Судебная власть в стране

Понятие судебной власти

В каждой стране есть различные юридические учреждения: органы расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и др. Особое место среди них занимает суд – носитель особой ветви государственной власти – судебной.

Существование судебной власти наряду с законодательной и исполнительной – признак демократического государства. Основное назначение судебной власти – охрана членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от произвола самого государства, его органов и должностных лиц.

В соответствии с теорией разделения властей судебная власть – это самостоятельная и независимая сфера публичной власти, которая представляет совокупность полномочий по осуществлению правосудия, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Судебная власть обладает определенной спецификой, отличающей ее от законодательной и исполнительной власти в государстве. Судебная власть не создает нормативно-правовых актов, а применяет акты, принятые органами двух других ветвей власти (применение законов осуществляется в строго процессуальной форме). Статус судебной власти закрепляется в конституциях государств, в которых в специальных разделах или главах закрепляются основы судебной власти, принципы организации и деятельности судов. Особенности судебной власти зависят от правовой системы, к которой принадлежит то или иное государство, его формы, исторических условий и т.д.

Признаки судебной власти:

  • 1) исключительность (правосудие не может осуществляться никаким другим органом, кроме суда, ни при каких условиях);
  • 2) особый статус должностных лиц – судей (повышенные требования к кандидатам на судейские должности, независимость, несменяемость и неприкосновенность судей);
  • 3) конкретный характер (рассматривает и решает конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе);
  • 4) осуществляется в ходе судебного процесса, т.е. в особой процессуальной форме, установленной законом;
  • 5) правосознание, внутреннее убеждение судей, сложившееся на базе жизненного опыта и в ходе рассмотрения конкретного дела, имеет большое значение;
  • 6) принадлежность не судебному учреждению, а судебной коллегии (единолично судье), которая рассматривает дело в соответствии с требованиями судебной процедуры (коллегия может состоять из профессиональных судей (три-пять судей обычно рассматривают некоторые гражданские иски), из одного или нескольких судей и 6, 9, 12, 24 присяжных заседателей);
  • 7) реализуется через приговор по уголовному делу, решение по гражданскому иску – является актом государственного принуждения, совершаемым в особых формах;
  • 8) особая система контроля за судебной деятельностью (исключение чьего-либо вмешательства в отправление правосудия и в оценку решений суда).

Социальная роль судебной власти в демократическом обществе заключается в том, чтобы в разного рода юридических конфликтах обеспечивать господство права, в том числе и по отношению к государству. Вследствие этого суд обладает такими полномочиями, которых не имеет ни законодательная, ни исполнительная власть, а именно:

  • – лишить человека свободы и даже жизни за совершение преступления;
  • – отобрать у физических или юридических лиц собственность;
  • – распустить политическую партию;
  • – заставить государственный орган отменить свое решение и возместить лицу ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц;
  • – лишить недостойного родителя родительских прав и т.д.

Законы многих стран предусматривают особый состав преступлений – неуважение к суду, которое подлежит строгому наказанию.

Функции судебной власти:

  • – осуществление правосудия;
  • – судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения;
  • – толкование правовых норм;
  • – официальное удостоверение фактов, имеющих юридическое значение;
  • – ограничение конституционной и иной правосубъектности лиц и организаций и др.

Особенности судебной власти как независимой ветви предполагают судейское самоуправление – наличие высших квалификационных судейских коллегий. Только они могут решать вопросы об отстранении судей от работы, о наложении на них взысканий, повышении их в должности и переводе на другое место работы.

Положение ветви судебной власти в определенной степени противоречиво.

С одной стороны, это очень сильная власть, так как только она может осуществлять такие меры, которые не вправе предпринимать ни законодательная, ни исполнительная власть. С другой – сравнительно слабая власть, потому что не опирается на непосредственную поддержку избирателей, как власть законодательная, хотя в некоторых странах судьи низших судов, народные заседатели могут избираться гражданами. Судебная власть в отличие от исполнительной не имеет силовых механизмов. Сила этой власти в неуклонном исполнении закона, уважении судебного решения, его непререкаемости.

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая1234

Соединённые Штаты Америки

Назначения на все судейские должности в федеральных судах производят­ся президентом США с согласия Сената, который вправе отвергнуть предло­женную президентом кандидатуру. К кандидатам на должности федеральных судей предъявляются высокие требования как в профессиональном, так и в этическом плане (большой опыт работы в качестве адвоката, юрисконсульта или университетского профессора, безукоризненная репутация и др.). Фе­деральные судьи назначаются на свои должности пожизненно и могут быть смещены лишь в результате сложной процедуры импичмента. Магистраты, работающие при окружных федеральных судах, назначаются на свои должно­сти судами на восьмилетний срок либо на четыре года, если они исполняют свои обязанности по совместительству.

Суд, возглавляющий судебную систему в штате, чаще всего носит назва­ние верховного суда, однако в ряде штатов он называется апелляционным судом. Они состоят из пяти — девяти судей, один из которых назначается пред­седателем суда.

Суды промежуточной юрисдикции (термин «промежуточный» иногда вхо­дит в их официальное название) созданы в ряде штатов для рассмотрения жа­лоб на приговоры и решения судов первой инстанции и других судебных учреждений. Они носят различные названия, но чаще всего их именуют апел­ляционными судами. В их состав входят от 10 до 50 судей.

Назначение на судейские должности в судах штатов производится по весь­ма различным правилам. Судьи верховных судов и апелляционных инстанций в большинстве штатов назначаются губернаторами с согласия Сената либо ино­го законодательного органа штата на срок 6—15 лет чаще всего с правом по­вторного назначения. В таком же порядке в некоторых американских штатах занимают свои должности и судьи нижестоящих судебных инстанций. Однако большинство судей в штатах выбираются населением в ходе избирательных кампаний.

Такая система при всей ее внешней демократичности давно уже стала в США предметом критики, ибо на первый план здесь нередко выступа­ют интересы противоборствующих политических партий, стоящих за кандида­тами, а не профессиональные и личные качества. В результате во многих шта­тах за последние десятилетия все чаще разрабатываются новые варианты сис­темы занятия должностей. В основе этих вариантов обычно лежит так называ­емый миссурийский план (впервые введен в 1940 г. в штате Миссури): гу­бернатор штата назначает на должность судьи одного из трех кандидатов, предложенных ему специальной квалификационной комиссией экспертов, а после года его пребывания в должности проводятся выборы, в ходе которых население может либо одобрить, либо отменить это назначение.

Важная роль в системе назначения судей, как и в решении многих других вопросов, в большинстве штатов принадлежит различным органам судебного самоуправления (судейский совет штата, судейские конференции, в которых участвуют все судьи штата, и др.). Соответствующие органы, наделенные боль­шими полномочиями, созданы и судьями федеральной системы.

Великобритания

Все судейские должности в Великобритании замещаются по назначению, а не в результате выборов. Судьи высших судов назначаются королевой по реко­мендации лорда-канцлера, судьи низших судов назначаются лордом-канц­лером. Традиционно судьи высших судов назначались лишь из числа адвока­тов привилегированной категории — барристеров, но за последнее время воз­можность занятия судейской должности более высокого уровня предоставлена при определенных условиях и солиситорам. Судьи Верховного суда назнача­ются из числа барристеров с не менее чем десятилетним стажем, окружные судьи — из числа барристеров с таким же стажем или из числа рекордеров, за­нимающих эту должность не менее трех лет. В свою очередь, рекордером, т.е. частично занятым в этом качестве судьей, может быть назначен либо барристер с не менее чем 10-летним стажем, либо солиситор с таким же стажем. Судьи высших судов назначаются на должность пожизненно. В возрасте 72 и 75 лет, в зависимости от должности, они уходят в отставку, а до этого могут быть смещены со своего поста лордом-канцлером по причине недееспособно­сти или за недостойное поведение. Рекордеры назначаются на свои должности на определенный срок. Мировые судьи уходят со своих постов практически по достижении 70 лет, а платные магистраты — 65 лет, но и те и другие до этого могут быть смещены лордом-канцлером без указания причин.

