Судебный процесс эклога

При рассмотрении правового статуса отдельных фи­зических лиц необходимо отметить (на основе ряда по­ложений Эклоги) его качественные изменения по срав­нению с правом Древнего Рима. С одной стороны, под влиянием христианства существенно изменился инсти­тут рабовладения, произошла его «гуманизация». Так, в VIII титуле Эклоги содержится перечень способов осво­бождения рабов на волю, который значительно шире, чем в Дигестах Юстиниана; при назначении наказания за преступление, согласно титулу XVII, степень ответ­ственности, как правило, не зависела от социального статуса преступника и потерпевшего; и пр.

С другой стороны, характерна большая дифференци­ация внутри свободного населения, о чем свидетельству­ет содержание XIV титула «О свидетелях».

Значительное число статей Эклоги посвящено воп­росам брачно-семейного права. И это не случайно. Хри­стианство, ставшее государственной религией с 337 г., принесло с собой качественно новое понимание брака как союза нерасторжимого и освященного Богом.

Несмотря на то, что постановления Церковных собо­ров, касающиеся брачно-семейных отношений, обрели силу закона уже в Новеллах Юстиниана, именно в Эк­логе христианский брак впервые получает подробную правовую регламентацию.

Нормы брачно-семейного права открывают документ, они содержатся в I—III титулах Эклоги.

Нововведением Эклоги стало закрепление в ней ин­ститута обручения, представляющего собой формальный двусторонний договор между семьями жениха и невесты. Этому институту специально посвящен I титул. Студенту следует рассмотреть условия действительности, порядок заключения данного договора и, главное, правовые по­следствия его расторжения.

Эклога закрепляет различные способы заключения брака. Как правило, брак заключался в письменной форме при свидетелях, о чем свидетельствуют ст. 1, 4 титу­ла II. Несмотря на то, что Эклога запрещает различные формы половой распущенности (титул XVII, ст. 19—23), она предусматривает возможность возникновения пра­вовых последствий и при фактическом браке. В этом со­стоит существенное отличие брачно-семейное права по Эклоге от более позднего византийского права, допус­кающего брак лишь с благословения Церкви. (Правда, и в самой Эклоге подобный фактический брак, очень по­хожий на конкубинат по римскому праву, рассматрива­ется скорее как исключение из правил, нежели как нор­ма, на что прямо указывает содержание ст. 9 титула II.)

Студент должен перечислить основные условия дей­ствительности брака: достижение брачного возраста, от­сутствие кровного родства и др., сравнив при этом по­ложения титула II Эклоги с соответствующими предписаниями римского права.

Эклога рассматривает брак отчасти и как договор, поэтому здесь подробно регламентируются имуществен­ные отношения между супругами. При этом главное вни­мание Законодателя уделяется институтам приданого и предбрачного дара (титул II, ст. 4—8, 11). (Ученые пола­гают, что в этом также проявилось влияние права вос­точных провинций государства.)

Особенностью брачно-семейного права в Эклоге яв­ляется резкое ограничение оснований к разводу, хотя в целом она допускает развод — несмотря на то что, с точ­ки зрения христианства, брак нерасторжим («кого Бог соединил, человек да не разлучает» (Евангелие от Мат­фея, 19:6). Студенту надлежит не только перечислить все те случаи, при которых возможно расторжение брака как по инициативе мужа, так и по инициативе жены, содер­жащиеся в ст. 14—15 титула II Эклоги, но и сравнить их с соответствующими положениями римского права.

Наиболее обширным и детализированным в Эклоге был титул, посвященный преступлениям и наказаниям. Под влиянием углубляющихся социальных противоречий в уголовное право было внесено много новых положений, отразивших усиление государственной репрессии. Не случайно именно данный титул Эклоги получил наибольшую известность и неизменно использовался в последующих законодательных сводах Византии.

В Эклоге предусматривалось преследование государственных преступников: перебежчиков к врагу, фальшивомонетчиков. Особо была выделена статья, где говорилось о лицах, поднимающих восстание против императора или же участвующих в «заговоре против него или против государства христиан». Такие лица рассматривались как намеревающиеся «все разрушить», а поэтому их «в тот же час должно предать смерти». Много внимания законодатель уделил также преступлениям против христианской религии. Суровым наказаниям подлежали лица, дающие ложную клятву на «божественных евангелиях», поднимающие руку на священника во время молитвы, отрекшиеся в плену от «непорочной христианской веры», колдуны, знахари, изготовители амулетов, приверженцы враждебных христианству религий, участники языческих или еретических движений.

