Судебная защита прав человека

УДК 347.9

ИНСТИТУТ СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ: ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ

© Вадим Борисович Вершинин

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия, аспирант кафедры правосудия, e-mail: vad1204@yandex.ru

В статье рассматриваются основные признаки института судебной защиты, определяется ее сущность. На основании данных категорий выводится понятие судебной защиты в узком смысле.

Ключевые слова: судебная защита; правосудие; суд; судебная деятельность; процессуальная деятельность.

Конституционное предписание о том, что права и свободы человека являются высшей ценностью, требует не только их закрепления, реализации, но и эффективной защиты. Эта обязанность возложена на государство, которое должно создать соответствующий механизм — систему органов и юридических средств, призванных выполнять указанные задачи и функции. Недавно Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что «мы приступили к формированию такого защитного механизма. Его центральной частью должен стать суд» .

Напомним, что Конституция РФ в ст. 45 каждому гарантирует государственную защиту, а ст. 46 Основного закона закрепляет право человека и гражданина на судебную защиту и предпосылки его реализации. Аналогичные правовые нормы содержатся в отраслевом законодательстве.

В то же время законодатель полностью не раскрыл характеристику судебной защиты, что обусловливает необходимость рассмотрения основных признаков данного правового института, которые ему присущи и отличают от других форм государственной защиты. С нашей точки зрения, к таковым можно отнести следующие.

1. Особая юрисдикция суда. Судебная защита осуществляется органом государственной власти, наделенным особой компетенцией. Юрисдикция суда — явление историческое, зависящее от многих политических, социально-экономических, идеологических факторов. Еще недавно возможности судебной защиты в нашей стране были существенно ограничены. Правовая система в большей степени ориентировалась на административные средства разрешения социальных конфликтов, в связи с чем роль суда бы-

ла принижена. И только в ходе современной судебной реформы начался процесс развития судебной компетенции и последовательного превращения судебной защиты в основной способ защиты нарушенных или оспариваемых прав граждан.

В юридической литературе выделяется несколько характерных периодов расширения объема судебной юрисдикции , но кардинальные юридические решения связаны с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР от 22 ноября 1991 г. , которая впервые в нашей стране провозгласила ведущие общечеловеческие ценности. Ст. 32, 33, 37, 38 Декларации закрепили гарантии на судебную защиту прав и свобод граждан. В Декларации отмечалось, что решения и действия должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, повлекшие за собой нарушение закона или превышение полномочий, а также ущемляющие права граждан, могут быть обжалованы в суде. Согласно Декларации, права жертв преступлений и злоупотребления властью охраняются законом, а государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию за причиненный ущерб.

Многие из этих положений, как отмечалось, впоследствии вошли в Конституцию, которая закрепила право граждан на судебную защиту как одно из основных прав граждан и как гарантию реализации всех других основных прав граждан. Аналогичные положения содержатся в федеральном законодательстве. В частности, в ст. 11 Гражданского кодекса предусмотрено, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют, в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрис-

дикции, арбитражные суды или третейские суды. То есть защита гражданских прав по суду — основной способ защиты. Правда, в законодательстве сделана оговорка о том, что граждане могут получать защиту и в органах административной юрисдикции (милиции, технического и санитарного надзора, городского самоуправления и т. д.). Но, во-первых, такие случаи сравнительно малочисленны и они должны быть четко обозначены в законе. Во-вторых, любое решение, принятое по жалобе в административном порядке, может быть обжаловано и пересмотрено в суде. Российский законодатель, высоко оценивая значение эффективного функционирования судебной власти, последовательно расширяет сферу действия судебного контроля за законностью и обоснованностью решений и действий должностных лиц всех уровней. Судебный контроль — это судебный порядок защиты прав и законных интересов граждан . В конечном итоге, именно судебная защита прав, свобод и законных интересов выступает для гражданина как высший и завершающий этап всех правозащитных процедур.

2. Особый объект судебной защиты. Правовая категория «объект судебной защиты» указывает на общественные отношения, которые подлежат безусловной защите в ходе осуществления правосудия.

В Российской Федерации права человека и гражданина получили наивысшую государственную оценку, поэтому их защита — основная обязанность судебной власти (ст. 2, 18 Конституции РФ). Основной закон закрепил естественно-правовую доктрину прав человека, которые являются естественными, неотчуждаемыми и непосредственно действующими. Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы гражданина — и те, которые принадлежат ему в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, и те, которые не имеют нормативного закрепления, но не противоречат закону.

Объектами судебной защиты являются не только права и свободы человека, его законные интересы, угроза нарушения его прав, но и интересы общества и государства . Однако, как верно отметил И.С. Масли-ков, даже тогда, когда суд защищает конституционный строй или интересы государства,

он защищает в их лице граждан этого государства .

3. Судебная защита носит универсальный (всеобщий) характер. Это означает ее неперсонифицированность, отсутствие каких-либо формализованных ограничений на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Суд не имеет право отказать в принятии искового заявления даже в том случае, если возникшие правоотношения не урегулированы действующими нормативными правовыми актами. «Принцип универсальности, — как пишет

В.И. Никишина, — позволяет реализовать право каждому на судебную защиту своевременно, компетентно (грамотно, профессионально), не ожидая законодательного предписания» .

В суде обжалуются любые действия и решения органов государственной власти и местного самоуправления. Всеобщность права на судебную защиту и возрастающая потребность в ее осуществлении ставит перед органами правосудия и всеми обеспечивающими их функционирование органами задачу создания условий реальной доступности для населения судебной защиты для противостояния любым посягательствам на права и свободы гражданина. Достижению этой цели должно быть подчинено совершенствование организации судоустройства, всех форм судопроизводства, статуса носителей судебной власти и других сегментов судебной деятельности.

4. Надлежащая внутренняя и внешняя организация судебной защиты. Суд с точки зрения его внешней организации означает судоустройство или судебную систему государства, объединенную общими задачами, принципами функционирования и деятельности. Конституционно закрепленные принципы и порядок организации судебных органов не только обеспечивают стабильность судебной деятельности, но и создают дополнительные гарантии реализации гражданами права на судебную защиту. Судоустройство Российской Федерации, кроме Конституции, установлено федеральными законами. Базовым, фундаментальным правовым актом, юридически оформившим всю структуру органов судебной власти, стал Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федера-

ции». Вместе с тем без надлежащей юридической регламентации остались суды общей юрисдикции, и в настоящее время в Государственную Думу внесен для рассмотрения соответствующий закон, а также закон о Верховном Суде РФ . Названные правовые акты определяют также внутреннюю организационную структуру судов.

