Субъекты административных правоотношений

Условно административно-правовые отношения можно подразделить на внутриаппаратные отношения и взаимоотношения органов исполнительной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.

Взаимоотношения сторон в области административного права неравное. Один из субъектов обязательно обладает властью, основанной на законе.

Административные правоотношения — правоотноше­ния, в которых субъекты обладают властью, а их взаимоот­ношения основываются на началах «власть — подчинение».

В административных отношениях важным является уме­ние властвовать и подчиняться. Такие отношения складыва­ются по волеизъявлению одной из сторон. Например, со­трудник милиции штрафует водителя, нарушившего правила дорожного движения. Работник правоохранительных орга­нов наделен властью и определенной компетенцией. А пра­вонарушитель обязан подчиниться закону и власти мили­ционера.

Компетенция — совокупность юридических прав и обя­занностей органа или должностного лица, закрепленных в нормативных актах.

В административных отношениях субъектом выступает го­сударственный или муниципальный орган, должностное лицо негосударственной организации, наделенные государствен­но-властными полномочиями. Такие субъекты имеют право применять определенные меры воздействия к другим субъектам правоотношений. Закон позволяет им давать указания, не разрешать определенные действия, отказывать в просьбе.

В зависимости от объема и характера компетенции органы Рос­сийской Федерации подразделяют на виды:

-органы государственной власти — Президент РФ, Федеральное Собрание РФ;

_органы государственного управления — Правительство РФ, ми­нистерства, федеральные службы, агентства, администрация государ­ственных предприятий. Их называют исполнительно-распорядитель­ными органами;

-органы надзора и контроля — Конституционный Суд РФ, Гене­ральный прокурор РФ;

-органы охраны правопорядка (милиция);

-органы защиты государства — армия, внешняя разведка и контрразведка, пограничная и таможенная службы.

Споры между различными сторонами административных отношений решаются, как правило, в административном порядке — через вышестоящие властные органы и организа­ции, обращение в суд.

Важными субъектами административных правоотноше­ний выступают органы исполнительной власти.

К федеральным органам исполнительной власти относят­ся: Правительство РФ, федеральные министерства, федераль­ные службы России, федеральные агентства. Федеральное министерство осуществляет функцию по выработке государ­ственной политки в определенной сфере. Его возглавляет ми­нистр, который входит в состав Правительства РФ. Минис­терство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федераль­ных агенств. К территориальным (региональным) федераль­ным органам исполнительной власти относятся: государст­венная налоговая инспекция, военкоматы и др. Эти органы находятся в подчинении соответствующих вышестоящих фе­деральных органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти различных субъектов Федерации отличаются друг от друга. Они могут иметь разные структуру и названия. Органы исполнительной власти субъек­тов Федерации могут быть представлены: правительством республики и других субъектов Федерации, президентами респуб­лик, администрациями краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, минис­терствами, отделами, департаментами.

Для реализации своих задач органы исполнительной власти изда­ют соответствующие нормативные акты. Акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации. В то же время органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах своей ком­петенции самостоятельны. В случае расхождения между федеральным законом и иным нормативным актом Российской Федерации, издан­ным вне пределов ведения России и ее совместного ведения с субъек­тами Федерации, действует акт субъекта Федерации.

Первичным элементом системы исполнительной власти является государственный орган. Он наделен властными пол­номочиями и участвует в реализации функций государства. Эти полномочия выражаются в праве органа от имени госу­дарства издавать юридические акты и применять меры, обес­печивающие их реализацию, в том числе меры принуждения.

Исполнительные органы осуществляют функции общего управления. Они имеют определенную структуру.

Государственные органы управления могут иметь разную структуру. Как правило, она связана с существованием адми­нистрации, руководящей подразделениями, каждое из кото­рых реализует функции целого аппарата.

Органы исполнительной власти можно классифициро­вать по различным основаниям.

Государственный аппарат не может функционировать без подготовленных людей. Не случайно уже с давних времен управленцами, выполнявшими различные задачи по управ­лению делами страны, становились профессионально подго­товленные чиновники.

Государственная должность — должность в федераль­ных органах государственной власти, органах государ­ственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах с установленным кругом обязан­ностей по исполнению и обеспечению полномочий данно­го государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах го­сударственной службы Российской Федерации» все государ­ственные должности разделены на категории «А», «Б» и «В».

Государственная служба — профессиональная деятель­ность по исполнению должностных полномочий государст­венных должностей категорий «Б» и «В».

