Субъектами пенсионных правоотношений могут быть

Субъекты пенсионных правоотношений — это граждане и государственные органы, которые в силу правовых норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей. Возможность стать субъектом правоотношения зависит, как правило, от того, обладает ли лицо определенным юридическим свойством, необходимым для этого, т.е. наделено ли оно способностью обладать правами и нести обязанности (правоспособностью) и способно ли самостоятельно осуществлять эти права и обязанности (дееспособностью). Так, например, ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в ст.1 определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования.

Рассмотрим вопрос о том, когда у гражданина возникает пенсионная правоспособность и дееспособность и отличается ли она от общей гражданской правоспособности и дееспособности. При определении видовой правоспособности граждан как потенциальных участников пенсионных правоотношений основополагающим является факт, как им предоставлено право на пенсионное обеспечение: как работникам с учетом их трудовой деятельности или как членам общества без всякого учета такой деятельности. В первом случае они обеспечиваются трудовой пенсией, а во втором — социальной. В первом случае необходимой предпосылкой участия в правоотношении является специальная пенсионная правосубъектность как неразрывное единство специальной пенсионной правоспособности и специальной пенсионной дееспособности, полностью совпадающих с трудовой правосубъектностью граждан по времени их возникновения, т.е., как правило, с 15 лет (а для лиц из числа учащихся — с 14 лет), но при условии выполнения такой трудовой деятельности, в связи с которой лицо подлежало обязательному социальному страхованию.

Таким образом, в отличие от трудовой правосубъектности гражданина, связанной лишь с достижением определенного возраста, специальная пенсионная правосубъектность включает в себя не саму возможность быть участником трудового правоотношения, а фактическое вступление в трудовое (либо иное) правоотношение, будучи участником которого, лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, у лиц, начавших трудиться с 15 лет, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с этого возраста. В случае признания их инвалидами они могут стать участниками пенсионного правоотношения по поводу трудовой пенсии и самостоятельно реализовать право на данную пенсию. У лиц, начавших трудовую деятельность в более позднем возрасте, специальная пенсионная правосубъектность возникнет с момента начала этой деятельности. У лиц же, не занятых трудовой деятельностью, в период которой они могли подлежать обязательному социальному страхованию, специальная пенсионная правосубъектность не возникает.

По вопросу о пенсионной правоспособности в литературе высказаны различные точки зрения. Одни связывали наступление пенсионной правоспособности с юридическими фактами, обусловливающими право на тот или иной вид пенсии; другие отождествляли ее с общегражданской правоспособностью; третьи связывали пенсионную правоспособность с общественно полезной деятельностью. Эти точки зрения высказывались в то время, когда законодательство страны предусматривало только трудовое пенсионное обеспечение, поэтому речь шла, по существу, о специальной пенсионной правоспособности. Сейчас специальная пенсионная правосубъектность — это равная для всех граждан, занимающихся трудовой деятельностью, возможность иметь право на трудовую пенсию различного вида и реализовать это право, став участником пенсионного правоотношения. Специальная пенсионная правосубъектность не может отождествляться с субъективным правом на пенсию, которое обусловлено конкретными юридическими фактами. Она представляет собой неразрывное единство пенсионной правоспособности и пенсионной дееспособности, которые возникают одновременно.

Иначе решается вопрос о пенсионной правосубъектности граждан, обеспечиваемых пенсией вне всякой связи с их трудом, — социальной пенсией. В данном случае пенсионная правоспособность возникает одновременно с гражданской, т.е. с момента рождения человека, а дееспособность — по достижении 18 лет. Поэтому право на социальную пенсию может иметь и ребенок (ребенок-инвалид, ребенок, потерявший одного или обоих родителей), но участником конкретного пенсионного правоотношения будет его законный представитель (родитель, опекун, попечитель), поскольку до достижения 18 лет он еще недееспособен. Аналогично решается вопрос и о правосубъектности детей, обеспечиваемых трудовой пенсией по случаю потери кормильца. В отличие от специальной пенсионной правосубъектности в данном случае пенсионная правосубъектность является общей.

С учетом специфики юридических фактов, с которыми связано право на пенсионное обеспечение, в качестве субъектов пенсионного правоотношения могут выступать граждане, обладающие специальной или общей пенсионной правосубъектностью, из числа лиц, достигших пенсионного возраста; инвалидов; потерявших кормильца; длительное время занимавшихся определенным видом профессиональной деятельности.

