Субъект авторского права

Юридическое лицо осуществляет деятельность, предусмотренную учредительными документами, и несет связанные с этой деятельностью обязанности (ст. 49 ГК РФ).

Так, например, обязательство ликвидированного юридического лица при реорганизации должно исполнить вновь созданное юридическое лицо.

Издательские или другие юридические лица — субъекты авторского права, признанные несостоятельными, удовлетворяют требования кредиторов, которыми обычно выступают авторы или их правопреемники, либо ликвидируются, либо их долги перед автором погашает третье лицо, которое заинтересовано в оздоровлении должника-издателя.

Юридическое лицо в Российской Федерации может стать первоначальным обладателем авторских прав в отношении служебных произведений, т.е. работодателю в этом случае принадлежат все имущественные права, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. В отличие от российского законодательства, в США работодатель считается не только первоначальным обладателем авторских прав, но и автором служебного произведения.

Юридические лица являются правообладателями также вследствие договора с автором либо с его наследниками и на основании завещания автора.

Юридическими лицами, вступающими в авторские правоотношения, обычно являются издательства, радио-, телекомпании, театры и т.д.

Издательства бывают специализированными и универсальными. Юридическое лицо — издательство, осуществляющее издательскую деятельность, прежде всего, реализует свои уставные правомочия и функции.

Юридические лица, согласно действующему законодательству, могут быть продавцами (правообладателями) и покупателями (пользователями) авторских прав.

Важную роль в реализации имущественных прав авторов и иных правообладателей играют организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе. Такие организации действуют на основе устава и в пределах полномочий, данных обладателями авторских прав. В соответствии с законодательством коллективное управление имущественными правами авторов должно осуществляться самими правообладателями, а не органами государства.

Подобные организации являются некоммерческими, не могут самостоятельно использовать произведения, полученные для управления на коммерческой основе, не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Они являются представителями авторов и действуют от их имени и в их интересах.

Организации по управлению правами на коллективной основе должны пройти государственную аккредитацию (ст. 1244 ГК РФ) и осуществлять свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти (п. 6 ст. 1244 ГК РФ). Типовой устав аккредитованной организации утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 1244 ГК РФ).


На территории России действует в настоящее время Российское авторское общество (РАО), которое защищает интересы автора любыми юридическими средствами. Законом разрешено создание других подобных организаций.

Российское государство, субъекты РФ, муниципальные образования, выступая самостоятельными субъектами авторского права, могут участвовать в авторских правоотношениях. Так, например, использование произведения, выигравшего публичный конкурс, возможно только на основании договора между автором произведения и организатором конкурса (ст. 1060 ГК РФ). Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования могут быть устроителями публичного конкурса на лучшую работу: герб, символику и т.д.

Договор авторского заказа.

Основные положения о договоре авторского заказа закреплены в статьях 1288 – 1290 ГК РФ. В части, неурегулированной этими статьями, к договору авторского заказа применяются нормы глав 69-70 ГК РФ и общие положения о договорах (подраздел 2 раздела III ГК РФ).

Согласно ст.1288 по договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. При этом договор авторского заказа может включать в себя условия о передаче заказчику исключительных прав на произведение: с момента создания произведения исключительные права на него принадлежат автору, и факт передачи заказчику материального носителя с произведением не влечет передачи прав на произведение.


Таким образом, договор авторского заказа может быть трех видов:

1. договор, по которому автор обязуется создать произведение и передать его заказчику без предоставления ему каких-либо правомочий в отношении исключительного права на произведение;

2. договор, по которому автор обязуется создать произведение, передать его заказчику и уступить исключительное право на произведение. К такому договору по общему правилу применяются правила Кодекса о договоре об отчуждении исключительного права – ст.1234 ТК РФ (п. 3 ст. 1288 ГК РФ);

3. договор, по которому автор обязуется создать произведение, передать его заказчику и предоставить право использования произведения (выдать лицензию). К такому договору применяются по общему правилу нормы Кодекса об авторском лицензионном договоре — статьи 1286, 1287 ГК РФ (п. 4 ст. 1288 ГК РФ).

Первый вид договора применяется тогда, когда ценен сам оригинал созданного произведения (картина, скульптура) и заказчик не ставит перед собой цели использовать произведение как объект исключительного права. В этом случае используется не произведение, а сам оригинал произведения.

