Суд в исполнительном производстве

Суды в исполнительном производстве – это органы, которые являются полноценными участниками процесса, они выносят акты, являющиеся обязательными для исполнения, контролируют выполнение предписаний, действия судебных приставов. Какую роль играют судебные органы, и какие акты они издают?

Исполнительное производство в России

Судебный процесс завершается изданием документа, который обязателен для исполнения всеми участниками. С этого момента начинается стадия исполнения решения, которая регламентируется нормами федерального законодательства об исполнительном производстве. В законе обозначены права и обязанности участников, сроки исполнения решения, особенности принудительной реализации, способы оспаривания неправомерных действий должностных лиц.

Основная обязанность по реализации судебного предписания возлагается на представителей ФССП – судебных приставов.

Общая информация

При исполнении судебных актов в рамках этой стадии дела ответчик принуждается к исполнению предписаний. Это может выражаться в передаче собственности, выплате долга, принудительных работах.

Основная цель этой стадии – защита правомочий и законных интересов участников дела, правильное и соответствующее исполнение судебных актов.

Виды судебных предписаний

В ГПК РФ указаны три вида судебных актов, которые требуют обязательного исполнения:

  • решение;
  • определение;
  • приказ.

Решение представляет собой документ, в результате которого процесс разрешается по существу. Оно направлено непосредственно на защиту интересов участников, содержит в себе требования восстановить нарушенное право (например, выплатить задолженность, компенсацию или штраф, передать имущество в определенные сроки). Решение выносится только в совещательной комнате, от имени государства. Предписание оформляется в виде отдельного документа определенной форме.

Определение – это акт, который выносится по отдельным вопросам процесса, при этом дело не рассматривается по существу. Они лишь решают вопросы процессуального характера. К ним относится привлечение новых участников по делу, приостановление и возобновление производства, отложение судебного заседания, отводы судьи. Определение может выноситься не только в совещательной комнате, но и непосредственно в зале заседания, от имени суда. Предписание может оформляться в виде документа или просто фиксироваться в протоколе.

Судебный приказ представляет собой постановление о взыскании денег, истребовании движимой собственности ответчика. После опубликования судебного приказа осуществляется его исполнение в принудительном порядке. Перед приказом дело не рассматривается по существу, судья принимает решение на основании письменной документации.

Отдельно стоит выделить исполнительный лист, представляющий резолютивную часть решения. Именно этот документ направляется взыскателю для принудительного исполнения предписаний. Официальная бумага должна быть заверена подписью судьи. Лист выдается сразу после того, как судебное решение вступает в законную силу.

Взаимоотношения судебной инстанции и представителей ФССП

Именно на суд налагается обязанность решить вопросы об обеспечении иска в качестве гарантии исполнения предписаний. Приставы будут исполнять часть решения, которая является резолютивной, именно она оформляется в виде исполнительного листа. От точности и конкретики в этой части зависит быстрота реализации предписаний и восстановление нарушенных прав.

В компетенцию суда входит широкий перечень вопросов в сфере производства исполнительного характера:

  • выдача одного или нескольких листов по судебному акту;
  • восстановление пропущенных процессуальных сроков для предъявления исполнительной документации ответчику;
  • отсрочка исполнения предписаний, возможность рассрочки;
  • изменение метода и процедуры исполнения;
  • поворот исполнения предписания;
  • отложение или прекращение принудительной реализации.

Суд контролирует действия приставов и старших сотрудников-исполнителей, вплоть до главного пристава РФ. В соответствии с законодательством на их действия могут быть поданы жалобы.

Судья осуществляет текущий контроль над действиями приставов и исполнением предписаний. К методам относится:

  • восстановление пропущенного процессуального срока на передачу исполнительной документации;
  • разъяснение судебных предписаний;
  • отсрочка судебных актов, изменения способа их реализации;
  • отложение использования принудительных мер;
  • приостановление производства по делу, прекращение исполнительного производства.

Если одна из сторон выбыла из дела (например, при смерти лица, реорганизации компании, перевода задолженности), суд назначает правопреемника.

Узнайте о своем долге Бесплатная онлайн проверка судебной задолженности Узнать задолженность

Поворот исполнения судебных предписаний

Поворот исполнения судебного решения регламентируется ст. 443 ГПК РФ. Это отмена исполнительного решения, при котором одной стороне отказывается в удовлетворении иска, а делопроизводство останавливается. При этом ответчик получает назад все имущество, которое ранее было изъято. Такая мера предусмотрена в процессуальном законодательстве для защиты прав должников.

Поворот осуществляется в том случае, если истец представил недостоверную, ложную информацию, подложные документы. Если вы располагаете точными доказательствами этого, составьте заявление о повороте и направьте его в суд. В документе указывается:

  • точное название судебной инстанции;
  • информация о заявителя и других участниках процесса;
  • информация о ранее принятом решении;
  • данные об исполнении принятых предписаний, например, об изъятии имущества;
  • ссылки на нормативные акты, по которым возможен поворот предписания;
  • просьба о повороте с представлением точной информации об объеме взысканий, доказательствах;
  • подпись и дата составления.

