Судебная власть и прокуратура

Судебная власть и прокуратура Российской Федерации

Судебная власть — одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации», правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции Российской Федерации, и дает ее толкование.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового государства, способного обеспечить действенную защиту прав граждан.

Прокуратура Российской Федерации, как определено в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Принятая в соответствии с Конституцией новая редакция Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» подтвердила статус прокуратуры как важнейшего независимого органа правоохраны. Согласно этому документу, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет разносторонний надзор за исполнением действующих на территории России законов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. Данный вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Новая редакция закона, по сути, подвела черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры в системе органов государственной власти, поставила точку под попытками ликвидировать прокуратуру как орган общего надзора за исполнением законов.

Рассматриваемым документом на прокуратуру возложена также такая новая функция, как координация деятельности органов внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Данная группа органов отдельно не выделена в Конституции РФ, структурно отнесена ею к исполнительной власти. Однако по своему функциональному назначению — непосредственно сто ять на страже законности и правопорядка — эти органы являются правоохранительными.

Госдума начинает осеннюю сессию сегодня, 15 сентября. На рассмотрении депутатов — свыше тысячи законопроектов и несколько приоритетных инициатив. Среди них — бюджет на новую трехлетку, который будут рассматривать в сложных условиях, а также принятие поправок в реализацию новых положений Конституции. О том, какие еще проекты планирует рассмотреть парламент, читайте в материале Федерального агентства новостей.

Бюджет на 2021 год и плановый период 2022-2023 гг.

Осенняя сессия — традиционно время работы над бюджетом страны на следующий год и плановый период. Комитету Госдумы по бюджету и налогам предстоит рассмотреть более 30 проектов, которые относятся как к бюджету, так и налоговому законодательству. При этом две трети из них имеют бюджетообразующее значение.

«Несмотря на условия очень серьезных бюджетных ограничений и сохраняющихся рисков эпидемиологического характера, в проекте бюджета решаются задачи обеспечения обязательств государства. Насколько эффективно — предстоит рассматривать Госдуме», — рассказал глава комитета Андрей Макаров после заседания Совета Думы в понедельник.

Отметим, что работа над бюджетом идет уже несколько месяцев в рамках нулевого чтения. Правительство в свою очередь планирует рассмотреть его перед его внесением в Госдуму на заседании 16 сентября.

Госсовет и правительство России

После одобрения поправок в конституцию в ходе общероссийского голосования появилась необходимость закрепить полномочия совещательного органа и форматы его работы. Госсовет помогает главе государства формировать государственную политику, в том числе с опорой на регионы.

Кроме того, необходимо закрепить новый принцип формирования кабинета министров. В новом конституционном законе планируют прописать, чем занимаются и за что отвечают министры, вице-премьеры и глава правительства.

Как пояснил глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, проекты законов «о правительстве, о прокуратуре, другие инициативы по теме безопасности, судоустройства и госустройства будет вносить президент».

По его словам, планируется внесение большого блока законопроектов по социальной тематике, который готовит правительство.

«Предстоит внести порядка 100 поправок в разные законодательные акты. Значительная часть из них будет внесена в осеннюю сессию, это порядка 40 законопроектов. Основную часть законов внесет президент России, мы ожидаем, что это произойдет в конце сентября-начале октября», — сказал парламентарий.

Запрет забирать детей из семьи без решения суда

Еще один законопроект, подготовленный во исполнение обновленной Конституции, уже находится на рассмотрении Госдумы. Документом предлагается закрепить, что дети — важнейший приоритет государственной политики страны. Поправки запретят органам опеки забирать детей из семьи без решения суда. Исключение предлагают сделать только для детей, которые находятся в смертельной опасности.

«Эта поправка — удар по так называемым ювенальным технологиям. И, конечно, мы убираем вмешательство чиновников из жизни семьи, и в этом есть огромный смысл. Мы защищаем семью, защищаем детство», — сказал ранее один из авторов проекта Павел Крашенинников.

