Субъекты специального природопользования

Субъект природопользования — лицо, которому в установленном законом порядке принадлежит право природопользование объектом, его охраны, улучшения, воспроизводства возобновляемого природного ресурса и которое наделено соответствующими правами и обязанностями.

Субъектами права экологопользования могут быть:

1) граждане РФ, иностранцы,

2) организации,

3) учреждения, предприятия (в том числе иностранные юридические лица).

Для приобретения статуса объекта права экологопользования необходимо 2 юридических аспекта:

1. наличие экологической правоспособности субъектов, определенной в законе в специальных нормативно-правовых актах. Для граждан РФ — полная дееспособность, для иностранцев частичная (нужно создавать СП для того, чтобы стать землепользователем на территории РФ).

2. реализация данной экологической правоспособности в установленном порядке. Определенная процедура получения земельного участка в пользование: обратиться в установленном порядке к государственному органу, уполномоченному предоставлять земельные участки в пользование и в собственность, где должно быть оформлено дело об отводе земли заявителю, получить разрешение на отвод земли, спец. землеустроительные органы должны оформить этот отвод.

Статус экологопользователя возникает после решения компетентного органа об отводе природного объекта в пользование и реализации этого решения в натуре.

Закон устанавливает различие между обладателями права природопользования в зависимости от его видов — общего и специального.

Так, в качестве субъекта права общего природопользования выступает каждый человек в России, поскольку он обладает вытекающими из закона возможностями пользоваться водами, лесами, землей. При этом нужно иметь ввиду следующее обстоятельство. В рамках права общего природопользования человек может использовать природные ресурсы лишь для собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности. Это прямо предусмотрено водным и лесным законодательством. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданин-водопользователь может использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, т.е. становясь субъектом права специального природопользования. Аналогичным образом решен вопрос и в лесном законодательстве. Устанавливая право граждан пребывать в лесах, ст. 86 Лесного кодекса РФ подчеркивает, что граждане могут собирать дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы лишь для собственных нужд.

Субъектами права специального природопользования являются юридические лица и граждане-предприниматели. Юридические лица при этом выступают в двух качествах: как государственные или муниципальные органы, наделенные правомочием распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной и муниципальной собственности, и как юридические лица, получившие соответствующий природный ресурс в пользование.

В природоресурсном законодательстве установлено требование, согласно которому субъекты специального природопользования должны обладать правоспособностью, т.е. способностью иметь права и нести обязанности. Кроме того, чтобы субъект права мог своими действиями осуществлять имеющееся у него право и отвечать за выполнение возложенных на него обязанностей, необходимо, чтобы он обладал дееспособностью. Так, право на получение лицензии на водопользование возникает у гражданина с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет, а у юридического лица — с момента его государственной регистрации (ст. 30 Водного кодекса РФ).

Статус субъектов природопользования определяется их правами и обязанностями, установленными в законе.

Основы правового статуса природопользователей закреплены в ряде статей Конституции РФ: так, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36); права и законные интересы всех лиц, в том числе природопользователей, должны рассматриваться в контексте права каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42); и наконец, природопользователям (и не только им) адресована ст. 58: каждый обязан сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам.

Конкретные права и обязанности субъектов права природопользования рассмотрены в данном разделе применительно к содержанию права природопользования.

Права и обязанности природопользователей.

Право природопользования — совокупность основанных на законе и взаимосвязанных между собой правомочий владения и пользования природными объектами, которыми наделяют в установленном порядке граждан. Правомочие владения служит предпосылкой осуществления любого природопользования (право на огораживание полученного в пользование земельного участка).

Правомочие природопользования представляет собой основанную на законе возможность: хозяйственной эксплуатации или иного пользования или иного использования природного объекта путем извлечения из него полезных свойств, его потребления для производственных целей.

Объем прав и обязанностей непосредственно обусловлены видом природных объекте; различных статусом субъектов права природопользования.

Можно сказать, что объектом права природопользования является природа. Мы пользуемся природой в соответствии с нашим правом общего природопользования. Понятие природопользования — обобщенное. Осуществляя лесопользование, водопользование, мы осуществляем природопользование. Природа выступает обобщенным объектом прав природопользования.

