Суды в порядке надзора

СТ 391.12 ГПК РФ

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

6) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 391.4 настоящего Кодекса.

2. При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.

При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

3. Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

4. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Комментарий к Статье 391.12 Гражданского процессуального кодекса

Комментируемой статьей определены полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.

Согласно ч. 1 комментируемой статьи Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе:

— оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, надзорные жалобу, представление — без удовлетворения;

— отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;

— отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;

— оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

— отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;

— оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК РФ.

В силу ч. 2 комментируемой статьи при рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления в интересах законности.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе:

— проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются;

— устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;

— предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;

— определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации подписывается председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации (ч. 3).

Жалобы и представления в порядке надзора имеют право рас­сматривать только указанные в законе суды. К ним относятся: пре­зидиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (далее — суд субъекта Российской Федера­ции); президиум окружного (флотского) военного суда; Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации; Военная коллегия Верховного Суда Российской Фе­дерации; Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Первичной надзорной инстанцией по отношению к районным судам являются президиумы судов субъектов Российской Федера­ции.

К компетенции президиумов названных судов относится пере­смотр в порядке надзора вступивших в законную силу решений и определений судов субъектов Российской Федерации, вынесен­ных ими в качестве суда первой инстанции, если указанные ре­шения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федера­ции; кассационных определений суда субъекта Российской Феде­рации; апелляционных решений и определений районных судов, вступивших в законную силу судебных приказов, решений и оп­ределений районных судов и мировых судей.

Президиум окружного (флотского) военного суда пересматри­вает в порядке надзора кассационные определения окружного (флотского) военного суда, вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов.

Следующий судебно-надзорный орган — Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Рос­сийской Федерации осуществляет пересмотр в порядке надзора определений президиумов судов субъектов Российской Федера­ции, вступивших в законную силу решений и определений судов субъектов Российской Федерации, вынесенных ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, кассационных определений судов субъектов Российской Федерации, а также вступивших в закон­ную силу решений и определений районных судов, вынесенных ими в качестве судов первой инстанции, если жалобы на указан­ные судебные решения и определения были оставлены без удов­летворения президиумом суда субъекта Российской Федерации.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе пересматривать в порядке судебного надзора определения президиумов окружных (флотских) военных судов, вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) во­енных судов, вынесенные ими в качестве судов первой инстан­ции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Фе­дерации, кассационные определения окружных (флотских) воен­ных судов, а также вступившие в законную силу решения и опре­деления гарнизонных военных судов, если жалобы на указанные судебные постановления были оставлены без удовлетворения пре­зидиумом соответственно окружного (флотского) военного суда.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации осуще­ствляет пересмотр вступивших в законную силу решений и опре­делений Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных им в качестве суда первой инстанции, определений Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Рос­сийской Федерации, вынесенных ею в кассационном порядке, определений Военной коллегии Верховного Суда Российской Фе­дерации, вынесенных ею в кассационном порядке.

В Российской Федерации сложилась практика последователь­ного прохождения дела в судах: пересмотр решения вышестоящим судебно-надзорным органом до его рассмотрения в нижестоящем органе исключен. Такой порядок представляется оправданным и целесообразным, поскольку исключает дублирование в работе судебно-надзорных органов.

Порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел в по­рядке надзора урегулирован законом.

Все органы, пересматривающие в порядке надзора, действуют коллегиально.

В состав президиума суда субъекта Российской Федерации вхо­дят председатель, его заместители, члены суда. Состав Президиума утверждается Президентом Российской Федерации.

Член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой или второй инстанций либо в порядке судеб­ного надзора в составе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда.

Суд надзорной инстанции принимает дело к своему рассмот­рению на основании постановления судьи о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, а Прези­диум Верховного Суда Российской Федерации — кроме того на основании мотивированного представления о пересмотре судебно­го постановления в порядке надзора, внесенного Председателем Верховного Суда Российской Федерации, заместителем Председа­теля Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии постановления о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции и копии жалобы или представления проку­рора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание.

В заседание суда надзорной инстанции допускаются стороны и другие лица, участвующие в деле. Они извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.

Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее одного месяца, а в Верховном Суде Россий­ской Федерации не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления.

