВД России, СК РФ, ТЦМК, Минздравом Московской области, учреждениями областного и муниципального подчинения;
  • • проверка укомплектованности медицинским инструментарием, спецодеждой личного состава ББР, убывающих в район ЧС.

Основными задачами ББР в режиме ЧС являются:

  • – организационно-методическая, консультативная и практическая помощь в проведении медицинской сортировки, регистрации и приема трупов;
  • – проведение экспертизы (исследования) трупов и живых лиц;
  • – участие в опознании трупов;
  • – выдача трупов для погребения;
  • – подготовка биологического материала для хранения и передачи в соответствующие лаборатории ГБУЗ Московской области БСМЭ;
  • – оперативно-информационная деятельность (персональный учет трупов или их частей, учет и контроль над правильным ведением и оформлением судебно-медицинской документации, подготовка информации для ежедневных докладов в штаб ЧС, координация с другими службами и ведомствами).

Формирование новых структурных подразделений послужило началом для создания теоретических основ производства судебно-медицинской экспертизы трупа и живых лиц в условиях ЧС с многочисленными человеческими жертвами. Отдел судебно-медицинского обеспечения ликвидации последствий ЧС и ББР являются структурными подразделениями РЦСМЭ и БСМЭ. Их состав формируется из числа высококвалифицированных специалистов, зачисленных на добровольной основе. Руководитель ОСМО ЧС назначается приказом по учреждению и отвечает за состояние готовности и выполнение задач, возложенных на ББР в условиях ЧС. Схема оповещения специалистов обеспечивает прибытие ББР в район ЧС не позднее 6–12 ч после получения информации о ЧС.

Специалисты ОСМО ЧС и ББР не только отрабатывали схемы взаимодействия со следователями СК РФ, специалистами ТЦМК и МЧС России во время учений (Суздаль, Екатеринбург, 2007), но и реально участвовали в судебно- медицинском обеспечении ликвидации последствий ЧС и террористических актов с многочисленными человеческими жертвами, произошедшими на территории России и за рубежом: теракты в Беслане (2004), «Невском экспрессе» (2009), Московском метрополитене (2010), аэропорту Домодедово (2011); цунами в Таиланде (2004); грузино-юго-осетинский конфликт (Республика Южная Осетия, 2008); падение пассажирских самолетов в Сочи (2006), Иркутске (2006), под Донецком (2006), в Самаре (2007), Перми (2008), под Смоленском (2010); дорожно-транспортные происшествия в Египте (2008), во Вьетнаме (2009), в Петушках Владимирской области (2009); техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции (2009) и др.

В тех случаях, когда в ГСЭУ БСМЭ, обслуживающем закрепленную территорию, невозможно производство судебно-медицинской экспертизы в связи с отсутствием судебно-медицинского эксперта конкретной специальности или надлежащей материально-технической базы либо специальных условий для выполнения исследований, ее производство может быть поручено другому ГСЭУ БСМЭ, либо негосударственному судебно-экспертному учреждению, либо частному судебно-медицинскому эксперту, либо иному сведущему лицу, не работающему в экспертном учреждении (например, преподавателю кафедры судебной медицины).

В определении (постановлении) о назначении судебно- медицинской экспертизы суду следует мотивировать поручение исследований другому ГСЭУ БСМЭ, негосударственному судебно-экспертному учреждению либо конкретному лицу.

Представлена сетью региональных бюро, имеющих, как правило, статус Государственных учреждений здравоохранения. В субъекте федерации бюро учреждается администрацией субъекта РФ.

Бюро состоит из ряда отделов и отделений. Как правило это:

  • Отдел судебно-медицинской экспертизы трупов

  • Отдел судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и др. лиц

  • Отдел сложных и комиссионных экспертиз

  • Отдел экспертизы вещественных доказательств

    • Судебно-химическое отделение

    • Судебно-биологическое отделение

    • Медико-криминалистическое отделение

    • Судебно-гистологическое отделение

  • Организационно-методический отдел

отделения:

  • биологическое

  • судебно-химическое

  • гистологическое

  • цитологическое

  • медико-криминалистическое

  • геномной дактилоскопии

При большинстве бюро СМЭ имеются штатные дежурные группы, сотрудники которых в составе оперативно-следственных групп правоохранительных органов участвуют в осмотре трупов на месте их обнаружения. В подразделениях судебно-медицинской экспертизы, где такие группы отсутствуют, их работу выполняют штатные судебно-медицинские эксперты по специальному графику.