Поиск пропавших людей по геолокации

Законопроектом предлагается предоставить полицейским право использовать геолокационные данные мобильных телефонов для поиска пропавших. Действующим законодательством такую возможность разрешается использовать только для поиска ребенка. Спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил профильным комитетам совместно с кабмином доработать проект.

«Когда без вести пропадает человек, счет идет на минуты — заблудившийся в лесу грибник, ушедший из дома пожилой человек могут погибнуть. При этом, как показывает практика, большинство из пропавших имеют при себе мобильные телефоны. И использование сведений о месте нахождения абонента в сети — наиболее эффективный способ найти их как можно быстрее», — сказал он.

Удаленная и дистанционная работа

Законопроект, регулирующий дистанционную и временную удаленную работу, был принят Госдумой в первом чтении в июле. Документ закрепляет такие понятия, как дистанционная работа, временная дистанционная работа, а также комбинированная дистанционная работа. При этом ко второму чтению поправки планируется существенно доработать.

«Мы впервые вводим в российское законодательство понятие неприкосновенности личного времени работника, и для этого устанавливается график взаимодействия работника и работодателя. Если при чрезвычайных обстоятельствах работника нужно привлечь за пределами графика взаимодействия, эта работа должна оплачиваться как сверхурочная по 157-й статье ТК РФ», — отметил ранее один из авторов поправок, первый замруководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев.

Расширение полномочий полиции

Документ расширяет права сотрудников полиции, в частности, разрешает вскрывать автомобили, оцеплять жилые дома, ограждать места проведения массовых мероприятий. Этот законопроект внесло в Госдуму правительство.

Кроме того, полицейским предлагают разрешить применять оружие при совершении им действий, дающих «основания расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции». Согласно действующему законодательству, правоохранители могут использовать оружие только при попытке задерживаемого прикоснуться к его огнестрельному оружию.

Также документ предлагает ввести норму, согласно которой полицейский не будет подлежать преследованию за действия, которые он совершает при выполнении служебных обязанностей.

Регулирование аптечного рынка

Законопроект «Единой России» направлен против монополизации фармацевтического рынка и призван защитить от завышения цен на медикаменты. Поправками устанавливается понятие аптечной сети и ограничивается 20% ее доля на рынке. Вводится также максимальный размер платы за услуги по продвижению лекарств в размере 5% от оборота. Кроме того, в «Единой России» предлагают обязать аптеки информировать людей о наличии российских аналогов зарубежных медицинских препаратов.

«Это даст людям возможность выбора и будет стимулировать конкуренцию в этой сфере», — считает секретарь Генсовета партии Андрей Турчак.

Условия для повышения зарплат бюджетников

Законопроектом изменяется система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, создаются законодательные условия для повышения их доходов. Согласно документу, у правительства будет право разрабатывать и утверждать требования к окладам и ставкам, а также регулировать компенсации и стимулирующие выплаты.

Как ранее рассказал глава фракции «Единая Россия» Сергей Неверов, необходимо доводить размер базовой ставки до 70% заработной платы, а стимулирующей, соответственно, до 30%. Он отметил, что фракция учла просьбу Федерации независимых профсоюзов России и для доработки проекта ко второму чтению будет создана рабочая группа с участием Минтруда, Минздрава, Минпросвещения и Минобрнауки, Минкультуры, профсоюзов и экспертов.

«Уверены, что такой подход должен позволить нам создать законодательные условия для совершенствования систем оплаты труда работников бюджетной сферы, для повышения уровня их доходов», — сказал законодатель.

Ускоренное расселение ветхого жилья

Центробанк, Минфин и профильные думские комитеты прорабатывают механизм ускоренного расселения ветхого жилья по аналогии с аварийным. Соответствующее поручение депутатам дал спикер Госдумы Вячеслав Володин.