Судебные решения пересматриваются в порядке надзора с со­блюдением основных принципов гражданского процессуального права: осуществление правосудия только судом, равенство граж­дан перед законом и судом, коллегиальность рассмотрения дел, законность, диспозитивность, состязательность и др.

Многие из названных принципов действуют в стадии судебного надзора не в полной мере. Это, в частности, относится к принци­пам непосредственности, устности, диспозитивности, состязатель­ности.

В судебном заседании дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом прези­диума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

В заседании Судебной коллегии по гражданским делам Вер­ховного Суда Российской Федерации, а также Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается од­ним из судей коллегии.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жало­бу, чьи права и охраняемые законом интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым постановлением суда.

Если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

• в президиуме суда субъекта Российской Федерации, окружно­го (флотского) военного суда — соответственно прокурор субъек­та Российской Федерации, военного округа (флота) или его заме­ститель;

• в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации — Ге­неральный прокурор Российской Федерации или его заместитель;

• в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации — должностное лицо Прокуратуры Рос­сийской Федерации по поручению Генерального прокурора Рос­сийской Федерации.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание поста­новлений, вынесенных по делу, мотивы жалобы, представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производ­ства. Судьи могут задать вопросы докладчику. Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подав­шие надзорную жалобу, чьи права и охраняемые законом интере­сы непосредственно затрагиваются обжалуемым постановлением суда, а также прокурор, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее жалобу или представление.

После выступления лиц, участвующих в деле, суд надзорной инстанции принимает определение в закрытом совещании.

При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы реша­ются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пе­ресмотра, жалоба или представление прокурора считаются откло­ненными.

Судья, не согласный с мнением большинства, вправе изло­жить в письменном виде свое особое мнение, которое вместе с определением приобщается к делу.

По результатам рассмотрения дела в порядке надзора суд над­зорной инстанции выносит мотивированное определение, в кото­ром должны быть указаны: 1) наименование и состав суда, вы­несшего определение; 2) дата и место вынесения определение; 3) дело, по которому вынесено определение; 4) наименование лица, подавшего жалобу или представление о пересмотре дела в порядке надзора; 5) судья, вынесший определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу; 6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов; 7) закон, на основании которого вынесено определение по результатам рассмотрения дела по существу.

Определение президиума соответствующего суда подписывается его председателем, а определение судебной коллегии — судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

О вынесенном судом надзорной инстанции определении сооб­щается лицам, участвующим в деле.

Конституция РФ гарантирует гражданам судебную защиту их прав, свобод и законных интересов. Повысить эффективность отправления правосудия, исправить ошибки судопроизводства позволяет пересмотр судебных решений и определений в порядке надзора.

Определение 1

Надзорным производством принято считать способ проверки вступивших в законную силу постановлений суда.

Надзорное производство в уголовном процессе, административных и гражданских делах, подсудных судам общей юрисдикции, осуществляет Верховный суд Российской Федерации.

Полномочия надзорной инстанции

Обжалованию в Президиуме Верховного суда РФ подлежат решения и определения, выданные судами первой, кассационной и апелляционной инстанций, включая региональные верховные, окружные военные суды, коллегиальные подразделения российского высшего судебного органа. Президиум Верховного суда рассматривает жалобы на вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, которые были приняты им по первой инстанции, если данные постановления являлись предметом апелляционного рассмотрения.

После изучения надзорных жалоб судья Верховного суда РФ уполномочен вынести определение:

  • отказывающее в передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
  • разрешающее направить надзорную жалобу, представление с делом в судебное заседание Президиума ВС РФ.

Замечание 1

Председатель Верховного суда или его заместитель имеют право выразить несогласие с определением, которое вынес судья ВС РФ об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании. В этом случае выносится определение об отмене отказа, и надзорная жалоба направляется в судебное заседание.

При отмене судебных актов в порядке надзора Верховный суд руководствуется следующими основаниями, которые являются нарушением:

  • прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, международными договорами, общепризнанными нормами и принципами международного права;
  • прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судебный акт может быть также отменен по причине единообразия в толковании и применении судом правовых норм.

Надзорная жалоба изучается судьей. Если есть необходимость истребования дела, судья имеет право своим определением приостановить исполнение решения суда до завершения процессуальных действий в суде надзорной инстанции. Срок обжалования судебного постановления в суде надзорной инстанции составляет 3 месяца со дня его вступления в силу.

