Субъекты избирательного процесса

Граждане и их объединения, реализующие конституционные избирательные права, а также лица и организации, обеспечивающие проведение выборов. Избирательное законодательство выделяет три группы таких субъектов: 1) граждане, наделенные активными избирательными правами (избиратели). В качестве избирателей выступают граждане, достигшие установленного законом возраста, по достижению которого они могут осуществлять принадлежащие им активные избирательные права. Соответственно, избирателем признается гражданин, обладающий правом участия в голосовании на выборах депутатов и выборных должностных лиц. К другим юридическим характеристикам избирателя следует отнести дачу им согласия на выдвижение своей кандидатуры на выборную должность; участие в выдвижении кандидатов; самовыдвижение; внесение своей фамилии в подписные листы в поддержку выдвижения и регистрации соответствующего лица кандидатом в депутаты и на выборную должность; агитация за или против избрания кандидата депутатом или выборным должностным лицом; участие в иных предвыборных мероприятиях; финансирование кандидатов; выполнение функций доверенного лица кандидата, наблюдателя; вхождение в состав избирательных комиссий и т.д. Совокупность всех граждан, обладающих активным избирательным правом, образует избирательный корпус. Совокупность избирателей, намеревающихся принять непосредственное участие в избирательной кампании, именуют электоратом. К этой же группе субъектов избирательного права кроме избирателей относятся: кандидаты (в депутаты/на выборные должности), список кандидатов, зарегистрированные кандидаты (зарегистрированный список кандидатов), избирательные объединения, избирательные блоки. К этой группе примыкают участники избирательного процесса, представляющие интересы кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков. К ним относятся доверенные лица кандидатов, уполномоченные представители избирательных объединений (блоков), члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдатели: особую группу субъектов избирательного процесса образуют лица и органы, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан. К таковым прежде всего относятся избирательные комиссии, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, а также главы муниципальных образований; в некоторых случаях — суд соответствующего уровня. Соответственно, субъектами избирательного права являются:

1) граждане, обладающие активными избирательными правами (избиратели);

2) граждане и их объединения, реализующие пассивные избирательные права, — кандидаты на выборные должности, избирательные объединения и избирательные блоки, их уполномоченные представители, инициативные группы граждан по выдвижению кандидата на выборную должность; представители кандидатов, их доверенные лица, наблюдатели;

3) избирательные органы — избирательные комиссии.

Избирательное объединение: понятие, порядок образования, избирательные блоки

Избирательным объединением является политическое общественное объединение, созданное в установленном федеральным законом порядке, для участия в выборах, имеющее свой устав, зарегистрированный в органах юстиции. Его цель — участие в жизни общества путем влияния на формирование политической воли граждан, участия в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участия в организации и деятельности указанных органов. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (ст. 2) избирательное объединение может быть представлено в следующих организационно-правовых формах: политическая партия; политическая организация; политическое движение. Избирательное объединение есть разновидность политического общественного объединения, устав которого специально предусматривает возможность участия в политической жизни, участия в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов, а также участия в деятельности этих органов.

Обязательным условием признания общественного объединения избирательным является его регистрация в органах юстиции не позднее чем за 1 год до дня голосования. Государственная регистрация производится органами юстиции. Общественное политическое объединение должно иметь регистрацию на уровне, соответствующем уровню выборов. Общероссийское политическое объединение регистрируется Министерством юстиции РФ, межрегиональное — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа объединения, региональное и местное — органами юстиции соответствующего субъекта РФ. Регистрация избирательного объединения предоставляет ему право выдвигать кандидатов в высшие федеральные органы, а также в региональные и местные органы на соответствующих выборах. Избирательные объединения вправе выдвигать списки кандидатов на выборы по пропорциональной системе, части депутатов (в законодательный орган субъекта РФ), а также кандидатов в мажоритарных округах. Кандидаты, списки кандидатов выдвигаются на съездах (конференциях) политического объединения. Решение принимается тайным голосованием. Соответственно своему статусу избирательное объединение (блок) полномочно выдвигать и регистрировать кандидатов (списки кандидатов), осуществлять агитационную деятельность, финансирование избирательной кампании, вести наблюдение за ходом голосования, подсчетом голосов и определением результатов выборов. Полномочия избирательные объединения осуществляют через своих представителей: уполномоченных, доверенных лиц, наблюдателей. Уполномоченные избирательного объединения назначаются на стадии выдвижения кандидатов и осуществляют сбор подписей избирателей, заверяют подписные листы, представляют избирательное объединение в избирательных комиссиях, органах власти, отвечают за финансовую деятельность. Доверенные лица назначаются после регистрации списка кандидатов и осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию списка кандидатов.

