Суды в Германии

По данным доклада, подготовленного для Всемирного экономического форума, судебная система ФРГ входит в топ-15 наиболее независимых в мире. У немцев не существует такой проблемы, как недоверие к судьям: суд в Германии является тем местом, где каждый, чьи права и интересы нарушены, может найти защиту. Многие связывают такой успех с немецким менталитетом, и с этим сложно не согласиться. Однако при этом немцам удалось построить эффективную судебную систему, которая обеспечивает отраслевую защиту интересов граждан.

Содержание

Какова структура судебной системы в ФРГ

В соответствии со Конституции или Основного закона Германии (Grundgesetz), вся судебная власть возлагается на судей. Они действуют в рамках конституционного, федеральных и земельных судов. В соответствии со Grundgesetz, обозначено 5 юрисдикций, в которых федерация учреждает соответствующие им системы судов.

Таким образом, структура судебной системы Германии включает в себя:

  • суды общей юрисдикции;
  • финансовые суды;
  • административные суды;
  • суды по трудовым спорам;
  • суды по социальным вопросам.

Каждый из этих структурных элементов возглавляется собственным высшим органом – верховным судом. При этом в каждом из них действует от двух (в финансовых) до четырех (в общих) инстанций.

Обособленной и одновременно высшей судебной инстанцией выступает Федеральный Конституционный суд (Bundesverfassungsgericht).

Он толкует Конституцию и оценивает законность положений федеральных и местных нормативно-правовых актов на предмет их соответствия Grundgesetz. Кроме того, им могут быть рассмотрены споры между землями, землями и правительством, а также вопросы принудительного роспуска политических антидемократических партий. Действует Конституционный суд в составе 16 членов, которых назначает Бундестаг и Бундесрат – по 8 судей каждый.

Следует отметить, что Grundgesetz позволяет также создавать федеральные суды по вопросам промышленности, военно-уголовные суды и военные трибуналы. Однако наибольший интерес вызывают суды общей и специальной юрисдикции, поэтому остановимся на них подробнее.

Немецкая судебная система представляет собой эффективную машину отправления правосудия, обеспечивающую гражданам компетентную защиту их прав и интересов. Заложенные еще в начале ХХ века правовые принципы делят эту систему на 5 основных юрисдикций, в рамках которых и осуществляется реализация правосудия. Это обеспечивает не только единство судебной практики в рамках конкретной юрисдикции, но и согласованность действия институтов, поддерживаемую доверием со стороны граждан.

Что собой представляют суды общей юрисдикции

Основы деятельности судов общей юрисдикции определяет закон Германии о судоустройстве (Gerichtsverfassungsgesetz – GVG). В соответствии с GVG, судам общей юрисдикции подсудны гражданские, семейные, коммерческие споры, а также уголовные дела, если они не подсудны специализированным судам. В соответствии с GVG, система судов общей юрисдикции делится на 4 инстанции, в число которых входит:

  • 650 районных (участковых) судов (Amtsgerichte), являющихся низовым звеном системы. Судебная власть в них может быть реализована как одним, так и несколькими участковыми судьями. Согласно GVG, районные суды разрешают гражданские споры, если стоимость иска не превышает 5 тыс. евро, а также споры, независимо от суммы иска, если они связаны с арендой жилых помещений, споры между постояльцами и владельцами гостиниц, пассажирами и перевозчиками, путешественниками и туристическими компаниями и т.д. Кроме них в участковых судах действуют судьи, специализирующиеся на брачно-семейных спорах (например, наследство) и уголовных делах.
  • 115 земельных (региональных) судов (Landgerichte), в соответствии с GVG, выступающих апелляционной инстанцией для пересмотра решений и приговоров районных судов, а также судами первой инстанции для гражданских исков, сумма которых превышает 5 тыс. евро. Например, суд округа Галле (Landgericht Halle). Земельные суды также рассматривают жалобы на налоговые органы, судей и других чиновников. В состав каждого суда земли входят палаты по гражданским и уголовным делам. Гражданское судопроизводство производится в составе трех судей и главы суда или палаты; уголовный процесс – в составе суда присяжных (3 судьи, 2 присяжных) либо большой уголовной палаты.
  • 24 высших земельных суда (Oberlandesgerichte) – например, высший земельный суд Дюссельдорфа. В соответствии с GVG, выступают апелляционной инстанцией по решениям судов земли и решениям районных судов по брачно-семейным спорам, а также кассационной инстанцией по приговорам и иным решениям районных судов, не подлежащим апелляционному обжалованию, обжалованным в апелляционной инстанции. В состав каждого высшего суда земли входит необходимое количество сенатов по гражданским и уголовным делам в составе трех и пяти судей соответственно.
  • Верховный суд федерации (Bundesgerichtshof), в соответствии с GVG, являющийся судом, рассматривающим кассационные жалобы по решениям нижестоящих судов. Верховный суд может как вынести новое решение, так и обязать нижестоящие суды произвести пересмотр дела. В соответствии с GVG, местонахождением верховного суда общей юрисдикции является город Карлсруэ (кроме 5-го сената по уголовным делам, размещенного в Лейпциге). Узнать его время работы можно на .

Специализированные суды

Все остальные суды в ФРГ, не относящиеся к общей судебной юрисдикции, считаются специализированными. На них возложены полномочия по рассмотрению споров и конфликтов, не умещающихся в рамки гражданского и уголовного судопроизводства. Напомним, что речь идет о четырех специализированных юрисдикциях: финансовой, трудовой, социальной и административной.

Обратим внимание, что в Германии не принято причислять к специализированным арбитражный суд, который является отдельным институтом () со своими офисами в Кельне, Берлине и Мюнхене. Остановимся подробнее на системах традиционных специализированных судов.

Суды по трудовым спорам

В соответствии с закона о трудовых судах (Arbeitsgerichtsgesetz, ArbGG) к компетенции трудовых судов относятся гражданские споры между участниками коллективных договоров, между работниками и работодателями, в частности по вопросам трудовых отношений, их возникновения и прекращения, несанкционированных действий одной из сторон, оформления документов, по вопросам компенсации производственного ущерба, в том числе родственникам погибших работников, по вопросам нарушения трудового законодательства.

Согласно , , ArbGG, трудовые суды действуют в рамках трех инстанций:

  • 111 обычных трудовых судов (AG), созданных руководством земель самостоятельно, которые выступают в качестве первой инстанции для рассмотрения трудовых споров. Каждый такой суд поделен на отраслевые палаты, предназначенные для рассмотрения споров по определенным профессиям и категориям работников ( ArbGG);
  • 18 земельных трудовых судов (LAG), являющихся апелляционной инстанцией по решениям AG. Также делятся на палаты, но состоят не только из числа профессиональных, но и почетных судей, которые назначаются из числа работников и работодателей ( ArbGG);
  • Федеральный трудовой суд (Bundesarbeitsgericht – BAG), являющийся высшей кассационной инстанцией по трудовым спорам. Рассматривает не только частные жалобы, но и обеспечивает единство правоприменительной судебной практики в области трудового законодательства. Местоположение высшей инстанции – Эрфурт, Тюрингия. Больше информации на .

Несмотря на характерный для таких судов гражданский процесс, регулируется судопроизводство не только процессуальным уложением, но и самим законом о трудовых судах, в частности, ArbGG.

