Субъективное право и объективное право

Сущность понятия «право»

Замечание 1

Право – это сложное и многогранное явление. От его понимания напрямую зависит правопорядок в обществе, уровень правовой культуры населения, повседневное отношение населения к государству и предписаниям, от него исходящим.

У термина «право» существует несколько значений:

  • право, как воля, власть, возможность поведения;
  • право в смысле правила поведения, принятого и установленного в обществе.

Существует несколько разновидностей права: естественное право, общее право, международное право, церковное (каноническое) право, мусульманское право, теневое право, корпоративное право. Смысловые различия прослеживаются применительно к использованию таких понятий, как объективное и субъективное право, применительно к рассмотрению позитивного и естественного права.

Замечание 2

Право в объективном смысле, или объективное право – это совокупность правил и норм поведения, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Право в субъективном смысле, или субъективное право – это предоставленная субъекту возможности действовать определенным образом по его усмотрению, мера возможного поведения субъекта права.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Объективное и субъективное в праве 470 руб.
  • Реферат Объективное и субъективное в праве 260 руб.
  • Контрольная работа Объективное и субъективное в праве 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Различие между объективным и субъективным правом можно обозначить на примере употребления понятия «права собственности»:

  • совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения по принадлежности вещей (материальных благ) определенным субъектам, включая владение, распоряжение и пользование этими вещами (право собственности в объективном смысле);
  • возможность определенного лица владеть, распоряжаться, пользоваться принадлежащими ему вещами (право собственности в субъективном смысле).

Объективное и субъективное право являются самостоятельными категориями, взаимодополняющими и тесно взаимосвязанными, отражающими различные стороны правовых явлений: объективное право – сферу должного, субъективное право – сферу сущего. Объективное и субъективное право нельзя объединять одним понятием права, так как эти явления лежат в разных плоскостях правовой реальности.

Объективное право

Определение 1

Объективное право – это система общих юридических, общеобязательных, формально-определенных и обеспеченных государственным принуждением норм, санкционированных или установленных государственными органами для регулирования общественных отношений. Объективное право отражает опыт правового развития общества.

Объективное право не приурочено к конкретному субъекту и не связано с его личным усмотрением и волеизъявлением. Это право представляет собой систему норм права, санкционируемых государством для регулирования общественных отношений при помощи официальных источников, под страхом государственного принуждения. Установление определенных норм предусматривает, что их наибольшая часть принята компетентными органами.

Санкционирование норм обусловлено тем, что принимающий нормативный акт государственный орган отсылает лиц, которым он был адресован, к нормам обычаев. Данный обычай приобретает силу правового обычая, сам становится правовой нормой.

Признаки права в объективном смысле:

  • особая нормативность – право вовне проявляется в виде системы официально признанных и действующих юридических норм (особых правил поведения); данные нормы включены в нормативно-правовые акты;
  • формальная определенность – стабильность и четкость, проявляющиеся в представительно-обязывающем характере норм (например, норма включает субъективное права одного субъекта и в то же время противостоящую ему обязанность иного субъекта), в конкретном выражении сути правил поведения, в специфической структуре нормы права;
  • государственно-волевой характер – обуславливает государственную волю, обусловленную различными условиями (национальными, экономическими, духовными, религиозными и т.д.) жизни общества; государственная воля объединяет разные притязания и интересы слоев населения, социальных групп, не зависит от волеизъявления отдельных лиц, их объединений, обусловлена общеобязательными правилами поведения, установленными государством; волевой характер обусловлен тем, что для возникновения, прекращения или изменения правоотношения необходимо волеизъявление субъекта права;
  • системность – единство, целостность, взаимосвязанность действующих норм права; содержание новых норм должно обязательно учитывать содержание иных норм;
  • обеспеченность со стороны государства – установленное или санкционированное государством право, поддерживаемое принудительной его силой;
  • властно-регулятивный характер – право должно упорядочивать, регулировать, воздействовать на поведение субъектов общественных отношений на основе государственной воли;
  • связь с государством – государство санкционирует, устанавливает правовые нормы, регулирует их соблюдение через применение норм государственного принуждения;
  • общеобязательность – правовые нормы обязательны для исполнения всем находящимся на территории, попадающей под юрисдикцию государства, лиц.