«Расселение аварийных и ветхих домов и обеспечение людей современным жильем — важнейший вопрос, от решения которого зависит качество жизни наших граждан. Депутаты Госдумы приступят к решению задачи, поставленной президентом», — сказал он.

Регистрация домашних животных

Кошки, собаки, коровы, свиньи, домашняя птица, овцы и козы, лошади, кролики, северные олени, ослы, верблюды, пушные звери и пчелосемьи — этих животных обяжут регистрировать. Документ готовят в правительстве, в нем говорится, что регистрация будет в России бесплатной. В думском комитете по экологии и охране окружающей среды законопроект поддерживают, но призывают не спешить с введением штрафов за нарушение поправок.

Первое же пленарное заседание депутаты Госдумы начнут с рассмотрения постановления, которое подготовил комитет по международным делам. Это заявление в связи с 75-й годовщиной создания Организации Объединенных Наций. В нем российские парламентарии призывают к укреплению координирующей роли организации при решении мировых вопросов.

СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

* * *

ПРОКУРАТУРА КАК ОСОБЫЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

КАИНОВ Александр Сергеевич

Аннотация. В статье исследуются вопросы места прокуратуры в системе правоохранительных органов. Автором отмечается, что прокуратура, будучи правоохранительным органом, имеет правозащитную направленность деятельности.

Ключевые слова: прокуратура, правоохранительный орган, законность, особое положение, надзор.

Keywords: Public Prosecution Office, law enforcement agency, legitimacy, special position, supervision.

Для того чтобы раскрыть особенности органов прокуратуры в системе правоохранительных органов, на наш взгляд, необходимо уделить немного внимания самому понятию «правоохранительный орган».

В юридической литературе в последнее время на данную тему ведутся жаркие дискуссии, поскольку до сих пор отсутствует законодательное определение данной дефиниции.

Так, А.Ф. Галузин считает необоснованным «следовать традиции официального наименования правоприменительных органов, осуществляющих преимущественно правозащиту, только правоохранительными»1. В связи с этим требуется выделить критерии разграничения правоохранительных и правозащитных органов и ввести в теорию и практику более широкий по содержанию, нежели «правоохранительный орган», термин.

Современное понимание правоохранительного органа не соответствует реалиям се-

годняшней действительности, поэтому сохранение понимания системы правоохранительных органов в широком смысле, который предполагает включение не только судебных органов, прокуратуры, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных органов, органов юстиции и органов уголовного преследования, но и негосударственных организаций, осуществляющих частную охранную и детективную деятельность, адвокатуру и частный нотариат2, не имеет смысла. Кроме того, в последнее время можно наблюдать определенную нестабильность в структуре правоохранительных органов.

В связи с этим в современной юридической теории и на практике следует выделять три самостоятельных вида юридической деятельности: правоприменительную, правоохранительную и правозащитную и, следовательно, правоприменительные, правоохранительные и правозащитные органы.

1 Галузин А.Ф. Смена парадигмы: от понятия «правоохра-

нительные органы» к понятию «правоприменительные органы» // Актуальные проблемы правоведения. 2011. № 1. С. 42.

2 Правоохранительные органы России : учеб. для бакалавров / под ред. В.П. Божьева. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2012. С. 237.

Сказанное позволяет полагать необходимым пересмотреть концепцию правоохранительных органов и не относить к последним все без исключения правоприменительные органы. Например, органы ЗАГС — правоприменительные, но не обладающие признаками правоохраны органы. Названная структура может лишь содействовать в обеспечении законности и правопорядка, но меры юридического воздействия применять не уполномочена. В то же время правозащитная деятельность может осуществляться не только специально уполномоченными государственными органами и должностными лицами, но и негосударственными учреждениями, общественными объединениями и физическими лицами с использованием института самозащиты в пресечении злоупотребления правом, восстановлении нарушенных прав и свобод. Однако это не исключает ситуации, когда в сфере правоохранительной деятельности государства может одновременно присутствовать и институт правозащитной деятельности. В частности, органы прокуратуры не только охраняют правопорядок, пресекают противоправные деяния, но и осуществляют защиту прав и свобод человека.

