Субъекты общественной безопасности

Полномочия, силы и средства органов Федеральной службы безопасности РФ

В соответствии со ст.12 Федерального закона РФ «О Федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности обязаны: — информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации; — выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; — добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала; — осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной,

О федеральной службе безопасности (с изменениями на 7 марта 2020 года)

Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г.

N 960

«Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации»

1. Утвердить прилагаемые о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. Президента РФ от 28 декабря 2006 г. N 1476 в пункт 2 внесены изменения 2. Разрешить иметь в Федеральной службе безопасности Российской Федерации одного первого заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, одного первого заместителя директора — руководителя Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации и четырех заместителей директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в том числе одного статс-секретаря — заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации и одного заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации — руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета. 3.

Оперативно боевая деятельность органов фсб

/ / 03.04.2020 419 Views 03.04.2020 03.04.2020 03.04.2020 На органы федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью. Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации

«Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации»

, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 13 главы III Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям: 1.

Понятие, объекты и субъекты безопасности в Российской Федерации

7Безопасность- состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй. Безопасность личности- такое состояние и условие жизни человека, при которых реализуются его права и свободы, закрепленные в конституции.

Безопасность общества- защита его экономики, социально-экономических, межнациональных ценностей от внутренних и внешних угроз. Безопасность государства- защита его конституционного строя, суверенитета и его территориальной целостности, как самых главных основ его существования и деятельности. Субъект безопасности- физическое или юридическое лицо наделенное способностью иметь права и принимать на себя юридические обязанности (граждане, общественные организации и объединения, государство).

Основным

Закон РФ «О ФСБ»

* Данный материал старше двух лет.

Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ Настоящий Федеральный закон определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности. (преамбула в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ) Проводим судебные экспертизы. Аккредитация в судах, опыт. Стоимость от 25 тыс., срок от 2 дней Глава I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Федеральная служба безопасности и ее назначение (в ред.

Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ) Федеральная служба безопасности — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане имеют право в соответствии с законодательством РФ получать разъяснения и информацию от органов Федеральной службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод.

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от органов Федеральной службы безопасности возмещения морального и материального ущерба, причиненного действиями должностных лиц органов Федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей. Содержание: Организационное построение и деятельность органов ФСБ России основываются на следующих принципах: — законности; — единства системы органов федеральной службы безопасности;

Организационное построение и деятельность органов ФСБ России основываются на следующих принципах: — законности; — единства системы органов федеральной службы безопасности; — централизации управления органами и пограничными войсками ФСБ России; — уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; — гуманизма; — уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ; — мирного разрешения пограничных споров; — взаимовыгодного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств; — конспирации; — сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

Указанные принципы в сочетании с целями и задачами федеральной службы безопасности формируют основу и тактику их деятельности, определяют допустимость проведения отдельных мероприятий, законность полученных материалов и возможность их реализации на практике. Важно Из этого числа — когда

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г.

N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 3 апреля 1995 г.

N 40-ФЗ»О федеральной службе безопасности» 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля, 27 июля 2006 г., 5, 24 июля, 4 декабря 2007 г., 25 декабря 2008 г., 27 июля, 16 октября, 28 декабря 2010 г., 11, 18 июля, 8 декабря 2011 г., 7 мая, 2 июля, 25 ноября, 21 декабря 2013 г., 5 мая, 23, 28 июня, 22 декабря 2014 г., 30 декабря 2015 г., 3, 6 июля, 28 декабря 2016 г., 18 июня 2020 г., 7 марта 2020 г. Принят Государственной Думой 22 февраля 1995 года См.

УДК 342.519

Страницы в журнале: 26-28

В.А. ЦЫМБАЛ,

соискатель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России

В статье анализируются точки зрения относительно понятия «общественная безопасность», выделяются его наиболее сущностные, значимые характеристики, определены угрозы общественной безопасности, сформулировано авторское определение рассматриваемого понятия.

Ключевые слова: национальная безопасность, общественная безопасность, угрозы общественной безопасности.

About approaches to determine of the maintenance of public security

Cimbal V.

Keywords: national security, public security, threats of public security.