Объединение двух или более избирательных объединений для совместного участия в выборах образует избирательный блок. Избирательный блок представляет собой временный добровольный союз двух или более избирательных объединений с целью выдвижения кандидата или списка кандидатов при проведении выборов. Такой блок образуется для объединения идеологических, организационных, финансовых ресурсов, расширяя тем самым политическое влияние своих сторонников, чтобы выдвинуть от блока большее число депутатов. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде или конференции каждого избирательного объединения. На основании принятого на съезде (конференции) решения уполномоченные представители каждого из избирательных объединений подписывают совместное решение о создании избирательного блока. Избирательные блоки регистрируются соответствующими избирательными комиссиями, после чего обладают всеми правами избирательных объединений.

Избирательные комиссии: понятие, виды, порядок формирования и деятельности

Коллегиальные органы, формируемые в установленном законом порядке и в сроки, которые организуют и обеспечивают подготовку и проведение выборов в федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ, а также выборов в органы государственной власти субъектов РФ и в выборные органы местного самоуправления. В систему избирательных комиссий входят: 1) Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; 2) окружные избирательные комиссии, формируемые при проведении выборов по одномандатным или многомандатным избирательным округам; 3) территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей формируются несколько таких комиссий, в случаях, предусмотренных законодательством, эти же комиссии действуют в качестве избирательных комиссий муниципальных образований; 4) участковые избирательные комиссии.

Полномочия и статус избирательных комиссий определены законом.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц. Указанные органы и должностные лица, а также средства массовой информации обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности: предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы; давать ответы на обращения избирательных комиссий; предоставлять возможность для размещения информации в СМИ. Решения вышестоящей (соответствующей уровню выборов) избирательной комиссии, принятые в пределах их компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально, комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на 2/3 от установленного состава. На первом заседании комиссии из числа ее членов тайным голосованием избираются председатель, его заместитель и секретарь комиссии. Заседания избирательной комиссии созываются председателем комиссии, а также по требованию не менее 1/3 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Заседание комиссии правомочно, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии.

Заседание Центральной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта РФ правомочно при наличии не менее 2/3 членов этих комиссий. Решения избирательной комиссии об избрании руководящих органов, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии принимаются на заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Иные решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов с правом решающего голоса. При принятии решения избирательной комиссией в случае равного числа голосов «за» и «против» голос председателя комиссии является решающим. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем этой комиссии. Члены комиссии, не согласные с решением, могут письменно высказать особое мнение, которое доводится до сведения вышестоящей избирательной комиссии. Центральная избирательная комиссия и комиссии субъектов РФ имеют аппараты, структуру и штаты, которые устанавливаются ими самостоятельно. Работники этих аппаратов являются государственными служащими. Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ являются юридическими лицами. Иные избирательные комиссии могут признаваться в качестве таковых.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Руководящий избирательный орган РФ, возглавляющий систему избирательных комиссий. Данная комиссия действует на постоянной основе. Срок ее полномочий — 4 года. Состоит из 15 членов. По 5 членов комиссии назначаются соответственно Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ. К членам Центризбиркома предъявляются повышенные требования — наличие высшего юридического образования либо ученой степени в области права.

