Субъекты в международном праве

Субъекты международного права понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности

Субъект международного права — носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Соответственно международная правосубъектность — юридическая способность лица быть субъектом международного права. Международная правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты международного права никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты международного права создаются первичными. Правоспособность производных субъектов международного права оговаривается в договорах об их создании.

Первичные субъекты международного права.

1. Государства. Признаки: территория, население, публичные власти (система органов).

2. Нации, борющиеся за национальное самоопределение. Нация — историческая общность людей, проживающая на данной территории и характеризующаяся единством политики, экономики, культуры, социальной жизни и языка. Чтобы быть субъектом международного права, нации необходимы: территория, на которой она бы могла самоопределиться; политическая организация, которая могла бы выступать от имени всей нации; воинские формирования; быть признанной при международных организациях.

Производные субъекты международного права.

1. Международные организации. Существует два вида:

  • международные межправительственные организации — основаны на межправительственных соглашениях. Международные межправительственные организации существуют как универсальные, которые носят всемирный характер (ООН), и региональные, объединяющие субъектов ме
  • международные неправительственные организации (так называемые органы народной дипломатии) — основаны неправительственными, негосударственными организациями и лицами.

2. Государственно-подобные субъекты (Ватикан, Сан-Марино, Монако, Андорра, Мальтийский орден в Риме). Относятся они к производным субъектам, так как в основе их создания лежит договор. Как правило, договор с сопредельными государствами о ненападении на «вольные города», которые впоследствии трансформируются в подобия государства со своей незначительной армией, границей, подобием суверенитета. Ватикан имеет аналогичный договор с Италией.

Помимо этого существуют участники отдельных видов международно-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся правительства в изгнании, восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их международной правосубъектности решается исключительно по согласию государств. Их единичная правосубъектность чрезвычайно ограничена.

Одним из самых дискуссионных в науке международного права является вопрос о международной правосубъектности индивида. Диапазон взглядов здесь действительно широк: от полного отрицания международной правосубъектности индивида до признания последнего единственным субъектом международного права.

Государства как основные субъекты международного права, Государственный суверенитет в международном праве

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Но не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны).

Существуют различные способы образования новых государств — субъектов международного права:

  • в результате социальных революций и национально-освободительных движений;
  • слияние двух или нескольких государств в одно государство;
  • распад одного государства на два или несколько государств;
  • отделение части территории и провозглашение на ней самостоятельного государства;
  • решением международной организации.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть. Суверенитет — верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного суверенитета нет.

Признаки суверенитета.

1. Территориальное верховенство (на территории данного государства действуют законы только этого государства).

2. Территориальная целостность (территория государства не может быть изменена как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения без согласия его высшего органа или народа).

3. Формальная независимость государства от каких-либо субъектов (в том числе от организаций, физических лиц и от любых международных организаций как внутри государства, так и за его пределами).

Как субъект международного права государство обладает следующими правами:

  • право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;
  • равноправие с другими государствами;
  • право на коллективную и индивидуальную самооборону против вооруженного нападения.

К основным международно-правовым обязанностям государства относятся:

  • воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;
  • воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;
  • уважать права человека;
  • устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы международному миру;
  • решать все свои споры с другими субъектами международного права только мирными средствами;
  • воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости или иным образом, несовместимым с международным правом;
  • воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения;
  • воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства непримения силы;
  • добросовестно выполнять свои обязательства.

Признание, его виды и юридические последствия. Правопреемство в международном праве

Международно-правовое признание — это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

Существует две основных теории международно-правового признания — конститутивная и декларативная. Согласно первой акт признания дестинатора (адресата признания) со стороны уже существующих субъектов международного права играет решающую роль в его международно-правовом статусе. Эта теория имеет два существенных недостатка. Во-первых, на практике новые образования могут вступать в межгосударственные отношения и без признания. Во-вторых, неясно, признания скольких уже существующих государств необходимо для того, чтобы новое образование приобрело международную правосубъектность. Декларативная теория исходит из того, что признание не означает придания ему соответствующего правового статуса, а лишь констатирует факт возникновения нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контакта. Эта теория в силу демократичности и большего внимания к правовым вопросам статуса государства в настоящее время преобладает в международно-правовой доктрине.

Формы признания.

Признание де-факто (de facto) — фактическое признание государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений.

Признание де-юре (de jure) — открытие дипломатических представительств, миссий в признаваемом государстве.