В системе основных общегосударственных мер защиты жизни и здоровья, прав и свобод граждан, законных интересов предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений особое место отводится общественной безопасности как одной из важнейших составляющих всей системы национальной безопасности. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (далее — Стратегия), отмечается, что основными приоритетами национальной безопасности являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Как отмечает С.И. Гирько в научном докладе по актуальным проблемам нейтрализации внутренних угроз национальной безопасности к заседанию секции научного совета при Совете безопасности РФ, общественная безопасность — это исключительно важная теоретическая и практическая проблема, от решения которой напрямую зависит определение стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению национальной безопасности в России. В указанном докладе подчеркивается: значимость сферы общественной безопасности обусловлена тем, что в ней, по существу, фокусируется вся сложность процессов, происходящих в стране. Можно с уверенностью утверждать, что обеспечение общественной безопасности является в определенном смысле и условием, и целью реформирования страны.

Несмотря на многочисленные упоминания категории «общественная безопасность» в российском законодательстве, до сих пор отсутствует ее законодательное представление. Даже в Стратегии, где есть раздел «Государственная и общественная безопасность», определение данного термина не приводится, хотя по смыслу раздела можно судить о его содержании.

Нет единого мнения о содержании понятия «общественная безопасность» и среди ученых. Анализ имеющихся точек зрения по этому поводу позволяет выявить несколько основных подходов.

Первый подход основан на широком понимании общественной безопасности. В широком смысле общество представляется совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, а в узком — исторически конкретным типом социальной системы, определенной формой социальных отношений. Именно поэтому общественная безопасность включает в себя безопасность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз во всех сферах жизнедеятельности, т. е. фактически отождествляется с национальной безопасностью.

С точки зрения этимологии такое понимание, как отмечают авторы монографии «Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации», может иметь право на существование. Однако для использования в правотворческой и практической деятельности, по их мнению, целесообразнее ограничить содержание понятия общественной безопасности лишь сферой защищенности населения страны от преступных посягательств на права граждан и их объединений, а также от угроз техногенного и природного характера.

Такое понимание общественной безопасности характеризует сущность второго подхода, который связывает ее с системой общественных отношений, подверженных угрозам со стороны источников повышенной опасности. При таком подходе общественная безопасность отождествляется с безопасностью населения страны. Источники угроз в этом случае могут иметь как социальный, так и природный характер.

Третий подход связывает общественную безопасность с защищенностью общества от угроз преимущественно природного и техногенного характера. Так, Л.Л. Попов трактует общественную безопасность как «систему общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо по другим чрезвычайным обстоятельствам социального или техногенного характера».

По мнению И.Б. Кардашовой, с которым можно согласиться, подобные определения сужают сферу общественной безопасности, так как не все общественные отношения в сфере безопасности сводятся лишь к возникающим в связи с обеспечением безопасности при стихийных бедствиях, эпидемиях и эпизоотиях, а также при использовании предметов и материалов, являющихся источниками повышенной опасности.

Несколько особняком стоит четвертый подход, закрепленный положениями главы 24 «Преступления против общественной безопасности»УК РФ. По сути, он близок ко второму подходу, но со значительно суженным составом объектов безопасности, причем непонятен выбор этих объектов. Если исходить из определения общественной безопасности как объекта преступлений, означенных в главе 24 УК РФ, которое приводится в некоторых учебниках по уголовному праву, к группе преступлений против общественной безопасности следовало бы отнести и преступления против личности, и экологические преступления, и преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, и целый ряд других преступлений. Однако названные виды преступлений в УК РФ разнесены по разным главам, в силу чего общий объект преступлений главы 24 УК РФ остается без определения. Такая юридическая неопределенность в использовании термина «общественная безопасность» может, по нашему мнению, нанести вред самому состоянию общественной безопасности.

Стратегия относит к общественной безопасности защиту основных прав и свобод человека и гражданина, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере общественной безопасности Стратегия, в частности, называет деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленную на уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества; устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистскую деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленную на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанную с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией.

При перечислении источников угроз национальной безопасности термин «общественная безопасность» в Стратегии употребляется в двух смыслах — широком и узком, что, на наш взгляд, недопустимо в рамках одного документа.