Субъективное право

Определение 2

Субъективное право – это притязания конкретного субъекта на возможное поведение (право на участие в выборах и т. д.). Субъективное право может принадлежать только отдельному субъекту, а его использование напрямую зависит от воли этого субъекта. Это право на определенные действия: на образование, на труд, право требовать передачи товара и т. д.

Субъективное право указывает на принадлежность права субъекту, отражает тот факт, что принадлежащее субъекту право зависит от его личного усмотрения и желания, особенно в смысле использования. Данное право закрепляется в нормах, вся совокупность которых образует объективное право.

Норма права является объективной и не зависит от желания и воли отдельного лица, ею нельзя распоряжаться, как индивидуальным и личным. Норма права, являясь безличным, общим, отвлеченным правилом, не может кому-либо принадлежать и не принадлежит. Субъективное право – это мера поведения в обществе, разрешенная государством, мера социального свободного бытия индивида. Субъективное право связано с субъектом и зависит от его сознания и воли.

Отличительной чертой субъективного права является факт того, что обладающий им человек имеет право от него отказаться, не нуждаясь в каких-либо полномочиях, не будучи обязанным перед кем-либо отчитываться. В субъективном смысле право является конкретным: право на действие (бездействие) предполагает точное определение того, что субъект может осуществлять в границах определенных общественных отношений, в отношении которых государство устанавливает в правоотношениях общеобязательные правила и нормы поведения.

В юридической науке и практике традиционно различают право в объективном и субъективном смысле.

Объективное право — это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица, его субъективной оценки закрепляемого нормой объективного права властного предписания.

Субъективное право — это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Сложность правопонимания во многом объясняется тем, что категория права используется для обозначения хотя и родственных, но различных явлений общественной жизни. Ею обозначаются как самостоятельный юридический вид социальных регуляторов, так и субъективные притязания личности, предусмотренные различными видами социальных норм (юридических, моральных, политических и т. д.).

При этом юридическая наука занимается исследованием права как системы юридических норм, выраженных в законодательстве, которое получило наименование объективного права, и права как юридического притязания конкретного субъекта, которое получило наименование субъективного права.

Деление права на объективное и субъективное не случайно. Оно используется для отражения различного социального назначения и функциональной связи двух родственных, взаимодополняющих, но несовпадающих правовых явлений.

Право как система норм обусловлено объективными закономерностями общественного развития, особенностями национальной культуры, религии и иными обстоятельствами. Поэтому оно существует независимо от воли и желания отдельных лиц и коллективов, принадлежит всему обществу, отражая баланс интересов его представителей. Появившийся на свет человек сталкивается с уже сложившейся системой норм, которые он должен соблюдать. Даже законодатель, принимающий или изменяющий отдельные юридические акты, не в состоянии изменить исторически сложившуюся систему права.

Право в объективном смысле обладает качествами всеобщности и общеобязательности. Оно закрепляет границы юридической свободы в типичных социально значимых отношениях и на этой основе обеспечивает устойчивость и эффективность развития общества в целом. Причем границы этой свободы устанавливаются не только с помощью субъективных прав, но и юридических обязанностей.

Право в субъективном смысле (субъективное право) представляет собой вид и меру юридически возможного поведения конкретного субъекта. Оно зависит от его пожеланий и возможностей. Складываясь в определенную систему, субъективные права определяют вариант возможного поведения в конкретной жизненной ситуации.

Между этими двумя представлениями о праве существует тесная взаимосвязь. Объективное право как система абстрактных типичных норм не может быть реализовано без субъективного права, которое детализирует и конкретизирует его применительно к конкретному субъекту, оказавшемуся в конкретной жизненной ситуации. Субъективное право возникает на основе объективного. Однако было бы неверным утверждать, что все без исключения субъективные права предусмотрены объективным правом. В связи с этим достаточно вспомнить теорию естественного права.