Ведущим учреждением судебно-медицинской службы РФ является Федеральное государственное учреждение «Российский центр судебно-медицинской экспертизы Росздрава» (ФГУ «РЦСМЭ Росздрава»).

РЦСМЭ создан для научной разработки современных методов судебно-медицинской экспертизы живых лиц, трупов, вещественных доказательств, судебно-химического анализа и организационных основ судебно-медицинской экспертизы, а также выполнения особо сложных судебно-медицинских экспертиз по поручениям правоохранительных органов. На РЦСМЭ, как на головное судебно-медицинское научно-экспертное учреждение России, возложено научно-методическое обеспечение производства судебно-медицинских экспертиз, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных судебно-медицинских экспертов.

В системе здравоохранения руководство всей судебно-медицинской и судебно-химической службой в научно-практическом и организационном отношении осуществляет Главный судебно-медицинский эксперт МЗ РФ. В административном отношении Главный эксперт подчиняется непосредственно министру МЗ РФ или его первому заместителю, а в научно-практическом отношении он связан с Центром судебно-медицинской экспертизы при МЗ РФ, являясь его директором.

Главному судебно-медицинскому эксперту РФ в научно-практическом отношении подчиняются главные и старшие судебно-медицинские эксперты автономных республик, краев и областей, а им в свою очередь подчиняются межрайонные, районные и городские эксперты. В административном отношении все они подчиняются соответствующим органам здравоохранения на местах.

Главные судебно-медицинские эксперты республик, краев и областей; старшие городские (гг. Москвы, Санкт-Петербурга) эксперты являются начальниками Бюро судебно-медицинской экспертизы (БСМЭ), они назначаются и смещаются руководителями соответствующего органа здравоохранения.

Бюро СМЭ состоит из трех отделов:

  1. Судебно-медицинская амбулатория (отдел освидетельствования живых лиц).

  2. Морг (отдел судебно-медицинского исследования трупов).

  3. Судебно-медицинская лаборатория (отдел исследования вещественных доказательств), включающая 3 отделения:

а) судебно-биологическое

б) физико-техническое

в) судебно-химическое

Судебно-химические экспертизы (исследования) проводятся в судебно-химическом отделении судебно-медицинской лаборатории Бюро судебно-медицинской экспертизы (СХО СМЛ БСМЭ). Должность эксперта в настоящее время называется: врач судебно-медицинский эксперт судебно-химического отделения БСМЭ.

Порядок назначения судебно-химической экспертизы (как и других) предусмотрен УПК РФ. Согласно УПК эксперт может быть вызван в любой стадии предварительного или судебного следствия и должен дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. За отказ или уклонение эксперта или неявку без уважительных причин по вызову судебно-следственных органов, дачу заведомо ложного заключения эксперт несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Правовые и методологические основы судебно-химической экспертизы

Правовые и методологические основы судебно-химической экспертизы в настоящее время регламентируются Федеральным законом № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и Приказом МЗ РФ N 161 от 24 апреля 2003 г. «Об утверждении Инструкции по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы». Действующий ранее приказ МЗ РФ № 407 от 10 декабря 1996 г. «О введении в практику правил производства судебно-медицинских экспертиз» считается утратившим силу.

Изъятие объектов для судебно-химического исследования:

  • С целью обнаружения и количественного определения ядовитых веществ для СХА изымают и направляют различные внутренние органы, кровь и мочу с учетом природы яда и путей введения его в организм, распределения, путей и скорости выведения, длительности течения интоксикации и лечебных мероприятий. Направляют также рвотные массы, первые порции промывных вод, остатки лекарственных и химических веществ, пищи, напитков и другие объекты.

