Субъекты таможенного права и их правовой статус

Понятие и общая характеристика субъектов таможенного права

1.1 Субъекты таможенного права и их классификация

Под субъектом таможенного права следует понимать любое лицо (орган, организцию, учереждение, предприятие), наделенное определенными правами и обязанностями и совершющее в их пределах действия (воздержание от них) в сфере таможенного дела.

Субъекты таможенного права не однородны по своему составу.

Субъекты таможенного права делятся на две группы:

1) Субъекты с государственно-властными полномочиями:

2) Субъекты не имеющие государственно-властных полномочий:

Первая группа субъектов таможенного права может быть разделена на две подгруппы:

a) Система таможенных органов:

* Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России);

* Региональные таможенные управления Российской Федерации (РТУ);

* Таможни Российской Федерации;

* Таможенные посты Российской Федерации

b) Иные органы государства, не входящие в систему таможенных органов, но управомоченные осуществлять некоторые функции таможенных органов, где органы исполнительной власти, управомоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

Вторая группа субъектов также подраделяется на две подгруппы:

1) Российские лица;

2) Иностранные лица.

Первая подгруппа российские лица второй группы субъектов таможенного права делится на:

a) Юридические лица:

· Таможенный брокер (представитель);

· Таможенный перевозчик;

· Декларант;

· Банк;

· Кредитная организация;

· Владелец склда временного хранения и др.

b) Физические лица:

· Специалист по таможенному оформлению;

· Декларант;

· Эксперт;

· Экспедитор и др.

Вторая подгруппа иностранные лица второй группы субъектов также делятся на:

a) Юридические лица (Организационно-правовая форма юридического лица страны, где учереждено юридическое лицо ( ст. 1202 ГК РФ));

b) Физические лица (Иностранный гражданин, Постоянно проживающий на территории РФ иностранный гражданин, Временно проживающий на территории РФ иностранный гражданин)

Глава 2. Таможенные органы как субъекты таможенного права

2.1 Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации и система таможенных органов

Таможенные органы РФ являются обязательными участниками таможенных правоотношений. Они составляют федеральную централизованную систему. В систему таможенных органов входят:

1) Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России);

2) Региональные таможенные управления (РТУ);

3) таможни;

4) таможенные посты.

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые находятся в ведении ФТС России, для обеспечения деятельности таможенных органов (так называемые таможенные учреждения — научно-исследовательские, издательские, экспертные, образовательные, медицинские и иные учреждения системы ФТС России).

ФТС России — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела. ФТС России возглавляет единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ и в своей деятельности подчинена Правительству РФ. Правовой статус ФТС России определен Положением о ФТС, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 года № 459. В отличие от других федеральных служб ФТС России может осуществлять нормативное правовое регулирование.

РТУ — таможенный орган, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающий реализацию задач и функций ФТС России на территории подведомственного региона. Регион деятельности РТУ определяется ФТС России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ.

Таможня — таможенный орган, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и осуществляющий таможенное оформление и таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу на территории подведомственного региона. Регион деятельности таможни определяется ФТС России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ.

Таможенный пост — таможенный орган, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и уполномоченный проводить таможенное оформление и таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу в определенном пункте или на определенной территории. Регион деятельности таможенного поста определяется ФТС России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ.

ФТС России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Глава 3. Юридические и физические лица как субъекты таможенного права

Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица имеют самостоятельный баланс или смету.

Для осуществления юридическим лицом той или иной деятельности существенное значение имеет его правоспособность. Правоспособность означает способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Различается правоспособность специальная и общая.

Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо обладает только теми гражданскими правами и несёт только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица. В уставе в этом случае указываются виды деятельности, которыми оно вправе заниматься. Требования специальной правоспособности распространяются на учреждения и иные некоммерческие организации, а также на унитарные государственные и муниципальные и некоторые другие прямо указанные в законе коммерческие организации.

Следовательно, если специальная правоспособность юридического лица не включает в себя внешнеэкономическую деятельность, то заниматься ею лицо не вправе.