Читайте далее:

К документу прилагаются официальные бумаги, которые подтверждают исполнение предыдущего решения.

Таким образом, роль суда в исполнительном производстве заключается в обеспечении восстановления нарушенных прав, вынесении предписаний, имеющих юридическую силу, взаимодействии с представителями ФССП и другими участниками процесса, рассмотрении жалоб на неправомерные действия исполнителей.

Мне нравитсяНе нравится

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Исполнительное производство относится к завершающей стадии гражданского процесса, связанного с непосредственным исполнением решений судебных или иных госорганов.

Для этой цели задействуются должностные лица ФССП (Федеральной службы судебных приставов).

Любое судебное решение должник может исполнить в добровольном порядке, если этого не произошло, применяется принудительное исполнение

Для этого закон отводит конкретный промежуток времени. В определенных законом случаях исполнительное производство может быть прекращено, приостановлено или окончено.

Стадии исполнительного производства

Производство возбуждается судебным приставом-исполнителем в отношении физических или юридических лиц на стадии принудительного исполнения судебного постановления.

Процедура включает в себя три отдельные стадии, во время которых решаются конкретные задачи:

  • возбуждение и подготовка к осуществлению принудительных действий.

Во время этой стадии решается вопрос принятия исполнительного документа к исполнению. Сначала анализируется возможность выполнения решения в добровольном порядке. После этого должностные лица начинают розыск должника и принадлежащего ему имущества, которое потом можно будет арестовать и наложить на него взыскание;

  • исполнение в принудительном порядке.

Приставы обращают взыскание на имущество и денежные средства должника. На основании принятого судебным органом акта гражданина обязывают совершить конкретные действия, например, погасить долги;

  • завершение исполнительных действий.

Во время этой стадии принимается решение о прекращении исполнительных действий, об их окончании или о возвращении взыскателю документов по делу.

Участие в исполнительном производстве судебных приставов

Даже если суд вынес вердикт в вашу пользу, ответчик не всегда соглашается сразу же его выполнить. В этой ситуации решение исполняется в принудительном порядке. Для этого на основании Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ была специально создана служба, в которую входят судебные приставы. Этим нормативно-правовым актом также установлен порядок исполнительного производства и определены сроки.

После того как исполнительный документ вместе с поданным заинтересованной стороной ходатайством об исполнении решения суда направлен в исполнительную службу, в течение трех рабочих дней он передается конкретному приставу. Получив документы, в трехдневный срок это должностное лицо обязано возбудить производство. Оно длится в течение двух месяцев.

Обратите внимание!

Эти два месяца даны приставу для осуществления предусмотренных законом действий, направленных на исполнение требований взыскателя.

Но в некоторых случаях закон предусматривает исключения из этих правил. Ранее двухмесячного срока судебное решение исполняется, если:

  • срок исполнения указан непосредственно в самом документе;
  • один из судебных приставов поручил исполнение отдельных действий другому. В такой ситуации решение суда исполняется в течение 15 дней после того, как поручение поступило в другое подразделение;
  • сотрудник был восстановлен на прежнем рабочем месте после незаконного увольнения. В этом случае судебный вердикт исполняется в первый рабочий день после поступления документа в службу судебных приставов;
  • нужно предпринять действия по обеспечению иска. В этом случае решение исполняется в день поступления бумаг в подразделение.

Возбуждение исполнительного производства

После вступления судебного вердикта в законную силу пристав получает исполнительный документ. Затем он обязательно выясняет, имеются ли основания для возбуждения производства. После этого он выносит соответствующее решение. Если таких оснований нет, в возбуждении отказывают.

Обратите внимание!

До того момента, пока исполнительное производство не было возбуждено, никаких мер принуждения совершено быть не может. Такие действия существенно ограничивают и ущемляют имущественные права любого физического или юридического лица.

Заинтересованное лицо в своем заявлении может указать просьбу о наложении ареста на имущество должника

Это делается в двух целях:

  • чтобы можно было впоследствии добиться исполнения содержащихся в исполнительном листе требований о взысканиях имущественного характера;
  • для установления возможных ограничений.

В таком случае должник не сможет продать недвижимость или вещь, а также переписать их на другое лицо.

Основания для отказа

Судебный пристав в течение трех дней после того, как им был получен исполнительный документ, вправе отказать в возбуждении производства. Это возможно в следующих случаях:

  • документ поступил без подтверждающего письменного ходатайства заинтересованной стороны;
  • ходатайство поступило, но не было подписано взыскателем. Исключением могут быть случаи, при которых производство может быть начато без подачи заинтересованной стороной письменного ходатайства (например, на основании постановлений о взыскании штрафов);
  • исполнительный документ был подан не в тот судебный орган, который отвечает за совершение исполнительных действий;
  • производство по этому же листу было ранее официально прекращено;
  • срок предъявления документа к исполнению истек и не был восстановлен по просьбе заинтересованного лица;
  • поданный в службу судебных приставов документ не отвечает требованиям закона;
  • судебный вердикт или решение иного органа, имеющие силу исполнительного документа, не вступили в законную силу (за исключением тех документов, которые должны исполняться незамедлительно);
  • поданный в службу приставов документ не может исполняться сотрудниками этой службы.