Центральная избирательная комиссия РФ обладает структурными полномочиями: обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в РФ, правовым обучением избирателей и профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий; осуществляет меры по организации системы финансирования выборов, единого порядка распределения эфирного времени между зарегистрированными кандидатами, установления итогов голосования, определения результатов выборов; руководит деятельностью избирательных комиссий при проведении выборов в федеральные органы власти; осуществляет контроль за законностью в деятельности иных комиссий, обеспечивает единообразное применение федерального избирательного законодательства и в этой связи издает инструкции и иные акты по вопросам его применения; регистрирует избирательные блоки, кандидатов на должность Президента РФ и их доверенных лиц, выдает им удостоверения; устанавливает форму избирательного бюллетеня, списки избирателей и других избирательных документов, распределяет средства, выделяемые из федерального бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов; устанавливает единый порядок обработки итогов голосования; устанавливает результаты выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу; организует повторное голосование и повторные выборы Президента РФ и депутатов по федеральному избирательному округу; оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий; совместно с органами государственной власти, избирательными комиссиями субъектов РФ, органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей и др. Центральная избирательная комиссия РФ вправе давать заключения о соответствии законов субъектов РФ Федеральному закону от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ». Официальным печатным органом данной комиссии является Вестник Центральной избирательной комиссии РФ.

Избирательные правоотношения характеризуются широким кругом участников. Однако общим для всех них является то, что в рамках данного вида правовых отношений они выступают как носители прав и обязанностей, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Всех участников избирательных правоотношений можно разделить на две больших группы: индивидуальные и коллективные субъекты.

К числу индивидуальных субъектов (физические лица с соответствующим статусом) избирательного права относятся:

  • избиратели;
  • кандидаты;
  • доверенные лица и представители избирательных объединений;
  • наблюдатели;
  • члены избирательных комиссий с правом решающего голоса;
  • члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

К коллективным субъектам избирательного права относятся:

  • избирательные комиссии;
  • избирательные объединения;
  • государственные органы и органы местного самоуправления;
  • средства массовой информации;

Избирательные комиссии

Одним из основных принципов избирательного права России является принцип организации и проведения выборов независимыми органами, то есть органами, не входящими в систему органов законодательной (представительной), исполнительной или судебной власти. Такими органами являются избирательные комиссии, объединенные в одну систему.

В систему избирательных комиссий Российской Федерации входят следующие избирательные комиссии:

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  • избирательные комиссии муниципальных образований;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные избирательные комиссии;
  • участковые избирательные комиссии.

Все указанные избирательные комиссии, за исключением окружных, действуют на постоянной основе. Окружные избирательные комиссии формируются при необходимости.

Центральная избирательная комиссия

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) возглавляет систему избирательных комиссий Российской Федерации.

ЦИК России является федеральным государственным органом Российской Федерации. В состав ЦИК России входит 15 членов комиссии с правом решающего голоса, назначаемых в состав комиссии Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (5 членов), Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (5 членов) и Президентом Российской Федерации (5 членов). Руководят деятельностью ЦИК России председатель комиссии, его заместители и секретарь комиссии. Состав ЦИК России формируется на срок полномочий, составляющий пять лет.

К основным полномочиям ЦИК России относятся:

  1. организация выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;
  2. осуществление контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  3. разработка нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждение указанных нормативов и осуществление контроля за их соблюдением;
  4. проведение мероприятий, связанных с развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
  5. установление нормативов, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются государственными органами субъектов Российской Федерации. Срок полномочий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации составляет 5 лет.

Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина — высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

К основным полномочиям избирательной комиссии субъекта Российской Федерации относятся:

  1. организация выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, организация референдума субъекта Российской Федерации;
  2. осуществление на территории субъекта Российской Федерации контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  3. организация размещения заказа на производство технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
  4. утверждение перечня территориальных избирательных комиссий;
  5. осуществление правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям.

Избирательная комиссия муниципального образования

Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию.

Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет пять лет.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования.

