Судебный пристав государственный служащий

Судебные приставы
являются государственными гражданскими служащими, выполняющими определенные функции по исполнению решений суда и других органов государственной власти. Судебные приставы делятся на несколько подразделений — это приставы по установленному порядку деятельности судов (ОУПДС), приставы-исполнители, приставы-исполнители, осуществляюшие розыск. Также в этой службе имеется большое количество специалистов. К ним относятся дознаватели и помощники приставов, осуществляющие функции, которые способствуют работе самой службы и приставов.

Судебные приставы носят форменную одежду установленного образца, им присваивается классный чин, выдается служебное удостоверение. Их форма, удостоверение и деятельность очень схожа с функциями, которые выполняют правоохранительные органы.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на федеральной государственной гражданской службе. Во время исполнения своих служебных обязанностей судебные приставы руководствуются Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» и Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года (для пристава по ОУПДС 18 лет), имеющий высшее юридическое или экономическое образование, способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Для пристава по ОУПДС желательно прохождение срочной службы в вооруженных силах и образование не ниже среднего.

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»(далее — Закон об исполнительном производстве) определяет Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы в качестве уполномоченных органов по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Федеральная служба судебных приставов в виде самостоятельного органа государственной власти была создана в России сравнительно недавно.

До 1997 г. судебные исполнители фактически состояли при судах и лишь в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах»(далее — Закон о судебных приставах) перестали относиться к судебной ветви власти.

Первоначально был образован Департамент судебных приставов, входивший в структуру Министерства юстиции РФ, который в рамках проводимой административной реформы в 2004 г. был упразднен. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» создана Федеральная служба судебных приставов (далее — ФССП России).

13 октября 2004 г. последовал Указ Президента РФ N 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», утвердивший Положение о ФССП России.

ФССП России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Согласно общей концепции административной реформы Федеральная служба судебных приставов подведомственна Министерству юстиции РФ. Последнее, в свою очередь, относится к федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент России (Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724). Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении ФССП России, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности данной службы.

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ.

СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ.

Законодательство о государственной гражданской службе Государственная гражданская служба — вид государственной службы РФ наряду с военной и правоохранительной. В целом она представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. При этом государственная гражданская служба подразделяется на два уровня: на федеральную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Государственная гражданская служба судебного пристава-исполнителя — профессиональная служебная деятельность гражданина РФ на должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя, призванная обеспечивать непосредственное осуществление полномочий ФССП России по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Базовыми нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы государственной гражданской службы, являются: Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Конституция РФ содержит такие основополагающие положения, как: равный доступ граждан к государственной службе, единство системы государственной власти, непосредственность действия конституционных прав и свобод человека и гражданина, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. Именно Конституцией РФ устанавливаются основные права и свободы человека и гражданина; закрепляются положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; определяются смысл, содержание и применение законов, деятельность органов всех ветвей власти и местного самоуправления (ст. ст. 2 и 18).

Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются система государственной службы РФ, основные принципы ее построения и функционирования, общие условия государственной службы.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ. Данным Законом регулируются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу РФ, ее прохождением и прекращением, с определением правового положения (статуса) государственных гражданских служащих.

В частности, в ст. 1 Закона определяется термин «представитель нанимателя», под которым следует понимать руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представителя указанных лиц, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ.

Для судебного пристава представителем нанимателя является руководитель территориального органа ФССП России (управления, отдела) — главный судебный пристав субъекта РФ. Он принимает решение о заключении служебного контракта с гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о замещении им должности судебного пристава, издает акт о его назначении. Кроме того, представитель нанимателя принимает решения по таким важным вопросам, связанным с прохождением гражданской службы судебным приставом, как аттестация, квалификационный экзамен, поощрения и награждения за гражданскую службу, дисциплинарные взыскания.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В частности, Законом закреплены такие обязанности государственного служащего, как: представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Следует учитывать, что названными выше Федеральными законами регулируются общие вопросы, связанные с государственной службой судебного пристава. Специальным вопросам государственной службы судебных приставов посвящены Закон о судебных приставах, Закон об исполнительном производстве. Данными нормативными правовыми актами определяется специальный (должностной) правовой статус судебного пристава.

При выборе правовой нормы, регулирующей схожие отношения, следует руководствоваться соответствующими правилами применения правовых норм. Так, по вопросу возрастного ценза для лиц, замещающих должность судебного пристава, следует применять Закон о судебных приставах, поскольку он является специальным, имеет преимущественное значение в регулировании данного вопроса.