Признание «ad hoc» — призвание государства для данного конкретного случая.

Виды признания:

  • традиционные виды признания: признание государств, признание правительств;
  • предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны, признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.

Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была захвачена революционным путем.

Под правопреемством понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств. Из этого определения видно, что из трех наиболее важных характеристик государства (власть, население и территория) определяющее при переходе прав и обязанностей от одного государства к другому имеет именно территория. «Момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности за определенную территорию.

Правопреемство возникает:

  • при объединении существующих государств;
  • при разделе государств;
  • при отделении части государства;
  • при переходе части территории одного государства к другому государству.

Права и обязанности субъектов международного права неоднородны. Главенствующими из них являются основные права и обязанности, которые порождаются международной правосубъектностью и служат предпосылкой для вступления в международные правоотношения. В первой половине XX века российским ученым-международником Ф. Ф. Мартенсом было высказано важное суждение относительно государств: «Основные права государств неразрывно связаны с международными свойствами последних и, следовательно, со всем положением государств в качестве международных личностей… Без этих прав государства не в состоянии достигнуть разумной цели международной жизни; без них они не члены международного общения». В данном высказывании говорится лишь о государствах, так как иных субъектов международного права в те времена просто не существовало. Тем не менее, этот тезис применим и ко всем субъектам международного права и в наши дни.

Права и обязанности субъектов международного права можно подразделить на основные и неосновные. Основные права и обязанности, в свою очередь также подразделяются на две группы:

  • 1) Основные общесубъектные права, присущие всем категориям субъектов — право участия в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, т. е. возможность взаимодействия с другими субъектами; право реализации в этих отношениях своих правомочий и несения конкретных обязанностей; право защиты своих прав всеми предусмотренными законными средствами; обязанность уважения статуса других субъектов; обязанность добросовестного соблюдения международных принципов и норм;
  • 2) Основные субъектно-видовые права, свойственные определенной категории субъектов, к которым можно отнести:

право участвовать в создании международно-правовых норм, в первую очередь путем заключения международных договоров; право устанавливать дипломатические и консульские отношения с другими государствами; право быть членом универсальных и региональных международных организаций и иметь свои представительства; право защищать свою правосубъектность (индивидуальная и коллективная самооборона).

Основные обязанности государства определяются содержанием принципов международного права. К ним относится сотрудничество с другими государствами, воздержание от угрозы силой или ее применения, невмешательство в их внутренние дела и т. п.

Относящиеся к этой группе права и обязанности международных организаций определяются их уставами или иными учредительными актами, то есть соответственно функциям каждой из них.

Неосновные права и обязанности субъектов международного права — конкретные результаты волеизъявления, конкретных действий самих субъектов. При реализации своего права на заключения международных договоров субъекты международного права устанавливают для себя права и обязанности, их содержание и объем, которые могут изменяться при заключении новых договоров.

Каждое государство, участвуя в том или ином международном договоре, принимает на себя определенные обязательства и согласовывает свои правомочия с другими государствами, являющимися участниками данного договора. Вместе с тем, данные участники какого-либо договора формируют в нём права и обязанности, адресованные компетентным органам своих государств, должностным лицам, гражданам и иным находящимся под их юрисдикцией лицам.

1.Понятие субъекта международного права.

Субъект международного права — это носитель международных прав и обязанностей,способный участвовать в межгосударственных отношениях,международном нормотворчестве и нести ответственность за свои международные обязательства.

Субъекты:

  • Государство
  • Международные и межправительственные организации
  • Государственноподобные образования
  • Народы,борющиеся за самоопределение
  • Иные субъекты

Все субъекты международного права обладают одинаковой правосубъектностью и различной правоспособностью, определяемой объемом прав и обязанностей.

Субъекты МП подразделяются на:

Первичные,являющиеся результатом естественного исторического процесса:

  • Государства
  • Народы и нации,борющиеся за самоопределение.

И производные,создаваемые первичными:

  • Международные и межправительственные организации
  • Государствоподобные образования

К числу субъектов международного права относят также отдельные международные судебные органы.(Например, международный уголовный суд,трибуналы)

Характеристика отдельных субъектов международного права.

1.Государство.

Является основным субъектом МП. Обладает универсальной правоспособностью; полным объемом прав и обязанностей.

Государства подразделяются на простые и сложные:

Простые-унитарные-являются едиными и самостоятельными субъектами.

Сложные — федерации и конфедерации.

