Судебная система СССР

Введение 3

Глава I. Основные этапы развития судебной системы СССР_ 6

§ 1. Становление советской судебной системы (1917-1922 гг.) 6

§ 2. Законодательство о суде 20-30-х гг. 12

§ 3. Советский суд в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и в послевоенный период_ 17

§ 4. Судебная система во второй половине 50 – начале 80-х гг. 20

Глава II. Структура советской судебной системы_ 23

§ 1. Народный суд_ 23

§ 2. Областной (краевой) суд_ 25

§ 3. Верховный суд союзной республики_ 28

§ 4. Военные трибуналы_ 30

§ 5. Верховный Суд СССР_ 33

Заключение 36

Список источников и литературы_ 39

Введение

В современной России чрезвычайно остро стоит проблема защиты прав и свобод граждан. При подходе к разрешению этой проблемы зачастую исходят не из отечественного опыта политического и правового развития, а из заимствованных стандартов и идеологических штампов, что недопустимо. Это связано с тем, что при характеристики правовой системы как дореволюционной России, так и советского государства ссылаются на фактическое отсутствие опыта судебной защиты прав и свобод. Но это не совсем верное предположение.

Важнейшим фактором общественной и индивидуальной безопасности, безусловно, является целесообразно организованная система судебных органов. Судебная реформа начала 90-х гг. в России не привела к созданию судебной системы, эффективно выполняющей свою основную функцию. Многие её неудачи, на наш взгляд связаны с тем, что советский опыт осуществления правосудия не был в должной степени учтён. Этим и обусловливается актуальность обращения к изучению судебной системы СССР.

Цель данной работы – выявление особенностей формирования и функционирования системы судебных органов в СССР. Данная цель достигается путём решения следующих основных задач:

· рассмотрение основных этапов развития советской судебной системы. Мы выделили четыре качественно определённых этапа в развитии советской судебной системы. Первый этап хронологически совпадает с периодом так называемого «военного коммунизма». Второй этап начинается в 1922 году. Верхней его границей является 22 июня 1941 года, то есть начало Великой отечественной войны. Третий этап приходится на военные и послевоенные годы. И, наконец, четвёртый этап охватывает конец 50 – начало 80-х гг.

· выявление и описание основных структурных элементов советской судебной системы.

История советского суда достаточно рано стала предметом научного изучения. Уже в 30-40-е гг. появляются первые работы, посвящённые этой теме. Однако, более или менее обстоятельный анализ развития советского суда стал проводиться только в 50-60-х гг.. Особенность работ данного периода заключалась в подчёркивании подлинно демократических оснований советской судебной системы и стремлении во всех «перегибы» обвинить отдельных лиц.

Основные исследования истории формирования и структуры советской судебной системы приходятся на 70-80-е гг.. Особенность этих работ в том, что они описывали и объясняли актуально действующую систему судебных органов, тогда как для нас она является уже фактом исторического и правового опыта.

В 90-е гг. количество исследований, посвящённых советской судебной системе, заметно сокращается. Собственно научный характер носят, пожалуй, только работы А. С. Смыкалина.

Источниковой базой данной работы стали:

· тексты трёх советских конституций (1924, 1936 и 1977 гг.);

· ключевые для формирования советской судебной системы законодательные акты. Это, прежде всего, декреты о суде, принятые непосредственно после Октябрьской революции; Положение о судоустройстве РСФСР (1922 г.); Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик (1938 г.); Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении»; Положение о Верховном Суде СССР от 12 февраля 1957 г. и некоторые другие законодательные акты.

§ 1. Становление советской судебной системы (1917-1922 гг.)

После победы Октябрьской революции лидер большевиков В. Ленин призвал к применению победителями государственных принудительных мер для подавления сопротивления свергнутых классов. Он писал: «Когда революционный класс ведёт борьбу против имущих классов, которые оказывают сопротивление, то он это сопротивление должен подавлять; и мы будем подавлять сопротивление имущих всеми теми средствами, которыми они подавляли пролетариат, — другие средства не изобретены».

В первые же дни после Октябрьской революции новая власть упразднила старый государственный аппарат: полицию, жандармерию, суды, прокуратуру и приступила к созданию своих революционных органов борьбы с контрреволюцией и новых судебно-следственных учреждений.

Формирование органов судебной власти в первые дни и месяцы после Октябрьской революции происходило во многом стихийно, так что к моменту принятия Советом Народных Комиссаров 22 ноября 1917 г. первого законодательного акта о советском суде – Декрета № 1 о суде – в ряде городов и губерний России были созданы разные по названиям и не всегда одинаковые по полномочиям суды, которые рассматривались как необходимые органы охраны общественного порядка. Для новых судебных органов было характерно то, что участники судебного процесса расследовали дела и судили не по писаным законам, так как их попросту не было, а руководствуясь индивидуальным «революционным правосознанием». Каждый участник процесса чувствовал себя и следователем и судьёй.

Из старых судебных органов первое время после Октября кое-где сохранились и дореволюционные суды, особенно мировые.

В целях внесения единообразия в систему советских судебных и следственных учреждений Советское правительство и приняло 22 ноября 1917 г. первый декрет о суде. Декрет определил, что все дореволюционные окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат, военные и морские суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры упраздняются, а действие института мировых судей приостанавливается. Взамен прежних образовывались новые выборные советские судебно-следственные учреждения, организуемые на широких демократических основах. Предусматривалось и создание специальных судебно-следственных учреждений для борьбы с контрреволюцией. В ст. 8 Декрета указывалось: «Для борьбы против контрреволюционных сил в видах принятия мер ограждения от них революции и её завоеваний, а равно для решения дел о борьбе с мародёрством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц учреждаются рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемыми губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Для производства же по этим делам предварительного следствия при тех же советах образуются особые следственные комиссии».