Эклога предусматривала наказания за убийство и телесные повреждения, нанесенные в драке, причем наказание дифференцировалось в зависимости от того, были эти преступления предумышленными или непредумышленными. Так, «если кто-либо бил своего раба плетьми или палками и раб умер, то не осуждается господин его как убийца». Ответственность хозяина возникала только в случае предумышленного, убийства раба.

В Эклоге перечисляется также ряд имущественных преступлений: кража, грабеж, уничтожение чужого имущества, поджог, разграбление чужих могил. Но большинство ее статей было посвящено преступлениям, посягающим на установленный государством и освященный церковью строй семейных и нравственных отношений. Среди них выделяются: кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, вступление в связь с монахиней, крестницей, девушкой, скотоложство, вытравление плода.

Разработанной и более жестокой была система наказаний. Достаточно часто в Эклоге предусматривалась смертная казнь. Но особенно утонченной была система членовредительских и телесных наказаний, которые в классическом римском праве применялись главным образом к рабам, а теперь были распространены и на свободных людей: отрезание носа, вырывание языка, отсечение руки, ослепление, оскопление и т.п. Были известны позорящие наказания (например, острижение бороды и волос), а также конфискация имущества.

По некоторым преступлениям характер наказания в Эклоге определялся в зависимости от социального положения виновного. Так, для сановных лиц за связь с чужой рабыней полагался крупный штраф. За это же преступление «простой человек» подлежал не только штрафу, но и сечению плетьми. Дифференцировались также наказания за связь с девушкой «без ведома ее родителей»: для лиц «состоятельных», лиц «среднего благосостояния», а также для «бедных и неимущих». Если первые должны были выплатить соблазненной компенсацию, размер которой зависел от их положения, то последние подвергались порке, острижению и высылке. Однако в подавляющем большинстве других статей уголовная ответственность не ставилась в зависимость от социального положения виновного лица. По мнению ряда исследователей, в этом проявилось стремление создателей Эклоги несколько смягчить социальные контрасты.

Экло́га (от греч. εκλογή — выбор) — краткий свод византийского законодательства (лат. Ecloga Basilicorum). Представлял собой сокращённую выборку-компиляцию из кодификации императора Юстиниана (известной как Corpus juris civilis), а также последующих актов византийских императоров, с целью сделать законодательство более доступным для населения.

Эклога создана в эпоху правления императора Льва III Исавра в первой половине VIII века (предположительно в 726 году). В неё включены главным образом нормыобязательственного, семейного, наследственного, уголовного и уголовно-процессуального права.

Хотя в ней было закреплено рабство, она отражала более высокую ступень развития феодальных отношений, в частности, процедура отпуска рабов на волю значительно упрощалась. В целом, она отразила в себе изменения, произошедшие в общественной и политической жизни Византийской империи, приблизив законодательство к нормам христианской морали.

Эклога состоит из восемнадцати глав или титулов, посвящённых в основном вопросам гражданского права (займы, завещания, купля-продажа, арендные отношения и другие). Большое место уделено вопросам брака. XVII титул являет собой перечень наказаний за различного рода преступления.

Сборник законов Эклоги был весьма популярен в славянских странах, поэтому она оказала влияние на некоторые законодательные памятники славянских народов.

Например, некоторые положения Эклоги использовались в судопроизводстве Древней Руси X-XI веков.

Эклогу по праву можно считать первым законодательным актом государственного уровня, введшим христианские нормы в брачные отношения.

По мнению русского византиниста В. Г. Васильевского Эклога имеет первостепенное значение не только в истории римского права, но «в общей истории человечества».