Особое место в регулировании правового статуса судебных приставов занимают правовые акты Президента РФ: 29 указов Президента РФ регламентируют отдельные общие вопросы правового положения судебных приставов как государственных служащих: поступление, прохождение, прекращение государственной службы; 4 указа адресованы непосредственно судебным приставам, отражают специфику их деятельности.

Нормами указов Президента РФ утверждены Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации; Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих; Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена государственным гражданским служащим Российской Федерации и порядке оценки его знаний, навыков и умений (профессионального уровня); определяются место Федеральной службы судебных приставов в системе органов государственной власти, ее функции, задачи, полномочия, вопросы организации деятельности, численность ее работников; вопросы присвоения классных чинов судебным приставам и другие вопросы, связанные с их правовым статусом. Указом Президента РФ назначаются главный судебный пристав РФ, его заместители.

Акты Правительства РФ регламентируют общие вопросы, связанные с финансированием деятельности судебных приставов, их материально-техническим обеспечением.

Актами Министерства юстиции РФ осуществляется нормативное правовое регулирование в сфере деятельности судебных приставов в части возложенных на них функций, регулируются вопросы координации и контроля деятельности Федеральной службы судебных приставов. Так, Приказом Минюста России от 9 апреля 2007 г. N 69 утверждено Положение о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, Приказом Минюста России от 21 февраля 2007 г. N 192 — Административный регламент по исполнению государственной функции организации розыска должника-организации и имущества должника (гражданина или организации), который разработан в целях повышения эффективности исполнения решений судебных и иных уполномоченных органов. Данным актом определяются сроки и последовательность действий при осуществлении ФССП России полномочий по розыску должника-организации и имущества должника (гражданина или организации), а также порядок взаимодействия между ее территориальными органами.

Посредством индивидуальных правовых актов ФССП России и ее территориальных органов осуществляется внутренняя организация деятельности судебных приставов, регулируются отдельные вопросы взаимодействия судебных приставов с иными публичными органами и организациями.

Следует напомнить, что подзаконные акты принимаются во исполнение законов, они конкретизируют, уточняют их, должны им соответствовать.

Принципы гражданской службы.

Принципы гражданской службы судебного пристава можно подразделить на два вида:

1) функциональные принципы и

2) принципы организации деятельности судебных приставов.

Функциональными принципами должна быть пронизана деятельность судебных приставов по применению возложенных на них полномочий. К ним относятся принципы: законности; соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций; профессионализма и компетентности; обязательности требований судебного пристава; взаимодействия с иными органами публичной власти и организациями независимо от их формы собственности и организационной подчиненности; ответственности.

Принцип законности означает, что судебные приставы при осуществлении своих полномочий соблюдают Конституцию РФ, законы и другие нормативные правовые акты РФ, их решения и действия должны быть направлены на своевременное, полное и правильное исполнение исполнительных документов, должны соответствовать положениям российского законодательства.

Принцип соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций означает, что судебные приставы в процессе своей деятельности не могут допускать нарушения прав и законных интересов граждан и организаций. Судебные приставы, осуществляя поставленные перед ними задачи, исполняя акт юрисдикционного органа, применяя весь объем возложенных на них полномочий, должны руководствоваться ст. 2 Конституции РФ, которая закрепляет права и свободы человека и гражданина в качестве высшей ценности. Исполнение юрисдикционных актов является целеполагающим для судебных приставов-исполнителей, однако при этом права и законные интересы граждан и организаций не должны ущемляться.

Принцип профессионализма и компетентности означает наличие у судебного пристава глубоких профессиональных знаний по кругу дел, возложенных на него, эффективное применение их на практике, умение четко ставить и в короткие сроки успешно решать поставленные задачи. Соблюдению данного принципа будут способствовать: а) наличие высшего юридического образования у судебного приставаисполнителя; б) четкое нормативное закрепление его компетенции; в) полное отражение должностных полномочий в должностном регламенте судебного пристава; г) постоянное совершенствование знаний судебного пристава, изучение им практики применения норм права в установленной сфере; д) получение дополнительного профессионального образования судебным приставом; е) обеспечение плодотворного сотрудничества в подразделениях судебных приставов начинающих и опытных работников.

