Судей конституционного суда назначает

Срок полномочий судьи Конституционного суда

Законом РСФСР от 6 мая 1991 г. № 1175-I «О Конституционном Суде РСФСР», устанавливалось, что Конституционный Суд РСФСР состоит из 15 судей, избираемых Съездом народных депутатов РСФСР (избраны были только 13, 2 судей так и не были избраны вплоть до принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.). Полномочия судьи не ограничивались определенным сроком, устанавливался предельный возраст пребывания в должности судьи — 65 лет. Конституционный Суд РСФСР избирал из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря.

Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года установлено, что Конституционный суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации по представлению президента Российской Федерации. Судьи Конституционного суда, избранные до вступления в силу Конституции 1993 года, сохраняли свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны, то есть до достижения 65-летнего возраста. До принятия Федерального конституционного закона от 5 апреля 2005 года № 2-ФКЗ для судей, избранных Съездом народным депутатов РСФСР срок полномочий по-прежнему огранивался достижением 65-летнего возраста.

Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» устанавливалось, что судья Конституционного суда Российской Федерации назначается на должность на срок 12 лет. Устанавливался предельный возраст для пребывания в должности судьи — 70 лет. Законом устанавливалось, что полномочия судьи прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет. Судья Конституционного суда, срок полномочий которого истёк, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. Конституционный суд в пленарном заседании избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и судью-секретаря сроком на 3 года (допускается возможность переизбрания на новый срок).

Федеральным конституционным законом от 8 февраля 2001 года № 1-ФКЗ «О внесении изменений и дополнения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» установлен новый срок полномочий судьи — 15 лет (вместо 12). Предельный возраст пребывания в должности (70 лет) отменялся. Данные нормы распространены на всех действующих судей, назначенных Советом Федерации с 1994 года.

Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 года № 4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» вновь введена норма о предельном возрасте пребывания в должности судьи — 70 лет (вступала в силу с 1 января 2005 года). Срок полномочий остался прежним — 15 лет.

Федеральным конституционным законом от 5 апреля 2005 года № 2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации» отменено ограничение полномочий судьи определённым сроком (15 лет). Предельный возраст пребывания в должности остался прежним — 70 лет (за исключением председателя). Данные положения распространены на всех действующих судей Конституционного суда (в том числе и избранных ещё Съездом народных депутатов РСФСР в 1991 году).

Судьи Конституционного суда

После даты избрания (в 1991 г.) или назначения (с 1994 г.) указан номер постановления Съезда народных депутатов РСФСР или Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, которым произведено избрание или назначение. После истечения срока полномочий судья обычно исполнял обязанности в течение нескольких месяцев до назначения нового судьи.