Другим субъектом пенсионного правоотношения, обязанным предоставить материальное обеспечение в виде пенсионной выплаты, является государственный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. На современном этапе система таких органов весьма разнообразна и зависит от того, какому кругу лиц предоставляется пенсионное обеспечение. Пенсионное обеспечение по общей пенсионной системе осуществляется, как правило, органами социальной защиты населения либо едиными пенсионными службами, создаваемыми на базе местных отделений Пенсионного фонда России. Пенсионное обеспечение по привилегированным пенсионным системам осуществляется специально созданными пенсионными службами в структуре таких ведомств, как Минобороны, МВД, ФСБ, Прокуратура и др. Правосубъектность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, возникает с момента наделения их как юридических лиц соответствующей специальной компетенцией и прекращается в связи с их ликвидацией либо передачей данной компетенции другим государственным органам (например, от органов социальной защиты населения единым пенсионным службам).

Выше отмечалось, что все правоотношения по социальному обеспечению делятся на материальные и процедурные. Объект этих правоотношений различный. Правоотношения материального характера в пенсионном обеспечении возникают по поводу конкретного материального блага в виде пенсии (по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца или социальной пенсии). Объектом процедурных правоотношений, которые выполняют вспомогательную роль, является не материальное благо, а определенное юридическое действие, которое обязан совершить орган, предоставляющий обеспечение. Так, в связи с обращением гражданина за назначением пенсии, соответствующий орган обязан в установленный законом срок рассмотреть заявление гражданина, установить юридические факты и принять решение о применении нормы права. Это решение может быть как положительным, так и отрицательным. В случае принятия положительного решения возникает правоотношение материального характера.

Благотворительные организации были упразднены
-> в 1917 году
в 1919 году
в 1923 году
в 1920 году
В науке сложились две основные концепции содержания понятия «социальное обеспечение»: 1) экономическая 2) социологическая 3) правовая 4) демографическая
-> 1,3
2,3
1,2
2,4