Подавляющее большинство юридических лиц, отнесённых к коммерческим организациям, обладает общей правоспособностью. Они могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещённых законом и учредительными документами, в том числе и внешнеэкономической. Определённые ограничения внешнеэкономической деятельности юридических лиц могут устанавливаться путём лицензирования. Под лицензированием понимается выдача уполномоченными на то органами специального разрешения на ведение соответствующей деятельности.

В области таможенного дела наметилась тенденция к расширению сфер деятельности физических и юридических лиц, занимающихся профессиональным посредничеством. Посреднические функции в этой области осуществляются таможенными брокерами. Брокеры являются субъектами таможенных правоотношений. Таможенным брокером (посредником) может созданное в соответствии с законодательством РФ предприятие, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию ФТС России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

Таможенный брокер — посредническая организация, совершающая таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с ТК РФ. Им может быть только российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей). Правовой статус таможенного брокера определен ст.ст. 139 — 145 ТК РФ.

Таможенный перевозчик — транспортная организация, осуществляющая перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, предусмотренных ТК РФ. Им может быть только российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных перевозчиков. Правовой статус таможенного перевозчика определен ст.ст. 93 — 98 ТК РФ.

Владелец склада временного хранения — складская организация, осуществляющая хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, предусмотренных ТК РФ. Им может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения, или таможенный орган. Правовое положение владельца частного склада временного хранения закреплено ст.ст. 108 — 114 ТК РФ.

Владелец таможенного склада — складская организация, осуществляющая хранение товаров, помещенных под таможенный режим таможенного склада. Им может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев таможенных складов, или таможенный орган. Правовой статус владельца таможенного склада определен ст.ст. 226 — 232 ТК РФ.

Владелец магазина беспошлинной торговли — торговая организация, осуществляющая розничную продажу товаров физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории РФ, в случаях и на условиях, предусмотренных ТК РФ. Им может быть только российское юридическое лицо, имеющее право на розничную продажу товаров и открытое с соблюдением правил, предусмотренных ст. 261 ТК РФ. Правовое положение владельца магазина беспошлинной торговли определено ст.ст. 259 — 263 ТК РФ.

Физические лица — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Правовое положение граждан характеризуется понятием правоспособности и дееспособности. Правоспособность — это способность гражданина иметь права и обязанности, т.е. быть субъектом этих прав и обязанностей.

Для того чтобы своими действиями приобретать т осуществлять гражданские права, то своего имени создавать для себя обязанности и исполнять их, гражданин должен быть дееспособным. Вопросы правоспособности и дееспособности граждан урегулированы ГК РФ.

ГК РФ закрепил равную для всех граждан правоспособность. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Они имеют в таможенной сфере те же права, что и российские граждане. Они несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях с российскими гражданами (ст. 233 ТК РФ).

Физические лица пользуются теми же правами по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, что и юридические лица. Однако при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу физическими лицами имеют значение цели перемещения, которые и необходимо установить: для личного использования или для коммерческих целей. Товары, предназначенные не для коммерческих целей, подлежат декларированию, таможенному оформлению и таможенному контролю в упрощённом порядке.

В области таможенного дела наметилась тенденция к расширению сфер деятельности физических и юридических лиц, занимающихся профессиональным посредничеством. Посреднические функции в этой области осуществляются таможенными брокерами. Брокеры являются субъектами таможенных правоотношений. Согласно ч. 1 ст. 157. ТК РФ, таможенным брокером (посредником) может созданное в соответствии с законодательством РФ предприятие, обладающее правами юридического лица и получившее лицензию ГТК России на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера.

Взаимные права и обязанности таможенных органов и иных субъектов таможенных правоотношений детально регламентируются ТК РФ. Любое лицо имеет право обжаловать решения (в том числе нормативные акты), действия или бездействие таможенных органов РФ и их должностных лиц, если упомянутые решения, действия или бездействие затрагивают это лицо непосредственно и индивидуально. Причём участник таможенных правоотношений, считающий, что его права нарушены, должен сначала обратиться в таможенные органы, и лишь потом, если спор не разрешён, то в суд (разд. XІІІ ТК РФ).

