1. Система судоустройства России до середины XIX в. строилась в соответствии с Учреждением о губерниях 1775 г. Судебные функции осуществляли как сложная система сословных судов, так и административные органы. В судопроизводстве продолжала использоваться теория формальных доказательств, отсутствовала гласность процесса, не было равенства сторон, ведение следствия и исполнение приговора были возложензд на полицейские органы.
Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство различных сословий, и 20 ноября 1864г. императором Александром II были утверждены и вступили в силу судебные уставы — основные акты судебной реформы:
*Учреждения судебных установлений;
* Устав уголовного судопроизводства;
*Устав гражданского судопроизводства;
* Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
2. Судебная реформа 1864 г. устанавливала новые принципы судоустройства и судопроизводства:
• отделение суда от администрации;
• создание четкой системы судебных инстанций;
• отделение предварительного следствия от судебного
• несменяемость судей и следователей;
• создание всесословного суда;
• равенство всех перед судом;
• введение присяжных заседателей;
• установление прокурорского надзора.
Реформа вводила такие институты буржуазного процесса, как устность, гласность, состязательность, равенство сторон, презумпция невиновности, апелляция и кассация.
3. Судебная система состояла из местных и общих судебных органов. Существовали также духовные, коммерческие и военные суды.
К местным судебным органам относились мировые судьи и съезды мировых судей.
Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Кандидаты в мировые судьи должны были отвечать ряду требований, в том числе высокому имущественному и образовательному цензу. Список кандидатов в мировые судьи санкционировался губернатором.
Деятельность мировых судей осуществлялась в пределах мировых участков, составлявших мировой округ (уезд и входящие в него города).
Мировые судьи округа образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для мировых судов.
Основаниями для рассмотрения дела в мировом суде являлись: жалоба частных лиц, сообщения полицейских и других административных органов, инициатива самого мирового судьи. Мировые судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным.
4. К общим судебным органам относились окружные суды и судебные палаты.
Окружные суды создавались на несколько уездов. В состав окружных судов входили председатель и члены суда, назначаемые императором по представлений министра юстиции. К кандидатам на эти судебные должности предъявлялся ряд требований: имущественный и образовательный ценз, стаж работы, соответствие классово-политическим требованиям и т. д.
Окружной суд рассматривал как гражданские, так и уголовные дела (в том числе с участием присяжных заседателей). Заседание суда проходило коллегиально: в нем участвовали председатель и два члена суда либо председатель и присяжные заседатели.
Проведение предварительного следствия возлагалось на судебных следователей, действовавших при окружных судах.
Судебные палаты создавались в качестве апелляционной инстанции по делам, рассматривавшимся окружными судами без участия присяжных заседателей, и первой инстанцией по наиболее важным делам (государственные, должностные, религиозные и другие преступления).
Судебные палаты учреждались по одной на несколько губерний, их общее число составляло 11 (позднее 14) на всю Россию. Палаты состояли из двух департаментов — гражданского и уголовного, которые возглавляли председатели. Председатели и члены судебных палат назначались императором по представлению министра юстиции.
При судебных палатах состояли прокуроры, следователи и присяжные поверенные.
5. Высшим судебным органам России оставался сенат. Он был кассационной инстанцией для всех судебных органов государства, а также судом первой инстанции по делам особой важности (государственные, должностные и другие преступления). Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности царским указом мог создаваться Верховный уголовный суд, который состоял из председателей департаментов Государственного совета и членов сената и возглавлялся председателем Государственного совета.
6. Судебная реформа 1864 г. устанавливала структуру и полномочия прокуратуры. Во главе прокуратуры, состоявшей при общих судебных органах и сенате, находился генерал-прокурор. Органы прокуратуры осуществляли надзор за судом, следствием и местами заключения, а также участвовали в судебном процессе в качестве стороны обвинения. Для замещения прокурорских должностей кандидат должен был отвечать ряду требований (политическая благонадежность и т. д.).
7. Судебной реформой учреждались:
— адвокатура (присяжные поверенные) — для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе;
— нотариат — для оформления и засвидетельствования сделок, актов, фактов, имеющих юридическое значение и т. д.
В ноябре 1864 г. было принято Учреждение судебных установлений, которое ознаменовало собой переход к новой судебной системев России.
