Субъекты конституционного права

Конституционные права и свободы – это закрепленные в Конституции РФ неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, составляющие основу его правового статуса, принадлежащие ему от рождения и защищаемые государством.
Классификацию конституционных прав и свобод человека и гражданина можно проводить по различным основаниям.
1. В зависимости от субъекта обладания конституционные права и свободы можно классифицировать на права, свободы человека и права, свободы гражданина. Отличие первых от вторых заключается в том, что права человека являются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения независимо от того, является ли он гражданином какого-либо государства или нет, а права гражданина связаны с принадлежностью человека к государству (с гражданством данного государства).
В Конституции РФ различие между правами человека и правами гражданина проводится в формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека используются формулировки «каждый», «никто», «все». Применительно к правам гражданина в Конституции РФ указываются «граждане Российской Федерации» и «граждане».
2. По форме осуществления конституционных прав и свобод можно выделить конституционные права и свободы, реализуемые в индивидуальном и коллективном порядке. Так, только в коллективном порядке может быть реализовано право на забастовку (ч. 4 ст. 37), право на свободу публичных мероприятий (ст. 31), право на объединение (ст. 30).
3. Можно классифицировать права и свободы на основные и их составляющие. Например, право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32) — основное право, а избирательное право (ч. 2 ст. 32)- составляющее, оно является частью основного.
4. По времени закрепления в конституциях различных государств права и свободы человека и гражданина можно классифицировать на три поколения:
1) гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями;
2) социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения;
3) экологические права, появление которых связано с обострением экологической ситуации на всем земном шаре, права в сфере информации, закрепления которых потребовал научно-технический прогресс.
5. По степени абсолютизации права человека и гражданина принято делить на абсолютные и относительные.Абсолютные права, в отличие от относительных, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Сюда относятся право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, право на жилище и ряд других.
6. Наибольшее распространение в науке конституционного права получила классификация прав и свобод по ихсодержанию. В соответствии с этим критерием права и свободы делятся на три группы:
1) личные,
2) политические ,
3) экономические, социальные и культурные.

Конституционная характеристика личных прав человека и гражданина в Российской Федерации.

Личные права и свободы

В общей системе конституционных прав и свобод личным правам и свободам отводится особая роль, они открывают гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».

Основное назначение личных прав и свобод состоит: во-первых, в том, что они гарантируют человеческую жизнь и обеспечивают защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения; во-вторых, они индивидуализируют человека, обеспечивают ему гарантии личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; в-третьих, с помощью личных прав гарантируется индивидуальная свобода, то есть возможность беспрепятственного выбора различных вариантов поведения . *

Личные права и свободы являются естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека, то есть они принадлежат каждому от рождения независимо от обладания гражданством. Большинство из них не подлежит ограничению со стороны государства ни при каких обстоятельствах.

Право на жизнь (ст. 20). Содержание права на жизнь состоит прежде всего в недопустимости произвольного лишения жизни человека, в частности, и путем неоправданно широкого применения смертной казни как меры уголовного наказания.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 20) предусматривает, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

В связи со вступлением в феврале 1996 года в Совет Европы Россия приняла на себя обязательство в течение трех лет отменить смертную казнь, а до этого момента воздерживаться от исполнения вынесенных смертных приговоров.

Право на жизнь, кроме запрета на произвольное лишение жизни, включает создание государством правовых, социальных, экономических и иных условий, обеспечивающих нормальную, полноценную, достойную человеческую жизнь.

Право на свободу в личную неприкосновенность (ст. 22). Личная неприкосновенность предполагает недопустимость какого бы то ни было вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности человека и включает в себя физическую (жизнь, здоровье) и нравственно-психологическую (честь, достоинство) неприкосновенность.

