Субъекты экологических отношений

Специфика экологических правоотношений в первую очередь обусловлена их объектами. Под объектами правоотношений традиционно понимается то, по поводу чего складываются данные правоотношения. Поскольку правоотношения складываются либо по поводу каких-либо объектов материального мира, либо по поводу определенного порядка, в экологических правоотношениях выделяются:

  • • природные объекты в виде их элементов, целостных объектов, природных комплексов и окружающей природной среды в целом;
  • • порядок эксплуатации и охраны природных объектов.

Природные объекты как объекты экологических правоотношений

характеризуются:

  • — естественным характером происхождения данных объектов, который порождает возникновение таких видов экологических правоотношений, как отношения по ведению кадастра недвижимости (в части отдельных компонентов природной среды), реестров, мониторинга и др.;
  • — существованием природных объектов в естественных экологических связях. Объективные законы природы накладывают на правоотношения отпечаток действия. Например, обязанность субъектов экологических правоотношений при осуществлении хозяйственной деятельности и размещении производственных объектов обеспечивать сохранность миграционных путей диких животных (ст. 22 Закона о животном мире) отражает объективный закон природы, который заключается в сезонных перемещениях видов дикой фауны.

В качестве объектов экологических правоотношений природные объекты подразделяются:

  • — на природные объекты, характеризующиеся однородными свойствами (земли, воды, леса, недра, дикая фауна). В силу однородности этих объектов, а также отношений, складывающихся по их поводу, экологические правоотношения можно подразделить на земельно-правовые, водноправовые и т.д. Причем в каждой из образованных таким образом систем законодательства (земельное, водное и др.) имеется основополагающий нормативный правовой акт (ЗК РФ, ВК РФ, ЛК РФ и др.);
  • — природные комплексы (например, отношения, касающиеся особо охраняемых природных территорий, регулируются Законом об особо охраняемых природных территориях; лечебно-оздоровительных местностей — Законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах);
  • — окружающую среду в целом, которая выступает объектом экологических правоотношений при определенных видах антропогенного воздействия на нее. В частности, предусмотрены меры правового воздействия в случаях превышения предельно допустимых уровней воздействия на окружающую среду и т.п.

Порядок эксплуатации и охраны природных объектов может быть:

  • — порядком эксплуатации природных объектов, при котором устраняется возможность природоохранительных нарушений. Например, лимитирование водопотребления и водоотведения предотвращает истощение и загрязнение водоемов;
  • — порядком охраны природных объектов, при котором достигается цель, продиктованная необходимостью этой охраны. Так, введение ограничений на использование отдельных природных объектов в целях охраны окружающей природной среды позволяет достичь той или иной цели, стоящей в данный момент и в конкретной местности.

Объекты экологических правоотношений первого вида можно назвать материальными, второго — юридическими (последние представляют собой законность и правопорядок в экологических правоотношениях как главную цель эколого-правового режима).

Особенности объектов экологических правоотношений оказывают влияние на содержание данных правоотношений, основу которого составляют правомочия субъектов. Так, в зависимости от степени нарушения почвенного покрова земли землепользователь обязан принять противоэрозионные мероприятия (если почва поражена эрозией), почвенно-восстановительные или рекультивационные (если допущено механическое нарушение этого покрова) либо мелиоративные (если ухудшились природные свойства почв). Особенности объектов экологических правоотношений служат главным критерием отграничения правоотношений данной природы от правоотношений, складывающихся в других отраслях правового регулирования. Например, правоотношения по обеспечению ветеринарного благополучия сельскохозяйственного скота не могут быть отнесены к числу экологических, поскольку объектом экологических правоотношений могут быть только дикие животные в условиях естественной свободы.

Особенности объектов экологических правоотношений могут быть типичными и индивидуальными (например, земли по целевому назначению подразделены на категории; леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению — на защитные, эксплуатационные и резервные; водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей — на поверхностные и подземные). Типичные особенности влияют на содержание правоотношений в значительно большей степени, чем индивидуальные.

Предмет экологического права.