В общую часть системы права социального обеспечения как науки входят: 1. понятие права социального обеспечения 2. предмет права социального обеспечения 3. международно-правовое регулирование права социального обеспечения 4. принципы права социального обеспечения 5. льготы по социальному обеспечению 6. история и перспективы развития права социального обеспечения
-> 1,2,4,6
2,3,4,5
1,2,5,6
2,4,5
В первые годы советской власти сформировалась теория, в соответствии с которой социальное обес­печение — это предоставление благ при перераспределении коллективно­го продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуа­ции, признаваемой обществом уважительной. Эта теория называется:
-> теория социальных рисков
теория социального разнообразия
теория социальной избирательности
теория избирательного распределения социальных благ
В период развития капитализма в России сложились и функционировали следующие виды социального обеспечения: 1) единая государственная система социального страхования 2) пособия по беременности и родам 3) пенсии по старости 4) пособия по временной нетрудоспособности 5) пенсии по инвалидности (от трудового увечья) 6) пенсии по случаю потери кормильца 7) пенсии военнослужащим и чиновникам в случае их отставки
-> 1,3,5,6,7
2,4,5,6
2,5,7
1,4,6,7
1,2,4,5,6
В понятие социального обеспечения не включаются: 1) право на бесплатное образование 2) право на бесплатное обеспечение жильем 3) право на бесплатную медицинскую помощь 4) обеспечение различными льготами
-> 1,2
2,4
2,3
1,3
В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом получать эту пенсию является
-> семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев
семья, членами которой являются престарелые пенсионеры
семья, имеющая инвалидов
все члены семьи умершего кормильца
В правоотношении о социальной пенсии правомочным субъектом является
-> престарелый гражданин или инвалид, не имеющий страхового стажа, или семья при смерти такого кормильца
семья, членами которой являются дети или инвалиды
семья, членами которой являются престарелые граждане и инвалиды
престарелый гражданин или инвалид, имеющие определенный страховой стаж
престарелый гражданин или инвалид, имеющие страховой стаж не менее 25 лет
В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом могут быть: 1. медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК) 2. суд 3. государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения 4. органы службы занятости 5. исполнительные органы муниципальной власти 6. органы профсоюзов
-> 1,2
1,6
3,5
4,5
2,3
1,3
В процессуальных правоотношениях вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются: 1. правоприменительными органами 2. юрисдикционными органами 3. правоохранительными органами 4. правовосстановительными органами
-> 2,3,4
1,3,4
1,2,4
1,2,3
В соответствии с законодательством обеспечение за счет об­щества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для опреде­ленных их категорий, установленных в законе. 1) нетрудоспособных 2) лиц, подвергшихся насилию 3) лиц, потерявших кормильца 4) беременных женщин 5) пострадавших от инфляции 6) семей, имеющих детей
-> 1,3,4,6
1,3,4,5
2,3,5,6
1,2,4,5
В соответствии с российским законодательством величина прожиточного минимума на душу населения определяется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ
-> ежеквартально
1 раз в пять лет
ежемесячно
ежегодно
Военнослужащие получают право на назначение пенсии за выслугу лет при наличии у них выслуги не менее
-> 20 лет
10 лет
25 лет
15 лет
Возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется:
-> причинителем вреда
государством
не производится
страхователем
Возмещение застрахованному утраченного заработка в части оплаты труда по гражданско-правовому договору, в соответствии с которым не предусмотрена обязанность уплаты работодателем страховых взносов страховщику, а также в части выплаты авторского гонорара, на который не начислены страховые взносы, осуществляется:
-> причинителем вреда
государством
не производится
страхователем
Все пособия, компенсации, льготы по социальному обеспечению в РФ
-> имеют строго целевое назначение
назначаются всем гражданам государства и иностранцам, удовлетворяющим условиям международных договоров
назначаются всем гражданам государства и иностранцам
назначаются всем гражданам государства
Все правоотношения по социальному обеспечению класси­фицируются по следующим основаниям: 1) характеру правоотношения, определяемому целями правоотно­шения 2) участвующим в правоотношении субъектам 3) видам социального обеспечения 4) объекту правоотношения 5) срокам правоотношений 6) формам социального обеспечения
-> 1,3,5,6
2,4,5,6
1,2,4,6
1,2,3,4
Граждане, уволенные с федеральной государственной службы по определенным основаниям, имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной службы не менее
-> 12 полных месяцев
36 полных месяцев
6 полных месяцев
24 полных месяцев
Ежемесячная, периодическая или разовая выплата, заменяющая утраченный гражданином заработок или дополняющая его при повышенных расходах, производимая из государственных и муни­ципальных средств, фондов государственного социального страхова­ния и других в размере и порядке, установленных законо­дательством, называется
-> пособие
компенсация
пенсия
льгота
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральными законами, то:
-> применяются правила международного договора Российской Федерации