Первый закон Советской власти о суде предусмотрел создание на местах двух судебных органов: местного суда – для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, за которые наказание не может превышать двух лет лишения свободы, и гражданских дел по искам до 3 тыс. рублей; революционных трибуналов.

Местный суд был выборным органом, построенным на демократических началах привлечения трудящихся к осуществлению правосудия при полном равенстве мужчин и женщин. Декрет отменил апелляционную форму обжалования приговоров и решений и учредил их кассационную проверку. Жалобы на приговоры и решения местных судов должны были рассматривать уездные, а в столицах – столичные съезды местных судей.

Основными принципами работы революционных трибуналов и народных судов стали:

· избираемость судей и членов следственных комиссий Советами, широкое участие в работе судов и следственных комиссий народных представителей;

· гласность и публичность судопроизводства; публичность распространялась и на деятельность следственных комиссий, важнейшие решения которых принимались в открытых заседаниях;

· полное равноправие сторон в судебном процессе, достигавшееся отменой особых прав, которые имела раньше обвинение (прокуратура) в процессе дознания, следствия и суда; общественным обвинителем и общественным защитником мог быть каждый из присутствующих на суде неопороченных граждан;

· допущение защиты со стадии предварительного следствия;

· коллегиальность в решении вопросов предварительного следствия и судебного процесса;

· в виде наказаний суды могли применять: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т. п. Смертная казнь не входила в число предусмотренных законом наказаний.

Важным этапом в развитии советской судебной системы были разработка и принятие Декретов № 2 и 3 о суде.

Декрет № 2 о суде предусматривал создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов, которые отныне стали именоваться местными народными судами. Жалобы на приговоры и решения окружных судов должны были рассматривать областные суды. Кассационной инстанцией для местных народных судов оставался уездный или столичный съезд местных народных судей.

Окружные суды избирались Советами. Декрет закрепил такое принципиальное для многонациональной России положение, как ведение судопроизводства на языке большинства населения той местности, где слушается дело. В литературе неоднократно указывалось на двойственность в построении общих судов в соответствии с Декретом № 2. Система общих судов фактически делилась на две самостоятельные и обособленные друг от друга подсистемы – местные народные суды и окружные суды (каждая с самостоятельной кассационной инстанцией).

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН

О СУДОУСТРОЙСТВЕ РСФСР

(в ред. Законов РФ от 29.05.1992 N 2869-1,

от 03.07.1992 N 3200-1, от 16.07.1993 N 5451-1;

Федеральных законов от 28.11.1994 N 50-ФЗ,

от 04.01.1999 N 3-ФЗ, от 02.01.2000 N 37-ФЗ,

от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 02.07.2003 N 88-ФЗ,

от 20.08.2004 N 113-ФЗ, от 07.05.2009 N 83-ФЗ,

с изм., внесенными

Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ,

Федеральным законом от 08.01.1998 N 7-ФЗ,

Федеральным конституционным законом от 23.06.1999 N 1-ФКЗ)

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Осуществление правосудия только судом

В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР правосудие в РСФСР осуществляется только судом.

В РСФСР действуют суды Союза ССР и суды РСФСР.

Судами РСФСР являются Верховный Суд РСФСР, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды.

(в ред. Закона РФ от 03.07.1992 N 3200-1)

Статья 2. Законодательство Союза ССР и РСФСР о судоустройстве

Судоустройство РСФСР определяется Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и конституциями автономных республик, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР и издаваемыми в соответствии с ними другими законодательными актами Союза ССР, настоящим Законом и другими законодательными актами РСФСР.

Статья 3. Задачи суда

Деятельность суда при осуществлении правосудия направлена на всемерное укрепление социалистической законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений и имеет задачей охрану от всяких посягательств:

закрепленных в Конституции СССР, Конституции РСФСР и конституциях автономных республик общественного строя, его политической и экономической систем;

социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией РСФСР, конституциями автономных республик и советскими законами;

прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций.

Всей своей деятельностью суд воспитывает советских граждан в духе преданности Родине и делу коммунизма, в духе точного и неуклонного исполнения Конституции СССР, Конституции РСФСР, конституций автономных республик и советских законов, бережного отношения к социалистической собственности, соблюдения дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правам, чести и достоинству граждан, к правилам социалистического общежития.

Применяя меры уголовного наказания, суд не только карает преступников, но также имеет своей целью их исправление и перевоспитание.

Статья 4. Осуществление правосудия путем рассмотрения судом гражданских и уголовных дел

Правосудие в РСФСР осуществляется путем:

1) рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций;

2) рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

Статья 5. Равенство граждан перед законом и судом

Правосудие в РСФСР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства м других обстоятельств.

Статья 6. Право граждан на судебную защиту

Граждане РСФСР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.

Граждане других союзных республик пользуются на территории РСФСР правом на судебную защиту наравне с гражданами РСФСР.

Статья 7. Осуществление правосудия в точном соответствии с законом

Правосудие в РСФСР осуществляется в точном соответствии с законодательством Союза ССР, РСФСР и автономных республик. В установленных законом случаях суды РСФСР применяют и законодательство других союзных республик.

Статьи 8 — 9. Утратили силу. — Федеральный закон от 02.01.2000 N 37-ФЗ.

Статья 10. Состав суда при рассмотрении гражданских и уголовных дел, коллегиальность в осуществлении правосудия

(в ред. Закона РФ от 29.05.1992 N 2869-1)

Рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции — с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей.

(часть первая в ред. Закона РФ от 16.07.1993 N 5451-1)

Рассмотрение дел в судебных коллегиях соответствующих судов в кассационном и надзорном порядке осуществляется в составе трех судей.