Деятельность лиц, замещающих должности категорий «Б» и «В», носит обслуживающий характер: она предназна­чена для того, чтобы обеспечивать исполнение полномочий лицами, замещающими должности категории «А». Должнос­ти категории «А» называются государственными должностя­ми, должности категорий «Б» и «В» — государственными должностями государственной службы.

Государственный служащий — гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государствен­ной должности государственной службы.

Государственная служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются лица, замещающие государственные долж­ности категории «А».

Каждый государственный служащий, независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности, имеет право на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности, продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации, переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств со­ответствующего бюджета, пенсионное обеспечение с учетом стажа го­сударственной службы, объединение в профессиональные союзы (ас­социации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов и др. Каждый служащий обязан добро­совестно исполнять должностные обязанности, обеспечивать соблю­дение и защиту прав и законных интересов граждан, исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчи­ненности руководителей, отданные в пределах их должностных пол­номочий, за исключением незаконных, и т.д.

Закон ограничивает деятельность лиц, которые обладают статусом государственного служащего. Например, им запре­щено принимать участие в забастовках, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, науч­ной и иной творческой деятельности. Однако получать гоно­рары за публикации и выступления в качестве государ­ственного служащего не разрешается, даже если такие публикации и выступления имели педагогический, научный или творческий характер. Государственному служащему не разрешается быть депутатом федерального законодательного (представительного) органа, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Ему (лично или через доверенных лиц) за­прещено заниматься предпринимательской деятельностью, состоять членом органа управления коммерческой организа­ции (исключение составляют случаи, когда федеральным законом или законами субъектов Федерации государствен­ному служащему поручено участвовать в управлении ком­мерческой организацией), использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию, получать от физичес­ких и юридических лиц вознаграждения в связи с исполне­нием должностных полномочий, в том числе и после выхода на пенсию.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закрепленную Конституцией Российской Федерации. В этом смысле конституционные права и обязанности приобретают реальное значение, когда они трансформируются в административно-правовые. Конституционное положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, не исключает того, что конституционные права предполагают ту ли иную степень участия административного права в правовом механизме их реализации.

Возникновение права собственности, например, часто удостоверяется юридическим документом, выдаваемым уполномоченным на это административным правом органом или должностным лицом. Конституционный запрет на насилие «уживается» с правом работника милиции применять физическую силу, специальные средства в случаях угрозы жизни людей, общественной безопасности.

Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы:

статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальное значение, поскольку не увязываются с теми или иными сферами общества. Таких прав немного, но с точки зрения своего содержания они стоят особняком и не могут быть объединены в группы с другими правами. Например, право на жизнь, право на пользование родным языком, запрет на высылку гражданина Российской Федерации за ее пределы или выдачу его другому государству, запрет на принудительный труд и др.;

адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться. Они делятся: на личные (личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни); социально-экономические (право частной собственности, право на незапрещенную законом предпринимательскую деятельность и др.); социальные (право на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья и др.);

социально-культурные (право на свободу литературного, художественного творчества, на участие в культурной жизни и др.); политические права и свободы (право на свободу слова, право проводить собрания, митинги и т.д.).

Административное право влияет на осуществление конституционных прав, обязанностей и свобод граждан в разной степени. В повседневной жизни некоторые из них реализуются вне каких-либо правоотношений.

Наиболее значительно влияние административного права на осуществление тех прав, свобод и обязанностей, процесс которого предполагает конкретизацию конституционных положений, взаимодействие граждан с управленческими структурами, контроль с их стороны за соблюдением конституционного принципа: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы, других лиц».

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются прежде всего следующие права, свободы и обязанности.

Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В результате гражданин может стать соучастником либо непосредственным субъектом управленческой деятельности. Гражданин может участвовать в управлении делами государства, реализуя право доступа к государственной службе. В установленных случаях гражданин на договорных началах может быть представителем государства в органах управления коммерческих организаций, в уставном капитале которых имеется доля государственной собственности.

Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Административная правосубъектность общественных объединений, в частности их; взаимоотношения с гражданами, а также с органами государственного; управления и местного самоуправления, детализируется в специально изданных правовых актах (см. главу 10).;

Право граждан проводить собрании, митинги, демонстрации шествия и пикетирование. Конституция Российской Федераций 1978 года предусматривала уведомительный порядок их проведения, В Конституции Российской Федерации 1993 года такой записи нет, как и нет решения о его отмене или изменении.