  • При подозрении на отравление ядовитым веществом направляют комплекс внутренних органов: желудок с содержимым, 1 м тонкой кишки, 1/3 печени, 1 почку, всю мочу и не менее 200 мл крови.

  • При подозрении на введение яда через влагалище или матку дополнительно направляют отдельно матку и влагалище.

  • При подозрении на подкожное или внутримышечное введение — участок кожи или мышцы из области места введения.

  • При подозрении на ингаляционное введение — 1/4 легкого, 1/3 головного мозга.

  • При обнаружении в содержимом желудка крупинок, кристаллов, таблеток они также направляются на исследование.

Дополнительно к указанному комплексу внутренних органов и биожидкостей направляют в случае подозрения на отравление:

  • кислотами, щелочами — глотку, трахею и пищевод, участки кожи со следами действия яда.

  • летучими хлорорганическими веществами (хлороформ, четыреххлористый углерод, дихлорметан, хлорорганические пестициды и другие алкилгалогениды) — сальник, 1/3 головного мозга.

  • метиловым спиртом – 1/3 головного мозга

  • гликозидами — 1/3 печени с желчным пузырем

  • фосфорорганическими соединениями — обязательно кровь (для определения активности холинэстеразы)

  • солями ртути — прямую кишку, волосы

  • хронические отравления соединениями свинца, таллия — плоские кости

  • хронические отравление соединениями мышьяка — волосы, ногти, плоские кости

  • тетраэтилсвинцом — мозг и легкие

  • окисью углерода — кровь, мышечную ткань

  • этанолом – кровь из крупных вен, мочу, при невозможности — около 500 г мышечной ткани

  • метгемоглобинобразующими ядами (анилин, нитробензол, перманганат калия, формальдегид, хроматы, ацетальдегид) — кровь на метгемоглобин

  • грибами и ядовитыми растениями — непереваренные кусочки из содержимого желудка, рвотные массы, промывные воды

Органы нельзя обмывать водой и загрязнять химическими веществами или механическими примесями. Органы помещают в сухую стеклянную тару ( в металлическую, керамическую — запрещено).

Эксперт должен следить за тем, чтобы яд не был удален из трупа и не попал в него извне.

Объекты консервируют только при подозрении на отравление сердечными гликозидами, производными фенотиазина, ФОС, алкалоидами и трициклическими антидепрессантами. Используют спирт-ректификат, в банках уровень его должен быть высотой не менее 1 см. Одновременно на исследование направляется проба спирта, взятого из той же тары, что и для консервирования.

Банки герметично закрывают, маркируют по типовой форме, вместе с записями помещают в опечатанный полиэтиленовый пакет, который немедленно пересылают для исследования.

Одновременно в СХО направляют постановление о назначении судебно-химической экспертизы трупа: направление судебно-медицинского эксперта с кратким изложением обстоятельств наступления смерти, основных данных патологоанатомического исследования трупа с диагнозом, фамилией, инициалами и возрастом умершего, а также вопросов, подлежащих разрешению экспертом-химиком.

При исследовании эксгумированного трупа на судебно-химический анализ направляют землю, взятую по 500 г из 6 мест (над и под гробом, возле боковых его поверхностей, в головном и ножном концах), а также кусочки одежды, обивки, подстилки, нижней доски гроба (около 500 кв.см), различные украшения и предметы, найденные возле трупа.

Чёткая организация судебно медицинской экспертизы является основой её успешного функционирования. В настоящее время проведением судебно-медицинских экспертиз (СМЭ)занимаются государственные специализированные организации, образовывающие чёткую структуру, и негосударственные фирмы. Возможности СМЭ расширяются в постоянном режиме, одновременно с развитием биологической и химической наук, с совершенствованием технических средств и методов криминалистики. Всё это позволяет решить практически любую задачу, поставленную перед СМЭ уполномоченными лицами. В законодательных статьях рассматривается порядок организации СМЭ, задачи, решаемые путём её проведения, и изучение структуры организации этой деятельности.