Под предметом правового регулирования понимается строго определенная область общественных отношений, качественно отличающихся от иных общественных отношений, образующих предмет другой отрасли права. Так как в качестве объекта правового регулирования в рассматриваемой нами сфере выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы — земля, недра, воды и др. и связанные с ними интересы человека, можно сказать, что предметом являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды.

В научной и учебной литературе по экологическому праву в качестве его предмета традиционно выделяется две группы общественных отношений — по использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды (охране природных ресурсов).

Но как реакция на общественную потребность, формируемое экологическое право России регулирует некоторые иные отношения, выходящие за рамки традиционных. Это отношения собственности на природные объекты и ресурсы и отношения по защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Таким образом, учитывая интересы и потребности человека и гражданина в сфере взаимодействия общества и природы, опосредованные в праве, предмет современного российского экологического права образуют отношения:

— собственности на природные объекты и ресурсы;

— по природопользованию;

— по охране окружающей среды от разных форм деградации;

— по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В доктрине экологического права отношения, регулируемые им, называются экологическими.

Под объектом экологических отношений понимаются общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения.

В современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов таких отношений выделяются:

а) окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа),

б) природные комплексы,

в) отдельные природные объекты или ресурсы.

а) В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. В Законе определяются и отдельные составляющие этого понятия. При этом под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;

антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

б) Природные комплексы — естественные экологические системы и иные совокупности природных объектов и ресурсов. (Природный комплекс — комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками). Они являются самостоятельным объектом экологических отношений, регулируемых нормами экологического права. Природными комплексами являются особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заповедники, курорты и др.), специальные зоны и иные охраняемые территории (водоохранная зона, санитарно-защитная зона…, территории традиционного природопользования и др.), внутреннее море, континентальный шельф, свободная экономическая зона, экологически неблагополучные территории и др.

в) Отдельными природными объектами и ресурсами, по поводу которых складываются общественные отношения, регулируемые в законодательстве, являются земля, почвы, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, околоземное космическое пространство.

Объекты и субъекты

Объекты правоотношений, возникающих в сфере экологии, рассматриваются Законом об охране окружающей среды (статья 4). В качестве объектов законодательство трактует объекты, подлежащие охране в окружающей среде, которые также могут являться объектами экологических отношений в сфере права, включая:

  • землю и ее недра, почву;
  • воды, включая поверхностные и подземные;
  • лес и прочая растительность;
  • животных и других организмов, в том числе их генетический фонд;
  • атмосферу, ее озоновый слой и околоземное пространство космоса.

Замечание 1

В число объектов, которые необходимо охранять в первую очередь, важно отнести определенные виды естественных систем экологии; ландшафт природы и природные комплексы, которые не подверглись антропогенному воздействию.

Особая охрана необходима для:

  • объектов, которые входят в состав Списка всемирного культурного и природного наследия;
  • природных заповедников государства, включая биосферные, природные заказники страны, природные памятники, национальные дендрологические природные парки, ботанические сады, лечебные местности и курорты и др;
  • исконной среды обитания, мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа государства;
  • объектов, которые обладают особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и прочим ценным значением;
  • континентального шельфа и исключительным экономическим зонам РФ;
  • редких или находящихся под угрозой вымирания почв, лесов и прочей растительности, животных и прочих организмов, включая места их обитания.

Что касается субъектов, то в экологические правоотношения по закону способны вступать различные субъекты. Классификация разделяет их на публичных и частный. Первые из них в свой состав включают:

  • Российскую Федерацию и ее субъектов;
  • муниципальные образования;
  • высшие органы власти государства, включая Президента, Государственную Думу, Правительство страны, Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
  • специально уполномоченные органы государства, работающие в сфере охраны окружающей среды и пользования природой;
  • представительские и исполнительные органы государственной власти соответствующих субъектов, включая сформированные ими специальные органы, с помощью которых происходит управление природопользованием и охраной окружающей среды;
  • органы местного самоуправления, включая формируемые ими специальные органы, которые управляют в сфере охраны природы и др.

Частные субъекты представлены следующими:

  • гражданами РФ, иностранными лицами и лицами без гражданства, которые по закону находятся на территории нашей страны, включая тех, кто ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • общественными экологическими объединениями и прочими некоммерческими организациями, включая отечественными отделениями международных неправительственных учреждений, связанных с экологией;
  • отечественными и иностранными юридическими лицами, юридическими лицами со смешанным капиталом.