Судебный пристав на следующий день после вынесения отказа в возбуждении производства направляет заинтересованном лицу копию постановления и прилагает к ней все поступившие документы

Как только заинтересованным лицом были устранены обстоятельства, которые стали причиной отказа, он вправе повторно направить исполнительный лист.

Место принудительного исполнения судебного решения

К мерам принудительного исполнения относят:

  • обращение взыскания на имущество, деньги и ценные бумаги;
  • арест имущества;
  • изъятие имущества;
  • принудительное выселение и т.д.

Если пристав не знает, где конкретно находится должник и его собственность, он осуществляет перечисленные выше действия по последнему известному месту пребывания или постоянного проживания гражданина.

Если судебный вердикт был вынесен в отношении юридического лица, принудительные меры взыскания совершаются по его юридическому адресу или по основному месту нахождения движимого и недвижимого имущества компании.

Если законом не установлена обязанность по незамедлительному исполнению судебного решения, исполнительный документ должен быть выдан на руки взыскателю после вступления вердикта суда в законную силу. Это делается на основании письменного ходатайства.

Обратите внимание!

Предъявление исполнительного документа к взысканию является не обязанностью, а правом заинтересованной стороны. Поэтому никто не может заставить взыскателя направить в судебный орган свои требования по исполнению решения и возбуждению производства.

Обязательным условием в этом случае будет подписание заявления о возбуждении производства непосредственно самим заинтересованным лицом. Образец заявления можно найти на сайте ФССП. Если взыскатель сам не может сделать этого, он вправе выдать нотариально заверенную доверенность на право предъявления исполнительного документа и приложить ее к своему ходатайству.

Если взыскателем является компания, от ее имени ходатайство может подписать руководитель или представитель, действующий на основании доверенности.

Прекращение исполнительного производства

Оно может быть прекращено при наличии ряда оснований, указанных в ст. 43 Закона № 229-ФЗ:

  • смерть взыскателя или должника, признание этих лиц умершими или безвестно отсутствующими. Этот вариант возможен, если требования или обязанности по исполнению решения не могут перейти к правопреемнику или не могут быть исполнены назначенным органом опеки и попечительства доверительным управляющим;
  • утрата возможности исполнить требования взыскателя;
  • отказ кредитора от получения вещи, которую изъяли у должника;
  • решение суда о прекращении исполнения документа;
  • отмена судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ;
  • мировое соглашение сторон;
  • прекращении алиментных обязательств и т.д.

Если, к примеру, взыскатель отказывается от своих требований, касающихся выплаты алиментов, и это не противоречит интересам несовершеннолетнего ребенка, исполнительное производство может быть прекращено.

Если производство было прекращено, возобновить его по желанию взыскателя будет невозможно

Исключением может быть отмена решения о прекращении в судебном порядке в случае явного нарушения судебным исполнителем или судом материальных и процессуальных норм.

Прекращение исполнения судебным исполнителем

Закон предоставляет право судебному приставу принимать решение о прекращения исполнительного производства. В большинстве случаев оно будет дублировать определение судебного органа.

Пристав прекращает исполнение вердикта в случаях, если суд:

  • вынес решение о прекращении производства и направил его должностному лицу;
  • принял письменный отказ взыскателя от долговых обязательств;
  • утвердил заключенное между сторонами спора мировое соглашение;
  • отменил или признал недействительным исполнительный документ, который стал основанием для возбуждения производства;
  • отменил судебный акт, который стал основанием для выдачи исполнительного документа.

Обратите внимание!

Судебный пристав обязан рассмотреть ходатайство в десятидневный срок с момента его поступления. После этого он должен вынести постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в такой просьбе.

Правовые последствия прекращения

В соответствии со ст. 44 Закона № 229-ФЗ после прекращения исполнительного производства на основании решения судебного органа или постановления судебного исполнителя:

  • дело не может быть возобновлено;
  • все назначенные меры по исполнению отменяются;
  • первоначально выданный документ нельзя будет повторно предъявить к исполнению, т.к. он остается в материалах прекращенного производства;
  • пристав возбуждает новое производство в случае наличия неисполненных постановлений о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий.