В состав судебной системы согласно Учреждениям судебных установлений 1864 г. входили:
1) общие суды:
а) окружной судья;
б) судебная палата;
в) мировые суды (мировой судья и съезд мировых судей);
2) специальные суды(например, волостные суды, которые создавались для крестьян и были сугубо сословными, в их компетенцию входило рассмотрение исков до 100 руб. и незначительных уголовных дел);
3) конституционная и высшая судебная инстанция– Сенат.
Мировой судявлялся первой и низшей судебной инстанцией по уголовным и гражданским делам. Он рассматривал дела в пределах своего участка: уголовные, штраф за которые предусматривался до 300 руб., и гражданские, цена иска которых была менее 500 руб.
Мировой округвключал уезд и входящие в него города и делился на мировые участки, в пределах которых осуществлялась деятельность мировых судей.
Все остальные дела относились к компетенции окружных судей.
Каждый окружной судьявходил в состав коллегии судебной палаты, которая рассматривала дела по общей подсудности (например, государственные преступления и т. п.), в пределах же своей компетенции окружные судьи рассматривали дела единолично.
Институт присяжных заседателейдействовал только в окружных судах в XIX в. в России. Поэтому суд присяжных можно назвать одной из форм окружного суда.
Судебный округнередко охватывал сразу несколько губерний и делился на судебные участки. Положительная черта окружного судопроизводства заключалась в том, что суд становился выше по рангу губернского начальства.
В тот период времени существовали 2 инстанции для пересмотра судебных решений. Таковыми являлись: апелляционная инстанция; кассационная инстанция.
Апелляционная инстанция для мировых судей– уездный съезд мировых судей. Он действовал 2 раза в год по несколько дней. Решения этого суда могли быть пересмотрены в порядке кассации.
Апелляционной инстанции для пересмотра решений присяжных не было, они пересматривались только в кассационном порядке в судебной палате.
Сенат – высшая судебная инстанция, в состав которой входили:
1) кассационные департаменты (они рассматривали жалобы и протесты на нарушение «прямого смысла законов», просьбы о пересмотре вступивших в законную силу приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам, дела о должностных преступлениях);
2) особые присутствия (они создавались для решения чрезвычайно важных, особых дел).
Реформы 1861 г. устанавливали следующие принципы судопроизводства:
1) бессословного характера суда;
2) состязательности судопроизводства;
3) отделения суда от администрации и разделения судебной и обвинительной властей;
4) рассмотрения дел присяжными заседателями;
5) гласность судопроизводства;
6) выборность суда (это касалось только окружных судов, все остальные назначались, выборными также были мировые судьи на отдельных участках; выборы судьи всегда осуществлялись исходя из высокого имущественного ценза).
С момента принятия Учреждения судебных установлений 1864 г. отменялись все специальные сословные суды: для дворян, крестьян, горожан, межевые, совестные суды и т. д.
Устав уголовного судопроизводства был принят в рамках судебной реформы 1864 г.
Уставустанавливал либеральные принципы рассмотрения уголовных дел судами. По Уставу большинство уголовных дел относилось к компетенции окружных судов с участием присяжных заседателей.
В состав окружных судов с участием присяжных входили: во-первых, 3 коронных судьи (они решали вопросы права); во-вторых, 12 присяжных заседателей (решали вопросы факта).
Особенности рассмотрения уголовных дел в окружном суде с участием присяжных:
1) допустимость отвода судей;
2) равенство прав судей и присяжных заседателей;
3) вынесение приговора и определение меры наказания относились к исключительному ведению судов, прокурор не имел права касаться вопроса меры наказания до вынесения вердикта присяжных.
