Сущность и содержание права

С категорией «сущность» мы встречались при характеристике государства. «Сущность» – это философская категория. Напомним, что под ней в философии понимается то главное в явлении, что определяет его природу, что делает явление самим собой, то есть тем, что оно есть. При изменении сущности явление перестает быть самим собой и становится другим явлением. Сущность у явления, предмета одна: одно и то же явление не может иметь несколько сущностей. Хотя в философии на этот счет имеется и иная точка зрения.

Сущность нужно отличать от содержания явления. Сущность – это стержень явления. А содержание образуют все те элементы и связи между элементами, которыми обрастает сущность. Содержание всегда есть результат развития сущности. Сущность явления определяет его содержание. Можно сказать, что содержание – это развитая или развившаяся сущность явления. В отличие от сущности содержание может меняться: могут исчезать одни его элементы и связи и появляться другие и т. д.

это те правила, нормы, которые заключены в праве и которые оно использует для властного регулирования поведения. Под одним из важнейших углов своего рассмотрения право есть информационная система, содержащая предписания властного характера.

«Содержание» – это категория, парная категории «форма». Если есть какое-то содержание, значит имеется и соответствующая ему форма, и наоборот: если что-то выделено в качестве формы, значит требуется найти соответствующее ей содержание. В полной мере эта общая закономерность распространяется и на право. У права есть своя форма в виде источников права, из которых и черпается правовая информация. Содержание права может меняться, но сущность его едина.

Отыскание и характеристика сущности права – это теоретическая проблема, относящаяся к особой области – философских проблем права. И уже одно это делает ее достаточно сложной. Не говоря уже о том, что право само по себе представляет весьма сложное социальное явление, что хорошо видно при попытках найти ему более или менее точное определение.

Взгляды тех или иных ученых, теоретических школ, научных направлений на сущность права зависят прежде всего от их исходных, методологических, общесоциальных позиций. Так, марксистская теория рассматривает право как классовый регулятор общественных отношений. Поэтому с точки зрения марксистско-ленинского обществоведениясущность правапредставляет собой возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса.

В современной юридической литературе сущность права определяется по-разному. Например, проф. В.И. Леушин делает вывод, что «право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей».

По мнению проф. Лазарева Валерия Васильевича, «сущность права, как и сущность государства, состоит в его социальном назначении – в регулировании общественных отношений, в организации управления обществом».

В целом, современные ученые-правоведы правы в том, что сущность права следует искать через исследование его роли в обществе, социальное назначение права.

Почти все исследователи отмечают, что право существует лишь там, где общество неоднородно, состоит из разных групп, классов, сословий, народностей и других социальных образований, не только с различными, но и с противостоящими, сталкивающимися групповыми и частными интересами. И назначение права в таких социальных условиях состоит в том, чтобы установить согласие в обществе, создать в нем порядок или, как выразился один из российских ученых прошлого – Максим Максимович Ковалевский, создать «замиренную среду». На этой основе можно сделать вывод, что сущность права состоит в том, что оно по своей природе есть властное средство (инструмент, форма) социального компромисса в масштабе общества, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ.

ПРАВО – система общеобязательных формально определённых норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Сущность права — обусловленная экономическими, социальными, политическими и духовными условиями жизнедеятельности общества и в известной мере согласованная воля стоящих у власти социальных групп (слоев), превращенная в государственную волю и выраженная в виде правовых норм.

Двойственный характер сущности права: с одной стороны, право выражает и охраняет интересы власти — классовая сущность, с другой стороны, является средством защиты интересов всех членов общества — общесоциальная сущность.

Классовая сущность — право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса).

Общесоциальная сущность служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Конкретизируется в его понимании как меры свободы.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах. Сущность права многоаспектна.

В юридической науке сложились два подхода к сущности права. В соответствии с первым подходом право выражает интересы господствующего класса, воплощает его волю и служит средством подавления и насилия по отношению к другим классам. Этот подход выражает марксистская теория, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

Сторонники другого подхода трактуют сущность права как средство компромисса для снятия противоречий в обществе, как средство согласия, уступок. По их мнению, при правовом решении проблем должно быть достигнуто согласие и компромисс и лишь затем применяться принуждение.

состоит в тех позволениях, воспрещениях и повелениях, которые им устанавливаются и которые вместе слагают «порядок», устанавливаемый правом в качестве должного.

Содержание права состоит в системе формально — определенных, общеобязательных и специально — обеспеченных норм, установленных или санкционированных государством для регулирования тех или иных общественных отношений в согласованных им социальных интересах.

Содержание права может быть четко определено по принципу «запрещено все, что не разрешено». Такое содержание характерно для норм, действующих в системе управления, определяет отношение власти и подчинения, и все это присуще административному праву. Иной принцип «разрешено все, что не запрещено» действует в имущественной сфере, обуславливая автономию (самостоятельность) договаривающихся сторон. Итогом определения многообразного содержания права на теоретическом уровне является его понимание как объективного и субъективного в праве. Объективного тогда, когда это содержание определено социально-экономическими, политическими и иными потребностями, и субъективного тогда, когда это содержание не является обоснованным, а наоборот, произвольно опровергается всей существующей практикой.

Добавить комментарий