Порядок реализации указанного права регламентируется Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 года «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР», Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 года «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». Они определяют порядок подачи и рассмотрения уведомления о проведении соответствующих мероприятий, их ограничения, ответственность лиц, виновных в нарушении порядка проведения собраний, митингов и других массовых акций.

Особенности проведения массовых акций в Москве предусмотрены Временным положением о порядке уведомления органов исполнительной власти Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и иных открытых общественных местах Москвы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 28 мая 1993 года. В частности установлено, что уполномоченные (организаторы) массовой акции не вправе проводить ее, если уведомление не было подано в установленный срок (не ранее пятнадцати и не позднее десяти дней до намеченной даты проведения массовой акции), или не было принято, и обязаны прекратить ее подготовку.

Временное положение содержит перечень оснований, по которым уведомление может быть не принято. Например, если массовая акция противоречит принципам Декларации прав и свобод человека и гражданина и общепринятым нормам общественной морали и нравственности; в уведомлении отсутствуют обязательства уполномоченных (организаторов) обеспечивать общественный порядок, а также если они или уполномочившие их организации неоднократно не выполняли взятые на себя обязательства по ранее проводившимся массовым акциям и др.

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях. В отдельных случаях допускается административное задержание на срок до 10 суток. Теперь сроки административного задержания предстоит привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

Что касается личной неприкосновенности, то право на нее не охватывается случаями, когда поведение гражданина является противоправным. К гражданам, совершившим правонарушения, может быть применено физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресечения правонарушения, обеспечения производства по делу и обеспечения выполнения постановления о применении взыскания (применение приемов борьбы, личный досмотр и др.).

Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на оснований судебного решения.

Законодательством предоставлено право проникать в жилище против воли проживающих в них лиц, например: работникам милиции в установленных случаях; уполномоченным должностным лицам налоговой инспекции в отдельных случаях, связанных с контролем соблюдения налогового законодательства; уполномоченным должностным лицам налоговой полиции — в жилые помещения используемые налогоплательщитком для извлечения дохода (прибыли) и обследовать их с целью выполнения налоговой полицией возложенных на нее задач; военнослужащие внутренних войск — при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что в жилище совершено или совершается преступление либо произошел несчастный случай.

Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации. Они предусмотрены Положением о паспортной системе в СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года в той части, в которой оно не противоречит Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Этим законом вместо прописки вводится регистрация граждан и устанавливается порядок ее осуществления.

В настоящее время ограничения данного права в пределах Российской федерации допускается только в соответствии с указанным законом. Процедуры и «технология», связанные с обеспечением этого закона и решением соответствующих вопросов, определены Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713. Данным постановлением одновременно утвержден перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.

Правовыми актами субъектов Российской Федерации вышеназванные закон и Правила адаптируются к конкретным условиям, регламентируя организацию практического осуществления регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.

Лица, находящиеся на территории Российской Федерации, могут свободно выезжать за ее пределы. Правом беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию обладают только ее граждане. Порядок реализации этих конституционных прав регламентируется Федеральным законом, принятым Государственной Думой 18 июля 1996 года, «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Им регламентируется порядок осуществления указанных прав как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Данным законом предусмотрены основания и порядок ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации, а также устанавливается, что он не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию. Выезд гражданина Российской Федерации не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав.

Въезд и выезд граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина за пределами Российской Федерации. Такими основными документами являются паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение моряка). Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется указанным законом.

Иностранные граждане и лица без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые в Российской Федерации в этом качестве, и визу, выданную дипломатическим представительством или консульским учреждением за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Случаи возможных временных ограничений права гражданина Российской Федерации на выезд оговорены в самом законе и касаются они лиц, обладающих сведениями, которые относятся законом Российской Федерации о государственной тайне к сведениям особой важности и совершенно секретным.

При этом возможность временного ограничения должна быть оговорена в трудовом договоре (контракте). Кроме того, ограничен определенными сроками выезд за границу лиц, призванных на военную службу; задержанных по подозрению в совершении преступления либо привлеченных в качестве обвиняемых; осужденных за совершение преступления; уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных судом; сообщивших о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда.

Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень таких сведений определяется федеральным законом.

Осуществление этого права регламентируется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации», а также отдельными Указами Президента Российской Федерации, направленными на обеспечение этого права. При Президенте действует Суд по информационным делам.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах безопасности Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне».

Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, закреплено в ст. 53 Конституции Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ предусматривает право граждан на возмещение вреда, причиненного также органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Страницы: 1 2

Тема 6. Вопрос 1. Понятие, задачи и система административного права

Административное право это самостоятельная отрасль права. Она регулирует управленческие отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (т.е. оно складывается при осуществлении государством своих функции).