Обязательность требований судебного пристава (ст. 14 Закона о судебных приставах; ст. 6 Закона об исполнительном производстве). Судебный пристав является представителем государственной власти. Выполняя возложенные на него функции, действуя в публичных интересах, он наделен соответствующими исполнительнораспорядительными полномочиями: получает при совершении исполнительных действий необходимую информацию; входит в помещения и хранилища, занимаемые должниками; арестовывает, изымает имущество; вызывает граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве, и т.д. Соответственно другая сторона публичных правоотношений обязана выполнять законные требования судебного пристава. В противном случае государственно-властный механизм как средство обеспечения установленного порядка в обществе работать не будет.

Принцип взаимодействия с иными органами публичной власти и организациями независимо от их формы собственности и организационной подчиненности означает сотрудничество судебных приставов с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также с организациями независимо от их формы собственности и организационной подчиненности, совершение совместных действий указанными субъектами права в пределах их компетенции, направленных на обеспечение своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, находящихся у судебного пристава-исполнителя. Без обмена информацией и плодотворного сотрудничества с иными органами публичной власти и организациями деятельность судебных приставов невозможна.

Принцип ответственности является гарантией добросовестного отношения судебных приставов к возложенным на них полномочиям. Он проявляется в виде реального наступления неблагоприятных последствий за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей, в неотвратимости мер дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной, уголовно-правовой ответственности.

К принципам организации деятельности судебных приставов относятся: федерализм; иерархичность; равный доступ граждан для замещения должности судебного пристава и равные условия ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами; стабильность государственной службы судебного пристава; защищенность от неправомерного вмешательства в профессиональную служебную деятельность судебного пристава.

Федерализм является важнейшим принципом основ конституционного строя РФ, построения и функционирования системы государственной службы. В организации деятельности судебных приставов он проявляется как концепция, позволяющая обеспечить единство государственной власти в условиях административнотерриториального деления РФ, и заключается в том, что деятельность судебных приставов осуществляется только на уровне Российской Федерации в лице центрального аппарата ФССП России и ее территориальных органов в субъектах РФ, поскольку ФССП России является федеральным органом государственной власти, а вопросы федеральной государственной службы отнесены Конституцией РФ к ведению Российской Федерации.

Иерархичность организации деятельности судебных приставов заключается в механизме управления, при котором управленческие отношения строятся на основах централизации и проявляются в подчиненности нижестоящих судебных приставов вышестоящим: судебных приставов структурных подразделений территориальных органов ФССП России старшему судебному приставу — начальнику структурного подразделения судебных приставов (его заместителю), который подчиняется главному судебному приставу субъекта РФ (его заместителю), который, в свою очередь, подчиняется главному судебному приставу РФ (его заместителю).

Принцип равного доступа граждан для замещения должности судебного пристава и равных условий ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами, заключается в том, что все граждане РФ, отвечающие требованиям, предъявляемым законом к кандидату для замещения должности судебного пристава, имеют равный доступ к государственной службе для замещения данной должности. Запрещена дискриминация при поступлении на государственную службу по признакам социальной, расовой, национальной, религиозной принадлежности. Общие требования связаны с цензом гражданства, языковым цензом, специальными квалификационными требованиями. Реализацию данного принципа обеспечивает поступление на службу и продвижение по службе судебного пристава по конкурсу.

Принцип стабильности государственной службы судебного пристава необходимо рассматривать прежде всего как стабильность организации службы, где под стабильностью понимается постоянство государственно-служебных отношений. В то же время ввиду чрезмерной нагрузки, невысокого денежного содержания, отсутствия социальных льгот наблюдается недостаточность кадрового состава судебных приставов, их текучесть. Особенно судебных приставов не хватает в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург и др., где средний уровень доходов населения выше, чем в других городах РФ. ФССП России решает эту проблему путем введения должностей обеспечивающих специалистов, на которых возложены полномочия по информационносправочному обеспечению и ведению делопроизводства с целью облегчить нагрузку судебных приставов-исполнителей. Необходимо отметить, что данный принцип еще только предстоит полностью реализовать на практике.

Защищенность от неправомерного вмешательства в профессиональную служебную деятельность судебного пристава. Данный принцип означает: судебный пристав — должностное лицо, действующее на основе закона, и никто, кроме уполномоченных органов и должностных лиц в рамках установленной государственной системы управления деятельностью судебных приставов, не вправе вмешиваться в его профессиональную служебную деятельность, влиять на принятие им решения.

Служба судебных приставов становится полноценной силовой структурой. Ее сотрудники получат офицерские звания и соцпакет, как в других правоохранительных органах.

При этом усиливаются и требования к самим судебным приставам. Возможно, гражданскому обществу будет приятно узнать, что теперь фактически вводится персональная финансовая ответственность приставов за ошибки перед людьми. Если по вине судебного исполнителя человек понесет потери, казна возместит по суду убытки, а потом взыщет деньги с виновного офицера.