Декларант — лицо, которое декларирует товары или от имени которого декларируются товары. Правовой статус декларанта закреплен ст.ст. 126 и 127 ТК РФ.

Специалист по таможенному оформлению — физическое лицо, обладающее специальными познаниями в области таможенного оформления товаров и включенное в штат сотрудников таможенного брокера.

Квалификация и специальные познания специалиста по таможенному оформлению должны быть подтверждены квалификационным аттестатом специалиста по таможенному оформлению, выданным ФТС России. Программа квалификационного экзамена для специалистов по таможенному оформлению утверждается Министерством экономического развития и торговли РФ.

Правовой статус специалиста по таможенному оформлению установлен ст.ст. 146 — 148 ТК РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Они имеют в таможенной сфере те же права, что и российские граждане. Они несут ответственность за нарушение таможенных правил на общих основаниях с

Глава 4. Международные организации как субъекты таможенного права

В числе международных организаций — субъектов таможенного права может быть назван, например, Совет таможенного сотрудничества, созданный в 1953 г. в Брюсселе. Россия как правопреемница СССР является членом этого совета.

Высшим органом Таможенного союза стран — членов СНГ является Таможенный Совет.

Его цели:

— Обеспечение функционирования Таможенного союза;

— Выработка и проведение единой таможенной политики;

— Противодействие монополизму, а также дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;

— Пресечение недобросовестной конкуренции при осуществлении экспортно-импортных операций;

— Унификация таможенного законодательства и таможенных процедур и др. (Положение о Таможенном совете, подписанное странами СНГ в Москве 13 марта 1992 г.).

Всемирная торговая организация (ВТО) создана в 1994 г. в ходе Уругвайского раунда ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), на котором было решено преобразовать ГАТТ в ВТО. ВТО начала свою деятельность с 1 января 1995 г. Она исходит из того, что мировая торговля должна развиваться по экономическим законам, никакие административные и дискриминационные методы регулирования недопустимы.

Таможенные органы составляют единую централизованную систему.

Единство системы таможенных органов обусловлено единством цели и задач таможенных органов (ст. 1 ТК РФ), единством таможенной территории (п. 1 ст. 2 ТК РФ), а также единством выполняемых функций (ст. 403 ТК РФ).

Система таможенных органов представляет собою совокупность государственных органов, построенную иерархически в соответствии с их компетенцией. Возглавляет систему таможенных органов, объединяет и направляет их деятельность Государственный таможенный комитет (ГТК России).

Нижестоящие таможенные органы подчиняются вышестоящим. В свою очередь, вышестоящие таможенные органы направляют и контролируют деятельность нижестоящих. Решения вышестоящих таможенных органов обязательны для нижестоящих. При этом единое централизованное руководство в системе таможенных органов не должно подавлять инициативу нижестоящих таможенных органов, которые, в свою очередь, ответственны за выполнение возложенных на них задач на подведомственных территориях.

Все четыре звена системы таможенных органов являются федеральными органами. Они предназначены для реализации полномочий федеральной власти в сфере таможенного регулирования и финансируются за счет средств федерального бюджета. Органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также общественные объединения не вправе вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (п. 2 ст. 401 ТК РФ).

Таможенные органы являются правоохранительными органами. ТК РФ 2003 г. в отличие ТК РФ 1993 г. не содержит такой нормы. Однако правоохранительный характер деятельности таможенных органов вытекает из выполняемых ими функций (в соответствии с п. 6 ст. 403 ТК РФ таможенные органы ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, других товаров и предметов, кроме того, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации), а также из закрепляемых за ними полномочий (право должностных лиц таможенных органов применять физическую силу, специальные средства и оружие).

В целях усиления борьбы с нарушениями в таможенной сфере проводится большая работа по совмещению единого государственного реестра юридических лиц МНС России с базой данных ГТК России. Важным шагом стало взаимодействие с информационными структурами Всемирной таможенной организации (ВТО).