Составители Эклоги сохранили из кодификации Юстиниана лишь небольшую часть правового материала, поэтому она состояла из 18 небольших титулов, некоторые из них включали только по одной статье. В самом подзаголовке к Эклоге указывалось, что она представляет собой сокращение и исправление «в духе большего человеколюбия» законодательства «великого Юстиниана». Иконоборческая фразеология Эклоги нашла свое отражение лишь в ее вводной части, где говорилось о необходимости руководствоваться «истинной справедливостью», а не высказывать «на словах восхищение» ею и даже предписывалось «на деле» отдавать предпочтение малоимущим и бедным. В Эклоге имелся специальный титул (VIII), посвященный рабам. Предусматривались некоторые случаи превращения в рабов свободных людей (например, дезертиров), но основной упор был сделан на новые способы и формы освобождения рабов (например, их отпуск на свободу в церкви и др.), что отражало развитие феодальных отношений.

В Эклоге в полной мере проявилось влияние христианской религии и морали, и ссылки на Евангелие использовались для обоснования ряда правовых положений. Особенно глубоко христианские идеи проникли в брачно-семейное право (титулы I-VII). Эклога ввела неизвестное ранее византийскому праву обручение (с 7 лет), которое требовало формально согласия самих обручающихся, а фактически в связи с их малолетством — родителей. Брачный возраст был установлен в 15 лет для мужчин и 13 — для женщин. Под воздействием христианской церкви было сокращено число законных поводов к разводу. Женщина, согласно христианкой морали, занимала подчиненное место в семье, но в отличие от классического римского права Эклога отразила тенденцию к выравниванию имущественного режима мужа и жены. Приданое и брачный дар, полученный женою, рассматривались не как собственность мужа, а как имущество, данное ему в управление. При наследовании по завещанию устанавливалась обязательная доля детей (не менее 1/3 части наследства), определялись семь разрядов наследников, к которым последовательно переходило имущество умершего при отсутствии завещания.

Титулы Эклоги, посвященные договорному праву (IX-XIII), из многочисленных сделок, рассмотренных в Своде законов Юстиниана, упоминают лишь куплю-продажу, заем, вклад (хранение), товарищество. В договор купли-продажи, заключаемый как в устной, так и в письменной форме, под влиянием греческого права был введен задаток. В договоре займа, вероятно в качестве уступки церковным догматам, было опущено упоминание о процентах, известных римскому праву. Кратко говорилось о таком важном институте, как наем, включавшем и аренду земли, которая могла предусматриваться на срок, не превышающий 29 лет. Очевидно, что сдача в аренду частных земель в Византии не получила распространения. Зато характерно упоминание в Эклоге о сдаче в аренду государственных, императорских и церковных земель с ежегодным взносом арендатором наемной платы.

Широкую разработку в Эклоге получил и другой типичный для развивающегося феодализма институт — эмфитевзис. Последний устанавливался как вечная или как ограниченная аренда «на срок до трех поколений, наследующих друг за другом по завещанию или без завещания». Лицо (эмфитевт), получившее эмфитевзис, как правило землю, обязано было уплачивать собственнику «без уверток» ежегодный взнос, а также заботиться о «сохранении и улучшении недвижимости». Если эмфитевт в течение трех лет не вносил обусловленную плату, то мог быть лишен предоставленной ему недвижимости.

Наиболее обширным и детализированным в Эклоге был титул XVII, посвященный преступлениям и наказаниям. Под влиянием углубляющихся социальных противоречий в уголовное право было внесено много новых положений, отразивших усиление государственной репрессии. Не случайно именно данный титул Эклоги получил наибольшую известность и неизменно использовался в последующих законодательных сводах Византии.

В Эклоге предусматривалось преследование государственных преступников: перебежчиков к врагу, фальшивомонетчиков и т.д. Особо была выделена статья, где говорилось о лицах, поднимающих восстание против императора или же участвующих в «заговоре против него или против государства христиан». Такие лица рассматривались как намеревающиеся «все разрушить», а поэтому их «в тот же час должно предать смерти». Много внимания законодатель уделил также преступлениям против христианской религии. Суровым наказаниям подлежали лица, дающие ложную клятву на «божественных евангелиях», поднимающие руку на священника во время молитвы, отрекшиеся в плену от «непорочной христианской веры», колдуны, знахари, изготовители амулетов, приверженцы враждебных христианству религий, участники языческих или еретических движений (в частности, манихеи и монтанисты).

Эклога предусматривала наказания за убийство и телесные повреждения, нанесенные в драке, причем наказание дифференцировалось в зависимости от того, были эти преступления предумышленными или непредумышленными. Так, «если кто-либо бил своего раба плетьми или палками и раб умер, то не осуждается господин его как убийца». Ответственность хозяина возникала только в случае предумышленного убийства раба («неумеренно его истязал, или отравил его ядом, или его сжег»).