Административные суды

Административные суды в ФРГ (Verwaltungsgerichtе), в соответствии с закона об административном производстве (Verwaltungsgerichtsordnung, VwGO), являются самостоятельной судебной инстанцией, действующей отдельно от административных органов.

Согласно VwGO, суды административной юстиции действуют в рамках трех инстанций:

  • 51 окружного административного суда (VG), действующего в каждой из земель и выступающего первой инстанцией (например, административный суд Кельна);
  • 15 высших административных судов земель (OVG), являющихся апелляционной инстанцией по решениям VG;
  • Верховного административного суда () в Лейпциге, являющегося высшей административной судебной инстанцией в Германии.

Юрисдикция административных судов, в соответствии с §§, VwGO, распространяется на все публичные споры, где имеет место нарушение норм административного права, если разрешение данного спора не отнесено законом к компетенции других судов. Чаще всего речь идет об обжаловании решений государственных органов, чиновников и прочих лиц, чьи полномочия представляют собой исполнение функций государства.

При этом §§, VwGO определяют исключительную компетенцию высших и верховного административных судов по спорам, которые должны быть рассмотрены ими в качестве первой инстанции.

Обратим внимание, что административная юрисдикция в Германии имеет несколько существенных ограничений:

  • граждане могут обратиться в административный суд только после того, как они подали жалобу на чиновника (орган) его вышестоящему руководству (в вышестоящий орган), но такая жалоба была отклонена;
  • обращение допустимо только в том случае, если вопрос неподсуден другим судебным ветвям публичной администрации (например, финансовым или социальным судам);
  • если речь идет о компенсациях, такие споры рассматриваются в порядке обычного гражданского процесса.

Социальные суды

Социальные суды в ФРГ (Sozialgerichtе) являются самостоятельной судебной инстанцией, действующей отдельно от административных органов и, в соответствии с закона о социальных судах (Sozialgerichtsgesetz, SGG), осуществляющей отраслевое правосудие в трех инстанциях:

  • 1-я инстанция: 68 окружных социальных судов (SG) – например, социальный суд Нюрнберга (Sozialgericht Nürnberg). В соответствии с SGG, они включают в себя палаты по вопросам социального обеспечения, социальной занятости, безопасности соискателей, социальной помощи, прав инвалидов и т.д.;
  • 2-я инстанция: 14 социальных судов земель (Landessozialgerichte, LSG) – например, земельный социальный суд в Гамбурге (Landessozialgericht Hamburg). В соответствии с SGG, они осуществляют апелляционный пересмотр решений судов 1-й инстанции, а также рассматривают некоторые дела в качестве нее в случаях, указанных в параграфе;
  • 3-я инстанция: Федеральный социальный суд в Касселе (), осуществляющий, в соответствии с SGG, кассационный пересмотр решений, а также рассмотрение вопросов в качестве первой инстанции, если речь идет о неконституционном характере отношений между федерацией и регионами.

В соответствии с SGG, к компетенции социальных судов закон относит публичные споры по вопросам:

  • обязательного пенсионного страхования;
  • медицинского, социального, частного страхования и долгосрочного ухода;
  • страхования от несчастных случаев;
  • содействия трудоустройству в ФРГ, включая вопросы, относящиеся к компетенции Федерального агентства занятости (Arbeitsamt);
  • базовой безопасности соискателей;
  • социального обеспечения и помощи инвалидам;
  • страховых компенсаций и т.д.

Финансовые суды

Финансовые суды в Германии (Finanzgerichte) также являются самостоятельной судебной системой, не зависящей от административных органов. В соответствии с финансового процессуального уложения (Finanzgerichtsordnung – FGO), они действуют в рамках всего двух инстанций:

  • 18 финансовых судов (FG), выступающих в качестве первой инстанции. В них могут образовываться таможенные, акцизные, финансовые сенаты, разделенные по отраслевому признаку;
  • Федерального финансового суда (), расположенного в Мюнхене и являющегося высшей инстанцией фискальной юрисдикции.

Финансовые суды рассматривают споры между налогоплательщиками и налоговыми органами, в число которых входит не только налоговая инспекция (Finanzämter), но и таможня (Zollbehörden), семейные сберегательные банки (Familienkassen); государственными и частными пенсионными фондами (Deutsche Rentenversicherung Bund in Altersvorsorgezulagesachen).

Вопросы, по которым граждане могут обращаться в финансовый суд, оговорены FGO. В соответствии с ним, в нем рассматриваются публичные споры по налоговым и таможенным вопросам, вопросы защиты от фискальных мер, обжалование действий чиновников налоговых органов и иные вопросы, касающиеся применения налогового, таможенного и иного фискального законодательства.

Суды по делам несовершеннолетних

Особой категорией немецких судов следует также считать ювенальные суды. Они не являются обособленной системой судебных органов, а представляют собой специализированные отделы общеуголовных судов общей юрисдикции. Но образованная ими система обладает всеми признаками самостоятельности, предусматривая специальный состав судов, специальную структуру, подсудность, принципы процесса и даже нормативную базу. Их деятельность регулируется специальным правовым актом – законом о суде по делам несовершеннолетних (Jugendgerichtsgesetz, JGG).

В соответствии с JGG, правосудие в отношении несовершеннолетних лиц осуществляют мировые судьи, суд шеффенов (присяжных) и уголовные палаты.

Предметная юрисдикция указанных звеньев определена §§ JGG, согласно которым, компетенция общеуголовного суда и мировых судей распространяется на незначительные преступления и проступки несовершеннолетних, суд присяжных рассматривает все остальные дела, а уголовные палаты – дела особой важности и сложности.

Ювенальное судопроизводство в первую очередь ставит перед собой задачи воспитательного, педагогического характера. А поскольку главная роль в ювенальном судопроизводстве принадлежит воспитательному процессу, участие адвоката в таких делах не является обязательным – он может подорвать авторитет суда.

Суды всегда учитывают индивидуальные особенности несовершеннолетнего: личностные качества, уровень развития, социальное окружение. Изучением личности несовершеннолетних, в соответствии с JGG, занимается специальный орган – Jugendgerichtshilfe, который обеспечивает соблюдение их образовательных, социальных и иных прав. Такая система позволяет эффективно рассматривать дела с участием несовершеннолетних и вовлекать их в воспитательный процесс.

Пройдите социологический опрос!

Немецкие дворцы правосудия

Правосудие в Германии – это не только инструмент демократии, но и объект привлечения туристов. Так, в Мюнхене и Нюрнберге туристы могут увидеть настоящие дворцы правосудия – архитектурные шедевры, созданные более 100 лет назад немецкими архитекторами и строителями. Однако, несмотря на название, сегодня в этих зданиях не вершится правосудие.

Так, Дворец правосудия в Мюнхене, который известен тем, что в 1943 году в нем проходил судебный процесс над участниками группы сопротивления «Белая роза», сегодня выполняет функцию административного здания местного министерства юстиции.

Что касается нюрнбергского Дворца правосудия, в котором в 1946 году проходил знаменитый процесс над высшим руководством нацистской Германии, то сегодня здесь действует музей истории этого события.