Если в процессе исполнения судебного вердикта образовались долги по уплате исполнительского сбора или штрафов, которые были наложены приставом, после прекращения производства они не списываются — по ним возбуждается отдельное исполнительное производство

Окончание исполнительного производства

Оно считается оконченным на основании исчерпывающих обстоятельств, предусмотренных ст. 47 Закона № 229-ФЗ. К ним относится:

  • фактическое исполнение указанных требований, в том числе за счет одного или нескольких должников, которые солидарно отвечали по взятым на себя обязательствам;
  • возврат исполнительного документа заинтересованному лицу;
  • возвращение листа по требованию судебного или иного органа, его выдавшего;
  • признание компании-должника банкротом, после чего исполнительный документ направляется арбитражному управляющему;
  • полная ликвидация компании-должника, после которой лист направляется в ликвидационную комиссию;
  • направление копии документа в компанию, в которой работает должник, где потом будет удерживаться задолженность;
  • истечение срока давности исполнения судебного вердикта, независимо от того, были ли требования фактически исполнены.

После окончания производства копия соответствующего постановления пристава не позднее следующего дня после вынесения такого решения должна быть направлена всем заинтересованным лицам. А именно:

  • обеим сторонам, участвующим в деле;
  • в суд или иной орган, который выдал документ;
  • в организацию, занимающуюся розыском должника, его имущества или ребенка;
  • в банк или иную организацию непосредственно исполняющую взыскание или устанавливающую ограничения в отношении должника и его движимого и недвижимого имущества.

Постановление об окончании исполнительного производства вправе отменить старший судебный пристав. Он может сделать это на основании заявления взыскателя или по своей инициативе, если нужно повторно совершить исполнительные действия и применить в отношении должника меры принудительного исполнения.

Обратите внимание!

Любое постановление пристава, а также его незаконные действия или бездействие каждая заинтересованная сторона или лица, чьи права этим документом были нарушены, вправе обжаловать в вышестоящем органе ФССП или в судебном порядке.

Как узнать номер исполнительного производства?

Нередко происходят ситуации, когда граждан причисляют к должникам без их ведома. В таком случае наличие исполнительного производства может стать неприятным сюрпризом. Человека могут не выпустить за границу, не выдать кредит в банке или приостановить действие водительских прав.

Чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей, лучше проверить официальную информацию в базе исполнительных производств в онлайн-режиме

Сделать это можно, в том числе, в случае наличия у вас планов по заключению договора с какой-либо компанией, которая будет оказывать вам услугу. Если в отношении этой компании было открыто исполнительное производство, это повысит ваши риски в случае дальнейшего сотрудничества с ней. Поэтому мы рекомендуем заранее навести об организации справки.
Получить такую информацию достаточно просто. Нужно зайти на сайт ФССП и найти в режиме поиска данные по исполнительному производству:

  • в отношении должников-физических лиц;
  • в отношении должников-юридических лиц;
  • на основании номера исполнительного производства.

В поле поиска следует внести свою фамилию и полные инициалы, а также точную дату рождения. Желательно также ввести данные по региону, где могло быть возбуждено исполнительное производство. Если точно известен номер исполнительного производства, то его нужно ввести в специальном поле.

Если вы ищете данные по организации, вбейте регион, название юрлиц и его адрес.

Поисковой сервис ФССП полностью бесплатен и не требует прохождения регистрации на сайте

При наличии задолженности в новом окне появится информация об имеющихся обязательствах. Вы можете ознакомиться с реквизитами исполнительного листа, видом задолженности, ее общей суммой и информацией об Управлении ФССП (адрес, телефон).
Если после этого вы все равно сомневаетесь в наличии долга, следует попасть на прием в орган ФССП, выяснив все на месте. Если же задолженность на самом деле есть, необходимо взять платежные реквизиты и как можно скорее ее погасить.

Помните, что уже при долге свыше 10 тыс. руб. вас могут ограничить в праве управления автомобилем.

Резюме

Любое исполнительное производство включает в себя несколько стадий, которые обязательно должны быть соблюдены сотрудниками службы судебных приставов. Прекращение, приостановка или окончание этой процедуры должны быть обоснованными и не противоречить нормам закона. Любые неправильные действия судебного пристава-исполнителя можно и нужно оспаривать в вышестоящей инстанции или в суде. Это особенно актуально, если вы случайно оказались в списках должников и узнали об этом после посещения сайта ФССП.

Сделать все правильно помогут юристы нашей компании. В результате вы сможете доказать свою невиновность или своевременно взыскать долги с физического или юридического лица. Запишитесь на консультацию по телефону или оставьте свой вопрос в форме на нашем сайте.

Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

Решение проблемы, связанной с ростом дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации, совершаемых по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, до настоящего времени, обществу и законодателю видится через усиление ответственности. Однако, нельзя забывать о необходимости привития культуры дорожного движения его участникам, повышении их правосознания, воспитании молодого поколения, что, безусловно, повлияет на уровень безопасности, в том числе, и на дорогах страны.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения».-URL: http://www.rg.ru/2015/01/12/pdd-dok.html

2. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации».- URL:http://www.consultant.ru/.

3. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения https://www.gibdd.ru/stat/

© В.Л. Петровых, 2015

УДК 34

И.О. Попов

студент 4 курса Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета г. Белгород, Российская Федерация Е.С. Шаталова студентка 4 курса Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета г. Белгород, Российская Федерация

РОЛЬ СУДА В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация

В статье рассматривается правовое положение органа осуществления правосудия на стадии исполнительного производства. Анализируются теоретические и практические аспекты функции суда при реализации решения органа правосудия по гражданским делам.

Ключевые слова

Суд, исполнительное производство, участник исполнительного производства.

Рассматривая теоретическую и практическую стороны исполнительного производства, нельзя обойти вниманием функции органа правосудия — суда. Рассматривая правовое положение судебного органа при принудительном исполнении судебных решений и постановлении иных органов, следует указать, что суд играет немаловажную, а вернее сказать ведущую роль. Судебный орган наделен комплексом полномочий, в соответствии с которыми осуществляет ряд процессуальных действий, в связи с чем, актуальным является изучение комплексов прав и обязанностей суда, его взаимодействие с иными субъектами исполнительного производства, анализ правового положения данных субъектов на стадии исполнительного производства особенно в период реформирования не только такой отдельной стадии гражданского и арбитражного процесса, но и модернизации всего процессуального законодательства, логическим итогом которого станет

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

принятие нового «единого» Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (Кодекс Российской Федерации о гражданском судопроизводстве). Нельзя не согласиться с высказыванием кандидата юридических наук, З.З. Саттаровой, которая утверждает, что «для правильного определения роли суда в исполнительном производстве необходимо рассмотреть не только каждое процессуальное действие в отдельности, но и их совокупность, имеющую определенную направленность, т.е. процессуальную функцию суда в исполнительном производстве» . Также хотелось бы отметить, что сам законодатель признает проблемы принудительного исполнения судебных актов, ведется процесс реформирования исполнительного производства с целью улучшить исполнение судебных решений. Исследуются различные аспекты участников исполнительно производства, в том числе и функции суда. Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 312 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция» , необходима концентрация всех судебных полномочий в рамках принудительного исполнения судебных актов в одном органе — в суде. Именно тот судебный орган, вынесший акт, подлежащий принудительному исполнению, должен обладать всеми полномочиями по контролю и надзору за исполнительным производством и санкционированию соответствующих действий сторон исполнительного производства и судебного пристава, предусмотренных федеральным законодательством.

Рассмотрим и проанализируем правовое положение судебного органа при принудительном исполнении решении суда. Так в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), и Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014) «Об исполнительном производстве» (далее по тексту ФЗ «Об исполнительном производстве»), судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Данный документ — исполнительный лист выдается судом после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения. После того, как было возбуждено исполнительное производство, бремя исполнения решения суда в соответствии с федеральным законодательством возлагается на Федеральную службу судебных приставов (ее территориальные подразделения). Суд же становится неким руководящим, органом в процессе принудительного исполнения судебных решений. В юридической литературе выделяют два вида судебного контроля при осуществлении исполнительного производства: предварительный и последующий. Так, по мнению кандидата юридических наук М.А. Клепиковой если решение органа принудительного исполнения препятствует дальнейшему движению исполнительного производства, то контроль должен быть предварительным, если не препятствует, то последующим . Однако следует указать, что в исполнительном производстве присутствует только последующий контроль.

Суд, в соответствии с процессуальным законодательством разъясняет, в случаи неясности исполнительный документ (ст. 433 ГПК РФ), обязан в случаях предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу; оспаривания результатов оценки арестованного имущества; оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора; в иных случаях, предусмотренных федеральным законом приостановить исполнительное производство (ст. 436 ГПК и ст.39 ФЗ «Об исполнительном производстве») приостановить исполнительное производство, а в случаях оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ; оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; нахождения должника в длительной служебной командировке; принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий; обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения. Обратим внимание на тот факт, что в п.6 ст. 39 ФЗ «Об исполнительном производстве» говорится, что суд имеет право приостановить исполнительное производство в случаях, предусмотренных ст. 40 данного закона. Однако данная статья говорит нам о случаях, при которых исполнительное производство может быть

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

приостановлено полностью или частично судебным приставом-исполнителем. В соответствии с чем, в процессе исполнительного производства, в одних и тех же случаях приостановить производство может как судебный пристав-исполнитель, так и суд. Считаем, что данное положение, закрепленное в Федеральном законе вносит путаницу в процессе принудительного исполнения судебных актов, на основании чего считаем целесообразно передать полномочия приостановления полностью или в части исполнительного производства в исключительное полномочие суда, что в свою очередь нуждается в изменении и корректировки ст. 39 и ст.40 ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии со ст. 439 ГПК РФ и ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» перечислены случаи, в соответствии с которыми прекращается исполнительное производство. По данным основаниям законодатель разделяет и управомачивает прекращение исполнительного производство либо судом, либо судебным приставом исполнителем. Также считаем, логично было бы передать данное полномочие в компетенцию суда.