— Судебные приставы имеют полномочия, схожие с теми, что имеет полиция, — подчеркивает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — Однако до сих пор не было точной законодательной ясности, кем именно являются судебные приставы, их нельзя назвать в чистом виде гражданскими служащими, тем не менее они не являются и военнослужащими. Не было у них и того статуса, которым обладают сотрудники правоохранительных структур: прокуратуры, полиции и т.п.

Между тем судебные приставы работают в самых чувствительных для граждан областях: деньги и отношения. Вселить по решению суда нелюбимую невестку к родне бывшего мужа? Судебные приставы придут и проведут принудительно новоселье, как бы кто ни возражал. Заставить ветреного отца отдать деньги, который он собирался прогулять? Вопросом также займутся судебные приставы.

У многих уже вошло в привычку перед отпусками проверять себя по базам должников, чтобы потом не рвать волосы на границе из-за того, что пограничники обнаружили вашу фамилию в списках невыездных. Официальные уведомления не всегда доходят, и лучше самостоятельно держать руку на пульсе.

Работу, которая возложена на приставов, могут делать только дисциплинированные профессионалы. Те, кто знает, умеет и отвечает за свои действия. Поэтому закон, с одной стороны, вводит привлекательный соцпакет, чтобы достойные кадры приходили и оставались подольше.

С другой стороны, предусматриваются серьезные ограничения. Судебным приставам нельзя будет иметь двойное гражданство. Не наденут мундиры на судимых. Регулярно сотрудников ведомства будут проверять на алкоголь и наркотики.

Фактически вводится персональная финансовая ответственность пристава за ущерб, причиненный гражданам из-за его ошибки

Более того, в службе судебных приставов появится свой кодекс этики, обязательный к исполнению. За нарушение будут строго наказывать вплоть до увольнения.

Эксперты не исключают, что будущие этические нормы заставят приставов придерживаться строгих правил и в быту, никаких фривольных фото в Сети.

Поэтому не исключено, что в будущем какой-нибудь лейтенант долговой службы лишится погон из-за пьяного дебоша на людях, а капитан останется без звезд после того, как нецензурно обругает должников. Вежливость офицерам обязательна.

Закон вступает в силу с будущего года. Реформа затронет почти 62 тысячи человек. Зарплата сотрудников ведомства будет увеличена. По расчетам экспертов, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в будущем году более 6,2 миллиарда рублей. Появится льготный возраст выхода на пенсию после 20-25 лет выслуги.

Главный судебный пристав РФ Дмитрий Аристов получит генеральские погоны. Фото: Сергей Михеев/ РГ

«Принятый закон позволит повысить социальную защищенность сотрудников службы судебных приставов, а значит, укрепит кадровый состав ведомства. Это позволит службе более эффективно решать возложенные на нее задачи, — подчеркивает председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — Закон детально регламентирует порядок прохождения службы судебными приставами и повышает статус сотрудников ведомства».

Одно из важных нововведений: закон предусматривает возможность регрессных исков к приставам. Такие иски будет вправе предъявить руководство ведомства к тем сотрудникам, по чьей вине из казны была выплачена компенсация гражданину или организации. Допустим, судебный пристав не снял вовремя ограничение на выезд за границу, и у человека сгорела путевка. Он вправе подать иск к службе судебных приставов. Казна возместит убытки. А потом выставит через суд счет уже непосредственно тому офицеру, который допустил оплошность.

Например, за восемь месяцев этого года суды общей юрисдикции удовлетворили 295 исков к службе судебных приставов, когда вред был нанесен из-за действий судебных исполнителей, взыскано 377,5 миллиона рублей.

Как подчеркивает советник Федеральной палаты адвокатов РФ Александр Боломатов, норма о регрессном иске подразумевает ответственность пристава именно перед службой судебных приставов, а по большому счету — перед казной.

«Можно предположить, что суды будут с большей готовностью удовлетворять требования к ФССП при наличии незаконных действий или бездействий приставов, имея в виду, что денежное требование в дальнейшем будет обращено лично к приставу», — подчеркивает Александр Боломатов.

По его словам, ограничений по сумме регрессных исков закон не предусматривает.

Многие эксперты подчеркивают, что хотя служба судебных приставов перестает быть чисто гражданской структурой, она не превращается в копию МВД. Но статус службы в любом случае значительно усиливается.

Закон предусматривает право судебных приставов на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Но это право не абсолютно.