Стадии уголовного процесса:
1) дознание(проводилось по делам, отнесенным к компетенции полиции);
2) предварительное следствие(по наименее тяжким преступлениям оно проводилось жандармами полиции, по более тяжким – следователями под надзором прокуроров или членов судебных палат; в предварительном следствии защитники не имели права участвовать);
3) подготовительные действия к суду(материалы уголовного дела готовили следователи, в компетенцию которых входило предварительное следствие, далее эти материалы должны были быть предъявлены обвиняемому и переданы прокурору, который в свою очередь составлял обвинительный акт и направлял его в судебную палату, и только затем палата выносила определение о предании дела суду);
4) судебное следствие(проводилось в момент рассмотрения дела судом и исследования доказательств в судебном заседании, на котором должны были присутствовать 3 члена суда, секретарь суда и 12 присяжных заседателей; порядок судебного следствия: начиналось с оглашения обвинительного заключения, затем – произведение допроса обвиняемого, свидетелей и проверка иных доказательств; оканчивалось заключительными прениями – речами прокурора или частного обвинителя и защитника или объяснениями подсудимого);
5) вынесение приговора(основывалось на предварительно вынесенном вердикте присяжных о виновности или невиновности подсудимого, который принимался большинством голосов; приговор касался меры наказания, ее определял коронный суд в совещательной комнате по выдвинутым требованиям прокурора и возражениям защитника);
6) исполнение приговора(приговоры окружных судов с участием присяжных заседателей были окончательными и подлежали немедленному исполнению полицией, за исключением случаев, когда коронный суд признавал, что присяжными осужден невиновный, в этом случае дело передавалось на слушание новому составу присяжных);
7) пересмотр приговора(обжалование приговоров окружных судов или их опротестование прокурором допускалось только в кассационном порядке в Сенате).
Сенат и Верховный уголовный суд являлись высшими судебными органами. Их приговоры отменялись только в порядке помилования императором.
Поводами для возбуждения уголовного дела (по Уставу) являлись:
1) жалобы частных лиц;
2) сообщения полиции, учреждений и должностных лиц;
3) явка с повинной;
4) усмотрение следователя или прокурора.
Подведомственность окружных судов определялась по месту совершения преступления.
Появляются 2 ветви судебной системы:
1. Местные Мировые суды (МС) — важнейшее нововведение суд. реформы, предмет гордости всей либеральной общественности. МС — наиболее демократичное звено суд. системы. 1-я инстанция — мировые судьи. Уезд (город) делился на участки, во главе которых стояли участковые мир. Судьи (гос. служащие с высоким жалованием).были созданы почётные мир. судьи (не имели участка. Не получали жалование). Ими становились известные, уважаемые, состоятельные люди. Они осуществляли суд, когда участвовал участковый мир. судья или их просили стороны. Мир. судьи избирались уездными и губернскими земскими собраниями из лиц, обладающих имуществом от 15 тыс. руб., не моложе 25 лет, не требовалось юр. образования (только образование или трудовой стаж).
Подсудность мир. судей:
- Гражданские дела с ценой иска до 500 руб. (дела с недв. им-вом не рассм).
- Уголовные проступки.
- Имели право делать выговор, замечание, внушение, денежное взыскание (не выше 300 руб.), арестовывать, заключать в тюрьму (не более чем на 1 год).
2-я инстанция — уездные съезды мир. Судей, кот включали всех участников и почетных судей уезда (рассм. дела в апелляционном и кассационном порядке).
2. Общие суды (ОС). 1-я инстанция — окружные суды (ОкС). ОкС рассматривали дела в рамках своей подсудности. Все гражд. дела рассматривались в коронном составе (3 постоянных судьи). Угол. дела рассматривались либо в коронном составе, либо в коронном составе при участии присяжных (дела с лишением всех прав состояний и особенных прав и преимуществ). Коллегия (скамья) присяжных заседателей состояла из 12 человек. Выбирались из всех сословий. При этом учитывался возр., имущ. ценз и ценз осёдлости. Ф-ии присяжных:
- Вынесение вердикта о виновности подсудимого (большинством голосов, при равенстве — в пользу подсудимого)
- Участвовали в процессе с самого начала.
- Запрещалось говорить присяжным о грозившем подсудимому наказании.
Приговоры были окончательными и подлежали обжалованию только в Сенате.
2-я инстанция ОС — судебная палата (СП). СП — апелляционная инстанция по делам, решённым без участия присяжных. Некоторые дела СП решала без участия присяжных (преступления чиновников, о казённом им-ве и печати). В этом случае присутствовали сословные представители.
Особое место в системе ОС занимает Верховный Уголовный Суд (ВУС) — не постоянно действующий орган, созывался периодически (покушения на царя АII).
Высшие суд. учреждения — Кассационные департаменты Сената. Сенат — единая кассационная инстанция для МС и ОС. Также Сенат был высшим органом судебного надзора. В 1878 г. было открыто особое Присутствие Сената (ПС) для рассмотрения полит. преступлений. ПС — отступление от реформы.
Перед судебной реформой, ко второй половине XVIII в., судебная система сохраняла прежнюю сложность. Она строилась на принципах сословности, тайны и письменности судопроизводства, вмешательства полицейских чинов в ее деятельность при фактической бездеятельности прокурорского надзора.
Общегосударственная система судов сохранилась со времен Екатерины Ц; уездные, губернские суды и Сенат. Добавилась еще одна высшая
Витт В Уголовно-правовая доктрина Наказа в ее отношении к западноевропейской территории и к русской действительности // Екатерина II как криминалистка. СПб., 1909. С. 111-118.
Раздел I. Общие положения
судебная инстанция — Государственный Совет (законодательный орган), куда передавались дела, по которым в Сенате при решении возникали разногласия.
К ранее действовавшим сословным судам для горожан, дворян, духовенства, военных и других добавились коммерческие суды, в которых рассматривались иски купцов. Усилилась власть помещиков над крестьянами. К 1861 г. помещики приобрели, по существу, неограниченную власть над крестьянами, которые были к ним приписаны. Помещик был вправе, не обращаясь в уездный суд, направлять крестьян в арестантские роты на срок до шести месяцев, в рабочий дом — на срок до трех месяцев, отдавать их в солдаты, ссылать в Сибирь.
Предварительное расследование уголовных дел сохранялось в полиции. Собранные полицией материалы при тайне судопроизводства, по существу, являлись основанием для вынесения приговора. По малозначительным делам полиции принадлежали судебные функции. Полицейские имели право наказывать провинившихся розгами и арестом на срок до трех месяцев.
После отмены крепостного права проведение судебной реформы привело не только к реорганизации устройства судов, но и к изменению самого характера судопроизводства как при отправлении правосудия, так и при проведении предварительного следствия.
В ноябре 1864 г. Император Александр II утвердил четыре законодательных акта: Об учреждении судебных установлений, Уставов гражданского судопроизводства, Устава уголовного судопроизводства, а также Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями’. Были созданы фактически две судебные системы: местные и общие суды. К первым относились мировые судьи. Общие суды составляли окружные суды и судебные палаты. К началу XX в. в России было 105 окружных судов и 14 судебных палат. В соответствии с Судебными уставами была по-новому организована судебная власть, которая принадлежала: мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам по гражданским и уголовным делам и Правительствующему Сенату в качестве Верховного кассационного суда. Судебная власть по Уставам распространялась на лиц всех сословий как по гражданским, так и по уголовным делам.
К ведению мировых судей, их съездов, окружных судов и судебных палат относились дела, возникшие на участках и в округах. К ведению Пра-
1 Свод законов Российской Империи. Т. 16. Ч 1. Судебные уставы (в ред. 1892 г.). СПб., 1982; Филиппов М А Судебная реформа в России. Судоустройство. СПб, 1895 Т. 2. Помимо судебной реформы Александр II провел еще полицейскую, военную, земскую, городскую реформы, реорганизовал народное просвещение и цензуру См. подробнее: Новицкая Т Великие реформы Александра II // Российская юстиция. 1998 № 4. С. 59-61.
Глава 4. Исторический очерк развития судебной власти 75
вительствующего Сената относились дела, возникшие на территории всей Империи.
Мировые судьи, их съезды, окружные суды и судебные палаты рассматривали дела по существу; Правительствующий Сенат — только в качестве верховного кассационного суда.
Необходимо отметить, что мировые суды фактически появились в России в 1865 г.1 Мировые судьи избирались сроком на три года депутатами земских или городских дум из числа состоятельных граждан, имеющих недвижимость и проживающих в данной местности. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись уездными предводителями дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом.
Мировой судья рассматривал отнесенные к его подсудности малозначительные гражданские и уголовные дела, возникавшие на определенной территории (участке), единолично. За совершение преступлений, отнесенных к его подсудности, мировой судья мог объявить выговор, сделать внушение, наложить денежное взыскание на сумму до 300 руб., приговорить к аресту сроком до трех месяцев или к заключению в тюрьму до одного года.
Одновременно действовал институт почетных мировых судей, которых избирали в том же порядке, но они не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности при возникновении необходимости.
Решения и приговоры мировых судей считались окончательными, если денежное взыскание не превышало 15 руб., а арест не более трех дней. По этим делам допускались только кассационные жалобы и протесты в случае нарушения порядка судопроизводства. Эти жалобы и протесты вносились во вторую инстанцию — съезд мировых судей, которую составляли все мировые и почетные мировые судьи определенного округа. Председатель съезда мировых судей избирался из их числа самими судьями сроком на три года. Съезд мировых судей являлся также и апелляционной инстанцией и рассматривал дела по жалобам и по существу.
В заседаниях съезда мировых судей принимал участие один из товарищей (помощников) прокурора окружного суда, который давал свои заключения.
Однако в 1889 г. система мировых судов подверглась существенным изменениям. В сельской местности функции мировых судей с теми же полномочиями были переданы земским начальникам.
Основную массу гражданских и уголовных дел рассматривали окружные суды в качестве суда первой инстанции. Дела о более тяжких преступлениях рассматривались с участием присяжных заседателей. Часть дел рассматривались с участием сословных представителей (дела о государст-
Случевский Вл Учебник русского уголовного процесса. Судоустройство и судопроизводство. СПб . 1913. С 500-502.
Раздел I. Общие положения
Глава 4. Исторический очерк развития судебной власти 77
венных преступлениях). В число сословных представителей входили: предводитель дворянства, городской голова, волостной старшина или староста, представители купечества и т. д.
Судебная палата по уголовным делам являлась: а) органом предания суду по делам, подлежащим рассмотрению с участием присяжных заседателей и сословных представителей; б) судом первой инстанции по подсудным ей делам, подлежащим рассмотрению палатой с участием присяжных заседателей или сословных представителей; в) апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным по первой инстанции окружным судом без участия присяжных заседателей.
Судебные палаты при рассмотрении дел в апелляционном порядке заседали в составе постоянных судей.
В Правительствующий Сенат в качестве кассационной инстанции поступали дела, рассмотренные как мировыми судьями, так и общими судами. Основной обязанностью Сената было рассмотрение дела с точки зрения «охраны силы закона» и единообразия его применения на всей территории страны.
Помимо названных судов, Уставы предусматривали учреждение Верховного уголовного суда для конкретного уголовного дела о государственном преступлении по Высочайшему повелению (особое присутствие). Председателем суда назначался Председатель Государственного Совета, члены суда определялись из числа сенаторов и сословных представителей по усмотрению Императора.
Предварительное следствие по такому делу проводилось одним из сенаторов кассационного департамента. Министр юстиции исполнял обязанности прокурора по наблюдению за следствием и поддерживал обвинение в суде. Приговор Верховного уголовного суда обжалованию не подлежал, но осужденный мог подать ходатайство о помиловании перед верховной властью.
При окружных судах состояли судебные следователи, которые проводили предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к подсудности окружного суда. Надзор за деятельностью судов и судебных следователей осуществляли прокуроры, состоявшие при окружных судах, со штатом помощников.
лениях в соответствии с определенной уголовно-процессуальным законом подсудностью.
Верховный Суд Российской Федерации с самого начала (1922 г.) действовал в составе судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам, которые по первой инстанции рассматривали уголовные дела исключительной важности и общественного значения; являлись судом второй инстанции для дел, рассмотренных по первой инстанции краевыми (областными) и равными им судами; рассматривали дела нижестоящих судов по протестам в порядке надзора на решения и приговоры, вступившие в законную силу. С 1954 г. как в Верховном Суде РСФСР, так и в краевых (областных) и равных им судах были образованы президиумы для рассмотрения дел по протестам в порядке надзора на решения и приговоры, вступившие в законную силу, которые вынесены нижестоящими судебными инстанциями.
С 1960 г. в Верховном Суде Российской Федерации действует Пленум Верховного Суда, который состоит из председателя, его заместителей и всех членов Верховного Суда. Пленум Верховного Суда не рассматривал гражданских и уголовных дел. Основная задача, которую решал Пленум, -это дача судам указаний и разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации.
После образования Союза ССР (1922 г.) создается Верховный Суд СССР, 31 января 1924г. утверждается Положение о Верховном Суде СССР. Основными задачами Верховного Суда СССР были: дача руководящих разъяснений верховным судам союзных республик, а затем и всем судам СССР о применении законодательства; осуществление надзора за деятельностью этих судов; надзор за деятельностью военных трибуналов через Военную коллегию Верховного Суда СССР.
Последующие неоднократные изменения законодательства не изменили этих основных положений впредь до упразднения Верховного Суда СССР в связи с распадом Союза ССР и образованием Содружества Независимых Государств1.