применяются правила, установленные международным договором с учетом особенностей правоотношений социального обеспечения в РФ
применяются правила, установленные и международным договором и Федеральными законами
применяются правила, установленные Федеральными законами
За счет средств государственного бюджета финансируются такие виды социального обеспечения, как 1. социальные пенсии 2. ежемесячные пособия на детей 3. пенсии за выслугу лет государственным служащим и военнослужащим 4. социальная помощь на дому, социальное обслуживание в учреждениях социального обслу­живания 5. трудовые пенсии по старости 6. профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения, транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь
-> 1,2,3,4,6
1,3,4,5
1, 3,4,6
1,2,3,4
Из перечисленного компонентами процедурных отношений являются: 1. отношения по установлению юридических фактов 2. отношения, связанные с судебной защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения 3. отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения 4. отношения, связанные с принятием компетентным органом решения о назначении того или иного вида социального обеспечения
-> 1,3,4
1,2,3
2,3,4
1,2,4
Из перечисленного функциями социального обеспечения являются: 1) экономическая 2) политическая 3) демографическая 4) социально-страховая 5) социально-реабилитационная 6) защитная 7) обслуживающая
-> 1,2,3,5,6
3,4,5,6,7
1,2,4,6,7
1,3,6
К компенсациям замещающим утраченный заработок, относятся: 1) компенсации женщине, находящейся в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста 2) компенсации в связи с командировкой 3) компенсации жене военнослужащего в связи с отсутствием для нее работы по специальности в месте службы супруга в отдаленных местностях 4) компенсации работнику, находящемуся в вынужденном неопла­чиваемом отпуске из-за остановки производства 5) компенсации студенту, аспиранту, обучающемуся с отрывом от производства и находящемуся в академиче­ском отпуске по медицинским показаниям 6) компенсации на погребение членам семьи умершего
-> 1,3,4,5
2,3,5
1,3,6
1,2,3,4
К обязанным субъектам (органам) в правоотношениях по пособиям, компенсациям, услугам относятся: 1) медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК) 2) органы социального обеспечения 3) государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения 4) суд 5) органы образования 6) органы профсоюзов
-> 2,3,5,6
1,2,6
1,3,5
1,2,3,4
К социально значимым факторам дифференциации видов, условий и уровня обеспечения можно отнести: 1. трудовое увечье или общее /профессиональное заболевание 2. вредные, тяжелые условия труда 3. военная травма 4. уровень образования или уровень профпригодности 5. национальность 6. физиологические особенности
-> 1,2,3,6
1,2,3,4
1,2,4,6
1,2,3,5
К федеральным фондам социального обеспечения относятся: 1. Пенсионный фонд РФ 2. Государственный фонд поддержки малого бизнеса 3. Фонд социального страхования РФ 4. Фонд обязательного медицинского страхования 5. Фонд поддержки науки РФ
-> 1,3,4
1,2,3,5
2,4,5
1,2,3,4
Какому периоду соответствует следующая характеристика развития социального обеспечения: вводится пенсионное обеспечение за выслугу лет
-> 1917 г. — 1936 г.
1977 г. — 1990 г.
1946 г. — 1976 г.
1991 г. — 2002 г.
Какому периоду соответствует следующая характеристика развития социального обеспечения: законодательно устанавливаются особые условия назначения пенсий для военнослужащих, работников органов внутренних дел, КГБ, ФСК, ФСБ
-> 1991 г. — 2002 г.
1977 г. — 1990 г.
1946 г. — 1976 г.
1936 г. — 1945 г.
Какому периоду соответствует следующая характеристика развития социального обеспечения: производится видовая кодификация законодательства о социальном обеспечении
-> 1917 г. — 1936 г.
1977 г. — 1990 г.
1946 г. — 1976 г.
1991 г. — 2002 г.
Какому периоду соответствует следующая характеристика развития социального обеспечения: учреждается Пенсионный фонд РФ
-> 1977 г. — 1990 г.
1917 г. — 1936 г.
1946 г. — 1976 г.
1991 г. — 2002 г.
Компенсацией по социальному обеспечению называются выплата соци­ально-обеспечительного характера как помощь 1) при потере заработка женщиной, находящейся в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребен­ком до трехлетнего возраста или ребенком-инвалидом до 14-летнего воз­раста, 2) работникам, находящимся в вынужденных неоплачивае­мых отпусках из-за остановки производства 3) гражданам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС 4) гражданам, пострадавшим от инфляции 5) беженцам, вынужденным переселенцам 6) гражданам, пострадавшим от тяжелых болезней
-> 1,2,3,5
1,2
1,2,4
1,2,3
Можно выделить следующие формы социального обеспечения: 1) социально-реабилитационная деятельность государства 2) государственное (обязательное) социальное страхование 3) государственная система социальных институтов 4) социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета 5) государственная социальная помощь 6) социально-образовательная деятельность государства
-> 2,4,5
1,4,5
1,3,4
1,2,3
Общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать
-> 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего
55 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего
65 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего
85 процентов среднемесячного заработка федерального государственного служащего