Правовые отношения частных субъектов обладают гражданско-правовым характером, а отношения публичных и частных субъектов предполагают императивность.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Основные экологические правовые нормы

Экологические нормы права включают предписания и правила, которые включены в законы и подзаконные правовые акты, имеющие отношение к регулированию общественных отношений. Эти отношения касаются охраны окружающей среды, природопользования, поддержания безопасности в сфере экологии.

Замечание 2

Подобные нормы классифицируются на нормы в виде дефиниций, деклараций, принципов и регуляторов.

В условиях современности складывается положительная тенденция, в соответствии с которой происходит нормативное закрепление соответствующих ключевых понятий. Закон об охране окружающей среды рассматривает благоприятную окружающую среду в качестве среда, качественная составляющая которой способна обеспечивать устойчивое развитие и функционирование естественных экологических систем, а также антропогенных и природных объектов. Аналогично законодатель подходит к этому вопросу в ст. 1 Закона о животном мире, в ст. 1 ФЗ № 113″О гидрометеорологической службе» и в прочих нормативных актах, посвященных этой тематике.

Замечание 3

Все это оказывает влияние на единообразие в понимании одних и тех же явлений, процессов, событий разными субъектами, что дает возможность точно формировать практику применения права.

Норма в виде декларации имеет характер лозунга. Подобные нормы в большинстве не подкрепляются твердыми гарантиями от публичной власти или способны повлечь за собой ответственность в случае их невыполнения. Статья 42 Конституции содержит положение, что каждое лицо вправе жить в благоприятной окружающей среде, но на практике реальное обеспечение этого права со стороны государства пока невозможно по причинам объективного и субъективного характера. Как декларация звучит и 58 статья Конституции, которая закрепляет обязанность для всех сохранять природу и окружающую среду. Из смысла этой нормы не совсем понятно, как осуществляется подобная охрана окружающей среды, как и нет в ней прямого указания на ответственность, если обязанность не будет выполнена.

Нормы в виде принципов представляют собой закрепленные в законодательстве ключевые положения. Они предназначены для участников (субъектов) соответствующих правоотношений.

Пример 1

Так, в 3 статье Закона об охране атмосферного воздуха сформулированы принципы, в соответствии с которыми не допускаются необратимые последствия загрязнения атмосферы для окружающей среды, при этом обязательным признается государственное регулирование выброса вредных (загрязняющих) веществ и вредного физического воздействия.

Нормы-регуляторы способны непосредственно определять рамки поведения соответствующих субъектов экологических правоотношений. Если содержащиеся в них предписания не исполняются или исполняются ненадлежащим образом, то это приведет к определенным негативным последствиям как для частных, так и для публичных субъектов. Например, необоснованная волокита со стороны специально уполномоченных государственных органов в сфере охраны и использования водных объектов по поводу принятия решений о предоставлении в пользование водных объектов оспаривается в суде. В результате выносится судебное решение, которое обязывает соответствующий орган к принятию решения.

Экологические правовые нормы включены в источники экологического права.

Для возникновения, изменений или прекращения правоотношений в области экологии, необходимы соответствующие основания, которые представляют собой юридические факты в виде явлений, событий, действий (бездействие) субъектов, решений органов публичной власти и решений суда, которые влекут за собой правовые последствия.

Пример 2

Вступление гражданина в право наследования участком земли может быть основано на допускаемом гражданским законодательством событии, например, смерти наследодателя. Гражданин-наследник в этом момент становится участником экологических правоотношений, так как наделяется соответствующими его статусу правами, возлагая на себя соответствующие обязанности.

Если же произойдет стихийное бедствие, то это приведет к тому, что у собственника временно будет изъят земельный участок на основе решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти. Собственник останется собственником, но не сможет использовать уже свой участок по назначению. Здесь налицо изменение правоотношений или их прекращение (когда невозможно вернуть собственнику временно изъятый участок после того, как он получил соответствующую компенсацию.