Применять физическую силу и оружие могут только судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Это, если говорить проще, силовые подразделения службы судебных приставов. Силу, в том числе боевые приемы борьбы, можно применять для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо задержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава.

За восемь месяцев этого года суды взыскали в пользу граждан 377,5 миллиона рублей компенсации за ущерб по вине приставов

Специальные средства, те же дубинки, можно пускать в ход, например, для защиты судей, если кто-то из участников процесса решил напасть на человека в мантии. Если надо принудительно доставить человека в суд или к приставу-исполнителю, сотрудники силового блока ведомства также вправе применить специальные средства. Но только в том случае, если гражданин не идет добровольно.

Порядок обеспечения судебных приставов огнестрельным оружием, перечень видов огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и специальных средств, состоящих на вооружении судебных приставов, определяются правительством.

Судебных приставов-исполнителей часто путают с коллекторами. Есть ли основания для этого?

Средняя заработная плата: 25000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 37% Оплачиваемость 40% Конкуренция 67% Входной барьер 40% Перспективы 50%

Судебный пристав-исполнитель – это государственный служащий, который обеспечивает исполнение постановлений и решений суда в принудительном порядке.

История профессии

Государственные служащие, исполнявшие примерно те же обязанности, что и современные судебные приставы-исполнители, существовали в Новгородской и Псковской землях еще в далеком XII веке, они назначались на должность князем или избирались на вече. В письменных источниках Московского государства эта профессия впервые упоминается на стыке XV-XVI веков, тогда должность исполнителя называлась по-разному: княжеские слуги, мечники, отроки, приставы. Они были влиятельными и уважаемыми людьми.

Полномочия приставов четко прописаны в Соборном уложении 1649 года. Они должны были вручать повести, обеспечивать доставку ответчика в суд, изымать доказательства, охранять правонарушителя, с которого взимались причиненные им убытки. Если преступник бежал, то убытки взыскивались с нерадивого исполнителя.

После некоторого перерыва, когда функции приставов выполняли полицейские, в 1864 году служба была восстановлена. Теперь судебные приставы-исполнители принимали присягу, имели форму и несли ответственность за поддержание порядка всеми участниками в ходе судебного заседания. Если виновные препятствовали исполнению приставом его законных обязанностей, то могли оказаться на каторге или в сибирской ссылке. В Российской империи конца XIX — начала XX столетия институт приставов считался наиболее детально проработанным в мире.

В советские времена и на заре независимой России эти обязанности выполнялись представителями органов внутренних дел, и лишь в 1997 году были приняты Законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах». Таким образом, судебные приставы-исполнители снова были возвращены в правовое поле России.

Описание и характеристика профессии

Судебные приставы — это состоящие на службе у государства сотрудники Федеральной службы судебных приставов РФ. Все они по своим задачам делятся на два вида:

  • приставы, охраняющие здание суда, организующие пропускной режим в служебные помещения и следящие за порядком в ходе заседаний;
  • судебные приставы-исполнители, обеспечивающие выполнение актов суда и прочих уполномоченных органов.

Не все точно представляют себе, в чем заключается деятельность судебного пристава. Люди, заключая различные договора, не всегда их выполняют, поэтому нередко решать, кто прав, а кто виноват, вынужден судья. Но принятие судом решения еще не означает, что проигравшая сторона сразу же погасит свои долги. Если ответчик не выполняет постановление суда, то выдается исполнительный лист, в соответствии с которым судебные приставы-исполнители получают право взыскать долг принудительно.

Исполнительный лист через канцелярию поступает к приставу, за которым закреплена территория, где проживает должник. Сотрудник, получив лист, возбуждает производство, вносит информацию об этом в электронную базу данных и заводит дело. Постановление о начале производства отсылается обеим сторонам.

После этого задача исполнителя – добиться выполнения решения суда. Для этого он приглашает к себе должника на беседу, чтобы обсудить варианты погашения долга. Обязательно готовятся запросы в разные инстанции с целью определить место работы и имущественное положение должника, наличие у него банковских счетов. Если должник не является на прием, то пристав идет к нему на дом. Он может арестовать имущество, наложить штраф, взыскать исполнительский сбор, запретить выезжать за рубеж, составить административный протокол и т.д.