В тех же случаях, когда заказ на создание обусловлен именно необходимостью использовать произведение (распространение экземпляров произведения, сообщение произведения для всеобщего сведения в эфир или по кабелю), договор заказа требует включения условий об уступке исключительного права или выдаче соответствующей лицензии на использование произведения. Но в любом случае материальный носитель по договору авторского заказа передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.

Предметом договора авторского заказа является, в отличие от трудового договора, конкретная работа, а именно работа по созданию произведения. В договоре должны быть четко определены индивидуализирующие характеристики произведения, которое автор обязуется создать: это может быть форма и способ выражения произведения (печатная форма — литературное произведение, видеозапись — аудиовизуальное произведение, изображение, выполненное на холсте, — произведение живописи), тематика и жанр произведения, объем, размер или хронометраж произведения и другие характеристики. В договоре также может быть изложено краткое содержание произведения, перечислены основные вопросы, раскрываемые в нем. При отсутствии описания произведения, которое позволяет его идентифицировать, в случае возникновения конфликта договор может быть признан судом незаключенным.

Договор авторского заказа всегда заключается на определенный срок, причем условие о сроке является обязательным для включения в текст договора. Согласно ст.1289 ГК РФ договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным. При этом по истечении установленного в договоре срока исполнения автору при необходимости и при наличии уважительных причин для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок. К уважительным причинам, повлиявшим на неисполнение договора авторского заказа в срок, могут быть отнесены, например, болезнь автора или существенные изменения в явлении, описываемом в произведении.

Если по истечении льготного срока произведение не создано, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа без выплаты автору какого-либо вознаграждения. Заказчик также вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании основного срока исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору.

Условия договоров авторского заказа об ограничении права автора создавать произведения на данную тему или в данной области (например, запрет создавать иные произведения по тому же предмету, что и заказанное) являются в соответствии с действующим законодательством недействительными.

Сторонами по договору авторского заказа являются автор и заказчик. Творческий работник (автор) должен лично выполнять обязанность по созданию заказанного произведения. Привлекать к работе соавторов можно только с согласия заказчика. Заказчиком может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Если в качестве заказчика выступает юридическое лицо, договор должен быть подписан руководителем юридического лица или иным надлежаще уполномоченным представителем. Полномочия иного представителя могут быть выражены в доверенности.

Права и обязанности сторон по договору авторского заказа вытекают из его содержания. Так, автор обязуется в установленный срок создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме и передать его заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. По общему правилу оплата производится после сдачи результатов работы, но в договоре может быть установлен иной порядок.

В отношениях по использованию труда творческих работников довольно часто встает вопрос о качестве работы, например, когда заказчик отказывается принять работу как «неподходящую», «не понравившуюся» и т.п. Если творческий работник работает по договору авторского заказа, то его произведение должно отвечать только тем характеристикам, которые установлены в договоре, а также требованиям законодательства, определяющим критерии качества отдельных видов произведений (например, учебников). Тем не менее, правомерным считается отказ заказчика принять произведение в случае, если имеют место неправомерное использование автором чужих произведений, представление своего ранее опубликованного произведения под видом нового, искажение фактов в документальном произведении, искажение оригинала при переводе, включение в рукопись непроверенных данных, подлежавших проверке автором, и иные подобные недобросовестные действия автора.

В случае отказа заказчика принять созданное по договору заказа произведение, отвечающее установленным требованиям, автор может обратиться в суд. С заказчика в этом случае можно взыскивать не только вознаграждение по договору, но также убытки и компенсацию морального вреда. Ответственность автора по договору авторского заказа носит ограниченный характер и наступает только при наличии вины. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора авторского заказа, автор обязан возвратить заказчику аванс (если он был выплачен), а также уплатить ему неустойку (если она предусмотрена договором). При этом общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба , причиненного заказчику (ст.1290 ГК РФ), размер которого при наличии спора будет определять суд.

Дедушка писал картины, участвовал в выставках. А после его смерти местная кондитерская фабрика выпустила линию подарочных конфетных наборов с его картинами на обложке. А если линию презервативов? Чтобы защитить достояние покойного родственника от незаконного использования, необходимо вступить в наследство на авторские права. Как происходит наследование авторских прав, какие документы понадобятся, сколько они действуют, какие расходы потребуются от наследников, рассмотрим подробнее.