(часть вторая в ред. Закона РФ от 16.07.1993 N 5451-1)

Президиум суда рассматривает дела при наличии большинства членов президиума.

Статья 12. Независимость судей и подчинение их только закону

Судьи, присяжные заседатели и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.

(в ред. Закона РФ от 16.07.1993 N 5451-1)

Статья 13. Язык, на котором ведется судопроизводство

Судопроизводство в РСФСР ведется на русском языке или на языке автономной республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

Статья 14. Открытое разбирательство дел во всех судах

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.

Статья 15. Обеспечение обвиняемому права на защиту

Обвиняемому обеспечивается право на защиту.

Статья 16. Юридическая помощь адвокатуры гражданам и организациям

В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам и организациям.

Порядок оказания юридической помощи адвокатами, а также права и обязанности адвокатов, участвующих в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам, определяются законодательством Союза ССР и РСФСР, а в установленных законом случаях и законодательством других союзных республик.

Статья 17. Надзор прокурора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах

Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему Прокурор РСФСР и нижестоящие прокуроры на основании и в порядке, установленных законодательством Союза ССР и РСФСР, осуществляют надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах.

Прокурор способствует осуществлению задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону.

Статья 18. Участие в судопроизводстве представителей общественных организаций и трудовых коллективов

В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам в порядке, установленном законодательством Союза ССР и РСФСР, допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.

Раздел II. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

Глава первая. СУДЫ РСФСР

Статья 20. Суды РСФСР

Верховный Суд РСФСР, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, Московский и Ленинградский городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды составляют судебную систему РСФСР.

(в ред. Закона РФ от 03.07.1992 N 3200-1)

Глава вторая. РАЙОННЫЕ (ГОРОДСКИЕ) НАРОДНЫЕ СУДЫ

Статья 21. Создание районного суда

(в ред. Федерального закона от 02.07.2003 N 88-ФЗ)

Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

Статья 22. Утратила силу. — Федеральный закон от 02.01.2000 N 37-ФЗ.

Статья 23. Состав районного (городского) народного суда

Районные (городские) народные суды избираются в составе народного судьи (народных судей) и народных заседателей.

При избрании двух и более народных судей районный, городской, районный в городе Совет народных депутатов утверждает на сессии председателя соответствующего районного (городского) народного суда из числа избранных народных судей. Представление по данному вопросу вносится министром юстиции автономной республики, начальником отдела юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов.

Статья 24. Количество народных судей и народных заседателей

Количество народных судей и народных заседателей для каждого районного (городского) народного суда устанавливается Президиумом Верховного Совета автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, городского Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области и автономного округа по представлению министра юстиции автономной республики, начальника отдела юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов.

Статья 25. Полномочия районного (городского) народного суда

Районный (городской) народный суд рассматривает все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов.

В случаях, предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР, районный (городской) народный суд или народный судья рассматривают дела об административных правонарушениях.

Районный (городской) народный суд изучает и обобщает судебную практику, оказывает правовую помощь товарищеским судам, а также осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Статья 26. Председатель районного (городского) народного суда

Председатель районного (городского) народного суда:

1) председательствует в судебных заседаниях; назначает народных судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях; распределяет другие обязанности между народными судьями;

2) организует работу с народными заседателями;

3) ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

4) руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

5) представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу;

6) руководит работой аппарата суда;

7) организует работу по повышению квалификации работников суда, а также по повышению правовых знаний народных заседателей;

8) организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства, оказанию правовой помощи товарищеским судам;

9) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Если в районный (городской) народный суд избран один народный судья, он осуществляет полномочия председателя районного (городского) народного суда.

Статья 27. Замещение временно отсутствующего председателя районного (городского) народного суда, военного суда гарнизона (армии, флотилии, соединения) или судей этих судов

(в ред. Федерального закона от 28.11.1994 N 50-ФЗ)

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя районного (городского) народного суда полномочия председателя этого суда по его поручению осуществляет заместитель председателя суда либо один из судей данного суда. В таком же порядке производится замещение временно отсутствующего председателя военного суда гарнизона (армии, флотилии, соединения).

В случае временного отсутствия судьи районного (городского) народного суда исполнение его обязанностей возлагается на судью ближайшего районного (городского) народного суда решением председателя вышестоящего суда.

В случае временного отсутствия судьи военного суда гарнизона (армии, флотилии, соединения) исполнение его обязанностей возлагается на судью ближайшего военного суда решением председателя вышестоящего суда.

Статья 28. Утратила силу. — Федеральный закон от 02.01.2000 N 37-ФЗ.

Глава третья. КРАЕВЫЕ, ОБЛАСТНЫЕ, ГОРОДСКИЕ СУДЫ,

СУДЫ АВТОНОМНЫХ ОБЛАСТЕЙ И СУДЫ АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ

Статья 29. Порядок избрания и подотчетность краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа избирается соответствующим Советом народных депутатов в составе председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей сроком на пять лет.

Количественный состав краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа устанавливается соответствующим Советом народных депутатов по представлению Министра юстиции РСФСР.

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа не реже одного раза за период полномочий представляет отчет о своей деятельности и систематически докладывает о ней соответствующему Совету народных депутатов.

Статья 30. Состав краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа действует в составе:

1) президиума суда;

2) судебной коллегии по гражданским делам;

3) судебной коллегии по уголовным делам.

Статья 31. Полномочия краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа:

рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

осуществляя надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов, также изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Статья 32. Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа

(в ред. Федерального закона от 28.11.1994 N 50-ФЗ)

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации.

Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статья 33. Полномочия президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;

3) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

4) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;

5) оказывает помощь районным (городским) народным судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с соответствующим отделом юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов;

6) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Статья 34. Порядок работы президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа

Заседания президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц.

Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума.

Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании.

Постановления президиума подписываются председателем суда.

Статья 35. Судебные коллегии краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда.

Председатели судебных коллегий утверждаются исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов по представлению председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа из числа заместителей председателя или членов суда.

Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Статья 36. Полномочия судебных коллегий краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Статья 37. Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа

Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

2) приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

3) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений и определений по гражданским делам;

4) руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата суда;

5) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

6) представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней соответствующему Совету народных депутатов;

7) распределяет обязанности между заместителями председателя;

8) организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда;

9) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

10) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

11) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Статья 38. Заместители председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа

Заместители председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

2) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и аппарата суда;

3) ведут личный прием граждан;

4) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В случае отсутствия председателя суда права и обязанности председателя суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя.

Статья 39. Председатели судебных коллегий краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа

Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда;

2) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

3) образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

4) представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;

5) вправе истребовать из районных (городских) народных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

6) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Раздел III. СУДЬИ И НАРОДНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ

Статьи 69 — 74. Утратили силу. — Федеральный закон от 02.01.2000 N 37-ФЗ.

Статья 75. Неприкосновенность судей и народных заседателей

Судьи, а также народные заседатели при исполнении ими обязанностей в суде не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке:

1) народные судьи и народные заседатели народных судов, председатели, заместители председателей, члены и народные заседатели краевых, областных, городских судов, судов автономных областей, судов автономных округов и Верховных Судов автономных республик — без согласия Президиума Верховного Совета РСФСР;

2) Председатель, заместители Председателя и члены Верховного Суда РСФСР, а также народные заседатели этого суда — без согласия Верховного Совета РСФСР, а в период между сессиями — Президиума Верховного Совета РСФСР.

Статья 76. Дисциплинарная ответственность судей

Судьи судов РСФСР несут дисциплинарную ответственность в порядке, предусмотренном Положением о дисциплинарной ответственности судей судов РСФСР, утверждаемым Президиумом Верховного Совета РСФСР.

Раздел IV. ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ РСФСР

Статья 77. Судебные исполнители

Исполнение решений, определений и постановлений по гражданским делам, исполнение приговоров, определений и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также других решений и постановлений в предусмотренных законом случаях производится судебными исполнителями.

Судебные исполнители состоят при судах и назначаются министрами юстиции автономных республик, начальниками отделов юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов.

В районных (городских) народных судах, в которых имеется два или более судебных исполнителей, один из них назначается старшим судебным исполнителем.

В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР предъявляемые судебными исполнителями требования по исполнению решений, приговоров, определений и постановлений судов, других решений и постановлений, подлежащих исполнению, обязательны для всех государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций, должностных лиц и граждан на всей территории СССР.

Статья 78. Структура и штатная численность аппаратов судов РСФСР

В целях обеспечения работы судов по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики и иной деятельности в судах РСФСР действуют аппараты судов.

Структура и штатная численность аппарата районного (городского) народного суда устанавливается соответственно министром юстиции автономной республики, начальником отдела юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов в пределах штатной численности и фонда заработной платы, утверждаемых Министром юстиции РСФСР.

Структура и штатная численность аппарата краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются Министром юстиции РСФСР по представлению председателя соответствующего суда.

Структура и штатная численность аппарата Верховного Суда автономной республики утверждаются Министром юстиции РСФСР по представлению председателя Верховного Суда автономной республики.

Для проведения работы по изучению, обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, систематизации и пропаганде советского законодательства и выполнению других функций, связанных с деятельностью Верховного Суда РСФСР, в составе аппарата Верховного Суда РСФСР образуются отделы и другие структурные подразделения. Начальники отделов, других структурных подразделений и их заместители являются старшими помощниками или помощниками Председателя Верховного Суда РСФСР. В Кассационной коллегии, судебных коллегиях и отделах Верховного Суда РСФСР состоят главные и старшие консультанты, консультанты, инспектора, а также другие служащие и младший обслуживающий персонал.

(в ред. Федерального закона от 04.01.1999 N 3-ФЗ)

Структура и штатная численность аппарата Верховного Суда РСФСР утверждаются Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению Председателя Верховного Суда РСФСР.

Штатное расписание Верховного Суда РСФСР, положения об отделах и других структурных подразделениях утверждаются Председателем Верховного Суда РСФСР.

Статья 79. Печать судов РСФСР

Верховный Суд РСФСР, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды имеют печать с изображением Государственного герба республики и своим наименованием.

После образования СССР (декабрь 1922 г.) одним из первых шагов в построении судебной системы было создание Верховного Суда при ЦИК СССР. К его компетенции относилось разрешение судебных споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению руководителей государства в совершении должностных преступлений. Суд действовал в составе пленарного заседания, гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий, военной и военно-транспортной коллегий. Кроме того, на Верховный Суд возлагались задачи, близкие к задачам конституционного суда. Так, по требованию ЦИК он выносил заключения о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения соответствия их Конституции СССР, давал руководящие разъяснения верховным судам союзных республик по вопросам общесоюзного законодательства, рассматривал, опротестовывал перед ЦИК СССР (по представлению прокурора Верховного Суда) их постановления, решения или приговоры в случаях противоречия общесоюзному законодательству или нарушения интересов других республик. В качестве первой инстанции Верховный Суд СССР принимал дела к своему производству исключительно по постановлениям ЦИК СССР или его Президиума. В 1923 году Президиум ЦИК СССР утвердил «Положение о Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик», подробно регулировавшее его структуру и компетенцию. Постановлением ЦИК в 1924 г. были утверждены Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик, согласно которым основными задачами суда являлись: защита завоеваний пролетарской революции, рабоче-крестьянской власти и установленного ею правопорядка, интересов и прав трудящихся и их объединений, укрепление общественно-трудовой дисциплины и солидарности. На территории союзных республик действовала единая система судебных учреждений, включавшая народный, губернский (или соответствующий ему) и верховный (в автономных республиках — главный или высший) суды.

Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматривались Высшей Арбитражной комиссией при Совете труда и обороны СССР, высшими арбитражными комиссиями при экономических совещаниях союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК автономных республик и местными (областными и губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполкомах областей и губерний.

В стране шел процесс формирования профессиональной адвокатуры. Защитники (адвокаты) объединялись в коллегии при губернских отделах юстиции. Руководил коллегией избранный на общем собрании президиум. Учреждение коллегий защитников преследовало цель оказания юридической помощи населению, в том числе судебной защиты.

Руководство СССР пыталось осуществить синтез идеологических и правовых принципов в организации судебной системы. Однако зависимость судебной системы от административной власти — Советов — по-прежнему сохранялась.

По Конституции СССР 1936 г. (глава XI) правосудие по-прежнему осуществлялось Верховным Судом СССР, верховными судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР (создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР), народными судами. Последние избирались гражданами районов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на три года. Все остальные звенья судебной системы формировались соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на пять лет. Конституция закрепила важные принципы организации и деятельности судебных органов: рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев, специально предусмотренных в законе); открытое разбирательство дел; обеспечение права обвиняемому на защиту; ведение судопроизводства на языке соот- ветственно союзной, автономной республики или автономной области с предоставлением лицам, не владеющим языком судопроизводства, услуг переводчика, а также права выступать на суде на родном языке. Конституция провозгласила принцип независимости судей и подчинения их только закону. Глава X Конституции РСФСР 1937 г. «Суд и прокуратура» полностью соответствовала гл. IX Конституции СССР 1936 г.

В августе 1938 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором конкретизировались принципы организации деятельности суда, зафиксированные в Конституции 1936 г. Исходя из закона, правосудие в стране имело главной задачей защиту от любых посягательств на установленные Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик общественное и государственное устройство СССР, социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность; жилище и другие личные и имущественные права и интересы граждан, гарантированные Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик; права и охраняемые законом интересы государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций. Судебные органы были призваны обеспечить точное и неуклонное исполнение советских законов всеми учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. При этом суд не только карал преступников, но имел установку на их исправление и перевоспитание.

Правосудие осуществлялось на началах равноправия для всех граждан независимо от их социального, имущественного и служебного положения, национальной и расовой принадлежности. В Законе нашли отражение принципы выборности судей, вопросы вовлечения широких масс трудящихся в отправление правосудия и рассмотрения дел в судах с участием народных заседателей. Система судов строилась применительно к существовавшему политико-административному делению: народный (в районах), областной, краевой, окружной суды, суд автономной области и верховный суд автономной республики. Перечисленные суды входили в судебную систему, действовавшую на территории союзной республики, высшим органом которой являлся Верховный Суд.

Верховный Суд СССР избирался сроком на пять лет. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов Союза и союзных республик. Он имел право отменить приговор или решение любого суда и давать руководящие разъяснения по вопросам судебной практики. В подчинении у Верховного Суда находились в рассматриваемый период также военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта. Они действовали на тех же принципах, что и остальные суды.

В начале Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. указом Президиума Верховного Совета СССР в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий создавались военные трибуналы. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, о хищении социалистической собственности, уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности и др.

По окончании войны началась перестройка судебных органов применительно к мирным условиям. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта реорганизуются в линейные и окружные суды. Выборы в народные суды проводились теперь непосредственно населением. Для права быть избранным народным судьей и народным заседателем устанавливался возрастной ценз — 23 года.

Большую роль в улучшении работы суда сыграл указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 г., установивший ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями, которые образовывались при областных, краевых, Верховных судах СССР, союзных и автономных республик, военных трибуналах округов, флотов и в приравненных к ним специальных судов.

Существенной реорганизации подверглись органы правосудия в феврале 1957 г. В принятом положении пересматривались полномочия, объем деятельности высшего судебного органа страны. Надзорные функции Верховного Суда СССР были сокращены, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены. Устанавливалось, что рассмотрение судебных дел в порядке надзора, как правило, должно заканчиваться в судебных органах союзных республик.

Сокращение надзорных функций давало возможность Верховному Суду СССР уделять больше внимания изучению и обобщению судебной практики, более тщательно разрабатывать руководящие разъяснения судебным органам, заниматься вопросами совершенствования законодательства и судопроизводства. Ему принадлежало право законодательной инициативы. Верховный Суд СССР действовал в составе Пленума Верховного Суда СССР, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии.

В декабре 1958 г. в соответствии с Основами законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик участковая система народных судов была заменена единым народным судом города или района. Срок полномочий народных судей увеличен с трех до пяти лет. Согласно Основам народные заседатели стали избираться на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, а военнослужащих — по воинским частям. Закон устанавливал подотчетность народных судов непосредственно перед избирателями, всех других судов — перед Советами, их избравшими.

Было утверждено Положение о военных трибуналах (декабрь 1958 г.). Входя в единую систему судебных органов страны, руководствуясь едиными для всех судов принципами правосудия, трибуналы строились применительно к организационной структуре армии.