К основным полномочиям избирательной комиссии муниципального образования относятся:

  1. организация выборов органов местного самоуправления, организация местного референдума;
  2. осуществление на территории муниципального образования контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  3. осуществление правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим комиссиям.

Территориальные избирательные комиссии

Положение территориальных избирательных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий составляет 5 лет.

Полномочия территориальной избирательной комиссии по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.

К основным полномочиям территориальной избирательной комиссии относятся:

  1. осуществление на соответствующей территории контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  2. обеспечение на соответствующей территории соблюдения нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;
  3. обеспечение на соответствующей территории реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;
  4. осуществление методической, организационно-технической помощи участковым комиссиям;
  5. рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) участковых комиссий.

Окружные избирательные комиссии

Окружные избирательные комиссии могут формироваться при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

По общему правилу срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через два месяца со дня официального опубликования результатов выборов.

Формирование окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Формирование окружной избирательной комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации или избирательной комиссией муниципального образования, соответственно.

К основным полномочиям окружной избирательной комиссии относятся:

  1. осуществление на территории одномандатного (многомандатного) избирательного округа контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
  2. регистрация кандидатов в депутаты по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
  3. утверждение текста бюллетеня в одномандатном (многомандатном) избирательном округе;
  4. определение результатов выборов по одномандатному (многомандатному) избирательному округу;
  5. осуществление правовой, организационно-технической помощи участковым комиссиям;
  6. рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих участковых комиссий.

Участковые избирательные комиссии

Участковые избирательные комиссии формируются территориальными избирательными комиссиями на срок, составляющий 5 лет.

Основная цель деятельности участковой избирательные комиссии – обеспечение реализации гражданами активного избирательного права, права на голосование на референдуме при проведении на территории соответствующего избирательного участка выборов и референдумов любого уровня и вида.

К числу основных обязанностей участковой избирательные комиссии относятся следующие:

  1. информирование избирателей, участников референдума об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, о возможности уточнения сведений о себе в списке избирателей, участников референдума, а также о дне, времени и месте голосования;
  2. уточнение списка избирателей, участников референдума, ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассмотрение заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решение вопросов о внесении в него соответствующих изменений;
  3. обеспечение подготовки помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования помещения для голосования;
  4. обеспечение информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, информирование участников референдума о вопросах референдума на основе сведений, полученных из вышестоящей комиссии;
  5. контроль за соблюдением на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;
  6. выдача открепительных удостоверений;
  7. организация голосования на избирательном участке, участке референдума в день голосования, а также проведение досрочного голосования;
  8. проведение подсчета голосов, установление итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, составление протокола об итогах голосования и передача его в территориальную избирательную комиссию;
  9. объявление итогов голосования на избирательном участке, участке референдума и выдача заверенных копий протоколов об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
  10. рассмотрение в пределах своих полномочий жалоб (заявлений) на нарушение законодательства о выборах и референдумах, иных законов и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированных решений;
  11. обеспечение хранения и передачи в вышестоящую территориальную избирательную комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума.

Временные участковые избирательные комиссии

В соответствии с законодательством о выборах и референдумах наряду с участковыми избирательными комиссиями, действующими на постоянной основе, в целях подготовки и проведения конкретных выборов и референдумов, обеспечения реализации активного избирательного права, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях могут формироваться, так называемые, временные участковые избирательные комиссии.

Временные участковые избирательные комиссии формируются территориальной избирательной комиссией, которая определяет и срок их полномочий. Срок полномочий временной участковой комиссии не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума.

Избиратели

Избиратель — гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Активным избирательным правом (т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления) обладают граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования возраста 18 лет. Не имеют права избирать граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным.

Важно отметить, что гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, также обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской в реализации избирательных прав при проведении выборов.

Кандидаты

Важнейшими субъектами избирательного процесса наряду с избирателями, избирательными объединениями (блоками), избирательными комиссиями выступают кандидаты.

Кандидат – это лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность в органе государственной власти или местного самоуправления.