Германия

Судьи федеральных судов официально назначаются на свои должности президентом ФРГ, чему предшествует решение соответствующего министра (при назначении в Верховный федеральный суд — министра юстиции, при на­значении в Федеральный суд по трудовым делам — министра труда и тд.). Однако предварительно кандидаты на судейскую должность должны получить одобрение специальной комиссии, в которую входит соответствующий ми­нистр ФРГ и руководители соответствующих ведомств земель, а также 11 чле­нов комиссии, избранных Бундестагом. В комиссиях проводятся выборы, как правило, из нескольких кандидатур.

Замещение судейских должностей в судах отдельных земель происходит по-разному. В одних землях судьи назначаются премьер-министром, в других — министром юстиции данной земли. В некоторых землях назначению на су­дейскую должность предшествуют выборы кандидата специальной комиссией — выборным комитетом, состоящим из депутатов парламента земли, судей и адвокатов. В большинстве земель, кроме того, назначение на судейскую долж­ность в какой-либо из судов земли требует согласования со всеми ми­нистрами — членами кабинета. Все судьи назначаются на свои должности по­жизненно.

Непосредственно федеральным парламентом ФРГ на срок 12 лет из­бираются только судьи Федерального конституционного суда: половина из них избирается Бундестагом и половина — Бундесратом. Судьи могут быть отстранены от должности только по решению Федерального дисциплинарного суда для судей и прокуроров либо дисциплинарного суда земли. Дисципли­нарное преследование возбуждается министром юстиции ФРГ или одной из земель. Судьи уходят в отставку по достижении ими 65 лет (члены Федерального конституционного суда — 68 лет).

После окончания юридического высшего учебного заведения и сдачи государственного (теоретического) экзамена кандидат на судейскую должность проходит длительную ста­жировку в суде, обычно на канцелярских должностях, на должности следователя и т.д. После этого нужно сдать практический экзамен перед судьями и другими судейскими работниками. Сдавшим экзамен присваи­вается звание судьи, но должность судьи не предоставляется: лицо лишь включается в список кандидатов на такую должность (списки ведутся федеральным министерством юстиции, а также министерствами юсти­ции земель для замещения судейских мест в судах земель) и должно находиться определенное время на другой работе в органах юстиции.

Испания

Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены Совета назначается Королем на пять лет; по 10 членов предлагаются Конгрессом депутатов и Сенатом. Каждая палата парламента избирает по 6 судей среди судей и магистратов всех категорий, а по четыре — среди прокуроров и других юристов, работающих по юридической специальности более 15 лет. В обязанности Гене­рального совета входит назначение, перемещение по должности судей и магистратов, регулирование их административного ста­туса и дисциплинарных отношений. Совет также предлагает Королю для назначения кандидатуру председателя Верховного суда.

Конституционный суд состоит из 12 членов. Они назначаются королем по предложению каждой из обеих палат (по четыре), правительства (двое) и генерального совета судебной власти (двое) из числа опытных судей и проку­роров, юристов — профессоров университетов, государственных служащих и адвокатов. Члены суда назначаются на девять лет (предусмотрена процедура обновления состава суда каждые три года на одну треть). Председатель назна­чается королем на три года по предложению членов суда. Систему судов Испа­нии возглавляет Верховный суд (Верховный трибунал юстиции). Это высшая судебная инстанция в стране, в том числе и для судов региональных автоном­ных объединений. Руководит им назначаемый королем председатель.

Италия

Судьи назначаются президентом республики по представлению министра юстиции, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образова­ние, окончивших курсы министерства юстиции и после конкурсного отбора за­численных на должность судейского аудитора (стажера). Основную роль в на­значении и перемещении судей, несменяемость которых провозглашена в Конституции (ст.107), играет Высший совет магистратуры, возглавляемый президентом. В него входят по должности Первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные 30 членов совета избираются (на срок четыре года каждый) на 2/3 судьями из судей различных инстанций и на 1/3— парламентом из университетских профессоров и адвокатов.

Конституционный суд включает 15 судей, избираемых на 9 лет. Судьи назначаются по третям — парламентом на совместном заседании палат, Президентом республики и высшей магист­ратурой, общей и административной. Назначение от судейского сословия производится следующим образом: три судьи выбираются Кас­сационным судом, один — Государственным советом, один — Счетной палатой. Президент республики назначает пять членов Суда по своему усмотрению, однако, декрет о назначении должен быть контрассигнован председателем Совета минист­ров.

Судьи избираются и подбираются из числа членов высших общих и административных судебных органов, даже находящих­ся в отставке, штатных профессоров права университетов и ад­вокатов — все должны иметь стаж работы не менее 20 лет. Судьи не могут назначаться повторно. Председатель Суда изби­рается из числа его членов на трехлетний срок. По традиции председателем становится один из членов, чей срок полномочий истекает в последние три года; таким образом председатель может только один раз занимать этот пост.

Первоначальный срок полномочий судей был 12 лет, а с 1967 г. — он составляет девять.

Япония

Все судьи назначаются на свои должности сроком на 10 лет. Назначения осуществляются Кабинетом министров, в большинство судов — на основании списка Кандидатов, составленного Верховным судом (председатель Верховного суда назначается императором). Спустя 10 лет судья может быть назначен на свой пост повторно, и так до тех пор, пока он не достигнет возраста, установ­ленного законом для выхода в отставку (65 или 70 лет). Конституция предусматривает ряд мер, направленных на повышение судейского авторитета. В час­тности, назначение в члены Верховного суда подлежит так называемому «пересмотру народом» при проведении очередных выборов в Палату предста­вителей. Если большинство избирателей высказывается при этом за смещение какого-либо судьи, он лишается своей должности. Такая процедура повторяет­ся каждые 10 лет. Судьи всех судов могут быть отстранены от должности только в результате публичного разбирательства в соответствии с процедурой импичмента, которая предусматривает раз­бирательство обвинений в адрес судьи специальными органами парламента.

Для занятия должности судьи установлены строгие правила отбора. Выпускники юридиче­ских факультетов японских университетов, желающие посвятить себя практи­ческой деятельности обязаны пройти экзамены, которые ежегодно устраиваются специальной комиссией мини­стерства юстиции. Требования, предъявляемые этой комиссией, столь высоки, что их выдерживает не более 2 — 3% экзаменующихся. Они зачисляются на двухгодичные курсы подготовки работников юстиции при Верховном суде, в программу которых входят не только теоретические занятия, но и практика в судах (восемь месяцев), а также в прокуратуре и адвокатуре (по четыре месяца). Лишь после окончания курсов и сдачи новых экзаменов претенденты на должность судьи могут начать избранную ими карьеру, если получат соответствующее назначение.

3. Задача:

Гражданину Дании Хансену К. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты муниципального совета в Испании. К. обратился в суд с жалобой на нарушение его конституционных прав, ссылаясь на то, что он является гражданином государства, входящего в Европейский Союз. Каким может быть решение суда?

В соответствии со ст. 13 Конституции Испании иностранцы пользуются в Испании теми же общественными свободами, что и испанцы, за исключением прав, установленными в статье 23 в том, что право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, свободно избираемых на периодических выборах на основе всеобщего избирательного права, имеют только граждане Испании.