Гарантией физической неприкосновенности человека служит строгая регламентация порядка применения ареста, заключения под стражу и содержания под стражей. Конституция РФ (ч. 2 ст. 22) предусматривает, что соответствующие ограничения свободы возможны только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Однако в соответствии с ч. 2 п. 6 Заключительных и переходных положений Конституции РФ до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конституции РФ сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Законодательство Российской Федерации содержит уголовно- и гражданско-правовые средства, обеспечивающие свободу и неприкосновенность человека. Так, Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за похищение человека (ст. 126), незаконное помещение в психиатрическую больницу (ст. 128), клевету (ст. 129),оскорбление (ст. 130) и др. Гражданский кодекс РФ предоставляет человеку возможность требовать в порядке гражданского судопроизводства опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а также возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением (ст. 152).

Неприкосновенность жилища (ст. 25) означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом (например, Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает возможность принудительного проникновения в жилище для выполнения следственных действий: выемки, обыска, наложения ареста на имущество, осмотра места происшествия (ст. 167-173, 175, 178-179 УПК РФ) или на основании судебного решения. При этом под жилищем понимается помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей.

Свобода мысли и слова (ст. 29). Мысль — это процесс внутренней психической деятельности человека, связанный с определением им своего отношения к явлениям внешнего мира, со свободным формированием собственных убеждений относительно всего происходящего. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние, поэтому свобода мысли не нуждается в законодательном закреплении.

Иначе обстоит дело со свободой слова (то есть правом объективировать свои мысли), наличие которой в значительной мере зависит от характера политического режима, существующего в данном государстве.

Российская Федерация, провозглашая себя демократическим государством, гарантирует каждому свободу мысли и слова. Однако свобода слова не может быть безграничной. В интересах сохранения мира, безопасности, морали и соблюдения прав других участников социального общения должны устанавливаться определенные ограничения в пользовании правом на свободу слова. Подобные ограничения содержатся в ч. 2 ст. 29 Конституции РФ.

Свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28). Под свободой совести понимается право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии (быть верующим или атеистом). Свобода вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Порядок реализации свободы совести и свободы вероисповедания установлен Федеральным законом от 26 сентября1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» *. К числу гарантий свободы вероисповедания закон относит: запрет на обязывание человека сообщать о своем отношении к религии, тайну исповеди, право гражданина на замену военной службы, если она противоречит его убеждениям и вероисповеданию, альтернативной гражданской службой и ряд др. Одной из важнейших гарантий свободы совести и вероисповедания является светский характер российского государства (ст. 14).

Право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26) означает, что признак национальной принадлежности по российскому праву не имеет никакого юридического значения. «Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальной принадлежности, происхождения…» (ст. 19). Важной гарантией обеспечения этого права является норма о том, что «никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» (ст. 26).

Право каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). Языки народов Российской Федерации — национальное достояние России. Они являются историко-культурным наследием и находятся под защитой государства. В Российской Федерации действует Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации» * (в редакции от 24 июля 1998 г.), который направлен на создание условий для сохранения, равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации.

Свобода передвижений (ч. 1 ст. 27). Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» * институт прописки был отменен и введен регистрационный учет граждан.

Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17июля 1995 г.

Право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан Российской Федерации беспрепятственно возвращаться(ч. 2 ст. 27). Порядок реализации указанного права установлен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. (в редакции от 24 июня 1999 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».*

32. Свобода совести и свобода вероисповедания: понятие, конституционное закрепление, правовое регулирование.

Статья 28 Конституции РФ.
Свобода совести — естественное право человека иметь любые убеждения.
Свобо́да вероиспове́дания — право исповедовать и практиковать любую религию.
Свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28). Под свободой совести понимается право каждого человека самостоятельно решать вопрос о своем отношении к религии (быть верующим или атеистом). Свобода вероисповедания включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Порядок реализации свободы совести и свободы вероисповедания установлен Федеральным законом от 26 сентября1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» *. К числу гарантий свободы вероисповедания закон относит: запрет на обязывание человека сообщать о своем отношении к религии, тайну исповеди, право гражданина на замену военной службы, если она противоречит его убеждениям и вероисповеданию, альтернативной гражданской службой и ряд др. Одной из важнейших гарантий свободы совести и вероисповедания является светский характер российского государства (ст. 14).
Свобода мысли , свобода совести и вероисповедания их различия СС и СВ , право каждого определять и указывать свою нац. Принадлежности.
Право каждого на пользование родным языком, выбор языка общения воспитания, обучения и творчества.