В законодательстве объекты права природопользования в большинстве случаев конкретизированы применительно к землепользованию, водопользованию, пользованию недрами и т.д. Соответственно объектом права землепользования являются земля, водопользования — воды, пользования недрами — недра. Но обратим внимание, что в соответствии с принципом экосистемного подхода к правовому регулированию природопользования выделение видов природопользования применительно к объектам несколько условно: осуществляя лесопользование, мы оказываем воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, объекты животного мира. Возникает вопрос: не следует ли при лесопользовании говорить и о пользовании в юридическом смысле землями, водами, атмосферным воздухом? Может быть, нужно выделять объекты основного пользования и попутного? Думается, что такое решение способствовало бы повышению эффективности охраны природы в процессе природопользования. Не случайно в Законе «Об охране окружающей природной среды» регулируется комплексное природопользование.

Как мы отметили, в соответствии с природоресурсным законодательством объектом права землепользования является земля, водопользования — воды, пользования недрами — недра. Но в праве окружающей среды земля, воды, недра, лес и т.д. выступают как природные объекты и как природные ресурсы. Оба понятия используются и в законодательстве. Они имеют собственное юридическое содержание. Что же является объектом права природопользования — природный объект или природный ресурс? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим различия между ними.

Обратимся к законодательству. Водный кодекс РФ определяет водный объект как сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Водные ресурсы — запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы. Земля как природный объект — весь земельный фонд России. Земля как природный ресурс — земли, используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей. Интересно, что в соответствии с Федеральным законом «О недрах» государственный фонд недр составляют используемые участки и неиспользуемые участки недр (ст. 2).

Из сказанного ясно, что объектом права природопользования являются, как правило, природные ресурсы. Одновременно в качестве объекта природопользования могут выступать и природные объекты (например, водный объект для сброса сточных вод, для купания).

Характеристика объектов права природопользования имеет специфику применительно к видам природопользования. Так, если объектами права специального природопользования становятся индивидуально определенные части (участки) земельного, водного, лесного фонда, фонда недр либо природные объекты, например объекты животного мира, то применительно к праву общего природопользования обособление соответствующих участков природы (земель общего пользования населенных пунктов, леса, водных объектов) законом не предусматривается. Однако, как уже отмечалось, Водный кодекс РФ (ст. 20) выделил как самостоятельную разновидность водных объектов объекты общего пользования.

Участки территории, на которых располагаются объекты специального природопользования, должны обособляться, т.е. выделяться из другой территории. Имеется два способа такого обособления — физическое и юридическое. Физическое обособление заключается в выделении, определении соответствующей территории в натуре. Юридическое обособление означает определение правового статуса объекта специального природопользования в актах, имеющих юридическую силу. Способы обособления специфичны в каждой из отраслей природоресурсного законодательства.

Предоставляемые в пользование природные объекты продолжают оставаться частной, государственной, муниципальной и иной формой собственности. В соответствии с принципом производности права пользования от права собственности в отношении объектов права природопользования продолжает действовать общий для каждого вида природных ресурсов правовой режим объектов права собственности. Одновременно как объекты права пользования соответствующие части природных ресурсов приобретают еще и специфический правовой режим, определяемый в конечном счете их целевым назначением. Для каждого природного объекта он начинает формироваться при предоставлении природного объекта в пользование, когда устанавливается его основное целевое назначение, а затем и при внутрихозяйственной организации его использования.

экономика природопользование наука

Действующее российское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений к объектам права государственной собственности. В собственности государства может находиться любое имущество, любые природные ресурсы. Удельный вес государственной собственности в целом и в области природных объектов в частности еще очень велик.

В частной собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан и юридических лиц.

Таких видов имущества в законодательстве о природных ресурсах указано немало: недра земли, объекты лесного фонда, водного фонда и другие объекты. В любом случае оборотоспособность природных объектов может регулироваться только федеральным законом.

Ответственность за нарушение права собственности на природные ресурсы

За нарушения права собственности на природные ресурсы законодательством РФ установлена юридическая ответственность. Сделки, объектом которых они являются, признаются недействительными.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) вводит ряд составов административных правонарушений за совершение которых наступает ответственность:

– за самовольное занятие земельного участка, за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости – без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

– за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, в них предусмотренных;

– за самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, за несоблюдение требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами;

– за самовольную добычу янтаря из месторождений, на которых сбор янтаря запрещен, или из мест его промышленной разработки;

– за самовольное занятие водного объекта или его части, пользование ими без разрешения (лицензии), если получение таковых предусмотрено законодательством, а равно без заключенного в соответствии с законом договора, за пользование водным объектом или его частью с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором;

– за самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы или водоохранной зоны водного объекта;

– за самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд без специального разрешения на использование указанных участков;

– за самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящим в лесной фонд, водным объектом, за самовольный обмен ими;

– за пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии), если оно необходимо, за нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией), за самовольную переуступку права пользования объектами животного мира, кроме относящихся к ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, внутренних морских вод и территориального моря.