5. Независимость суда. Судебная защита может стать полной и эффективной лишь при условии подлинной самостоятельности судебной власти и реальной независимости суда и судей. Термин «независимость», в отличие от «самостоятельности», следует употреблять применительно к правосудию для регламентации процессуальной деятельности суда и судей, всех их действий и решений по рассмотрению и разрешению конкретных дел . Независимость суда выражается в принятии судьей решения на основе собственного убеждения в его законности и обоснованности . Независимость судей является основным условием функционирования самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной обеспечить объективное и справедливое разрешение правовых конфликтов, эффективно защитить права и свободы человека.

6. Связанность суда юридическими процедурами. Судебная защита осуществляется в особой процессуальной форме, которая является наиболее детально урегулированной, в т. ч. на конституционном уровне, из всех юрисдикционных процедур. Все процессуальные предписания, в конечном счете, направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу.

Правосудие выступает наиболее надежным и цивилизованным способом разрешения возникающих в обществе конфликтов не только в силу независимости судей, но преимущественно благодаря особой процессуальной процедуре . Поэтому одним из общепризнанных особенностей правосудия является осуществление его в установленной процессуальным правом форме, в строго установленном порядке . Судебной процедуре придается настолько большое значение, что целый ряд принципиально важных положений имеют статус конституционных норм и закреплены в международно-правовых актах о правах и свободах чело-

века и гражданина. Процессуальная процедура рассматривается в качестве гарантии справедливого судебного разбирательства, право на которое признается за каждым человеком и гражданином. Статья 10 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом». Аналогичное право закреплено в п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод .

Процессуальная судебная форма обеспечивает заинтересованным лицам возможность участвовать в судебном разбирательстве и наделяет их широкими процессуальными правами, позволяющими активно защищать свои субъективные права и интересы. Судебные органы обязаны строго соблюдать нормы материального и процессуального права, устанавливать значимые для дела фактические обстоятельства и выносить в открытом судебном заседании законные и обоснованные решения. Как справедливо заметил И.Л. Петрухин, процессуальная форма, в рамках которой осуществляется правосудие — самая сложная, разветвленная и педантичная из всех юридических процедур .

7. Судебная инстанционность. «Движение» судебной защиты по стадиям судебного процесса — одно из важнейших средств обеспечения ее законности, поскольку в каждой последующей стадии проверяется законность действий и решений, имевших место в предыдущих стадиях. Согласно ч. 3 ст. 50 Конституции Российской Федерации каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, устанавливаемом федеральным законом. Законодательство о судебной системе обеспечивает всем гражданам возможность обратиться в вышестоящий суд иного звена судебной системы с просьбой о пересмотре решения суда первой инстанции по любому делу. УПК РФ и ГПК РФ предусматривают порядок подачи частной жалобы, апелляционной, кассационной жалобы и их рассмотрения в вышестоящем суде. Инстанционность позволяет не только своевременно вы-

являть и устранять процессуальные ошибки нижестоящих судов, но и формировать единообразную судебную и в целом правоприменительную практику. Например, в постановлениях Пленума Верховного суда РФ на основе обобщения судебной практики и анализа судебной статистики рассматриваются наиболее типичные нарушения, допущенные в работе судов, и даются указания по правильному судейскому толкованию и единообразному применению закона . В последнее время в литературе отмечаются серьезные проблемы функционирования действующих в органах судебной власти судебных инстанций, поэтому в Госдуму внесены законопроекты о расширении сферы деятельности апелляционной инстанции и сужении надзорного производства .

8. Судебные акты как средство реализации судебной защиты. Одна из отличительных черт судебной защиты выражается в том, что судебная деятельность и ее результаты в большей мере, чем другая государственная деятельность, объективируется, документально оформляется в судебные акты. Они выносятся судом как при осуществлении своей основной функции — правосудия, так и при осуществлении внутрисистемной функции — судебного управления . Акты органов судебной власти как разновидность юридических актов представляют собой установленную процессуальным законом форму выражения судебными органами своей воли, которая непосредственно направлена на защиту охраняемых прав, свобод и законных интересов субъектов правовых отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Окончательность принимаемых судебных актов и обязательность их исполнения. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суд при разрешении юридических споров от имени государства принимает окончательные решения, которые не могут оцениваться и пересматриваться вовне судебной системы. И, напротив, любое решение органов и должностных лиц других ветвей власти могут быть обжалованы в суде. Вступившие в действие судебные акты подлежат неукоснительному исполнению, которое обеспечивается силой государства. Следует отметить практическую неограниченность мер госу-

дарственно-правового принуждения1, возлагаемых судебными органами на правонарушителей, что также свидетельствует о важности и особом характере судебной защиты.

Перечисленные наиболее значимые признаки позволяют, по нашему мнению, соотносить судебную защиту с правосудием, которое является ее важнейшей сущностной характеристикой. Вместе с тем институт судебной защиты не следует отождествлять с правосудием и в целом с процессуальной деятельностью суда. Несмотря на то, что данная составляющая является центральным и самым эффективным звеном всего механизма судебной защиты, однако она представляет собой разновидность более общего понятия — юридической и судебной деятельности. А последняя осуществляется не только в процессуальной форме. Так, многие функции организационного свойства, например обобщение судебной практики, разъяснение вопросов судебной практики, законодательной инициативы, судебного управления и ряд других, реализуются вне рамок судопроизводства. Иными словами, судебная деятельность по осуществлению защиты многогранна и не может ограничиваться рамками процессуальной деятельности.

Структура юридического механизма судебной защиты включает две основные составляющие: 1) процессуально-правовую,

которая осуществляет непосредственное функционирование суда по рассмотрению и разрешению юридических споров, восстановлению нарушенных либо оспоренных прав; 2) организационно-правовую, призванную гарантировать надлежащую работу судебных органов по отправлению правосудия.

Институт судебной защиты можно рассматривать и как статическое, и как динамическое явление. Именно в динамике, главным образом в его процессуальной деятельности по восстановлению нарушенных или оспариваемых прав, наиболее показательно проявляется его сущность. Конечной целью судебной защиты выступает обеспечение прав, свобод и законных интересов всех субъектов общественных отношений.

1 Исключение составляет возможность применения смертной казни. 19 ноября 2009 г. своим определением Конституционный Суд РФ сохранил мораторий на назначение судами смертной казни даже в качестве исключительной меры наказания .

7. Медведев Д. Россия, вперед! // Известия. 2009. 11 сент.

8. Жуйков В.М. Судебная защита прав и свобод граждан и юридических лиц. М., 1997. С. 5960.