Дата добавления: 2016-03-26; просмотров: 3162 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк (народ, государство, депутаты, органы государственной власти и т. д.)- Таким образом, мы можем сформулировать, что под субъектами конституционного права понимаются все, кто обладает конституционными правами и несет конституционные обязанности. Разделим их на три группы: физические лица, негосударственные объединения и государственные образования. Рассмотрим каждую категорию более подробно. Физические лица:

1. Граждане Российской Федерации.

2. Лица без гражданства.

3. Иностранцы.

4. Лица с двойным (и более) гражданством. Негосударственные образования:

1. Органы местного самоуправления.

2. Ассоциации граждан — общественные объединения, политические партии, религиозные объединения, общественные движения и т. п.

3. Общности людей — народ в целом в Российской Федерации, население субъекта РФ, административного деления.

Государственные образования:

1. Государство в целом (Российская Федерация).

2. Субъекты Российской Федерации (края, области, республики, города федерального значения, автономии).

3. Органы государства (министерства, ведомства и т. п.).

4. Государственные предприятия (заводы, фабрики, аэропорты и т. п.).

5. Источники российского конституционного права.

Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками.

Источниками конституционного права являются правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы. Для источников права установлен не только особый порядок их принятия, но и отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего права. Система правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько видов. В первой группе особое место занимает Конституция РФ. Она является основным источником отрасли. Источниками (формами) конституционного права является:

· 1. Конституция РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, а также уставы других субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа).

· 2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы конституционно-правового содержания (т.е. регулирующие применение прав и свобод человека и гражданина, устройство государственной власти и управление).

· 3. Постановление Государственной Думы и постановление Совета Федерации.


· 4. Договоры и соглашения. Среди них — договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации.

· 5. Декларация. Например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР (12 июля 1990 г.)

· 6. Регламенты палат Федерального Собрания РФ.

· 7. Указа и распоряжения Президента РФ. Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые — это акты применения Президентом какого-либо закона. Распоряжения Президента, носящие нормативный характер, применяются сравнительно редко.

· 8. Постановление Правительства. К источникам КП можно отнести только те постановления, которые содержат общеобязательные нормы, регулирующие отношения в сфере конституционного права.

· 9. Правовые акты, издаваемые федеральными министерствами, госкомитетами, ведомствами. Для того, чтобы эти акты имели правовые последствия, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и обязательно опубликованы в официальных изданиях.

· 10. Судебные решения. К числу источников Конституционного права М.В.Баглай относит постановления КС РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции России, конституций и уставов субъектов РФ, законов и др. нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, дается толкование Конституции.

· 11. Правовые акты СССР и РСФСР. Источниками права являются некоторые из этих актов в силу принципа правоприемственности или на период, пока не будет принято заменяющее их законодательство РФ.

· 12. Законы субъектов РФ. Постановления и распоряжения президентов и глав администраций (губернаторов) республик и др. субъектов РФ.

· 13. Акты органов местного самоуправления. В зарубежных странах источниками (формами) конституционного права признают судебные прецеденты, обычаи и доктрины. В российской конституционно-правовой теории и практике это пока не признается.

Определим состав субъектов конституционного права, которые имеют соответствующие правомочия.

Субъектами конституционного права могут быть:

– государство;

– органы государства;

– коллективы и физические лица, которые участвуют в конституционных отношениях.

Указанные отношения опосредуются нормами ведущей отрасли права. Под нормами понимаются общеобязательные правила поведения, которые регулируют конкретные общественные отношения, формирующие предмет данной отрасли права.

Субъектов конституционного права подразделяют на четыре группы: физические лица, государственные образования, государственные органы, негосударственные объединения.