Приведенный перечень составов административных правонарушений не является исчерпывающим.

Все перечисленные составы различаются по предмету посягательства, но схожи по объекту правонарушения – право собственности или полномочие собственника (пользование) нарушаются. Чаще эти составы указывают на два объекта: отношения в сфере охраны собственности и охраны окружающей среды (ее компонентов). Объединены перечисленные проступки и таким признаком, как самовольность, т. е. осуществление действий (активных) без разрешения.

Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за экологические преступления, объектом которых являются отношения в сфере охраны и использования окружающей среды. Дополнительными объектами и (или) предметами посягательства в ряде случаев могут быть жизнь и здоровье человека, порядок деятельности. Собственность (и право собственности) учитываются лишь при установлении такого признака объективной стороны, как последствия, если речь идет о значительном ущербе, существенном вреде и т. п., которые могут быть причинены экологическим преступлением.

Право природопользования: понятие и виды

Право природопользования является одним из важнейших институтов экологического (и природоресурсного) права.

Право природопользования – это система норм, регулирующих использование природных ресурсов (объективное); совокупность обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов (субъективное).

Виды права природопользования По критерию объекта – это право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами, животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом. В рамках данной классификации возможно дальнейшее деление указанного критерия, например по категориям земель. В этом случае различается право пользования землями сельскохозяйственного назначения, землями поселений, землями, занятыми под транспорт, и т. п. Следовательно, дополнительным критерием выступают либо целевое назначение объекта, либо цели деятельности (например, разведка, разработка живых или минеральных ресурсов континентального шельфа).

По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различается общее и специальное право природопользования.

Общее право характеризуется производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов – личностным характером пользования и вызванных наличием специальных прав у других субъектов.

Специальное природопользование разделяется на комплексное и собственно специальное пользование недрами, лесами и т. п. и осуществляется только на основе предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением наряду с предоставлением права и обязанностей.

Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта и иных государственных потребностей.

Принципы права природопользования: его производность от права собственности на природные ресурсы; рациональность; экосистемный подход к регулированию природопользования; целевой характер, устойчивость и платность.

По российскому законодательству субъектами права природопользования являются: российские граждане и их объединения; органы государственного управления; местного самоуправления; совместные предприятия с участием российских и иностранных физических и юридических лиц; иностранные граждане, организации, иностранные государства. Права и обязанности субъектов права пользования детально регламентированы законодательством.

Основания возникновения и прекращения (приостановления) права природопользования устанавливаются по каждому его виду.

Экологическое управление: сущность, функции, методы и принципы

Экологическое управление – это совокупность осуществляемых органами публичной власти и иными уполномоченными субъектами действий по организации и контролю, упорядочению и надзору за экологически значимым поведением людей, за соблюдением требований экологического законодательства.

В зависимости от статуса осуществляющих экологическое управление субъектов выделяют несколько его видов: государственное; ведомственное (отраслевое); производственное; общественное.

Каждому виду свойственны специфические методы, способы, задачи.

Наиболее значимо в нашей стране государственное экологическое управление.

Государственное управление в сфере охраны окружающей среды означает реализацию всеми уполномоченными на то органами и лицами в рамках своей компетенции экологической политики, которая проводится в соответствии с действующим законодательством, концепциями и стратегиями, принятыми в установленном порядке.

Формы экологического управления: акты управления, административные соглашения, материально-технические действия, реализуемые в трех основных направлениях – социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном.

Функция управления – закрепленное в законодательных и иных нормативных правовых актах направление деятельности субъекта или группы субъектов экологического управления по организации охраны окружающей среды и использованию природных ресурсов.