Когда исключительное право переходит по наследству?

Исключительное право – это законное основание на использование и распоряжение объектом интеллектуальной собственности. Лицо, обладающее им, называется правообладателем.

То есть владеть исключительным правом может не только его автор. Автор может передать его третьим лицам.

Для примера рассмотрим ситуацию с популярной скульптурой Ждун. Автором этого произведения является голландская художница Маргрит ван Бреворт. Однако авторские права на скульптуру принадлежат ООО «Си Ди Лэнд Контакт». Заметьте, речь идет не только о самой скульптуре, но и о ее изображениях. Фото и изображение Ждуна не может быть использовано в рекламе, на вывесках, в качестве товарного знака. Любое использование в коммерческих целях без разрешения правообладателя (ООО «Си Ди Лэнд Контакт») нарушает авторское право. То есть защищать права на скульптуру и его изображение будет не автор, а их владелец. В данной ситуации ООО «Си Ди Лэнд Контакт».

Не нужно путать авторское право и право автора. Право автора не может быть передано или отчуждено. Человек, создавший произведение, остается его автором навсегда. А авторское право – это возможность использования и распоряжения произведением. Оно может быть передано.

Подведем итоги. Авторское право и право автора являются исключительными правами. Первое может быть унаследовано, так как оно является переходящим. А второе не переходит к наследникам. То есть не все исключительные права переходят по наследству.

Пройдите опрос и юрист бесплатно поделится планом действий по наследству в вашем случае

Особенности наследования

Чтобы авторское право стало объектом наследования, автор должен своевременно задуматься о его надлежащем оформлении. В большинстве случаев это значительно упростит задачу наследников.

При жизни автор должен:

  1. Собрать документы, которые свидетельствуют об его авторстве.
  2. Провести регистрацию авторства в Российском авторском обществе.
  3. Получить документы (патент, свидетельство).

При наследовании авторского права несколькими правопреемниками, его использование возможно только с согласия всех наследников. Необходимо учитывать, что на наследников не действует общее правило для соавторов, которое подразумевает запрет на препятствие в использовании авторского права. Поэтому соавторы и все наследники могут его использовать только с взаимного согласия. Для подтверждения согласия необходимо заключить отдельный договор с каждым из наследников.

Срок действия авторского права после наследования составляет 70 лет (ст. 1281 ГК РФ). После чего произведение переходит в разряд народного достояния.

Выделение супружеской доли

Авторское право не относится к совместно нажитой собственности. Поэтому супруг не может требовать выделения супружеской доли при наследовании.

Исключение составляют следующие ситуации:

  1. Супруги предусмотрели включение авторского права в общую совместную собственность в брачном договоре.
  2. Супруги были соавторами (данный факт необходимо подтвердить официально). Соавторство должно быть зарегистрировано в Российском авторском обществе. Если же официально автором произведения является только один из супругов, то авторское право будет включено в наследственную массу в полном объеме.

Переживший супруг не будет считаться соавтором, если оказывал консультационную помощь при создании произведения, материальное содействие, техническое или организационное сопровождение, а также если контролировал результат работ по созданию произведения. Автором считается лицо, которое внесло личный творческий вклад в создание произведения.

Если переживший супруг может доказать, что лично участвовал в создании объекта интеллектуальной собственности, то он может обратиться в суд для признания его соавторам даже после гибели супруга.

Нужна помощь по наследству? Юристы бесплатно и подробно ответят на ваш вопрос по наследству. Задайте вопрос, чтобы не тратить время на чтение! Задать вопрос

Порядок наследования авторских прав

Закон позволяет передать авторское право как по закону, так и по завещанию. Но практика показывает, что целесообразно его передавать одному наследнику. Поэтому при наличии нескольких наследников по закону, рекомендуется составить завещание.

Однако порядок наследования не различается в зависимости от основания. Поэтому правопреемникам в любим случае необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Собрать документы.
  2. Обратиться к нотариусу.
  3. Написать заявление.
  4. Оплатить госпошлину и другие сборы.