Федерация является единым субъектом МП вне зависимости от того,что отдельным членам федерации может быть предоставлено право участвовать в международных отношениях, в заключении международных договоров.

Подробнее смотреть — ФЗ о международных договорах РФ.

Конфедерация-объединение государств,созданное на основе международного договора,как правило,для решения военных и политических задач.

2.Народы и нации,борющиеся за самоопределение.

Это право является основным принципом международного права,закрепленным в уставе ООН.

Самоопределение народа может осуществляться в форме:

  • Образования автономии
  • Самостоятельного независимого государства.(присоединения к другому государству)

Для того, чтобы тот или иной народ имел право рассматриваться в качестве субъекта МП,необходимо чтобы сложились организационные и правовые предпосылки. Без правовых предпосылок борьба народа может рассматриваться как сепаратизм.

Международное право направлено против нарушения территориальной целостности государств.

Организационные предпосылки:

  • Наличие у большинства народа воли бороться
  • Наличие созданных властных структур и единого центра,способного выступать от имени народа в межгосударственных отношениях.

Правовые предпосылки:

Право на самоопределение относится к:

  • Народам колоний и других несамоуправляющихся территорий.
  • Народам,проживающим на территории государств,которые подверглись аннексии после 1945 года.
  • Народам, в законодательстве государств которых предусмотрено право на самоопределение.
  • Народам, государства которых нее соблюдают права на самоопределение и не обеспечивают представительство всех слоев населения в государственных органах.

Борьба народа за самоопределение может иметь как мирный, так и военный характер.

Мирный-выступления в СМИ и парламенте; не должно быть призывов к насилию.

Насилие может применяться только в ответ на применение вооруженной силы.

3. Международные и межправительственные организации.

Определение- объединения государств,созданные в соответствии с учредительным договором,определяющим его правоспособность,имеющему постоянно действующие органы,решающие задачи в универсальной или определенной сфере международных отношений.

Например-ООН,ВОЗ,ЮНЕСКО,МАГАТЭ,СНГ,ШОС и многие другие.

Об этом мы поговорим на другой лекции. Тут будет ссылка.

4.Государствоподобные образования.

Субъект МП,возникающий на основе соглашения государств для разрешения территориальных споров и разногласий.

Например,ранее это были вольные города,свободные территории.

Ныне-это Ватиткан.

Международное правовое признание.

Определение: это односторонний добровольный акт государства,которое заявляет о том,что рассматривает другое государство в качестве субъекта международного права и намерено поддерживать с ним международные отношения.

Или правительство,пришедшее к власти неконституционным путем на территории того или иного государства как представителя народа соответствующей территории.

Различают признание:

— Предварительное

— Окончательное

— Традиционное

Раздичают формы признания:

  • Де-факто(предварительное) влечет за собой установление консульских отношений.
  • Де-юре(полное и окончательное) влечет за собой установление дипломатических отношений.
  • Ad hoc. Это временное признание для решения каких-либо вопросов международных отношений.

Государство признается тогда, когда происходят какие-либо территориальные изменения.

Правительство признается тогда, когда оно приходит к власти неконституционным путем в том или ином государстве.

Также существует «доктрина Эстрады». Это так называемое молчаливое признание-когда государство не желает одобрять способ прихода правительства к власти, и в то же время намеренно с ним поддерживает официальные отношения.

Особые субъекты международного права – это государственно-подобные образования с ограниченной правосубъектностью.

В международных отношениях могут участвовать особые полити¬ко-территориальные образования, которые обладают внутренним самоуправлением и, в различных объемах, международной правосубъектностью. Чаще всего такие образования носят временный характер и воз¬никают как следствие неурегулированности территориальных пре¬тензий различных стран друг к другу.

К этой категории в исторической ретроспективе относились Вольный город Краков (1815-1846 гг.), Свободное государство Данциг (ныне Гданьск) (1920-1939 гг.), а в послевоенный период Свободная территория Триест (1947-1954 гг.); Западный Берлин до объединения Германии. Последний пользовался особым статусом, установленным в 1971 году Четырехсторонним соглашением СССР, США, Великобритании и Франции.

Общим для политико-территориальных образований такого рода является то, что практически во всех случаях они создавались на основе международных соглашений (как правило, мирных договоров).

Такие соглашения наделяли политико-территориальные образования определенной международной правосубъектностью, предусматривали независимое конституцион¬ное устройство, систему органов государственного управления, право издавать нормативные акты, иметь ограниченные вооруженные силы.