К физическим лицам (индивидам) как субъектам конституционного права относят:

– граждан (подданных);

– иностранцев (иностранных граждан);

– лиц с двойным или множественным гражданством (бипатридов);

– лиц без гражданства (апатридов).

В некоторых странах особенно выделяют такие категории физических лиц, как избиратели, депутаты, т.е. лица со специальной правоспособностью.

Реальный набор прав и обязанностей физических лиц устанавливается в зависимости от принадлежности их к одной из вышеназванных категорий субъектов.

В качестве государственных образований как субъектов конституционного права рассматривают:

– государство в целом (например, при определении своей национальной государственности);

– составные части государства (территориальные административные единицы, субъекты федерации, автономные образования).

Органы государства могут быть следующих видов:

– центральные (федеральные) органы государственной власти (глава государства, парламент, правительство и т.д.);

– региональные органы (органы государственной власти субъектов федерации);

– органы местного самоуправления.

Конституционные отношения между главой государства и парламентом складываются в следующих распространенных ситуациях:

– при созыве заседаний представительного органа государственной власти;

– при выборе и формировании правительства;

– при отставке правительства;

– при роспуске парламента.

К негосударственным объединениям как субъектам конституционного права относят:

1) общности людей – народ, нации и национальности, иные этнические группы, население регионов и муниципальных образований;

2) органы местного самоуправления;

3) ассоциации граждан и их коллективы публичного характера.

В отдельных странах присутствуют субъекты конституционного права, которые нехарактерны для других государств. Так, в ряде стран особым привилегированным статусом обладают национальные религиозные организации.

Определение 1

Субъект конституционного права – это определенное лицо, организация или какое-либо иное образование за которым специальным законом признается конкретная способность выступать в качестве носителя прав субъективной направленности, а также обязанностей юридического порядка.

Необходимо заметить, что только закон имеет право устанавливать и, что не менее важно признавать то особое качество юридического характера или свойство, которое дает возможность гражданину или организации стать субъектом правового отношения. Данное качество, или свойство называется правовой субъективностью. Для того чтобы лицо имело право выступать в роли участника правового отношения оно обязательно должно владеть кроме правовой способности еще и дееспособностью, то есть способностью своими деяниями приобретать то или иное право, и при этом создавать для себя юридические обязанности, и, что наиболее важно нести ответственность за осуществимые правового нарушения то есть (обладать деликтоспособностью).

Замечание 1

Стоит отметить, что субъекты конституционного права РФ делятся на две группы:

  • лица физического характера;
  • определенные образования общественной направленности.

К первой группе субъектов имеют отношение граждане, лица которые прибыли из-за рубежа, группы граждан, избиратели и, конечно, депутаты как лица со специальной правовой способностью, и их группы (в Италии и Словении, например, группы избирателей выступают в качестве субъектов права законодательной инициативы). Лица физического характера обычно имеют определенные различия по своему статусу. Объем прав, который предоставляется национальным правом конституционного порядка бывает совершенно разным и напрямую зависит от того находится данное физическое лицо в гражданстве этого государства или выступает в качестве иностранца либо лица, которое просто не имеет гражданства.

Рисунок 1. Субъекты права конституционной направленности

Соответственно национальное право конституционного порядка каждой отдельной страны содержит определенную совокупность норм правового характера, которые существуют именно для того чтобы осуществлять необходимые действия по регулированию порядка приобретения, а также потери гражданства, его статус, режим правового характера иностранцев, статус лиц правового характера, которые просто не имеют гражданства. Такие нормы существуют именно для того чтобы определять наиболее общие стороны правовой субъектности индивидов устанавливая их права основного типа и, что не менее важно обязанности. Если права политического характера в большинстве случаев принадлежат гражданам (хотя стоит заметить, что и этот постулат права конституционного порядка на данный момент подвергается пересмотру в странах Европейского Союза), то права личной направленности, а также свободы закрепляются за всеми лицами независимо от различий в их статусе правового порядка.