Что касается возникновения экологических правоотношений по причине бездействия, то это может произойти в случае, когда лесопользователь не принял необходимых мер для того, чтобы обеспечить пожарную безопасность на переданном ему в пользование участке лесного фонда. В этой ситуации органом лесной охраны даже в случае отсутствия реального вреда от этой противоправной пассивности могут быть приняты меры принудительного характера в отношении к пользователю леса.

Пример 3

Прекращение правоотношений возникает через официально заявленный отказ природопользователя от реализации своих прав.

Решение уполномоченного органа государство может изменять характер экологических правоотношений, например, при приостановке действия выданных лицензий по причине несоблюдения пользователями установленных требований. При этом, природопользователь остается таковым официально, но не является фактически, так как без устранения в установленный срок требований внесенного ему предписания, он не вправе в полной мере реализовать свое право.

Судебные решения порождают, изменяют, прекращают экологические правоотношения. К примеру, положительное судебное решение по иску гражданина, который пострадал от вредного воздействие на его здоровье со стороны хозяйствующего субъекта. Это порождает обязанность субъекта выплатить потерпевшему доказанную в суде компенсацию. Причинно-следственная связь работы организации и наступившего ухудшения здоровья гражданина часто очевидна, но возможность получить ее он получает только после вынесения соответствующего решения судом. Это обусловлено тем, что добровольность подобного возмещения экологическое законодательство не презюмирует.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Экологические отношения: понятие, особенности, структура

Экологические отношения — самостоятельная область общественных отношений, которые развиваются в процессе взаимодействия общества и природы.

Взаимодействие общества и природы исторически подразделяется на две подсистемы, существующие в единстве и борьбе противоречий:

  • экологическую;
  • экономическую.

Экономическая подсистема направлена на потребление природных ресурсов как источников продовольствия и сырья, на использование природной среды в качестве места и средства жизни. Она выражает экономические интересы общества, олицетворяющие потребительское отношение к природе.

Экологическая подсистема выражает потребности общества и отдельного человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде.

Экологические отношения вторичны по своему происхождению. Они возникают как защитная реакция на появление отрицательных последствий экономической деятельности человека по использованию природы.

Формы экологических отношений:

  1. охрана природы (сохранение естественных экосистем, памятников природы, заповедников).
  2. рациональное использование природных ресурсов, которое сочетает экономное использование природных ресурсов с учетом требований охраны окружающей природной среды.
  3. оздоровление и улучшение окружающей человека природной среды.

Виды экологических отношений:

  • природоохранительные;
  • природноресурсовые.

Природоохранительные отношения возникают в связи с охраной природных объектов в комплексе их взаимосвязи с экологической средой. Непосредственными объектами охраны здесь выступают природная среда как совокупность экологических систем, отдельные природные комплексы и территории.

Природноресурсовые отношения — отраслевые. Они складываются применительно к отдельным охраняемым природным объектам, природным ресурсам, которые служат источниками удовлетворения экономических потребностей. В данном аспекте они включают:

  • земельноохранительные;
  • отношения по охране недр;
  • лесоохранные;
  • водоохранные;
  • отношения по охране животного мира;
  • отношения по охране атмосферного воздуха.

Для этих отношений характерна двойная связь. С одной стороны, выполняя охранительные задачи, они входят в состав экологических отношений. С другой — образуют органическое целое с отношениями в области рационального использования земель, недр, вод, лесов и т.д.

Экологические правоотношения: понятие, особенности, структура

Объектом правового регулирования со стороны государства являются соответствующие социальные отношения. Будучи урегулированными нормами права, данные отношения приобретают качественно иной, правовой характер. Социальные отношения, урегулированные со стороны государства нормами права, в теории права носят название правоотношений.

Состав экологических правоотношений

Правоотношение является сложным социальным образованием, имеющим определенное внутреннее строение, составными элементами которого являются участники, объекты и содержание правоотношения.

Участники правоотношений (субъекты):
  1. физические лица;
  2. юридические лица;
  3. государство.

Участники экологических правоотношений выступают в них в качестве:

  1. носителей экологических прав и обязанностей;
  2. субъектов хозяйственной и иной деятельности (в том числе природопользователей, а в предусмотренных законодательством случаях — собственников природных ресурсов), к которым предъявляются природоохранные требования;
  3. лиц, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды и защиты экологических прав.