Совет руководителей таможенных служб государств — участников СНГ утвердил Положение о Региональном узле связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации «RILO-Москва» и принял единый порядок обмена информацией по запросам таможенных служб государств — участников СНГ в связи с производством по делам о нарушении таможенных правил и проведением проверок.

Таким образом, субъекты таможенного права постоянно взаимодействуют друг с другом, выступают одновременно субъектами других отраслей права чаще всего административного и международного. Поэтому очень важно установить эффективное регулирование отношений между субъектами таможенного права, не забывая при этом оставить некоторую свободу выбора субъекту в таможенных правоотношениях.

Субъекты таможенного права – это участники таможенных правоотношений, которые наделены определенными правами и обязанностями соответствующими нормами права. Субъектами таможенных правоотношений являются таможенные органы и лица (физические и юридические), занимающиеся организацией таможенного оформления.

Таможенные органы как субъекты таможенного права – это: Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ), Региональное таможенное управление (РТУ), таможня, таможенный пост.

Лица как субъекты таможенного права подразделяются на физических и юридических, российских и иностранных. Физическое лицо – резидент – это человек, постоянно проживающий на территории РФ и достигший 16-летнего возраста, дееспособный. Юридическое лицо – резидент – организация, созданная в России на основании российских же законов. Владельцем магазина беспошлинной торговли, склада временного хранения, а также таможенным перевозчиком и декларантом может быть только российское лицо.

В таможенном праве полагается, что физические лица используют товары в личных целях, а юридические – в предпринимательских. Поэтому к ним применяются различные нормы таможенного права. Иностранные лица – это граждане иных государств (физические) и иностранные организации и предприятия (юридические). Таможенные органы как субъекты таможенного права (таможенных правоотношений) занимают особое положение:

  • являются официальными представителями государства
  • наделены властными полномочиями по отношению к участникам ВЭД
  • имеют право издавать, изменять, конкретизировать нормативно-правовые акты в области таможенного дела
  • создавать специализированные таможенные органы нижнего уровня иерархии.

Субъекты таможенного права находятся в неравных положениях. Участники ВЭД равны между собой перед таможенным органом и между ними превалируют гражданско-правовые методы регулирования взаимоотношений. Таможенные органы доминируют над физическими и юридическими лицами, используя административно-правовой метод регулирования их деятельности.

Объекты таможенного права

Объекты таможенного права – это товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу (таможенное право занимается узкой областью таможенных правоотношений). Иногда можно встретить другое определение объекта таможенного права – все правоотношения, возникающие при пересечении товарами и транспортными средствами таможенной границы. В этом случае сами транспортные средства и грузы называются объектами таможенного правоотношения. Более подробно о содержании термина, можно информацию запросить здесь.

Товар – это любой объект, перемещаемый через таможенную границу, кроме транспортных средств и транспортного оборудования (контейнеров). Таким образом, товар, как объект таможенного права (правоотношения) – это любое движимое имущество, включая носители информации и валюту, ценные бумаги и валютные ценности, все виды энергии (в первую очередь электрическая), дорожные чеки. Также товарами считаются любые объекты, приравненные к недвижимому имуществу.

Транспортные средства рассматриваются как средство перемещения товаров. Они не могут быть предметом договора внешнеторговой сделки. Если рассматривать в качестве объекта таможенного права правоотношения, то сюда можно отнести:

  • пересечение границы
  • выбор и применение таможенной процедуры
  • декларирование товаров и транспортных средств
  • таможенный контроль
  • расчет таможенной стоимости
  • уплату таможенных платежей и т.д.

Понятие субъектов таможенного права и их классификация

Вопрос о субъектах таможенного права имеет важный правовой смысл. В ходе осуществления таможенного дела таможенным органам приходится вступать в различные правовые отношения с широким крутом граждан, должностных лиц. предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти и управления. Не все эти отношения являются таможенными правоотношениями. Соответственно не все из перечисленных лиц, организаций, органов и т.п. относятся к кругу лиц, обладающих статусом субъекта таможенного права.