Конституционно-правовая субъектность

Также важно, что помимо данной группы субъектов особый характер имеет конституционная правовая субъектность депутатов, в первую очередь депутатов парламента. Их правовая субъектность, конечно, достаточно тесно связана с компетенцией органа народного представительства. Депутаты в свое время не выступают в качестве лиц при должности, они занимаются тем, что представляют нацию и в качестве ее представителей являются органической частью органа представительного характера.

Замечание 2

Стоит заметить, что отдельные конституции наделяют членов парламента специальной правовой субъективностью.

Так, опираясь на 69 Конституции Греции статью можно заметить, что доклады в парламент «подаются через соответствующего депутата или передаются главе государства» . 70 Статья Конституции Италии наделяет законодательной инициативой любого члена палаты. Из 77 статьи части 1 Конституции Испании вытекает, что петиции от демонстраций граждан принимаются через депутатов.

Ко второй группе правовых субъектов конституционного характера имеют отношение населения государства в целом, государственные органы, в определённых ситуациях их отдельные части (например, комиссии или палаты, партийные группы в парламентах), отдельные сообщества социального характера (территориальные коллективы самоуправления и их органы), объединения общественной направленности (профсоюзы, объединения лиц свободных профессий), те или иные партии политического порядка, в некоторых государствах – церковь.

Замечание 3

Стоит отметить, что одной из самых важных специфических особенностей национального права конституционного характера является то, что носителем прав и, конечно, обязанностей вполне может выступить население государства в целом, то есть народ в форме той или иной публичной организации в лице государства, а также народ непосредственно как население страны, что в свое время решает большое количество вопросов ее государственно-правового развития.

Право конституционной направленности достаточно большого количества государств признает в качестве источника власти только народ в целом при этом конституции достаточно часто подчеркивают, что никакое лицо, а также никакая часть народа не могут осуществлять власть государственного характера. Свое полновластие народ реализует при помощи специальных процедур юридической направленности: общего права избирательного порядка, референдума, то есть той или иной народной инициативы, и др. Государство в свою очередь целиком как субъект конституционного права выступает именно в роли участника правового отношения, которое непосредственно выражает его суверенитет.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Так, государство в целом выступает участником отношений конституционно-правовой направленности в сфере судебного производства. С этим достаточно тесно связаны, в частности, определенные процессуальные гарантии свобод, а также прав личности реализация которых в свою очередь обеспечивается авторитетом государства. В таких правовых отношениях органы государственной власти и лица при должности обычно выступают как представители государства в целом.

Примером, когда государство выступает в роли субъекта конституционного права, служат правовые отношения, связанные с гражданством (его обретением и прекращением). В таком случае соответствующие органы государственной власти, а также лица при должност, осуществляя те или иные полномочия, которые на них возложены выступают не как самостоятельные участники правовых отношений, а как представители государства в целом. Государство находится в тех же условиях, которые предусмотрены специальными нормами права конституционной направленности для иных участников правового отношения и тогда, когда идет речь об отношениях федеративного государства с субъектами федерации. Оно осуществляет свои действия или через государственные органы, или при помощи референдума.

Замечание 4

В качестве субъектов конституционного права выступают государственные органы. Как субъекты специального правового отношения они наделяются определенной компетенцией согласно возложенным на них задачам (то есть издание законов, контроль, который осуществляется за деятельностью иных органов, исполнение законов и т.п.).

Достаточно часто конституционной правовой субъективностью наделяются группы депутатов. Например, 183 статья Конституции Португалии закрепляет за парламентскими группами права:

  • осуществлять необходимые действия для того чтобы принять участие в работе комиссий Ассамблеи;
  • высказываться в процессе составления повестки дня и, что не менее важно обращаться к пленарному заседанию для просмотра подготовленной повестки дня;
  • требовать от Постоянной комиссии содействия в ходе созыве Ассамблеи;
  • требовать создания специальных комиссий парламентской направленности;
  • осуществлять ту или иную инициативу законодательного характера;
  • вносить определенную резолюцию об отклонении программы Правительства;
  • вносить резолюцию недоверия Правительству;
  • регулярно получать конкретную информацию непосредственно от Правительства о прохождении тех или иных принципиальных вопросов, которые в свою очередь представляют интерес общественной направленности.