Действующее законодательство не в состоянии предусмотреть все возможные варианты поведения человека, урегулировать все жизненные ситуации. Да в этом и нет необходимости.

В демократически организованном обществе действует принцип, согласно которому «все, что не запрещено законом, дозволено». Он имеет определенные ограничения, отражающие уровень цивилизованности государства и своеобразие правового положения отдельных субъектов (например, должностные лица вправе делать лишь то, что входит в их компетенцию). Однако в целом этот принцип верно отражает характер взаимоотношений государства и личности. Личность должна быть относительно свободной, иметь возможность проявить разумную инициативу и предприимчивость, составляющие основу социального прогресса. В то же время не следует забывать, что субъективное право не является самопровозглашенным. Оно разрешено государством (в пределах, не допускающих нарушение прав других лиц и общества в целом) и потому обладает юридической природой, находится под его защитой.

Таким образом, если объективное право — это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право — это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Субъективные права закрепляются в нормах объективного права и обеспечиваются системой государственных гарантий (в том числе, принудительного характера).

В наше время весьма остро встает проблема преступности, законности, справедливости и нравственности. Наше государство, проведя демократические реформы и приняв ценности рыночной экономики, стремится стать поистине демократическим и правовым государством.

Чтобы человек не делал, он непрерывно вступает с другими, нередко с коллективами, а то и с государством в определенные отношения. В различные отношения вступают между собой и организации, учреждения, предприятия. Многие из этих отношений регулируются правом.

Итак, право – это важнейшее средство проведения политики государства. В современном обществе невозможно жить без права, законов. Без законов о собственности, о земле, о налогах и т. д. невозможно реализовать экономические реформы.

Будучи фундаментальным регулятором общественных отношений (политических, экономических и т. д. ), закрепленных в законе, право воздействует на волю и сознание граждан, побуждает их вести себя в соответствии с целями и задачами построения правового государства.

Право – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Даже если общество разделено на сословия, правовые нормы в равной мере затрагивают интересы и тех, кто «наверху», и тех, кто «внизу». Родовитый дворянин А. В. Сухово-Кобылин (1817 – 1903), например, по недоказанному обвинению в причастности к убийству много лет пребывал в цепких лапах несправедливого правосудия, что дало ему материал для сатирических пьес «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина». В нетоталитарных государствах право нередко оказывается на стороне даже гонимого человека. Это свидетельствует о самоценности права. Хорошо известен результат слушанья в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее, и она успела скрыться прежде, чем опомнившиеся полицейские попытались вновь привлечь ее к ответственности.

Право в широком смысле обозначает безусловный, бесспорный принцип, стоящий над государством и законом, защищающий высшее духовное благо, правду, справедливость. Право – понятие неоднозначное. Оно используется в нескольких значениях. Первое – совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение, которых взыскивает государство. Другое значение личная возможность. Эта возможность гарантируется законом. Речь идет о таких правах человека, как право на свободу совести, религии, на труд, образование, социальное обеспечение и т. д. И, наконец, мы часто используем слово «право» не в юридическом значении. Это тоже личная возможность, но не зафиксированная в законах. Мы говорим: «Я имею право на уважение, на внимание, на свою точку зрения». И эти права достойны такого же уважения, как и обеспеченные поддержкой закона.

Норм права очень много. Порой они кажутся безбрежной галактикой с бесчисленным количеством звезд и планет. Но эти нормы отнюдь не беспорядочны. Между ними есть сходства и различия. Все правовые нормы представляют собой систему, т. е. нечто целое, состоящее из связанных друг с другом частей (элементов). Например, нормы, регулирующие трудовые отношения, составляют трудовое право; семейные отношения ориентируются на нормы семейного права; наказания за преступления предусмотрены уголовным правом, а за другие правонарушения (поступки) – административным правом и т. д. Все это — отрасли права.