Отличие немецкой судебной системы от российской

Учитывая вышесказанное, следует отметить существенные отличия в судебных системах Германии и России:

  • во-первых, они касаются отраслевого характера отправления правосудия. Российская система не предусматривает отраслевого разделения судебных органов – все дела административной, финансовой, социальной и трудовой юрисдикции рассматриваются судами общей юрисдикции. Единственное деление по отраслям предусмотрено для Верховного Суда – он поделен на отраслевые коллегии;
  • во-вторых, российская судебная система предусматривает 5 инстанций, начиная с мировых судей и заканчивая Президиумом Верховного Суда, в то время как количество инстанций в немецком суде зависит от юрисдикции;
  • в-третьих, правовая база – каждый суд, помимо общих уложений, имеет свои нормативно-правовые акты, которые регулируют их деятельность, в то время как в России это не предусмотрено. Это объясняется отраслевым делением судебных органов.

Судья (Richter)

Центральной фигурой в системе правосудия Германии является судья (Richter). Oсновной закон ФРГ видит гарантом права именно судей, так как они не входят в число обычных государственных служащих, что гарантирует их независимость от государственного аппарата. По закону недопустимо чье-либо вторжение в исполнение судьей его обязанностей.

Служебный надзор за деятельностью судей разрешается, но он не должен посягать на их независимость. Судья, считающий, что меры служебного надзора так или иначе ущемляют его независимость, может обратиться в дисциплинарный суд.

Обладателем судейской мантии может стать юрист, имеющий университетское образование и сдавший два государственных экзамена. Второй государственный экзамен считается труднейшим испытанием из когда-либо существовавших в системе высшего образования, и только после успешной его сдачи специалист имеет право работать судьей, адвокатом или прокурором.

Закон ФРГ о судьях требует от них безупречного поведения не только при исполнении служебных обязанностей, но и в частной жизни. Судьи в ФРГ прекрасно обеспечены материально на всю оставшуюся жизнь, они имеют очень высокие оклады, а впоследствии – хорошие пенсии. Судьи после прохождения испытательного срока, как правило, назначаются пожизненно – до наступления пенсионного возраста. Всё это сделано, для того чтобы гарантировать их неподкупность и независимость.

Судебная система ФРГ

Гарантом соблюдения права является и многоуровневая иерархия независимых судов.

Судебная система Германии организована по отраслевому принципу. Суды подразделяются на суды общей юрисдикции и суды, специализирующиеся в различных областях права.

Сфера деятельности судов общей юрисдикции делится на:

  • гражданскую (Zivilrecht);
  • уголовную (Strafrecht).

В зависимости от юрисдикции варьируется состав судов и детали судопроизводства.

В системе общих судов существуют четыре инстанции (уровня):

  1. Участковый (районный) суд (Amtsgericht);
  2. Земельный суд (Landgericht);
  3. Верховный земельный суд (Oberlandesgericht);
  4. Федеральная судебная палата как высшая инстанция – (Bundesgerichtshof).

Дела рассматриваемые в участковых судах

Подавляющее большинство всех гражданских и уголовных дел рассматриваются в участковых судах. По гражданским делам участковый суд рассматривает все имущественные споры на сумму до четырех тысяч евро. На этом уровне решение принимается одним судьей. Решения участковых судов могут быть обжалованы в земельном суде.

Дела рассматриваемые в земельных судах

Если сумма иска более четырех тысяч евро, то для таких гражданских дел первой инстанцией служит уже земельный суд. В простых случаях решение там принимается одним судьей, в более сложных случаях – коллегией из нескольких судей. В гражданских судах работают только профессиональные судьи.

Исковые заявления подаются в районный суд (Amtsgericht), как правило, по месту проживания истца. Есть исключения. Например, исковое заявление о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка может подаваться в суд по месту проживания ребенка.

Особенность рассмотрения уголовных дел

Основанием для уголовного судопроизводства в Германии являются Конституция ФРГ и Уголовно-процессуальный кодекс ФРГ (УПК), принятый в 1877 г. и претерпевший за прошедшее время многочисленные изменения.

Назначение уголовного судопроизводства состоит, с одной стороны, в защите прав и законных интересов потерпевших, а с другой – в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения.

Положения уголовного законодательства и УПК действуют в первую очередь в отношении лиц старше 21 года. Для людей в возрасте от 14 до 21 года действует особое судопроизводство.

Дети до 14 лет вообще не могут преследоваться в уголовно-правовом отношении!

В особое производство выделены уголовные дела с участием несовершеннолетних от 14 до 18 лет и от 18 до 21 года. Такие дела рассматривают специально подготовленные судьи, здесь применяются совсем другие правила и меры, по характеру больше воспитательно-исправительные, чем карающие. «Тюрьма портит человека» – этот гуманный принцип немецкой судебной системы дает свои положительные результаты в работе с молодежью.

Участниками уголовного судопроизводства являются:

  • суд, который вершит правосудие и делает вывод o виновности или невиновности подозреваемого;
  • защита, задачей которой является деятельность по опровержению инкриминируемого преступления;
  • обвинение, направленное на изобличение подозреваемого в совершении преступления;
  • свидетели, понятые, эксперты.

В судах по уголовным делам наряду с профессиональными судьями участвуют также заседатели-непрофессионалы (die ehrenamtlichen Richter – Schöffen).

Например, в участковых судах дела о преступлениях, за которые предусматривается наказание от двух до четырех лет лишения свободы, рассматриваются одним профессиональным судьей и двумя заседателями. Чем сложнее дело и выше судебная инстанция, тем больше профессиональных судей принимают участие в судебном заседании.

Суды, специализирующиеся на различных областях права

Кроме судов общей юрисдикции существуют суды, специализирующиеся на различных областях права:

  • трудовые;
  • социальные;
  • семейные;
  • административные;
  • финансовые;
  • дисциплинарные;
  • конституционные;
  • и др.

Трудовые суды

Суды по трудовым спорам (Arbeitsgericht) рассматривают широкий спектр проблем по нарушению трудового законодательства, в том числе различные споры между профсоюзами и союзами работодателей, между работниками и работодателями (забастовки, размеры заработной платы, проблемы, связанные с увольнениями, возмещением материального ущерба и т.д.).

Социальный суд

Социальные суды (Sozialgericht) занимаются исками граждан к государственным учреждениям и их сотрудникам. Они рассматривают дела о различных видах социального страхования, пенсиях, пособиях, споры с больничными кассами и т.д. Социальные суды доступны каждому постоянно проживающему в Германии, так как делопроизводство в них бесплатно.

Досудебное урегулирование социальных споров

Судебному разбирательству по закону всегда предшествует рассмотрение заявления заинтересованного лица в соответствующем ведомстве. Составление такого рода заявлений и жалоб лучше поручить адвокату. Это сэкономит время и нервы. В случае отрицательного ответа ведомства дело передается в первую судебную инстанцию – земельный социальный суд, который рассматривает его в служебном порядке.

Семейный суд

Семейные суды (Familiengericht) с 1976 года являются самостоятельными отделениями районных (участковых) судов (Amtsgericht). Они рассматривают дела о разводах, а также другие проблемы, возникающих между членами одной семьи. Судья этого суда (Familienrichter/in) обычно рассматривает дела единолично.

К членам семьи по закону ФРГ относятся: законные супруги (гражданский супруг, бывший супруг), их дети (также усыновленные), их внуки, их родители, дети супруга, родители супруга (также их новые супруги), родители родителей, братья и сестры с супругами, братья и сестры супругов и т.д.

Все семейные конфликты можно условно подразделить на:

семейные споры между (бывшими) супругами;
семейные споры между детьми и родителями;
семейные споры между остальными членами семьи.

Различные споры одной семьи рассматриваются одним и тем же судьей, чтобы обеспечить единый взгляд на эту семью и ее проблемы.

В суд по семейным делам Германии подаются такие иски и апелляции, как:

  • иск на развод;
  • иск на алименты на супруга, на детей, родителей и т.д.;
  • финансовый и имущественный иск;
  • иск о признании брака (не)действительным;
  • иск о праве на посещение детей, внуков;
  • иск об установлении места жительства ребенка;
  • иск о разрешении на выезд несовершеннолетнего ребенка за границу;
  • иск об опеке;
  • иск об установлении (оспаривании) отцовства или материнства;
  • иск о возвращении похищенного ребенка;
  • иск о прекращении насилия в семье;
  • иск о лишении (восстановлении) родительских прав;
  • иск об усыновлении (удочерении);
  • иск о признании брака (не)действительным;
  • иск об изменении имени и т.п.

По каждому из оснований подается отдельный иск, но все они собираются в одно судебное дело и рассматриваются одним и тем же судьей в семейном суде.

Суд по семейным делам Германии отличается от других судов Германии по характеру ведения процесса:

  • в семейном суде судебный процесс ведется, как правило, при закрытых дверях;
  • запрещается обнародовать любую информацию из зала суда без специального разрешения семейного суда;
  • без личного присутствия обеих сторон конфликта и их адвокатов суд по семейным делам не вправе заслушивать свидетелей или принимать какие-либо решения;
  • в семейном суде при необходимости принимаются письменные показания свидетелей и без их личного присутствия;
  • в семейном суде при необходимости заслушиваются свидетельские показания несовершеннолетних и без присутствия их законных представителей;
  • семейный суд в целях защиты несовершеннолетнего может прекратить дачу им свидетельских показаний и (или) его допрос противной стороной, если по мнению суда это может нанести ему вред;
  • в семейном суде при необходимости может использоваться материал, полученный с нарушением статьи закона о неприкосновенности частной жизни;
  • при подаче апелляции на определенное решение семейного суда апеллирующей стороне разрешается приводить новые доводы или доказательства и пр.

Таковы основные отличия в судопроизводстве семейных судов от обычных судов Германии.

Федеральный суд

Как правило, стороны судебного процесса могут обжаловать решение суда. Законодательство Германии ограничивает такое право. Обжалование решений суда о недопущении апелляций в Федеральном верховном суде возможны только при определенной сумме спора.

Судебные пошлины

За подачу иска в семейный суд Германии, как правило, взимается государственная пошлина. Закон, однако, предусматривает ряд случаев, когда истец по некоторым искам освобождается от уплаты пошлины. Истец, находящийся в тяжелом материальном положении, может быть при определенных обстоятельствах также освобожден от ее оплаты.

УДК 341.645

А. А. Леонкина

магистрант

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

СУД ПРИСЯЖНЫХ В ФЕДЕРАТИВНЫХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ США, ГЕРМАНИИ, РОССИИ)

Аннотация. Статья посвящена анализу механизма работы суда присяжных на примере таких федеративных стран, как США, Германия, Россия. Суд присяжных — один из наиболее демократических институтов судебной системы, воплощающий принцип непосредственного участия народа в отправлении правосудия. Судебное заседание с участием жюри присяжных основывается на принципах гласности, устности и состязательности, несомненно, играет конструктивную роль в формировании самого чувства справедливости. Такой вид разбирательства всегда способствовал активизации политической жизни в условиях, когда профессиональные суды демонстрировали свою приверженность официальному началу в осуществлении правосудия. В настоящее время в России до сих пор не закончен спор о роли суда присяжных в судебной системе, о его необходимости. Поэтому так важно изучить эту проблему в судебной системе на примере и опыте других конституционных государств.

Ключевые слова: суд равных, жюри присяжных, правосудие, судебная власть, федеративные страны.

A. A. Leonkina

Master student

Penza State University, Penza, the Russian Federation

A JURY IN FEDERAL COUNTRIES (ON THE EXAMPLE OF USA, GERMANY, RUSSIA)

Key words: court of equals, jury, justice, judiciary, Federal countries.

Суд присяжных — один из институтов судебной системы и всей системы органов государственной власти, воплощающий принцип непосредственного участия народа в отправлении правосудия .

Суд присяжных возник в Англии в XII-XV вв. и после Великой французской революции получил широкое распространение в Европе и некоторых других частях света. В классическом варианте состоит из скамьи присяжных заседателей -коллегии из 6, 12 или иного числа граждан, отобранных по случайной методике только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного (иногда иного числа) профессионального судьи, решающего вопросы права .

В США суд с участием присяжных заседателей был и остается очень востребованным. Стоит отметить, что в настоящее время около 90 % из общего числа

происходящих в мире судебных разбирательств с участием присяжных (trial jury) приходится на долю Соединенных Штатов.

Институт присяжных заседателей закреплен в Конституции США и в конституциях штатов в качестве одной из гарантий соблюдения надлежащей правовой процедуры. Таким образом, если обвиняемый не признал своей вины в совершении преступления, не просил о том, чтобы судья рассмотрел его дело единолично, либо если суд в соответствии с законом или по обстоятельствам дела не должен принимать его признание вины, судебное рассмотрение должно происходить с участием сограждан обвиняемого, которые могли бы беспристрастно решить вопрос о его виновности или невиновности. Присяжные заседатели решают вопрос о виновности или невиновности подсудимого. Они решают его на основании своего внутреннего убеждения, сложившегося в результате оценки рассмотренных в суде доказательств, в соответствии со своим собственным интеллектом, психологическими установками, предубеждениями и с позиций собственного жизненного опыта.

Правовой ответственности за свое решение присяжные не несут. Обсуждение присяжными доказательств должно проходить в спокойной обстановке, и каждый присяжный должен иметь возможность свободно выражать свое отношение к рассматриваемому делу. Порядок при обсуждении поддерживает старшина присяжных.

Вопрос о том, устанавливается ли виновность или невиновность подсудимого единогласно или большинством голосов, решается по-разному в различных юрисдикциях. В федеральных судах и судах некоторых штатов требуется единогласие присяжных. Законодательство ряда штатов разрешает принятие вердикта большинством голосов.

После того как присяжные придут к тому или иному решению, старшина присяжных письменно оформляет это решение, заполнив и подписав соответствующий бланк вердикта. Вердикт не должен содержать какие-либо обоснования принятого присяжными решения. Затем старшина присяжных уведомляет судью, что вердикт принят.

Существуют некоторые особенности суда присяжных в каждом штате, однако функции их одинаковы. Наличие различий объясняется тем, что в США сложилась двойная система судов: федерации и штатов. Федеральные суды имеют единые правила судебного производства, а в отдельных штатах выделяются особенности порядка комплектования Большого и Малого жюри, количественного состава присяжных, правил ведения судебного процесса и т.п.

Согласно решению Верховного Суда США 1968 г., если обвиняемому может быть назначено лишение свободы сроком более шести месяцев, то рассмотрение дела в суде присяжных является правом обвиняемого. Присяжные заседатели избираются на основе всеобщих выборов, и в связи с этим создается специальная комиссия из 3 американских граждан.