Конституция Европейского Союза ещё не принята.

Таким образом, суд должен подтвердить правомерность отказа.

Библиографический список литературы

1. Безнасюк А.С., Рустамов Х.У. Судебная власть. – М. Издательство: «ЮНИТИ», 2002.

2. Власов И. Как происходит назначение на судейскую должность в различных странах. // Российская юстиция. 1993. № 4/5.

3. Испания: Конституция и законодательные акты. — М., 1982.

4. Конституционное право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах. Т. 1-2. отв. ред. Б.А. Страшун. -М., 1996.

5. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов / под общей ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. — М., 1999.

6. Крым: проблемы интеграции // Русские в истории Тавриды: материалы научно-практической конференции. — Симферополь: ООО ПЦ «Московский мост», 2003. С. 116-124

7. Михалева Н.А. Развитие законодательства стран СНГ о государственном устройстве: Сравнительный обзор законодательства государств — участников СНГ- М., 1995.

9. Практика федерализма. Поиски альтернатив для Грузии и Абхазии. — М. 1999.

10. Сенюшкина Т. Управление местными сообществами в Крыму Киев,2001.

11. Судебные системы западных государств.// Под ред. Тумановой В.А.- М.,1991 г.

⇐ Предыдущая1234

Судья — это должностное лицо государственного органа судебной власти, наделенной полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе.

В странах с романо-германской (континентально-европейской) правовой системой (Италия, Испания, Германия, Франция) судьи, прокуроры, судебные следователи, которые имеют право участвовать в судебном процессе, имеют общее название магістрати. их статус регулируют нормы конституции и специальные законы. Например, в п. 1 ст. 98 Основного Закона ФРГ 1949 г. установлено, что «правовое положение федеральных судей регулируется отдельным федеральным законом», и в п. 3 этой же статьи в редакции 1971 г. — «правовое положение судей в землях регулируется отдельными законами земель…». Согласно указанных норм в Германии действуют законы «судей» от 8 сентября 1961 г. в редакции 1972 г. и «О Федеральный конституционный суд» от 12 марта 1951 г. в редакции 1985 г. В п. 1 ст. 122 Конституции Королевства Испания 1978 г. указано, что «органический закон о судебной власти устанавливает … юридический статус судей и магистратов, составляющих единый корпус…», в ч. 3 ст. 64 Конституции Французской Республики 1958 г. провозглашено, что «статус судей устанавливается органическим законом», в п. 1 ст. 148 Конституции Словацкой Республики 1992 г. определено, что «статус, полномочия и обязанности судей определяются законом».

Правовой статус судей — это установленная государством в законодательном порядке совокупность прав, обязанностей и ответственности судьи.

В конституциях, как правило, сформулированные основополагающие принципы деятельности судей, которые и составляют основу их правового статуса. К таким принципам отнесены: назначение, несменяемость, независимость, несовместимость и судейский иммунитет.

1) в большинстве стран мира судейский корпус формируется путем назначения судей, хотя встречаются и случаи выборности (в некоторых штатах США). Принцип назначения, в отличие от принципа выборности, призванный обеспечивать профессионализм судебной деятельности. Например, в ч. 1 ст. 127 Конституции Украины 1996 г. прямо записано, что «правосудие осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные». Это связано с тем, что во время выборов судей неизбежно действует политический фактор и избиратели при этом руководствуются не профессиональными и личными качествами кандидатов в судьи, а прежде всего их политическими убеждениями. Конечно, политический фактор играет определенную роль и при назначении судей, но он значительно ослабляется тем, что эта процедура требует согласования воли двух или даже трех ветвей государственной власти.

Как правило, конституции и законы предъявляют повышенные требования к кандидатам на должность судей, особенно конституционного суда.

Во-первых, это наличие соответствующего гражданства и возраста. Например, в ст. 119 Конституции Российской Федерации 1993 г. установлено, что «судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет…», в п. 1 ст. 86 Конституции Грузии 1995 г. провозглашено, что «судьей может быть гражданин Грузии, достигший 30 лет…», в п. 3 ст. 134 Конституции Словацкой Республики 1992 г. определено, что «судьей Конституционного Суда может быть гражданин Словацкой Республики, который имеет право избираться в национальный Совет Словацкой Республики в возрасте не моложе сорока лет…», в ч. 1 ст. 112 Конституции Литовской Республіки1992 г. записано, что «судьями Литвы могут быть только граждане Литовской Республики», а в ч. 3 §8 гл.11 Закона Королевства Швеции » Форма правления» от 27 февраля 1974 г. — «только лицо, которое является шведским гражданином, может выполнять обязанности и занимать должность в суде…».

Во-вторых, это наличие юридического образования и соответствующего стажа работы в отрасли права. Например, в ст . 138 Конституции Республики Молдова 1994 г. провозглашено, что «судьи Конституционного Суда должны иметь высшее юридическое образование, высокий профессиональный уровень и стаж работы в области права, в сфере юридического образования или науки, не меньше чем 15 лет» в п. 3 ст. 84 Конституции Чешской Республики 1992 г. установлено, что «любой гражданин, имеет право быть избранным в Сенат, имеющий высшее юридическое образование и минимум десятилетний стаж юридической работы, может быть назначен судьей Конституционного Суда», в п. 2 ст. 159 Конституции Королевства Испания 1978 г. указано, что «члены Конституционного суда назначаются из числа судей и прокуроров, профессоров университета, государственных служащих и адвокатов. Все они должны быть общепризнанными компетентными юристами, которые имеют стаж юридической работы не меньше чем пятнадцать лет».

в-третьих, это наличие высоких моральных качеств и безупречной репутации. Например, в ч. 3 ст. 103 Конституции Литовской Республики 1992 г. установлено, что «судьями Конституционного Суда могут назначаться граждане Литовской Республики, которые имеют бездогану репутацию…», в п. 3 ст. 147 Конституции Республики Болгария 1991 г. указано, что «судьями Конституционного Суда избираются юристы с высокими профессиональными и моральными качествами…»в ч. 1 ст. 101 Конституции Федеративной Республики Бразилия 1988 г. провозглашено, что «Федеральный Верховный Суд формируется 11 судьями, отобранными среди граждан старше 35 лет и моложе 65 лет, с достаточными знаниями в области права и безупречной репутацией».

Кроме указанного, в конституциях некоторых стран установлены дополнительные требования к судьям. Например, в ч. 3 ст. 127 Конституции Украины 1996 г. указано, что «на должность судьи может быть рекомендован квалификационной комиссией судей гражданин Украины не моложе двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее трех лет, проживающий в Украине не менее десяти лет и владеющий государственным языком», а в ч. 3 ст. 148 этой Конституции сказано, что «судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, который на день назначения достиг сорока лет, имеет высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее десяти лет, проживающий в Украине в течение последних двадцати лет и владеет государственным языком».