Кроме того, государство в лице специально уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления выступает в экологических правоотношениях в качестве правоприменителя.

Содержание правоотношений

Содержание правоотношений составляют взаимные права и обязанности их участников.

Объект экологических отношений

Объект экологических отношений — общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения, а также действия, поведение субъектов экологических правоотношений.

Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов таких отношений выделяются:

  1. окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа);
  2. природные комплексы;
  3. отдельные природные объекты или ресурсы;
  4. действия, поведение субъектов экологических правоотношений.

Окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа) является интегрированным объектом, а другие — дифференцированными объектами.

Основными свойствами компонентов окружающей среды как объектов экологических правоотношений являются их естественное происхождение и неразрывная связь с природой. Если какой-либо компонент окружающей среды изъят из нее и обособлен, не состоит более с ней в неразрывной связи (земля в цветочном горшке, вода, текущая по водопроводным трубам), то он является объектом иных правоотношений (гражданско-правовых, отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения).

Окружающая среда определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Иначе можно сказать, что окружающая среда – совокупность природной среды и антропогенных объектов (определения даны в ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Природная среда или природа определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект — как природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенным объектом является объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Таким образом, в состав окружающей среды в отличие от природы включены антропогенные объекты. Однако в соответствии со ст. 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны являются:

  • земля, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иная растительность, животные и другие организмы, их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Т.е антропогенные объекты в список объектов охраны не включены (Прим.: ФЗ следовало бы назвать Закон об охране природной среды).

Закон определяет также иные объекты охраны: природные, природно-антропогенные объекты, естественные экологические системы, природные комплексы, природные ландшафты, природные ресурсы, компоненты природной среды. Компонентами природной среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Определения ряда компонентов природной среды установлены отдельными федеральными законами.

Объектом правоотношений являются также действия их субъектов. Так, например, если хозяйствующий субъект осуществляет загрязнение окружающей среды сверх установленных нормативов, то на него налагается ответственность в соответствии с действующим законодательством, а также может быть подан в суд иск о прекращении его деятельности. В данном случае объектом правоотношений будет поведение субъекта.

Часто экологические правоотношения включают совокупность приведенных объектов. Так, например, при привлечении хозяйствующего субъекта к ответственности за нарушение нормативов выбросов и сбросов к объекту данного правоотношения относятся действия ответственного субъекта и состояние компонентов окружающей среды.

Виды экологических правоотношений

Экологические правоотношения классифицируются по тем же критериям, что и правоотношения, относящиеся к любой иной отрасли права. Прежде всего, они сами являются составляющим элементом системы правоотношений, делящейся по отраслям права (трудовые, гражданско-правовые, семенные и т.д.).

В зависимости от оснований возникновения:
  • общие (возникают на основании нормы закона, их субъекты конкретно не определены, создается лишь правовое состояние. Так, в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственник земельного участка имеет право без получения лицензии осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд на глубину до 5 м);
  • конкретные (возникают на основании иных юридических фактов. Например, если хозяйствующий субъект намерен осуществлять разработку полезных ископаемых, не отнесенных к общераспространенным, он обязан совершить установленные законодательством действия: обратиться в соответствующий орган государственной власти, получить лицензию).

В зависимости от индивидуализации субъектов:

  • абсолютные (точно определена лишь одна сторона — носитель субъективного права, обязанными же являются все другие лица — «всякий и каждый». Так, в соответствии со ст. 6 ВК водопользователь-гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд…. Гражданин является носителем субъективного права, которому противостоит обязанность всех иных лиц данное право не нарушать);
  • относительные (определены обе стороны. Когда в соответствии с законодательством заключается договор водопользования, возникает относительное правоотношение между водопользователем и органом государственной власти).

В зависимости от норм права:

  • материальные (возникают на основании норм материального права, устанавливают права и обязанности участников правоотношений);
  • процессуальные (возникающие на основе процессуальных норм, устанавливают формы реализации материальных норм).