В то же время не следует думать, что одним этим качеством прокуратура отличается от иных правоохранительных органов. Правозащитная направленность деятельности присутствует у многих государственных структур, например органов внутренних дел (полиции).

Прокуратура занимает особое место в правоохранительной системе, поскольку имеет относительно независимое положение в системе государственной власти. В нормативных правовых актах, определяющих правовое положение иных правоохранительных органов, как правило, указывается на их принадлежность к исполнительной ветви власти. Исключение составляет лишь Следственный комитет РФ.

Прокуратура представляет собой единую иерархически централизованную систему, основанную на строгом подчинении нижестоящих звеньев вышестоящим и Генеральному прокурору РФ в конечном счете. Однако с принятием Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» в новой редакции ст. 129 Конституции РФ нет нормы, закрепляющей единство прокурорской системы. В связи с этим открытым является

вопрос о том, будет ли прокуратура РФ и впредь единой самостоятельной системой либо станет со временем частью другой системы3.

Прокуратура реагирует на поступающие сигналы о нарушениях прав, свобод и законных интересов различных субъектов. Однако в современных условиях прокурорскую деятельность принято рассматривать не как отдельный вид государственной власти, а как одну из форм государственной деятельности, направленной на укрепление законности и правопорядка в стране. Прокуратура осуществляет постоянное наблюдение, надзор за состоянием законности в различных сферах деятельности. Из этого следует, что прокуратура — это единственный государственный орган, осуществляющий надзор, а не контроль за соблюдением и исполнением законов в соответствующих сферах правоотноше-ний4. Н.Н. Карпов по данному поводу совершенно справедливо пишет: «…никакой другой орган государственной власти полномочиями именно по надзору за соблюдением Конституции и законов страны законодательство не наделяет»5. Поэтому президент, орган законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют не надзор, а контроль за соблюдением законности6.

Различие прокуратуры и органов контроля заключается еще и в том, что прокуратура выступает в качестве универсального органа правозащиты, охранителя законных прав и интересов граждан, юридических лиц, гражданского общества и государства7. На прокуратуру возложен надзор за исполнением законов всеми субъектами права независимо от их подчиненности. Если поступают сведения о нарушениях прав человека, то орган надзора проводит проверку в любой государственной ин-

3 Королев Г. Сохранится ли прокуратура России как единая система? // Законность. 2014. № 10. С. 17.

4 Гоголевский А.В. К вопросу о понятии, элементах и видах правового статуса прокуратуры Российской Федерации // Современные проблемы судоустройства и организации судебной деятельности в Российской Федерации : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 12-13 апреля 2012 г. Екатеринбург : Изд. дом «Уральская государственная юридическая академия», 2013. Ч. 1. С. 111.

5 Карпов Н.Н. Прокуратура в системе государственной власти Российской Федерации. М. : Закон и право : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 109.

6 Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве. М. : Проспект, 2005. С. 133.

7 Забудько Ю.С. Участие органов прокуратуры в обеспе-

чении защиты конституционного права на неприкосновенность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

частной жизни // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2014. № 5. С. 116.

станции, на предприятии, в учреждении, в том числе правоохранительном, контролирующем, правозащитном органе власти. В частности, достаточно часто прокурорские работники выявляют случаи применения к гражданам насильственных способов урегулирования ситуации сотрудниками органов внутренних дел, подчас не предупреждающими их о своем намерении применить физическую силу или специальные средства, либо использования различных форм принуждения к лицам, совершившим не преступление, а административное правонарушение, без достаточных для этого оснований. В связи с этим прокуратура, будучи элементом правоохранительной системы, сама осуществляет надзор за организацией и функционированием этой системы. Причем надзор носит полифункциональный характер ввиду многообразия направлений надзорной деятельности: общий надзор, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу8.