Субъект таможенного права — термин, введенный в оборот наукой таможенного права. Его назначение состоит в подчеркивании того, что любой субъект таможенного права изначально должен рассматриваться не как объект, а как субъект права. Иными словами, всякий субъект таможенного права, принимающий участие в осуществлении таможенного дела и соответственно вступивший в таможенные правоотношения (даже в тех случаях, когда он выступает в качестве подчиненной, обязанной стороны) не является бесправным, пассивным их участником. Каждый субъект таможенного права запишет установленное законодательством правовое положение, имеет определенный круг прав и обязанностей и, реализуя их путем совершения тех или иных действий, активно участвует в осуществлении таможенного дела.

В Таможенном кодексе РФ. введенном в действие 1 января 2004 г., проблеме субъектов таможенного права уделено значительное внимание. Правда, сам термин «субъект таможенного права» законодатель не использовал. Так, в ст. 11 ТК РФ, в которой дано разъяснение использованных в этом кодифицированном акте различных понятий, разъяснено значение следующих терминов: федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела», «таможенные органы», «лица», «российские лица», «иностранные лица», «декларант», «перевозчик», «таможенный брокер (представитель)», «заинтересованные лица» (подл. 10. 11 — 18 п. 1). Положения указанной статьи детализированы в последующих статьях Таможенного кодекса РФ (ст. 93— 98, 126-127, 139-148, 401-422).

Перечень субъектов таможенного права, перечисленных в ст. 11 ТК РФ, не является исчерпывающим. В Таможенном кодексе РФ используются и другие наименования субъектов таможенного права: «лица, осуществляющие деятельность в области таможенного права» (ст. 19, 339), «юридические лица» (ст. 20), «отдельные лица» (ст. 68), «экспедитор» (ст. 90), «владелец складов временного хранения» (ст. 108), «владелец таможенного склада» (ст. 226), «владелец магазина беспошлинной торговли» (ст. 262), «физические лица» (ст. 281—290), «дипломатические представительства иностранных государств» (ст. 299), «глава дипломатического представительства иностранного государства» (ст. 300), «члены дипломатического персонала представительства иностранного государства» (ст. 300. 302). «члены административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства» (ст. 301—302), «члены обслуживающего персонала представительства иностранного государства» (ст. 302), «консульские учреждения иностранных государств» (ст. 303), «члены псрсоната консульских учреждений иностранных государств» (ст. 303), «иностранные дипломатические курьеры» (ст. 305), «иностранные консульские курьеры» (ст. 305), «представители делегаций иностранных государств» (ст. 306) «члены делегаций иностранных государств» (ст. 306), «консульские должностные лица» (ст. 307), «международные межгосударственные организации» (ст. 308), «международные межправительственные организации» (ст. 308), «представительства иностранных государств международных межгосударственных организаций» (ст. 308), «представительства иностранных государств международных межправительственных организаций» (ст. 308), «персонал международных межправительственных организаций» (ст. 308), «персонал международных межгосударственных организаций» (ст. 308) «персонал представительства иностранных государств международных межгосударственных организаций» (ст. 308), «персонал представительства иностранных государств международных межправительственных организаций» (ст. 308), «лица ответственные за уплату таможенных пошлин, налогов» (ст. 320), «плательщики таможенных пошлин, налогов» (ст. 328, 351, 354), «банк» (ст. 343—344. 351, 354), «кредитная организация» (ст. 343—344), «эксперт» (статьи 379, 381), «иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств» (ст. 382), «представители иных лиц. обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств» (ст. 382), «специалист» (ст. 384—385), «правообладатель» (ст. 394), «участники внешнеэкономической деятельности» (ст. 426), «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела» (ст. 433).

Приведенный перечень субъектов таможенного права свидетельствует о том, что законодателю не удалось избежать многозначности термина «субъект таможенного права». В этой связи, по нашему мнению, было бы целесообразным выделить всех субъектов таможенного права в одном структурном элементе Таможенного кодекса РФ (в главе), причем в разделе I «Общие положения», с введением в оборот терминов «субъекты таможенного права» или «участники таможенного права», как это имеет место в иных кодифицированных актах (например, в Уголовно-процессуальном кодексе РФ 2001 г.).

Обобщение соответствующих положений теории таможенного права и анализ таможенного законодательства позволяют нам дать следующее определение понятия «субъект таможенного права»:

под субъектом таможенного права следует понимать любое лицо (орган, учреждение, предприятие, организация), наделенное определенными правами и обязанностями и совершающее в их пределах действия (воздержание от них) в сфере таможенного дела.

Если принять во внимание, что действия (воздержание от них) субъектов таможенного права представляют собой содержание таможенного права, то можно дать иное определение понятия «субъект таможенного права»:

это любое лицо, наделенное правами и несущее обязанности, вступающее в таможенные правоотношения с другими субъектами при реализации своих прав и обязанностей.

Субъекты таможенного права неоднородны по своему составу. В правовом отношении у отдельных субъектов таможенного права имеются общие черты, присущие нескольким субъектам, а также особые черты, специфические для каждого. Для установления характера взаимосвязи субъектов таможенного права большое значение имеет их классификации.

В юридической литературе, опубликованной после принятия Таможенного кодека» РФ 2003 г., не выработан единообразный подход к классификации субъектов таможенного права

О.Ю. Бакаева и Г.В. Матвиенко предлагают разграничивать субъекты таможенного права и субъекты таможенного правоотношения, причем первое понятие рассматривается как родовое, а второе — как видовое. Эти авторы фактически выделяют две классификационные группы: первая — таможенные органы Российской Федерации; вторая — физические и юридические лица. При этом физические лица именуются «индивидуальными субъектами таможенного права», а юридические лица — «коллективными субъектами таможенного права». Еще раньше подобную точку зрения излагал А.Н. Козырин.

К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, отождествляя субъекты таможенного права и субъекты таможенного правоотношения, выделяют четыре вида субъектов: таможенные органы: государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; юридические лица физические лица Первые два они предлагают именовать «специальными субъектами таможенного права», а два оставшихся — «иными субъектами таможенного права». Здесь допущена одна неточность: наряду с юридическими и физическими лицами в группу «иных субъектов таможенного права» указанными авторами отнесены «международные организации, имеющие отношение к таможенному делу».

Профессора Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский, назвав субъекты таможенного права «феноменами», ограничились их простым перечислением, с указанием, что таможенные органы являются «ведущим видом субъекта таможенного права».

Общим недостатком классификаций субъектов таможенного права является нарушение логических правил классификации, в частности переплетение оснований деления. Иначе говоря, такие классификации не позволяют определить роль субъектов таможенного права в таможенных правоотношениях. Нам представляется, что это можно было бы сделать, разделив субъекты таможенного права на две группы.

  1. субъекты с государственно-властными полномочиями;
  2. субъекты, не имеющие государственно-властных полномочий.

Первая группа субъектов таможенного права может быть подразделена на две подгруппы:

1) система таможенных органов;

2) иные органы государства, не входящие в систему таможенных органов, но управомоченные осуществлять некоторые функции таможенных органов.

Вторая группа субъектов (лица) объединяет всех субъектов таможенного права, которые вступают в таможенные правоотношения в качестве подчиненной стороны, и круг их достаточно широк. Общим для лиц этой группы субъектов является отсутствие государственно-властных полномочий в сфере таможенного дела.

Вторая группа субъектов также подразделяется на две подгруппы:

  1. российские лица;
  2. иностранные лица

Правовые взаимосвязи между субъектами таможенного права представлены на рисунке.

На рисунке достаточно отчетливо просматриваются следующие важные аспекты:

  • проявление субординационного метода таможенного регулирования, когда субъекты поставлены в отношения «власть подчинение» (стрелками обозначены правовые связи):
  • неоднородность состава труппы субъектов, не имеющих государственно-властных полномочий.

Добавить комментарий