Функции государственного экологического управления выделяют, учитывая следующие признаки: – принадлежность субъекта управления к системе публичной власти;

– обозначение субъекта управления в актах, регулирующих его правомочия, в качестве уполномоченного в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды либо путем указания на конкретные управленческие задачи;

– осуществление управленческой функции от имени государства;

– наделение субъекта управления для осуществления функции соответствующими правовыми средствами (правом устанавливать запреты, ограничения, применять санкции, давать разрешения, определять условия деятельности, давать обязательные для исполнения руководящие указания и т. д.).

Функции экологического управления:

Объекты права природопользования различаются в зависимости от того, относится природопользование к общему или специальному.

Объектами права специального природопользования выступают природные объекты, характеризуемые индивидуально определенными признаками – земельный участок, водный объект, лесной участок, участок недр. В связи с этим необходимой предпосылкой (условием) возникновения права природопользования является обособление природного объекта от других, выделение его на территории, установление и описание его индивидуальных признаков. Можно выделить две формы индивидуализации:

— физическую – которая заключается в выделении природного объекта в натуре, на местности;

— юридическую – которая состоит в закреплении индивидуальных признаков в соответствующих документах (составление плана (карты), природного объекта, описание в соответствующих государственных кадастрах (реестрах) природных ресурсов и правоустанавливающих документах).

Основными признаками индивидуализации выступают местонахождение и границы природного объекта, которые позволяют выделить его из ряда других. Законодательством с учетом особенностей отдельных природных объектов могут устанавливаться и иные индивидуализирующие признаки.

Так, Земельным кодексом РФ земельный участок определяется как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Описание и удостоверение границ земельного участка осуществляется при проведении землеустройства и последующего государственного кадастрового учета.

Согласно Водному кодексу РФ водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; возникновение права водопользования предполагает обязательное описание в договоре или решении о предоставлении водного объекта в пользование границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование. Сведения о водных объектах вносятся в государственный водный реестр.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в ходе лесоустройства и вносятся в государственный кадастр недвижимости. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.

Объектом права недропользования является участок недр, который представляет собой горный отвод — геометризованный блок недр. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

В силу своих особенностей не подлежат индивидуализации объекты животного мира, т.е. дикие животные. Закон «О животном мире» дает следующие определения: животный мир – это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; объект животного мира — организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция. В лицензии на пользование животным миром указывается перечень объектов животного мира, передаваемых в пользование, а также границы и площадь территории (акватории), необходимой для осуществления пользования животным миром.

При осуществлении общего природопользования обособление природных объектов не осуществляется.

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования; б) как обладатель субъективного права природопользовании, носитель установленных законом прав и обязанностей.

Законом установлено различие между субъектами общего и специального природопользования. В качестве субъекта общего природопользования может выступать каждый человек в России. В рамках такого природопользования человек может использовать природные объекты только для удовлетворения собственных нужд, но не для осуществления предпринимательской деятельности.

Так, согласно ВК РФ каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Объектами общего пользования, т. е. общедоступными водными объектами, признаются все поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

В соответствии с Законом РФ «О недрах» собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Субъектами права специального природопользования могут быть юридические лица и граждане. Данные субъекты должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность – это способность иметь права и нести обязанности. Дееспособность – это способность своими действиями осуществлять субъективные права и выполнять обязанности. Право- и дееспособность у природопользователей возникает по правилам, установленным Гражданским кодексом РФ. У граждан правоспособность возникает с момента рождения, а дееспособность — по достижении 18 лет, у юридических лиц момент возникновения право- и дееспособности совпадает (поэтому применительно к юридическим лицам принято использовать термин правосубъектность) и он связан с государственной регистрацией юридического лица.

Объекты природопользования и охраны окружающей среды – это ресурсы окружающего нас мира природы. Сюда относят не только отдельные объекты, но и взаимосвязанные комплексы. Объектами считают индивидуализированные участки. Выделение осуществляется на практике (то есть материальными границами), а также в юридическом праве. То есть каждый участок отделен от остальных, разграничен, может быть персонифицирован. В понятие объекта природопользования входят территории суши, водные, воздушные, заповедники, а также отдельно взятые экземпляры – растения, животные.

Правовые нормы

Субъекты и объекты природопользования рассматриваются в юридическом праве. Эта наука дает определение терминам и разграничивает их использование на практике, а также формулирует нормативы, которым подчиняется использование земельных участков и объектов природопользования.