9. Ершов В. В. Теоретические и практические проблемы прямого применения Конституции Российской Федерации // Российское правосудие. 2007. № 7. С. 18-21.

10. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР (далее Ведомости СНД и ВС РСФСР). 1991. № 52. Ст. 1865.

13. Масликов И. С. Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1997.

С. 13.

14. Анишина В.И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации. М.,

2008. С. 182-183.

15. Шкель Т. Справедливости ради. Президент предлагает продолжить судебную реформу // Российская газета. 2010. 11 янв.

16. Терехин В.А. Обеспечение независимости суда — приоритетное направление судебноправовой политики // Российская юстиция.

2009. № 10. С. 7.

17. Михайловская И.Б. Суды и судьи: независимость и управляемость. М., 2008. С. 18.

18. Байтин М.И., Яковенко О.В. Теоретические вопросы правовой процедуры // Журнал российского права. 2000. № 8. С. 98-102.

19. Лазарева О.В. Правовая процедура. Саратов,

2004. С. 39-64.

20. Протасов В.Н. Юридическая процедура. М., 1991. С. 24-61.

21. Грудцына Л.Ю. Конституционные гарантии судебной защиты прав и свобод и особенности их реализации в гражданском судопроизводстве // Законодательство и экономика.

2005. № 1. С. 58.

22. Лыскова Е.И. Право граждан на обращение в суд и юридические методы его защиты // Государство и право. 2008. № 11. С. 109.

24. Петрухин И.Л. Правосудие: время реформ. М., 1991. С. 97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Гук П.А. Судебная практика Верховного суда: актуальность применения // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. № 2. С. 22-26.

26. Демченко Д. Апелляционное решение. Дмитрий Медведев меняет систему обжалования судебных актов // Известия. 2010. 12 янв.

27. Загайнова С.К. Судебные акты в механизме реализации судебной власти в гражданском и арбитражном процессе. М., 2007. С. 87-172.

28. Закатнова А. Суд приговорил: не убивать // Российская газета. 2009. 20 нояб.

Поступила в редакцию г.

UDC 347.9

INSTITUTE OF JUDICIAL PROTECTION: SIGNS AND ESSENCE

В статье 2 Конституции РФ, положения которой входят в основы конституционного строя, закрепляется, что обязанностью государства является защита прав и свобод человека и гражданина.Данное положение конкретизируется ст. 45 Конституции РФ, которая устанавливает: » 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Ведущую роль в государственно-правовой защите прав и свобод согласно Конституции РФ призван играть суд. Как подчеркивается в ст. 46 Конституции РФ, «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». В Конституции определен круг действий, которые могут быть обжалованы в суде. Согласно ст. 46 п. 2 Конституции РФ «решение и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде».

Процедура судебной защиты права на обжалование в суде регулируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 года(редакция 2009 года ).

Конституция РФ дополнительно гарантирует каждому человеку право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47 Конституции РФ). В данной статье установлено также, что обвиняемый в совершение преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ст. 48 Конституции РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

В статье 49 Конституции РФ указывается, чтообвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Конституция устанавливает право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц.

В Конституции РФ установлен также важный правовой принцип, суть которого состоит в том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Статья 47 Конституции устанавливает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Эта норма направлена на исключение возможности произвольного решения компетентными органами вопроса о передаче дела в суд по своему выбору. Закрепляется также право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

недопустимость повторного осуждения лица за одно и то же преступление;

недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона;

недопустимость возложения на лицо обязанности свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом, а также давать свидетельские показания в иных случаях, установленных федеральным законом (ст. 50, 51).

никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Если же после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон (ст. 54 Конституции)

Правом на обращение в КС РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане (объединения граждан), чьи права и свободы нарушаются законом, примененным в конкретном деле.ст. 96 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, его функции, порядок назначения, статус, полномочия.

ФКЗ от 25 декабря 1996 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Рассматривает жалобы граждан. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Дополняет уже существующие средства защиты прав, не отменяет и не пересматривает решения государственных органов

В настоящее время эту должность занимает Владимир Петрович Лукин

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее — Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Уполномоченный назначается на должность сроком на 5 лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

1. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий.

Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат.

Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Добавлено в закладки: 0

Защита гражданских прав – одна из ключевых функций государства. Правильно выстроенная реализация данного института является гарантией реализации субъективных прав участников гражданско-правовых отношений. В России судебная защита гражданских прав – полноценный раздел гражданского законодательства, определяющий меры и порядок действий при нарушении или оспаривании существующего права.

Что подразумевает понятие

Гражданский Кодекс раскрывает, что такое «судебная защита гражданских прав» (статья 11 ГК РФ). Законом предусмотрено право на судебную защиту в гражданском процессе при имеющихся нарушениях законности интересов и свобод гражданина или возникновении споров о легитимности фактического права. Претендовать на судебную форму защиты гражданских прав может любой гражданин.

Основываясь на норме указанной статьи, существует возможность обращения в суд по факту нарушения прав. На основании искового заявления открывается судебное производство. Судебная защита гражданских прав – разновидность деятельности юридической системы, где определяющим фактором служит защита интересов граждан, с учетом норм гражданского законодательства.

Роль судебной защиты гражданских прав состоит в упрочнении принципов законности и предотвращении правонарушений любой формы превенции. Принцип судебной защиты гражданских прав имеет две стороны:

  • обеспечение полного или частичного восстановления нарушенных интересов;
  • предоставление возможности защиты нарушенного права путем обращения в суд.

Итак, определяющими задачами защиты прав служат:

  • реабилитация нарушенных прав, свобод и интересов граждан;
  • предотвращение угрозы нарушения указанных правовых постулатов;
  • восстановление оспоренных прав.

Способы защиты

Отдельно законодатель выделяет способы судебной защиты гражданских прав (ст.12 ГК РФ). Осуществление процедуры предотвращения нарушений происходит путем:

  • фиксации действующего права. Признание фактически наличествующего права осуществляется судом. Этот орган может подтвердить или опровергнуть неоднозначный случай. Судебный порядок защиты гражданских прав в части подтверждения действующего на конкретный момент времени права используется, когда номинально оно присутствует, но есть участники, оспаривающие этот факт. Подобные коллизии характерны в сфере авторского права;
  • возвращение положения, действующего до нарушения и превентивные меры по предотвращения противоправных действий, которые несут угрозу;
  • упразднение оспариваемых сделок и подтверждение факта недействительности;
  • реализация последствий упразднения ничтожных сделок;
  • аннулирование актов государственное власти или решений муниципалитетов. Подобное постановление выносится судом при принятии акта, признанного ненормативным или составленного с нарушением действующего законодательства;
  • упразднение решения общего собрания;
  • осуществления самозащиты. Форма, при которой методы отстаивания собственных законных интересов должны быть соизмеримы с объемом нарушении права и не превышать пределы пресечения;
  • компенсация вреда и возмещение ущерба. Судебная защита гражданских прав и законных интересов в части компенсации понесенного вреда (морального, физического, материального) инициируется органами юстиции, когда удовлетворение предъявленных требований оспаривается виновной стороной;
  • аннулирование правоотношения или изменение его формы. Судебная защита нарушенных гражданских прав состоит в определении юридически значимых фактов, свидетельствующих о прекращении или видоизменении существующих правоотношений. Это характерно для дел по защите прав потребителей.