Общей правосубъ­ектностью обладают все граждане от рождения до их смерти на следующие виды социального обеспечения: 1) медицинское обслуживание и лечение 2) пенсии по старости 3) трудовые пенсии 4) пособия и компенсационные выплаты 5) социальные пенсии
-> только 1
1,2,6
1,2,3
1,2,5
1,2
только 2
Объектами правоотношений по медицинским услугам являются: 1) здоровье гражданина 2) уход за больным 3) питание больного 4) медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК) 5) страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию
-> 1,2,3
2,4,5
1,3,4
1,2,5
Основанием для предоставления социальных выплат или услуг по социальной помощи является
-> уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи
установление факта инвалидности
величина и период выплаты страховых взносов
обращение гражданина в соответствующий орган социального обеспечения
Основными видами социального обеспечения являются: 1) материальное 2) финансовое 3) кредитное 4) психологическое 5) пенсионное 6) протезно-ортопедическое
-> 1,2,5,6
1,2,4,5
1,3,5,6
1,2,4,5,6
Основными принципами права социального обеспечения являются: 1) всеобщность социального обеспечения 2) осуществление социального обеспечения исключительно за счет средств государственного бюджета 3) дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимо­сти от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально зна­чимых обстоятельств 4) обязанность государства гарантировать уровень социального обес­печения не ниже прожиточного минимума 5) гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых им зна­чимыми 6) участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопро­сам социального обеспечения и защиты их прав
-> 1,3,4,6
1,2,3,6
1,3,4,5
1,2,3,5
Основными современными критериями, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным, являются: 1) период предоставления обеспечения 2) круг лиц, подлежащих обеспечению 3) источники финансирования 4) цель предоставления обеспечения 5) объекты обеспечения 6) условия предоставления обеспечения
-> 2,3,4,6
3,4,5,6
1,2,3,4
1,2,4,6
Основоположником советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права является
-> B.C.Андреев
Э.Г. Тучкова
И. Гущин
К.С. Батыгин
М.Л.Захаров
В.Ш. Шайхатдинов
Особенности метода права социального обеспечения проявляются в совокупности определенных признаков, к которым относят: 1. порядок установления прав и обязанностей субъектов 2. взаимоотношения субъектов правоотношений 3. наличие или отсутствие конкретной юридической связи между субъектами прав и обязанностей 4. содержание правоотношений 5. характер санкций, обеспечивающих положение обязанностей субъектов 6. пути и средства обеспечения установленных субъективных прав и юридических обязанностей
-> 1,2,3,6
1,3,6
2,4,5,6
1,2,3,5
Отношения, возникающие в связи с реализацией непосредственно распределительных отношений, называются:
-> отношения по правоприменительной деятельности
отношения реализации
процедурные отношения
отношения по распределительной деятельности
По целевому назначению все процедурные правоотношения делятся на: 1) правоотношение по установлению какого-то конкретного юриди­ческого факта, имеющего значение для определенного вида права на социальное обеспечение 2) правоотношение по определению права на данный вид социального обеспечения и вынесению решения о назначении пенсии, пособия или услуги 3) правоотноше­ния по разрешению спора осоциальном обеспечении, если отказано гражданину в назначении пенсии или он не согласен с ее раз­мером 4) правоотношения по определению обязанностей субъектов правоотношения
-> 1,2
1,3,4
1,2,3
1,2,4
Под правовыми принципами понимаются:
-> руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей сис­темы права либо ее отдельных отраслей или институтов
совокупность приемов и спосо­бов, используемых законодателем для наиболее эффективного регули­рования определенного комплекса общественных отношений.
различные норма­тивные правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, возникающих в связи с социально-обеспечительной деятельностью
формы выражения правотворческой деятельности госу­дарства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения
Под системой права социального обеспечения принято понимать
-> ее внутрен­нее подразделение на подотрасли, институты, подинституты
ее внутрен­нее подразделение на законы, нормативные акты, подзаконные акты и т.д.
совокупность различных видов социального обеспечения
совокупность субъектов права социального обеспечения
Политическая функция социального обеспечения направлена на: 1) сближение социального уров­ня различных слоев населения 2) перераспределение материальных и нематериальных благ в обществе 3) стабилизацию политических отношений в обществе 4) создание условий, обеспечивающих дос­тойную жизнь каждому человеку 5) стабилизацию обще­ственных отношений в сфере социальной защиты населения 6) оказание материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации
-> 1,4,5
1,4,6
3,5,6
1,2,5
Права и обязанности субъектов устанавливаются:
-> нормативным и договорным путем
только учредительным путем
только нормативным путем
договорным и учредительным путем
Право на получение пенсии за выслугу лет по Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года имеют: 1) федеральные государственные служащие 2) инвалиды 3) военнослужащие 4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф
-> 1,3
1
2,4
1,3,4
Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность в правоотношениях по социальному обеспечению
-> могут не совпадать