В 1970-е годы дальнейшее развитие судебной системы нашло отражение в Конституции СССР 1977 г. и в новых законах о Верховном Суде СССР, прокуратуре, государственном арбитраже и адвокатуре, в которых был определен правовой статус каждого из вышеперечисленных звеньев. При этом первостепенное значение придавалось обеспечению охраны социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, строгому соблюдению законности. В этот период полномочия Верховного Суда СССР продолжают сужаться и расширяются права верховных судов союзных республик.

В функции Верховного Суда СССР входило осуществление надзора за работой судов Союза ССР и союзных республик в установленных пределах — для обеспечения правильности применения законов на всей территории страны. На него возлагалась обязанность изучать и обобщать судебную практику, осуществлять анализ судебной статистики и давать руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства, обязательные для всех судов, других органов и должностных лиц, применявших закон.

В годы «застоя» были установлены основы деятельности государственного арбитража в СССР. Главной задачей арбитражных органов являлось разрешение в пределах их компетенции хозяйственных споров между предприятиями, организациями и учреждениями при заключении договоров и в связи с выполнением договорных обязательств, обеспечение правильного и единообразного соблюдения законодательства в области народного хозяйства. Система этих органов включала Государственный арбитраж СССР, государственные арбитражи союзных республик, краев, областей.

Внесенные в Конституцию СССР (декабрь 1988 г.) изменения ознаменовали начало реформы судебной системы. Появляется структура, схожая с конституционным судом, — Комитет конституционного надзора (заметим, что этот орган не входил в судебную систему). Меняются порядок замещения судей и сроки их полномочий. Теперь судей избирали вышестоящие Советы, а срок их полномочий увеличивался до десяти лет. Впоследствии принимался целый ряд нормативных актов, направленных на повышение авторитета суда, придание большей значимости судебной власти.

  • Законодательство СССР не использовало термин «воинская повинность», быловведено понятие «воинская обязанность», воспринятое и современным законодательствомРоссийской Федерации.

В начале XX века Россия была государством с высокоразвитой экономикой, занимавшей одно из первых мест в Европе и мире (единственное государство со свободным золотовалютным обращением, то есть устойчивой денежной системой), с либеральной, многопартийной политической системой, парламентом (Государственной Думой), демократической системой правосудия, включающей суды присяжных, мировую юстицию, предварительное следствие, осуществляемое судебными следователями. Огромное значение для последующего развития России как правового государства имел Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». Этот документ, имеющий конституционное значение, предусматривал «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Манифест предусматривал также, что никакой закон «не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы». Убедительным свидетельством демократического характера российской политической системы является и тот факт, что в Государственной Думе была большевистская фракция, представляющая откровенно экстремистскую левую партию — Российскую социал-демократическую рабочую партию (большевиков), — РСДРП(б), имевшую в своем составе так называемую «БО» — Боевую организацию, занимавшуюся террористической деятельностью.

После большевистского антиправительственного путча в октябре 1917 г. (В.И. Ленин в то время называл это событие «октябрьским переворотом», что несомненно ближе к истине, чем введенное позднее явно лживое и претенциозное наименование «Великая Октябрьская социалистическая революция») наступил период насильственного разрушения «до основанья» многовековой российской государственности, в т.ч. и системы правоохранительных органов.

После выборов Учредительного собрания 12 ноября 1917 г., призванного определить пути будущего развития страны, началась подготовка к работе этого всенародно избранного органа (большевики эти выборы проиграли), но новая «советская» власть запретила все издания, все газеты, кроме своих, и начала реализацию своих замыслов, направленных на установление «диктатуры пролетариата», а фактически своей собственной диктатуры. Все это закончилось разгоном Учредительного собрания 5 января 1918 г., после чего разрушение российской государственности практически подошло к финалу.

Одной из главных целей советской власти был провозглашенный В.И. Лениным в период подготовки Октябрьской революции «слом государственной машины», включающий, естественно, уничтожение существующей системы правосудия. Советская власть, писал В.И. Ленин, сразу отдала суд на слом, поскольку «безусловной обязанностью пролетарской революции было «совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд». Декрет о суде N 1 упразднил существующую судебную систему, созданную великими российскими реформаторами второй половины XIX века. Однако разрушить оказалось куда проще, чем создать что-то новое: период создания новой системы судебных органов затянулся на несколько лет.

Тем не менее идеи, заложенные в Судебных уставах 1864 г., оказались настолько сильны, что в значительной мере сказались на ряде положений даже первого декрета о суде. К примеру, в его ст. 3 не только правосудие, но и предварительное следствие, как и в Судебных уставах 1864 г., продолжало рассматриваться как деятельность судебная и потому возлагалось на местных судей. Последним при вынесении решений, хотя и с существенными оговорками, разрешалось руководствоваться «законами свергнутых правительств» (ст. 5), а тем самым, стало быть, и названными выше Судебными уставами. Еще более определенно об этом было сказано во втором декрете «О суде», опубликованном 7 марта 1918 г. Судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам предписывалось осуществлять «по правилам Судебных уставов 1864 г.». Правда, при этом делались существенные оговорки: правила прежних законов должны были применяться лишь постольку, поскольку они не были отменены декретами ЦИК и СНК и не противоречили «правосознанию трудящихся классов».

Декретом о суде N 1 единоличный мировой судья был заменен коллегиальным местным судом, избираемым местным Советом. Была определена его подсудность, эти суды «решают все гражданские дела ценою до 3000 рублей и уголовные дела, если обвиняемому угрожает наказание не свыше двух лет лишения свободы… Кассационной инстанцией является уездный, а в столицах — столичный съезд местных судей».