Формы и методы

Существует три разновидности способов и форм судебной защиты гражданских прав:

  1. Общий порядок, куда входит судебное и досудебное разбирательство.
  2. Специальный, предполагающий административные методы восстановления права.
  3. Исключительный порядок.

Общий порядок

Если судебная защита гражданских прав осуществляется в общем порядке, то каждый случай нарушения рассматривается судом. Система судов в РФ представлена:

  • судами общей юрисдикции;
  • арбитражем;
  • третейскими судами.

Дела распределяются согласно подведомственности, определенной гражданско-процессуальным кодексом (ГПК) или прочими законодательными актами. Судебная власть реализуется в порядке гражданского судопроизводства. Гражданский процесс – отдельная форма осуществления деятельности судов, как способа реализовать право на судебную защиту в соответствии с гражданским процессуальным правом.

Внесудебные разбирательства проводятся третейскими судами. Дополнительно осуществлять внесудебные функции по охранению законных интересов могут нотариусы и иные лица, наделенные возможностью осуществлять нотариальные действия.

Специальный порядок

Особенностью рассмотрения дел в административном порядке, в отличие от средств судебной защиты гражданского права, является подача заявления или жалобы в государственные или муниципальные органы. Регулирование этого вида восстановления прав закрепляется Конституцией РФ. Также оно может регламентироваться нормативными актами федерального или муниципального уровня. Отсутствие необходимости обращения в суд наделяет административный порядок такими преимуществами:

  • простота. Обращение не требует соблюдение жестко установленных форм документов;
  • отсутствие необходимости в оплате госпошлины;
  • возможность обжаловать полученное решение в судебной инстанции;
  • относительно быстрые сроки реагирования.

Исключительный порядок

Сюда попадает самозащита как средство защиты гражданских прав. Судебная практика показывает, что принцип соизмеримости редко соблюдается. В постановлении Пленума ВС РФ №19 от 27.09.2012 года лишний раз была обозначена степень необходимости самообороны и выделены признаки реальной опасности, которая может привести к нарушению права (на жизнь и здоровье).

Несовершенство законодательства

Основные проблемы судебной защиты гражданских прав вытекают из-за несовершенства законодательства. А именно правовой коллизии возникающей на стыке статьи ГК РФ и постулатов Конституции. Согласно основному нормативному акту гражданин имеет право осуществлять защиту своих законных интересов и прав всеми доступными способами.

Тогда как Гражданский кодекс устанавливает четкие методы, ограничивающие исполнение гражданином, чьи права были ущемлены, их восстановление «всеми доступными способами». Получается, человек может пользоваться только конечным набором способов, хотя Конституция устанавливает обратное.

Следующей актуальной проблемой является неопределенность в отношении установленного законом права на отказ хозяйствующего субъекта от защиты собственных прав. Проблема заключается в отсутствии четко прописанного законодательного определения, устанавливающего ответственность, если подобный отказ стал причиной ущемления государственных интересов.

Еще одной слабой позицией является формальность исполнения судами своей функции. Например, при рассмотрении дел по возмещения ущерба, удержания неустойки. Судебные органы, руководствуясь действующими нормами, не принимают в расчет изменения стоимостной оценки, возникающие из-за инфляции, не проводят оценку реальной рыночной стоимости объекта разбирательства или индексацию.

Больше всего из-за невозможности полного возмещения понесенных потерь страдают инвесторы, являющиеся участниками рынка ценных бумаг.

1Г.Ю. Курскова

СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В данной статье рассматривается система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Обращается особое внимание на несудебные институты государственной защиты, в первую очередь институт уполномоченного по правам человека. Рассматриваются деятельность неправительственных правозащитных организаций, международные механизмы защиты прав человека. Автор анализирует деятельность Европейского суда по правам человека, комитетов и комиссий, созданных в рамках ООН и на основе региональных соглашений. Подчеркивается, что созданная в России система защиты прав и свобод человека -показатель развития демократического политического режима.

Ключевые слова: права человека, юридические гарантии, система защиты прав человека, международные механизмы, стандарты в области прав человека, международные документы, конституционное правосудие, неправительственные правозащитные организации, институт уполномоченного по правам человека.

В современных условиях защита прав человека становится «одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес и приоритет общечеловеческих ценностей»1.

В Конституции РФ 1993 г. закреплено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). Конституцией РФ гарантируется гражданам государственная защита прав и свобод, закрепляется за гражданами право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

Совокупность благоприятных условий и средств, обеспечивающих выполнимость прав человека и гражданина, именуется гаран-

© Курскова Г.Ю., 2009

тиями. В зависимости от сферы распространения существуют международные и внутригосударственные гарантии прав человека.

Большую роль играет группа юридических гарантий, разделяющихся на гарантии охраны прав и гарантии защиты. Структура юридического механизма гарантий прав человека включает закрепление прав человека в позитивных нормах, определение границ и способов осуществления субъективных прав, утверждение правил ограничения прав, дифференциацию режимов реализации прав, фиксацию процедур охраны и защиты прав, установление ответственности и других мер принуждения за нарушение прав, указание на формы и размеры восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного вреда, меры профилактики и предупреждения возможных нарушений прав2.

Закрепленные в Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина соответствуют общепринятым стандартам, закрепленным во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах.

Защита прав и свобод человека и гражданина, являясь конституционно-правовой и международно-правовой обязанностью современного государства, осуществляется с помощью системы принципов, предназначенных для этих целей.

К принципам, утвердившимся в послевоенный период в системе национального, регионального и международного права, прежде всего относится признание прав и свобод человека в качестве естественных, неотъемлемых ценностей, их приоритетного значения в системе внутригосударственного и международного права; далее -закрепление на уровне конституции и международных пактов непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность всех ветвей власти; признание индивида субъектом международно-правовых отношений. В системе защиты прав и свобод человека в России можно выделить государственные институты несудебной защиты, органы местного самоуправления, судебную систему, неправительственные правозащитные организации. Кроме того, существует международная система защиты прав человека (система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство).