существует единая праводееделиктоспособность
всегда не совпадают
всегда совпадают
Правоспособностью в области социального обеспечения называется:
-> признаваемая за­коном способность иметь права и обязанности по социальному обеспе­чению
способ­ность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения
признаваемая законом способность осуществлять обязанности по праву социального обеспечения
признаваемая законом способность осуществ­лять указанные права и обязанности
Правосубъектность права социального обеспечения состоит из: 1) правоспособности 2) дееспособности 3) деликтоспособности 4) праводееделиктоспособности
-> 1,2,3
2,3
1,2
только 4
Предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений: 1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме 2) процедурные и процессуальные отношения 3) семейные отношения 4) отношения по предоставлению различных социальных услуг 5) деловые отношения по предоставлению различных услуг
-> 1,2,4
1,3,5
2,4,5
2,3,4
1,3,4
Представители «узкой» сферы социального обеспечения предлагают ограничить сферу социального обеспе­чения следующими видами обеспечения: 1) выплатой пенсий 2) выплатой пособий 3) выплатой компенсаций 4) предоставлением льгот 5) предоставлением медицинской помощи и лечения 6) социальным обслуживанием
-> 1,2,6
2,4,6
1,2,5
1,3,5
При советской власти социальное обеспечение распространя­лось: 1. на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих) 2. на безработных 3. на чле­нов колхоза 4. на детей, многодетные семьи 5. на вынужденных переселенцев и беженцев 6. на одиноких матерей
-> 1,3,4,6
1,2,3,4
1,2,3,6
1,3,4,5
Принцип всеобщности социального обеспечения предполагает предоставление органами социального обеспечения РФ равную и одинаковую для каждого гражданина РФ возможность при наступлении конкретных со­циально значимых обстоятельств получить определенные виды социаль­ного обеспечения независимо от: 1) пола 2) расы или национальности 3) гражданства 4) языка, происхождения, имущественного и должностного положения 5) отношения к религии, убеждений, принадлежности к общест­венным объединениям и других обстоятельств 6) территории проживания
-> 1,2,4,5
1,3,4,5
1,2,3,5
2,4,6
1,4,5
Принципами осуществления обязательного социального страхования являются: 1) устойчивость финансовой системы обязательного социального стра­хования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспе­чения и страховых взносов 2) добровольный характер социального страхования, доступность, для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий 3) паритетность участия представителей субъектов обязательного соци­ального страхования в органах управления системы обязательного соци­ального страхования 4) последовательное улучшение условий жизни, защита прав и свобод личности, достижение социального прогресса 5) ответственность за целевое использование средств обязательного со­циального страхования 6) обеспечение надзора и общественного контроля
-> 1,3,5,6
1,2,3,5
1,3,4,6
1,2,5,6
1,2,3,4
Принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека; обеспечение государ­ственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; запрещение принудительного труда — относятся к следующему типу принципов права социального обеспечения
-> межотраслевым
внутриотраслевым
общеправовым
отраслевым
Ребенок или инвалид по психическому заболеванию
-> правоспособны в правоотношениях по социальному обеспечению, но они не деликтоспособны
деликтоспособны, но не праводееспособны
дееспособны, но не праводеликтоспособны
правоспособны, дееспособны, деликтоспособны в правоотношениях по социальному обеспечению
Санкции, обеспечивающие положение обязанностей субъектов, могут быть обращены на граждан, которые
-> получили сумму свыше полагающихся выплат
переполучили сумму полагающихся выплат и на компетентный государственный орган
не получили полагающихся выплат и на компетентный государственный орган
не получили полагающихся выплат
не дополучили сумму полагающихся выплат
Социальное обеспечение пришло на смену следующей исторической парадигме помощи и поддержки нуждающихся
-> общественному призрению
княжескому попечительству
благотворительности
социальной защите
Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом госу­дарственной системы социального обеспечения, в рамках которого пре­дусматривается социальная помощь
-> в виде социальных услуг
в виде психологической помощи
в материальной форме
в денежной форме
Социальные пенсии назначаются:
-> вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов
возмездно-неэквивалентно
нормированно с учетом прошлого труда и уплаты страховых взносов
бесплатно для потребителя на всеобщей основе в пределах установленного государством стандарта
Специфика юридических фактов заключается в том, что они являются:
-> событиями, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами
нормативными актами или договорами по праву социального обеспечения
определенными действиями государственных органов по социальному обеспечению соответствующих категорий граждан
определенными действиями граждан
событиями, возникающими в связи с непосредственной деятельностью государственных органов по социальному обеспечению соответствующих категорий граждан
событиями, возникающими в связи с непосредственной деятельностью граждан
Способы установления прав и обязанностей субъектов могут быть:
-> на централизованном, локальном уровнях
на централизованном уровне