Конфликтные ситуации при общении с должниками – это обычная практика в работе приставов. Приходится общаться с асоциальными элементами, скандальными типами, очень бедными людьми, которым нечем уплатить долг, или очень богатыми гражданами, которые его просто принципиально не желают платить. Нередко при выходе по месту жительства исполнителя сопровождает охрана.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Еще несколько лет назад, чтобы стать судебным приставом, достаточно было окончить колледж, но с 2014 года от соискателей должности судебных приставов-исполнителей требуется обязательное высшее образование экономического или юридического профиля. Лучше всего получить образование широкого профиля, например:

Для поступления на юридическую специальность нужно предоставить приемной комиссии результаты ЕГЭ по истории, обществознанию и русскому языку, для будущих экономистов вместо истории понадобится математика.

В большинстве университетов можно найти подходящую специальность юридического или экономического профиля. Остановимся на некоторых из них:

  • Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток) готовит экономистов широкого профиля для различных направлений деятельности, а также правоведов для юридического консультирования организаций и граждан и решения правовых вопросов различного характера.
  • Санкт-Петербургский государственный университет имеет экономический и юридический факультеты. Вуз является одним из старейших в нашей стране, он имеет свыше 450 партнеров среди зарубежных университетов и дает возможность получать качественные знания и заниматься наукой.
  • Новосибирский национальный исследовательский государственный университет дает образование, которое направлено на практическое применение в реальной жизни.
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Это крупнейший вуз, в котором можно получить диплом по всем основным направлениям знаний.
  • Сибирский федеральный университет (г. Красноярск) является одним из крупнейших вузов Сибири, поставляющим кадры в разные сферы деятельности.

Среди специализированных вузов стоит отметить:

  • Хабаровский государственный университет экономики и права;
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
  • Воронежский экономико-правовой институт;
  • Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова;
  • Всероссийский государственный университет юстиции МИД России.

Конкретного указания специальности, которую должен иметь пристав, в нормативных документах нет, поэтому подойдет любой диплом, где будет указано «Право» или «Экономика».

Профессиональные обязанности

Федеральный закон «О судебных приставах» четко описывает круг обязанностей сотрудников исполнительной службы:

  • принятие мер к максимально полному и быстрому выполнению разных исполнительных документов;
  • рассмотрение ходатайств и жалоб сторон относительно исполнительного производства и вынесение постановлений;
  • работа со сторонами, предоставление им копий нужных документов;
  • получение нужных для работы данных должника персонального свойства и их обработка;
  • розыск человека, по которому открыто исполнительное производство, поиск его имущества, если же в листе содержится требование относительно передачи ребенка, то розыск этого ребенка;
  • выполнение производства по делам, связанным с административными правонарушениями;
  • информирование непосредственного руководства, если в процессе работы выявляет преступление.

Исполнители, которые занимаются выполнением указаний исполнительного листа, обладают рядом прав:

  • получать от различных органов нужную информацию, в т. ч. личного характера;
  • проводить проверку предприятий, где работает должник, относительно выполнения исполнительных документов;
  • входить и осматривать хранилища и помещения, принадлежащие должнику или временно использующиеся ним;
  • арестовывать, изымать и в соответствии с законом продавать имущество ответчика;
  • арестовывать хранящиеся в банках или на счетах ответчика денежные средства в объеме, обозначенном в исполнительном листе;
  • объявлять розыск ответчика, его детей или имущества;
  • вызывать для беседы должностных лиц и задолжавших граждан;
  • обращаться при необходимости за помощью к силовым органам.

Вместе с тем, сотрудник, который занимается выполнением решения суда – это не рэкетир. У него нет права угрожать должнику, проникать в жилье силой, рыться в вещах, открывать шкафы. Ему нельзя требовать оплаты исполнительского сбора до погашения основного долга, арестовывать имущество, не подлежащее взысканию, отказывать в знакомстве с материалами дела.

Пристав может прийти к должнику не раньше 6 часов утра и не позже 10 часов вечера и только в рабочие дни. Он должен быть одет по форме, иметь при себе оригинал исполнительного листа и служебное удостоверение.

Кому подходит

Профессия «судебный пристав-исполнитель» доступна гражданам России в возрасте 21 года и старше с высшим образованием юридического или экономического профиля, соответствующими деловыми качествами и позволяющим выполнять данную работу состоянием здоровья. Сотрудником ФССП может быть мужчина или женщина, хотя, если женщина устроилась на эту должность, то ей придется нелегко. Требований к стажу работы нет, но у претендента не должно быть судимостей (даже погашенных), а также долгов.