Рассмотрим основные из них.

Общая направленность деятельности органов государственной власти определяется конституционным положением о том,

что соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). В соответствии с законодательством РФ органы государственной власти и местного самоуправления должны систематически проверять состояние работы по рассмотрению жалоб граждан.

Президент Российской Федерации как гарант Конституции призван быть гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80). Это осуществляется прежде всего через участие в законотворческой деятельности. Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, образованная Указом Президента в сентябре 1993 г., является совещательным и консультативным органом при Президенте и содействует реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина. Основные задачи, стоящие перед комиссией: совершенствование механизма обеспечения прав и свобод личности, содействие координации деятельности органов государственной власти по реализации государственной политики в области обеспечения и защиты прав человека и гражданина. (В настоящее время данная комиссия переименована в Совет по содействию развитию гражданского общества и прав человека.)

Одной из несудебных инстанций рассмотрения жалоб на нарушения прав является Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, рассматривающее жалобы, адресованные Президенту и Администрации Президента.

Наряду с законотворческой деятельностью Федеральное собрание осуществляет и правозащитную функцию: депутаты рассматривают обращения, ведут прием граждан. По наиболее значимым проблемам проводятся парламентские слушания, создаются комиссии, занимающиеся решением конкретной проблемы, связанной в том числе с защитой прав человека.

Деятельность правительства по обеспечению и защите прав человека не ограничивается правоохранительными функциями: в министерствах и ведомствах существуют структуры, занимающиеся жалобами и заявлениями граждан.

Прокуратура Российской Федерации занимает особое место в государственном механизме защиты прав и свобод человека и гражданина. Основными направлениями надзорной деятельности являются надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

Важную роль в защите прав и свобод человека играет институт Уполномоченного по правам человека. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в России 22 ноября 1991 г., впервые говорится о необходимости создания данного института. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 г., а деятельность Уполномоченного регулируется в соответствии с Федеральным конституционным законом.

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» определил статус, компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, организационные формы и условия деятельности Уполномоченного. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, отмечает ст. 2.1 Федерального конституционного закона, учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих восстановление нарушенных прав и свобод. В ст. 4-й закона особо подчеркивается, что «введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции».

Кроме того, большое место в деятельности Уполномоченного занимают специальные доклады по наиболее актуальным проблемам

защиты прав человека, в которых обобщены типичные и носящие массовый характер нарушения прав человека.

В соответствии с Федеральным конституционным законом, с Конституцией (уставом), законом субъекта Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Федерации.

Судебная защита прав человека — это совокупность материальных и процессуальных прав любого физического лица (независимо от каких-либо различий по признакам национальной, расовой, половой, социальной, языковой или политической принадлежности, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, других обстоятельств), обеспечивающих восстановление нарушенных прав либо предотвращение неправомерного применения правовых норм посредством обращения в суды4.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом, как носителем судебной власти, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Под правозащитной функцией суда понимается воздействие суда на общественные отношения, имеющее своей целью принудительное осуществление или восстановление нарушенных либо оспариваемых прав и свобод человека и гражданина.

Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, в четком определении их компетенции, в установлении гарантии их самостоятельности, независимости, в определении видов компетенции и принципов судопроизводства, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой прав и свобод, обжаловании судебных решений.

Судебная защита осуществляется всеми судами, создание и функционирование которых предусмотрено конституционным законом от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации». В соответствии с данным законом судебную систему составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В деятельности Конституционного суда в соответствии с федеральным конституционным законом «О Конституционном суде Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1) значительное место занимает защита конституционных прав и свобод. Конституционное судопроизводство в российской правовой системе является новым инструментом, посредством которого возможна конституционная защита прав человека. Особенностью защиты прав в этом виде судо-

производства является то, что здесь объектом обжалования является не действие (бездействие) должностного лица или какого-либо государственного органа, а действие закона, принятого государством, в отношении конкретного человека. Именно в конституционном судопроизводстве гражданин выступает против государства, его позиции, выраженной в определенном нормативном акте. В данном судопроизводстве могут быть поставлены вопросы об ограничении государства правом; в таком случае любой гражданин может «заставить» государство соблюдать его конституционные права. Следовательно, конституционное судопроизводство позволяет защититься от государства, восстановить нарушенное право, воздействовать на государство. Немаловажна и превентивная роль судебного конституционного контроля: законодатель должен учитывать возможность его обжалования в дальнейшем. Также в случае принятия решения Конституционным судом по жалобе гражданина законодатель обязан руководствоваться данным решением в регулировании сходных правоотношений.

Отметим процедуры, посредством которых чаще всего осуществляется защита прав человека в конституционном производстве: непосредственные обращения граждан и их объединений (конституционные жалобы) и обращения судов, направляемые в процессе осуществления правосудия по гражданским, уголовным, административным и иным подведомственным им делам (запросы о проверке закона примененного или подлежащего к применению в конкретном деле). Оба обращения могут направляться в связи с конкретным делом, т. е. применением на практике или возможностью такого применения, не соответствующего Конституции (процедура конкретного нормоконтроля), но жалобы граждан могут касаться только законов, нарушающих конституционные права граждан; в отношении запросов судов такого ограничения нет.

Важное место занимает институт индивидуальной жалобы, открывающий человеку и гражданину прямой доступ в органы конституционного контроля. Правом на обращение в Конституционный суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан, общие суды любой инстанции (по жалобам и запросам о нарушении законом конституционных прав и свобод граждан). Письменное обращение в Конституционный суд может иметь форму запроса, ходатайства или жалобы5.

Специфика обращений граждан и их объединений заключается в том, что они отстаивают одновременно со своим частным

интересом защиты своего конституционного права еще и публичный интерес, заключающийся в «очищении» нормативной базы от неконституционных актов. Поэтому особое значение приобретают правовые последствия решений, принятых в результате осуществления конституционного правосудия Конституционным судом Российской Федерации.

Индивидуальная жалоба расценивается доктриной и практикой как средство обеспечения и развития конституционно-правовых начал демократии, основу которой составляют права и свободы человека. Поэтому правомерно считать, что конституционная жалоба не только защищает индивида и его субъективные права, но способствует реализации принципа правового государства о связанности всех ветвей власти Конституцией и законом, гарантирующим права и свободы человека. В этом смысле индивидуальная жалоба выступает как специфическая гарантия конституционного права. Более того, предоставляя гражданину возможность вступать в спор с государством и его органами, даже с самим законодателем, институт индивидуальной жалобы содействует интеграции граждан в процесс управления государством и обществом.

Правовые позиции Конституционного суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех властных органов (ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации»), а также и для самого Конституционного суда.

Итак, в системе указанных форм конституционного контроля права человека становятся доминирующим критерием, в соответствии с которым органы конституционного правосудия выносят свой вердикт.

Система судов общей юрисдикции установлена Конституцией РФ (ст. 126), федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 4, 19-22, 28), «О военных судах Российской Федерации», федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации». Система судов общей юрисдикции состоит из федеральных судов общей юрисдикции и из судей общей юрисдикции субъектов Федерации (судами общей юрисдикции субъектов Федерации являются мировые судьи).

Согласно Конституции Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный суд может изъять любое гражданское дело из нижестоящего суда и принять его к своему

производству в качестве суда первой инстанции. Это гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента, Правительства, Федерального собрания РФ, нормативных актов федеральных министерств и ведомств и иных органов государственной власти Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан. Верховному суду подсудны уголовные дела, отнесенные к его подсудности федеральным законом, а также дела особой сложности или особого общественного значения, которые он вправе принять к своему производству по собственной инициативе или по инициативе Генерального прокурора при наличии ходатайства обвиняемого. Жалобы от граждан принимаются с приложением надлежаще оформленных (заверенных соответствующими судами) судебных материалов. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем.

Особое место в судебной защите играет защита избирательных прав граждан, поскольку ограничение (нарушение) избирательных прав характеризует политический режим.

Свою лепту в защиту избирательных прав (а защита избирательных прав граждан относится к гражданскому судопроизводству) вносит и деятельность Верховного суда Российской Федерации6.

Таким образом, выполняя стоящие перед ними задачи, суды общей юрисдикции осуществляют полномочия посредством гражданского, военного, административного, уголовного судо-производств.

В системе органов, осуществляющих защиту прав и свобод человека и гражданина, восстановление нарушенных прав, особое место занимают арбитражные суды, под которыми понимаются органы судебной власти, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. По Конституции РФ (ст. 127), Высший арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Исходя из цели деятельности арбитражных судов, определяются задачи судопроизводства, среди которых в качестве приоритетных является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность (ст. 2 АПК).

Важную роль в системе защиты прав и свобод человека играют неправительственные правозащитные организации, деятельность

которых основана на Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве. Так, ч. 2. ст. 45 Конституции РФ гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Это положение в совокупности с ч. 1 ст. 30 являются конституционной основой деятельности НПО. Основными законами, регулирующими деятельность НПО, являются федеральные законы «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях». Неправительственные правозащитные организации специализируются на защите прав определенных категорий населения (детей, беженцев, инвалидов, заключенных), по отдельным видам нарушений прав человека (на жизнь, на свободу передвижения, избирательных прав и т. д.), занимаются комплексными проблемами, относящимися к правам человека (образованием и просвещением в области прав человека, мониторингом прав человека, международным сотрудничеством).

Действующие международные нормы в сфере защиты прав человека представляют собой такую систему его международной защиты, которую можно определить как всестороннюю. «Международно-правовые стандарты — разновидность международных норм, имеющих юридический характер, т. е. являющихся частью системы норм международного права»7. Международные стандарты гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина и их защиту независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Законодательство демократических государств, включая Российскую Федерацию, на конституционном уровне закрепило эти стандарты.

Международные документы (договоры, декларации, рекомендации, резолюции), содержащие нормы (стандарты) по правам человека, принятые международными организациями, называются инструментами8. Так, Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 г., содержит фундаментальные права и свободы: гражданские права (ст. 3-19), политические права (ст. 20-21), экономические, социальные и культурные права (ст. 22-28), не устанавливая иерархии среди них. Было принято свыше 90 документов в области прав человека.

Контрольные механизмы представляют собой определенные организационные структуры (международные суды по правам человека, международные организации, комитеты, комиссии, рабочие

группы), специальные докладчики. На основании ст. 68 Устава ООН в 1946 г. была создана Комиссия по правам человека в качестве фундаментальной. СССР и РФ входят в состав комиссии с 1947 г. Подкомиссия по поощрению и защите прав человека (до 1999 г. — Подкомиссия по предотвращению дискриминации и защите меньшинств) была учреждена Комиссией по правам человека для проведения исследований в области прав человека. Кроме того, задачей подкомиссии является подготовка для Комиссии рекомендаций о предотвращении любого рода дискриминации, связанной с правами человека. Она рассматривает нарушения прав человека посредством рабочих групп, специальных докладчиков и исследований.

Комитет по ликвидации расовой дискриминации контролирует реализацию Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1965 г. и вступившей в силу в 1969 г. РФ как правопреемница СССР осуществляет права и выполняет обязательства, вытекающие из Конвенции. В структуре ООН существуют организации, призванные стоять на защите прав и свобод человека, — ЮНЕСКО, МОТ. Так, Международная организация труда (МОТ), созданная в 1919 г. (с 1946 г. — специализированное учреждение системы ООН), рассматривает специальные обзоры ситуации (доклады государств-членов МОТ) с точки зрения дискриминации в сфере занятости.

Наиболее распространенный способ обеспечения прав человека — международные процедуры. Международные процедуры в области защиты прав человека представляют собой порядок, правила рассмотрения, проверки, подготовки предложений и принятия решений по сообщениям, заявлениям и иной информации о нарушениях прав человека. В рамках ООН разработано большое число процедур контроля за соблюдением прав человека: рассмотрение докладов участников комитетами; рассмотрение Комиссией по правам человека индивидуальных жалоб по поводу нарушений прав человека; изучение Комиссией по правам человека и Генеральной Ассамблеей ситуации с правами человека в отдельных государствах.

Защита прав человека международными должностными лицами представлена деятельностью Верховного комиссара ООН по правам человека, в обязанности которого входят: проведение в жизнь и защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав; активная помощь в устранении препятствий на пути к полной реализации прав человека; предотвращение нарушений прав человека; расширение международного

сотрудничества в поощрении и защите прав человека; координация действий по поощрению и защите прав человека посредством системы ООН. Кроме него, в рамках ООН действует Верховный комиссар по делам беженцев на основе Устава Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В рамках государств -членов Совета Европы введена должность Комиссара Совета Европы по правам человека.

Международная судебная защита представлена Международным уголовным судом и Европейским судом по правам человека. Международный уголовный суд, учрежденный в качестве независимого органа, действует в случае совершения преступлений, попадающих под его юрисдикцию и в отношении преступлений, совершенных после вступления в июле 2002 г. в силу Римского статута Международного уголовного суда. Суд наделен мандатом на осуществление процессуальных действий в отношении физических лиц и привлечения их к ответственности за преступления геноцида; преступления против человечности; военные преступления; преступления агрессии.

