Субъекты административной опеки

Административная опека – система материальной и иной помощи, которая оказывается непосредственно государством через его органы, служащих и регламентируется административным правом.

Виды:

1. По субъектам административной опеки:

• опека слабых по демографическим признакам (сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей, представители коренных национальностей малочисленных народностей Крайнего Севера и др.);

• опека жертв экстремальных ситуаций (безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий в Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от пожаров, наводнений, землетрясений и другие лица, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий).

2. По содержанию административной опеки:

• регулярная или единовременная выплата денежных сумм;

• оказание иной материальной помощи (временное обеспечение жилой площадью, транспортные и иные услуги);

• социальное обслуживание (медицинская и санитарная помощь, льготы при поступлении в учебные заведения);

• организационная помощь в трудоустройстве, выборе места жительства, получении необходимых документов, приобретении гражданства Российской Федерации.

Административную опеку следует отличать от смежных явлений: гражданско-правовой опеки, системы пенсионирования в связи с работой, государственной помощи малому бизнесу. Гражданско-правовая опека связана с вменяемостью, в основном состоит в юридической поддержке, заботе о воспитании, содержании. Она осуществляется физическим лицом-опекуном.

А О основывается на ряде принципов:

1) гуманизма;

2) законности;

3)учета материальных, организационных возможностей государства, муниципальных образований;

4) оказания помощи лишь тем, кто в этом нуждается больше всего.

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

Предыдущая

4.4. Специальный субъект административного права

Административное право предусматривает также понятие специального субъекта, чей правовой статус имеет ряд особенностей, отличающий его от других субъектов административного права.

Ряд авторов выделяют следующие специальные субъекты административного права:

— члены административных коллективов;

— субъекты административной опеки;

— субъекты разрешительной системы;

— жители территорий с особым административно-правовым режимом;

— субъектов административного надзора и др.

Понятие «административный коллектив» в юридической науке уже не используется. Но оно необходимо. Административным коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией, их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, студенческие и школьные коллективы и т.д. Отношения, в том числе и связанные с несением службы регулируются нормами административного права.

К субъектам административной опеки относятся две категории лиц:

— лица, нуждающиеся в помощи со стороны государства. Это сироты, одинокие матери, больные, инвалиды, члены многодетных семей и т.п.;

— жертвы экстремальных ситуаций (безработные, «чернобыльцы», участники боевых действий в Афганистане и Чечне, вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий).

К субъектам разрешительной системы относятся лица и организации, получившие в соответствии с законодательством специальное разрешение (лицензию) на осуществление определенных действий (деятельности). К ним относятся владельцы огнестрельного оружия, лица, имеющие удостоверение на вождение автомототранспорта, занимающиеся фармацевтической и другими видами деятельности.

Жители территорий, на которых введен специальный административный режим, пользуются определенным правовым статусом, позволяющим более свободно перемещаться на территории своего проживания. К ним относятся приграничные зоны, так называемые «закрытые города», зоны чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий и т.д.

К субъектам административного надзора относятся лица, к которым в соответствии с решением суда применяются определенные ограничения и которые находятся под надзором государственных органов. Это условно-осужденные, условно-досрочно освобожденные, а также лица, осужденные к некоторым видам наказания, не связанных с лишением свободы.

Предыдущая

В статье 7 Конституцией Российской Федерации закреплено, что: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Социальную роль государство выполняет разными путями и способами и одним из таких способов является административная опека.

Следует сказать, что данная тема актуальна уже потому, что в административном праве России такое понятие как «административная опека» нигде в законе не закреплено, хотя и представлено довольно широким списком законодательных актов.

Так же данный вопрос мало раскрыт на уровне теории – авторы в основном пишут на тему государственной помощи в иных аспектах, избегая при этом употребления понятия «административная опека». В то же время следует заметить, что государственная помощь включает в себя так же помощь, например, фермерам, мелким бизнесменам, но в этих случаях имеют место совсем иные субъекты, другие цели, а так же другая нормативная база государственной заботы.

