Сущность и конституционные основы народовластия

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 30

  1. Внутренняя структура органов гос. управления. Типы руководства и их административно-правовое закрепление.
  2. Вопрос 23. Конституционный статус личности: понятие, структура, юридическое закрепление.
  3. Дореволюционное конституционное (государственное) право 1 страница
  4. Дореволюционное конституционное (государственное) право 2 страница
  5. Дореволюционное конституционное (государственное) право 3 страница
  6. Дореволюционное конституционное (государственное) право 4 страница
  7. Дореволюционное конституционное (государственное) право 5 страница
  8. Закрепление.
  9. Конституционное закрепление основ организации и деятельности прокуратуры
  10. Конституционное закрепление принципа многопартийности вРоссийской Федерации и практика его реализации.

Согласно ч. 1 ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Народовластие – это волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В Российской Федерации власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

В зависимости от формы волеизъявления народа различают непосредственную (прямую) и представительную (косвенную) демократии.

Непосредственная демократия – это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии:

1) референдум;

2) выборы;

3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.;

4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума;

5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и выборы.

Представительнаядемократия – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органами представительной демократии являются:

— высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);

— единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней:

— органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.);

— органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека);

— органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная палата и др.) и т. д.

Формы представительного (косвенного) народовластия:

1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства;

2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ;

3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан;

4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ).

Таким образом, народовластие есть принадлежность народу верховной власти в обществе и государстве, признание народа единственным источником этой верховной власти. Установлены три канала осуществления власти народа: непосредственно, через органы государственной власти и через органы местного самоуправления. Народ осуществляет свою власть преимущественно через своих представителей.

Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 75; Нарушение авторских прав

Народовластие, или народный суверенитет, является важнейшей характеристикой конституционализма, непременным условием демократического государства и цивилизованного общества. В самом общем понимании народовластие – это режим демократии или власть народа («demos» – народ; «cratos» – власть).

В конституционном праве наиболее распространенным является определение, согласно которому народовластие (народный суверенитет) есть принадлежность пароду верховной власти в обществе и государстве, а также признание народа единственным источником этой верховной власти.

Народ следует понимать как совокупность граждан конкретного государства, обладающих политическими правами, и образующих в единстве сообщество людей, объединенных общегосударственными или общенациональными интересами.

Исходя из такого понимания народа народовластие, или народный суверенитет, означает верховенство и полноту власти парода в государстве и обществе. Именно народ государства определяет и устанавливает конституцию и систему государственной власти, несет ответственность за государственный и общественный строй, который он установил. Народ должен иметь право ставить вопрос об изменении строя и системы государственной власти, смене высших должностных лиц государства и совершенствовании правопорядка.

Основу демократического режима современной России составляет принцип народовластия.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Власть народа в Российской Федерации – это публичная власть, целью осуществления которой является общественное благо (иначе говоря – публичный интерес); она обращена ко всему обществу и каждому его члену, всем доступна (каждый человек вправе участвовать в реализации тех или иных функций и форм власти).

Власть в государстве осуществляется: 1) народом государства в целом; 2) его частью, проживающей на соответствующей территории государства; 3) избранными народом представителями, сформированными народом производными от представителей органами.

Власть народа (публичная власть) в Российской Федерации разграничивается на три основных типа: 1) государственная власть; 2) общественная власть; 3) смешанная общественно-государственная власть (местное самоуправление).


Суть государственной власти выражается в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а если необходимо, и принуждением со стороны государства. В отличие от общественной государственная власть распространяется на всех граждан и осуществляется непосредственно народом или органами государственной власти. Высшим выражением непосредственного (прямого) осуществления государственной власти народом являются референдум (народное голосование) и выборы органов законодательной власти (парламентов РФ и субъектов РФ), государственных выборных должностных лиц (Президента РФ, глав местных администраций). Органы государственной власти, осуществляющие власть народа, делятся на три вида (законодательная, исполнительная и судебная ветви власти), а по уровням это федеральные органы и органы субъектов РФ.

Общественная власть осуществляется объединениями отдельных групп граждан посредством политических партий, иных общественных организаций и движений, религиозных общин, семьи, трудовых коллективов, при проведении совместных акций (митинг, собрание, демонстрация и др.). Члены и участники общественных формирований и акций добровольно подчиняются коллективно установленным правилам, опираются на методы общественного воздействия. Здесь если даже и прибегают к принуждению, оно исходит не от государства и его органов, а состоит в организационных мерах общественного характера (исключение из объединения, общественные порицания и т.п.).

Смешанная общественно-государственная форма власти представлена в Российской Федерации в виде местного самоуправления в городах, районах, волостях (сельских округах, сельсоветах), поселках, селах и деревнях. Местное самоуправление в России – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.


При решении вопросов только местного характера проявляется общественная (негосударственная) природа местного самоуправления, хотя его решения обязательны для населения на данной территории. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. При их осуществлении акты органов местного самоуправления обеспечиваются государственно-обязательной силой. Совокупное осуществление двух видов задач и делает власть местного самоуправления смешанной общественно-государственной формой публичной власти народа.

В Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются и формы демократии: непосредственная и представительная.

Непосредственная демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Высшим и непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, которые проводятся на уровне Российской Федерации (общероссийский референдум, общероссийские выборы), субъекта РФ (региональный референдум, региональные выборы), муниципального образования (местный референдум, местные выборы).

Под референдумом понимается общенародное голосование по какому-либо вопросу, имеющему общегосударственное, региональное или местное значение. Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.