Что такое судмедэкспертиза

Судмедэкспертиза проводит исследования и обследования различных объектов в целях установления важных для объективного и всестороннего рассмотрения дела (уголовного или гражданского) по заданию ответственных за это лиц. Наибольшая часть работы осуществляется в рамках помощи следствию для расследования уголовных дел, когда возникает потребность в проведении СМЭ. Это работа с материальными объектами, экспертиза участников преступления, и обследование места происшествия, криминалистические работы.

Конкретные вопросы и задачи ставит следователь, дознаватель, органы прокуратуры или суд.

В своей работе СМЭ применяет научные разработки и опыт из многих отраслей знаний: химия, биология, медицина, анатомия, криминалистика, и других.

Судмедэкспертиза, в зависимости от используемой конкретной науки делится на судебно-психиатрическую, судебно-стоматологическую и другие виды.

Производство судмедэкспертизы поручают как государственным специализированным организациям, так и частным фирмы.

Деятельность по проведению СМЭ подлежит лицензированию, за исключением экспертизы по документам дел.

В качестве следственного действия, СМЭ нужно отличать от сходной по ряду признаков процедуры, такой как освидетельствование. В последнем случае, при необходимости, следователь, или лицо, производящее освидетельствование, имеет право пригласить для участия медицинского работника. То есть лицо, обладающее специальными знаниями в медицинской сфере.

Отличие состоит в том, что при освидетельствовании происходит только внешний осмотр объекта (подозреваемый, потерпевший, их одежда), результаты этого осмотра заносятся в протокол. СМЭ предполагает непосредственный анализ обнаруженных пятен, микрочастиц, повреждений, ран на теле, путём применения различных методов.

Структура государственных органов

Несмотря на то что закон «О государственной су­дебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» предусматривает возможность участия в СМЭ негосударственных организаций, большинство экспертных работ проводится в государственной структуре. Объясняется это тем, что за время существования СССР была построена разветвлённая сеть бюро судебно-медицинской экспертизы, с чёткой структурой и порядком подведомственного подчинения. Они входят в систему Министерства здравоохранения РФ, их сеть охватывает все регионы страны. Внутриведомственное подчинение и структурирование соответствует административному устройству России.

Тот факт, что бюро судебно медицинской экспертизы находится в ведении министерства здравоохранения, и не имеет отношения к системе внутренних дел, следственному комитету и другим правоохранительным органам, свидетельствует о беспристрастности и объективности её выводов.

Основными задачами бюро судебно медицинской экспертизы являются оперативное и всестороннее изучения предоставленных объектов, для установления существенных для следствия аспектов, оказание помощи правосудию. От выводов экспертизы во многом зависит судьба человека.

Структура государственных органов СМЭ:

  1. Управление и организационное руководство осуществляет Федеральное государственное бюджетное учреждение Российский центр СМЭ Минздрава России. Он контролирует функционирование нижестоящих региональных БСМЭ, разрабатывает номенклатурные инструкции и акты, проводит аттестацию государственных судмедэкспертов, проводит работы по повышению их профессионального уровня. Директор назначается на свою должность приказом министра здравоохранения.
  2. Учреждения судебно медицинской экспертизы в составе региональных Министерств здравоохранения (областные и краевые), их количество равняется к регионам страны, то есть 86.
  3. Подразделения МСЭ местного уровня, то есть городские бюро и бюро округов на территории городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург.

Бюро СМЭ состоит из следующих отделов:

  • по исследованию живых лиц;
  • по работе с телами и останками;
  • судебно-медицинская лаборатория, включающая судебно-химическое, судебно-физическое и медико-биологическое отделения.

Все они осуществляют работу так, как предписано процессуальными требованиями, разработанными на законодательном уровне. Только при условии его полного соответствия результат экспертизы будет признан инициатором её проведения и, в конечном счёте – судом. Нарушение этих процессуальных требований является одним из оснований для обжалования выводов экспертизы, и затягивания срока рассмотрения дела в целом.