Оформить наследство необходимо в течение 6 месяцев с момента гибели правообладателя. Если правопреемник пропустит данный срок без уважительной причины, то возможность переходит к следующим получателям.

Этап 1. Собираем документы

Наследникам необходимо подготовить как общие документы для наследования, так и документы, подтверждающие авторские права.

К общим документам относятся:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • завещание или документ, подтверждающий родственную связь;
  • справку с последнего месту регистрации покойного;
  • свидетельство о смерти правообладателя;
  • квитанцию об оплате госпошлины и других сборов.

Сведения, подтверждающие авторские права покойного:

  • патент;
  • свидетельство, выданное авторским обществом при депонировании и регистрации произведения;
  • другие документы, в зависимости от вида произведения.

Этап 2. Обращаемся к нотариусу

Наследнику необходимо обратиться к нотариусу, которые открывает наследственное дело. Но открыть наследство у любого нотариуса нельзя. Процедура проводится в нотариальной конторе по месту последней регистрации правообладателя.

Если на момент гибели адрес регистрации отсутствует, то наследникам необходимо обращаться в нотариальную контору по месту нахождения недвижимости покойного.

Если же единственным объектом наследования является авторское право, то придется устанавливать место открытия наследства через суд.

Этап 3. Пишем заявление

Наследник должен подтвердить факт принятия наследства заявлением. Документ должен включать следующую информацию:

  • название нотариальной конторы по месту открытия наследства;
  • данные наследника (Ф.И.О., адрес регистрации);
  • наименование документа;
  • сведения о гибели правообладателя;
  • информация о имуществе покойного, включая авторское право;
  • основания для вступления в наследство;
  • информация о принятии наследства;
  • дата и подпись.

Дополнительно наследник указывается сведения о других потенциальных наследниках, если он обладает такой информацией.

Образец заявления

Этап 4. Оплачиваем госпошлину и другие сборы

Ст. 333.38 НК РФ содержит льготу для граждан, которые вступают в наследство на авторское право. Такие правопреемники не оплачивают госпошлину.

Однако, если в состав наследства входит другое имущество, на него госпошлина уплачивается в порядке, предусмотренном законом.

Также наследники авторского права не освобождаются от оплаты правовых и технических услуг нотариуса. В зависимости от региона наследования гражданин должен оплатить сбор, предусмотренный Региональной нотариальной палатой.

За свидетельство о праве на наследство в отношении авторского права в Москве в 2020 году придется заплатить от 500 до 3 000 р. Стоимость услуги для других регионов можно уточнить на сайте ФНП.

Переоформление авторского права не требуется. Доказательством правообладания в порядке наследования является свидетельство на наследство.

Когда не переходят по наследству?

В соответствии с п. 83 Постановления Пленума ВС РФ № 9 исключительное право на объект интеллектуальной собственности может быть унаследован правопреемниками, даже при отсутствии подтверждающих документов.

Но в отношении некоторых объектов данное правило не работает.

Например, авторское право на изобретения, полезные модели и промышленные образцы признается и охраняется только при прохождении государственной регистрации в порядке, установленном законом (ст. 1353 ГК РФ).

Таким образом, если закон устанавливает обязательную регистрацию исключительного (в том числе авторского) права, то наследование возможно только, если правообладатель своевременно провел регистрацию надлежащим образом.

Пропустили срок принятия наследства? Мы подскажем как действовать при восстановлении срока наследования Консультация

Как наследуется произведение?

При наследовании необходимо различать авторское право и право собственности на произведение. Они могут быть переданы как одному наследнику, так и разным (по завещанию).

Например, автор создал картину. Если право на нее оформлено надлежащим образом, автор может отдельно завещать картину и авторские права на нее. Картина может быть передана одному наследнику и храниться у него. А авторское право – другому наследнику. И в случае использования изображения картины на плакатах, для оформления конфетных коробок или других целей, за защитой своих прав будет обращаться именно владелец авторского права.

Судебная практика

Наследники имеют право принять авторское право в наследство фактически, как и любое другое имущество. Но подтвердить это официально они смогут только в судебном порядке.

Чтобы доказать фактическое вступление в наследство, гражданам придется доказать, что они приняли фактически другое имущество покойного.

Например, стали жить в квартире, принадлежащей покойному, получили за него долги, обеспечили охрану его автомобиля, перегнав в гараж, провели ремонт на даче и так далее.