Обратим внимание, что по сравнению с исполнительным производством, осуществлявшимся ранее в России (РСФСР) на основании Гражданского процессуального кодекса РСФСР (далее по тексту ГПК РСФСР), а также иных правовых актах (в частности утвержденная Приказом Минюста СССР от 15 ноября 1985 г. «Инструкция об исполнительном производстве» (далее по тексту Инструкция по исполнительному производству) компетенция органа суда была немного урезана. Так, в соответствии с положениями ГПК РСФСР — судебные исполнители исполняли постановления судов и состояли при районных (городских) судах. Контроль за деятельностью судебных исполнителей возлагался на суд (ст.ст. 348, 349 ГПК РСФСР), что говорит о том, что судебные исполнители были непосредственно ответственны перед судом, который вынес решение. Руководство деятельностью судебных исполнителей возлагалось на председателей районных (городских) народных судов и народных судей. Указанные должностные лица обязаны были осуществлять повседневный контроль за правильным и своевременным исполнением судебных решений, за соблюдением судебными исполнителями установленных правил исполнения и оказывать им необходимую помощь. Председатели районных (городских) судов и народные судьи ежеквартально проверяют работу каждого судебного исполнителя с составлением акта проверки, особо обращая внимание на оперативность в принятии мер к исполнению судебных решений, обоснованность возврата исполнительных документов взыскателям, регулярность и качество проверок исполнения в организациях, учреждениях, предприятиях, а также финансовую деятельность судебных исполнителей (п. 3 Инструкции об исполнительном производстве).

В настоящее время судебные приставы-исполнители отделены от суда и входят в ветвь исполнительной власти (Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные подразделения), однако непосредственно взаимодействует с ним. В соответствии с федеральным законодательством, в частности с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №118-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014) «О судебных приставах» (далее по тексту ФЗ «О судебных приставах») постановления, действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд (ст. 19 ФЗ «О судебных приставах»). Также законодатель говорит, что за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Таким образом, прокуратура осуществляет в соответствии со своим статусом надзор за соблюдением законности, однако контроль возлагается на вышестоящие административные органы службы судебных приставов.

Анализируя данные положения, хотелось бы отметить, что по нашему мнению, полномочия суда в сфере контроля за исполнением его решений следует расширить. Как известно, по действующему законодательству, суд вправе проводить контроль и надзор за исполнением его решений только в случаи обращения в судебный орган участника исполнительного производства (в частности взыскателя). Однако, на наш взгляд, так как исполняется решение суда, то сам судебный орган имеет право на осуществление контроля и надзора за проведением реализации его решения, в соответствии с чем считаем возможным внести изменения в ФЗ «Об исполнительном производстве» и в ГПК РФ, и закрепить возможность суда контролировать процесс исполнения его решений путем предоставления ему отчета об исполнении его решения. Отметим, что контроль и возможность принудительного влияния на процедуру исполнения

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

решения суда возможна только при введении определенной нормы в законодательство, которое позволит суду по своему решению при неисполнении или ненадлежащем исполнении его решений налагать на субъект исполнительного производства (в данный момент на судебного пристава-исполнителя) определенные санкции. Считаем, что данная проблема является актуальной и стоит дальнейшего и глубокого изучения.

Таким образом, рассматривая полномочие, функцию и положение судебного органа в исполнительном производстве можно сказать, что в законодательстве присутствуют различные коллизии. На наш взгляд следует расширить полномочия суда при принудительном исполнении его решений, в частности предоставить контроль за исполнением судебных приставов-исполнителей решений суда, а также возможность применений санкций в отношении судебного пристава, в случаи ненадлежащего исполнения судебных актов.

Список использованной литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №138-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014) // Российская газета, 2002, 20 ноября.

3. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ (ред. от 22 декабря 2014, с изм. от 31 декабря 2014) «О судебных приставах» // Российская газета, 1997, 05 августа.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 312 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция» // Собрание законодательства Российской Федерации, 05 мая 2014, № 18 (часть II), ст. 2158

5. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11 июня 1964) (ред. от 25.07.2002, с изм. от 18 июля 2003) // «Свод законов РСФСР», т.8 с 175 — утратил силу с 1 июля 2003 года в связи с принятием Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. №137-ФЗ.

6. «Инструкция об исполнительном производстве» (утв. Приказом Минюста СССР от 15 ноября 1985 №22) // «Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР», №11, 1987.

8. Саттарова З.З. Участие суда в исполнительном производстве: учебное пособие. Оренбург, Пресса, 2005. 144 с.

© И.О. Попов, Е С. Шаталова, 2015

УДК 340

С.П. Прокопчук

Магистрант Юридический факультет Российский государственный университет правосудия Г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КАК КОРРЕКТОР ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Аннотация

В статье рассматриваются основные аспекты взаимодействия судебной власти и политического режима. Особое внимание уделено характеру судебных реформ при переходе от тоталитарного режима к демократическому.