Индивидуализация с правовой точки зрения достигается вынесением решения уполномоченным на это органом. Для подтверждения этого факта издаются документы по образцу, установленному постановлениями Правительства страны. Документация удостоверяет, что ее владелец имеет право пользоваться неким объектом. Нужно помнить, что объектами природопользования являются участки, комплексы, в том числе охраняемые законом. Например, необходимо получение лицензии, чтобы проводить геологическую разведку территорий или получить доступ к специальному водопользованию.

Физическое разграничение

Об этом понятии речь идет, когда составляют схемы, проекты, планы участков и объектов природопользования. В них прописывают особенности пользования земельным участком, недрами земли, лесом, водой. При этом рассматривают пользование в натуре. Чтобы отделить выбранный участок от окружающих земель, применяют разнообразные указатели. Это могут быть межевые символы или принятые среди геодезистов. Чтобы отграничить объекты права природопользования, устанавливают столбы, задают координаты или организуют привязку к рельефу.

В воздухе индивидуализация участка организована через близость трасс, коридоров. Если таковых нет, определяют, какие воздушные участки используются, чтобы отделить выбранный объект права природопользования от соседних территорий.

Специальные случаи

В некоторых случаях можно получить доступ к специальным видам объектов природопользования: животным, растениям. Он дается через разрешение, получение которого должно иметь обоснования. Индивидуализация к таким объектам не делается. Так, если некоторое лицо желает заготавливать лекарственные травы, то и разрешение получает на эту задачу. То есть становится возможной заготовка в целом, а не отдельной разновидности. Аналогична ситуация с получением лицензии на охоту на животных. В лицензии не прописывается, на каких особей, представителей животного мира выдано это разрешение.

А вот приобретение объектов природопользования из категории персонифицированных возможно, когда конкретная территория имеет важный признак, отличающий ее от прочих подобных. Это может быть наименование или другой параметр. Примеры: заказник такой-то, пуща такая-то, дуб такой-то. К этой же категории относят и старых, больных животных: указывают, что больной волк подлежит отстрелу (метод селекции и поддержания нормальной экологической обстановки в районе).

Пользуемся правильно

Объекты права общего природопользования касаемо грунта и вод – это различные линейно-плоскостные участки. Сюда не относят пресные воды, протекающие под землей, так как их причисляют к компонентам недр и считают полезным ископаемым.

Объекты общего природопользования касаемо грунта и воздуха – это линейно-объемные участки. Лес измеряется пространственно, линейно и объемно разом. А вот применительно к животным и растениям объекты природопользования – особи.

Если речь идет о комплексах, то это обычно такие участки, которые используются с несколькими целями разом. Обычно это отдых, туризм, хозяйственное применение, площадка для научного исследования. Кроме того, комплексами называют заповедники, заказники, нацпарки.

Субъекты и объекты права природопользования

Объекты – это элементы, компоненты окружающего нас дикого мира. Некоторые из них находятся в общем доступе, другие решением властей страны исключены из оборота. Есть и такие, которые правовыми нормами вовсе не регулируются. Наиболее яркий пример – солнечная энергия, влага в атмосфере.

А вот субъекты – это государство, отдельные инстанции, организации, предприятия. Субъекты и объекты права природопользования тесно связаны правовыми нормативами. В качестве субъектов могут выступать даже отдельно взятые люди, включая не имеющих гражданства. Организации могут быть самого разного толка: от религиозных до промышленных, как отечественные, так и иностранные.

Терминология: это важно

Как правильно назвать субъект? Это напрямую определяется тем, каков в его владении объект природопользования. Располагая лесным участком, лицо становится лесопользователем, а имея в своем владении воду – водопользователем. Можно приобрести статус недропользователя.

Природные ресурсы могут использоваться с самыми разными целями, и это многообразие стало базой для введения в силу многочисленных норм в законодательстве страны. У всех субъектов права есть специфическая правоспособность – они в силах реализовывать субъективное право, сопряженное с обязательствами. Права, обязанности общего толка свойственны тем, кто лишь косвенно взаимодействует с понятием объекта природопользования, а вот при работе напрямую необходима специальная лицензия, дающая специфичные, более широкие права.

Государство и природопользование

В нашей стране охрана и контроль за объектами природопользования реализованы на государственном уровне. Главная задача такой системы – согласование интересов экологии и экономики. При этом учитывают, что есть общественные интересы с определённой иерархией. На первом месте идут федеральные, затем регионы, локальные. Но есть и горизонтальное деление интересов – территории, ведомства, предприятия, свойственные каждой ступени описанной иерархии.