Присяжным заседателем в судах большинства штатов и федеральных судах должен быть гражданин США, проживающий на территории, входящей в юрисдикцию данного суда, достигший совершеннолетия, владеющий английским языком и не имеющий ограничений правоспособности . Согласно законодательству три категории лиц не могут быть избраны членами федеральной службы присяжных: представители Вооруженных Сил, состоящие на действительной службе; сотрудники профессиональной пожарной службы и департаментов полиции; «госслужащие» федерального, штатного или местного правительств, активно вовлеченные в выполнение государственных обязанностей .

«Фундаментальное» значение института присяжных — одно из традиционных постулатов американской правовой идеологии .

Судебная ветвь власти в Германии (как и в других демократических странах) является независимой и неподконтрольной другим ветвям власти. Основным

принципом, который определяет деятельность судов в Германии, является принцип правового государства, который гарантирует независимость судов и равенство всех граждан перед правосудием.

Судебная система Германии включает в себя три составные части: обычные суды, специализированные суды и конституционные суды.

В сферу юрисдикции обычных судов входят уголовные и гражданские дела. Обычное судопроизводство включает в себя 4 уровня: местные (или участковые) суды; земельные суды; верховные суды земель и Федеральный Верховный суд, находящийся в городе Карлсруэ. Земельные и верховные земельные суды, а также Верховный суд принимают к рассмотрению апелляции на решения нижестоящих судов зрячем для дел, относящихся к ведению участковых судов, гулом последней инстанции является Верховный суд земли).

Специализированные суды подразделяются на 5 групп, в компетенцию которых входит соответственно рассмотрение вопросов административного права, трудового законодательства, социальной сферы, сферы финансов и налогообложения и патентного законодательства. Каждая группа состоит из нескольких уровней (как и в обычном судопроизводстве). Первые три группы имеют 3 уровня: участковые, земельные и верховный суды, финансовые суды действуют на двух уровнях — земельном и федеральном, а патентный суд есть только на федеральном уровне (располагается в Мюнхене).

Германские суды могут выступать в качестве судов первой инстанции (разрешать уголовные и гражданские дела) и судов второй инстанции (пересматривать приговоры и решения нижестоящих судов). Судом первой инстанции являются все суды, второй — земельные и выше .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Германии суд с участием общественности представляет собой смешанную форму судопроизводства, суд шеффенов. В настоящее время смешанные суды -неотъемлемый элемент германской системы правосудия в целом. В большинстве случаев эти суды рассматривают дела по первой инстанции.

В состав каждого высшего суда земли, возглавляемого председателем, входит необходимое число сенатов по гражданским и уголовным делам во главе с их председателями. В качестве суда первой инстанции уголовный сенат в составе 5 профессиональных судей — членов высшего суда земли — рассматривает дела о государственной измене, шпионаже, террористических актах и т. п. либо дела о преступлениях, подсудных нижестоящему суду земли, но признанных особенно значимыми или сложными. В свою очередь в состав каждого суда земли, возглавляемого его председателем, входят палаты по гражданским (в том числе торговым) делам и по уголовным делам. Палаты по гражданским делам заседают в составе 3 профессиональных судей во главе с председателем суда земли или председателем палаты. Дела могут рассматриваться судьями единолично, если не представляют особой сложности. Палаты по торговым делам действуют в составе председательствующего — члена суда земли и равноправных с ним 2 непрофессиональных судей, назначаемых на 3 года из опытных коммерсантов по заключению торгово-промышленных палат. Согласно Закону о судоустройстве к торговым относится четко определенный круг дел по спорам, возникающим между участниками сделок, членами торговых товариществ, споры по векселям, по применению Закона о чеках, по защите торговых знаков и т. д. Уголовные палаты судов земли рассматривают по первой инстанции дела обо всех преступлениях, которые не отнесены к компетенции участковых судов или высших судов земли. Сейчас суд присяжных состоит из 3 профессиональных судей и 2 шеффенов.

Он созывается при необходимости рассмотреть уголовное дело по обвинению в умышленном убийстве или других преступлениях, связанных с созданием опасности для жизни людей (поджоги, взрывы, попытки захватов самолетов, ограбление и вымогательство при отягчающих обстоятельствах и др.). Большая палата по уголовным делам в составе 3 судей и 2 шеффенов рассматривает

основную массу дел о преступных посягательствах, входящих в компетенцию судов земли. В тех судах, в округе которых расположен высший суд земли, образуется палата по делам о государственных преступлениях, главным образом связанных с «угрозой демократическому правовому государству» и с нарушением запретов на деятельность противозаконных организаций. Для рассмотрения апелляционных жалоб на приговоры, вынесенные участковыми судьями единолично, в составе суда земли образуется малая палата по уголовным делам, которая состоит из 1 члена суда земли и 2 шеффенов. Участковые суды представляют собой низовое звено системы общих судов. Они могут состоять из одного или нескольких участковых судей. Если в участковом суде только 1 судья, ему назначается постоянный заместитель из числа судей земли. Гражданские дела рассматриваются здесь единоличным судьей. Участковому судье подсудны имущественные споры на сумму до 3000 марок, а также независимо от суммы иска споры об аренде жилья и иных помещений, споры между клиентами и владельцами гостиниц, между пассажирами и водителями транспортных средств, туристами и бюро путешествий и т. п. В участковых судах выделяется один или несколько судей, которые специализируются на рассмотрении всего комплекса брачно-семейных дел, в том числе о разводе, выплате содержания на детей и т. п. Единолично участковый судья рассматривает дела, возбужденные в порядке частного обвинения, кроме того, о преступных деяниях, относящихся к категории проступков, и наконец, по предложению прокурора дела о некоторых преступлениях, по которым не ожидается вынесение более сурового приговора, чем за проступки, т. е. свыше одного года лишения свободы .

В Российской империи суд присяжных был введен судебной реформой Александра II 1862-1864 гг. и просуществовал как форма судопроизводства более 50 лет. Он был упразднен 24 ноября 1917 г. с принятием Советом Народных Комиссаров РСФСР Декрета номер 1 «О суде». Присяжных сменили народные заседатели, которые принимали участие в рассмотрении всех уголовных и гражданских дел судами первой инстанции.

Возрождение института присяжных связано с проведением судебной реформы 1990-х гг. .

Как отмечает профессор С.А. Пашин, много лет проработавший судьей, суд присяжных изначально вводился прежде всего для преобразования репрессивного сознания судей, для того, чтобы законодатель получил образец демократических норм судопроизводства. Конституционный суд России серией своих решений распространял на обычное судопроизводство правила, принятые в суде присяжных. Именно благодаря суду присяжных в нашей стране:

— возникла процедура признания доказательств недопустимыми;

— прокурор начал выступать в федеральных судах по всем уголовным делам (до введения суда присяжных прокурор мог не поддерживать обвинение ни по одному уголовному делу, а фактически выступал по 45% дел);

— обвинительное заключение стал оглашать государственный обвинитель, а не председательствующий судья;

— отказ прокурора от обвинения приобрел юридический вес и значение; а ведь в советское время и почти до конца XX столетия судья обязан был продолжить разбирательство и мог осудить человека, даже если прокурор переставал поддерживать обвинение;

— потерпевший был допущен в прения сторон;

— было упразднено возвращение дел на доследование;

— процесс отмены смертной казни признан необратимым .