Кандидат может быть выдвинут тремя способами:

  • путем самовыдвижения;
  • по инициативе группы избирателей;
  • по инициативе избирательного объединения (блока).

Период выдвижения кандидатов (списков кандидатов) составляет

  • не менее 45 дней при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами;
  • при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации период выдвижения кандидатов (списков кандидатов) — 30 дней;
  • при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований — 20 дней.

Избирательная комиссия в трехдневный срок заверяет список кандидатов и только после этого начинается сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов (списка кандидатов).

Необходимой стадией избирательного процесса является регистрация кандидатов (списка кандидатов). С момента регистрации кандидат приобретает соответствующий статус, который позволяет ему беспрепятственно и на равных условиях с другими участвовать в предвыборной кампании. Именно с момента регистрации кандидат получает право вести предвыборную агитацию.

Кандидаты (список кандидатов) регистрируются в соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимого количества собранных подписей избирателей. В избирательную комиссию наряду со списками избирателей представляется заявление кандидата (кандидатов) о согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Кандидат вправе в любое время отозвать свое заявление о согласии баллотироваться, письменно уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию.

Каждый кандидат, зарегистрированный кандидат, избирательное объединение (блок) должны идти на выборы с программой своей будущей деятельности. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании после письменного уведомления избирательной комиссии о начале сбора подписей избирателей в поддержку кандидата (кандидатов).

Кандидатам, зарегистрированным кандидатам предоставляется равное право

  • на проведение встреч со своими избирателями на предвыборных собраниях и в другой удобной для избирателей форме;
  • на доступ к средствам массовой информации;
  • на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, в периодических печатных изданиях, учредителями которых являются государственные или муниципальные органы, организации и учреждения;
  • на выпуск агитационных печатных материалов.

Кандидатам запрещается

  • осуществлять подкуп избирателей;
  • производить вознаграждение избирателей в зависимости от итогов голосования;
  • проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании;
  • предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

Зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения (блоки), их уполномоченные представители, другие участники избирательного процесса не вправе заниматься в ходе избирательной кампании благотворительной деятельностью.

Доверенные лица кандидатов

Зарегистрированный кандидат, а также зарегистрировавшее список кандидатов избирательное объединение (блок) вправе назначить доверенных лиц.

Доверенные лица зарегистрированного кандидата осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата. Доверенное лицо имеет также полномочия наблюдателя.

Доверенные лица агитируют за избрание кандидата, представляют его интересы во взаимоотношениях с избирателями, государственными органами, общественными объединениями, избирательными комиссиями. Зарегистрированные кандидаты избирательные объединения (блоки), назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию.

Избирательные объединения

Избирательные объединения представляют собой одну из самых многочисленных групп коллективных субъектов современного российского избирательного права. Избирательные объединения представляет собой политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), основными закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Важно отметить, что действующий устав политического общественного объединения должен быть зарегистрирован не позднее чем за один год до дня голосования, а при назначении досрочных выборов — не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

Избирательные объединения наделяются законодательством целым комплексом прав. Они могут

  • выдвигать кандидатов;
  • участвовать в формировании избирательных комиссий;
  • назначать членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей;
  • иметь своих представителей (уполномоченных представителей);
  • вести предвыборную агитацию.

Что же касается обязанностей избирательных объединений, предусмотренных законодательством о выборах, то к ним относится

  • создание избирательных фондов при выдвижении списков кандидатов,
  • соблюдение установленных в нормах права требований, касающихся недопущения злоупотреблений правом на предвыборную агитацию,
  • предоставление отчетов о размерах, источниках формирования своих избирательных фондов, произведенных из них затратах и т.п.

Наблюдатели

Наблюдатель – это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей и иной деятельности избирательной комиссии в период проведения голосования, установления итогов голосования, результатов выборов, соответственно включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.
Наблюдатель не является организатором выборов. Основной функцией наблюдателя является обеспечение общественного контроля за голосованием, установлением итогов голосования на избирательном участке и наблюдение за соблюдением избирательных прав граждан.