Нормы права – это не застывшие раз и навсегда догмы, они постоянно совершенствуются в соответствии с особенностями эпохи, как правило, становятся гуманнее, демократичнее.

Четыре значения термина «право».

1) В смысле обычных прав – свободы или возможности поведения, основанные на обычаях.

2) В смысле моральных прав – свободы или возможности поведения, основанные на принципах добра, справедливости.

3) В смысле корпоративных прав – свободы или возможности поведения, основанные на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединений партий.

4) В юридическом смысле – свободы или возможности поведения, основанные:

— на субъективном праве;

— на объективном праве.

Суждения о праве.

Теории происхождения права:

1)Теологическая теория.

Представитель: Фома Аквинский (философ)

Основные положения:

— Закон – общее правило для достижения поставленной цели;

— Законы делятся на божественные и человеческие;

— Все предписания человеческого закона вытекают из Божьей воли и разума;

— Право представляется божественной справедливостью и окружается ореолом святости.

2)Теория естественного права.

Представители: софисты, Аристотель, Цицерон, Т. Гоббс, Спиноза, И. Кант.

Основные положения:

— Законы, принимаемые в государстве, должны быть естественными, то есть опирается на природное начало;

— Источник права – разум;

— Главные принципы права – его нравственная основа.

3)Историческая школа права.

Представитель: Густав Гуго (Германия)

Основные положения:

— Право возникло из потребности разрешения споров;

— Споры должны решаться при участии третьей стороны.

4)Позитивная теория.

Представитель: Иеремея Бентам (английский философ)

Основные положения:

— Право представляет собой нормы, установленные государством и направленные на удовлетворение интересов человека.

5)Реалистическая теория.

Представитель: Роберт Иеринг.

Основные положения:

— В основе права – реальные общественные интересы, их борьба и конфликты;

— Право – это право силы и сильного.

6)Нормативистская или «чистая» теория права.

Представитель: Ганс Кельзен (Германия).

Основные положения:

— Право – это особенный мир, отличающийся от того, в котором мы живем;

— Право есть принудительный нормативный порядок, модель поведения людей;

— Мы должны вести себя так, как установлено законом.

7)Русская школа права (психологическая).

Представитель: Л. И. Петражицкий.

Основные положения:

— Право нельзя относить к явлениям, находящимся вне человека, оказывающим на него внешнее воздействие;

— Правовые начала коренятся в психике человека.

8)Марксистская правовая теория.

Представитель: Эдуард Бренштейн.

Основные положения:

— Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон;

— Право должно стать важным средством обеспечения демократических порядков;

— Представление о праве как проявление общественной солидарности.

Человечество существует миллионы лет. Право гораздо моложе. Оно представляет собой продукт и важнейшее звено цивилизации и, подобно государству, появилось около шести тысяч лет назад.

Общественная потребность в праве.

Необходимость:

1) Установление единого порядка отношений людей в обществе;

2) Установление единого порядка отношений народов в мировом сообществе;

3) Поддержание единого порядка в условиях в условиях расслоения общества на социальные слои и группы;

4) Ограничение и смягчение силового противодействия социальных групп, народов и государств.

Появление права как особого регулятора человеческого поведения было обусловлено тремя видами причин:

А) социальными (связаны с изменением в психологии и поведении людей);

Б) экономическими (связаны с формированием частной собственности);

В) политическими (связаны с появлением государства, общественных классов и сословий).

В каждом обществе наряду с правом в юридическом значении (субъективным и объективным) существует естественное право, которое охватывает такие права, как право на жизнь, свободу. Они не важны в каких-либо особых нормах, а существуют в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни.

Возьмем право человека на жизнь. Казалось бы, какие могут быть возражения? Это гуманная норма оставляет право распоряжения жизнью конкретного человека за ним самим – и больше ни за кем. Что это значит? Это значит, что нарушением прав человека является любое убийство – будь то на войне, в пьяной драке, по приговору суда. Сам дух прав человека направлен на то, чтобы признать преступной любую войну, любое убийство, любое душегубство.

Однако войны существуют. Практически все государства азартно формируют и укрепляют свои армии, во многих странах существует смертная казнь, а что касается уголовных убийств, то их количество стабильно свидетельствует о крайне низком нравственном уровне значительного слоя население многих стран. Тем не менее сфера реального действия этой нормы постоянно расширяется – по меньшей мере, в сознании миллионов людей. Наиболее остро обсуждается сейчас в мире проблема допустимости смертной казни. Продолжается общечеловеческое движение за исключение войн из числа средств решения международных проблем. В настоящее время активно, в основном на Западе, обсуждается проблема допустимости автаназии – умерщвления в случае неизлечимости болезни или рождения с непоправимыми уродствами.

Некоторые аргументы в пользу сохранения смертной казнизвучат достаточно убедительно. На самом деле: если какой-то негодяй хладнокровно убил десяток людей, стоит ли оставлять его в живых? Но как же в этом случае быть с правом на жизнь? Ведь, казня даже самого отвратительного субъекта государство перечеркивает это право.

В отличие от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законах. Оно является результатом творчества людей.

Только – только родился человек, а закон уже признает его основные права и свободы, среди которых – право на жизнь, на достоинство личности, свободу от пыток, насилия. Он уже может быть законным частным собственником имущества, ему гарантируется право наследования.

После семидесяти с лишнем лет борьбы с частной собственностью и частнособственнической психологией в основном законе страны записано, что право частной собственности охраняется законом. Конечно, это положение для многих непривычно. Легко объявить это право, труднее сделать так, чтобы частная собственность (не только на мелкие бытовые вещи, как у большинства нынешних россиян) была у людей в действительности – в виде домов, магазинов, кафе, больших пакетов акций, участков земли и т. д. Право собственности реализуется с помощью разгосударствления и приватизации (передачи государственного имущества гражданам).

Практически все имущество, которое нас окружает, кому-нибудь или чему-нибудь принадлежит.

Ввиду особой важности вопроса о том, кому (или чему) что должно принадлежать, гражданское законодательство устанавливает право собственности, которое регулирует отношения собственности.

Собственность – это отношение собственника к вещи как к своей. Закон обеспечивает собственнику право собственности. Содержание права собственности составляют три правомочия: право владения, право пользования и право распоряжения.

Право владения выражается в фактическом обладании вещью. Право пользования – это использование полезных свойств вещи. Право распоряжения – это определение юридической судьбы вещи: ее продажа, дарение, сдача в аренду и др.

Например, Иванов купил автомобиль. Право владения заключается в том, что машина принадлежит только Иванову и больше никому. Иванов может постоянно держать автомобиль «на приколе», но скорее всего будет ездить на нем, реализуя право пользования, извлекая конкретную пользу. И наконец, он сможет продать авто, подарить его, сдать в аренду, поскольку обладает правом распоряжения.

Формы возникновения и существования позитивного права:

1)Обычное право (формирующим началом для юридических норм являются обычаи).

2)Право судей (юридические нормы возникают в результате судебного решения)

3)Право законодателя (возникает нормативный документ, через который вводятся новые нормы).

Сущность права:

Регулирование общественных отношений в условиях цивилизации, в достижении стабильности общества, при которой реализуется демократия.

Функции права:

1)Упорядочение общественных отношений путем закрепления существующего общественного порядка.

2)Установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядок их возложения.

Предназначенность права:

Обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать условия для действия в обществе экономических и духовных факторов.

Признаки права:

— Выражает волю господствующего класса или всего народа (социализме);

— Обусловлено господствующими производственными отношениями;

— Система норм возведенных в ранг общеобязательных правил поведения;

— Определенная система норм;

— Устанавливается господством;

— Гарантируется принудительной силой государства;

— Система норм, санкционируемых государством.

Отличия правовых норм от иных социальных норм.

Социальные нормы Правовые нормы

1)регулируют разные отношения 1)правовую норму устанавливает государство.

2)адресованы разным людям 2)адресованы всем членам общества

3)по-разному создаются и доводятся до сведения 3)должны иметь письменную форму и содержать законы, то есть нормативно

– правовые акты.

4)заставить исполнять эти нормы можно по-разному. 4)охраняется и защищается государством.

1. Понятие права в объективном и субъективном смысле

Право в объективном смысле — это система норм (привил поведения), непосредственно исходящих от государства или признаваемых государством в качестве регуляторов общественных отношений при решении соответствующих юридических дел. Иными словами, право в объективном смысле — это массив регулирующих общественные отношения норм, представляющих собой объективированный результат волеизъявления правотворческих органов, а также совокупность правил поведения, применение которых (например, некоторых обычаев) при регулировании общественных отношении санкционируется государством.

Термины «позитивное право» и «объективное право»- синонимы, означающие систему норм, исходящих от государства.

Как объективная реальность, позитивное право существует в законах и иных признаваемых государством источниках (формах) права. Эти нормы существуют объективно, т. е. независимо от какого-либо конкретного лица — субъекта права, а также независимо от того, знает или не знает о них это лицо. Именно поэтому данная система норм называется «объективным правом».

Развернутое определение позитивного (объективного) права может иметь следующую формулировку:

«Право — это всеобщий нормативный регулятор общественных отношений, система формально-определенных, общеобязательных норм, которые установлены или санкционированы государством, выражают его волю, являются официальным критерием правомерного или противоправного поведения».

Данное определение права (объективного) отмечает его связь с государством, обращает внимание (но не акцентирует его) на государстве как основном субъекте правотворчества, но государство — не единственный субъект правотворчества, субъектом установления норм права ,например ,в Украине являются и трудовые коллективы («коллективный договор» — один из источников права Украины, является разновидностью т.н. нормативно-правовых договоров).Поэтому нередко в определениях права (объективного) прямо не говорят о его связи с государством, просто указывают, что это система норм ,закрепленных в законах и иных формах(источниках) права.

«Объективное право» юристы обычно называют просто «право», например, «право Украины», «право Англии», имея в виду все действующие юридические нормы данного государства. Если говорят «гражданское право», «уголовное право», то имеют в виду отрасль права данного государства. В случае употребления терминов «патентное право», «вексельное право» имеют в виду институт отрасли права. Нормы, исходящие от государства, юристы называют «правовыми нормами», «нормами права» или «юридическими нормами». Во многих государствах (Украина, Франция) «объективное право» — это главным образом писаное право, т. е. его нормы закреплены в основном в законодательстве- в законах, подзаконных нормативно-правовых актах. Поэтому нередко юристы в этих странах термины «законодательство» и «право» употребляют как синонимы, хотя «законодательство» — это внешняя форма права ,причем не единственная ,есть и иные формы (источники) права.

От «объективного права» следует отличать так называемое «субъективное право», т. е. обеспеченную законом и государством возможность поведения, принадлежащую определенному субъекту права (какому-нибудь конкретному лицу). Например, собственник дома вправе им владеть, пользоваться, распоряжаться, т. е. он может в нем жить, сдать внаем часть жилых помещений, продать или обменять его на что-либо и т. д.

Что касается соотношения «объективного права» и «субъективного права», то последнее возникает на основе норм «объективного права» и им предусматривается.

Субъективное право представляет собой единство трех возможностей поведения, иными словами, возможностей поведения трех видов, а именно: обладатель субъективного права, т.е. управомоченное лицо располагает, во-первых, возможностью самостоятельно, своими .действиями (бездействием) объективно проявить себя в своем определенном поведении (например, может дать деньги взаймы); во-вторых, может требовать определенного поведения от иных лиц (например, возврата денежной суммы, переданной им заемщику); в-третьих, он может обращаться в соответствующие компетентные органы государства в связи с необходимостью защиты нарушенного права путем применения мер государственного принуждения (например, в суд с исковым заявлением о взыскании заработной платы за работу в выходные дни).

Добавить комментарий