Отмеченная особенность позволяет сделать вывод о том, что прокуратура надзирает за исполнением законодательства в целом, без каких-либо оговорок о сферах, областях и отраслях управления. Напротив, деятельность иных правоохранительных органов, как правило, является исключительно отраслевой, с ограниченными полномочиями.

Реализуя полномочия по надзору за законностью, органы прокуратуры представляют и защищают публичные интересы. В.Д. Кош-левский справедливо отметил: «Отстаивая публичные интересы, прокуратура выступает инструментом государства в проведении внутренней и внешней политики… Поэтому прокуратура обязана претворять в жизнь политику государства»9. Следовательно, прокуратура как

8 Акопов Л.В. Прокуратура в системе органов государственной власти: российский и зарубежный подходы // Бизнес в законе. 2013. № 4. С. 65.

9 Кошлевский В.Д. Прокуратура в системе органов государственной власти Российской Федерации: теоретический аспект / под ред. А.Б. Лисюткина. Пенза : Пензенская правда, 2007. С. 52.

орган государственной власти имеет не только правовое, но и политическое значение10 и этим качеством отличается от иных элементов правоохранительной системы.

Правозащитная направленность деятельности требует от органов прокуратуры применения определенного комплекса методов и приемов, строго предусмотренных законом. Важность данного условия обусловливается тем, что невозможно достичь законных результатов с помощью использования «неординарных» средств воздействия, которые могут нарушать права, свободы и законные интересы субъектов права. В связи с этим правовые средства, применяемые органами прокуратуры при осуществлении своих функций, представляют собой регламентированные процессуальным законодательством и Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» юридические действия прокуроров, которые связаны как с предупреждением, выявлением правонарушений, так и реагированием на последние. Среди подобный действий можно назвать правовые заключения прокурора, согласие, санкцию прокурора, постановления прокурора, протест, представление, предостережение, письма, сообщения, доклады и т. д. Специфика перечисленных актов заключается в том, что они выражают реакцию прокурора не только на неправомерные действия, но и на правомерные поступки. Так, санкция есть не что иное, как разрешение прокурором совершения определенных юридически значимых действий должностных лиц. Согласно ч. 1 ст. 77 НК РФ перед арестом имущества должностные лица, производящие арест, обязаны предъявить налогоплательщику-организации (его представителю) решение о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия.

Особенность прокурорской деятельности состоит в том, что сотрудники данного органа власти способны добиться желаемого результата не только непосредственными действиями, но и с помощью промежуточных звеньев, например, путем изъятия документации, приостановления строительных работ, не соответствующих нормам закона и т. д.11

10 Чечин В.А. Доктринальные основания развития прокуратуры в Российской Федерации // Правовая культура. 2015. № 3. С. 56.

11 Чайка Ю. Господин укравдом // Рос. газ. 2012. 14 дек. С. 90.

Деятельность прокуратуры может иметь инициативную форму, что несвойственно иным правоохранительным и правозащитным органам. Наиболее отчетливо это прослеживается в докладах Генерального прокурора РФ о состоянии защиты прав, свобод и законных интересов различными публичными органами власти.

Еще одной специфической чертой прокурорской деятельности, в отличие от иных правоохранительных органов, является то, что объекты охраны и защиты четко определяются законом.

Прокурорский надзор, ставя целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав, свобод и законных интересов различных субъектов, обеспечивает не только приоритет прав и законных интересов личности по отношению к правам и интересам гражданского общества и государства, но и служит основой национальной безопасности Российской Федерации12.

В судебном процессе прокурор также занимает особое положение, не схожее с правовым статусом других участников. Это является еще одним принципиальным отличием от иных правоохранительных органов. В случае возникновения в государственном или общественном масштабе спора, имеющего принципиальный характер либо затрагивающего интересы значительной части населения или социальных групп, прокуратура обязана возбудить производство по гражданскому делу для разрешения его в судебном порядке.