Порядок действий, ответственность экспертов, оформление результатов их работы, и многие другие моменты, регулирует Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ).

Бюро являются полностью самостоятельными юридическими организациями, имеющими собственные здания, территорию, подсобные помещения, автотранспорт, и необходимое для успешного решения задач оборудование.

За результат каждого конкретного исследования полностью несёт ответственность специалист, проводивший её. В случае несогласия с её выводами, или наличии замечаний к ходу выполнения, непосредственным начальником эксперта, он может ходатайствовать о проведении повторного исследования.

Абсолютно все медицинские организации и их сотрудники обязаны оказывать помощь в проведении судмедэкспертизы, в случае обращения за ней со стороны уполномоченных лиц.

К проведению исследовательских работ могут быть привлечены и врачи-эксперты, работающие на врачебных должностях в клиниках, ЛПУ, имеющие специальные познания.

Помимо помощи следственным органам (главная задача СМЭ), дополнительным направлением является содействие в целом Министерству здравоохранения в деле укрепления здоровья населения, и в борьбе с инфекционными заболеваниями для недопущения на территории страны развития эпидемий. Это достигается путём информирования министра о фактах расхождений, обнаруженных между результатами проведённых клинических вскрытий тел и судмедэкспертизой.

Негосударственные органы СМЭ

Как отмечалось, организацией судебно медицинской экспертизы в РФ имеют право заниматься и предприятия, не относящиеся к федеральным органам, не находящиеся в системе Министерства здравоохранения. Правовым основанием этой деятельности служит наличие лицензии на право проведения экспертных работ.

Сотрудники таких организаций, для начала своей работы обязаны подтвердить соответствие следующим требованиям:

  1. Быть обладателем диплома о высшем медицинском образовании, полученного на дневном отделении по профессии «Лечебное дело» или «Педиатрия».
  2. Дополнительно иметь свидетельство о прохождении в течение одного или двух лет изучения специализации «СМЭ».
  3. Иметь сертификат по профессии «СМЭ».
  4. Подтвердить постоянное повышение уровня квалификации (не менее 1 раза в год).
  5. Обладать соответствующей лицензией.

В ходе работы, эксперт обязан постоянно подтверждать свой уровень квалификации второго, первого или высшего разряда. Последняя категория должна подтверждаться каждые пять лет работы. Эксперты, работающие самостоятельно, не в штате организации, обязаны становиться на учёт в налоговой инспекции, как индивидуальные предприниматели.

В целях объединения усилий и обмена информацией между разрозненными организациями СМЭ, создано Некоммерческое партнёрство «Федерация судебных экспертов». Оно объединяет многочисленные отдельные фирмы и частных лиц, работающих в самых разных отраслях науки, в представительствах этого центра во многих областях нашей страны. Показателем качества их работы является гарантия признания экспертного заключения судами любого уровня.

Организация СМЭ в полном соответствии с требованиями УПК, которая отличает работу НП «Федерация судебных экспертов», является залогом получения достоверных результатов, и возможности контролировать ход исследований.

Вопросы о стоимости СМЭ решаются на основе прейскуранта цен. Первичное консультирование проводится бесплатно.

Процессуальные и правовые требования к порядку проведения судмедэкспертизы одинаковы для всех организаций, осуществляющих эту деятельность, вне зависимости от их организационной формы.

Классификация

СМЭ по времени проведения и по количеству участвующих лиц, бывает:

  1. Первичная. Один (или группа экспертов) проводит первичное изучение. Несколько специалистов привлекают в случае большого объёма и количества объектов, наличием смежных наук, применяемых в работе. Например, дорожно-транспортное происшествие с участием нескольких автотранспортных средств и с множеством пострадавших.
  2. Дополнительная. Решение о её проведении принимается одновременно с необходимостью расширить данные, полученные в ходе первичной, когда требуется добавить другие сведения.
  3. Повторная. Назначают её в случае возникновения сомнений (или есть доказательства) в выводах первичной экспертизы, но поручается она не одному эксперту, а комиссии, для увеличения объективности выводов. Постановление обязательно должно содержать основание для этого. Поручают её проведение региональным отделениям СМЭ и другим централизованным службам, имеющим в своём распоряжении все необходимые технические средства и высокопрофессиональных специалистов. Выводы первичной и повторной экспертиз могут дублировать и добавлять друг друга.
  4. Комиссионная. В соответствии с названием, проводится не одним экспертом, а группой, работающей по одному профилю специализации. Решение принимается сообща, с подписью каждого участника о согласии с выводами. Несогласный эксперт делает соответствующую запись в заключении.