Традиционно считается, что охрана окружающей природы не стоит того, чтобы выделять ее в специализированную деятельность. Это лишь подзадача тех, кто занимается вопросами природопользования. В то же время любая нехозяйственная, хозяйственная активность подразумевает управление, то есть влияние на объект природопользования. Задача субъекта природопользования – перевести объект в новое состояние либо сохранять в прежнем.

Государственная иерархия и природа вокруг нас

Ответственность за управление природными ресурсами возложена на инстанции общей компетенции, а также на специально выделенные для этого органы. Кроме того, определённая ответственность на управленцах из муниципалитета. На уровне отдельно взятых компаний, организаций природопользование – сфера ответственности служб, должностных лиц. Конечно, у каждой организации есть свои организационные особенности, но методы в целом общие по всей стране. Один из главных – экономический, предполагающий получение выгоды через те объекты природопользования, на которые юридическое лицо смогло получить лицензию.

Государственные органы, имеющие соответствующие права, – это президент страны, Федеральное собрание и правительство. Кроме того, определенные возможности есть у исполнительных, представительных органов регионов. Инстанции, муниципалы призваны охранять природу, решать дополнительные вопросы.

Специальные инстанции

К таковым принято относить те, которые упомянуты в изданных правительством правовых актах, то есть те, на которые возложены функции охраны природы. Бывают комплексные, ответственные за отдельные отрасли, функциональные. Самоуправленцы на местном уровне работают в соответствии с уставом конкретного органа.

Собственность, права и пользование

Пользователи могут распоряжаться природными ресурсами на основе того, что в их владении есть некоторые участки. Собственность может быть частной, может – коммунальной. Правовой статус обязывает собственника пользоваться ресурсами во всем владении либо передать эти участки в пользование другим лицам. Выделяют сельскохозяйственные, несельскохозяйственные объекты. Некоторые ведут свое хозяйство, специализируясь на рыбе, охоте, лесе и других отраслях.

Система классификации субъектов права довольно сложная. Учитывают не только область деятельности, но и формат (физическое, юридическое лицо), особенности эксплуатируемых объектов. Пользователем может быть гражданин или группа граждан. В наше время законы, регламентирующие эту сферу, пока не проработаны в нужной степени.

Права: откуда и куда?

Право пользования объектами не может появиться буквально из ничего. То есть сначала нужно получить в свою собственность некоторые участки, и уже следом за этим возникает возможность реализации права пользования природными ресурсами. Тесно связана с этим правоспособность трудиться.

Экологическая правоспособность предприятий – это отдельный разговор. Она довольно сильно отличается по своей сути от экологической правоспособности инстанций, призванных управлять объектами природы от лица властей страны. Обусловлено это тем, что полномочия государственных инстанций идут из их компетенции, сформированной на государственном уровне законами и нормативными правовыми актами. При этом следует помнить, что именно государство – собственник преимущественного объема природных ресурсов.

Экологическая дееспособность

Этим термином обозначают способность получать, реализовывать права, обязанности, связанные с аспектами пользования природными ресурсами. Для юридического лица такой термин не слишком важен, так как тот, кто экологически правоспособен, в то же время имеет и дееспособность. Отсюда пошло понятие «праводееспособность». Таковая свойственна организациям, юридически правильно оформленным, то есть являющимся лицом. А вот филиал, структурное подразделение, бригада, цех не имеют праводееспособности, так как несамостоятельны. Следовательно, подобные «мелкие сошки» не считаются субъектами права.

Те лица, которым присуща праводееспособность, считаются субъектами права, как только получают в свое распоряжение некий природный объект и оформляют это в установленном порядке. Правда, в некоторых случаях оформление не нужно, тогда праводееспособность появляется в тот момент, когда территорией начинают пользоваться. Пример — общие дороги.

Экологическая правоспособность: особенности вопроса

Применительно к отдельно взятым гражданам нашей страны эта особенность появляется в тот момент, когда человек рождается, а пропадает лишь в момент смерти. У всех граждан страны экологическая правоспособность совершенно одинаковая. Не оказывают влияние ни положение в обществе, ни принадлежность к определенному полу либо расе, ни происхождение, уровень дохода.