Назначение (избрание) судей осуществляет:

— глава государства. Например, в соответствии с ч. и) п. 1 ст. 63 Конституции Чешской Республики 1992 г. Президент Республики » назначает судей», а согласно ч. и ст. 62 настоящей Конституции — » назначает из числа судей, Председателя и заместителей Председателя Верховного Суда», в п. 2 ст. 48 Конституции Венгерской Республики 1949 г. в редакции 1990 г. определено, что «профессиональные судьи назначаются Президентом Республики в соответствии с законом», в п. 11 ст. 93 Конституции Республики Узбекистан 1992 г. установлено, что Президент Республики Узбекистан «назначает и освобождает от должности судей областных, районных, городских и хозяйственных судов», в п. 1 ст. 35 Конституции Ирландии 1937 г. в редакции 1995 г. указано что «судьи Верховного суда, Высокого суда и всех других судов… должны быть назначении Президентом», а в п. 1 ст. 117 Конституции Королевства Нидерландов 1983 г. провозглашено, что «судьи судебных органов и Генеральный прокурор при Верховном суде назначаются на должность указом Короля…»;

— глава государства по представлению правительства. Например, в п. 1 ст. 86 Федерального конституционного закона Австрии от 10 ноября

1920 г. определено, что «судьи… назначаются по представлению Федерального правительства Федеральным президентом…»;

— глава государства по представлению органа судейского самоуправления. Например, в п. 2 ст. 116 Конституции Республики Молдова 1994 г. указано, что «судьи судебных инстанций назначаются Президентом Республики Молдова по представлению Высшего совета магистратуры…»;

— парламент по предложению правительства. Например, в п. 1 ст. 145 Конституции Словацкой Республики 1992 г. провозглашено, что «Национальный Совет Словацкой Республики по предложению Правительства Словацкой Республики избирает судей на четырехлетний срок. После истечения этого срока Национальный Совет по предложению Правительства Словацкой Республики избирает судей бессрочно»;

— парламент по предложению органа судейского самоуправления. Например, в ч. 1 ст. 105 Конституции Республики Македонии 1991 г. установлено, что «судебная власть Республики: вносит в собрание предложения относительно избрания судей…», в ст. 130 Конституции Республики Словения 1991 г. провозглашено, что «Скупщина избирает судей по рекомендации Судебного совета»;

Иногда используется смешанная система, это в формировании судейского корпуса принимает участие как глава государства, так и парламент. Например, согласно ч. 1 ст. 128 Конституции Украины 1996 г. «первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляется Президентом Украины. Все другие судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины, избираются Верховной Радой Украины бессрочно…».

Значительно отличным порядок формирования органов конституционной юрисдикции, который к тому же имеет существенные особенности в разных странах. Так, в Азербайджане, Белоруссии, Кыргызстане, Латвии, Литве, Македонии, Германии, Монголии, Словении, Венгрии, Узбекистане, Хорватии, Черногории судей органа конституционной юрисдикции избирает парламент. Например, согласно п. 4 ст. 32/А Конституции Венгерской Республики 1949 г. в редакции 1990 г. «пятнадцать членов Конституционного Суда избираются Национальной Ассамблеей», в ч. 1 ст. 163 Конституции Республики Словения 1991 г. определено, что «Конституционный Суд состоит из девяти судей, избранных Скупщины…». В России судей конституционного суда назначает верхняя палата парламента по представлению президента. Например, в п. 1 ст. 128 Конституции Российской Федерации 1993 г. установлено, что «судьи Конституционного Суда Российской Федерации… назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации».

В Испании, Словакии, Турции, Чехии судей назначает глава государства по предложению палат парламента, правительства, высшего совета судебной власти. Например, в п. 1 ст. 159 Конституции Королевства Испания 1978 г. указано, что «Конституционный Суд состоит из 12 членов, которых назначает Король. Из них 4 — по предложению Конгресса… 4 — по предложению Сената… 2 — по предложению Правительства и 2 по предложению Генерального совета судебной власти», согласно п. 2 ст. 134 Конституции Словацкой Республики 1992 г. «судей Конституционного Суда назначает Президент Словацкой Республики из двадцати кандидатов, одобренных Национальным Советом Словацкой Республики», в п. 2 ст. 84 Конституции Чешской Республики 1992 г. установлено, что «судей Конституционного Суда назначает Президент Республики с согласия Сената».

В Болгарии, Грузии, Италии, Молдове, Сербии, Украине должности судей конституционного суда в равном количестве замещающих президент, парламент и собрание судей или высшие суды (высший совет магистратуры). Например, в ч. 1 и 2 ст. 148 Конституции Украины 1996 г. провозглашено, что «Конституционный Суд Украины состоит из восемнадцати судей Конституционного Суда Украины. Президент Украины, Верховная Рада Украины и съезд судей Украины назначают по шесть судей Конституционного Суда Украины», в п. 1 ст. 147 Конституции Республики Болгария 1991 г. установлено, что «Конституционный Суд состоит из 12 судей, одна треть которых избирается Народным Собранием, одна треть назначается Президентом и одна треть избирается общим собранием судей Верховного кассационного суда и Верховного административного суда,» в п. 1 ст. 88 Конституции Грузии 1995 г. указано, что «Конституционный Суд состоит из девяти судей-членов Конституционного Суда. Трех членов суда назначает Президент Грузии, трех членов избирает Парламент… трех членов назначает Верховный Суд», в ч. 1 ст. 135 Конституции Итальянской Республики 1947 г. определено, что «Конституционный суд состоит из пятнадцати судей, назначаемых по трети: Президентом Республики, Парламентом на совместном заседании палат и выше общим и административным магістратурами».

2) несменяемость судей. Как правило, конституции не указывают, на какой срок назначаются судьи. Например, в ч. 1 ст. 107 Конституции Итальянской Республики 1947 г., ст. 84 Конституции Латвийской Республики 1922 г. в редакции 1998 г., в ч. 1 ст. 91 Конституции Великого Герцогства Люксембург 1868 г. в редакции 1989 г., в п. 1 ст. 218 Конституции

Португальской Республики 1976 г., в п. 2 ст. 121 Конституции Российской Федерации 1993 г., в ч. 4 ст. 64 Конституции Французской Республики 1958 г., в ч. 1 ст. 120 Конституции Республики Хорватия 1990 г. в редакции 2000 г. указано, что судьи является незмінюваними. Однако, довольно редко встречается назначения судьи на определенный срок либо на определенный срок, а впоследствии бессрочно. Например, в ч. 1 ст. 80 Конституции Японии 1946 г. установлено, что «судьи судов низших инстанций … занимают должность в течение десяти лет и могут быть назначены повторно…», в п. 2 ст. 116 Конституции Республики Молдова 1994 г. определено, что «судьи судебных инстанций назначаются… впервые на пять лет, затем на 10 лет. После того, как пройдет 15 лет, судьи назначаются до достижения предельного возраста», в п. 3 ст. 129 Конституции Республики Болгария

1991 г. указано, что «судьи, прокуроры и следователи становятся несменяемыми по истечении трехлетнего срока пребывания в занимаемой должности…».

Принцип несменяемости сочетается с такими понятиями, как «вечно», «пожизненно», «пожизненно» и «постоянно». Например, в ч. 1 ст. 99 Конституции Республики Македонии 1991 г. установлено, что «судья избирается без ограничения срока его полномочий», в ч. 1 ст. 152 Конституции Королевства Бельгия 1831 г. в редакции 1994 г. указано, что «судьи назначаются пожизненно», а в п. 1 ст. 117 Конституции Королевства Нидерландов 1983 г. — «судьи… пребывают в должности пожизненно», в ч. 1 ст. 147 Конституции Эстонской Республики

1992 г. записано, что «судьи назначаются на должность пожизненно», в ст. 129 Конституции Республики Словения 1991 г. определено, что «должность судьи является постоянной».

Указанные понятия означают, что полномочия судьи заканчиваются с наступлением установленной законом верхней возрастной границы, после чего они автоматически выходят в отставку с сохранением ряда льгот и привилегий. Как правило, этот возраст в большинстве стран составляет 65 лет. Например, в п. 2 ст. 147 Конституции Словацкой Республики 1992 г. указано, что «Национальный Совет Словацкой Республики может уволить судью: а) достигшим шестидесятипятилетнего возраста». Но в некоторых странах эта возрастная граница увеличена (например, в Великобритании она составляет 72 года).