В то же время следует заметить, что сама по себе административная опека часто соприкасается с такими видами помощи как пенсионные выплаты, например, матери одиночке или инвалиду детства. Поэтому определить грань где начинается, а где кончается административная опека довольно сложно, но в общих чертах возможно.

В теории российского административного права выделяют такое понятие административной опеки – «система государственной помощи, непосредственно не связанной с трудом, службой лиц, которым она предоставляется» .

Довольно часто предоставление льгот, материальной помощи людям без учета их материального положения, лишь с применением общих положений законодательства довольно несправедливо. Так, например, руководствуясь текущим законодательством, возможна выплата пособия по безработице лицу, имеющему супруга который занимается предпринимательством и в достаточной мере способен обеспечить семью.

В основе административной опеки лежит адресная помощь, то есть она предоставляется только конкретному гражданину по его заявлению. Сама по себе она должна быть направлена только на тех лиц, которые действительно нуждаются в такой помощи.

Следует заметить, что в связи с недостаточной разработанностью данного вопроса возникают такие проблемы как неверное отождествление административной опеки с такими явлениями как система пенсионирования в связи с работой, государственной помощи малому бизнесу, гражданско-правовой опекой. Это представляется не верным. Так суть гражданско-правовой опеки заключается в осуществлении опекуном юридической поддержки, содержании и воспитании опекаемого и в основе своей содержит вопрос о вменяемости последнего и регламентируется гражданским правом. Административная же опека осуществляется государством через специальные органы и выражается в обеспечении материальной и иной помощи и регламентируется, соответственно, административным правом.

Следует отметить гибкость данного явления т.к. государство предоставляет полномочия субъектам РФ, органам местного самоуправления, административным предприятиям и учреждениям самостоятельно определять круг субъектов, уровень помощи.

Административная опека – это помощь, в результате которой на основании действующих правовых норм между гражданами и соответствующими государственными, муниципальными органами возникают административные правоотношения. В основном это адресная помощь, но так же возможно ее обеспечение по инициативе публичных организаций (например, для признания сиротой).

Среди субъектов административной опеки следует выделить две категории лиц. Во-первых, это слабые по демографическим признакам, такие как сироты, представители коренных национальностей малочисленных народностей Крайнего Севера и другие. Во-вторых, это жертвы экстремальных ситуаций, такие как вынужденные переселенцы, беженцы, пострадавшие от пожаров, наводнений, землетрясений и другие лица, пострадавшие от социальных кризисов, техногенных катастроф и стихийных бедствий.

На настоящий момент сам по себе институт административной опеки в России не выделен отдельно, впрочем это представляется вполне понятным ведь те отношения которые включает в себя этот термин на настоящий момент регулируются такими видами социальной поддержки как пенсионирование, социальное обеспечение и пр.

В то же время это кажется не совсем правильным т.к. государственная помощь (административная опека) является гарантом защиты и помощи довольно большого круга лиц. Поэтому представляется было бы верным включить данное понятие в акты административного права. Это могло бы поспособствовать к более системному и верному распределению ресурсов для обеспечения государственной помощи.

Впрочем, говоря о введении административной опеки в административное право, следует учесть что за этим последуют довольно существенные изменения т.к. та структура которую мы имеем на настоящий момент довольно тесно соприкасается с тем понятием административной опеки которое дают исследователи. Поэтому придется переделывать довольно большую часть законодательства, но учитывая тот факт, что реальное российское законодательство нуждается и в иных более серьезных доработках не считаю столь уж необходимым проводить внедрение административной опеки.

Если говорить о теоретической стороне данного вопроса, то мне кажется, что дальнейшая разработка данной темы была бы довольно положительным моментов в теории административного права, а так же довольно неплохим подспорьем для решения некоторых практических вопросов.

Существует множество проблем относящихся к обеспечению детей-сирот, беженцев, вынужденных переселенцев и др. Государство должно стараться обеспечить их будущее как полноценных граждан Российской Федерации. Для этого строятся специальные организации помогающие таким людям адаптироваться во враждебной для них среде и становиться полноценными гражданами.

Добавить комментарий