Нельзя путать понятия «экологическая правоспособность» и «получение объекта в пользование». Второе – это субъективное право. Оно возникает в том случае, когда есть правоспособность. Касаемо отдельно взятых граждан страны наиболее важным становится явление экологической дееспособности, то есть лицо совершает некоторые поступки, провоцирующие юридические последствия. Чтобы поступать правильно, нужно иметь опыт, знание правовых норм, а также уметь оценивать последствия совершаемых действий. Гражданская и экологическая дееспособность свойственна гражданам страны в разном объёме. Законы, регулирующие эту область, не имеют четко сформулированных норм, определяющих дееспособность, поэтому приходится при возникновении спорной ситуации анализировать правовые нормы и исходить из этого. Так, земельная дееспособность свойственна только достигшим 18 лет либо 16, если они задействованы в фермерском хозяйстве. Правда, никаких других уточнений относительно каких-либо категорий граждан в земельном законодательстве на текущий момент нет.

А у соседей?

Если обратить внимание на действующие законы, регулирующие другие сферы природопользования, можно заметить, что точных нормативов очень мало. При этом если закон посвящен органу, управляющему неким объектом, то между ним и пользователем фактически нет разницы. Если есть некое государственное предприятие, например занимающееся лесом, то его же считают органом, управляющим этой зоной. По закону его наделяют правами на пользование территорией в соответствии с утвержденными нормативами.

Право природопользования: защищаем то, что есть

Невозможно переоценивать важность регулирования законами прав и возможностей в области использования природных ресурсов. При этом важно помнить, что природопользование не инструмент удовлетворения потребностей людей, но фактор негативного воздействия на окружающий нас мир.

Человек пользуется ресурсами в собственных интересах. Кто-то на этом делает деньги, другие отдыхают или используют природу для духовных нужд. Во многом это регламентируется имеющимися правами, собранными в систему, призванную регулировать применение богатств окружающего мира. Есть природоресурсное законодательство, задача которого – регулирование того, как эксплуатируется пространство. Дополнительно был принят федеральный закон, посвященный охране окружающей среды. Отдельные нормы можно извлечь из правовых актов, косвенно связанных с охраной природы.

Юридическая составляющая

Право природопользования – это институт права, в то же время правовые отношения и даже правомочия отдельно взятых лиц. Нормативы, принятые для регулирования этой сферы – комплекс института права. Право пользования природными ресурсами – это не только лишь права, но и связанные с ними обязанности, регламентирующие особенности применения на практике тех или иных участков.

Действующие законы, а вместе с ними экология как наука ввели систему классификации видов пользования природными ресурсами. Самый простой вариант разделения на группы, уже упомянутый выше, базируется на определении пользуемого объекта. То есть говорят о пользовании землей, водой, воздухом, лесом, недрами, животными и растениями.

В то же время юридическая литература практически не содержит упоминаний о нормативах пользования воздухом. Эта сфера определена в намного меньшем объеме, нежели остальные, хотя проблема охраны чистоты атмосферы из года в год все актуальнее. В 1982 г. был издан первый закон, посвященный воздуху, на смену ему пришел более современный ФЗ, определяющий пользование атмосферой как загрязнение ее выбросами.

А как еще поделим?

Альтернативная широко используемая система классификации предполагает деление, основанное на назначения ресурса. То есть в расчет берутся специфика применяемого ресурса и те потребности, которые через него удовлетворяются. Особенно полная информация об этом содержится в Земельном кодексе, где упоминаются земли, отведенные под населенные пункты, под сельское хозяйство, охраняемые в специальном порядке, используемые промышленностью, транспортом и прочими предприятиями, а также отведенные под лес, водный фонд и сохраненные про запас.

Земельные ресурсы подразделяют на жилые, общественные, промышленные, транспортные, для отдыха, для сельского хозяйства, специальные, военные и все прочие. Все перечисленные виды могут быть в рамках одного населённого пункта. Разграничение основывается на градостроительной документации.

А вот недра используются геологами, добытчиками, строителями. Из водного кодекса следует, что есть ресурсы для добычи питьевой воды и жидкости для бытовых нужд, есть объекты для дренажа, сточных вод, а также используемые для добычи энергии, сплава дерева, лечения, отдыха, оздоровления людей. Есть водоемы для ловли рыбы, пользования транспортом, разведки важных для цивилизации ископаемых. Наконец выделяют пожарные. Все перечисленное – различные объекты природопользования.

Добавить комментарий