Согласно этому принципу судья не может быть освобожден досрочно, за исключением случаев, когда он совершил преступление, нарушил присягу или морально-этические нормы или подал заявление об отставке. Например, в ч. 5 ст. 126 Конституции Украины 1996 г. установлено, что «судья увольняется с должности… в случае: 1) окончания срока, на который он избран или назначен; 2) достижения судьей шестидесяти пяти лет; 3) невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; 4) нарушения судьей требований относительно несовместимости; 5) нарушения судьей присяги; 6) вступления в законную силу обвинительного приговора относительно него; 7) прекращения его гражданства; 8) признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим; 9) подачи судьей заявления об отставке или об увольнении с должности по собственному желанию».

Также нельзя без согласия судьи перевести его на другую должность. Например, в п. 4 ст. 116 Конституции Республики Молдова 1994 г. определено, что «повышения и перемещения судей осуществляется только с их согласия». Подобные нормы закреплены в ч. 3 ст. 152 Конституции Королевства Бельгия 1831 г. в редакции 1994 г., в ст. 64 Конституции Королевства Дания 1953 г., в ч. 1 ст. 107 Конституции Итальянской Республики 1947 г., в ст. 91 Конституции Великого Герцогства Люксембург 1868 г. в редакции 1989 г., в ч. 4 ст. 120 Конституции Республики Хорватия 1990 г. в редакции 2000 г., в п. 2 ст. 82 Конституции Чешской Республики 1992 г.

Обычно конституции устанавливают сроки полномочий и некоторые из них возрастные границы судей конституционных судов, которые составляют: в Таджикистане, Узбекистане — 5 лет; Казахстане, Молдове, Монголии Португалии — 6; Словакии -7; Хорватии -8; Болгарии, Испании, Италии, Литве, Македонии, Польше, Румынии, Сербии, Словении, Венгрии, Украине, Франции, Черногории — 9; Азербайджане, Грузии, Латвии, Чехии -10; Белоруссии -11, Албании, Германии, России, Словакии -12; Кыргызстане-15. Например, в ч. 1 ст. 126 Конституции Республики Беларусь 1994 г. установлено, что «срок полномочий членов Конституционного Суда — 11 лет. Возрастная граница членов Конституционного Суда — 60 лет».

При этом повторное избрание (назначение) в орган конституционного контроля, как правило, запрещено. Например, в ч. 4 ст. 148 Конституции Украины 1996 г. определено, что «судья Конституционного Суда Украины назначается на девять лет без права быть назначенным на повторный срок».

3) независимость судей. Этот принцип правового статуса судей является самым распространенным. Он закреплен в конституциях большинства стран мира. Например, в ст. 166 Конституции Арабской Республики Египет 1971 г. в редакции 1980 г. указано, что «судьи независимые, не подчиняющиеся никакой другой власти, кроме закона», в п. 1 ст. 97 Основного Закона ФРГ 1949 г. определено, что «судьи независимы и подчиняются только закону», в ч. 3 ст. 76 Конституции Японии 1946 г. провозглашено, что «все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести, они связаны только настоящей Конституцией и законами». Указанный принцип означает, что при осуществлении правосудия судьи независимы от любого влияния, никому не подотчетны и подчиняются только закону. Любые органы государственной власти и должностные лица, граждане и их объединения, а также юридические лица обязаны уважать независимость судей и не посягать на нее. Например, в ч. 2 ст. 126 Конституции Украины 1996 г. четко зафиксировано, что «влияние на судей любым способом запрещается». В то же время за вмешательство в деятельность судей и влияние на них предусмотрено законом ответственность. Например, в п. 1 ст. 84 Конституции Грузии 1995 г. записано, что «запрещается и карается по закону любое воздействие на судью или вмешательство в его деятельность с целью оказать влияние на принятие решения», а в п. 3 этой статьи указано, что «… никто не имеет права требовать от судьи отчета по конкретному делу».

Независимость судей обеспечивается низкой гарантий, в том числе надлежащим материальным и социальным обеспечением. Например, в ст. 154 Конституции Королевства Бельгия 1831 г. в редакции 1994 г., а также в ст. 92 Конституции Великого Герцогства Люксембург 1868 г. указано, что «содержание членов судебного ведомства устанавливается законом», в п. 2 ст. 88 Конституции Греции 1975 г. установлено, что «доходы судебных чиновников соответствуют функциям, которые они выполняют. Вопрос… назначение окладов… определяются специальными законами», в п. 5 ст. 35 Конституции Ирландии 1937 г. в редакции 1995 г. определено, что «вознаграждение судьи не должно быть уменьшено во время его пребывания на посту» в п. 2 ст. 195 Конституции Республики Польша 1997 г. указано, что «судьям Конституционного Трибунала обеспечиваются условия труда и вознаграждение, которое соответствует достоинству должности, а также объема их обязанностей».

4) несовместимость. Этот принцип означает запрет одновременного сочетания должности судьи с другими государственными или общественными должностями, а также заниматься другими видами деятельности, в том числе относишься к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности. При этом, как правило, не запрещается научная, преподавательская и творческая работа. То есть, судья в течение всего срока своих полномочий не может занимать определении Конституцией и законом должности. Например, в ст. 113 Конституции Литовской Республики 1992 г. провозглашено, что «судья не может занимать никаких других выборных и назначаемых должностей, работать в предпринимательских, коммерческих или иных частных учреждениях… Он также не может получать никакого другого оклада, за исключением оклада судьи и платы за педагогическую или творческую деятельность» в п. 3 ст. 218 Конституции Португальской Республики 1976 г. указано, что «судьи, находясь при исполнении своих служебных обязанностей, не могут одновременно выполнять любые другие функции в публичных или частных организациях, за исключением преподавания и научно-исследовательской работы в области юриспруденции без получения вознаграждения, согласно закона», в ч. 2 ст. 127 Конституции Украины 1996 г. определенной, что «профессиональные судьи не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать любые другие оплачувальні должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой».

Принцип несовместимости имеет целью содействие независимости судей при осуществлении ими правосудия. Например, согласно п. 2 ст. 127 Конституции Королевства Испания 1978 г. «закон устанавливает режим несовместимости должностей для представителей судебной власти, который должен обеспечить их полную независимость».

5) судейский иммунитет — это установленная законом юридическая неприкосновенность судьи как носителя судебной власти, который означает, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан или арестован без согласия специально уполномоченного на то органа. В разных странах таким органом может быть глава государства, парламент (Македония, Словения), высший судебный совет (Болгария, Хорватия), квалификационная коллегия судей, а иногда — конституционный (Германия) или верховный суд (Грузия). Например, в ст . 132 Конституции Республики Болгария 1991 г. определено, что

«1. Судьи, прокуроры и следователи пользуются иммунитетом народного представителя. 2. В определенных законом случаях решение о лишение иммунитета судьи, прокурора или следователя принимается Высшим судебным советом», в ч. 1 и ч. 2 ст. 100 Конституции Республики Македонии 1991 г. провозглашено, что «неприкосновенность судей гарантируется. Решение о лишении неприкосновенности принимают Сборы,» в ч. 2 ст. 134 Конституции Республики Словения 1991 г. указано, «если судью подозревают в преступной деятельности во время выполнения им судейских обязанностей, его нельзя задержать или возбудить против него дело без разрешения Скупщины», в п. 1 ст. 87 Конституции Грузии 1995 г. установлено, что «судья неприкосновенен. Недопустимо привлечение его к уголовной ответственности, задержанию или аресту, личный обыск, обыск рабочего места, машины, жилья без согласия Председателя Верховного Суда Грузии…». Такие же гарантии в соответствии с п. 5 ст. 88 этой Конституции предоставлены и членам Конституционного Суда Грузии.