В настоящее время на государственном политическом уровне и в научной сфере в целом уже осознана система угроз общественной безопасности, на основе чего и предлагаются меры противодействия этим угрозам. Если обобщить имеющиеся в данной области представления, то в качестве приоритетов обеспечения общественной безопасности Российской Федерации можно назвать:

— обеспечение прав, свобод и законных интересов российских граждан, включая обеспечение достойного уровня их жизни;

— охрану всех форм собственности и обеспечение условий для создания в России социально ориентированной рыночной экономики;

— обеспечение в России условий гражданского мира, достижение внутриполитической стабильности; нейтрализацию причин и условий, способствующих межнациональным и иным социальным конфликтам;

— снижение темпов роста преступности, сдерживание ее на социально приемлемом уровне; нейтрализацию и устранение факторов, порождающих преступность либо способствующих ее росту; укрепление правопорядка и формирование правовой культуры;

— создание эффективной системы прогнозирования, предупреждения, реагирования на чрезвычайные ситуации и ликвидацию их последствий;

— сдерживание миграционных потоков на безопасном уровне;

— создание условий, исключающих нанесение ущерба российской культуре, гарантирующих охрану и сбережение национальных культурных ценностей;

— сохранение и развитие системы образования и науки;

— нейтрализацию факторов, способствующих нанесению ущерба экосфере, обеспечение ее сохранности и улучшения качества;

— обеспечение реальной заботы о здоровье граждан, включая здоровье будущих поколений; восстановление эффективной социально доступной системы здравоохранения;

— создание эффективной системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решение перечисленных задач возможно на основе использования совокупности экономических, политических, правовых, организационных и иных мер по выявлению и предупреждению угроз общественной безопасности; адекватной реакции на возникающие угрозы; ликвидации последствий проявления угроз общественной безопасности.

Исследование содержания понятия «общественная безопасность», проведенное на основе положений нормативных правовых актов и иных документов, а также научной литературы, позволяет выделить основные признаки, характеризующие общественную безопасность, а именно:

— общественная безопасность — это защищенное с помощью экономических, политических, военных, правовых и иных средств состояние общественных отношений;

— общими объектами общественной безопасности являются личность, общество и государство;

— частными объектами общественной безопасности являются общественный порядок, экологическая безопасность, здоровье населения и общественная нравственность;

— источники угроз общественной безопасности — преступные и иные противоправные деяния, нарушения правил пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явления негативного природного и техногенного характера и другие особые обстоятельства.

Исходя из перечисленных признаков, можно сформулировать определение общественной безопасности.

Общественная безопасность — это состояние общественных отношений, характеризующееся защищенностью личности, общества и государства от социальных, природных и техногенных угроз общественному порядку, экологической безопасности, здоровью населения и общественной нравственности.

Из определения видно, что общественная безопасность отличается от безопасности общества, понимаемой как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле безопасность общества тождественна безопасности страны, в узком — безопасности гражданского общества. Именно в последнем смысле, как представляется, следует понимать безопасность общества в триаде «безопасность личности, общества и государства».

Если исходить из изложенного выше понимания общественной безопасности, то становится очевидным, что безопасность личности входит в содержание общественной безопасности. Однако следует подчеркнуть, что речь идет о личности как о члене общества. Если же посягательства на безопасность личности имеют своей целью подрыв основ существования страны (например, терроризм), то в этом случае безопасность личности является составной частью государственной безопасности.

По нашему мнению, понятие общественной безопасности нуждается в законодательном закреплении в качестве методологической основы для решения правовых, организационных, правоприменительных и иных проблем на различных направлениях обеспечения защиты личности, общества и государства. Это позволит каждому государственному органу, институтам гражданского общества, исходя из их компетенции и сферы профессиональных интересов, найти и обозначить свое участие в обеспечении общественной безопасности в Российской Федерации.

Библиография

1 См.: Гирько С.И. Об особенностях концептуальных подходов к созданию теории общественной безопасности и стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации: актуальные проблемы и основные гипотезы. — М., 2009. С. 6,8.

2 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2005. С. 44.

4 Административное право: Учеб. / Под общ. ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М., 2001. С. 689.

6 См., например: Уголовное право. Общая и Особенная части: Учеб. для вузов / Под ред. Н.Г. Кадникова. — М., 2006. С. 598.