Доказыванию подлежит факт, что наследники приняли имущество фактически в течение 6 месяцев с момента гибели правообладателя.

Если срок был пропущен, то необходимо доказать, что он был пропущен по уважительной причине.

В противном случае исключительное право считается объектом общего достояния. И пользоваться произведением могут любые физические и юридические лица, в том числе и для коммерческих целей.

Планируете обращаться в суд по вопросам наследования? Расскажем как подготовить иск, какие документы потребуются, объясним план действий в вашем случае Консультация

Ответы юриста на частые вопросы

Дедушка писал прозу. После его смерти я хочу зарегистрировать его авторское право и оформить его в наследство. Как это сделать? 2. Тетя делала переводы иностранных книг. Авторское право на переводы зарегистрировано. Я являются наследником по завещанию. Где взять документ, подтверждающий авторское право? 3. Отец завещал мне авторское право на свои книги. Но его жена достигла 55 лет. Может ли она претендовать на долю в наследстве?

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Авторское право может переходить по наследству.
  2. Правообладатель может его завещать, как и любое свое имущество.
  3. Обязательные наследники имеют право на долю в авторском праве, а супруг – не имеет право на супружескую долю.
  4. Если право подлежит регистрации, то оно может перейти по наследству только если было оформлено официально.
  5. Если наследники не оформят наследство, произведение становится объектом всеобщего достояния.

Оформление авторского права в наследство имеет свои особенности. Чтобы не допустить ошибок и не лишиться исключительного права покойного наследодателя, необходимо получить юридическую консультацию. Специалисты нашего сайта всегда придут на помощь. Просто оставьте заявку на консультацию.

Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право на созданное произведение. Как правило, это физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также их правопреемники). Кроме этого, в производном порядке, на основании договора или в порядке наследования, эти права могут возникать и у государства, и у юридических лиц. Рассмотрим отдельные категории субъектов подробнее.

  • Автор произведения науки, литературы или искусства. Им признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. При этом действует презумпция добросовестности — лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Как прямо указано в ст. 1257 ГК РФ, автором может считаться только физическое лицо, что естественно — только человек может приложить свои творческие способности при создании произведения. Для возникновения авторских прав у лица не имеет значения его гражданство и дееспособность. Возможность иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства входит в объем правоспособности гражданина (ст. 18 ГК РФ). Однако осуществлять имеющиеся права может только физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста (п. 2 ст. 26 ГК РФ). Именно с этого момента несовершеннолетний может выступать самостоятельно стороной авторского договора. До этого возраста от имени детей в гражданско-правовые отношения вступают их законные представители.

Достаточно часто встречается ситуация, когда произведения создаются совместным творческим трудом двух и более лиц. В этом случае говорят о соавторстве (ст. 1258 ГК РФ). Авторское право признается за гражданами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. При этом необходимо, чтобы каждый из соавторов отвечал требованиям, предъявляемым к авторам, а его труд — требованиям, установленным для произведения науки, литературы, искусства. Так, нельзя считать соавтором лицо, осуществляющее техническую работу (корректор, редактор). Не являются соавторами и лица, создавшие различные объекты и использующие их вместе. Например, в художественной книге может объединяться несколько объектов: текст произведения и рисунки. Творческий замысел каждого был направлен на создание различных объектов, следовательно, и соавторства не возникает.

Законодательство различает два вида соавторства:

1) раздельное (делимое) — в этом случае произведение состоит из отдельных частей, позволяющих установить, чьим творческим трудом создана та или иная часть (например, в учебнике указано, кто является автором той или иной главы);

2) нераздельное (неделимое) — невозможно установить, какая часть произведения кем создана (например, сказки братьев Гримм).

Практическое значение такой классификации состоит в том, что часть произведения, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное. При нераздельном соавторстве осуществление авторских прав происходит совместно, на основе соглашения всех авторов. При несогласии хотя бы одного из них возникший спор может быть решен только в суде. Законом установлено правило, согласно которому в этом случае ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Однако соглашением сторон при нераздельном соавторстве может быть установлен иной порядок осуществления прав, например, это может быть поручено одному из авторов.