Параллельно с формированием обычных судов шел процесс организации судов чрезвычайных — революционных трибуналов и военно-революционных трибуналов. По Положению о революционных трибуналах от 12 апреля 1918 г. на революционные трибуналы, действовавшие в составе председателя и шести народных заседателей, возлагалось «рассмотрение дел о контрреволюционных и всяких иных деяниях, идущих против завоеваний Октябрьской революции и направленных к ослаблению силы и авторитета советской власти». Этим органам предоставлялось «ничем не ограниченное право в определении меры репрессии». Председатели этих трибуналов, не обладая элементарной юридической грамотностью и получив такие полномочия, творили беспредел, именовавшийся революционным правосознанием.

Характерной чертой, выявляющей существо новой власти, стало создание Постановлением ВЦИК РСФСР от 5 сентября 1918 года по инициативе В.И. Ленина концлагерей, в которые без суда направлялись «представители враждебных классов». Это был прообраз будущего ГУЛАГа.

К 1922 г. в судебной системе сформировались три ветви — общегражданские суды (народные и губернские), революционные трибуналы и военно-революционные трибуналы. Губернский суд действовал в качестве суда первой и кассационной инстанции. Верховный Суд РСФСР осуществлял судебный контроль над всеми судами. Он был судом первой инстанции по делам особой государственной важности, кассационной инстанцией по отношению к губернским судам, а также мог в порядке надзора пересматривать дела, рассмотренные любым нижестоящим судом.

Одновременно усиливалась зависимость судов от органов исполнительной власти. Так, по Положению о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. право высшего контроля над решениями судов было предоставлено Народному комиссариату юстиции. Согласно Положению о высшем судебном контроле от 10 марта 1921 г. на Наркомат юстиции РСФСР возлагались общий надзор за деятельностью судов и дача им руководящих разъяснений, а также пересмотр вступивших в законную силу судебных решений.

Принятое 11 ноября 1922 г. Положение о судоустройстве РСФСР упразднило революционные трибуналы и установило единую систему общегражданских судов, включавшую суды трех звеньев — народные суды, губернские суды и Верховный Суд РСФСР.

В 1922 г. был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Началась эпоха создания «нового социалистического права, права высшего типа». Однако все эти псевдоправовые феномены не имели ничего общего с подлинными правовыми идеями и принципами, достижениями правовой мысли того времени. Наша страна оказалась надолго, на многие десятилетия исключенной из процесса развития правовой науки в Европе и мире.

В связи с образованием СССР было принято 24 октября 1924 г. Положение о Верховном Суде СССР. Его судьи назначались Президиумом ЦИК СССР. Верховный Суд действовал в составе пленарного заседания, гражданско-судебной, уголовно-судебной, военной и военно-транспортной коллегий. Верховный Суд давал руководящие указания верховным судам республик по вопросам общесоюзного законодательства; рассматривал и опротестовывал перед ЦИК по представлению прокурора Верховного Суда постановления, решения и приговоры верховных судов союзных республик в случаях противоречия их общесоюзному законодательству или интересам других союзных республик; давал заключения по предложению ЦИК СССР о законности постановлений ЦИК, СНК союзных республик и СНК СССР с точки зрения соответствия Конституции Союза; разрешал судебные споры между союзными республиками; рассматривал уголовные дела по обвинению высших должностных лиц СССР в должностных преступлениях. В 1926 г. Президиум ЦИК СССР отнес к компетенции Верховного Суда также толкование общесоюзного законодательства. Позднее, в 1929 г. появляется новое Положение о Верховном Суде, которое предоставило ему право законодательной инициативы, расширило компетенцию в области общего надзора, возложило на него обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по запросам СНК СССР.

В период с 1925 г. до начала 30-х годов происходил постепенный откат от тех демократических веяний, которые дали о себе знать в период с 1922 по 1924 г. Этому в значительной мере способствовал начавшийся к тому времени процесс образования централизованной командно-административной системы.

В 1927 г. ЦИК СССР было принято Положение о преступлениях государственных, вошедшее в качестве главы первой Особенной части УК РСФСР «Контрреволюционные преступления». Контрреволюционным признавалось «всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов… рабоче-крестьянских правительств… или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции», а также «такие же действия, когда они направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР». Сюда входили преступления от измены Родине, побега за границу, отказа вернуться в пределы СССР (эти лица объявлялись вне закона как изменники Родине, что означало расстрел через 24 часа после удостоверения личности и конфискацию всего имущества), контрреволюционного вредительства, диверсии, саботажа до недонесения о контрреволюционном преступлении и контрреволюционной пропаганды или агитации. В некоторых случаях за эти действия привлекались и члены семьи «изменника», совместно с ним проживавшие или находившиеся на его иждивении.

УПК РСФСР 1923 г., полностью отказавшийся от правовых основ Устава уголовного судопроизводства 1864 года, с начала 30-х годов превратился в документ, представляющий инструкцию по реализации карательной политики государства. Роль суда была низведена до уровня оформителя приговора по материалам предварительного следствия, которые, в свою очередь, были не более чем материалами, оформляющими оперативно-розыскную деятельность, ставшую ядром, основой всего процесса борьбы с преступностью.

Шел все нараставший нажим с целью вмонтирования судов в структуру органов исполнительной власти. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке руководства судебными органами» от 30 октября 1928 г. председатель Верховного Суда РСФСР был объявлен заместителем народного комиссара юстиции. Несколько раньше состоялось решение о включении Верховного Суда РСФСР в состав Наркомюста РСФСР. Хотя эти решения и были вскоре отменены, в них четко проявились тенденции государственной политики этого периода отечественной истории. Вновь стала нарастать тенденция воссоздания чрезвычайных органов уголовной репрессии. В марте 1924 г. при ОГПУ было создано Особое совещание, которое уполномочивалось рассматривать дела в отношении лиц, занимавшихся контрреволюционной деятельностью, шпионажем, контрабандой, спекуляцией валютой и золотом. С 1929 г. начали работать «тройки» — внесудебные органы, наделенные полномочием рассматривать так называемые крупные хозяйственные дела и дела политического характера. Позже эти органы перешли в подчинение НКВД СССР и в 30-х годах трансформировались в орудие политических репрессий и произвола, в значительной мере вытеснившее суды. Тогда же — в 1929 году — был создан ГУЛАГ — Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений Народного комиссариата внутренних дел СССР, которое стало главным механизмом реализации репрессий.