По соответствию юридическим функциям права:

  • регулятивные (существуют в условиях соблюдения законодательных предписаний);
  • охранительные (возникают при нарушении законодательства и соответствующей реакции государства либо пострадавшей стороны на такое нарушение).

Под объектом экологических отношений понимаются общественно значимые природные ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения. Подчеркнем, что специфика объекта предопределяет специфику общественных отношений, регулируемых в экологическом праве и образующих его предмет.

Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов таких отношений выделяются:

а) окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа),

б) природные комплексы,

в) отдельные природные объекты или ресурсы.

Окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа) является интегрированным объектом, а другие — дифференцированными объектами.

А. Если рассматривать вопрос об интегрированном объекте в историческом аспекте, то в экологическом праве России до 90-х годов XX века им была природа.

В естественнонаучном смысле природа — совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии, не являющемся продуктом трудовой деятельности человека. В юридическом смысле наряду с совокупностью объектов и систем материального мира в их естественном состоянии в понятие «природа» обоснованно включаются также некоторые объекты, созданные трудом человека: искусственно насаженный лес, выращенная на рыбозаводах и выпущенная в водоем рыба, дикое животное, выпущенное в угодья для постоянного обитания. Основными критериями при определении объекта как элемента природы служат неотделимость от естественных условий, неразрывность экологических связей, неизолированность от действия стихийных сил.

Природа как совокупность объектов и систем материального мира в их естественном состоянии — это вся Вселенная, включая Землю, Солнце, Космос. Но как объект отношений, регулируемых нормами экологического права, понятие «природа» ограничено пределами практического использования человеком и антропогенного воздействия на нее.


Как интегрированный объект экологических отношений понятие «природа» в современном экологическом законодательстве и праве употребляется редко. Оно необоснованно вытеснено из данной отрасли понятием «окружающая среда». К немногим законам, содержащим требования относительно природы, относится Конституция России. В ст. 58 на каждого возложена обязанность сохранять природу и окружающую среду.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» также употребляет данную категорию как синоним природной среды. Закон определяет природную среду (природу) как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Понятие «окружающая среда» как объект экологических отношений было заимствовано из зарубежного права, где оно имеет более широкое содержание. Как правило, там в него включаются, наряду с естественными элементами, объекты социальной среды, такие, к примеру, как памятники истории и культуры. Включение в содержание окружающей среды в зарубежном законодательстве элементов социальной среды позволяют там существующие системы законодательства.

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. В Законе определяются и отдельные составляющие этого понятия. При этом под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. Природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Обращаем внимание законодателя на научно не обоснованное расширение в Законе понятия окружающей среды.

В науке интенсивно формируемого российского экологического права много внимание уделялось вопросу содержания понятия окружающей среды. Наряду с этим понятием в российском законодательстве употребляются смежные понятия: «среда обитания» (Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии») и «среда жизнедеятельности» (Градостроительный кодекс РФ»). Эти понятия — более широкие по содержанию в сравнении с понятием окружающей среды и корректно включают последнюю в свое содержание. Важно подчеркнуть, что понятия «среда обитания» и «среда жизнедеятельности» наряду с элементами природной среды корректно включают и объекты социальной среды. Когда же законодатель определил окружающую среду как правовую категорию, включающую наряду с природными компонентами антропогенный объект, то тут встают вопросы об общественных потребностях в этом, в обоснованности и главное — в наличии соответствующих правовых механизмов их охраны.

Законодатель не называет те антропогенные объекты, которые нуждаются в охране, нормами экологического права наряду с природными объектами — атмосферным воздухом или водами. Известно, что человеком создан огромный ряд объектов для обеспечения своих социальных потребностей, которые не обладают свойствами природных объектов. Это, в частности, автомобиль, телефон, стул и др. Неясно, как, с помощью каких инструментов законодатель собирается охранять их нормами экологического права и зачем?

Анализ законодательства в историческом аспекте убеждает в том, что в экологическом праве понятия «окружающая среда», «окружающая природная среда», «природная среда», «природа» тождественны. Соответственно окружающая среда может быть определена как окружающая природная среда (природная среда, природа), то есть совокупность природных комплексов, природных объектов и природных ресурсов, включая атмосферный воздух, воды, землю, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат и околоземное космическое пространство, в их взаимосвязи и взаимодействии.