Ключевые слова

Политический режим, судебная система, судебная власть, судебная реформа,

Место суда в исполнительном производстве

Е.С. Кощеева

МЕСТО СУДА В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

В настоящее время проблема участия суда в процессе исполнения судебных актов и в исполнительном производстве уже поставлена практикой, но не разрешена. Выводы по рассматриваемой проблеме имеют существенное значение в понимании природы исполнительного производства и направлении его дальнейшего реформирования.

Роль и функции суда в исполнительном производстве определенные в законодательстве (АПК РФ, ГПК РФ, ФЗ «Об исполнительном производстве») приводят к разночтениям и зачастую противоречиям в теоретическом понимании проблемы.

В настоящее время законодатель последовательно не различает содержание терминов «принудительное исполнение исполнительного документа, выданного на основании судебного акта» и «исполнение судебных актов». В литературе встречаются следующие высказывания: «не ясно, что такое «исполнение решения» и когда обязательства должника по принудительному исполнению считаются оконченными» .

Под термином «исполнение судебных актов» следует понимать правоотношение, существование которого начинается с момента вынесения судебного акта и предполагает реализацию в рамках охранительного правоотношения. Исполнение судебного акта может быть совершено и без участия органа принудительного исполнения (в тех случаях, если решение исполнено обязанным лицом добровольно). Этим же понятием охватывается сфера деятельности суда по выдаче исполнительного листа и его дубликата, разъяснению содержания судебного акта и т.д. .

Исполнительное производство как система применения принуждения осуществляется в строго установленном законом порядке, иными словами, правоотношение, возникающее в исполнительном производстве, может существовать только в процессуальной форме. Указанное правоотношение всегда предполагает наличие органа принудительного исполнения в качестве обязательного участника.

В настоящее время законодателем введено оба указанных понятия. Однако по содержанию они четко не разграничены, что подтверждается не только наличием противоречивых норм, но и вопросами в практике применения.

Термин «правосудие» и «гражданское судопроизводство» соотносятся как основная функция судебной власти и способ ее осуществления. Так, ст. Конституции РФ указывает, что правосудие осуществляется посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Иными словами, правосудие есть осуществление судом функции по рассмотрению и разрешению спора в рамках защиты прав субъектов, а термин «судопроизводство» означает совокупность правил (порядок) осуществления судом деятельности по отправлению правосудия.

Применительно к исполнительному производству указанные термины не рассматриваются.

Закономерным будет вопрос о том, как в этом случае следует рассматривать, например, положения ч. 3 ст. 1 ГПК РФ, где указывается, что «гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими на момент рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда), постановлений других органов». Смысл статьи сводится к следующему: если суд в решении установил срок для его исполнения, и исполнительный лист не был предъявлен взыскателем в Федеральную службу судебных приставов, должник имеет право обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения, которая будет рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства. То есть участие суда по разрешению некоторых вопросов возможно в рамках реализации правоотношения по добровольному исполнению. Подобное утверждение никоим образом не относится к институту принудительного исполнения.

Назначение судебного решения понимается как «средство принудительной реализации тех правомочий, которые существуют у истца в реальной действительности, благодаря юридическим фактам, имевшим место до суда и независимо от суда» .

Судебный акт, вынесенный по существу исковых требований — это документ, который властно

— понуждает ответчика к исполнению его обязанностей;

© Е.С. Кощеева, 2006

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОСУДЕБНОГО И СУДЕБНОГО РАССМОТРЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ

— подтверждает наличие или отсутствие между лицами правоотношения;

— вторгается в правоотношение и преобразует его .

Наиболее остро вопрос участия суда в исполнительном производстве стоит в отношении принудительного исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных постановлений. В связи с этим в рассмотрении проблемы значения судебного решения и выданного судом исполнительного документа, а также участия суда в правоотношении по исполнению судебного решения и правоотношения, возникающего в исполнительном производстве, ограничим сферой исполнения актов именно судебных органов.

Исполнительное производство не должно рассматриваться в качестве неизбежного последствия вынесения решения судом. В результате постановления судом решения прекращаются гражданские процессуальные (арбитражные процессуальные) правоотношения (в рамках которых суд реализовал функцию по отправлению правосудия), однако это не означает прекращения правовой связи между лицами, участвовавшими в деле, и судом.

Изложенное выше позволяет высказать следующую позицию. После вынесения судом акта применения права гражданское процессуальное или арбитражное процессуальное правоотношение прекращается, но между субъектами ранее спорного материального правоотношения охранительное правоотношение не прекращается.