Отмеченное обстоятельство вызывает в процессуальной литературе неоднозначность мнения по поводу правового положения прокурора в судебном процессе. Одни авторы считают, что прокурор, предъявивший иск, является стороной в судебном разбирательстве, поскольку предъявляет доказательства по делу, обосновывает правильность своих требований и необходимость их неудовлетворения. Другие рассматривают прокурора как представителя государства, ибо он имеет не столько граждан-

ско-правовую, сколько государственную заинтересованность. Третьи полагают, что прокурор — истец в процессуальном смысле слова при одновременном выполнении функций по надзору за законностью. На наш взгляд, последняя точка зрения наиболее близка к истине. Прокурор не имеет материально-правового интереса по делу, в его пользу ничего нельзя присудить и с него ничего не взыскивается, а значит, процессуальный интерес прокурора обусловлен исключительно спецификой его государственных функций.

С 1 января 2012 г. прокуратура стала единственным ведомством, которое ведет всю уголовно-правовую статистику в Российской Федерации. Данная функция вытекает из надзорной деятельности прокуратуры. Ежегодно прокурорами вскрываются несколько тысяч искаженных статистических данных, например о количестве уличных преступлений, ведь достаточно при составлении статистической карточки «забыть» указать реквизит о совершении преступления в общественном месте, и уличная преступность будет «побеждена» на бумаге13.

Подводя итог сказанному, можно прийти к следующему выводу: специфика прокуратуры в правоохранительной системе заключаются в том, что она занимает особое место в системе разделения властей, непосредственно не является компонентом никакой иной системы (органа), ее деятельность направлена на обеспечение публичных интересов и поэтому является специальным видом государственной работы. Прокуратура — это единственный правоохранительный орган, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства, все иные правоохранительные и правозащитные органы могут быть поднадзорны ей. Обладая уникальной централизованной системой управления, прокуратура обеспечивает реализацию принципов верховенства закона, единства законности и гарантированности прав, свобод и законных интересов различных субъектов.

12 Кардашова И.Б. Прокуратура Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

2009. № 4 (12). С. 7-11. 13 Чайка Ю. Господин укравдом. С. 4.

Библиографический список

1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Беляев, В.П. Контроль и надзор в Российском государстве. — М. : Проспект, 2005.

6. Галузин, А.Ф. Смена парадигмы: от понятия «правоохранительные органы» к понятию «правоприменительные органы» // Актуальные проблемы правоведения. — 2011. — № 1.

7. Гоголевский, А.В. К вопросу о понятии, элементах и видах правового статуса прокуратуры Российской Федерации // Современные проблемы судоустройства и организации судебной деятельности в Российской Федерации : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 1213 апреля 2012 г. — Екатеринбург : Изд. дом «Уральская государственная юридическая академия»,

2013. — Ч. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Забудько, Ю.С. Участие органов прокуратуры в обеспечении защиты конституционного права на неприкосновенность частной жизни // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. —

2014. — № 5.

9. Кардашова, И.Б. Прокуратура Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. -2009. — № 4 (12).

10. Карпов, Н.Н. Прокуратура в системе государственной власти Российской Федерации. -М. : Закон и право : ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

11. Королев, Г. Сохранится ли прокуратура России как единая система? // Законность. -2014. — № 10.

12. Кошлевский, В.Д. Прокуратура в системе органов государственной власти Российской Федерации: теоретический аспект / под ред. А.Б. Лисюткина. — Пенза : Пензенская правда, 2007.

13. Правоохранительные органы России : учеб. для бакалавров / под ред. В.П. Божьева. -4-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2012.

14. Чайка, Ю. Господин укравдом // Российская газета. — 2012. — 14 дек.

15. Чечин, В.А. Доктринальные основания развития прокуратуры в Российской Федерации // Правовая культура. — 2015. — № 3.

Добавить комментарий