В любом случае специалисты несут гражданско-правовую и уголовную ответственность за отражение в результатах недостоверных фактов и выводов.

Объекты исследования

Люди (живые или мёртвые), первичные документы, содержащие сведения об их биологических и медицинских параметрах, могут быть исследованы в ходе СМЭ.

Исходя из этого, выделяют следующие виды объектов изучения судебными медиками:

  1. Живой человек. В зависимости от конкретной ситуации, в заключение экспертизы даются ответы на следующие вопросы: нанесённый внешним воздействием вред здоровью, его степень и тяжесть; состояние физического и психического здоровья при подозрении на симуляцию или членовредительство; последствия половых преступлений, изнасилования; факт заражения ВИЧ или венерическими инфекциями.
  2. Человеческие останки. Их обнаружение является основанием для возбуждения уголовного дела. СМЭ даёт ответы на многие вопросы: установление точной причины смерти, это касается как явно криминальных ситуаций, так и случаев с подозрением на уголовные моменты. Идентификация человека в случае следов пластических операций. Установление причины смерти, наступившей в медицинском учреждении на фоне благополучного течения лечения.
  3. Вещественные доказательства биологического происхождения. Очень часто на месте совершения преступления, кроме таких доказательств, ничего более существенного не обнаруживается. В этом случае детальный анализ образца кала, мочи, спермы, волос, слюны, воды или следов крови на одежде является единственной возможностью установить все обстоятельства преступления.
  4. Комплексная экспертиза оценки состояния здоровья. Применяется не только в уголовном судопроизводстве, но и в гражданском, с целью определения степени утраты трудоспособности человека, наступившей из-за несоблюдения правил безопасности при работе или нарушения производственных технологий. А если потеря трудоспособности явилась последствием совершения противоправных действий, то именно выводы судебно-медицинской экспертизы лягут в основание классификации преступления.
  5. Последствия ДТП. С учётом специфики данных дел, на СМЭ возлагают надежду в ответе на вопросы о степени тяжести повреждений, количестве, расположении и внешнем виде травм, о непосредственной причине смерти. Особое значение имеют ответы на вопросы о том, какой частью транспортного средства (машина, мотоцикл) травмы были нанесены, и каким именно образом они были получены.
  6. Анализ уже проведённых исследований в рамках дела происходит при обжаловании результатов имеющейся экспертизы. Если будут выявлены расхождения между выводами первичной и повторной экспертизы, дело направляется на повторное рассмотрение, а специалисты, проводившие первичную экспертизу, могут быть привлечены к ответственности.
  7. Экспертиза медицинских документов, касающихся состояния здоровья человека, является единственным видом исследования, на осуществление которого не требуется лицензия, так как непосредственного вмешательства и влияния на организм человека при этом не происходит. Исследуются именно документы, которые могут находиться и на бумаге, компьютере или другом цифровом носителе.

Как видно, поле деятельности для судмедэкспертов очень широкое и разнообразное, работа эта сопряжена и с физическими и с моральными нагрузками, но очень увлекательная.

Процессуальные требования к порядку проведения экспертизы

Медицинскую экспертизу проводят один или несколько экспертов, объединённых в комиссию.

Уголовное законодательство (статья 196 УПК РФ) определяет ряд ситуаций, при которых назначение СМЭ обязательно, а не только возможно.

После того как решение о проведении экспертизы принято, уполномоченное лицо или инициатор в гражданском деле, формулирует вопросы, на которые должен быть получен ответ в заключении. Вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы исключить двоякое их понимание, с максимальной конкретикой.