  • Наследники. Они становятся субъектами авторского права после смерти автора. Как отмечалось выше, их права имеют производный характер, возникают на основе таких юридических фактов как открытие и принятие наследства. В качестве наследников авторские права могут приобретать не только граждане, но и юридические лица, и государство. Однако по наследству могут перейти только имущественные права авторов, и только на определенный срок.

Согласно ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. По окончании этого срока произведение переходит в общественное достояние. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора. Кроме этого, закон устанавливает специальные правила исчисления сроков для отдельных категорий граждан (реабилитированных, участников Великой Отечественной войны).

Если иное не установлено соглашением между ними, полученные права наследники осуществляют сообща. В случае несогласия кого-либо из них, спор разрешается в суде. Доходы, полученные в результате осуществления авторского права, подлежат разделу между наследниками в соответствии с размером унаследованных долей или в порядке, установленном соглашением между ними.

  • Организации, получившие авторские права на основании договоров. Можно выделить две категории юридических лиц:

1) организации, получившие права на основании заключенных с авторами или наследниками авторских договоров (театры, киностудии, издательства и пр.). Они используют произведение и распоряжаются им способами, предусмотренными договором;

2) организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе.

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.

Автор произведения. Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (ст. 1257 ГК).

Соавторы. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 ГК РФ.

Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое (ст. 1258 ГК РФ).

Своеобразный состав субъектов авторского права складывается в отношении служебных произведений. В соответствие со ст. 1295. служебным признается произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение). Авторские права на произведение науки, литературы или искусства, принадлежат автору.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

В случае, когда в соответствии законом исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя, не ограничивается.

Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Правопреемники и иные лица как субъекты авторского права.Поскольку авторское право переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ), наследники умершего автора входят в круг субъектов авторского права. Правопреемство в отношении произведений науки, литературы и искусства может осуществляться также в силу закона или договора о передаче имущественных прав.

Договорное правопреемство наступает в соответствии с условиями авторских договоров. На их основе субъектами авторского права становятся издательства, театры, студии и другие организации, а также физические лица, к которым переходят имущественные права.

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

По своему экономическому созданию авторские права делятся на личные неимущественные и имущественные. Последние могут принадлежать в силу закона, договора или наследования любым субъектам авторского права. Личными же неимущественными правами могут обладать только авторы произведений. Данные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

В случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 ст. 1255 ГК, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. (ст. 1255 ГК РФ).

Органичность связи неимущественных прав с личностью создателя произведения проявляется, в частности, и в том, что право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора не переходят по наследству. Наследники вправе лишь бессрочно осуществлять защиту указанных прав в случае их нарушения. Это право наследников заметно актуализировалось в связи с незаконным использованием имен известных людей в коммерческих и рекламных целях.

Важнейшим личным неимущественным правом является право авторства, т.е. основанная на факте создания произведения возможность лица признаваться его автором, создателем.

Право на имя заключается в возможности автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно). Право любого гражданина приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, закреплено в абз. 1 п. 1 ст. 19 ГК. Там же сказано, что в случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним, т.е. вымышленное имя.

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы «C» в окружности;

имени или наименования правообладателя;

года первого опубликования произведения (ст. 1271 ГК РФ).

В статье 1281 ГК РФ определены сроки действия исключительного права на произведение:

— исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора;

— исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти;

— на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, обнародованного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, исключительное право будет действовать в течение срока, установленного пунктом 1 статьи 1281 ГК;

— исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора;

— если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права считается продленным и семьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения;

— если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.

По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном) (ст. 1282 ГК РФ).

Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 ГК РФ

Права, смежные с авторскими. Гениальность музыкальных произведений Чайковского, Глинки, Бетховена и многих других великих композиторов не была бы по достоинству оценена любителями классической музыки без адекватного дарования таких виртуозных исполнителей, как музыканты М.Ростропович и С.Рихтер, дирижер Г.Рождественский, певцы Ф.Шаляпин и Л.Паваротти. В наше время развитие музыкальной, сценической и иной культуры уже немыслимо без фонограмм, радио- и телепередач, в том числе по каналам кабельного вещания. Функционирующие в данной области права исполнителей получили наименование смежных, т.е. сопряженных, сопредельных с авторскими правами.