В рамках реализации исполнительного процессуального правоотношения (которое существует только в исполнительном производстве) роль суда не должна быть решающей. А именно, суд не должен разрешать вопросы, касающиеся возникновения, изменения или прекращения исполнительного процессуального правоотношения. Нахождение указанных полномочий в полном объеме в ведении суда ни доктринально, ни функционально неоправданно. Степень сложности разрешаемых судом вопросов на этапе принудительного исполнения в настоящее время позволяет передать часть полномочий судебному приставу-исполнителю. При этом гарантией против возможного злоупотребления со стороны конкретного судебного пристава-исполнителя может выступать процедура утверждения соответствующего акта со стороны старшего судебного пристава (например, в случае прекращения

исполнительного производства). Основной задачей судов общей юрисдикции и арбитражных судов согласно Конституции РФ является отправление правосудия, которое представляет собой действия по рассмотрению и разрешению гражданских дел (ст. 3 ГПК РФ, ст. 1, 2 АПК РФ). Термин «разрешение дела» означает вынесение судом законного и обоснованного решения, которое подлежит исполнению в силу его общеобязательности, при этом функция отправления правосудия считается завершенной. Участие судов на этапе принудительного исполнения с целью разрешения существенных вопросов исполнительного производства в качестве задачи не обозначено. Более того, степень сложности разрешаемых судом вопросов на этапе принудительного исполнения в настоящее время позволяет передать часть полномочий судебному приставу-исполнителю. При этом гарантией против возможного злоупотребления со стороны конкретного судебного пристава-исполнителя может выступать процедура утверждения соответствующего акта со стороны старшего судебного пристава (например, в случае прекращения исполнительного производства).

В качестве критерия при определении разделения полномочий выступает последовательное разделение правоотношения по принудительному исполнению и термина «исполнение судебных актов», которое употребляется процессуальными кодексами.

Кроме того, последовательное разграничение правоотношения по добровольному исполнению и исполнительного процессуального правоотношения позволит сделать вывод о перераспределении полномочий между судами и судебными приставами-исполнителями. Участие суда в правоотношении по добровольному исполнению судебного акта необходимо (решение вопросов отсрочки и рассрочки исполнения), но при условии, что выданный на основании этого судебного акта исполнительный лист к принудительному взысканию не предъявлен. В том случае, если содержание вынесенного судебного акта стало предметом принудительного исполнения, указанные полномочия должен полностью осуществлять судебный пристав-исполнитель. Сразу следует оговориться, что в компетенции суда, безусловно, должны быть сохранены вопросы выдачи исполнительного листа, его дубликата и иные с ним связанные вопросы, поскольку указанные

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2006

Процедура прекращения трудового договора при несоответствии работника…

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полномочия остаются за пределами правоотношения по принудительному исполнению, следовательно, далее будут рассмотрены вопросы, которые должны быть сохранены у судебных органов в рамках исполнительного производства. Исходя из природы принудительного исполнения участие суда в нем должно быть сведено к следующему: решение вопроса о повороте исполнения и рассмотрение жалоб на действия судебного пристава-исполнителя. Остальные процессуальные действия судебный пристав-исполнитель должен совершать самостоятельно.

Библиографический список

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. №9 138-Ф3 //

СЗ РФ. — 2002. — № 46. — Ст. 4532; 2003. — № 27 (ч.1). -Ст. 2700, № 30. — Ст. 3101; 2004. — № 5. — Ст. 403, № 9. — Ст. 831, № 24. — Ст. 2335, № 31. — Ст. 3230.

4. Добровольский А.А., Иванова С.А. Основные проблемы исковой формы защиты права. -М., 1979.

5. Каюров С.Б. О пробелах в ФЗ «Об исполнительном производстве» // Арбитражная практика. — 2002. — № 2.

7. Рожкова М.А. Понятие судебного решения в контексте ст. 8 ГК РФ // Хозяйство и право. -2002. — № 6.

М.В. Дедюева

ПРОЦЕДУРА ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА ПРИ НЕСООТВЕТСТВИИ РАБОТНИКА, КАК ГАРАНТИЯ КОНСТИТУЦИОННО ЗАКРЕПЛЕННОЙ СВОБОДЫ ТРУДА

Выявление несоответствия работника выполняемой работе и применение последствий такого выявления в соответствии с законом обеспечивают реализацию самого первого из провозглашенных ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации принципа трудового права — принципа свободы труда: «Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности…» .

Данный принцип относится к числу международных принципов, закреплен в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной ассамблеей ООН , и согласно ст. 10 Трудового кодекса и ст. 15 Конституции Российской Федерации является составной частью правовой системы РФ.

В ст. 37 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. записано: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы….» .

Прекращение трудового договора с работником ввиду его несоответствия выполняемой работе можно рассматривать и под призмой ограничения его свободы труда, поскольку трудовые отношения прекращаются против воли работника, который с заявлением о таком прекращении не обращался.

Обеспечением свободы труда при выявленном несоответствии работника является необходимость соблюдения работодателем предусмотренной законом процедуры прекращения трудового договора, которая, безусловно, заключает в себе гарантии для работника.

Добавить комментарий