Решения, одобренные на обязательном референдуме, обладают юридической силой закона, не нуждаются в каком-либо утверждении и обязательны для применения. Итоги консультативного (факультативного) референдума носят рекомендательный характер.

Референдум Российской Федерации – всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей ее территории.

Наряду со всероссийским референдумом могут проводиться референдумы субъектов Федерации (республиканские, краевые, областные и др.) и местные референдумы (на территориях местного самоуправления). Общие принципы проведения референдумов в субъектах РФ и на территориях местного самоуправления определены в Законе об основных гарантиях избирательных прав.

Порядок проведения выборов в Российской Федерации регулируется системой избирательного законодательства, среди которого основополагающее значение имеет Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Среди других важных избирательных законов следует назвать Федеральные законы от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», от 22 февраля 2014 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Выборы, под которыми понимается участие граждан в осуществлении власти путем голосования посредством определения из своего числа представителей в государственные органы и органы местного самоуправления. Избранные гражданами представители должны осуществлять принадлежащие им функции в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Решающими формами непосредственной демократии, помимо выборов и обязательного референдума, являются отзывное производство, участие граждан (присяжных, арбитражных заседателей) в осуществлении правосудия, собрания (сходы) граждан в муниципальных образованиях.

К консультативным формам непосредственной демократии можно отнести консультативный референдум, всенародное обсуждение, народную правотворческую инициативу, публичные мероприятия (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование), различные собрания.

Представительная демократия – это осуществление народом власти через выборных полномочных представителей (государственные органы и органы местного самоуправления).

Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы в центре и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной властей, выражающие интересы различных составляющих гражданское общество классов, социальных слоев, политических группировок и профессиональных групп.

Представительная форма народовластия в Российской Федерации выражается в том, что интересы и волю народа представляют законные избранники последнего в законодательных органах власти (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, парламенты субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления) путем принятия решений, выражающих волю тех, кого они предоставляют: всего народа; населения, проживающего на той или иной территории.

Установленная законом периодичность и обязательность выборов является одной из важнейших гарантий реализации народовластия.

Таким образом, народовластие осуществляется через государство, общественные объединения, органы местного самоуправления посредством институтов представительной и непосредственной демократии.

Согласно ч. 1 ст. 3 Конституции РФ Многонациональный народ Российской Федерации провозглашен единственным носителем суверенитета (властного верховенства -государственного, народного, национального) и единственным источником государственной власти в стране. Это означает, что все конституционные правомочия государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) в Российской Федерации исходят от народа через его свободно выражаемую волю.

Разумеется, эта воля не безгранична. Существует и признается суверенитет каждой человеческой личности. Человек, его права и свободы по Конституции — высшая ценность, поэтому Конституция ограничивает государственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать эти права и допуская их ограничение или даже отмену только временно и в особо предусмотренных Конституцией исключительных случаях. Провозглашая и закрепляя некоторые объективно необходимые принципы политического, экономического, социального и юридического характера, Конституция предусматривает различные варианты, формы и методы реализации каждого из них государственной властью, но не допускает отказа от них.

Речь идет об объективно необходимых требованиях жизни и деятельности современного цивилизованного гражданского общества и государства (права и свободы человека и гражданина как высшая ценность; демократизм, федерация, господство права; республиканский строй, социальный и светский характер государства; рыночная экономика, разделение властей, эффективное и рациональное использование и охрана природных ресурсов и всей окружающей среды). Вне признания, соблюдения и защиты этих принципов жизнь и деятельность современного цивилизованного общества невозможны, хотя история знает немало примеров, когда «воля народа» вела к огульному отрицанию этих принципов. Взятые в комплексе, перечисленные принципы и нормы призваны быть гарантией того, что народный суверенитет не превратится вновь в декларацию тоталитарного или авторитарного режима. Поскольку государственная власть существует не только на федеральном уровне, но и в каждом из 83 ее субъектов — в республиках и в равноправных с ними краях, областях, городах федерального значения и автономиях, власть в каждом их них принадлежит его народу. Народ осуществляет свою власть не только через органы государственной власти названных двух уровней (федерального и регионального), но и через органы местного самоуправления.

Таким образом, народ выступает как носитель власти как минимум на трех уровнях: как многонациональный народ всей России, как народ (возможно, также многонациональный) каждого из субъектов Российской Федерации и как народ (население) территориальных единиц, где действует местное самоуправление.

Право на суверенитет народа, однако, содержит в себе по крайней мере две сложные проблемы: во-первых, кого считать народом, и во-вторых, каковы пределы осуществления этого права. Стоит отметить, что до сих пор не существует чёткого определения, что же такое народ. Под «народом» понимается сообщество с единой историей, языком, одинаковыми культурными характеристиками, члены которого разделяют идею, что они связаны друг с другом и что они отличаются от других групп своим своеобразием. Современное международное право целенаправленно утверждает, что право на самоопределение принадлежит народам, а не нациям, государствам или меньшинствам. Полное совпадение народа, нации и доминирующей групп населения редко встречается в большинстве стран, и любая попытка приблизиться к этому влечет за собой риск массовых нарушения прав человека и меньшинств. Суверенитет неразрывно связан с правом народа на самоопределение, в силу которого все народы свободно определяют свой политический статус, и осуществляют своё экономическое, социальное и культурное развитие. Народ не может быть лишён своих собственных средств к существованию на основании каких-либо прав, предъявляемых другими государствами. Цель у всех этих стремлений одна: право людей определять свои политические пристрастия, влиять на процесс принятия затрагивающих их интересы решений в месте проживания, сохранять культурное, этническое, историческое или территориальное своеобразие.

Добавить комментарий