7 См.: Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. — М., 2004. С. 19—20.

Главная » » Субъекты государственной безопасности

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором


Вернуться назад на Государственная безопасность

Субъектом обеспечения национальной безопасности является тот, кто может себя обезопасить. Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности определены в главе 2 Федерального Закона «О безопасности».
В качестве субъектов в той или иной степени могут выступать объекты безопасности, в чем заключается главнейшая особенность по сравнению с объектами безопасности в неживой природе. Субъекты обеспечения безопасности — это люди, социальные организации, которые осознают возможные и возникшие опасности в жизни общества и призваны осуществлять деятельность по их предупреждению и ликвидации.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О безопасности», основными принципами обеспечения национальной безопасности являются: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Национальную безопасность можно дифференцировать в зависимости от местонахождения источника опасности на два типа — внутреннюю и внешнюю национальную безопасность. В основе такого деления лежат территориальные границы между государствами, т.е. используется подход с точки зрения категории деятельности внутри и вне пределов государства. Деятельность в пределах государства по обеспечению его стабильности — внутренняя безопасность; деятельность вне пределов государства — внешняя безопасность.
Внешняя и внутренняя безопасность в свою очередь имеют подсистемы «вертикального расположения»: внутренняя безопасность — федеральный уровень, региональный уровень, муниципальный уровень; внешняя безопасность — глобальный уровень; региональный уровень; локальный уровень. По объекту национальной безопасности можно выделить следующие виды национальной безопасности: безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства. В Конституции РФ представлены «безопасность государства» (ст. 13), «безопасность граждан» (ч. 5 ст. 56), «общественная безопасность» (ч. 1 ст. 72). В ст. 1 Федерального закона «О безопасности» — безопасность государства, общественная безопасность, безопасность личности.
Система национальной безопасности (СНБ) — это функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз; СНБ — организационная система органов, сил, средств, различных организаций, граждан, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности. Система национальной безопасности — это совокупность элементов, которые сами по себе представляют относительно независимые, саморазвивающиеся системы: угрозы национальной безопасности; национальные интересы; СНБ.
Основу государственной СНБ составляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Они реализуют меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства. При этом граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами обеспечения безопасности, обладающими правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством России.
В СНБ входят органы государственной власти Российской Федерации по их функциям в области обеспечения национальной безопасности:
1. Органы, основные функции которых связаны с обеспечением национальной безопасности.
2. Органы, специально созданные для обеспечения национальной безопасности.
3. Комитеты палат Федерального Собрания России, занимающиеся вопросами национальной безопасности.
4. Органы, задачи которых заключаются в выявлении и устранении внутренних и внешних угроз национальной безопасности.
К первой группе относятся Президент РФ и Правительство РФ.
Президент РФ как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном ст. 80 Конституции РФ порядке Президент принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент РФ определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности; утверждает стратегию национальной безопасности и иные концептуальные и доктринальные документы; формирует и возглавляет Совет Безопасности; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет; вводит на территории России или ее отдельных местностях чрезвычайное положение; принимает в соответствии с законодательством РФ решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности, меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму; решает вопросы, связанные с обеспечением защиты информации и государственной тайны, населения от чрезвычайных ситуаций; осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами.
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России; определяет основные направления военной политики РФ; утверждает Военную доктрину РФ; осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ; в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России, возникновения вооруженных конфликтов объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны военное положение; утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса и другие задачи.
Правительство РФ, согласно Конституции РФ (ст. ПО), осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации самостоятельно, руководствуясь требованиями Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.
Правительство РФ: участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности; формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет; организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности; осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности.

Правительство РФ осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований Российской Федерации; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации; принимает меры по охране государственной границы РФ; руководит гражданской обороной.