В США, Японии и ряде других стран судья может быть лишен неприкосновенности только в порядке импичмента. Например, в ст. 78 Конституции Японии 1946 г. установлено, что «судьи не могут быть отстранены от должности без публичного разбирательства в порядке импичмента…». Установка судейского иммунитета как и других принципов правового статуса судей имеет целью обеспечение их независимости при рассмотрении судебных дел.

Судебная власть — это одна из трех ветвей публичной власти, власти государства. Основным направлением ее деятельности является рассмотрение споров, имеющих юридическое значение. Судебная власть в системе политической власти, в отличие от законодательной и исполнительной характеризуется децентрализацией: она осуществляется комплексом судов низовых до центральных. Совокупность всех судов данного государства называется юстицией, а совокупность вопросов их компетенции — юрисдикцией (впрочем, существуют и другие ходы к определению этих понятий). Правосудие осуществляется судами в соответствии с нормами процессуального права, гарантирующими соблюдение прав человека и способствующими установлению истины по каждому конкретному делу. Таким образом, роль судебной власти в демократическом обществе, состоит в том, чтобы обеспечить господство права, причем как в естественном, так и в позитивном понимании.

Конституции регламентируют статус судебной власти, как правило, в отдельных главах или разделах. Так, в Конституции Португалии 1976 года это раздел V «Суды», в Основном законе ФРГ 1949 года — раздел IX «Правосудие», в разделе V ч. 3 Конститу­ции Греции 1975 года — «Судебная власть» и т.д. В них устанав­ливаются основы судебной системы, принципы организации и де­ятельности судов, реже — основы статуса высших судебных и органов судейского сообщества, прокуратуры и иных органов, способствующих осуществлению судебной власти, наконец, соци­альная роль суда. Например, Конституция Франции 1958 года в ст. 66 характеризует судебную власть как хранительницу личной свободы.

Конституционные принципы судебной власти — это закреп­ленные в конституциях руководящие идеи, которым должны быть подчинены и правовое регулирование, и практика деятельности судов. В конституциях демократических государств они имеют много общего. Названные принципы условно можно подразделить на две группы: на принципы организации судебной системы и принципы деятельности судов, иначе говоря — на принципы судоустройства и судопроизводства.


К числу важнейших принципов судоустройства относятся: 1. Независимость судей и их подчинение только закону. Дан­ный принцип означает недопустимость вмешательства в суде отправление правосудия от имени народа и с участием населения. Данный принцип предполагает, что большая часть дел, имеющих серьезную юридическую значимость, рассматривается участием граждан, не являющихся профессиональными судья. Народные заседатели избираются населением, а присяжные отбираются методом случайного, а осуществляемого, как правило, самими судами. Кассация же означает лишь провер­ку соблюдения закона, и при отмене судебного постановления дело направляется для пересмотра в тот же суд, но иным составом судей. В обоих случаях обжалованы, могут быть лишь не вступившие в силу судебные постановления. Вступившие в силу постановления обжалуются в чрезвычайном порядке. В англосаксонских странах применяется апелляционное обжалование, а в европейских обыч­но действует апелляционный порядок обжалования по второй ин­станции и кассационный — по третьей.

Обязательность судебных решений, вынесенных в стране, на всей ее территории.

Вторая группа принципов судебной системы — это принципы, касающиеся процедуры деятельности судов, или принципы судо­производства. К их числу относятся:

1. Гласность судебного разбирательства, означающая, что все дела должны слушаться открыто: в присутствии публики, доступ которой на заседания судов должен быть свободным. Лишь по специальному постановлению суда на основаниях, указанных в законе, может быть проведено закрытое судебное слушание. Этот принцип направлен на предотвращение произвола и коррупции судебной власти.

2. Связанность судей только законом требует, чтобы при вы­несении решения суд ссылался прежде всего на закон, а если закону противоречит какой-либо подзаконный акт, решение долж­но приниматься в соответствии с законом.

3. Конституционность судебных решений. Данный принцип появился с возникновением конституций в формальном смысле и института конституционного контроля. Он означает недопусти­мость применения при рассмотрении дела правовых норм, в том числе норм законов, противоречащих конституции.

Понятие и виды судебных систем в зарубежных странах. Квазисудебные органы.

Конституции, как правило, устанавливают лишь основы су­дебной системы. Все ее звенья определяются законами данного государства. Конституция США 1787 года устанавливает, что «су­дебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом» (раздел 1 ст. III). В разных государ­ствах структура судебной системы неодинакова. Ее особенности во многом зависят от правовой системы, существующей в той или иной стране, формы ее территориального устройства, историчес­ких традиций и т.д. Общей чертой организации современных су­дебных систем является то, что в каждой стране существует, как правило, несколько видов судебных органов. Это суды общей юрисдикции, а также несколько разновидностей судов специаль­ной юрисдикции, например конституционной, административной, финансовой и т.д. При этом в странах с англосаксонской право­вой системой верховный суд является не только высшим судом общей юрисдикции, но и последней инстанцией для всех судов специальной юрисдикции. В европейских и некоторых других странах различные звенья судебной системы самостоятельны: суды общей юрисдикции, а также судебные и (или) квазисудебные органы конституционной, административной, финансовой, иной специальной юрисдикции имеют собственные высшие суды.

Многие демократические конституции содержат запрет созда­ния чрезвычайных или полицейских судов. Например, согласно ст. 102 Конститу­ции Италии 1947 года «не могут учреждаться должности чрезвычайных или специальных судей».

Теоретическое и законодательное понимание судебной системы и судебной власти во многих странах охватывает не только собственно суды, но и органы и учреждения, содействующие су­дебной власти: органы судейского сообщества, расследования, прокуратуру, адвокатуру. Вместе с тем органы конституционной административной юрисдикции, а также государственные органы, существую­щие в ряде стран для осуществления правосудия над высшими должностными лицами, не включены в некоторых конституциях судебные системы. Например, в Конституции Франции 1958 года новы статуса Конституционного совета, судебной власти, Высокой палаты правосудия и Палаты правосудия Республики. При всем многообразии подходов к их сочетанию и взаимодействию можно выделить централизованную и децентрализованную модели децентрализованной судебной системы.

Примером централизованной судебной системы, существующей в федеративном государстве, является судебная система ФРГ, где суды субъектов федерации одновременно являются ни­жестоящими инстанциями федеральных судов.

Судьи и присяжные (народные) заседатели в зарубежных странах. Обвинение и защита, судебное следствие.

В обобщенном виде система судов юрисдикции включает следующие звенья:

первичное звено: мировые судьи, рассматривающие мелкие споры; основное звено: окружные суды, районные суды и т.п., рассматривающие большую часть правовых споров по первой инстанции.

Как уже подчеркивалось, в некоторых федеративных государ­ствах (США) субъекты федерации имеют собственные судебные системы, аналогичные федеральной системе судов, то есть ука­занные звенья судов существуют параллельно в масштабах всей страны и в каждом субъекте федерации.

Организация судов строится в ряде стран по специальным су­дебным округам, границы которых не совпадают с границами политико-административных единиц.