на муниципальном уровне
на муниципальном уровне и в рамках конкретного предприятия
на локальном (региональном) уровне
Средства государственных фондов, предоставляемые на социальное обеспечение, формируются за счет: 1) теневого капитала 2) ассигнований из бюджета РФ 3) доходов от инвестирования части временно свободных средств 4) банковских кредитов 5) средств, получаемых путем сборов налогов 6) добровольных взносов физических и юридических лиц 7) страховых взносов
-> 2,3,5,6,7
2,3,4,5,6
1,4,7,
1,3,5,6
Средства централизованных внебюджетных фондов и бюджетов различных уровней распределяются в целях удовлетворения потребностей лиц, подвергшихся воздействию социального риска, тремя способами: 1) бесплатно 2) нормировано 3) ненормированно 4) возмездно-эквивалентно 5) возмездно-неэквивалентно
-> 1,2,5
1,3,5
1,4,5
1,2,4
Ставки страховых взносов устанавливаются федеральными законами
-> ежегодно
раз в пять лет
ежеквартально
ежемесячно
Субъектами права социального обеспечения не являются: 1. профсоюзы 2. органы здравоохранения 3. колхозы 4. органы муниципальной власти 5. благотворительные организации
-> 1,3,5
1,4,5
2,4,5
1,3,4,5
Субъектами социального обеспечения могут выступать: 1) государственный орган социального обеспечения 2) юридическое лицо 3) физическое лицо 4) государство 5) семья
-> 1,3,5,
1,2,4,5
3,4,5
1,2,3
Субъектами социальной помощи должны признаваться только
-> малоимущие граждане и семьи
пенсионеры
граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф
инвалиды
Тарифы страховых взносов устанавливаются федеральными законами
-> ежегодно
1 раз в пять лет
ежеквартально
ежемесячно
Удовлетворение потребностей граждан по системе социального обеспечения может осуществляться с помощью: 1) назначения денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на безэквивалентной, но нормированной основе, либо вне связи с трудовой деятельностью и уплатой взносов 2) оказания социальной помощи на возмездно-неэквивалентных началах 3) оказания бесплатных для потребителя социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов, а сверх них — по льготным тарифам 4) предоставления льгот на возмездно-неэквивалентных началах 5) предоставления компенсаций на ненормированных началах
-> 1, 3, 4
2, 3, 5
1, 2, 4
1, 2, 5
Установите правильную последовательность создания государственных фондов, за счет которых предоставляется социальное обеспечение: 1) Фонд социального страхования РФ 2) Фонд обязательного медицинского страхования РФ 3) Пенсионный фонд РФ
-> 3→ 1→2
1→ 2→3
2→ 3→ 1
1→ 3→2
Федеральные государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы при наличии стажа государственной службы не менее
-> 15 лет
10 лет
25 лет
20 лет
Форма выражения социальной политики государст­ва, направленная на материальное обеспечение определенных катего­рий граждан — это определение
-> социального обеспечения
социальной помощи
социального страхования
социального обслуживания
Формы осуществления права на социальное обеспечение принято разграничивать по следующим признакам: 1. круг обеспечиваемых 2. источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий 3. виды, условия и размеры обеспечения 4. период действия социального обеспечения 5. объекты социального обеспечения 6. органы, предоставляющие обеспечение
-> 1,2,3,6
2,4,5,6
1,2,4,6
1,2,3,4
Характер социально-обеспечительных правоотношений между субъектами следующий:
-> имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы
на граждан возлагаются обязанности по социально-обеспечительным отношениям, компетентные государственные и иные органы имеют право на рассмотрение или отклонение соответствующих заявлений граждан
договорные отношения
отношения равенства
отношения власти и подчинения
Характеристиками капиталистической системы развития социального обеспечения из перечисленного являются: 1) распространение «приходов», которые осуществляют попечение де­тей-сирот, стариков и инвалидов. Такое содержание производится за счет специального налога в пользу бедных. 2) распространение «цехового страхования», суть которого состоит в обеспечении ремес­ленников в случае их болезни, инвалидности, старости, производствен­ного увечья, смерти кормильца. 3) социальное обеспечение низших служивых людей осуществляется через «эмерительные» кассы (создаются за счет взносов самих чинов­ников) 4) обеспечение рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность, беременность и роды, вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка вследствие безработицы.
-> 3
1,2,3
2,3
4
Характеристиками советской системы развития социального обеспечения из перечисленного являются: 1) интенсивное развитие системы социальной реабилитации для инвалидов (от домов-интернатов до трудоустройства, обеспечения транспортными средствами, протезирования) 2) впервые законодательно закрепляется право граждан на социальные пенсии 3) в соответствии с Законами «О страховании рабочих от несчастных случаев» и «Об обеспечении рабочих на случай болезни» создаются Советы по делам страхования рабочих при Министерстве тор­говли и промышленности, а в наиболее крупных городах — страховые присутствия, на крупных предприятиях — больничные кассы и страховые товарищества 4) устанавливаются единые страховые законы для всех трудящихся
-> 1,4
1,3
1,3,4
2,4
Цели предоставления социального обеспечения можно подразделить на: 1) бли­жайшие 2) среднесрочные 3) промежуточные 4) далекие 5) конечные
-> 1,3,5
1,2,3
2,4,5
1,2,4