Когда руководитель БСМЭ получил постановление (определение) о назначении судмедэкспертизы и все материалы дела, он:

  • самостоятельно назначает конкретного исполнителя на эту работу, разъясняет ему его права и ответственность;
  • контролирует сроки проведения отдельных действий;
  • при необходимости привлекает сотрудников других учреждений для проведения экспертизы;
  • после завершения работ направляет заключение в адрес органа или лица, назначившего экспертизу;
  • принимает все необходимые меры для неразглашения сведений, ставших ему известными в ходе работы.

Если в данной организации нет необходимого оборудования или в штате не значится специалист нужного профиля, руководитель организации возвращает без исполнения полученное определение (постановление).

Государственный судмедэксперт не имеет права приступать к проведению экспертизы по указанию иных лиц (или органов) за исключением руководителя БСМЭ. Он также не имеет права работать в качестве негосударственного эксперта при производстве исследования, проводимого в другой, негосударственной организации.

Законодательством предусмотрены случаи, когда специалист или экспертная организация не могут принимать участие в проведении исследования:

  • в случае заинтересованности руководства организации в получении определённого заключения;
  • не может принимать участие лицо, оказывавшее медицинские услуги человеку, экспертизу здоровья которого необходимо провести;
  • лицо, имеющее процессуальный статус свидетеля, потерпевшего, ответчика или истца также не может привлекаться к работе;
  • в случае личной заинтересованности или при наличии родственных связей с любым участником уголовного дела;
  • зависит (материально или другим способом) от сторон дела или их представителей, или некомпетентен в работе.

СМЭ, которая назначается в рамках уголовного производства, проходит семь этапов:

  1. Выезд на место происшествия. Во время него происходит фиксация всех улик, обстоятельств и вещественных доказательств на фото и видео, составляется протокол осмотра. После этого улики и вещественные доказательства собираются, упаковываются и направляются в лабораторию на изучение.
  2. Направление на экспертизу оформляется следственными или дознавательными органами, или комитетом РФ.
  3. Определение ответственного лица за её проведение в рамках уголовного дела возложено на те же органы, которые принимают решение о её назначении. В гражданском деле возможно участие в этом вопросе потерпевшей стороны.
  4. Ознакомление с материалами дела является обязательным этапом экспертизы. Принимается решение о конкретном виде исследования и порядке его проведения.
  5. Определяется необходимость в использовании технических средств и проводится непосредственная работа.
  6. Составление заключения является целью и итогом проведения экспертной работы. Именно там фиксируются результаты и даются ответы на поставленные вопросы: о причине и времени смерти, тяжести нанесённого вреда здоровью, вменяемости лица, наличии следов алкоголя или наркотиков в крови.

При организации медицинской экспертизы схема этапов и их последовательность являются обязательными для любого бюро СМЭ, будь то государственный, платный или независимый орган.

Значение СМЭ

Развитие технологий и различных отраслей науки приводит к тому, что методы исследований постоянно улучшаются и позволяют получить точные ответы на поставленные вопросы. Ещё лет 20 назад идентификация человека с точностью до 99% была невозможна, тем более, если в распоряжении экспертов были только останки. Сейчас же использование метода ДНК позволяет установить личность погибшего (умершего) при наличии только частиц волос, кожи, костей и других останков. Совершенствование цифровых технологий позволяет систематизировать и обрабатывать все результаты экспертиз в сжатые сроки, о которых можно было только мечтать те же 20 лет назад. В совокупности всё это увеличивает вероятность достоверного и справедливого расследования уголовных и гражданских дел. А каждое дело отражается на судьбах не только подозреваемого или потерпевшего, но и на других участниках процесса.

Ещё одним немаловажным значением СМЭ является то, что в своей совместной работе экспертов с врачами общей практики и со специалистами других специализаций, они демонстрируют возможность контролировать результаты их деятельности. Тем самым уменьшается вероятность халатного отношения к своей работе этими врачами, и совершения врачебных ошибок.

Добавить комментарий