Международный режим, установленный в отношении «вольных городов» и аналогичных политико-территориальных образований, в большинстве случаев предусматривал их демилитаризацию и нейтрализацию. Гарантами соблюдения их международного режима ста-новились либо международные организации (Лига Наций, ООН), либо отдельные заинтересованные страны.

В настоящее время статус особых субъектов международного права имеют Иерусалим, Ватикан, Мальтийский орден.

Иерусалим. Международно-правовой статус Иерусалима предусмотрен резолюцией Генераль¬ной Ассамблеи ООН от 26 ноября 1947 г.

Город Иерусалим как предполагалось, учреждался в виде отдельной единицы (corpus separa¬tum), пользующейся специальным международным режимом под управлением Организации Объединенных Наций. На Совет по Опеке возлагалось осуществление от имени Организации Объединенных Наций административной власти.

Совет должен был выработать и утвердить подробный статут Города, назначить Губернатора Города Иерусалима. Губернатор не должен быть гражданином ни одного из двух палестинских государств (еврейского и арабского).

Город Иерусалим предполагалось демилитаризовать. Он должен иметь нейтральный статус. На его территории не будут разрешены никакие организации, упражнения и виды деятельности даже полу¬военного характера.

Для поддержания законности и порядка на территории Города, а в особенности для охраны Святых мест и зданий и земель, принадлежащих религиозным организациям, губернатор обязан создавать специальные полицейские силы (они подлежат формированию из лиц, проживающих вне преде¬лов Палестины).

Однако в результате последовавших затем политических событий Иерусалим был оккупирован Израилем. Следовательно, на сегодняшный день Иерусалим только формально-юридически имеет статус вольного города.

Ватикан (Святой престол) в полной мере является особым субъектом международного права. Его право¬субъектность выводится из международной роли Ватикана как незави¬симого руководящего центра католической церкви, организованной в мировом масштабе и активно участвующей в мировой политике.

В 1929 г. на основании Лютеранского договора, подписан¬ного папским представителем Гаспари и главой правительства Италии Муссолини, было создано «государство» Ватикан (договор пересмотрен в 1984 г.). Создание Ватикана диктовалось стремлением итальянского фашизма в его внутренней и внешней политике заручиться активной поддержкой католической церкви. В преамбуле Лютеранского договора определен международно-правовой статус государства «Город Ватикан» следующим образом: для обеспечения абсолютной и явной не¬зависимости Святейшему престолу, гарантирующей бесспорный сувере¬нитет на международной арене, выявилась необходимость создания «го¬сударства» Ватикан, признавая по отношению к Святейшему престолу его полную собственность, исключительную и абсолютную власть и су¬веренную юрисдикцию».

Главная цель Ватикана — создать условия независимого правления для главы католической церкви.

Вместе с тем Ватикан является само¬стоятельной международной личностью. Он поддерживает внешние связи со многими государствами, учреждает в этих государствах свои постоянные представительства (посольства), возглавляемые папскими нунциями или интернунциями (ст. 14 Венской конвенции о диплома¬тических сношениях 1961 г.).

Согласно Основному закону (Конституции) Ватикана право пред-ставлять государство принадлежит главе католической церкви — папе. При этом следует отличать договоры, заключаемые папой как главой церкви по делам церкви (конкордаты), от светских договоров, которые он заключает от имени государства Ватикан.

Мальтийский орден. Более сложен вопрос о правосубъектности Мальтийского ордена (официальное название — Суверенный военный орден госпиталье¬ров Св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты).

После потери территориального суверенитета и государственно¬сти на острове Мальта в 1798 году Орден, реорганизовавшись при поддержке России, обосновался с 1834 года в Италии, где ему были подтверждены права суверенного образования и международная правосубъектность. В настоящее время Орден поддерживает офи¬циальные и дипломатические отношения с 81 государством, включая Россию, представлен наблюдателем в ООН, а также имеет своих офи¬циальных представителей при ЮНЕСКО, ФАО, Международном комитете Красного Креста и в Совете Европы.

Штаб-квартира Ордена в Риме пользуется неприкосновенностью, а глава Ордена — Великий магистр обладает иммунитетами и при¬вилегиями, присущими главе государства.

Проблема особой международной правосубъектности субъектов Российской Федерации возникла в начальный период существования России как суверенного, независимого государства. До принятия Конституции 1993 года, в течение почти двух лет независимого существования России, регионы успели принять свои конституции и законы, регулирующие их международную деятельность. Эти правовые акты по-разному определили их правовой статус и полномочия в международных отношениях. Что же касается Татарстана и Башкортостана, то они объявили себя суверенными государствами, а Татарстан даже объявлен субъектом международного права.