1.2 Субъекты социального обеспечения

Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде. Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект — гражданин (семья) — реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект — орган социального обеспечения — обязан обеспечить эту реализацию.

Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения. Они являются субъектами данных правоотношений. Исключением здесь является лишь материальное обеспечение пенсиями, пособиями в соответствующих случаях священнослужителей. У них свой на это устав, по которому это обеспечение не должно быть ниже государственного социального обеспечения пенсиями, пособиями. Медицинское же обслуживание и лечение священнослужителей производится на общих основаниях. Другие работники религиозных организаций (младший обслуживающий персонал, бухгалтеры и др.) обеспечиваются пенсиями, пособиями, услугами, как и все трудящиеся.

Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект — гражданин (семья) — правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект — орган социального обеспечения — обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению — на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению — у органа социального обеспечения.

Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям:

1) по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или для получения вида обеспечения,для рассмотрения спора о социальном обеспечении). Первые двавида являются регулятивными правоотношениями, а третий — охранительными;

2) по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных компенсаций и социальных услуг, являющихся объектом правоотношений). Эти два вида классификации позволяют более полно раскрыть все правоотношения по социальному обеспечению с их необходимыми элементами (субъекты, объекты, содержание, основания возникновения, изменения, прекращения).

Ныне с пенсионной реформой все пенсии можно классифицировать также по контингенту обеспечиваемых и законам, их предусматривающим, на:

а) пенсии трудовые (по старости, инвалидности и в случае потери кормильца, предусмотренные Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 22.07.08 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.08) На трудовые пенсии право имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ при условиях, указанных в Законе № 173-ФЗ.

б) государственные пенсии за счет средств федерального бюджета (за выслугу государственной или военной службы, по инвалидности и по случаю потери кормильца военнослужащим и приравненным к ним лицам, а также по случаю потери такого кормильца военнослужащего и социальные пенсии) регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. 2008г.) от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ и Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» 12.02.1993 N 4468-1.

Исходя из характера и целей правоотношений все правоотношения по социальному обеспечению делятся на три вида:

1) основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказаниюсоциальных услуг действиями в натуральном виде;

2) предшествующие, как правило, основным процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем;

3) процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные нрава и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения). Эти три способности гражданина по праву социального обеспечения могут не совпадать (в противоположность тому, например, что такое совпадение есть в трудовой правосубъектности, отражающей единую праводееделиктоспособность субъектов трудового права). Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь права па социальные услуги, пособия, пенсию, но они недееделиктоспособиы, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению вступают их законные представители, а при их отсутствии — соответствующий государственный или муниципальный орган.

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого основного юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т.д.).

Но надо различать гражданина как субъекта права социального обеспечения и как субъекта конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Так, гражданин, достигший пенсионного возраста и имеющий право на пенсию по старости, является субъектом права социального обеспечения. В то же время пока он не проявит инициативу на реализацию своего права на пенсию, он не будет субъектом пенсионного правоотношения по старости. И это время может длиться годами, пока он не подаст заявление о назначении ему такой пенсии.

Начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например: быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает но каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и прекращается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, в области социального обеспечения имеют те же права, что и граждане РФ, на основании закона или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий в Российской Федерации, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Субъекты права социального обеспечения — это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны — гражданина, а по некоторым видам — семью. Так, в правоотношении в связи с пенсией по случаю потери кормильца, в пособиях на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения (ныне это органы пенсионного фонда по трудовым пенсиям). В правоотношениях по пенсиям военнослужащим по Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и по Федеральному закону от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 22.07.2008) и в процедурных, и в пенсионных правоотношениях второй субъект один и тот же — пенсионный отдел Министерства обороны (МВД и ФСБ соответственно), а по социальным пенсиям — орган социальной зашиты.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть: государственные, муниципальные (иди иные) органы социальной защиты населения; органы службы занятости (по пособиям по безработице); органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению); органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ); исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом); органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т.д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.

Информация о работе «Законодательные основы правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации» Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 142103
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

35836 0 0

… следующее разграничение функций и полномочий по правовому регулированию служебных отношений: «правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находится в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее …

29041 0 0

… правоотношения. Если же урегулированы гражданско-правовыми нормами личные неимущественные отношения, устанавливаются личные неимущественные правоотношения. Социальное правоотношение – это урегулированное нормами права общественные отношения, возникающие по поводу социального обеспечения граждан в том размере и в те сроки, которые установлены нормами права. Входящие в предмет гражданского права …

106582 0 2

… которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Правительство обеспечивает их исполнение. 2.4 Полномочия Правительства РФ Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) …

170912 0 0

… лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут). 1.3 Правовые основы муниципального регулирования земельных отношений Система права предполагает прежде всего иерархию составляющих ее элементов, а применительно к нормативно-правовой системе эта иерархия выражается в соподчиненности …

Добавить комментарий