Ко второй группе органов относится Совет Безопасности РФ (СБ). Совет Безопасности РФ является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
Основными задачами СБ РФ являются:
• обеспечение условий для осуществления Президентом РФ полномочий в области обеспечения безопасности;
• формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;
• прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
• подготовка предложений Президенту РФ о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий, о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности, о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;
• координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения безопасности;
• оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Возглавляет и формирует СБ в соответствии с Конституцией России и Федеральным законом «О безопасности» Президент РФ. В состав СБ входят: Председатель СБ, которым по должности является Президент России; Секретарь СБ; постоянные члены СБ и члены СБ, включаемые в состав СБ и исключаемые из него Президентом по представлению Секретаря СБ. Секретарь СБ входит в число постоянных членов СБ.
Важной задачей СБ является координация деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности. СБ координирует деятельность ведомств, но не вмешивается в осуществление их функций. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности СБ осуществляет аппарат СБ.
Поскольку СНБ разветвлена по многим функциональным направлениям, то для принятия решений в области национальной безопасности она предполагает создание ряда межведомственных уровней, в качестве которых выступают различные межведомственные комиссии при Президенте и Правительстве РФ. СБ в соответствии с основными направлениями его деятельности образует межведомственные комиссии: по проблемам стратегического планирования; по безопасности в экономической и социальной сфере по общественной безопасности, по экологической безопасности, по информационной безопасности и др.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О безопасности», решения СБ принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами СБ в порядке, определяемом Президентом РФ.
Третью группу структур обеспечения безопасности составляют комитеты Федерального Собрания России, занимающиеся вопросами национальной безопасности.
В соответствии с Федеральным законом «О безопасности» (ст. 9) Совет Федерации РФ: рассматривает принятые Государственной Думой: федеральные законы в области обеспечения безопасности; утверждает указ Президента РФ: о введении чрезвычайного положения. Государственная Дума: принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.
В соответствии сост. 101 Конституции России на постоянной основе действуют комитеты по безопасности (в Государственной Думе) и по вопросам безопасности и обороны (в Совете Федерации) во взаимодействии с соответствующими подразделениями их аппаратов (информационно-аналитическим управлением Совета Федерации и аналитическим центром Государственной Думы). В Совете Федерации имеются комитеты, связанные с решением вопросов обеспечения различных аспектов национальной безопасности: по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию; делам СНГ; международным делам; вопросам безопасности и обороны; социальной политике; аграрной политике; вопросам науки и техники; экономической реформе, собственности и имущественным отношениям.

Безопасность человека
Экономическая безопасность
Информационная безопасность
Национальная безопасность
Транспортная безопасность


| | Вверх

Московский государственный университет пути сообщения (МИИТ)

_____________________________________________________________________________

”Виды безопасности”

Выполнил:

Москва 2010

Безопасность — состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Существуют следующие виды безопасноси:

· Экологическая безопасность

· Национальная безопасность

· Промышленная безопасность

· Пожарная безопасность

· Информационная безопасность

· Экономическая безопасность

· Военная безопасность

· Внутренняя безопасность

· Внешняя безопасность

· Национальная безопасность

Экологическая безопасность — совокупность состояний, процессов и действий, обеспечивающая экологический баланс в окружающей среде и не приводящая к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде и человеку (Хоружая, 2002, Козин, Петровский, 2005). Это также процесс обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества, природы, государства и всего человечества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду. Объектами ЭБ являются права, материальные и духовные потребности личности, природные ресурсы и природная среда или материальная основа государственного и общественного развития.

Система ЭБ— это механизм, обеспечивающий допустимое негативное воздействие природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека:

· Комплексная экологическая оценка территории

· Экологический мониторинг

· Управленческие решения

Методы обеспечения ЭБ :

· Методы контроля качества окружающей среды:

— Методы измерений — строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие).

— Биологические методы — качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много-мало», «часто-редко» и др.) или частично количественные.

· Методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.

· Комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).

· Методы управления качеством окружающей среды.

Национальная безопасность — совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Национальная безопасность включает в себя:

— государственную безопасность — понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;

— общественную безопасность — понятие, выраженноя в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;

— техногенную безопасность — уровень защищенности от угроз техногенного характера;

— экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;

— экономическую безопасность

— энергетическую безопасность

— информационную безопасность

— безопасность личности

Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

— защиту государственного строя;

— защиту общественного строя;

— обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

— обеспечение политической и экономической независимости нации;

— обеспечение здоровья нации;

— охрана общественного порядка;

— борьба с преступностью.

— обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Органы обеспечивающие национальную безопасность — Армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

Промышленная безопасность, промышленная безопасность опасных производственных объектов — состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Промышленная безопасность не является составной частью охраны труда. Можно сказать, что это пересекающиеся множества. Основная цель промышленной безопасности — отсутствие и/или минимизация последствий аварий на опасных производственных объектах. Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Основная цель охраны труда — сохранение жизни и здоровья работников. Т.е. вполне возможны аварии, которые не причиняют вред жизни и здоровью работников, и, наоборот, вред жизни и здоровью работников может приченен без аварий.

Пожарная безопасность — состояние объекта, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. Пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в том числе организационно-техническими мероприятиями.

Общие требования для предотвращения пожара.

Пожар невозможен ни при каких обстоятельствах, если исключается контакт источника зажигания с горючим материалом (исходя из этого принципа разрабатываются разделы правил пожарной безопасности, направленные на предотвращение и тушение пожаров).

Если потенциальный источник зажигания и горючую среду невозможно полностью исключить из технологического процесса, то данное оборудование или помещение, в котором оно размещено, должно быть надежно защищено автоматическими средствами:

— Аварийное отключение оборудования.

— Различные сигнализации.

Информационная безопасность — это состояние защищённости информационной среды, защита информациипредставляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.

Целью реализации информационной безопасности какого-либо объекта является построение Системы обеспечения информационной безопасности данного объекта (СОИБ). Для построения и эффективной эксплуатации СОИБ необходимо:

— выявить требования защиты информации, специфические для данного объекта защиты;

— учесть требования национального и международного Законодательства;

— использовать наработанные практики (стандарты, методологии) построения подобных СОИБ;

— определить подразделения, ответственные за реализацию и поддержку СОИБ;

— распределить между подразделениями области ответственности в осуществлении требований СОИБ;

— на базе управления рисками информационной безопасности определить общие положения, технические и организационные требования, составляющие Политику информационной безопасности объекта защиты;

— реализовать требования Политики информационной безопасности, внедрив соответствующие программно-технические способы и средства защиты информации;

— реализовать Систему менеджмента (управления) информационной безопасности (СМИБ);

— используя СМИБ организовать регулярный контроль эффективности СОИБ и при необходимости пересмотр и корректировку СОИБ и СМИБ.

Как видно из последнего этапа работ, процесс реализации СОИБ непрерывный и циклично (после каждого пересмотра) возвращается к первому этапу, повторяя последовательно всё остальные. Так СОИБ корректируется для эффективного выполнения своих задач защиты информации и соответствия новым требованиям постоянно обновляющейся информационной системы.

Экономическая безопасность или финансовая безопасность — это состояние какого-либо субъекта, характеризующаяся наличием стабильного дохода и других ресурсов, которые позволяют поддержать уровень жизни на текущий момент и в обозримом будущем. Она включает в себя:

— сохранение платежеспособности

— планирование будущих денежных потоков экономического субъекта

— безопасность занятости

В макроэкономике экономическая безопасность — такое состояние производства в стране, при котором процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается практически независимо от наличия и действия внешних факторов.

Военная безопасность — важнейшая составная часть общей проблемы обеспечения национальной безопасности России. Она вытекает как из нового геополитического положения РФ, так и из складывающейся ситуации в Мире.
Военная безопасность — защищенность личности, общества и государства от военных угроз; состояние когда возможность войны сводится к минимуму, вследствие отсутствия мотивов применения военной силы, а также осуществления мер по предотвращению военной опасности.
Военная безопасность имеет внешние и внутренние аспекты:
* внешние аспекты — отражают способность сдерживать военную силу извне или противодействовать ей;
* внутренние аспекты – охватывают систему мер по созданию и поддержанию готовности личности, общества и государства к предупреждению военных угроз путем создания военной организации для осуществления мобилизационной подготовки экономики и населения страны.

Внутренняя безопасность — это безопасность внутри страны. В России существует; коррупция, взяточничество, бандитизм, хулиганство в разных формах, наркомания, проституция, воровство, огромное количество различных правонарушений со стоны населения. Появилось, то, чего раньше не было — массовые беспорядки, несанкционированные демонстрации и митинги. «БИЧ» России — это конечно коррупция и воровство. Воруют много и многие, в том числе, лица находящиеся на руководящих постах страны.

Добавить комментарий