Существенным шагом на пути правового ограничения международной деятельности регионов стал Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», принятый Государственной Думой 2 декабря 1998 г.

Закон конкретизировал норму статьи 72 Конституции РФ в части определения предмета совместного ведения РФ и ее субъектов.

Прежде всего, там четко определен круг партнеров, с которыми субъекты Федерации могут вступать в международные связи. Такими партнерами могут быть только субъекты иностранных федеративных государств и административно-территориальные образования иностранных государств (и ни в коем случае не иностранные государства!).

Согласно статье 10 Закона запрещено наделять представительства субъектов РФ на территориях иностранных государств, а равно иностранные представительства на территории субъекта РФ статусом дипломатических представительств. На сотрудников таких представительств не распространяются дипломатические привилегии и иммунитеты.

Закреплено в законе и еще одно важное новшество. Его статья 7 указывает, что соглашения, заключенные органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами.

И главное, этот закон также обязал субъекты РФ привести их нормативные акты в сфере международной деятельности в соответствие с федеральным законодательством.

В дальнейшем об этом говорится и в федеральном законе от 24 июня 1999 года «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». В нем хотя и допускается принятие регионами собственных правовых актов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, однако после принятия актов федерального законодательства регионы обязаны приводить их правовые базы в соответствие с федеральным законом.

Все это позволяет судить о том, что в составе Российской Федерации особых субъектов международного права нет.

Субъекты международного права

Субъект международного права — это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общепризнанными нормами международного права либо положениями международно-правовых актов. Для понятия «субъект международного права» характерны следующие основные признаки.

Во-первых, субъекты — это участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

В силу этого они должны обладать такими свойствами, как:

  • известная внешняя обособленность;
  • персонификация, то есть выступление в международных отношениях в виде единого лица;
  • способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;
  • участвовать в создании норм международного права.

Во-вторых, субъекты международного права приобретают свойства

субъекта в силу норм международного права, которые являются обязательной основой их деятельности.

Условно различаются первичные и производные субъекты международного права. К первичным относятся, прежде всего, государства и в некоторых случаях народы и нации. Их появление — объективная реальность, результат естественно-исторического процесса.

Производные субъекты международного права создаются первичными. Объем их международной правоспособности зависит от воли и намерения их создателей. Это могут быть межправительственные организации либо государственно-подобные образования типа вольных городов. К категории особых субъектов международного права следует относить индивидов.

Так как международное право создается, прежде всего, государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения (в широком смысле — международные отношения), то государства выступают как основные субъекты международного права.

Международное право возлагает на государства определенные права и обязанности, вытекающие из содержания основных принципов международного права. В качестве субъектов международного права могут выступать как унитарные, так и федеративные государства. Члены федерации (республики, области, штаты, земли и так далее), сохраняя определенную внутригосударственную самостоятельность, как правило, не обладают конституционным правом самостоятельного участия во внешних сношениях.

Конфедерация как союз суверенных государств, объединившихся для достижения общих целей, также может наряду с государствами-членами выступать субъектом международного права, если при ее создании государства-члены возложили на конфедерацию осуществление определенных задач в области международных отношений.

Исторически известно несколько способов образования новых государств как субъектов международного права: смена государств одного исторического типа другим; возникновение государства в результате достижения колониальным народом своей независимости; территориальные изменения, связанные с объединением нескольких государств в одно, либо с распадом государства на несколько государств, либо с отделением одного государства от другого.

В этих случаях встает вопрос о признании новых государств как субъектов международного права и об их правопреемстве.

Международно-правовое признание — это односторонний добровольный акт государства, в котором оно прямо или косвенно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения.

Признание государства как субъекта международного права одновременно означает и признание его правительства. Если в акте, оформляющем признание, говорится о признании правительства, то это означает и признание государства.

Современное международное право исходит из того, что новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела. Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание имеет декларативное значение.

Правопреемством государств принято называть переход определенных прав и обязанностей от одного государства к другому с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве.

Вопрос о правопреемстве встает в следующих случаях:

  • при территориальных изменениях — распаде государства на два и более государств; слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого;
  • при социальных революциях;
  • при образовании новых независимых государств.

Основой правопреемства является юридический факт возникновения нового государства как субъекта международного права. Международная жизнь богата примерами объединения и распада государств. Например, в соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) 1991 года прекратил свое существование СССР как субъект международного права, и в результате на его территории возникли новые независимые государства.

Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику. Конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов. Существенное значение имеет суверенная воля государства-преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам. Однако это не должно противоречить основным принципам международного права, наносить ущерб остальным государствам и народам.

Так, например, Министерство иностранных дел Российской Федерации 13 января 1992 года заявило, что Россия продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом ССР, и просит рассматривать Россию в качестве стороны всех действующих международных договоров вместо бывшего СССР. В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года. В рамках СНГ разработаны и подписаны ее участниками более 20 международных договоров о правопреемстве государств.

Вопросы правопреемства других субъектов международного права детально не регламентированы. Они разрешаются на основе специальных договоров. Многие аспекты правопреемства межправительственных организаций предусматриваются в их учредительных актах и соглашениях.

Определенный интерес представляют вопросы международной правосубъектности наций и народов. Хотя право на самоопределение признается международным сообществом за всеми нациями и народами, не каждая нация или народ могут рассматриваться как субъект международного права. Лишь нация или народ, борющиеся за свое освобождение и создавшие определенные властные структуры, объединенные единым центром, способным выступать от имени нации или народа в межгосударственных отношениях, могут претендовать на статус субъекта международного права.

Определенным объемом международной правосубъектности обладают государственно-подобные образования, которые относятся к категории производных субъектов международного права. Они представляют собой особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус.

В настоящее время государственно-подобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно-признанными благотворительными функциями. Их административные резиденции находятся в Риме. Ватикан и Мальтийский орден поддерживают дипломатические отношения со многими государствами мира.

Международные межправительственные организации являются субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не идентична правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета. Любая межправительственная (межгосударственная) организация является субъектом международного права прежде всего потому, что государства согласились наделить ее соответствующими правами и обязанностями, которые четко определены в учредительных актах (уставах, статутах, договорах, конвенциях и других) и полностью соответствуют основным принципам международного права. Поэтому международные организации как субъекты международного права вторичны, производны по отношению к государствам.

Межправительственные организации являются субъектами международного права и потому, что их учредительные акты регулируют отношения между организациями и их государствами-членами, то есть межгосударственные по своему характеру отношения. Эти учредительные акты регламентируют в первую очередь вопросы членства, статуса организации, полномочия на заключение международных договоров и другие вопросы. Объем международной правосубъектности межправительственной организации в каждом конкретном случае устанавливается ее учредительным актом, соглашениями с государствами и другими субъектами международного права.

В современный период наиболее известными международными организациями являются ООН, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения и др. К числу международных организаций регионального сотрудничества относятся: Содружество Независимых Государств (СНГ), Совет Европы, Европейский Союз, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация африканского единства (ОАЕ) и др.

Проблема признания индивида субъектом международного права является дискуссионной и во многом спорной. В доктрине существуют различные мнения о том, может ли индивид быть субъектом международного права.

В целом же заслуживает внимания и одобрения концепция признания самостоятельного международно-правового статуса личности, свидетельствующая о его специфической международной правосубъектности. Нынешнее состояние международного права позволяет констатировать прямое включение в договоры норм, ориентированных на индивида. Они касаются как устанавливаемых договорами основных прав и свобод человека, так и его обязанностей и ответственности.

Первичными были как раз нормы об ответственности: речь шла о международной уголовной ответственности определенных лиц за военные преступления, за преступления против мира и человечности. Так, например, Устав Международного военного трибунала 1945 года признает индивида субъектом международно-правовой ответственности.

С другой стороны, оценивая роль международных договоров в непосредственной регламентации индивидуальных прав и свобод, можно констатировать неуклонное расширение круга международно-правовых норм, предоставляющих индивидам юридические возможности их обеспечения и защиты («право на правовую защиту»).

Право на обращение отдельных лиц в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека сегодня признается как международно-правовыми актами (факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и 11 протоколов к ней и ряд других), так и Конституцией Российской Федерации. По этому вопросу председатель Европейского суда по правам человека Р. Рисдаль справедливо заметил, что поскольку частные лица могут инициировать разбирательство в Европейском суде, «им предоставлен статус субъектов международного права».

Очевидно, что индивиды обладают международными правами и обязанностями, а также способностью обеспечивать (например, через международные судебные органы) выполнение субъектами международного права международно-правовых норм. Этого вполне достаточно для признания у индивида качеств субъекта международного права.

Добавить комментарий