В части профессиональных знаний и навыков исполнитель должен:

  • глубоко владеть законодательной базой по своему вопросу;
  • знать, что такое делопроизводство, и уметь составлять запросы и другие официальные бумаги;
  • разбираться в том, какой государственный орган или коммерческая организация может предоставить нужную информацию;
  • четко следовать нормам закона при исполнении своих обязанностей.

Работать судебным приставом очень непросто, ведь эта профессия сопряжена с эмоциональными перегрузками. Соискателю должности не обойтись без таких личных качеств, как:

  • терпение, сдержанность и стрессоустойчивость;
  • психическая и физическая выносливость;
  • настойчивость в достижении цели и находчивость;
  • чувство такта и умение общаться с разными людьми, даже самыми неприятными;
  • смелость и самообладание в сложных ситуациях;
  • умение быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях;
  • ответственность и трудолюбие;
  • понимание человеческой психологии.

Важно в такой сложной работе не нарушать закон. Должник может пожаловаться вышестоящему руководителю пристава на бездействие или же не вполне законные действия его подчиненного, а также обратиться в суд. Кроме того, надзор над деятельностью приставов осуществляет прокуратура. За проступок можно получить дисциплинарное взыскание или даже быть уволенным с должности.

Несмотря на статус госслужащих, в структурах ФССП наблюдается высокая текучка кадров. Это вызвано множеством факторов, главными из которых является невысокая зарплата и недофинансирование органа. Огромная загрузка на работе (иногда пристав может вести до 5 тысяч дел одновременно) приводит к тому, что сотрудники вынуждены буквально ночевать на работе. Большое количество бумаг и бюрократический подход к делу тоже не способствуют нормальной деятельности. Ну, а общение с недовольными, рассерженными или несчастными должниками нередко делает работу просто невыносимой.

Заработная плата

Зарабатывают судебные исполнители немного: в среднем по России около 20 тысяч рублей в месяц. Сюда входит должностной оклад, надбавки за стаж и особые условия службы. Увеличить доход может премия за выполнение плана по исполнительным листам, размер ее в каждом округе разный.

В Москве исполнитель может получать 30-50 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге – 25-30 тысяч рублей. Больше платят в отдаленных регионах со сложными климатическими условиями (Магаданская область, Чукотский АО, Камчатский и Красноярский край) – 30-40 тысяч рублей.

Относительно невысокий доход приставов несколько компенсируется дополнительными льготами, которые им предоставлены:

  • оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 дней, который в зависимости от выслуги лет может быть продлен еще на 10 дней, еще 3 дня добавляется за ненормированный рабочий день;
  • во время выполнения своих обязанностей бесплатный проезд в транспорте;
  • страхование жизни и здоровья за государственный счёт в 180-кратном размере от величины их среднемесячной зарплаты. Если при исполнении предусмотренных обязанностей пристав утратит трудоспособность, единовременная выплата может достигать почти миллиона рублей.

Как построить карьеру

Карьерные перспективы службы заключаются в росте сотрудника ФССП по служебной лестнице. Все должности в этом органе делятся на 5 групп: младшая, старшая, ведущая, главная и высшая. В соответствии с этим все сотрудники имеют классные чины гражданской государственной службы, а если есть юридическое образование – еще и классные чины юстиции.

Продвижение по службе с ФССП мало отличается от такого же процесса в других государственных органах. При назначении на более высокую должность принимается во внимание стаж работы, трудовые достижения, уровень образования. Опыт работы приставом может помочь устроиться на другие смежные специальности в государственном или частном секторе.

Перспективы профессии

Из-за высокой текучки кадров в разных региональных отделениях ФССП постоянно требуются сотрудники. Однако перед тем как устроиться туда, необходимо трезво взвесить, насколько эта работа подходит именно для вас. Если кандидата не пугает перспектива постоянно находиться между молотом и наковальней в лице сторон производства и контролирующих органов, то можно смело нести документы в отдел кадров.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы установлены статьей 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В их число входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Отнесение должностей гражданской службы к определенным категориям и группам должностей гражданской службы закреплено Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Данное требование не применяется:

— к гражданам, претендующим на замещение данной должности гражданской службы, и гражданским служащим, замещающим данную должность, получившим высшее профессиональное образование до 29.08.1996;

— к гражданским служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на данную должность до 01.07.2016.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы необходимо наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Особые требования предъявляются статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» к лицам, назначаемым на должности гражданской службы судебных приставов, которые в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Приказом ФССП России от 07.03.2018 № 80 установлены требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава.

Для замещения должности судебного пристава (за исключением судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов) необходимо наличие высшего образования по следующим специальностям и (или) направлениям подготовки:

«Экономика и управление»;

«Юриспруденция».