Срок полномочий судей является достаточно длительным. Он составляет, например, в Венгрии, Румынии, Франции девять лет, в Португалии, Марокко — шесть лет. Следует обратить внима­ние на то, что конституции обычно устанавливают срок полномо­чий именно судей, а не органов конституционного контроля в целом. При этом, правда, некоторые конституции предусматри­вают, что состав органа конституционного контроля обновляется постепенно, например в Болгарии на V3 каждые три года.

Организация работы органов конституционной юстиции мо­жет быть различной.. Некоторые из них принимают решения толь ко на пленарных заседаниях. Другие включают различное число структурных подразделений, которые принимают решения от имени органа конституционного контроля. В ФРГ это два сената, в Польше — составы в количестве трех или пяти судей.

14.​ Общие конституционные принципы организации и деятельности судов в зарубежных странах.

Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме.

На конституционном уровне находят отражение следующие аспекты организации и деятельности судебной власти:

1) судебная власть – составная часть системы разделения властей;

2) основы организации судебной системы;

3) гарантии прав граждан в отношениях с органами юстиции;

4) основы правового статуса судей.

Характерными чертами судебной власти являются:

1) осуществление в связи с конкретным делом (социальным конфликтом);

2) реализация в особой процессуальной форме, отличной от процедур в других ветвях власти.

Суд осуществляет важнейшие социальные функции в любом государстве:

1) охрану и защиту прав и свобод физических и юридических лиц, находящихся на территории данной страны;

2) роль эксперта по правовым вопросам, имеющего одновременно право выносить обязательные для участников процесса решения;

3) осуществление судебного (конституционного, административного) контроля;

4) политико-репрессивную функцию;

5) поддержку экономических устоев общества, охрану принципов собственности, регулируя социальные конфликты в этой сфере.

В разных правовых системах и в зависимости от политического устройства государства социальные функции судебной власти могут варьироваться.

Судебная система – это сложно организованная, имеющая несколько определенным образом взаимосвязанных звеньев (инстанций) система органов, осуществляющих правосудие.

Она может включать государственные и иные судебные органы (общественные суды, религиозные суды, суды, действующие на основе обычного права, и т. д.).

Конституционные принципы организации деятельности судебных систем в зарубежных странах:

1) независимость судебной власти (судов, судей) и закрепление ее гарантий (означает автономность судебных учреждений по отношению к другим государственным и общественным органам, а также беспристрастность судей и подчинение их только закону);

2) осуществление правосудия только законными и надлежащими судьями (судами) (значит, что правосудие осуществляется только органами судебной власти, спор рассматривается тем судьей (судом), к компетенции которого он отнесен законом);

3) запрет на создание чрезвычайных судов (исключает появление особых судов или квазисудов особого производства, по упрощенной процедуре (без предоставления права подсудимому иметь защитника, обжаловать приговор или просить о помиловании и т. д.), что является нарушением основных прав граждан, демократических принципов судопроизводства и приводит к беззаконию и произволу);

4) гласность, открытость и доступность судебных слушаний (обеспечивает публичный характер отправления правосудия, доступность суда для всех заинтересованных лиц);

5) мотивированность судебных действий (мотивированность необходима для вынесения объективного решения по делу).

15.​ Конституционные принципы осуществления уголовного процесса в зарубежных странах.

Наиболее широкое распространение в судопроизводстве современных государств получили две формы процесса: смешанный и состязательный.

Смешанный процесс получил свое наименование благодаря своему компромиссному характеру. С одной стороны, в нем нашли отражение прогрессивные демократические принципы уголовного судопроизводства (устность, гласность, состязательность, непосредственность), а с другой, — сохранились отдельные элементы исторически более ранних форм уголовного процесса, в частности инквизиционного, что проявляется в виде различных ограничений процессуальных прав обвиняемого и защиты.

Смешанный процесс (в странах континентальной системы). Для последнего характерно соче­тание состязательного, устного, гласного судебного разбирательства и отдельных элементов обвинительного процесса (в основном, на досудебных стадиях).

Смешанная форма уголовного процесса характерна в настоящее время для многих государств капиталистического мира (Франция, Германия, Италия, Испания, Япония и др.).

Состязательный процесс характерен для государств с англо-саксонской системой права. Существенные черты: 1)отделение функций судьи от функций обвинения и зашиты; 2) состязательность, гласность и устность судебного разбирательства; 3)оценка доказательств по внутреннему убеждению судьи; 4)введение суда с участием присяжных заседателей.

Состязательная форма уголовного процесса распространена в настоящее время в странах англо-саксонской системы права (Великобритания, США, Канада, Австрия, Новая Зеландия и др.)

Принципы уголовного процесса как некие общие идеи, лежащие в основе производства по соответствующим судебным делам:

1) Законность как принцип признается всеми. Но под ней нередко понимаются разные вещи:

• это требование неуклонного соблюдения конституции и законов (иногда к ним добавляют и подзаконные акты);

• к этим источникам в последние годы стали часто присоединять еще и предписания норм и принципов международного права;

2) Непосредственность:судьи сами принимают участие в установлении истины по делу. Они могут задавать вопросы, требовать пояснений, обращать внимание на противоречия, имеющиеся в деле, решать вопрос об истребовании дополнительных доказательств по делу.

3) Устность: судопроизводства означает, что все процессуальные действия совершаются в устной форме, в том числе исследование письменных доказательств, допрос свидетелей, объяснение сторон и третьих лиц. Все вопросы задаются устно, а не письменно.

2) Презумпция невиновности —

Всеобщая декларация прав человека: Международный пакт о гражданских и политических правах: Конвенция о защите прав человека и основных свобод:

«Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности защиты» (ч. 1 ст. 11). «Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону» (ч. 2 ст. 14).

Своеобразные подходы к определению юридического значения презумпции невиновности можно наблюдать и в других странах, например:

• часть 2 ст. 27 Конституции Италии. обвиняемого ограничивают жестким временным условием: закон обязывает представить доказательства, подтверждающие алиби не позднее, чем за семь дней, до начала судебного разбирательства. Непредставление их в такой срок лишает обвиняемого возможности исправить свою оплошность в ходе судебного разбирательства, если он не сможет показать, что предлагаемые вниманию суда доказательства алиби являются вновь открывшимися (они стали известны обвиняемому по истечении требуемого срока или в ходе судебного разбирательства);

• Уголовно-процессуальный кодекс Бельгии не распространяет полностью действие презумпции невиновности на уголовные дела о т. н. формальных преступлениях (связанных с нарушением или несоблюдением каких-то конкретных, предусмотренных в нормативных актах правил). В основу таких дел кладутся протоколы, составляемые чинами судебной полиции, показаниям которых закон придает особое доказательственное значение. Чтобы не быть осужденным на основании такого протокола, обвиняемый обязан представить доказательства, опровергающие содержащееся в протоколе утверждение о допущенном нарушении правил.

3) Состязательность и равноправие сторон, по-разному понимаются в группах стран, придерживающихся, с одной стороны, англосаксонских правовых традиций, а с другой — правовых традиций, характерных для стран континентальной Европы.

В первой из названных групп стран состязательность часто теоретически изображается как реализация равных юридических возможностей по отстаиванию своих прав и интересов сторонами, спорящими в суде, и обособление суда в нечто возвышающееся над таким спором и принимающее итоговое решение по нему.