В Эклоге перечисляется также ряд имущественных преступлений: кража, грабеж, уничтожение чужого имущества, поджог, разграбление чужих могил. Но большинство ее статей было посвящено преступлениям, посягающим на установленный государством и освященный церковью строй семейных и нравственных отношений. Среди них выделяются: кровосмешение, изнасилование, прелюбодеяние, вступление в связь с монахиней, крестницей, девушкой, скотоложство, вытравление плода и т.д.

Разработанной и более жестокой (даже по сравнению с законодательством Юстиниана) была система наказаний. Достаточно часто в Эклоге предусматривалась смертная казнь. Но особенно утонченной была система членовредительских и телесных наказаний, которые в классическом римском праве применялись главным образом к рабам, а теперь были распространены и на свободных людей: отрезание носа; вырывание языка, отсечение руки, ослепление, оскопление и т.п. Были известны позорящие наказания (например, острижение бороды и волос), а также конфискация имущества.

По некоторым преступлениям характер наказания в Эклоге определялся в зависимости от социального положения виновного. Так, по ст. 22 для сановных лиц за связь с чужой рабыней полагался крупный штраф. За это же преступление «простой человек»

подлежал не только штрафу, но и сечению плетьми. Дифференцировались также наказания за связь с девушкой «без ведома ее родителей»: для лиц «состоятельных», лиц «среднего благосостояния», а также для «бедных и неимущих». Если первые должны были выплатить соблазненной компенсацию, размер которой зависел от их положения, то последние подвергались порке, остриже-нию и высылке (титул XVII, ст. 29). Однако в подавляющем большинстве других статей уголовная ответственность не ставилась в зависимость от социального положения виновного лица. По мнению ряда исследователей, в этом проявилось стремление создателей Эклоги несколько смягчить социальные контрасты.

Социальное неравенство закрепляется в Эклоге и в тех ее положениях, которые посвящены доказательствам (титул XIV). Здесь прямо указывается, что «свидетели, имеющие звание, или должность, или занятие (или благосостояние), наперед считаются приемлемыми». Что же касается «свидетелей неизвестных», т.е. лиц низшего социального положения, то они, если данные ими показания оспаривались в суде, подвергались допросу под плетьми.

Чрезмерная сжатость Эклоги, отсутствие в ней таких важных вопросов, как способы приобретения и потери права собственности, давность и др., приводили к тому, что несмотря на ее большую практическую значимость, судам по целому ряду дел в последующем приходилось обращаться непосредственно к кодификации Юстиниана.

Основные черты византийского права. Византийское право – значительное явление в мировой правовой культуре. В его развитии можно выделить некоторые особенности.

Во-первых, право средневековой Византии сложилось под непосредственным влиянием римского классического права, которое было приспособлено к условиям феодализации империи. Заслуга византийских юристов состояла не только в том, что они сохранили античные правовые традиции и культуру, но и соединили их с духовными ценностями христианства.

Во-вторых, логика развития византийского права состояла в адаптации к потребностям постоянно меняющейся социальной ситуации свода законов Юстиниана, дополнения его нормами обычного и канонического права.

В-третьих, назначение права, по Юстиниану, состояло в укреплении монархии: «Безопасность государства зиждется и укрепляется оружием и законами… благодаря им возвысились римляне. Так было в прошлом, так и будет и впредь».

В-четвертых, высокие моральные максимы, вносимые в официальное законодательство и преследующие цель исправить его «в духе большего человеколюбия», на практике часто не имели ничего общего с «истинной справедливостью» и отличались особой жестокостью в применении норм права в отношении малоимущих. Однако утверждение справедливости в духе христианской морали, постулата естественного права о том, что все люди равны, оказало существенное влияние на последующее развитие права. В этом смысле византийское право стало основным источником рецепции римского права в Средние века.

В-пятых, правовые кодификации в Византии сочетались с гибкой регламентацией меняющейся жизни феодализирующегося византийского общества. Это позволяло говорить об укоренении в сознании населения идеи права, хотя внедрение этой идеи в умы людей осуществлялось подчас бесчеловечными и жестокими методами.