Замечание 2

При нарушении срока по уважительным причинам может быть принято представление о его восстановлении по заявлению заинтересованного лица.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Оформление жалобы

Производство в суде надзорной инстанции начинается с подачи надзорной жалобы. К форме и содержанию документа предъявляются серьезные требования. В нем указывается:

  • наименование судебного органа, в который подается жалоба;
  • ФИО лица, подающего жалобу, его место жительства или непосредственное местонахождение;
  • наименование лиц, которые участвуют в деле, их адреса;
  • суды, рассмотревшие дело по первой, кассационной или апелляционной инстанциям;
  • обжалуемые судебные постановления;
  • основание для пересмотра в порядке надзора с обоснованием причин;
  • просьба лица, направляющего жалобу.

Надзорная жалоба подписывается лицом, которое ее подает. Закон допускает подачу документа представителем заинтересованного гражданина. В этом случае в обязательном порядке прилагается доверенность или иное документальное удостоверение полномочий представителя. Надзорное представление подписывается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. К надзорной жалобе прилагаются копии постановлений по делу, принятые соответствующим судом. К жалобе также прикладывается квитанция об уплате государственной пошлины.

Этапы производства по надзору

Определение 2

Предмет апелляционного рассмотрения надзорной жалобы – это судебная проверка законности, справедливости и обоснованности судебного решения.

Объектом надзорного пересмотра считаются вступившие в законную силу приговоры, определения и иные судебные акты. При рассмотрении производств в порядке надзора президиум Верховного суда РФ четко соблюдает стадии проведения подобных судебных заседаний. Лицам, участвующим в деле, отправляются копии определения о передачи надзорной жалобы для рассмотрения. Граждане извещаются о дате, времени и месте проведения заседания суда.

Замечание 3

Неявка лиц, заинтересованных в рассмотрении дела, не является препятствием для рассмотрения производства в порядке надзора.

Сроки рассмотрения надзорной жалобы в ВС РФ ограничиваются двумя месяцами, если не было истребовано дело. В случае необходимости получения производства, срок увеличивается. Он может составлять не более трех месяцев.

В судебном заседании могут присутствовать лица, которые участвуют в деле, их представители и иные граждане, интересы которых непосредственно затронуты в обжалуемом судебном постановлении. Порядок проведения судебного заседания при рассмотрении надзорной жалобы включает следующие этапы:

  1. Изложение обстоятельств дела судьей-докладчиком, включая доклад о содержании судебных постановлений, доводы надзорной жалобы.
  2. Получение объяснений по делу от лиц, участвующих в рассмотрении надзорной жалобы. Первым право выступить имеет гражданин, подавший жалобу.
  3. Принятие судом постановления по результатам рассмотрения надзорной жалобы.

Прения сторон в судебном заседании не предусмотрены. Все вопросы решаются посредством голосования. Равное количество голосов означает отклонение надзорной жалобы.

Президиум ВС РФ вправе:

  • не изменять постановление предыдущей судебной инстанции;
  • отменить решение суда первой, кассационной, апелляционной инстанций частично или полностью и вновь отправить дело на рассмотрение, прекратить производство по делу;
  • оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
  • отменить или изменить постановление предыдущей судебной инстанции, принять новое решение, не передавая дело на рассмотрение;
  • при наличии оснований оставить надзорную жалобу без рассмотрения.

Комментарии статьи 391.12 ГПК РФ в действующей редакции кодекса

Комментируемая статья 391.12 ГПК РФ в действующей редакции в основном повторяет положения ст. 390 ГПК РФ и регулирует полномочия суда надзорной инстанции вне зависимости от конкретного звена судебной инстанции. Часть 1 комментируемой статьи перечисляет шесть полномочий суда надзорной инстанции по результатам пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. Часть 2 статьи 391.12 ГПК РФ содержит общие предписания об обязательности указаний вышестоящего суда о толковании закона.

Согласно п. 1 ч. 1 комментируемой статьи 391.12 ГПК РФ суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе оставить судебное постановление суда первой или второй инстанции без изменения, а надзорные жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора — без удовлетворения. При пересмотре дела в надзорном порядке суд пересматривает все решения, определения, вынесенные по данному делу.

Вместе с тем Президиум Верховного Суда РФ не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются. Если обжалованные судебные постановления не содержат оснований, предусмотренных ст. 391.9, а именно нарушения прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, единообразия в толковании и применении судами норм права, то они не подлежат отмене или изменению.

Следовательно, суд надзорной инстанции оставляет судебное постановление суда первой или второй инстанции без изменения, а надзорные жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора — без удовлетворения.

На новое рассмотрение дело направляется, если нет оснований для применения п. 5 ч. 1 комментируемой статьи 391.12 в действующей редакции. При этом ГПК РФ не говорит, в какую инстанцию на новое рассмотрение дело может быть направлено.

Обратите внимание!

Надзорная жалоба по гражданскому делу

Поскольку ГПК РФ не содержит такого указания, видимо, можно предполагать, что дело может быть также направлено на новое рассмотрение в суд или первой, или второй инстанции. Данный вывод связан с тем, что надзорная инстанция может пересматривать судебные постановления всех инстанций, предусмотренные ст. 391.1 ГПК РФ, и если выявлено нарушение законодательства при рассмотрении дела в суде первой инстанции, то и направлено дело должно быть в суд первой инстанции.

Если нарушение законодательства обнаружено на стадии рассмотрения дела во второй инстанции, то нет смысла направлять дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В связи с этим полагаем, что суд надзорной инстанции вправе, отменяя полностью или в части судебное постановление суда первой или второй инстанции, направить дело на новое рассмотрение в суд первой или второй инстанции. Однако, по нашему мнению, Пленум Верховного Суда РФ должен дать соответствующие разъяснения.

В той части, в которой судебное постановление не отменено (в случае отмены судебного постановления в части), оно остается в силе и не подлежит пересмотру при рассмотрении дела вновь в той инстанции, в которую направлено дело (об основаниях для отмены судебных постановлений см. комментарий к ст. 391.9 ГПК РФ).

Суд надзорной инстанции вправе отменить судебное постановление суда первой или второй инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи 391.12 ГПК РФ). В отличие от п. 2 ч. 1 комментируемой статьи здесь указаны иные основания для отмены судебных постановлений в порядке судебного надзора, а именно наличие оснований для прекращения производства по делу или для оставления заявления без рассмотрения.

Если при рассмотрении в надзорном порядке суд установит, что дело должно было быть прекращено в силу наличия обстоятельств, указанных в ст. 220 ГПК РФ, он отменяет состоявшиеся судебные постановления по делу и прекращает производство по делу. Как известно, последствием прекращения производства по делу является запрет на повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Аналогичным образом, если во время рассмотрения дела в порядке надзора суд установит наличие обстоятельств, при которых заявление должно было быть оставлено без рассмотрения, суд отменяет состоявшиеся судебные постановления по делу и оставляет заявление без рассмотрения при наличии оснований, предусмотренных ст. 222 ГПК РФ.

Следующее полномочие суда надзорной инстанции — оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений. К моменту рассмотрения дела в надзорной инстанции возможно наличие решения суда первой инстанции, определение кассационной (или апелляционной), а иногда и нескольких судебных постановлений одной инстанции ввиду неоднократного пересмотра дела по первой и второй инстанциям.

Поскольку надзорная инстанция, пересматривая дело, проверяет законность состоявшихся постановлений судов, то вполне возможна ситуация, когда одни акты будут признаны незаконными, другие — законными; первые подлежат отмене, вторые остаются в силе. Отсюда суд надзорной инстанции наделен правом на оставление в силе одного из принятых по делу судебных постановлений.

Кроме того, суд надзорной инстанции может отменить либо изменить судебное постановление суда первой или второй инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение. Однако для этого необходимо наличие важного условия: судом была допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, но не требуется дополнительного исследования доказательств и установления обстоятельств по делу.

Поскольку суд надзорной инстанции не наделен правом исследования доказательств и проверяет законность вынесенных судебных постановлений по делу только на основе материалов дела, то изменение вынесенного ранее судебного постановления возможно при наличии установленных обстоятельств дела, исследованных доказательств, когда суд лишь допустил ошибку в применении и толковании норм материального права.

Наконец, суд надзорной инстанции может оставить надзорные жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 391.4 ГПК РФ.

Дополнительный комментарий к ст. 391.12 ГПК РФ

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи 391.12 ГПК РФ в действующей редакции суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются. В то же время если обжалуемая часть решения обусловлена другой его частью, которая не обжалуется заявителем, то эта часть решения также подлежит проверке судом надзорной инстанции независимо от наличия просьбы лица, подавшего жалобу.

Новеллой комментируемой статьи является положение абз. 2 ч. 2, согласно которому при рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум Верховного Суда РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Часть 4 комментируемой статьи 391.12 ГПК РФ содержит правило, известное как обязательность указаний вышестоящего суда для суда, вновь рассматривающего дело. Вышестоящий суд при рассмотрении дела в порядке надзора вправе дать толкование закона, и такое толкование обязательно для нижестоящего суда. Однако вышестоящий суд не имеет права давать указания относительно разрешения пересмотренного дела в порядке надзора, так как такое указание было бы нарушением принципа независимости судей. Комментируемый Кодекс значительно сузил сферу возможных обязательных указаний вышестоящей инстанции для нижестоящих судов до толкования закона.

Судебная практика по ст. 391.12 ГПК РФ

15. В случае, если суд вышестоящей инстанции при рассмотрении жалобы, представления на определение об удовлетворении заявления, представления о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам придет к выводу о необоснованности данного определения, то он принимает решение о его отмене и одновременно отказывает в пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам (пункт 2 статьи 334 ГПК РФ, пункты 2 и 5 части 1 статьи 390, пункты 2 и 5 части 1 статьи 391.12 ГПК РФ).

Постановление Президиума Верховного Суда РФ N 11ПВ16

Обстоятельства: Определением судебный акт по делу о возложении обязанности приобрести в собственность за плату земельный участок и заключить договор участия в долевом строительстве, о возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого комплекса отменен по вновь открывшимся обстоятельствам.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку настоящее дело принято к производству и рассмотрено судом с нарушением специальных правил подсудности. Кроме того, каких-либо обстоятельств, соответствующих приведенному в ч. 3 ст. 392 ГПК РФ перечню оснований для пересмотра вступивших в силу решений суда, в определении не указано.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 391.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорные жалобу, представление с делом в порядке надзора, вправе отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ N 15ПВ16

Требование: О взыскании компенсации морального вреда.

Обстоятельства: В результате столкновения автобуса, принадлежащего ответчику-2, с пассажирским поездом, принадлежащим ответчику-1, погибла мать истца.

Решение: Дело направлено на новое кассационное рассмотрение, так как судом кассационной инстанции сделан ошибочный вывод о том, что солидарная обязанность прекратилась в связи с исполнением ответчиком-2 обязанности по выплате компенсации морального вреда, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что моральный вред истцу в полном объеме не возмещен, солидарное обязательство по возмещению морального вреда его надлежащим исполнением не прекращено.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 391.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев надзорную жалобу, вправе отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.

Статья 321. Суды, рассматривающие дела по протестам в порядке надзора

Президиум Верховного суда АССР, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа рассматривает дела по протестам на кассационные определения этих судов, на вступившие в законную силу решения и определения районных (городских) народных судов и мировых судей.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСФСР рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу решения и определения, вынесенные всеми судами республики, если решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РСФСР, а также дела по протестам на постановления президиумов Верховных судов АССР, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов автономных округов.

Президиум Верховного Суда РСФСР рассматривает дела по протестам на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда РСФСР.

Член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела в первой или второй инстанции либо в порядке судебного надзора в составе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РСФСР, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда.

Если в рассмотрении данного дела в суде первой или кассационной инстанции принимало участие большинство членов президиума Верховного суда АССР, краевого, областного, городского суда, суда автономной области или суда автономного округа, а протест принесен председателем этого суда или прокурором АССР, края, области, города, автономной области, автономного округа, лицо, принесшее протест, направляет дело соответственно Председателю Верховного Суда РСФСР или Прокурору РСФСР для обсуждения вопроса о принесении протеста в порядке надзора в Верховный Суд РСФСР. В тех случаях, когда протест по такому делу принесен Генеральным прокурором СССР, Председателем Верховного Суда РСФСР, Прокурором РСФСР или их заместителями, дело передается на рассмотрение в порядке судебного надзора в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РСФСР.

Добавить комментарий