Субъекты права

Также стоит отметить, что в определенных странах в качестве субъектов права конституционной направленности выступают те или иные группы избирателей, которые при этом наделены специальным правом народной инициативы законодательной направленности.

В конституционно-правовой сфере также действуют специальные правовые субъекты, которые присущи именно данной области правового отношения. Так, почти во всех государствах современного типа существуют территориальные самоуправляющиеся коллективы, которые при этом имеют в своем распоряжении собственные выборные представительные органы. Данные территориальные самоуправляющиеся коллективы имеют достаточно широкий круг полномочий в сфере ведения преимущественно местных дел. Они в свое время осуществляют необходимые действия по реализации своих прав через собственные органы или непосредственно при помощи специального референдума.

К субъектам права конституционной направленности относят также определенные партии политической направленности, которые играют исключительно важную роль в ходе формирования и, что не менее важно практическом функционировании определенных государств (например, 4 статья Конституции Франции). В конституциях определенных государств (39 статья Конституции Италии, а также 28 статья Конституции Японии) определяется правовой субъективностью профсоюзов. В определенных государствах субъектом права конституционной направленности является и церковь (например в Великобритании, Швеции).

Специальной характерной особенностью конкретных конституционно правовых отношений является то, что их субъекты являются не равноправными сторонами. В данных отношениях осуществляет свои действия принцип властвования и, конечно, подчинения. При этом один и тот же субъект права конституционной направленности в разных отношениях может как иметь власть, так и быть подчиненной стороной. Так, внесение депутатом Бундестага в палату проекта закона влечет появление между ними определенных отношений конституционно-правового характера, а прибытие избирателя на специальный избирательный участок в день выборов порождает конституционно-правовые отношения между ним и участковой избирательной комиссией.

Замечание 5

Отношения конституционно-правовой направленности образуют специальную основу регулирования правового характера в сфере политико-государственного властвования в обществе.

В качестве предмета науки права конституционного характера зарубежных стран выступают общие закономерности конституционного развития зарубежных стран и при этом особенности конституционно-правового регулирования наиболее важных отношений общественно порядка в зарубежных странах.

Замечание 6

Стоит отметить, что методы конституционно-правового регулирования подразделяются на: императивный и диспозитивный.

Наука конституционного права тех или иных зарубежных стран достаточно подробно изучает отрасль права конституционной направленности зарубежных стран, при этом проводит анализ отдельных правовых институтов, их взаимосвязей, тенденций, закономерностей развития конституционного права, а также занимается многими другими вопросами права конституционного характера.

Дисциплина учебной направленности является достаточно узким понятием в отличие от понятия науки. Отличие учебной дисциплины «Конституционное право» от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины – доведение до определенного круга (например, студентов) наиболее важных положений науки, то есть не изучение отрасли, а ознакомление с ней.

Право конституционной направленности зарубежных стран образует определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.

Один из главных элементов системы права конституционного характера зарубежных стран – правовой институт – группа норм правовой направленности объединенных общей сферой регулирования.

Что касается основ теории права конституционной направленности зарубежных стран, то они включают в себя такие основные институты:

  • основные свободы, а также права человека и, конечно, гражданина;
  • специальные формы правления;
  • формы устройства государственного порядка;
  • основы права избирательного характера;
  • институт главы государства;
  • власть законодательной направленности.

Конституционно-правовые нормы

Регулирования конституционно-правовой направленности осуществляется при помощи специальных норм конституционно-правового характера, которые в свою очередь отмечаются в конституции, законах или совершенно других источниках правил общеобязательного должного, или возможного поведения защищенных принудительной силой государства.

Достаточно значительные отличия норм конституционно-правовой направленности от норм иных отраслей права кроется именно в том, что конституционно-правовые нормы характеризуются: основополагающим, базовым характером, а также стабильностью, которая является повышенной.