Профессор Н.В. Радутной уточняет, что в суде присяжных исключается

влияние судей профессиональных на судей народных, но вместе с тем предполагается, что в законных пределах на них оказывают влияние стороны обвинения и защиты. Убедительность представленных каждой из сторон доказательств,

состязательный характер их обращения к суду и призваны оказывать влияние на внутреннее убеждение присяжных. Участие в суде присяжных заседателей повышает престиж правосудия и доверие общества к суду .

Чтобы разобраться в вопросе необходимости реорганизации жюри присяжных, мы предлагаем рассмотреть, что же из себя представляет суд присяжных в России.

Суд присяжных состоит из коллегии в составе 12-ти заседателей и одного профессионального судьи. Присяжным может стать любой гражданин России, если он достиг 25 лет, не был судим, дееспособен, не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Кандидатом в присяжные не могут быть лица, занимающие государственные или выборные должности, военнослужащие, сотрудники правоохранительных и судейских органов и др. Одно и то же лицо не может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного более одного раза в течение года.

Коллегиями присяжных рассматриваются дела о совершении тяжких преступлений. Однако в течение 2008-2013 гг. из-под их компетенции были исключены такие статьи, как терроризм, захват заложников, массовые беспорядки, шпионаж, организация преступного сообщества, убийства, производство и сбыт наркотиков в крупном размере, изнасилование и сексуальные преступления против детей, покушение на общественных деятелей, сотрудников правоохранительных, судейских органов и др. .

Однако стоит отметить, что у суда присяжных существует и много противников. Одной из главных проблем суда присяжных считают большое количество необоснованных оправдательных приговоров. Для принятия решения по делу присяжный заседатель опирается на такое понятие, как «внутренние убеждение». У каждого оно интерпретируется по-разному.

Также отмечается, что присяжные заседатели не обосновывают свое решение по делу, а озвучивают лишь коллегиальное решение. Не исключен факт, что на мнение присяжного заседателя могут повлиять не доказательства в деле, а, например, какой-то личный фактор. Так, например, как пишет О.А. Глобенко в своей статье «Заметки присяжного. Уголовное судопроизводство» об одном из случаев: «Не знаю,- глубокомысленно произнесла одна из присяжных, прокурор производит впечатление знающего человека, умеренная женщина, а адвокат слишком суетится и руки у него дрожат. И галстук, как тряпка, — заметила другая. Сдержать улыбку было крайне сложно. Мужчины украдкой косились на свои галстуки» .

За последние годы в России присяжные вынесли несколько вердиктов, которые общественное мнение относит к категории «неадекватных». Самым громким стало дело красноярского физика Валентина Данилова. Он обвинялся в передаче секретной информации Китаю, но в конце прошлого года был оправдан присяжными. Однако прокуратура опротестовала вердикт, ссылаясь на существенные нарушения процессуальных норм, и приговор был отменен. Другая коллегия присяжных в ходе нового процесса единогласно признала Данилова виновным, а судья приговорил его к 14 годам тюрьмы .

Институт присяжных заседателей в том виде, в котором он сейчас находится, отмечается рядом проблем. Среди них следующие.

1) Сложности при формировании коллегий, связанные с недостаточным количеством кандидатов для отбора. Согласно действующему порядку формирования коллегии присяжных, если в судебное заседание явилось менее 20 кандидатов в присяжные, председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове (ч. 3 ст. 327 УПК РФ). По словам судьи ВС РФ Александра Дзыбана, на начальном этапе становления института суда присяжных (с начала 90-х гг. до 2000 г.) достаточно было направить вызовы 200-300 кандидатам, а для сложных и длительных процессов — порядка 500, по которым являлись 30-50 человек. Это

позволяло провести отбор и сформировать коллегию. Сейчас, по данным Мосгорсуда, в зависимости от категории дел направляется от 1,5 до 2,5 тыс. приглашений, но явившихся все равно часто не хватает для формирования коллегии. По информации Мособлсуда, из вызванных в октябре 2014 г. 27 692 человек по девяти делам явились 124 человека, что позволило сформировать две коллегии, в ноябре по такому же количеству дел из 37 300 человек — также 124, четыре коллегии было сформировано. А в декабре из 34 600 человек явились 104, и ни одной коллегии сформировать не удалось. Именно поэтому многие эксперты, в том числе представители ВС РФ, предлагают сократить количество членов коллегии присяжных с 12 до 7 или даже до 5 человек.

2) Большие денежные расходы бюджета. Во-первых, суды возмещают присяжным командировочные, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно (в том числе и в случаях, когда коллегия не была сформирована). Во-вторых, присяжным выплачивается вознаграждение в размере половины оклада судьи соответствующего суда пропорционально числу дней их участия в осуществлении правосудия, но не менее их среднего заработка по месту основной работы за этот период (ч. 1-2 ст. 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-Ф3 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»). Если разбирательство по делу затягивается, в результате получается немаленькая сумма. Так, по словам заместителя председателя Волгоградского областного суда Дмитрия Туленкова, стоимость одного дела с участием присяжных заседателей (только вознаграждение присяжным и расходы по явке) составляет от 160 тыс. до 360 тыс. руб. В прошлом году на рассмотрение всего шести дел с участием присяжных данным судом было потрачено 1,5 млн руб. Поэтому предлагаемое рядом экспертов сокращение количества присяжных в коллегии может помочь и в экономии бюджетных средств.

3) Затягивание сроков рассмотрения дел. По мнению экспертов, фактор, который больше всего влияет на эффективность суда присяжных, — это длительность процесса. Если она превышает несколько месяцев, эффективность снижается, поскольку присяжным становится сложно не обсуждать обстоятельства дела с лицами, не входящими в состав суда, и не получать сведения по делу вне судебного заседания (особенно по громким делам, которые освещают многие СМИ). В связи с этим предлагается подумать об ограничении срока рассмотрения дел с участием присяжных.

4) Отмена вердиктов присяжных вышестоящим судом. По данным ВС РФ, около 40% оправдательных приговоров, выносимых присяжными заседателями, впоследствии отменяются Судом по различным основаниям. Это также снижает интерес граждан к тому, чтобы попробовать себя в роли присяжного заседателя. Сократить количество отмененных приговоров, возможно, поможет совместное вынесение решения по делу присяжными и профессиональным судьей (об этом варианте реформирования судов присяжных читайте ниже) .

В последние годы все чаще шла речь о реформировании суда присяжных заседателей в России. Однозначно по этому поводу высказался и президент РФ В.В. Путин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 марта Президент РФ внес на рассмотрение в Госдуму законопроекты, направленные на реформирование суда присяжных. Основные поправки предложено внести в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, а также в ряд связанных федеральных законов: Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральный закон «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно -процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации».

Основные изменения связаны с расширением юрисдикции суда присяжных. Согласно пояснительной записке к законопроекту о внесении изменений в УПК РФ предлагается предоставить «обвиняемым в особо тяжких преступлениях против личности по уголовным делам, которые относятся к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, права ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда и равного ему федерального суда общей юрисдикции и шести присяжных заседателей».

К подсудности суда районного уровня с участием присяжных предлагается отнести уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 105, ст. 277, ст. 295, ст. 317 и ст. 357 УК РФ, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь, а также дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 105 и ч. 4 ст. 111 УК РФ.