В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и имущественными правами и защите этих прав. Иными словами, смежные права как институт гражданского права выполняют те же функции, что и авторское право, в отношении произведений науки, литературы и искусства.

Сходны также и источники смежных и авторских прав: Глава 71 Гражданского кодекса Российской Федерации посвящена правам, смежным с авторскими (ст. с 1303 по 1344). Вместе с тем смежные права регулируются некоторыми международными соглашениями, в частности Женевской конвенцией от 29 октября 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (вступила в силу для Российской Федерации 13 марта 1995 г.) и Римской конвенцией 1961 г. об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.

Объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров — постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Под исполнением понимается представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в контакте с аудиторией (так сказать, «в живом виде», «живьем») или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т.п.). Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Иными словами, чтобы исполнить, к примеру, театральную пьесу, актерам надо сыграть (изобразить, представить и т.п.) роли ее героев. При этом если по ходу спектакля героями пьесы окажутся играющие актеры, т.е. театральные исполнители, исполнители пьесы одновременно должны в своем исполнении изобразить и их игру.

Постановкой признается одна из форм исполнения. Поэтому понятием исполнения охватывается также и постановка определенных произведений. При этом важно подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если «живое» исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. Использование фонограмм и ретрансляция программ вещательных организаций расширяют аудиторию, воспринимающую исполнителей. Одновременно усиливается эффект воздействия на аудиторию: мастерски сделанные фонограммы, позволяют, к примеру, певцам вести себя на сцене более раскованно, танцевать, изящно передвигаться по зрительному залу, вовлекая в «соисполнение» слушателей, создавая у них праздничное настроение и превращая заурядный концерт в подлинный спектакль («шоу»;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией. Передачи организаций эфирного и кабельного вещания — это набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых в эфир непосредственно или через спутник Земли либо иным образом, в том числе при кабельном вещании — посредством кабеля, провода, оптического волокна и т.п. Под передачей организации эфирного или кабельного вещания как объектом смежных прав понимается передача, созданная самой организацией или по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

В отличие от игры артистов-исполнителей звукозаписи и передачи организаций эфирного и кабельного вещания, будучи плодом не только и не столько умственного, сколько физического труда, не отражают особой творческой оригинальности их создателей. Тем не менее мировая практика показала, что дополнительное поощрение и создателей фонограмм и вещательных организаций вполне оправданно. Оно способствует повышению качества данных продуктов человеческого труда;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права (ст. 1304 ГК).

Субъектами смежных прав являются:

— исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания, изготовители баз данных, публикаторы.

В соответствие со статьей 1313 ГК РФ исполнителем (автором исполнения) признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер. Их права защищаются в соответствие с параграфом 2 гл 71 ГК.

Исполнителю принадлежат следующие права:

1) исключительное право на исполнение;

2) право авторства — право признаваться автором исполнения;

3) право на имя — право на указание своего имени или коллектива, а так же псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения

4) право на неприкосновенность исполнения — право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.

Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.

Права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение (Статья 1315 ГК РФ).

Изготовитель фонограммы. Изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке (ст 1322 ГК РФ).

Изготовителю фонограммы принадлежат:

1) исключительное право на фонограмму;

2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;

3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;

4) право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.

Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей.

Право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы (ст. 1323 ГК РФ).

Организация эфирного или кабельного вещания. Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) (ст. 1329 ГК). Организации эфирного или кабельного вещания принадлежит исключительное право использовать правомерно осуществляемое или осуществленное ею сообщение в эфир или по кабелю передач в соответствии со ст. 1229 ГК любым не противоречащим закону способом (исключительное право на сообщение радио- или телепередачи), в том числе способами, указанными в пункте 2 ст. 1324 ГК Организация эфирного или кабельного вещания может распоряжаться исключительным правом на сообщение радио- или телепередачи.

Использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) считается:

1) запись сообщения радио- или телепередачи, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять ее неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

2) воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи, то есть изготовление одного и более экземпляра записи сообщения радио- или телепередачи либо ее части. При этом запись сообщения радио- или телепередачи на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения;

3) распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи;

4) ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;

5) доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к сообщению радио- или телепередачи из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

6) публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

Использованием сообщения радио- или телепередачи организации эфирного вещания считаются как ретрансляция его в эфир, так и сообщение по кабелю.