Основные особенности административно-правовых отношений:

1. они складываются в сфере государственного управления;

2. возникают по инициативе любой из сторон, при этом согласие другой стороны на участие в конкретном правоотношении не обязательно;

3. одной из сторон обязательно является специальный субъект – орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные государством управленческими полномочиями;

4. они построены на началах «власть – подчинение», изначально отсутствует равенство сторон и воля субъекта управления имеет приоритетный характер;

5. одна из сторон (субъект управления) наделена правом устанавливать правила поведения, путем издания подзаконных актов и обладает правом принуждения другой стороны (объекта управления);

6. разрешение споров между сторонами в подавляющем большинстве имеет внесудебный характер, т.е. административный порядок;

7. разновидность организационных отношений, которые направлены на упорядочение поведения управляемого объекта;

8. мера ответственности за нарушение определяется в большинстве случаев в подзаконном нормативном акте управляющего субъекта, и правонарушитель несет ответственность не перед органом управления (стороной отношения), издавшим нормативный акт, а перед государством.

Задачи административного права как отрасти права:

1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.

2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.

3. Защита граждан и общества от административного произвола.

Предметомявляется совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти.

Методомадминистративного регулирования является применение юридически властных предписаний субъектом исполнительной власти. Т.е. при административных правоотношениях одностороннее волеизлияние, т.е. стороны находятся в юридически неравном положении.

Система административного права:

1. Общие нормы права и особенности

2. Общая часть (охватывает государственное управление в целом)

3. Особая часть (включает нормы права, которые регулируют государственное управление в особых сферах деятельности)

Источники административного права:

· Конституция

· Кодекс об административных правонарушениях

· Законные акты (принимаются Федеральным собранием РФ)

· Указы Президента РФ

· Постановления Президента РФ

· Приказы, постановления государственных комитетов, министерств и служб РФ

· Законодательные акты республик в составе РФ

· Постановления и распоряжения глав администраций

· Акты органов местного самоуправления

· Нормативные акты руководителей государственных предприятий и учреждений

Тема 6. Вопрос 2. Административные правоотношения: понятие и виды. Субъекты административных правоотношений.

Административное право это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в сфере исполнительной власти (т.е. государственного управления)

Административные правоотношения имеют внутреннюю структуру: субъекты (участники отношений), объекты (то, по поводу чего возникло отношение) и юридические факты.

1.Субъекты – участники правоотношения, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Это лица, наделенные государственно-властными полномочиями и на которых административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций. К ним относятся:

· государственные органы и их структурные подразделения

· государственные и негосударственные предприятия, учреждения, организации

· общественные объединения

· граждане России

· иностранные граждане и лица без гражданства

2.Объект – то по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются отношения. В административном праве различают два вида таких объектов:

· Общий объект – собственно общественные отношения, возникающие в процессе осуществления управленческих действий со стороны исполнительной власти;

· Непосредственный объект – поведение субъектов отношений.

3.Юридические факты – фактические обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений. Их можно разделить на виды:

1. В зависимости от воли субъекта:

a. События – явления окружающей действительности, независящие от воли людей (стихийное бедствие, пожар, наводнение, обвал, смерть и т.п.);

b. Действия – активное волевое поведение субъекта, направленное на достижение какой-либо цели, удовлетворение своих интересов. Действия бывают:

i. Правомерные:

1. юридические акты – факты, в которых зафиксирована воля лица на достижение результата, предусмотренного правом;

2. юридические поступки – действия, которые вызывают правовые последствия вне зависимости от того, намеренно ли лицо добивалось юридически значимых результатов или нет.

ii. Неправомерные:

1. правонарушение – виновное противоправное деяние правосубъектного лица, влекущее за собой юридическую ответственность;

2. преступление – правонарушение имеющее высокую степень общественной опасности для общества.

2. по порождаемым последствиям:

a. правообразующие,

b. правоизменяющие

c. правопрекращающие

3. по форме своего проявления:

a. положительные – их наличие влияет на возникновение правоотношения;

b. отрицательные – их отсутствие необходимо для возникновения правоотношения.

ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ:

1. по содержанию:

a. материальные

b. процессуальные

2. по направленности отношений:

a. внутренние – отношения по формированию управленческих структур, определению основ взаимодействия между органами управления и их подразделениями. Сторонами этих отношений являются соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения и должностные лица.

b. внешние – отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (граждане, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и др.)

3. в зависимости от характера юридических фактов:

a. порождаемые правомерными действиями;

b. порождаемые неправомерными действиями.

4. в зависимости от особенностей участников отношений:

a. между соподчиненными субъектами исполнительной власти различного уровня;

b. между несоподчиненными субъектами исполнительной власти одного уровня;

c. между субъектом исполнительной власти и подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;

d. между субъектом исполнительной власти и не подчиненными ему государственными объединениями, учреждениями, организациями;

e. между субъектом исполнительной власти и негосударственными хозяйственными, социально-культурными объединениями, учреждениями;

f. между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями;

g. между государственными исполнительными органами и органами местного самоуправления;

h. между субъектом исполнительной власти и гражданами.

5. по способу защиты:

a. защищаемые в административном порядке;

b. защищаемые в судебном порядке.

6. по направленности связей:

a. вертикальные – отношения «власть-подчинение»;

b. горизонтальные – между субъектами исполнительных органов.

7. по функциям права:

a. регулятивные

b. охранительные.

Субъект административного права шире субъекта административных правоотношений. Субъект административного права только то лицо, которое обладает административной правоспособностью. При этом субъект административного права может и не выступать участником административных правоотношений.

Классификация субъектов административного права:

По Властной принадлежности:

-Властных (органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также организации наделенные публично-властными полномочиями)

-Не властных (физические лица и организации разных правовых форм)

По публичному статусу

-Индивидуальный (граждане, лица без гражданства, репотрииды, беженцы, инвалиды, студенты)выше указанные лица не состоят в устойчивых связях с органами государственной власти. Они становятся субъектами административно-правовых отношений в силу совершения какого-либо действия. Должностные лица в устойчивых связях с государственной властью (президент).

-коллективный — органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, а также их структурные подразделения.

Административно — правовой статус гражданина РФ.

-это комплекс прав и обязанностей, установленный нормами административного права, а также охраняемый государством, гарантии реализации этих прав и обязанностей. Административно-правовой статус гражданина производит от прав и свобод гражданина закрепленные в конституции статья 2.

На административно-правовой статус гражданина влияет множество отраслей.

Этот статус подразделяется:

Общий — равен для всех граждан РФ.

Специальный — для инвалидов, пенсионеров, студентов, преподавателей.

Индивидуальный статус гражданин РФ —

Административно — правовая правоспособность — характеризуются как права обязанности ответственность и гарантии.

Административная правоспособность аналогична административной право и дееспособности субъектов административных правоотношений. Неотчуждаема и непередаваема административная правоспособность. Её объем может измениться лишь законом и ограничен лишь им. Не разрывная связь прав и обязанностей.

Административная дееспособность — законодательством четко не установлен момент возникновения и зависит от того в какие правоотношения вступает гражданин.

Административные права гражданина, Административные обязанности — идентичны тем правам и обязанностям которые предусматриваются для субъектов административных правоотношений.

Административная ответственность — обязанность лица совершившего административное правонарушение, нести ответственность за содеянное, сопряженное с возможностью применения к нему принудительных мер предусмотренных законодательством.

Административные гарантии — гарантируются государством, иногда силой.

Административные права граждан РФ:

-Право на участие в государственном управлении (статья 32)

Несколько классификаций прав на участии в государственном управлении:

По содержанию:

Статутные не связываются с теми или иными сферами жизни, а принадлежат в силу гражданства.

Адекватные

В зависимости от способа волеизъявления

Абсолютные — те права реализации которых зависит от волеизъявления гражданина.

Относительные — реализации зависит не только от волеизъявления но и от физических возможностей и фактических обстоятельств.

По взаимодействию с управленческими структурами:

Право участвовать в управлении государством,как непосредственно так и через представителей.

Право на объедение — (политические партии).

Право на собрание, митинги и шествия.

Право на коллективное обращение.

Право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и передвижение.

Административно-правовые обязанности:

Права граждан корреспондируют их обязанностям. Осуществление прав и свобод не отделимо от обязанностей.

Абсолютные обязанности — независимы от гражданина и обстоятельств.

Относительные обязанности — возникают из правоверных действий направленных на приобретение и реализацию прав.

Административно-правовые гарантии прав и свобод гражданина —

Признается система политических социально экономических и организационных условий их осуществления а также защита и восстановление нарушенных прав гражданина, и в обеспечение установленных прав и свобод гражданина принимают все органы публичной власти.

Добавить комментарий