В соответствии с действующим законодательством наблюдателей могут назначить:
— субъекты общественного контроля, т.е. общественные палаты – как федеральная, так и региональные;
— политические партии, выдвинувшие зарегистрированного кандидата или список кандидатов;
— зарегистрированные кандидаты или их представители;
— международные организации.

Наблюдателем может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа.

Наблюдатели имеют право:

  1. знакомиться со списками избирателей;
  2. находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования;
  3. наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
  4. наблюдать за подсчетом голосов избирателей;
  5. наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов;
  6. обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия — к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
  7. знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов;
  8. обжаловать в установленном порядке действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
  9. присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.

Грубое нарушение прав наблюдателя может явиться достаточным основанием для признания выборов недействительными на соответствующем избирательном участке. Вместе с тем, для наблюдателей законодательством установлены специальные запреты. Наблюдатель не вправе:

  1. выдавать избирателям избирательные бюллетени;
  2. расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
  3. заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени;
  4. предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
  5. принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
  6. совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
  7. вести агитацию среди избирателей;
  8. участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

Осуществлять контроль на выборах могут и иностранные (международные) наблюдатели.

Представители средств массовой информации

Большая роль в избирательном процессе в целях обеспечения его гласности отводится представителям средств массовой информации. Представителями средств массовой информации являются их ответственные сотрудники (главные редакторы, редакторы, заместители редакторов, ответственные секретари) и работающие в них журналисты. Средства массовой информации должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке, а также должны быть аккредитованы в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Заявки на аккредитацию для осуществления указанных полномочий должны быть поданы редакциями средств массовой информации в комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования).

Представители средств массовой информации как субъекты избирательного процесса имеют право:

  1. присутствовать на заседаниях избирательных комиссий, а также при осуществлении ими работы с избирательными документами;
  2. присутствовать на избирательном участке при проведении голосования и при непосредственном подсчете голосов избирателей;
  3. требовать немедленно после подписания предоставления копии протокола об итогах голосования или предоставления возможности изготовить копию такого протокола и ее заверения;
  4. присутствовать при проведении повторного подсчета голосов;
  5. знакомится с итогами голосования по избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность избирательной комиссии, с результатами выборов по избирательному округу.

Иные субъекты избирательного процесса

К иным субъектам избирательного процесса относятся:

  • органы законодательной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • уполномоченные органы и должностные лица местного самоуправления;
  • командиры воинских частей;
  • суды.

Данные субъекты выполняют в рамках избирательного процесса организационно-управленческие функции.

Органы законодательной власти выступают в качестве субъектов избирательного процесса, когда назначают выборы. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации. Выборы глав администраций и депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации назначают органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Представительные органы местного самоуправления формируют участковые, территориальные избирательные комиссии, а также окружные избирательные комиссии по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Уполномоченные органы и должностные лица местного самоуправления осуществляют формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях. Указанные сведения направляются в территориальные избирательные комиссии, а в случае отсутствия территориальных избирательных комиссий — в окружные избирательные комиссии.

Формирование и уточнение сведений о зарегистрированных избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части относится к ведению командира воинской части.

Выборы представительных органов, депутатов, выборных должностных лиц назначаются соответствующим судом общей юрисдикции в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы.

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 3 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3

Информация

Для контроля полученных знаний, пожалуйста пройдите тест

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 3

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0)

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 3

    На сколько групп можно разделить всех участников избирательных правоотношений?

    • 6
    • 10
    • 2

    Правильно
    Неправильно

  2. Задание 2 из 3

    Какая из перечисленных избирательных комиссий не действует на постоянной основе?

    • Окружная избирательная комиссия
    • Избирательная комиссия муниципального образования
    • Участковая избирательная комиссия

    Правильно
    Неправильно

  3. Задание 3 из 3

    С какой целью назначаются наблюдатели?