Система источников и основные институты. Постклассическое римское право было репетировано странами Западной Европы благодаря Кодексу Юстиниана. Он представляет собой крупнейшую правовую кодификацию, целью которой была систематизация римского права и адаптация его к новым условиям развития – формирования феодального уклада.

В 528 г. Юстиниан учредил комиссию в составе 16 человек во главе с эпархом столицы, известным юристом Трибонианом с целью осуществить реформу законодательства, создать единую систему законов империи. Через пять лет работы, к 534 г., комиссия подготовила собрание императорских указов Свод законов Юстиниана, или Кодекс Юстиниана, включающий в себя: 1) Дигест, или Пандект, представляющие собрание сочинений выдающихся юристов и комментарии действующего права; 2) Институцию – краткий учебник по общим началам юриспруденции, разъяснениям которой специальным указом была придана сила законодательного установления; 3) Кодекс – собрание императорских постановлений; 4) изданные после кодификации (565 г.) Новеллы – императорские установления самого Юстиниана.

Институт частной собственности принял окончательный вид. Был узаконен колонат. Кодекс Юстиниана рассматривал раба уже не как вещь – «говорящее орудие», а как человека. Хотя деление на рабов и свободных по-прежнему признавалось правомерным, для раба открывалось много возможностей освободиться: если он стал епископом, ушел в монастырь, стал солдатом. Раба было запрещено убивать, а убийство чужого раба влекло за собой жестокую казнь. Кроме того, в соответствии с кодификацией Юстиниана права женщины в семье были уравнены с правами мужчины. Однако законы карали смертью за оскорбление императора, даже повреждение его скульптурных изображений.

Одним из основных недостатков кодификации Юстиниана являлась сложность изложения и, как следствие, недоступность для основной массы населения. Это затрудняло ее применение в судебной практике. Потребности правоприменения делали необходимым переработку свода законов в более понятной форме и с учетом проникновения во все сферы жизни канонического права и обычаев. Необходимо было упростить сложную систему регулирования феодальных отношений путем создания более простого и доступного законодательного свода.

Эклога

Первым официальным сборником законов после юстиниановского периода стала «Эклога» (726 г.), что означает «избранные законы». Они регламентировали различные стороны жизни общества. Издание «Эклоги» предприняли император-иконоборец Лев III (717–741) и его сын-соправитель (цезарь) Константин V (741–775). Из кодификации Юстиниана была заимствована малая часть правового материала. Наибольшей реформации была подвергнута область процессуального права. Был провозглашен принцип равенства перед судом независимо от имущественного и социального положения, за исключением рабов, установлена безвозмездность суда для лиц, привлеченных к участию в судебных тяжбах.

Обязательственные отношения регламентировали многочисленные договоры: купли-продажи, аренды, займа, хранения, товарищества. Так, аренда земли не должна была превышать срок 29 лет, а договор устанавливал ежегодный взнос арендатора. Операции с куплей-продажей земли не упоминаются, поскольку земля находилась в собственности государства и общины. Широкое распространение «получил эмфитевзис – бессрочная аренда на срок до трех поколений» с обязательной уплатой ежегодного взноса. Арендатор лишается права пользования землей, если в течение трех лет не выплачивал взнос.

Семейно-брачные отношения испытали существенное влияние христианской морали. В «Эклоге» ограничены законные основания для развода, запрещались браки между близкими родственниками, формализован акт обручения путем установления юридической ответственности за нарушение обязательств.

«Эклога» впервые строго регламентировала разновидности оформления обручения, предоставления залогов и брачных даров. Брачный возраст был установлен в 15 лет для мужчин и 13 лет для женщин. Обручение было возможно с семи лет с согласия родителей.

Уголовное право. Значительную часть «Эклоги» составляют нормы уголовного права. Они квалифицируют новые составы преступлений: вероотступничество, клятвопреступление, нарушение святости алтаря и права церковного убежища, прелюбодеяние и кровосмешение и др. Преступления дифференцировались по объекту посягательства на государственные, имущественные, семейные, церковные, а по субъективной стороне – на предумышленные и непредумышленные. Ответственность наступала только при наличии вины.