Для замещения должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов необходимо наличие среднего профессионального или высшего образования

по следующим профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки:

«Математика и механика»;

«Компьютерные и информационные науки»;

«Информатика и вычислительная техника»;

«Информационная безопасность»;

«Электроника, радиотехника и системы связи»;

«Оружие и системы вооружения»;

«Авиационная и ракетно-космическая техника»;

«Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники»;

«Психологические науки»;

«Экономика и управление»;

«Юриспруденция»;

«Образование и педагогические науки»;

«Языкознание и литературоведение»;

«Физическая культура и спорт»;

«Военное управление»;

«Обеспечение государственной безопасности».

Требование о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава

не применяется к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до 01.01.2018, до назначения на новую должность

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы», с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 12.10.2017 № 478, и составляют для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу;

г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направления подготовки.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Должность гражданской службы

Группа, категория должности гражданской службы

Образование

Квалификационные требования к стажу работы

Директор Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации

высшая, «руководители»

высшее образование

не менее 4 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Первый заместитель директора Федеральной службы судебных приставов – первый заместитель главного судебного пристава Российской Федерации

высшая, «руководители»

высшее образование

не менее 4 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Заместитель директора Федеральной службы судебных приставов – заместитель главного судебного пристава Российской Федерации

высшая, «руководители»

высшее образование

не менее 4 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Начальник управления

главная, «руководители»

высшее образование

не менее 2 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Заместитель начальника управления

главная, «руководители»

высшее образование

не менее 2 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Помощник директора

главная, «помощники

(советники)»

высшее образование

не менее 2 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Советник директора

главная, «помощники

(советники)»

высшее образование

не менее 2 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Начальник отдела федеральной службы

ведущая, «руководители»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Заместитель начальника отдела федеральной службы

ведущая, «руководители»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Начальник отдела

ведущая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов – главном судебном приставе Российской Федерации

ведущая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Заместитель начальника отдела

ведущая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Советник

ведущая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Ведущий консультант

ведущая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Консультант

ведущая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Ведущий специалист 3 разряда

ведущая, «обеспечивающие специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Главный специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при директоре Федеральной службы судебных приставов – главном судебном приставе Российской Федерации

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Ведущий специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Старший специалист 1 разряда

старшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Старший специалист 2 разряда

старшая «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Старший специалист 3 разряда

старшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Специалист 1 разряда

младшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Специалист 2 разряда

младшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Должность гражданской службы

Группа, категория должности гражданской службы

Образование

Квалификационные требования

к стажу работы

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ

Руководство

Руководитель террито-риального органа Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации

главная «руководители»

высшее образование

не менее 2 лет стажа гос. гражд. службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки

Заместитель руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов – заместитель главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации

ведущая, «руководители»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Помощники (советники)

Помощник руководителя

ведущая, «помощники

(советники)»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Отделы

Начальник отдела

ведущая, «руководители»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Заместитель начальника отдела

ведущая, «руководители»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Главный специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Судебный пристав

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Ведущий специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Старший специалист 1 разряда

старшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Структурные подразделения

Специализированный, межрайонный, городской, районный отделы судебных приставов

Начальник отдела – старший судебный пристав

ведущая, «руководители»

высшее юридическое образование

без предъявления требования к стажу

Старший судебный пристав

ведущая, «специалисты»

высшее юридическое образование

без предъявления требования к стажу

Заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава

ведущая, «руководители»

высшее юридическое образование

без предъявления требования к стажу

Начальник отдела

ведущая, «руководители»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Заместитель начальника отдела

ведущая, «руководители»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Главный специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Ведущий специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Специалист-эксперт

старшая, «специалисты»

высшее образование

без предъявления требования к стажу

Судебный пристав-исполнитель

старшая, «специалисты»

среднее общее, среднее профессиональное или высшее образование

без предъявления требования к стажу

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов

старшая, «специалисты»

среднее общее, среднее профессиональное или высшее образование

без предъявления требования к стажу

Старший специалист 2 разряда

старшая «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Старший специалист 3 разряда

старшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Специалист 1 разряда

младшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Специалист 2 разряда

младшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Специалист 3 разряда

младшая, «обеспечивающие специалисты»

профессиональное образование

без предъявления требования к стажу

Время создания/изменения документа: 26 июня 2011 15:53 / 23 апреля 2018 11:56

Версия для печати

Добавить комментарий