    • с целью осуществления общественного контроля за осуществлением избирательными комиссиями избирательных действий
    • с целью представления интересов кандидата, избирательного объединения, назначившего наблюдателя
    • с целью оказания методической помощи комиссии, в которую назначили наблюдателя

    Правильно
    Неправильно

Субъекты избирательного права — потенциальные участники избирательных правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Субъект избирательного права обладает избирательной правосубъектностью и может благодаря этому участвовать в конкретном избирательном правовом отношении. Понятие «избирательная правосубъектность» включает в себя понятия «избирательная правоспособность», «избирательная дееспособность» и «избирательная деликтоспособность». Избирательная правоспособность — это способность иметь избирательные права и обязанности, предусмотренные в избирательных законах. Избирательная дееспособность — это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей (уполномоченных лиц) приобретать, осуществлять, изменять и прекращать избирательные права и обязанности. Избирательная деликтоспособность — это способность лица самостоятельно отвечать за неисполнение обязанностей и неправомерную реализацию прав, предусмотренных избирательными законами.

Круг субъектов избирательного права многообразен. Они подразделяются на две больших группы: индивидуальные и коллективные субъекты избирательного права.

К числу индивидуальных субъектов (физические лица с соответствующим статусом) избирательного права относятся:

1) граждане Российской Федерации;

2) иностранные граждане (когда это предусмотрено международными договорами Российской Федерации и федеральными законами);

3) избиратели;

4) кандидаты;

5) зарегистрированные кандидаты;

6) представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, избирателей;

7) доверенные лица кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков;

8) наблюдатели;

9) международные (иностранные) наблюдатели;

10) члены избирательных комиссий с правом решающего голоса;

11) члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;

12) лица, замещающие государственные и муниципальные должности; государственные и муниципальные служащие.

Под коллективными субъектами избирательного права понимаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные избирательными законами правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицированно, как единое целое. К ним относятся:

1) избирательные объединения;

2) избирательные блоки;

3) политические общественные объединения;

4) избирательные комиссии;

5) государственные органы;

6) органы местного самоуправления;

7) средства массовой информации;

8) фракции в представительных (законодательных) органах.

33.Кандидат на выборную должность: статус, порядок регистрации, основания и порядок отказа в регистрации, отмены регистрации

34.. Политические партии как субъекты избирательного права и процесса в рф.

35. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗ в избирательной системе РФ

— устанавливаем конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления активного и пассивного избирательного права. В истории избирательного права использовались самые разнообразные цензы – возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, оседлости, служебный, языковой и др.

Ограничений по сроку проживания для выдвижения кандидатом в депутаты или на выборную должность сейчас вообще не должно существовать, а законодательство субъектов РФ следует привести в соответствие с требованиями названного Федерального закона. Для избрания депутатом Государственной Думы не требуется, чтобы кандидат проживал на территории избирательного округа или того субъекта, в который он входит. Для избрания Президентом РФ требуется постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). Отдельные субъекты РФ своими актами пытаются не допустить участия в местных выборах военнослужащих, особенно срочной службы, на том основании, что они временно находятся на соответствующей территории и поэтому не имеют прямой связи с интересами местного населения. Федеральное законодательство не предусматривало подобных ограничений до недавнего времени. Но Федеральный закон 1997 г. установил, что военнослужащие, проходящие службу по призыву, при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума не включаются в списки избирателей, участников референдума. Исключение сделано лишь для тех, кто до призыва постоянно или преимущественно проживал на территории данного муниципального образования. В некоторых республиках в составе РФ от кандидатов на высшие должности (президент, глава республики) требуется знание государственного языка. Однако это требование также не соответствует федеральному законодательству и признано Конституционным Судом РФ противоречащим российской Конституции. В отдельных субъектах РФ предусматривается участие в выборах депутатов и должностных лиц местного самоуправления не только граждан, проживающих на соответствующей территории, но также и лиц, проживающих за ее пределами, но имеющих земельные участки, домовладения и иные ощутимые объекты собственности на данной территории.(С. А.)

Статья 32:

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Добавить комментарий