Целями наказания были возмездие за нанесенный ущерб, а также устрашение. Наказания были жестокими: смертная казнь, разнообразная система членовредительства. Определение наказания зависело от социального статуса виновного. Так, за связь сановных лиц с чужой рабыней полагался крупный штраф, а простолюдин подлежал еще и сечению плетьми. Социальное положение сторон имело важное значение и при доказательстве виновности или невиновности. Показания «свидетелей неизвестных» подвергались сомнению. В этом случае применялись пытки. Процесс имел инквизиционную форму.

Чрезмерная сжатость «Эклоги» привела к необходимости ее дополнения. Наиболее значительным дополнением к «Эклоге» был Земледельческий закон (VIII в.), регулировавший отношения в крестьянской общине и отношения общины с государством. Он включал 85 статей о спорах: о границах земельных участков; распределении земельных участков по жребию; последствиях самовольной распашки земли; кражах имущества, скота – за них полагались не только имущественные санкции, но и телесные наказания и даже смертная казнь. Особо оговаривались подати в пользу государства.

Другим дополнением к «Эклоге» являлся Морской закон, получивший известность в Западной Европе как Родосский морской закон. Это был свод морских правовых обычаев. Он содержал правила, относящиеся к вождению судов, перевозке грузов и пассажиров, разделу прибылей и убытков между владельцем судна и собственником груза при его перевозке и т.п. «Эклогу» дополнял и Воинский закон, который регламентировал права и обязанности военачальников и стратиотов-крестьян, санкции за нарушения правил воинской службы. Следует заметить, что Земледельческий, Воинский и Морской законы представляли собой кодификацию норм обычного права.

«Эклога», составленная иконоборцами, была отменена в IX в. Василием I Македонянином. Он повелел переработать Свод законов Юстиниана и исключить из него устаревшие положения, сделать его кратким и доступным, охватывающим наиболее типичные случаи, подлежащие правовой регуляции. В 878 г. был издан «Прохирон» – «старые законы», сборник эдиктов императоров Македонской династии, содержащий компиляции из Дигест, Кодекса, Новелл Юстиниана, а также из «Эклоги». Он закрепил процесс оформления византийской автократии (самодержавия), упразднив остатки полисного самоуправления и законодательных функций Сената (синклита). Его несомненными достоинствами являлись простота и краткость изложения.

Более полную переработку действующего законодательства, начатую еще при Василии I и завершенную при Льве VI (886– 912), представляет кодификация, осуществленная под руководством известного юриста Симбация. Новый свод законов в 60 томах получил название «Василики» («Базилики») – «царские законы». Они восходили к Своду законов Юстиниана, но не прямо, а через комментарии, что позволило сделать их более доступными для населения. Кроме того, были включены только те фрагменты законов Юстиниана, которые имели практическую пользу. «Василики» регламентировали различные стороны публичной сферы (статус церкви, государственные должности и ранги, преступления и наказания), частных правоотношений (правовое положение свободных людей, крестьян, рабов, договоры). С конца XII в. «Василики» стали единственным действующим сводом византийского права империи.

Кроме имперского права можно выделить и партикулярные (частные) кодификации. В 912 г. была издана Книга Эпарха. Эпарх – градоначальник Константинополя, а его книга – это сборник законоположений, регламентирующих ремесло и производство в византийской столице. Следует заметить, что Книгу Эпарха можно рассматривать как сборник статутов городских коллегий, где в качестве законодателя выступают не органы самоуправления города, а государство. Книга Эпарха отражает активную роль государства, которое вмешивалось в экономику, осуществляя над ней повседневный правовой, административный и фискальный контроль. Население города было объединено в городские коллегии (корпорации), аналогичные западноевропейским цехам. Так, коллегии торговцев были более привилегированными, чем коллегии ремесленников. Некорпоративное ремесло не пользовалось защитой властей и преследовалось. Существовала еще корпорация специалистов наиболее важных профессий для государства (мистии). Корпорации не имели прав самоуправления: их внутреннюю жизнь определяли не столько члены объединений, сколько канцелярия эпарха. Ремесленники и торговцы не имели права занимать государственные должности и получать титулы. Корпоративное ремесло и торговля были тесно связаны с императорским дворцом, получали заказы от государства и церкви. Книга Энарха содержит важные разделы, касающиеся нотариата и делопроизводства, условия приема в корпорацию.

Добавить комментарий