Субъектами (то есть участниками) отношений конституционно-правовой направленности являются:

  • человек (гражданин, иностранец, лицо без гражданства);
  • группы людей – то есть определенные партии, организации общественной направленности, собрания избирателей.;
  • народ в целом;
  • государственные органы;
  • органы самоуправления местного порядка;
  • составные части государства – субъекты федерации, образования административно-территориальной направленности;
  • государство;
  • различные другие субъекты.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Понятие и виды субъектов конституционно-правовых отношений

Ключевые слова: понятие, виды, субъект, конституционно-правовых, отношений

Субъекты конституционно-правовых отношений – это участники этих отношений, обладающие конкретными правами и обязанностями, которыми они наделяются нормами конституционного права.

Субъекты конституционно-правовых отношений — участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные отношения. Субъектом конституционного права в соответствующих отношениях является также население субъекта Российской Федерации, население муниципального образования.

2. Государство и ею территориальные единицы: Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. Эти субъекты выступают в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. В отличие от, например, гражданских правоотношений в конституционно-правовых отношениях данные субъекты выступают сами по себе, а не через свои государственные органы, органы местного самоуправления.

3. Государственные органы: федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации. Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией. Компетенция государственного органа — это совокупность предметов ведения (круга вопросов, по которым данный орган вправе принимать решения) и полномочий (прав и обязанностей) государственного органа.

4. Органы местного самоуправления.

5. Общественные и религиозные объединения — корпоративные субъекты, представляющие собой общности граждан, объединившихся по какому-либо признаку или для достижения определенных совместных целей.

6. Физические лица (индивиды) — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

7. Члены коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления — депутаты, члены избирательных комиссий и др.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений очень широк. Среди них такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др.

Народ выступает в качестве субъекта конституционно-правовых отношений при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента Российской Федерации.

Субъектами конституционно-правовых отношений являются и государства — Российская Федерация и республики. К участникам конституционных правоотношений относятся и такие субъекты Федерации, как края и области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Кроме перечисленных, субъектами конституционно-правовых отношений являются органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.

Если сказать обобщенно, то субъектами конституционно-правовых отношений могут быть те субъекты, на которых правовые нормы данной отрасли права возлагают определенные обязанности и которым предоставляют права.

В некоторых случаях субъектами конституционно-правовых отношений выступают иностранные граждане и лица без гражданства (напр., при приобретении гражданства РФ).

Субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны. Собственно, они составляют специфику этих отношений, ибо остальные элементы во многом схожи с аналогичными элементами правоотношений, порождаемых другими отраслями права.

Главным из субъектов конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без оного. Человек вступает в конституционно-правовые отношения с государством через его органы. Вернее, он постоянно находится в этих отношениях, обладая правом потребовать от государства через соответствующие органы защиты своих законных интересов. Это и есть правосубъектность, которая носит общий характер, а для определенных лиц может дополняться специальной правосубъектностью.

Люди выступают субъектами конституционных правоотношений не только индивидуально, но и через свои добровольно созданные объединения: политические партии, общественные организации, собрания избирателей и др.

Субъектом выступает народ, например, когда проводится всенародное голосование или формулируется источник принятия Конституции «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…». Однако таких правоотношений все же немного в силу известной, с юридической точки зрения, абстрактности этого понятия. В прошлом тоталитарные режимы постоянно вводили в свои конституционные документы термин «народ», изображая себя выразителями его интересов, а на деле проводя массовые репрессии и нарушения прав.

Далее, субъектами выступают государства. Российская Федерация, республики, входящие в Россию, а также субъекты Федерации (особенности их правового положения будут рассмотрены в последующих разделах), т.е. края, области, города федерального значения, автономные область и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы государственной власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т.д.

Таким образом, субъектами являются главы государств (Федерации и республик), главы правительств, парламенты и их структурные подразделения, суды всех уровней, а также органы местного самоуправления. Через избирательное право или референдум государство вступает в прямые правоотношения с народом. … читать далее …

Добавить комментарий