Хотя в законодательстве об окружающей среде понятие «природа» почти не употребляется, отношения по поводу использования и охраны природы фактически регулируются посредством регулирования использования и охраны ее комплексов, отдельных объектов или ресурсов. В науке экологического права высказываются обоснованные предложения об отказе употребления в российском праве понятия окружающей среды в пользу понятия «природа» <22>.

<22> Шестерюк А.С. Экологическое право: проблемы методологии: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Санкт-Петербург, 2000. С. 77.

Б. Природные комплексы — естественные экологические системы и иные совокупности природных объектов и ресурсов — являются самостоятельным объектом экологических отношений, регулируемых нормами экологического права. Природными комплексами являются особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заповедники, курорты и др.), специальные зоны и иные охраняемые территории (водоохранная зона, санитарно-защитная зона…, территории традиционного природопользования и др.), внутреннее море, континентальный шельф, свободная экономическая зона, экологически неблагополучные территории и др. К несомненным достоинствам современного этапа развития экологического законодательства относится, в частности, принятие ряда федеральных законов, регулирующих общественные отношения по поводу природных комплексов.

В. Отдельными природными объектами и ресурсами, по поводу которых складываются общественные отношения, регулируемые в законодательстве, являются земля, почвы, недра, воды, атмосферный воздух, леса и растительный мир вне лесов, животный мир, околоземное космическое пространство. В качестве самостоятельных объектов регулирования в законодательстве и праве выделяются части отдельных природных объектов (ресурсов) — озоновый слой, редкие и находящиеся под угрозой уничтожения виды растений и животных, климат как режим погоды, характерный определенной местности.

Под природным объектом понимается вся совокупность вещества природы одного вида — земли, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов и дикого растительного мира вне лесов, дикого животного мира и др. — в глобальном или в национальном масштабе.

Природный ресурс — более узкое понятие по сравнению с природным объектом — это часть природных объектов, используемых человеком для удовлетворения своих потребностей. К примеру, животный мир весьма разнообразен. Это рыбы, охотничья дичь, комары и пр. Все виды в совокупности образуют животный мир как природный объект. При этом животный мир как природный ресурс образуют лишь виды, которые используются человеком. Интересно, что к объектам охраны по Закону РСФСР «Об охране природы в РСФСР» (1960 г.) относилась лишь полезная дикая фауна.

Для создания оптимального правового механизма обеспечения рационального использования и охраны природных объектов (ресурсов) они классифицируются на исчерпаемые и неисчерпаемые; возобновимые и невозобновимые; восполнимые и невосполнимые. С учетом специфических характеристик того или другого природного ресурса законодатель устанавливает правовые требования по его использованию и охране.

Является ли объектом экологических отношений человек? В законодательстве прямого ни положительного, ни отрицательного ответа на него нет. В доктрине экологического права этому вопросу также пока мало уделяется внимания. Однако, основываясь на анализе действующего российского законодательства об окружающей среде, можно утверждать, что человек также может быть отнесен к объектам охраны. Человек — органический элемент природы. С учетом специфики его организма он так же экологически зависим от состояния воды, атмосферного воздуха, как зависимы от них олень или полевой цветок. Без воды погибает и человек, и цветок. В загрязненной среде деградирует и человек, и олень. В той степени, в какой человек своим здоровьем и жизнью связан экологически с природной средой, он часть природы и соответственно один из объектов ее охраны. Подтверждением тому являются положения законодательства о нормировании предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воде, атмосферном воздухе и почве и нормировании предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных воздействий на окружающую среду. Нормативы ПДК и ПДУ устанавливаются на уровне, отвечающем интересам охраны здоровья человека и растительного и животного мира.

Будучи существом биосоциальным, человек и его интересы выступают одновременно в экологическом праве как объекты опосредованной охраны. Речь идет об имуществе человека, которое может пострадать от вредного воздействия загрязненного воздуха, воды или почвы. Так, могут пострадать сельскохозяйственные посевы, домашние животные, здания, сооружения. Соответственно каждый человек имеет право на возмещение ущерба, причиненного его имуществу экологическим правонарушением.

Добавить комментарий