Кроме того, законопроект предусматривает сокращение численного состава коллегии присяжных в областных и равных им судах с 12 до 8 человек, за счет чего предполагается упростить процедуру отбора и сократить расходы. Также сокращается и количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову, и уточняется порядок формирования коллегии присяжных.

Согласно тексту документа, в случае принятия поправок, право ходатайствовать на рассмотрение дел судом присяжных получат более 15 тысяч обвиняемых ежегодно. Предполагается, что основная часть закона вступит в силу с 1 января 2017 г., а часть его положений — с 1 января 2018 г. .

Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко прокомментировал эту новость так: «Расширение сферы действия суда присяжных не просто улучшит статистику оправдательных приговоров, а повлечет качественные изменения в уголовном судопроизводстве в целом, а они, в свою очередь, отразятся на состоянии общества» .

Мнение, что суд присяжных лишен объективности и потворствует преступности, не имеет достаточного основания. Проанализировав современные уроки и исторический опыт, можно сделать вывод: данная форма судопроизводства целесообразна. Первые результаты уже видны: повысилось качество предварительного следствия — таково мнение судей. Суд присяжных поднимает и авторитет судебной власти в обществе, так как решение выносят не государственные чиновники, а граждане страны, представители народа .

Оценивая суд присяжных, стоит обратить внимание на позицию профессора А.А. Тарасова. «Убежденный сторонник суда присяжных, — пишет он, — не может не учитывать, что судьба обрекает этот суд на то, чтобы вечно раздражать общественное мнение, стимулировать развитие юридической науки. Причем и в части разработки тех проблем, которые не имеют к суду присяжных какого-то особого, не характерного для обычного судопроизводства, отношения (допустимости доказательств, гласности правосудия, коррупции в системе уголовной юстиции и др.)» .

На наш взгляд, суд присяжных, безусловно, является важным элементом в российской судебной системе. Самостоятельность присяжных в принятии решений гарантирует гражданам беспристрастность в вынесении судебных вердиктов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь / А.Б. Бари-хин — М. : Книжный мир, 2004. — 720 с.

2. Глобенко О.А. Заметки присяжного /О.А. Глобенко // Уголовное судопроизводство. — 2007. — № 1. — С. 8-15.

4. Материалы обобщения о деятельности суда присяжных за рубежом / Текущее делопроизводство МИД РК. — Астана, 2004. — 97 с.

5. О внесении изменений в Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»: проект федер. закона № 1016480-6 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 15.03.2016) / Правовой Сервер КонсультантПлюс . — Режим доступа: http: // www. consultant.ru/ (дата обращения 20.04.2017).

6. О реформе суда присяжных (Президент ФПА РФ прокомментировал проект изменений и дополнений в законодательство, направленных на реформирование суда присяжных 17.03.2016) / Сайт Адвокатской палаты Владимирской области . — Режим доступа: http://apvo.fparf.ru/news/all_news/detail/18496/ (дата обращения 29.04.2017).

9. Пикалов И.А. Уголовный процесс Российской Федерации (краткий курс): учеб. пособие / И.А. Пикалов. — М. : Юрлитинформ, — 2008. — 472 с.

10. Попова А. Суд присяжных — шаг в будущее или назад в прошлое?/ А. Попова // Наука и жизнь. — №7. — 2004. — С. 56-61.

12. Судебные системы западных государств / отв. ред. В.А. Туманов. — М. : Наука, 1991. — 240 с.

2. Globenko O.A. Juror’s notes. Ugolovnoe sudoproizvodstvo = Criminal Judicial Proceeding, 2007, no 1, pp. 8-15 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17.03.2016) Available at: http://apvo.fparf.ru/news/all_news/detail/18496/ (accessed

29.04.2017).

10. Popova A. What is jury — a step to the future or back in the past? Nauka i zhizn’ = Science and life, no. 7, 2004, pp. 56-61 (in Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Судебная система Германии в основном включает в себя три различных типа судов, различающихся характером и серьезностью рассматриваемых дел: суды общей юрисдикции, ведущие дела, связанные с криминальными преступлениями и большинство гражданских дел, специализированные суды, такие как административные, трудовые, социальные и финансовые суды, и, наконец, конституционный суд, в компетенцию которого входит рассмотрение и толкование Конституции. В германии нет такого понятия, как суд присяжных, а судьи принимают активное участие в судебных разбирательствах.

Судьи и их состав.

В зависимости от специфики суда состав судей сочетается из различного количества профессиональных судей и «народных заседателей». При рассмотрении незначительных правонарушений суд может состоять из одного председательствующего профессионального судьи. Если обвинение серьезное и обвиняемым грозит тяжелое наказание, состав суда может быть до пяти человек – трое профессиональных судей и двое народных заседателей.

Судьи, работающие в органах федеральных Земель Германии (Länder) – это профессионально-обученные эксперты, как правило нанятые пожизненно на государственную службу. Народные заседатели – обычные граждане, выдвинутые на эту должность на ограниченный срок. Все судьи, участвующие в заседании, должны иметь специализированное правовое образование и быть профессиональными юристами или адвокатами.

Германская судебная система подразделяется на следующие типы:

  • конституционные суды
  • общие суды, состоящие их гражданских и уголовных судов
  • административные суды
  • трудовые суды.
  • социальные суды
  • финансовые суды
Конституционный суд.

Федеральный Конституционный суд («Bundesverfassungsgericht») – высший и самый важный судебный орган Германии. Решения этого суда имеют огромное влияние на устойчивость и развитие правовой системы Федеративной Республики. Этот суд, в своем роде, известен как гарант конституции.

В Германии каждый гражданин имеет право подать жалобу в Конституционный суд, чтобы удостоверить акты государственных органов (законы, указы, постановления) на соответствие Конституции государства.

Конституционный суд является «последней инстанции», т. е. необходимо, чтобы прошли слушания и были вынесены решения во всех нижестоящих судах до того, как «отправиться в Карлсруэ» — город в Германии, где расположен данный суд. Тем не менее, сюда не принимаются к обжалованию дела, кроме тех, что относятся к вопросам о конституционном праве.

Общие суды.

Общие суды рассматривают уголовные, гражданские, семейные и наследственные дела. (Местные суды также связанны с регистрации компаний и прочими административными процедурами, не требующими рассмотрения по существу). Это самые распространенные суды в Германии. Общие суды образуют четырехуровневую систему с возрастающими полномочиями: Местные суды («Amtsgerichte»), Региональные суды («Landgerichte»), Верховные региональные суды («Oberlandesgerichte») и Высший Федеральный суд («Bundesgerichtshof»).

Уголовные дела в зависимости от тяжести преступления рассматриваются в одном из трех судов низшего уровня. Слушания по гражданским делам ведутся либо в Местных, либо в Региональных судах. Апелляции можно подавать в два суда высшей инстанции.

Административные суды.

В компетенцию данных судов входит рассмотрение дел по общественным правонарушениям, несвязанным с финансовыми, социальными или конституционными правонарушениями. Также здесь ведутся дела по разрешению споров по всем нормативным правовым актам и процедурам публичной исполнительной власти. Административные суды образуют трехуровневую систему от низшего к высшему.

Трудовые суды.

Трудовые суды рассматривают дела по вопросам трудоустройства и контрактов, коллективными соглашениями, конфликтам между менеджментом компании и наемным персоналом, вопросы, связанные с практическим применением норм Трудового кодекса. Например, тут рассматривается споры по законности увольнения работника и о положенных ему компенсациях. Трудовые суды также бывают трех уровней.

Социальные суды.

В компетенцию социальных судов входит рассмотрение всех дел, связанных с общественной безопасностью, главным образом общим здравоохранением, страховым договорам, пенсионным и социальным обеспечением. Имеют три уровня иерархии.

Финансовые суды.

Специализированные суды, имеющие двухуровневую систему. Ведут в основном дела по вопросам уплаты и взыскания налогов.

Tags:Право Германии

Согласно Основному закону ФРГ судебная власть в Германии осуществляется Федеральным конституционным судом, иными федеральными судами и судами земель (ст. 92). Система судебных органов в Германии имеет сложный характер, что предопределено федеративным устройством страны и многоплановой судебной юрисдикцией.

Существуют шесть ветвей юстиции:

  • конституционная,
  • общая,
  • административная,
  • финансовая,
  • трудовая и
  • социальная.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Федеральная судебная палата. Иные ветви судебной власти возглавляются соответственно Федеральным административным судом, Федеральным финансовым судом, Федеральным судом по трудовым спорам и Федеральным судом по социальным вопросам (абз. 1 ст. 95 Основного закона).

Основной закон также устанавливает, что Федерация может учредить федеральный суд по делам о правовой защите промышленной собственности; она же может образовать федеральные суды для вооруженных сил – военно-уголовные суды; последние могут осуществлять свою юрисдикцию лишь в случае введения состояния обороны, а также в отношении лиц из состава вооруженных сил, направленных за границу или находящихся в море на военных кораблях. Верховным органом для этих судов является Федеральная судебная палата (ст. 96). Чрезвычайные суды не допускаются.

Правосудие в ФРГ осуществляется на началах равенства всех перед судом и законом, независимости судей и подчинения их только закону, гласности судебного процесса, состязательности и иных, закрепленных в Основном законе и других правовых актах.

Федеральный конституционный суд.Данный институт получил конституционное закрепление еще в Веймарской конституции. Его важность предопределяется особой ролью в защите конституционного порядка. Федеральный конституционный суд является самостоятельным и независимым от всех других конституционных органов судом Федерации.

Федеральный конституционный суд состоит из 16 судей и разделен на две палаты (сенаты). Согласно закону о Федеральном конституционном суде на должность судьи может быть избран гражданин ФРГ, достигший 40 лет и имеющий право быть избранным в Бундестаг. Половина судей (восемь) избирается Бундестагом и половина – Бундесратом. Иными словами, только юристы могут получить место в Федеральном конституционном суде. Судьи не могут входить в состав Бундестага, Бундесрата, Федерального правительства, в соответствующие органы земель. Срок полномочий судей – 12 лет, и он ограничен достижением 68-летнего возраста. Избранные на должность судьи назначаются Федеральным президентом.

Председатель и заместитель председателя Федерального конституционного суда избираются соответственно Бундестагом и Бундесратом из состава обоих сенатов. Каждый раз при выборах этих должностных лиц происходит чередование между палатами парламента относительно избрания председателя суда. Сложился своего рода обычай, согласно которому партия (или коалиция), имеющая большинство мест в палате, предлагает кандидатуру председателя суда, а вторая по величине партия – его заместителя.

ПолномочияФедерального конституционного суда весьма широки. Он рассматривает:

1) дела о толковании Основного закона по поводу споров об объеме прав и обязанностей верховного федерального органа или других участников, которые Основным законом или регламентом верховного федерального органа наделяются собственными правами;

2) дела о соответствии Основному закону других актов федеральных органов государственной власти или нормативных правовых актов земель, а также о соответствии федеральному праву права земель (в последнем случае дела рассматриваются по ходатайству Федерального правительства, правительства земли или трети депутатов Бундестага);

3) споры о компетенции между Федерацией и ее субъектами, в частности при исполнении землями федерального права и при осуществлении федерального надзора;

4) споры публично-правового характера между Федерацией и землями, между землями или в пределах одной земли, если не предусмотрен иной судебный порядок;

5) конституционные жалобы, поданные в связи с нарушением органами государственной власти или должностными лицами конституционных прав и свобод;

6) конституционные жалобы общин или объединений общин в связи с нарушением права на самоуправление;

7) иные дела, отнесенные к ведению Федерального конституционного суда Основным законом (ст. 93).

Система судов общей юрисдикции включает в себя действующие в землях

  • участковые суды,
  • земельные суды,
  • высшие земельные суды и
  • действующую на уровне федерации Федеральную судебную палату,

т.е. четыре инстанции. Данные суды рассматривают уголовные и гражданские дела. Всего действует 706 участковых судов, 116 земельных и 24 высших земельных суда.

Система специальных судов имеет три уровня (кроме финансовых судов, имеющих двухуровневую систему) –

  • окружные,
  • земельные суды и
  • федеральный суд.

К судам по трудовым спорам относятся: Федеральный суд по трудовым спорам (располагается в г. Кассель), 19 высших судов земли по трудовым спорам, 124 суда по трудовым спорам. К компетенции этих судов относятся споры между профсоюзами и союзами работодателей, между отдельными предпринимателями, с одной стороны, и работниками наемного труда (рабочие, служащие) – с другой.

В ведении административных судовнаходятся все споры публично-правового характера, кроме конституционно-правовых, прежде всего иски граждан к различным государственным органам, споры о правах государственных служащих, а также споры между некоторыми административными единицами (например, между городом и общинами); эти же суды разрешают конфликты, связанные с запретом массовых выступлений и демонстраций, охраной окружающей среды, предоставлением политического убежища и т.д. Система административных судов включает

  • Федеральный административный суд,
  • 16 высших административных судов и
  • 52 административных суда.

Суды по социальным вопросам относят к особому виду административной юстиции. Эти суды рассматривают иски граждан к государственным учреждениям по вопросам о социальном страховании, о выплате пособий на детей и проч. Система судов этого вида включает:

  • Федеральный суд по социальным вопросам (г. Кассель);
  • 16 высших (земельных) судов и
  • 69 низовых судов по социальным вопросам

Суды, входящие в систему каждого из упомянутых видов судебной юрисдикции, самостоятельны и независимы в отношении друг друга. В случае возникновения между ними разногласий по существенным правовым вопросам в соответствии с Основным законом (ст. 95) созывается совместный Сенат высших судебных инстанций, который выносит решения, обеспечивающие единство судебной практики. В Основном законе закреплены положения о несменяемости судей. Судьи назначаются без указания срока полномочий, но состоят в должности до достижения возрастного предела, установленного законом о судьях. Предельный возраст для судей судов общей и специальной юрисдикции составляет 65 лет.

Прокуратура в Германии не образует самостоятельной системы, а организационно связана с судами различных инстанций. Все федеральные прокуроры находятся под общим руководством министра юстиции ФРГ. Общее руководство прокурорами в землях осуществляет соответствующий земельный министр юстиции. Прокуратура проводит расследование по уголовным делам, отличающимся большой сложностью. В предусмотренных законом случаях представители прокуратуры участвуют и в разбирательстве гражданских дел.

Добавить комментарий