  1. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Аметистов Эрнест Михайлович (умер 7 сентября 1998 г.)
  2. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Ведерников Николай Трофимович (полномочия прекратились 31 декабря 1999 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 16 февраля 2000 г.)
  3. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Витрук Николай Васильевич (полномочия прекратились 30 ноября 2002 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 12 февраля 2003 г.)
  4. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Гаджиев Гадис Абдуллаевич
  5. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Зорькин Валерий Дмитриевич
  6. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Кононов Анатолий Леонидович (ушел в отставку с 1 января 2010 г.)
  7. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Лучин Виктор Осипович (полномочия прекратились 31 марта 2004 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 25 февраля 2005 г.)
  8. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Морщакова Тамара Георгиевна (полномочия прекратились 31 марта 2001 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполняла обязанности судьи до 29 марта 2002 г.)
  9. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Олейник Владимир Иванович (умер 17 февраля 1999 г.)
  10. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Рудкин Юрий Дмитриевич
  11. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Селезнёв Николай Васильевич (полномочия прекратились 31 мая 2015 г. в связи с достижением 70-летнего возраста)
  12. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Тиунов Олег Иванович (полномочия прекратились 31 октября 2002 г. в связи с достижением 65-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 12 февраля 2003 г.)
  13. 30 октября 1991 г., № 1822-I — Эбзеев Борис Сафарович (4 сентября 2008 г. вступил в должность Президента Карачаево-Черкесской Республики)
  14. 25 октября 1994 г., № 223-I СФ — Туманов Владимир Александрович (полномочия прекратились 31 октября 1996 г. в связи с достижением 70-летнего возраста, исполнял обязанности судьи до 11 июня 1997 г.)
  15. 25 октября 1994 г., № 224-I СФ — Хохрякова Ольга Сергеевна (умерла 31 июля 2019 г.)
  16. 25 октября 1994 г., № 225-I СФ — Ярославцев Владимир Григорьевич
  17. 15 ноября 1994 г., № 248-I СФ — Данилов Юрий Михайлович
  18. 6 декабря 1994 г., № 276-I СФ — Стрекозов Владимир Георгиевич (полномочия прекратились 31 мая 2010 г. в связи с достижением возраста 70 лет, исполнял обязанности судьи до 6 июля 2010 г.)
  19. 7 февраля 1995 г., № 337-I СФ — Баглай Марат Викторович (полномочия прекратились 1 января 2005 г. в связи с вступлением в силу нормы о 70-летнем предельном возрасте, исполнял обязанности судьи до 25 февраля 2005 г.)
  20. 11 июня 1997 г., № 191-СФ — Жаркова Людмила Михайловна
  21. 14 октября 1998 г., № 408-СФ — Слива Анатолий Яковлевич (полномочия прекратились 28 февраля 2010 г. в связи с достижением возраста 70 лет, исполнял обязанности судьи до 18 марта 2010 г.)
  22. 18 мая 1999 г., № 207-СФ — Жилин Геннадий Александрович (полномочия прекратились 31 августа 2016 г. в связи с достижением 70-летнего возраста)
  23. 16 февраля 2000 г., № 10-СФ — Бондарь Николай Семёнович
  24. 29 марта 2002 г., № 166-СФ — Казанцев Сергей Михайлович
  25. 12 февраля 2003 г., № 26-СФ — Клеандров Михаил Иванович (полномочия прекратились 31 августа 2016 г. в связи с достижением 70-летнего возраста)
  26. 12 февраля 2003 г., № 27-СФ — Красавчикова Лариса Октябриевна
  27. 25 февраля 2005 г., № 37-СФ — Маврин Сергей Петрович
  28. 25 февраля 2005 г., № 38-СФ — Мельников Николай Васильевич
  29. 15 октября 2008 г., № 330-СФ — Князев Сергей Дмитриевич
  30. 3 марта 2010 г., № 44-СФ — Арановский Константин Викторович
  31. 3 марта 2010 г., № 45-СФ — Кокотов Александр Николаевич
  32. 14 июля 2010 г., № 269-СФ — Бойцов Александр Ильич

Список отклоненных кандидатур на должность судьи Конституционного суда

В период президентства Б. Н. Ельцина Совет Федерации нередко отклонял по результатам тайного голосования представленные президентом Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда. При президентах В. В. Путине и Д. А. Медведеве таких случаев не было.

  1. Краснов Михаил Александрович (кандидатура отклонялась трижды — смотри постановления Совета Федерации от 25 октября 1994 г. № 222-I СФ, от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ и от 16 апреля 1997 г. № 93-СФ)
  2. Митюков Михаил Алексеевич (кандидатура отклонялась дважды — смотри постановления Совета Федерации от 25 октября 1994 г. № 222-I СФ и от 31 марта 1999 г. № 122-СФ)
  3. Савицкий Валерий Михайлович (кандидатура отклонялась дважды — смотри постановления Совета Федерации от 25 октября 1994 г. № 222-I СФ и от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ)
  4. Биктагиров Раиф Терентьевич (смотри постановление Совета Федерации от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ)
  5. Калмыков Юрий Хамзатович (смотри постановление Совета Федерации от 16 ноября 1994 г. № 259-I СФ)
  6. Вицин Сергей Ефимович (смотри постановление Совета Федерации от 6 декабря 1994 г. № 277-I СФ)
  7. Цивилев Роберт Макарович (кандидатура отклонялась дважды — смотри постановления Совета Федерации от 16 декабря 1994 г. № 299-I СФ и от 17 января 1995 г. № 310-I СФ)
  8. Федотов Михаил Александрович (смотри постановление Совета Федерации от 5 марта 1997 г. № 62-СФ)

Требования к кандидату

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначается по результатам тщательного отбора и рассмотрения кандидатуры, которая выдвигается президентом. Данную должность может занимать гражданин России, который строго соответствует определенным требованиям. Возраст кандидата не должен быть меньше 40 лет. Кроме того, гражданин должен иметь высшее юридическое образование и трудовой стаж (по специальности), продолжительность которого должна составлять не менее 15 лет. У кандидата должна быть признанная квалификация в правовой области.

Высокие требования к кандидату обусловлены престижностью занимаемой должности и ответственностью, которая возлагается на гражданина. Репутация судьи должна быть идеальной на протяжении всего периода работы. Помимо этого, играет значение семейное положение лица, рассматриваемого в качестве кандидата на вакантную должность, репутация членов семьи.

Играют роль регалии претендента, звания, ученые степени, достижения в профессиональной сфере. Большинство действующих судей имеют ученую степень или являются докторами наук.

Половая принадлежность кандидата значения не имеет.

Прекращение полномочий

Досрочная отставка гражданина, занимающего столь высокую должность, помимо достижения предельного возраста может быть связана с состоянием здоровья, а также с потерей возможности выполнения должностных обязательств на протяжении длительного времени по уважительной причине.

Кроме того, основаниями для прекращения полномочий ранее указанного срока могут быть:

  • личное заявление гражданина об отставке;
  • потеря должностным лицом гражданства Российской Федерации по различным причинам;
  • обвинительный приговор в отношении гражданина, занимавшего должность конституционного судьи;;
  • опороченная репутация и честь в результате совершения проступка;
  • ведение деятельности или совершение поступков, не совместимых с профессиональной деятельностью;
  • неучастие в заседаниях судебных сообществ по неуважительной причине;
  • уклонение от принятия участия в голосовании без наличия достойной причины более двух раз подряд;
  • задокументированная потеря дееспособности гражданина, занимающего данную должность;
  • признание должностного лица безвестно отсутствующим;
  • задокументированное в судебном порядке объявление судьи умершим;
  • смерть гражданина.

Помимо этого, прекращение должностных полномочий последует, если выяснится, что был нарушен порядок назначения гражданина на должность судьи КС.

Прекращение обязанностей осуществляется исключительно после вынесения соответствующего решения Конституционным Судом, направленного главе государства и Совету Федерации. Данное решение является официальным объявлением о появлении вакантной должности.

Полное прекращение полномочий производится Советом Федерации по решению, предъявленному КС, которое было принято большинством голосов.

Требования к кандидатам

Получить должность судьи КС могут только те граждане, которые:

  • достигли 40-летнего возраста;
  • имеют высшее юридическое образование и стаж работы на соответствующей должности от 15 лет;
  • признаны высококвалифицированными специалистами в области права;
  • обладают безупречной репутацией.

Помимо этого будет учитываться семейный статус претендентов и репутация их родственников.

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Также нужно помнить, что российское законодательство не позволяет уже получившим должность судьям Конституционного суда:

  • состоять на общественных или государственных должностях;
  • осуществлять предпринимательскую или иную оплачиваемую деятельность (этот пункт не затрагивает сферы преподавания, науки и творчества);
  • становиться членами политических движений или партий, либо поддерживать их финансово;
  • участвовать в акциях политической направленности и избирательных кампаниях (иные виды политической деятельности также находятся под запретом);
  • публично излагать свою личную точку зрения на вопросы, которые в настоящее время рассматриваются Конституционным судом, либо могут быть рассмотрены им позднее.

Перечисленные требования к будущим и действующим судьям Конституционного суда связаны с высоким уровнем ответственности, возлагаемой на граждан. Их репутация должна оставаться в идеальном состоянии в течение всего срока службы.

Особенности данного статуса

В России у каждого судьи имеется определённый правовой статус. По этой причине законодательство РФ закрепляет за людьми, находящимися на подобных должностях, особые права и обязанности, а также определённую сферу ответственности.

Лица, являющиеся судьями КС РФ, обладают гарантированной независимостью в вопросе осуществления правосудия. Все они характеризуются наличием единого статуса и отличаются друг от друга лишь перечнем компетенций и вверенных полномочий.

В период осуществления неслужебной деятельности служащим КС следует руководствоваться «Кодексом чести судей РФ». Этот документ не является источником права. Он представляет собой лишь свод правил, где в числе прочего содержатся положения, устанавливающие нормы поведения для членов судейской семьи и судей, находящихся в отставке, но сохранивших свой статус.

Какие гарантии независимости

Судья КС является независимым, благодаря тому, что его должность предполагает:

  • неприкосновенность;
  • несменяемость;
  • равенство в правах с другими судьями;
  • приостановление или прекращение полномочий только в соответствии с законодательно установленным порядком;
  • наличие социального и материального обеспечения, а также права на уход в отставку;
  • соблюдение определённой законами РФ процедуры конституционного судопроизводства;
  • отсутствие сторонних вмешательств в судебную деятельность;
  • гарантию безопасности.

Под материальным обеспечением понимается наличие своевременной и полноразмерной оплаты трудовой деятельности судьи, отпусков, страхования жизни, здоровья и собственности гражданина (и членов его семьи), а также предоставление жилья.

Есть ли неприкосновенность

Судьи КС РФ обладают неприкосновенностью, что выражается в невозможности их привлечения к административной или уголовной ответственности в порядке суда.

Также без соответствующего постановления КС не допускается проведение:

  • обыска;
  • задержания;
  • ареста;
  • личного досмотра.

Исключением из данного правила являются случаи задержания на месте преступления. Привлечь судью КС РФ к ответственности за высказанное в ходе заседания мнение или принятое решение невозможно, даже когда срок его полномочий истечёт.

Приложение 6. Размеры должностных окладов судей конституционного суда

Порядок назначения

В ч.1 ст. 102 Конституции РФ указано, что Президент может выдвинуть на одну свободную должность судьи КС только одного кандидата. Это обусловлено тем, что Совет Федерации занимается назначением на должность не только рядовых судей Конституционного суда, но и его руководителей.

Ещё недавно судья-секретарь, Председатель и заместитель Председателя избирались членами КС самостоятельно из числа назначенных судей в ходе тайного голосования. Теперь должность судьи-секретаря упразднена, вместо этого назначается второй заместитель председателя.

Закон устанавливает, что кандидаты на должность судей КС должны быть:

  • Представлены Президентом РФ.
  • Обсуждены и рассмотрены Комитетом Совета Федерации (в результате чего подготавливается соответствующее заключение):
    • по правовым и судебным вопросам;
    • по конституционному законодательству;
    • по развитию гражданского общества.
  • Назначены Советом Федерации путём тайного голосования (после заслушивания заключений и их обсуждения).
  • Приведены к присяге Председателем Совета Федерации (процедура осуществляется на заседании палаты).

Статья 13. Гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Имена кандидатов вносятся в бюллетень для голосования, даже если заключение Комитета было отрицательным. То есть, эти претенденты всё равно могут быть назначены на должности судей.

Статья 10. Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Если Совет Федерации даёт соответствующее разрешение, то голосование проводится посредством специальной электронной системы. Назначение на должность получают лица, которым было отдано большинство голосов. Оно подтверждается соответствующим постановлением Совета Федерации.

Статья 41. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Российской Федерации

При отсутствии требуемого числа голосов кандидатура отклоняется. В этом случае также оформляется специальное постановление, которое принимается без дополнительного голосования.

Одновременно с этим может быть принято ещё одно постановление, предлагающее Президенту провести консультацию, целью которой является устранение выявившихся разногласий относительно назначаемой кандидатуры.

Статья 9. Порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Отправка второго документа Президенту РФ должна произойти в течение трёх дней. Консультация проводится специально сформированной группой членов Совета Федерации, либо его Председателем.

Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Сроки пребывания на должности

Строгие ограничения по сроку службы для судей КС РФ отсутствуют, но имеется чётко установленный предельный возраст – 70 лет. По его достижении полномочия гражданина прекращаются в соответствии с действующим законодательством. Это относится ко всем служащим, состоящим в КС, включая тех, которые были избраны в 1991 году Съездом народных депутатов РСФСР.

Статья 128. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного…

Однако выполнение должностных обязанностей продолжается, если ещё не было принято итоговое соглашение по последнему делу, слушание которого осуществляется при непосредственном участии судьи.

Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Полное прекращение полномочий происходит по завершении месяца, в котором судья достиг предельного возраста. Но это правило не действует, если после его ухода судейское сообщество опустеет больше, чем на 1/3. В этом случае ему придётся продолжить службу до того момента, пока на должность судьи не подберут достойного кандидата.

Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Приостановления деятельности

Полномочия судьи КС России могут быть приостановлены, если:

  • Конституционный суд дал согласие на его арест;
  • занимающий должность гражданин был привлечён к уголовной ответственности;
  • проблемы со здоровьем не позволяют продолжить полноценное осуществление трудовой деятельности.

Решение о приостановлении полномочий судьи должно быть принято Конституционным судом в течение месяца с момента возникновения оснований к проведению данной процедуры.

Статья 19. Отставка судьи Конституционного Суда Российской Федерации

В случае временной приостановки полномочий судья продолжает получать зарплату и сохраняет за собой все законодательно установленные гарантии.

Существует несколько причин для полного прекращения полномочий судьи КС:

  • завершение срока действия полномочий;
  • выявление нарушений в процедуре назначения на должность;
  • подача личного письменного прошения об отставке;
  • смена гражданства;
  • совершение судьёй действий, которые прочат его достоинство и честь;
  • вступление в силу обвинительного приговора в отношении судьи;
  • осуществление (несмотря на предшествующие предупреждения со стороны КС РФ) деятельности, не совместимой с занимаемой гражданином должностью;
  • неучастие в заседаниях КС и других судебных сообществ без уважительной причины;
  • отказ от участия в процедуре голосования без веских на то оснований более 2 раз подряд;
  • документально подтверждённая потеря дееспособности;
  • признание гражданина без вести пропавшим (в судебном порядке);
  • наличие неподдающегося лечению заболевания;
  • смерть судьи.

В случае принятия Конституционным судом решения о прекращении обязанностей одного из судей Президент РФ и Совет Федерации должны быть соответствующим образом оповещены об этом. Данное действие также рассматривается как официальное уведомление об открытии вакансии.

Статья 17. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Решение о полном прекращении полномочий принимается большинством голосов членов Совета Федерации, на основании решения предъявленного Конституционным судом РФ.

Статья 23. Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации
 

Полномочия Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Прекращение полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в качестве судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 1, 6, 7 или 8 части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, без прекращения его полномочий как Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не допускается.

Комментарий к Статье 128 Конституции РФ

1. Содержание ч. 1 и 2 комментируемой статьи повторяет предписания п. «е» ст. 83 и п. «ж» ст. 102, в которых определены полномочия Президента РФ и Совета Федерации по назначению судей. Однако в отличие от этих предписаний, которые не обозначают ни необходимость, ни формы регулирования порядка осуществления полномочий по назначению судей, комментируемая статья обязывает законодателя, во-первых, урегулировать отношения, связанные с назначением судей как высших, так и всех других судов на основе федерального закона и, во-вторых, определить полномочия, порядок образования и деятельности всех федеральных судов в федеральном конституционном законе. Последнее согласуется с ч. 3 ст. 118 Конституции, обязывающей установить судебную систему РФ — в дополнение к судам, учреждаемым самой Конституцией, — именно таким законом. Из этих конституционных положений вытекает, что в отличие от порядка назначения федеральных судей и осуществления конституционных полномочий Президента и Совета Федерации по их назначению, определяемого федеральным законом (см. Закон о статусе судей), вопросы судебной организации составляют предмет федерального конституционного закона (см. Закон о судебной системе РФ).

2. В действующем законодательстве, однако, указанное разграничение сфер регулирования, осуществляемого в федеральных законах и федеральных конституционных законах, проводится недостаточно последовательно. В Законе о судебной системе РФ закреплено, как того требуют конституционные предписания, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, высших судов общей юрисдикции в субъектах Федерации, районных судов, военных судов, Высшего Арбитражного Суда РФ, других арбитражных судов, а также специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Вместе с тем доконституционное законодательство об устройстве судов общей юрисдикции, включая Верховный Суд РФ, до сих пор не обновлено, и в отношении их полномочий, порядка образования и деятельности продолжает действовать Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», т.е. эта область не урегулирована федеральным конституционным законом. Единственное исключение представляет собой Закон о военных судах. Военные суды согласно ст. 22 Закона о судебной системе РФ, являясь федеральными судами общей юрисдикции, создаются по месту дислокации вооруженных сил, т.е. по территориальному принципу. Причем данный Закон регулирует полномочия всей системы военных судов, в том числе полномочия Президиума ВС РФ по делам, подсудным военным судам, Военной коллегии ВС РФ, его председателя и заместителей, т.е. и должностных лиц, и структурных подразделений высшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции. В результате в этой части их полномочия легитимированы актом уровня федерального конституционного закона, в то время как аналогичные полномочия Президиума ВС РФ и его коллегий по гражданским и уголовным делам не имеют закрепления в федеральном конституционном законе.

В то же время процедура внесения актуальных изменений в доконституционное законодательство о судоустройстве должна учитывать требования комментируемой статьи о форме актов, устанавливающих полномочия, порядок организации и деятельности федеральных судов. С момента вступления в силу Конституции внесение таких изменений, как и новое урегулирование в данной области, — предмет федеральных конституционных законов соответственно тому, как определяются в федеральном конституционном законе, например, аналогичные параметры судебной организации применительно к системе арбитражных судов*(1190). Иное противоречит как ст. 128 Конституции, так и принятому на ее основе Закону о судебной системе РФ.

3. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 27.01.2004 N 1-П*(1191) дал толкование требованиям комментируемой статьи о закреплении полномочий, порядка организации и деятельности судов в актах уровня федерального конституционного закона.

Конституционный Суд исходил из того, что такие законы отсутствовали в правовой системе РФ до вступления в силу Конституции 1993 г. и что согласно ее «Заключительным и переходным положениям» другие правовые акты, действовавшие ранее на территории РФ, не противоречащие Конституции, признаются действующими и применяются, а согласно ст. 86 Закона о Конституционном Суде РФ проверка конституционности нормативно-правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции, производится Судом только по содержанию норм, и потому Конституционный Суд не устанавливает соответствие таких актов Конституции по форме, в том числе в зависимости от того, являются ли они федеральными или федеральными конституционными законами.

Следовательно, принятые до вступления в силу Конституции акты, которыми определяются полномочия, порядок организации и деятельности судов общей юрисдикции, не могут быть признаны неконституционными лишь на том основании, что по форме они не являются федеральными конституционными законами.

В то же время Конституционный Суд признал, что законодатель, не закрепив полномочия, порядок организации и деятельности судов в федеральном конституционном законе, не выполнил требования ст. 128 Конституции. Причем такая позиция была сформулирована Судом при проверке конституционности норм ГПК в части закрепления полномочий Верховного Суда РФ по осуществлению нормоконтроля, т.е. при определении предметной подсудности дел. Отсюда следует, что Конституционный Суд достаточно широко толкует понятия «полномочия» и «порядок деятельности» судов: ими охватываются не только данная в Законе о судебной системе РФ общая характеристика различных судов общей юрисдикции как судов определенной инстанции и их иерархическое соотношение как вышестоящих и нижестоящих, но и подведомственность дел, которая до сих пор определяется в российском процессуальном законодательстве — УПК и ГПК.

Изменения, вносимые в доконституционные законы по предмету, указанному в ст. 128 Конституции, также требуют их принятия в форме федерального конституционного закона. Согласно приведенной правовой позиции КС РФ, он рассматривает данную форму акта как необходимую даже при регулировании полномочий судов общей юрисдикции, закрепленных в процессуальном законе. Отсюда фактически следует, что принятию процессуальных кодексов должно предшествовать определение в федеральном конституционном законе полномочий (подсудности) судов, что согласно ст. 128 составляет предмет не только процессуального, но и судоустройственного регулирования*(1192).

4. Понятие «полномочия, порядок организации и деятельности» судов не включает в себя учреждение конкретного судебного органа, который создается и упраздняется (согласно ст. 4 Закона о судебной системе РФ) федеральным законом. Акты данного уровня закрепляют образование, реорганизацию или ликвидацию конкретного суда, например, при увеличении числа судов, или их слиянии в связи с изменением административно-территориального деления или числа субъектов Федерации. В таком же федеральном законе могут быть решены вопросы дислокации, переименования, штатной численности суда.

Требование решения этих вопросов только федеральным законом, а не подзаконными актами, так же как и предписания ст. 128 Конституции о необходимости принятия актов по перечисленному в ней предмету регулирования в форме федеральных конституционных законов, является гарантией субъективного права каждого на рассмотрение его дела судом, к компетенции которого оно отнесено законом (см. комментарий к ст. 47), а также гарантией независимости и стабильности судебной власти и судебной системы.

Добавить комментарий