Конституция СССР декларировала демократические принципы правосудия: выборность судей и народных заседателей, участие народных заседателей при рассмотрении дел во всех судах, ведение судопроизводства на национальном языке, открытое разбирательство дел, обеспечение обвиняемому права на защиту, независимость судей и подчинение их только закону. Однако положения Конституции были лишь ширмой, за которой процветали беззаконие и произвол.

В 1934 и 1938 годах УПК РСФСР был дополнен главами тридцать третьей и тридцать четвертой о делах по так называемым контрреволюционным преступлениям (по делам о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти, о контрреволюционном вредительстве и диверсиях). Следствие по этим делам должно было быть закончено в срок не более десяти дней, обвинительное заключение вручалось обвиняемому за сутки до рассмотрения дела в суде, дела рассматривались без участия сторон, кассационное обжалование приговора, как и ходатайство о помиловании, не допускалось и приговоры к высшей мере наказания приводились в исполнение немедленно по вынесении приговора.

Период от начала 30-х годов до 1953 г. останется в истории советских судов как один из самых мрачных. В осуществлении массовых репрессий и беззакония активное участие принимали не только органы НКВД, МГБ, Особое совещание, тройки, но и суды. Их незаконные приговоры по сфальсифицированным делам в отношении так называемых врагов народа выявляются вплоть до настоящего времени.

Характерным для этого периода было продолжение начавшейся в 20-х годах централизации. В 1933 г. была учреждена прокуратура СССР, в 1934 г. — НКВД СССР, а в 1936 — Наркомюст СССР, которые подчинили себе соответствующие системы союзных республик. Принятая в декабре 1936 г. Конституция СССР лишила союзные республики права издавать свое законодательство, в том числе по вопросам судоустройства. Развивавший ее положения Закон о судоустройстве от 16 августа 1938 г. подчинил центру все республиканские суды. Верховный Суд СССР наделялся правом проверять законность и обоснованность приговоров и решений всех судов страны без каких бы то ни было ограничений, вмешиваться в их деятельность напрямую, не считаясь с высшими судебными инстанциями союзных республик.

Закон о судоустройстве СССР 1938 г. установил единую судебную систему, состоящую из судов СССР и судов союзных республик. К первой группе судебных учреждений были отнесены Верховный Суд Союза ССР и специальные суды — военные трибуналы, линейные суды на железнодорожном транспорте и линейные суды на водном транспорте. Вторая группа включала верховные суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик и автономных областей, окружные и народные суды.

Окончание периода правления И.В. Сталина в 1953 г. и начало периода некоторой либерализации социально-политической и экономической жизни в нашей стране (известного как «хрущевская оттепель») ознаменовано прежде всего упразднением внесудебных органов политических репрессий и наделением Верховного Суда СССР правом пересматривать по протестам Генерального прокурора СССР их постановления, вынесенные в 30 — 40-х годах и начале 50-х годов. Стала очевидной необходимость создания должных гарантий против повторения тех явлений, которые получили распространение с начала тридцатых годов.

Реабилитация жертв произвола и беззакония стала одним из направлений деятельности судебных органов. Тем не менее она проводилась далеко не всегда последовательно и в полном объеме. Полная ликвидация последствий репрессий 30 — 40-х годов и начала 50-х годов тогда не была осуществлена в силу политических причин. Работа эта была продолжена многие годы спустя и активно ведется в наше время.

Крупным событием явилась судебная реформа, начавшаяся после принятия в 1957 г. закона, изменившего Конституцию СССР и восстановившего права союзных республик, в том числе их право издавать законодательство о судоустройстве.

В 1958 г. были приняты Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, а также Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, послужившие базой для последующего принятия законов о судоустройстве, уголовно-процессуальных и гражданских процессуальных кодексов союзных республик.

Эти акты и стали тем фундаментом, на который опиралось существенное демократическое обновление судебной системы. Выразилось оно, в частности, в провозглашении и последовательном проведении в жизнь принципа отправления правосудия только судом, расширении права обвиняемого на защиту и повышении роли адвокатуры в охране прав и свобод граждан.

Заметный след в истории российской судебной системы оставил день 27 октября 1960 г. В тот день одновременно получили одобрение Верховного Совета РСФСР три имевших принципиальное значение для российской судебной системы акта: Закон о судоустройстве, УКиУПК. Им суждено было «работать» долгие годы.

Принятие в 1977 г. новой Конституции СССР, а в 1978 г. новой Конституции РСФСР повлекло за собой пересмотр многих законодательных актов. В их числе оказались и законы, регулировавшие организацию и деятельность судов. В 1981 году был принят Законо судоустройстве РСФСР.

Тем не менее кризис политической и экономической систем СССР лишь углублялся и его не могли предотвратить фрагментарные, порой весьма непоследовательные реформы. Постепенное накопление отрицательного потенциала во всех сферах государственной и общественной жизни, неизбежное проявление деструктивных тенденций — процессы, которые, естественно, не могли быть остановлены политическими или законодательными средствами в условиях обреченной с самого своего возникновения системы — советского государства, что и привело к его полному краху.

Единственным выходом из сложившегося в стране положения стало создание демократического правового государства, прологом которого является судебная реформа.

Добавить комментарий