Использованием сообщения радио- или телепередачи организации кабельного вещания считаются как ретрансляция его по кабелю, так и сообщение в эфир.

К праву использования сообщения радио- или телепередачи соответственно применяются правила пункта 3 ст. 1317 ГК.

Организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях — обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач.

6. Права организации эфирного или кабельного вещания признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав, прав исполнителей, а также прав на фонограмму.

Изготовитель базы данных. Изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке.

Изготовителю базы данных принадлежат:

— исключительное право изготовителя базы данных;

— право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования (ст. 1333 ГК РФ).

Публикатор. Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние (ст. 1282 ГК РФ) либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Права публикатора распространяются на произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права в соответствии с правилами ст. 1259 ГК РФ.

Положения, предусмотренные параграфом 6 гл. 71 ГК, не распространяются на произведения, находящиеся в государственных и муниципальных архивах.

В соответствие со ст. 1338 ГК публикатору принадлежат:

1) исключительное право публикатора на обнародованное им произведение;

2) право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.

При обнародовании произведения публикатор обязан соблюдать условия, предусмотренные пунктом 3 ст. 1268 ГК РФ.

Публикатор в течение срока действия исключительного права публикатора на произведение обладает правомочиями на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений указанными в абзаце втором пункта 1 ст. 1266 ГК. Такими же правомочиями обладает лицо, к которому перешло исключительное право публикатора на произведение.

3.2. Юридические лица — субъекты авторского права

Юридическое лицо осуществляет деятельность, предусмотренную в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности (ст. 49 ГК РФ). Так, обязательства ликвидированного юридического лица при реорганизации должно исполнить вновь созданное юридическое лицо.
С несостоятельностью юридического лица связано и прекращение авторских правоотношений. Под несостоятельностью (банкротством) юридического лица понимается его неспособность удовлетворить требования кредиторов. Юридические лица — субъекты авторского права, признанные несостоятельными, удовлетворяют требования кредиторов, которыми обычно выступают авторы или их правопреемники, либо ликвидируются, либо их долги перед автором погашает третье лицо, которое заинтересовано в оздоровлении должника.
Юридическое лицо в Российской Федерации может стать первоначальным обладателем авторских прав в отношении служебных произведений, т. е. работодателю принадлежат все имущественные права, указанные в ст. 16 Закона об авторском праве, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. В отличие от российского законодательства, в США работодатель считается не только первоначальным обладателем авторских прав, но и автором служебного произведения.
Юридические лица являются правообладателями также по следующим основаниям: вследствие договора с автором или его наследниками и по завещанию автора.
Юридическими лицами, вступающими в авторские правоотношения, обычно являются издательства, теле- и радиокомпании, театры и т. д. Издательства бывают специализированными и универсальными. Юридическое лицо — издательство, осуществляя издательскую деятельность, прежде всего реализует свои уставные правомочия и функции.
Согласно действующему законодательству юридические лица могут быть продавцами (правообладателями) и покупателями (пользователями) авторских прав.
Как физическим, так и юридическим лицам предоставлена свобода в выборе контрагента по договору. Стороны являются юридически равноправными.
Важную роль в реализации имущественных прав авторов и иных правообладателей играют организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе. Такие организации действуют на основе устава и в пределах полномочий, данных обладателями авторских прав. В соответствии с Законом об авторском праве коллективное управление имущественными правами авторов должно осуществляться самими правообладателями, а не органами государства.
Подобные организации являются некоммерческими, не могут самостоятельно использовать произведения, полученные для управления на коммерческой основе, не могут заниматься предпринимательской деятельностью. Они являются представителями авторов и действуют от их имени и в их интересах.
На территории России действует в настоящее время Российское Авторское Общество (РАО), которое защищает интересы автора любыми юридическими действиями. Законом разрешено создание других подобных организаций.
Российское государство, субъекты РФ, муниципальные образования, выступая самостоятельными субъектами авторского права, могут участвовать в авторских правоотношениях.
Например, использование произведения, выигравшего публичный конкурс, возможно только на основании договора между автором произведения и организатором конкурса (ст. 1060 ГК РФ). Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования могут быть устроителями публичного конкурса на лучшую работу, герб, символику и т. д.

Добавить комментарий