Одним из важнейших шагов на пути выполнения обязательств, взятых на себя при вступлении в Совет Европы, стала ратификация Российской Федерацией 5 мая 1998 г. Европейской конвенции и протоколов к ней, впервые предоставившей российским гражданам право на обращение с индивидуальными жалобами в Европейский суд по правам человека.

Европейский суд по правам человека, созданный на основе Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней, принял 4 ноября 1998 г. Правила (регламент) процедуры Суда, основании которого Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушений прав, признанных настоящей Конвенцией или протоколов к ней (ст. 34 данной конвенции). Обеспечение и защита конвенционных прав и свобод является задачей внутригосударственных судебных органов. В подавляющем большинстве государств-участников суды уже применяют Конвенцию с учетом решений Европейского суда и тем самым придают этим решениям прямое действие во внутреннем праве.

Российская Федерация, подписав и ратифицировав международные договоры в области прав человека, признала международные стандарты и, обязуясь их исполнять, заявила о том, что человек — цель и высшая ценность государства Российского, а защита прав и свобод человека — обязанность государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания

Лесняк В.В. Защита чести, достоинства и деловой репутации в гражданском законодательстве России // Юрист. 1999. № 1. С. 52.

Глухарева Л.И. Права человека в современном мире: социально-философские основы и государственно-правовое регулирование. М.: Юристъ, 2003. С. 278279.

Доклады о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за последние девять лет.

Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека: Международные и российские механизмы защиты. М., 2003. С. 303.

Статья 37 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» устанавливает общие требования к обращению, а ст. 97 определяет условия допустимости жалобы.

Определение Верховного суда РФ от 21 февраля 2000 г. по делу № 34-ГОО-1 по жалобе Уткина Е.Г. на неправомерные действия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Мурманской областной думы по Мурманскому трехмандатному избирательному округу № 2 и избирательной комиссии Мурманской области на решения Мурманского областного суда от 16 декабря 1999 г., которым жалоба удовлетворена // Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного суда Российской Федерации (1995-2000): В 2 т. / Отв. ред. О.Ю. Вельяшев. М., 2001. Т. 2. С. 667-669.

Таким образом, мы приходим к выводу, что дальнейшее укрепление и развитие судебной системы в прибалтийском регионе возможны благодаря обеспечению верховенства конституций и соблюдению демократических основ правосудия.

Литература

1. Новые конституции стран СНГ и Балтии: сб. док. М.: Манускрипт, 1997. Вып. 2. 672 с.

2. ЧиркинВ.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 1998. 448 с.

ЧЕРНОВ АНАТОЛИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ — аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары (chernovE@cdep.ru).

УДК 342.56:341.231.14(470) ББК Х71 (2 Рос)

А.Е. ЧЕРНОВ

О РОЛИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Ключевые слова: конституция, права человека, суд, судебная власть, судебная система, государство, правосудие, судебная защита, судебное решение.

Рассмотрены основы судебной системы, принципы независимости и самостоятельности судебной власти как механизмы эффективной защиты прав и свобод человека в современном мире. Актуальность статьи определена современным состоянием судебной сферы, ее проблемными аспектами для развития судебной отрасли не только внутри страны, но и за ее пределами. Цель данной статьи — раскрыть эффективность и качество функционирования судебной власти, изучить международно-правовые стандарты в сфере защиты прав человека. Автором делаются некоторые теоретические выводы, которые могут быть использованы в практической деятельности.

A. CHERNOV

ON THE ROLE OF THE JUDICIARY IN PROTECTING HUMAN RIGHTS

Современное общество невозможно представить без прав человека, основанных на принципах свободы и равенства. Они закреплены в Конституции Российской Федерации, конституциях других демократических государств, в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряде других актов. Права человека являются высшей ценностью, а их уважение, соблюдение и защита входят в прямые обязанности государства. В практике реализации этой государственной функции принимают участие все ветви власти, но центральное место отводится судебной системе. Безусловно, судебная защита прав человека может стать эффективной лишь при условии создания самостоятельности судебной власти и реальной независимости судей. Обсуждая эту проблему, В.В. Ершов подчеркивает, что независимость суда в правовом государстве не является самоцелью судей, а в конечном итоге служит обязательным, жизненно важным условием обеспечения прав и свобод граждан .

Согласно ст. 120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Независимость судей является основным условием функционирования самостоятельной судебной власти, призванной обеспечить беспристрастное правосудие и максимально полно защитить права и свободы человека. Основным критерием самостоятельности судебной власти, как отмечает В.П. Кашепов, является «ее способность

обеспечить действительную безопасность личной свободы гражданина, осуществить эффективную защиту его прав и свобод» .

Некоторые ученые отмечают тот факт, что положение судебной власти в современном обществе в некоторой степени является противоречивым, что означает проявление ее силы и слабости. Полагаем, что сила судебной власти должна основываться, прежде всего, на неукоснительном соблюдении закона. Такое отношение к судебной власти существует в странах с устоявшимися демократическими традициями, где прочно укоренился принцип верховенства права и законности. В свою очередь, становление судебной власти в России отражает некоторые процессы формирования правового государства. Такое государство предполагает состояние защищенности прав и свобод человека и гражданина, гарантированные основным законом страны, однако в силу объективных причин государство не может нормально развиваться и выполнять свои задачи и функции без определенного правового механизма, и в первую очередь — судебного.

В соответствии с Конституцией РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти и реализует свои полномочия посредством правосудия. Здесь нельзя не отметить мнение автора, который выражает собственный взгляд на существующую теорию: «о разделении властей можно с уверенностью говорить только тогда, когда судебная власть отделена (полностью или частично) от исполнительной и законодательной властей и пользуется достаточной независимостью» .

Однако самостоятельность судебной власти в системе разделения властей не исключает ее взаимодействия и с другими ветвями власти. В прямом смысле слова исполнительная власть не обладает легальными полномочиями тем или иным путем влиять на сферу судебной власти. При этом в реальности эффективность и качество функционирования судебной власти оказываются в зависимости от направленности действий и решений органов исполнительной власти. В большинстве случаев исполнительная власть осуществляет подготовку судебных кадров, обеспечивает организационную, материальную базу судов и т.д. Вместе с тем законодательная власть фактически определяет границы правовой сферы, т.е. круг правоотношений, подлежащих судебной защите.

В содержательном плане самостоятельность судебной власти означает невмешательство в ее функционирование других ветвей власти, а независимость суда выражается в принятии судьей решения на основе закона с последующим его правовым обоснованием. Как подчеркивает В.А. Терехин, «определяющим и самым важным звеном в единой цепи процессуальной независимости правосудия, а также независимости судов и судебной власти при их процессуальном проявлении выступает фигура судьи… Независимость судей является основным условием функционирования самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной обеспечить объективное и беспристрастное правосудие, эффективно защищать права и свободы человека» .

С позиций общетеоретической науки еще раз подчеркнем о том, что самостоятельность судебной власти предполагает наделение судей как ее носителей особым статусом, а судебные решения — силой закона.

Многие авторы рассматривают судебную власть как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в формах конституционного, гражданского, уголовного, административного, арбитражного судопроизводства специальными государственными органами — судами, образующими единую систему органов судебной власти Российской Федерации, в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от всяческих посягательств на конституционный строй, политическую и экономическую систе-

мы права и законные интересы граждан, государственных органов и других организаций . Несомненно, указанная позиция заслуживает внимания и одобрения.

Сегодня права человека стали объектом не только национального, но и международно-правового регулирования, что выражается в создании международных органов контроля за выполнением государствами взятых на себя обязательств по обеспечению международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека. Страны СНГ в 1995 г. подписали Конвенцию о правах и свободах человека, а в целях контроля создали Комиссию по правам человека СНГ. В соответствии с Уставом СНГ, Комиссия является консультативным органом СНГ и наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-членами СНГ.

Следует подчеркнуть возрастание всеобщей роли международных судебных институтов и влияния судебной власти внутри каждого государства.

Опыт последних лет показывает, что «положение с правами человека в России, как и в других странах СНГ, крайне неблагоприятно. Иногда законодательство защищает интересы не социально малообеспеченных слоев населения, а тех, кто активно влияет на позиции законодателя, лоббирует свои интересы, о чем свидетельствует ряд положений Трудового, Жилищного, Лесного, Земельного кодексов и т.д. Правоприменительная практика, в особенности в сфере управленческих структур, свидетельствует о неуважении к человеку, его правам и законным интересам, а также к закону…» . Особенно актуально эта проблема стоит в России и в странах бывшего СССР. В этой связи следует обратить внимание на то, что в России нарушение прав человека носит массовый характер, вследствие чего страдают разные категории граждан. К сожалению, приходится признавать и тот факт, что на сегодняшний день в стране всё ещё отсутствует уважение к человеку и его правам, так как деформация правосознания, происходившая десятилетиями, в широком смысле слова дает представление о незащищенности и неуверенности человека в правоотношениях с участием органов государственной власти. Полагаем, что важнейшей юридической гарантией закрепленных прав является именно судебная защита, предусмотренная ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ1.

Функционирование реальных механизмов защиты прав человека является одним из отличительных признаков правового государства, создание которого провозглашено на конституционном уровне во всех странах-членах СНГ. В большинстве стран Содружества по нормам конституции президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ, ст. 40 Конституции Казахстана, ст. 93 Конституции Узбекистана и т.д.).

Принципиально важными и значимыми являются различные формы судебной защиты прав и свобод, поскольку с их помощью создаются необходимые условия в целях реализации гражданами своих законных прав.

В современном мире, когда проблема прав человека вышла далеко за пределы конкретного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов их защиты. Необходимо обратить внимание на то, что наряду с национальными средствами защиты прав и свобод человека существуют и международные механизмы, которые установлены в соответствующих международных документах по правам человека. В этом направлении достаточно серьезным нормативным актом является Всеобщая декларация прав человека 1948 г., в которой закрепляются обязанности государств по обеспечению прав своих граждан на высшем уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ст. 125 Конституции Азербайджана предусмотрено, что судебная власть в стране осуществляется посредством конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства и других форм, установленных законом. Следует также отметить, судебную власть в стране осуществляют: Конституционный суд, Верховный суд, Экономический суд, общие и специализированные суды Азербайджанской Республики. Верхнюю ступень в системе иерархии органов судебной системы занимает Конституционный суд Азербайджанской Республики.

Применительно к России основной закон страны закрепляет следующую норму: «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ). Аналогичные по сути нормы содержатся в конституциях других стран (ст. 61 Конституции Республики Беларусь, ст. 41 Конституция Киргизии, ст. 55 Конституции Украины). В качестве альтернативного способа правовая система России предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суд по правам человека для защиты нарушенного права на условиях исчерпанности всех внутригосударственных средств защиты, предусмотренных национальным законодательством.

Таким образом, можно полагать, что роль и значение судебной власти зависят от того, в какой мере ее функционирование реально влияет на положение человека в обществе, на взаимоотношения личности и власти внутри каждого конкретного государства.

В литературе высказаны различные точки зрения относительно роли судебной власти в правозащитном механизме страны. Как отмечается, «при всей важности и социальной значимости судебной власти, ее различных сторон и проявлений в конституциях и специальных законах большинства стран, все же особое внимание уделяется ее нормативно-правовой регламентации, а точнее — ее конституционно-правовым основам» .

В свете вышеизложенного, более правильной и логичной представляется следующая позиция: «судебная власть возможна и эффективна лишь в контексте теории разделения властей, исключающей излишнюю концентрацию власти и гарантирующей гражданам подлинную свободу» .

В заключение следует сказать о том, что, во-первых, правовое демократическое государство должно признавать приоритет прав человека, поскольку в общественном сознании и понимании права и свободы граждан всегда занимали важное место, во-вторых, судебная власть наделена тем объемом полномочий, который не имеет ни одна из ветвей власти, и, в-третьих, чем выше роль суда и правосудия в целом, тем большей самостоятельностью и независимостью обладает судебная власть в механизме государственного аппарата.

Литература

1. БаренбоймП.Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. М.: РОССПЭН, 2013. 288 с.

2. Ершов В.В. Статус суда в правовом государстве. М.: Изд-во РПА МЮ РФ, 2012. 206 с.

3. Кашепов В.П. Судебная защита прав и свобод граждан. М.: Норма, 2012. 255 с.

5. Павловский В. Конституционно-правовые основы судебной власти // Право и жизнь. 2002. № 51(8). С. 128-149.

6. Петрухин И.Л. Судебная власть. М.: ТК Велби, 2013. 720 с.

7. Соленцова О.Н. Международное сотрудничество в области прав человека // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 10. С. 214.

8. Терехин В. А. Самостоятельность судебной власти и независимость судебной власти как гарантия прав граждан // Государство и право. 2010. № 8. С. 42-50.

9. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 2002. 526 с.

ЧЕРНОВ АНАТОЛИИ ЕВГЕНЬЕВИЧ. См. с. 300.

Добавить комментарий