Субъекты административно правовых отношений

Субъект административного права Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. — М.: Зерцало, 2007. — 712 с — это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъект административно-правовых отношений Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. — М.: Зерцало, 2007. — 712 с — это физическое лицо или организация, являющееся участником управленческих правоотношений, наделенное определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способное их осуществлять.

Данные понятия соотносятся как общее и частное. Любой субъект административного права становится субъектом конкретного административно-правового отношения, когда общественное отношение, в которое он вступает, регулируется нормами административного права. В частности, субъектами административного права являются должностные лица органов местного самоуправления, например главы поселковой администрации. Когда глава поселковой администрации рассматривает заявление гражданина. Он является субъектом административно-правового отношения по разрешению заявлений граждан.

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

Субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной дееспособностью. Налицо соотношение административно-правового статуса того или иного субъекта административного права (правоспособность) с процессом его практической реализации в условиях управленческой действительности (дееспособность). Дееспособность также является важнейшим элементом административно-правового статуса наряду с правоспособностью.

Административные правоотношения характеризуются определенным субъектом. Всегда одной из сторон является официальный или полномочный субъект исполнительной власти (в широком смысле государственного управления).

Иначе говоря, несмотря на то, что в административно-правовых отношениях практически могут участвовать различные стороны, в них всегда имеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения не возникают. Такой признак наблюдается в административных отношениях как прямое действие властной природы государственно-управленческой деятельности. Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотя и является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений.

Административные правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всех случаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.

Что следует понимать под административными правоотношениями? Это часть общественных отношений, которые регулируются нормами административного права путем воздействия на поведение субъектов в сфере государственного управления, приводит к возникновению между такими субъектами правовых связей государственно-властного характера.

Основные признаки административных правоотношений:

1) они возникают на основе административно-правовых норм;

2) характеризуются наличием сторон, именуемых субъектами административного права;

3) по содержанию включают в себя административные права властного характера и юридические обязанности;

4) является видом общественных отношений государственных органов, физических или юридических лиц, организаций и общностей;

5) осуществление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспечивается государством.

Группировать административные правоотношения можно по разным основаниям:

а) в зависимости от количества субъектов — простые и сложные;

6) в зависимости от действия во времени — долговременные и краткосрочные;

в) по содержанию поведения обязанной стороны — пассивные и активные действия или бездействие;

г) в зависимости от функционального назначения — регулятивные и охранные; по отраслевой принадлежности — материальные и процессуальные;

д) по сферам управления отдельными отраслями — социально-культурной, административно-политической, экономической и др.

Административные правоотношения имеют сложное строение и включают такие элементы, как субъекты, объекты, содержание правоотношений.

Основаниями возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений являются юридические факты.

Субъектами административных правоотношений называют государственные органы, физических и юридических лиц, которые наделяются административно-правовыми нормами определенным объемом полномочий в сфере государственного управления (исполнительной власти).

Необходимо различать субъект административного права и субъект административных правоотношений. Названные понятия близкие, но не тождественные. Субъект административного права может существовать абстрактно, но никогда не будет вступать в правоотношения. А вот субъекты административных правоотношений всегда конкретны. Для того чтобы субъект административного права стал субъектом административных правоотношений, необходимы следующие три условия: а) наличие административно-правовой нормы, предусматривающей административные права и обязанности; б) наличие административной правосубъектности (право-дееспособности) в) наличие административного юридического факта.

Административно-правовые нормы содержатся в источниках административного права.

Субъекты административных правоотношений должны обладать правосубъектностью, то есть способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего имени и нести юридическую ответственность за свои действия.

Субъектами административных правоотношений могут быть: а) Президент Украины; б) государственные органы исполнительной власти; в) государственные служащие; г) граждане Украины; иностранцы и лица без гражданства; д) система местного самоуправления; е) объединения граждан и др.

Объектом административных правоотношений является сама управленческая деятельность в сфере государственного управления.

Содержание административных правоотношений характеризуется синтезом фактического и юридического. Юридический смысл — это административные субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений, то есть возможности императивных действий уполномоченных субъектов и необходимость соответствующих действий обязанных субъектов. Фактическое содержание — это само поведение субъектов административных правоотношений, их деятельность, в которой реализуются субъективные права и юридические обязанности сторон.

Содержание административного субъективного права включает следующие возможности: а) действовать в соответствии со своими полномочиями; б) требовать определенных действий от обязанной стороны; в) влиять на объект управления; г) использовать формы и методы контроля, поощрения и принуждения.

Административные юридические обязанности — это закрепленная нормами административного права мера необходимого, наиболее разумной и целесообразной поведения субъекта, направленная на удовлетворение интересов носителя административного субъективного права и обеспеченная возможностью государственного принуждения.

Содержание юридических обязанностей заключается в необходимости: а) осуществление определенных действий; б) воздержание от совершения действий, противоречащих интересам других лиц; в) требовать осуществления или неосуществления тех или иных действий от других лиц; г) нести юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных нормой административного права необходимых вариантов поведения.

Административные юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, предусмотренные гипотезой административно-правовой нормы, порождающие возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В зависимости от оснований рассматривают различные виды юридических фактов:

1) по юридическим последствиям — правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие;

2) в зависимости от формы их проявления — позитивные и негативные;

3) по характеру действия различают юридические факты одноразовой и непрерывного действия;

4) по характеру действий — активные и пассивные;

б) по отраслевому признаку — материальные и процессуальные;

6) по распределению прав и обязанностей — односторонние и многосторонние;

7) по функциям в механизме правового регулирования — регулятивные и охранительные;

8) в зависимости от количества субъектов — простые и сложные;

9) при наличии воли — юридические действия (жизненные обстоятельства, характеризующие волевую поведение административных субъектов, их внешнее выражение воли и сознания) и юридические действия (жизненные обстоятельства, возникают, развиваются и прекращаются независимо от воли субъектов административных правоотношений) .

Юридические действия, в свою очередь, делятся на правомерные и неправомерные. Правомерные юридические действия (поступки и результаты деятельности) всегда соответствуют нормам административного права (например, подачи жалобы, обращения организации по регистрации, представления проекта документа на экспертизу и др.).

Неправомерные юридические действия — правовые аномалии, злоупотребление правом (не является правонарушением) и административные правонарушения.

К юридическим событиям относят рождение или смерть человека, стихийные бедствия, болезни и тому подобное.

Следовательно, юридические факты, как жизненные обстоятельства, которые предусматриваются нормами административного права, имеют большое теоретическое и практическое значение для административных правоотношений.

Таким образом, административные правоотношения носят ярко выраженный императивный характер. В то же время существуют и отдельные горизонтальные отношения, в том числе и административно-договорного характера, в административном праве имеют четко выраженный вспомогательный и временный характер.

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Предыдущая

4.2. Индивидуальные субъекты административного права

Под индивидуальным субъектом административного права понимается физическое лицо (человек), участвующее в административных правоотношениях. С учетом особенностей административного права, в котором подавляющее большинство правоотношений носят характер «властиподчинения», индивидуальные субъекты имеют ряд особенностей, существенно отличающие их от субъектов других отраслей права. В зависимости от того в качестве какой стороны в административных правоотношениях участвует индивидуальный субъект, определяется его правоспособность и дееспособность.

У субъектов административного права, наделенных властными полномочиями дееспособность, как правило, совпадает с общими ее условиями. К таким условиям относится возраст и вменяемость.

По общим условиям дееспособность лица наступает в восемнадцатилетнем возрасте, за исключением определенных случаев, прямо определенных в нормативно-правовых актах. Это правило распространяется на возможность занятие той или иной должности во властных государственных структурах. То же самое правило действует и в отношении психического здоровья лица (вменяемость) претендующего на занятие должности во властных структурах государства.

Однако необходимо помнить, что в административных правоотношениях в качестве субъекта подчинения выступают также физические лица, у которых дееспособность наступает гораздо раньше, чем они достигнут восемнадцатилетнего возраста. Это обуславливается необходимостью управлять такими лицами, наделяя их определенным правовым статусом (школьник, студент, больной и т.д.). Также обстоит дело и с определением вменяемости. Психически больные люди, проходящие лечение, в соответствующих медицинских учреждениях выступают в качестве субъектов административных правоотношений.

Таким образом, дееспособность субъектов административного права напрямую зависит от их роли в административных правоотношений и определяется их правовым статусом.

Правовой статус (объем прав и обязанностей) также зависит от множества различных факторов, которые включают: пол, возраст, гражданство, место проживания, уровень образования, наличие профессии и т.п.

Рассмотрим некоторые особенности правового статуса индивидуальных субъектов административного права.

Гражданин как субъект административного права — это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства.

Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Административно-правовой статус гражданина — сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, поскольку выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку.

Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству личность, человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, национальности, вероисповедания и т.д., является в России субъектом всех отраслей права, для чего основы правового статуса личности закреплены в Конституции РФ. При этом они пропитаны нормами конституционного, международного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Важное место в данном статусе человека занимают и нормы административного права.

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст. 27).

Провозглашая права личности, Конституция устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем эти нормы обычно носят административно-правовой характер. Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками милиции на основе Закона РФ «О милиции» при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, при розыске преступника, если в квартире или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающее жизни или здоровью людей, при пожаре и в других случаях.

Вторая составная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина Российской Федерации, вытекающий из факта гражданства. Как субъект административного права каждый гражданин Российской Федерации имеет свой гражданский правовой статус.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др. Далее — это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии. Таким образом гражданин Российской Федерации приобретает дополнительные к статусу личности права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса — социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д.

Личности, гражданину для этого нужны новые, дополнительные права и обязанности. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера, вынужденного переселенца и т.д.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

Вместе с тем следует иметь в виду, что административно-правовой статус гражданина представляет собой единство всех названных его элементов.

Правовой основой административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства являются международные акты, Конституция РФ (ст. 27,62, 63), ФЗ от 15.08.96 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ФЗ от 25.07.2002 г. № 118-ФЗ » О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 22.08.98 г. № 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне», а также иными законами и подзаконными нормативными актами. В настоящее время продолжают действовать некоторые правовые акты Союза ССР в части, не противоречащей российскому законодательству.

По общему правилу иностранные граждане пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное прямо не установлено действующим законодательством. Между тем административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства имеет существенные отличия.

1. Момент возникновения. Граждане РФ обладают административно-правовым статусом на территории России с момента своего рождения. У иностранных граждан и лиц без гражданства административно-правовой статус возникает с момента въезда на территорию РФ.

2. Момент прекращения. Иностранные граждане и лица без гражданства теряют административно-правовой статус в момент выезда из России. Граждане РФ имеют административно-правовой статус вплоть до своей смерти или принятия гражданства другого государства.

Административно-правовой статус иностранного гражданина и лиц без гражданства ограничен по сравнению со статусом гражданина РФ. Так, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдуме, назначаться на некоторые должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, они не несут воинской обязанности, могут быть ограничены в праве передвижения по России и в праве выбора места жительства и т.д.

Иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать действующее российское законодательство независимо от того, проживают они на территории РФ временно или постоянно. Иностранцы и лица без гражданства привлекаются к административной ответственности на равных основаниях с гражданами РФ. Исключение составляют, например, дипломаты и иные лица, обладающие административным иммунитетом в соответствии с международными нормами.

Тем не менее, к иностранцам и лицам без гражданства могут быть применены некоторые меры административного воздействия, недопустимые в отношении граждан РФ. Например, в отличие от граждан России, они могут быть депортированы за пределы территории РФ, срок их пребывания на территории РФ может быть сокращен, могут быть аннулированы разрешение на их временное проживание или вид на жительство и т.п.

Предыдущая

План:

1. Понятие и виды коллективных субъектов административного права.

2. Административно-правовой статус коллективных субъектов.

Коллективные субъекты административного права: понятие и виды

Субъекты административного права делятся на две группы: коллективные и индивидуальные.

— индивидуальные субъекты — это физические лица: граждане и государственные (муниципальные) служащие.

Разграничение этих субъектов между собой осуществляется по критерию состояния в устойчивых (постоянных) или эпизодических отношениях с другими участниками административно-правовых отношений (т.е., государственно-властным субъектом).

В административно-правовых отношениях государственные служащие выступают в качестве субъектов управления (властвующего субъекта), а граждане – в качестве объектов управленческого воздействия (подвластного объекта).

Коллективные субъекты административного права – это организованные группы людей, находящихся в устойчивых отношениях. Коллективные субъекты административного права делятся на две группы: обладающие и не обладающие государственно-властными полномочиями. Органы исполнительной власти (а также другие наделенные властными полномочиями институции) выступают в качестве субъекта управления, иные коллективные субъекты (предприятия, учреждения, организации, общественные и религиозные объединения) – в качестве объектов управления.

Коллективные субъекты — организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, выступающие вовне как нечто единое, (не персонифицированное по физическим лицам).

Коллективный субъект функционально и организационно обособлен, имеет цели, задачи, функции, действует на основании норм права, признается правосубъектным.

Коллективный субъект состоит из людей, но он не персонифицирован, обезличен, это означает, что замена состава не влияет на юридическое значение этого субъекта.

В отличие от индивидуального субъекта вовне выступает не сам коллективный субъект в полном составе, а от его имени выступают уполномоченные лица, которые реализуют его права и обязанности.

Бахрах Д.Н. Ранее делил все коллективные субъекты на 4 группы:

— организации;

— структурные подразделения;

— трудовые коллективы;

— сложные организации (суборганизации, системы).

Теперь предлагает 3 класса: организации, структурные подразделения организаций, сложные организации (некоммерческие системы тесно взаимосвязанных организаций); простейшие организации.

Эти вопросы решены в законодательстве весьма противоречиво (например, структурные подразделения, филиалы, представительства не признаются деликтоспособными).

Недостаточно разработанным является вопрос о государстве как коллективном субъекте административного права. В литературе данный вопрос широко не обсуждается, но в дореволюционном административном праве признавалось и в современном зарубежном праве государство признается таковым.

Новые тенденции — в законодательстве о государственной службе появляется государство как сторона служебных отношений.

«Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации».

Контракт заключает представитель нанимателя.

Статья 6 ФЗ «Об автономных учреждениях» — учредителем автономного учреждения являются РФ, субъект РФ, муниципальное образование – в зависимости от вида собственности имущества, на базе которого автономные учреждения создается.

Виды коллективных субъектов административного права. Терминологиявидовне является однозначной и общепризнанной.

Коллективные субъекты в административном праве – это организации (родовое понятие), которые далее делятся на органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и иные организации, общественные и религиозные объединения.

В гражданском праве коллективные субъекты — это юридические лица (коммерческие, некоммерческие, казенные предприятия, автономные учреждения).

Законодательство, относящееся к различным отраслям права, применяет разные термины – гражданское – в соответствии с ГК РФ, административное (налоговое, таможенное, военное, общественной безопасности и т.д.) – использует термины «предприятия, учреждения и иные организации».

Эта классификация имеет значение и для административного права. Например, унитарные государственные или муниципальные предприятия находятся в особых административно-правовых отношениях с органами исполнительной власти, поскольку те осуществляют управление ими от имени собственника. Соотношение понятий «юридическое лицо» и «коллективное образование» имеет важное значение для характеристики вопроса об административной правосубъектности таких организаций вообще и их административной деликтоспособности, в частности.

ГК РФ — юридическим лицом признается такая организация, которая обладает обособленным имуществом и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица являются, прежде всего, субъектами гражданско-правовых отношений, для чего и наделяются гражданской правоспособностью.

Для вступления в административно-правовые отношения коллективные образования не обязательно должны являться юридическими лицами, более того, административная правосубъектность не связана с правами юридического лица и с необходимостью государственной регистрации.

Например, общественные объединения могут быть образованы без государственной регистрации и без прав юридического лица.

Дискуссионный вопрос — являются ли органы государственной власти юридическими лицами, т.е., наряду с административной они обладают гражданско-правовой правосубъектностью. В законодательстве последнего времени устанавливается, что органы исполнительной власти обладают правами юридического лица.

Ученые-административисты критикуют это положение.

Первая точка зрения — права юридического лица имеет не орган власти, а одноименное учреждение, что становится особенно очевидным при анализе правового статуса коллегиального органа. Например, правительство субъекта РФ, суд как органы власти — это одно, а как учреждение — уже другое. Под одним и тем же названием можно обнаружить два различных по структуре, личному составу и правовому положению коллектива. Правительство как учреждение обслуживает правитель­ство как коллегиальный орган государственной власти. Права юридического лица, соответствующее имущество даны ему для материально-правового обеспечения его собственных потребностей. А ресурсы, которыми распоряжается правительство как орган, является фондами субъекта РФ, оно не вправе использовать их для удовлетворения своих учрежденческих потребностей. (Бахрах Д.Н.).

Вторая точка зрения – органы исполнительной власти не являются юридическими лицами, а обладают правами юридического лица, в той мере, в какой это необходимо, чтобы осуществлять государственное управление.

Специальное понятие – юридические лица публичного права. В отечественной литературе (Тихомиров Ю.А.) под ними понимаются государственные органы (органы публичной власти в целом), а также государственные и муниципальные образования. В настоящее время данный вопрос находится в стадии изучения.

Понятие юридического лица публичного права подробно освещено в зарубежном административном праве.

Главное отличие — категория «юридическое лицо публичного права» в зарубежной юриспруденции применяется для обозначения публично-правовых образований, а не их органов. Государство считается территориальной корпорацией публичного права. Корпорациями публичного права признаются основанные на членстве организации физических или (в исключительных случаях) юридических лиц.

Наряду с публично-правовыми образованиями к ним относятся такие организации как палаты адвокатов, врачей, нотариусов, объединения муниципальных образований. К юридическим лицам публичного права относятся так же учреждения публичного права – организации, не обладающие членами, но имеющие пользователей; их основным предназначением является оказание публичных услуг (к учреждениям относятся, например, библиотеки, театры, музеи), и фонды публичного права – организации, созданные для управления имуществом, выделенным учредителем на публично значимые цели. Данные субъекты, а также корпорации, не являющиеся публично-правовыми образованиями, создаются государством путем издания специального правового акта с целью осуществления деятельности по реализации публичных функций и в части выполнения данных функций подлежат контролю со стороны государства

Классификация юридических лиц в отечественном праве тоже различна. Например, по ст. 48 ГК РФ — в зависимости от взаимоотношений юридического лица с учредителями (участниками), (иными словами, с субъектом управления, если переводить в плоскость управленческих отношений).

Деление по критерию цели — извлечение прибыли — коммерческие и некоммерческие организации. Также существенно для объема административно-правового статуса, например, для взаимоотношений с налоговыми органами.

Традиционная для административного права терминология: предприятия учреждения, иные организации.

Организация — родовое понятие.

Предприятие в административном праве — вид организации, осуществляющей производственно-хозяйственную деятельность (производство материальной продукции или материальных благ), выполнение работ и оказание услуг в целях извлечения прибыли. Термин «предприятие» в ГК РФ относится к имущественному комплексу.

Виды предприятий – государственные, муниципальные, частные. Могут быть унитарные федеральные, субъектов федерации (краевые), муниципальные: районные, городские, поселковые.

Учреждение — вид организации, созданной для осуществления работ или оказания услуг нематериального характера, в некоммерческих целях. (Функции государственного управления — это учреждения одного типа, другого типа — социально-культурные и иные функции).

По ГК РФ – учреждение – это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций.

Структура, субъекты и объекты административно-правового отношения

Структура административно-правового отношения

Под структурой административно-правового отношения понимается совокупность составляющих его взаимосвязанных обязательных элементов, каковыми являются:

— субъекты административно-правового отношения;

— объекты административно-правового отношения;

— права, обязанности и характер связи участников административно-правового отношения;

— условия возникновения административно-правовых отношений (юридические факты).

Субъекты административно-правового отношения

Субъектами (участниками) административно-правовых отношений могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения.

При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.

Объекты административно-правового отношения

Объектами административно-правовых отношений выступает все то, по поводу чего эти отношения возникают, складываются и развиваются.

Объектами административно-правовых отношений могут выступать:

— действия и поведение лица;

— предметы духовной культуры (в области государственного регулирования культуры, науки и образования);

— вся совокупность прав, свобод и обязанностей, составляющих административно-правовой статус гражданина в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти.

Многообъектность административно-правовых отношений тоже выступает своеобразной особенностью этой разновидности правоотношений.

У каждого из участников конкретного административно-правового отношения есть субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государственной защитой и возможностью применения административных санкций.

В административно-правовых отношениях между их участниками могут применяться многие методы:

— метод рекомендаций, при котором тот, кому адресуются рекомендации, может их принять, изменить с учетом своих потребностей и возможностей или оставить без последствий;

— метод согласований, при котором участники взаимно согласуют свои позиции;

— метод взаимной ответственности субъектов друг перед другом;

— административно-договорный метод.

Условиями возникновения административно-правовых отношений выступают юридические факты, т.е. фактические обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений.

Административно-правовая норма только тогда вступает в действие, когда наступают предусмотренные правом условия ее реализации в виде каких-то событий (рождение, смерть, наступление каких-то чрезвычайных обстоятельств) или действий физических и юридических лиц.

Различия между событиями и действиями в том, что события наступают и развиваются независимо от волеизъявления людей, а действия всегда имеют ясно выраженный воленаправленный характер.

Действия могут быть правомерными или неправомерными, но и те, и другие порождают административно-правовые отношения, если законодательство придает им статус юридических фактов.

Большинство административно-правовых отношений порождается правомерными положительными действиями физических и юридических лиц, в отличие, например, от уголовно-правовых отношений. Это еще одна специфическая особенность административно-правовых отношений.

Добавить комментарий