В связи с этим судьи-профессионалы наделены всеми необходимыми полномочиями, позволяющими активно влиять на ход такого разбирательства. Для этого им предоставлены весьма широкие возможности, пожалуй, более широкие, чем судьям судов стран континентальной Европы. Достаточно обратить внимание на право американского или английского судьи отменить вердикт присяжных и назначить новое рассмотрение дела, привлечь к строгой ответственности (до шести месяцев ареста, а при определенных условиях — и свыше) за неуважение к суду, которое может выразиться не только в неприличном поведении по отношению к судье, но и, скажем, в непредставлении или несвоевременном представлении по его требованию важного доказательства, а равно во многих других действиях.

Что касается стран второй группы (страны континентальной Европы), то здесь состязательность тоже признают в качестве принципа уголовного процесса. Но при этом не скрывают, что данный принцип в полной мере проявляет себя лишь на судебных стадиях. До поступления дела в суд состязательность прослеживается, как правило, в ограниченных пределах. На этих стадиях преобладают, как широко признается во многих уголовно-процессуальных источниках стран данной группы, инквизиционные (розыскные) начала — отсутствие широкой гласности, письменность, ограниченность прав обвиняемого и т. д.

В связи с характеристикой состязательности в уголовном процессе стран континентальной Европы важно иметь в виду, что для стран данной группы весьма распространенным является признание высокой степени важности 4)»принципа официальности» (principle ex officio) — почти эквивалента того, что российские юристы называют принципом публичности. Его суть состоит в возложении обязанности возбуждения и поддержания уголовного преследования лиц, совершивших преступления, как правило, на компетентных должностных лиц государственных органов (часто ими являются прокуроры — ministere public). Мнение потерпевшего по данному поводу учитывается в весьма ограниченных случаях. Обычно это дела о преступлениях небольшой тяжести типа российских дел частного обвинения. Но возможны изъятия и иного порядка. Например, УПК Нидерландов предусматривает необходимость согласования прокурором вопроса о целесообразности начала уголовного преследования несовершеннолетнего (с образовательными учреждениями), неплательщика налогов (с налоговыми органами) и т. д.

5) Право обвиняемого на защиту стало процессуальным институтом, прочно завоевавшим в течение XX столетия повсеместное признание в качестве важнейшей гарантии, ограждающей от произвола и ошибок властей тех, кого привлекают к уголовной ответственности.

6) Гласность (открытость) разбирательства уголовного дела в суде тоже признается одним из принципов уголовного судопроизводства во всех странах. Этот принцип, как и другие, нередко закрепляется в конституциях, где они есть. Упоминание о нем можно встретить и в неоднократно называвшихся международных документах.

Страны континентальной Европы после ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод стали придерживаться несколько иных правил. В ст. 6 этой Конвенции сказано: «…Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или его часть по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также если это требуется в интересах несовершеннолетних, или для защиты частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, — при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия

Англия

Английский уголовный процесс строится на основе принципа состязательности. Такая конструкция предполагает следующую дифференциацию: функция обвинения (возбуждение уголовного дела перед судом, собирание обвинительных доказательств, поддержание обвинения в суде): функция защиты (собирание оправдательных доказательств, защита в суде): функция суда (обеспечение соблюдения сторонами правил судебного спора, решение вопроса о виновности, определение меры наказания).

Франция

Судебное разбирательство. Судебный процесс ведется устно, гласно, в состязательной форме. Однако это не исключает возможности слушания дела в отсутствие обвиняемого. Рассмотрение уголовных дел по первой инстанции происходит в судах присяжных, (дел о преступлениях), в исправительных трибуналах (дел о проступках), в полицейских трибуналах (дел о нарушениях).

16.​ Общая характеристика Конституции США; история принятия, структура и характерные черты.

Суд занимает особое место среди юридических учреждений, так как он представляет собой особую ветвь власти государства — судебную. Наличие подобной власти вкупе с законодательной и исполнительной является признаком демократического государства.

Основные принципы судебной власти в зарубежных странах

Замечание 1

Главным назначением судебной власти является охрана граждан от произвола, исходящего как от других граждан, так и от государства и его органов/должностных лиц.

На основе этого формируется следующее определение судебной власти.

Определение 1

Судебная власть — самостоятельная и ни отчего не зависящая сфера публичной власти, представляющая собой комплекс полномочий, направленных на осуществление правосудия, а также систему госорганов, которые реализуют подобные полномочия.

Судебная власть отличается своей особой спецификой, которая выделяет ее в сравнении с законодательной и исполнительной властью государства. Судебная власть не занимается созданием нормативно-правовых актов — она применяет те акты, которые были приняты двумя остальными ветвями власти. Статус этой власти закреплен в конституции государства — в ней имеются специальные разделы/главы, посвященные основам судебной власти, принципам судебной организации и деятельности. Особенности судебной власти находятся в тесной связи с правовой системой государства.

Основные признаки и полномочия судебной власти

К признакам судебной власти относятся следующие:

  • исключительность — под этим подразумевается, что правосудие может осуществляться исключительно судом;
  • особый статус должностных лиц (то есть судей) — к кандидатам на такие должности предъявляются повышенные требования, судьи являются независимыми, неприкосновенными и несменяемыми;
  • конкретный характер — суд рассматривает и принимает решение только по конкретным делам/спорам, которые возникают в ходе различных общественных конфликтов;
  • судебная власть выполняется в особой процессуальной форме, которая устанавливается законодательно;
  • большое значение в рассмотрении дела имеет внутреннее убеждение судей, которое формируется на базе их жизненного опыта, а также их правосознание;
  • судебная власть может иметь принадлежность не к конкретному учреждению, а к судебной коллегии;
  • реализация судебной власти осуществляется посредством приговора (уголовные дела) или решения (гражданские иски) — то есть актами государственного принуждения особой формы;
  • за судебной деятельностью ведется особый контроль, который должен пресекать какое-либо вмешательство в правосудие и в оценку судебных решений.

В демократическом обществе социальная роль судебной власти выражается в обеспечении господства права в различных юридических конфликтах, включая имеющих отношение к государству. Исходя из этого судебная власть наделяется следующими полномочиями (которые не имеют две остальные ветви):

  • лишение свободы гражданина (а также его жизни) за соответствующие преступления;
  • изъятие собственности как у физлиц, так и у юрлиц;
  • роспуск политических партий;
  • влияние на государственные органы с требованием отмены их решений и возмещения ущерба лицам, который был причинен в ходе незаконных действий должностных лиц;
  • лишение родительских прав;
  • и многое другое.

В законодательстве многих стран также присутствует особый состав преступления — неуважительное отношение к суду. Подобный проступок подлежит строгому наказанию.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Функции судебной власти

К функциям судебной власти относятся следующие:

  • осуществление правосудия;
  • судебный контроль законности применения процессуальных мер принуждения, а также их обоснованности;
  • толкование норм права;
  • официальное подтверждение фактов юридического значения;
  • ограничение правосубъектности юрлиц и физлиц.

Судебную власть как независимую ветвь характеризует судейское самоуправление.

Замечание 2

Судейское самоуправление выражается в наличии высших квалификационных судейских коллегий.

Только эти коллегии могут заниматься решением вопросов, касающихся отстранения судей от работы, наложения взысканий, повышения или перевода судей.

Можно сказать, что положение судебной власти в некотором смысле противоречиво. С одной стороны — она обладает большой силой, так как может пользоваться мерами, недоступными ни исполнительной, ни законодательной власти. Однако с другой стороны — она относительно слаба, так не имеет непосредственной поддержки избирателей (в отличии от законодательной власти). Правда, в некоторых странах граждане могут избирать судей судов низшего ранга и народных избирателей. При этом судебная власть не имеет силовых механизмов, как исполнительная власть. Сила судебной власти выражается в неуклонном исполнении закона, уважительном отношении к судебному решению и признании его непререкаемости.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий