Субъекты должностных преступлений

Введение

Во все времена любое государство, независимо от формы правления и устройства, предъявляло, предъявляет и будет предъявлять к должностным лицам особые требования исполнения своих служебных обязанностей. В случае совершения такими лицами общественно опасных деяний к ним предъявляются специфические требования, нарушение которых влечёт за собой привлечение к уголовной ответственности. И это объяснимо. Наделяя определённые категории лиц специальными полномочиями, необходимыми для осуществления государственной власти, государство правомочно установить особые требования по ответственности этих лиц. В силу этого вопросы о субъекте должностных преступлений всегда находились в центре внимания научных исследований. В любой период времени, характеризующийся достаточным развитием науки уголовного права, проблематике субъектов служебных преступлений и их ответственности уделялось пристальное внимание.

Вместе с тем, несмотря на значительный и не утихающий интерес со стороны учёных и практических работников к данной теме, нельзя сказать, что все основные проблемы решены. Разумеется, общее учение о субъекте должностных преступлений постепенно развивается. По мере накопления эмпирического материала, исследования отдельных вопросов государственного и общественного устройства в науке собственно уголовного права предлагаются пути совершенствования и новые направления развития соответствующего института.

Однако с разрешением одних локальных задач на пути исследователя появляются новые препятствия, решение одной проблемы порою неизбежно вызывает формирование новой проблемы и т.д.

Думается, что дело здесь — в самой специфике реализации государственной власти, в специфике управления общества соответствующими органами.

Актуальность исследования определяется малой разработанностью в Российском уголовном праве такой важной проблемы, как должностные преступления. В связи с этим решающее значение приобретает вопрос о совершенствовании действующего Уголовного кодекса и деятельности Российского государства по защите интересов населения.

Понятие должностного лица

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

В Российской Федерации установлен специальный правовой статус государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности. Не все лица, занимающие должности в государственных органах, являются государственными служащими.

Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации признаётся лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (примечание 1 к ст. 201 УК РФ). Легальные дефиниции коммерческих и некоммерческих организаций содержатся в гражданском законодательстве.

Признание субъекта преступления должностным лицом предполагает решение ряда практических вопросов, касающихся определения должностного лица в соответствии со ст. 285 УК РФ, которая указывает на общие признаки должностного лица, не раскрывая их.

В основу определения понятия должностного лица законом положен функциональный признак — характер и содержание служебной деятельности лица в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях. Исходя из определения в примечании к ст. 285 УК РФ, должностные лица можно классифицировать следующим образом:

— представители власти;

— выполняющие организационно-распорядительные функции;

— выполняющие административно-хозяйственные функции.

Должностному лицу также присуще сочетание двух основных признаков:

1) оно действует от имени органа, учреждения, которое его уполномочило на это действие в соответствии с законом или подзаконным актом;

2) действуя от имени органа, учреждения, должностное лицо совершает юридически значимые действия, т.е. действия, порождающие возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Должностные лица классифицируются по действующему УК РФ в зависимости от исполнения ими своих полномочий: постоянно, временно или по специальному полномочию.

Уголовно-правовая характеристика субъекта должностных преступлений

Уголовный кодекс РФ содержит две группы преступлений, связанных с выполнением управленческих функций: преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст.ст. 285-287, 290, ч.2 ст. 237 УК РФ) и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201, 204 УК РФ). Критерием их разграничения является организационно-правовая форма организации, в которой лицо выполняет управленческие функции.

Субъектом должностного преступления, согласно примечанию 1 к ст. 285 УК признается лицо, осуществляющее свои функции только в государственных и муниципальных органах, а также в государственных и муниципальных учреждениях, Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Субъектом же преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями главы 23 УК РФ, является лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой или иной организации независимо от формы собственности, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (ст. 201 УК РФ).

Преступления, предусмотренные в нормах гл. 30 УК, обладают рядом общих признаков:

1) Они могут быть совершены специальным субъектом – должностным лицом (большинство преступлений) или государственным служащим и служащим органов местного самоуправления. Исключение составляет лишь ст. 291 УК (дача взятки), где субъект – общий;

2) Эти преступления совершаются единственно благодаря служебному положению и не связаны со служебной необходимостью;

3) Данные деяния нарушают правильную, законную деятельность государственного аппарата и аппарата местного самоуправления;

4) Рассматриваемые преступления могут быть совершены лицами, занимающими должности в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, военных службах, др. войсках и воинских формированиях РФ.

Виды должностных преступлений

Должностное преступление — признается нарушение должностным лицом обусловленных его служебным положением обязанностей, причинившее существенный вред государственным интересам или охраняемым законом правам и интересам отдельных граждан.

Все должностные преступления по субъекту могут быть подразделены на 4 группы:

1) Совершаемые только должностными лицами;

2) Государственными служащими и служащими муниципальных органов (ст.292);

3) Совершаемые служащими государственных и муниципальных органов (ст.288);

4) Совершаемые общим субъектом.

Все должностные преступления, в зависимости от уголовно-правового статуса субъекта, условно можно разделить на три группы:

· Общие должностные преступления, которые могут быть совершены в любой сфере деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления, и ответственность за которые предусмотрена нормами этой главы;

· Специальные должностные преступления, которые могут быть совершены лишь в отдельных звеньях и сферах деятельности государственного аппарата и органов местного самоуправления и лишь должностными лицами, наделенными дополнительными специфическими признаками;

· Альтернативно-должностные преступления, которые могут быть совершены как должностными, так и частными лицами.

Заключение

Несмотря на имеющиеся на сегодняшний день теоретические разработки, далеко не все вопросы, связанные с данной проблематикой, получили должное разрешение, а некоторые из них вообще не затрагивались. Так, практически открытыми остались вопросы о возможности выработки единого понятия «должностного лица» для всех отраслей права, о соотношении понятия «должностного лица» с иными субъектами служебных преступлений. Сужение законодательных рамок термина «должностного лица» не способствовало разрешению существовавших проблем, а скорее создало новые, связанные с возможностью признания тех или иных лиц должностными.

Необходимость разрешения этих вопросов, а также некоторых других сопутствующих проблем, и предопределила актуальность и выбор темы настоящего исследования.

Список литературы

1. Крепицкий И. «Должностное лицо” в уголовном праве (эволюция понятия) //Законность, 1997, № 10, С. 25.

3. Курс уголовного права. Особенная часть. Том 5. Учебник для вузов / Под ред. Г.И. Борзенкова и B.C. Комиссарова. — М., 2002.

4. Уголовное право. Общая часть: Учебник/ Под ред. В. Н. Петрашева.

5. Преступления против Государственной власти. – М.: Юнита 6 / Под ред. Ю.В. Будаевой. 2002г.

6. Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, B.C. Комиссарова, А.И. Рарога. — М., 2003

Крепицкий И. «Должностное лицо” в уголовном праве (эволюция понятия) //Законность, 1997, № 10, С. 25.

Курс уголовного права. Особенная часть. Том 5. Учебник для вузов / Под ред. Г.И. Борзенкова и B.C. Комиссарова. — М., 2002.

Уголовное право. Общая часть: Учебник/ Под ред. В. Н. Петрашева.

Преступления против Государственной власти. – М.: Юнита 6 / Под ред. Ю.В. Будаевой. 2002г.

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫЕ — преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата, если налицо сочетание двух признаков: виновный является должностным лицом, а совершенные им общественно опасные действия (бездействие) связаны с его служебным положением. В УК РФ получили наименование «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (гл. 30). К ним относятся злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, дача взятки, получение взятки, служебный подлог, халатность и др.

Субъект преступления — лицо, осуществляющее воздействие на объект уголовно-правовой охраны и способное нести за это ответственность. Признаки субъекта преступления образуют один из элементов состава преступления. Наличие у лица, совершившего преступление, определённых субъективных признаков может рассматриваться также как условие уголовной ответственности. К числу обязательных признаков субъекта относятся: Характеристика лица как физического (а в некоторых странах — и как юридического). Возраст. Вменяемость.

В УК РФ основные признаки субъекта преступления перечислены в ст. 19, которая носит название «Общие условия уголовной ответственности» и гласит: «уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом».

Субъектом преступления признаётся только физическое лицо. К числу физических лиц, которые могут подлежать уголовной ответственности, согласно ст. 11-12 УК РФ, относятся как граждане РФ, так и иностранные граждане, лица без гражданства и лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).

Общий возраст уголовной ответственности устанавливается в 16 лет. Устанавливается также пониженный возраст уголовной ответственности (14 лет) для отдельных составов преступлений.

Действующий УК РФ устанавливает, что не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ч. 1 ст. 21 УК РФ).

Кроме того, имеется норма и об ограниченной вменяемости: ч. 1 ст. 22 гласит: «Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности». При этом, согласно ч. 2 ст. 22, данное расстройство учитывается судом при назначении наказания (поскольку таких расстройств нет в перечне отягчающих обстоятельств, они могут рассматриваться лишь как смягчающие вину и ответственность) и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

Ст. 23 УК РФ устанавливает, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности. Смысл этой статьи заключается в том, что опьянение признаётся нейтральным обстоятельством по отношению к вменяемости лица; оно не признаётся способным оказывать на неё влияние. В связи с этим лица, совершившие преступления в состоянии опьянения, несут ответственность на общих основаниях. Положения ст. 23 УК не следует понимать как влекущие однозначное признание лица вменяемым в момент совершения преступления. Лицо, находящееся в момент совершения преступления в состоянии опьянения, может страдать иным расстройством психики и вследствие этого быть невменяемым.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Понятие должностного преступления. Субъект преступления.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Понятие должностного преступления. Субъект преступления.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Понятие должностного преступления. Субъект преступления.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Определение 1

Злоупотребление полномочиями — это умышленно сделанное действие, являющиеся общественно опасным, посягающим на установленный в различных организациях служебный порядок и наносящее значительный вред правам/законным интересам физических и юридических лиц, а также интересам общества и государства, которые охраняются законом. Перечень деяний, подпадающих под это определение прописан в статье 201 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Под общественной опасностью подобных преступных деяний подразумевается подрыв установленного служебного порядка в организациях коммерческого и иного типа, а также в значительном нарушении законных интересов граждан в частности и всего государства (а также общества и организаций) в целом.

Согласно статистическим данным в России зарегистрированная часть подобных нарушений составляет очень малую долю. Так с 1997 по 2011 год доля осужденных по указанной выше статье составляла от 0,01 до 0,03%.

Какова уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями

Согласно статье 201 Уголовного Кодекса РФ (действует с 1996 года) за злоупотребление своими полномочиями предусматривается уголовная ответственность. Сама статья разбивается на 2 части, в которых отражаются (соответственно):

  • основной состав преступления (часть 1);
  • квалифицированный состав преступления (часть 2).

Также в этой статье описана классификация тяжести преступного деяния: средней тяжести и тяжкое. В дополнение к статье идут три примечания, которые описывают:

  • в первом — понятие лица, занимающегося выполнением управленческих функций в коммерческих организациях, а также прочих, включая некоммерческие и не относящиеся к госорганам;
  • во втором — частично-публичный порядок преследования по уголовному делу;
  • в третьем — публичный порядок подобного преследования.

Упоминаемые в примечаниях преступления прописаны в главе 23 Уголовного Кодекса РФ и в статье 23 Уголовно-процессуального Кодекса РФ.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Что является объектом злоупотребления полномочиями. Основные понятия, относящиеся к злоупотреблению полномочиями.

Определение 2

К основному объекту преступного посягательства при злоупотреблении полномочиями относят служебные интересы в организациях любого типа.

Определение 3

К факультативным объектам злоупотреблений полномочиями относят права, а также законные интересы физических и юридических лиц. Помимо этого к ним относятся интересы общества/государства, находящиеся под охраной закона, которые в результате злоупотреблений виновника несут потери (например, вред жизни, здоровью, собственности).

Определение 4

Объективная сторона составов преступления — это деяние, облеченное в форму действия/бездействия.

Активные преступные действия подразумевают использование виновником своих полномочий в нарушение законных интересов организации. Пассивные преступные действия выражаются в отказе от выполнений необходимых управленческих действий.

Определение 5

К законным интересам причисляют поддержание порядка во взаимоотношениях между организацией и сторонними лицами, финансовой дисциплины и конкурентоспособности, а также обеспечение эффективности кадровой политики и распределения прибыли.

Согласно законодательной конструкции основной состав такого преступления, как злоупотребление полномочиями, относится к формально-материальным. Состав подобного преступного деяния считается оконченным тогда, когда наступает существенный вред правам/интересам (законным) физических и юридических лиц, а также общества и государства.

Замечание 1

Понятие существенного (значительного) вреда относится к оценочному типу и включает в себя крупноразмерные убытки, сокращение числа рабочих мест, ухудшение позиций организации на товарном рынке, снижение рентабельности и базы налогообложения, утрату жилья или места работы потерпевшим. Также такой вред может выражаться в форме ущерба, нанесенного деловой репутации организации, что классифицируется как общественно-опасное последствие нематериального типа.

При этом состав подобного преступного деяния классифицируется как материальный и он считается оконченным в момент наступления последствий, характеризуемых как тяжкие.

Замечание 2

Понятие тяжких последствий также относится к оценочным и включает в себя финансовую несостоятельность потерпевшего, нарушение работы организации и тому подобное.

Кто считается субъектом нарушения полномочий

Определение 6

Субъектом преступного посягательства при нарушении полномочий считают физически вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет на момент момент его совершения и выполняющее управленческие функции в организации.

С субъективной стороны состав преступного деяния в области злоупотребления полномочиями характеризуется наличием вины, имеющей форму умысла. То есть, виновный осознает социальную опасность своего поступка, понимает возможность/неизбежность существенного вреда или более тяжких последствий от этого, желает их (или не желает, однако сознательно допускает), соответственно относится к факту их наступления безразлично.

Чтобы злоупотребление полномочиями квалифицировалось как преступление в наличии должна быть цель совершения такого проступка — а именно получение выгоды или каких-либо преимуществ для себя или иных лиц, а также нанесение вреда кому-то.

Рисунок 1. Различия между злоупотреблением полномочиями и должностными полномочиями

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий