15. Понятие и сущность избирательного права, принципы
Термин «избирательное право» употребляется в двух значениях: объективном и субъективном.
Объективное избирательное право – это раздел конституционного права. Нормы, регулирующие избирательное право, содержатся в конституциях, в законах о выборах (иногда эти законы весьма пространные, и потому их называют избирательными кодексами), причем в субъектах федерации, в политических автономиях могут действовать свои законы о выборах органов и должностных лиц этих государственных образований.
В субъективном смысле избирательное право – право конкретного лица участвовать в выборах, а также в референдуме, голосовании при отзыве избранного представителя, в народной законодательной инициативе. Обычно для этого необходимо иметь гражданство данного государства, определенный возраст (обычно 18 лет), быть вменяемым (душевное здоровье).
Различают активное и пассивное избирательное право.
Активное– это право избирать, голосовать за какую-либо кандидатуру или против всех предложенных кандидатов.
Пассивное избирательное право – это право быть избранным, например в парламент, на должность президента, в орган местного самоуправления. Лицо может иметь активное избирательное право, но не обладать пассивным.
Принципы избирательного права:
1. Всеобщее избирательное право не означает, что все жители страны могут участвовать в выборах. Принцип всеобщности предполагает законодательные ограничения – избирательные цензы. Они различаются в зависимости от того, какое право они ограничивают: активное или пассивное.
Избирательных прав обычно не имеют иностранцы и лица без гражданства, проживающие в стране, где проводятся выборы (исключение: Дания, Нидерланды, Швеция). Не участвуют в выборах граждане-дети, душевнобольные. В большинстве стран для участия в голосовании установлен возраст: не менее 18 лет ко дню выборов. Для пассивного избирательного права требуется повышенный возраст, что связано с необходимостью иметь жизненный опыт для участия в решении государственных дел.
2. Равное избирательное право– это установленные законом равные возможности для избирателя влиять на результаты выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона. Запрещается установление в законе каких-либо преимуществ или ограничений для отдельных кандидатов, баллотирующихся на выборные публичные должности. Равенство активного избирательного права обеспечивается тем, что каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и все голоса имеют равный вес. Действует демократическое правило – «один избиратель – один голос». Принцип равенства также означает, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, т. е. избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа.
3. Прямые выборы. Прямые выборы – это непосредственное избрание гражданами своих представителей в органы государства, отдельных должностных лиц.
4. Тайное и открытое голосование. При тайном голосовании избиратель подает свой голос без ведома других лиц путем заполнения избирательного бюллетеня, использования избирательной машины (США, Индия), с помощью электронной карточки избирателя (Бразилия). Голосование может быть очным (непосредственным), когда сам избиратель является к месту голосования, и заочным, когда его волю реализуют по его поручению другие лица. Нарушение тайны голосования карается законом. Открытые выборы осуществляются очень редко, обычно в низовом звене представительных органов путем поднятия руки (Китайская Народная Республика).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО — совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления: принципы избирательного права; требования, предъявляемые к избирателям и кандидатам на выборные должности; порядок формирования и деятельности органов, осуществляющих организацию и проведение выборов, образования избирательных округов, регистрации избирателей; способы выдвижения кандидатов; процедуры избирательной кампании и голосования; порядок определения результатов выборов; способ обжалования нарушений в ходе избирательной кампании и опротестования результатов выборов;
2) право избирателя голосовать (активное избирательное право) и баллотироваться в качестве кандидата (пассивное избирательное право).
Во многих странах специально оговаривается законодательная регламентация института выборов (статья 31 Конституции Дании, статья 26 Конституции Австрии, статья 10 Конституции Болгарии). В ряде стран (Франция, Бельгия, Аргентина, Коста-Рика) действуют избирательные кодексы — комплексные акты, в которых содержится основная масса норм избирательного права. В конституционном праве Португалии предусмотрено, что новый избирательный закон или поправки к действующему закону могут быть приняты не позднее чем за 5 месяцев до выборов, иначе они будут действовать только в отношении последующих выборов. В Италии в отношении законопроектов по избирательным вопросам запрещено применять сокращённую процедуру рассмотрения в парламенте (статья 72 Конституции).
В Российской Федерации основные принципы избирательного права закрепляются в Конституции РФ и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (2002 год), порядок избрания федеральных органов государственной власти регламентируется в специальных актах — федеральных законах «О выборах Президента РФ» (2003 год), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (2005 год).
Основными действующими лицами на выборах являются избиратели, которые непосредственно определяют результат голосования, и кандидаты на замещение выборных должностей, чья дальнейшая судьба зависит от поддержки избирательного корпуса. В законодательстве всех стран детально регламентируются требования, необходимые для осуществления активного и пассивного избирательного права (смотрите Избирательные цензы). В большинстве государств в качестве необходимых условий для участия в голосовании закрепляются достижение установленного возраста, вменяемость, наличие гражданства, включение в списки избирателей. В РФ избирателем может быть дееспособный гражданин, достигший 18 лет.
Во многих странах допускается ограничение избирательного права в связи со вступлением в силу приговора суда. При этом законодатель может увязывать подобные санкции с фактом вынесения наказания в виде лишения свободы (Россия), с определённым сроком данного наказания (более одного года — Австрия), конкретным составом преступления (Италия). В законодательстве ряда государств предусматривается наказание в виде лишения избирательного права. В Финляндии оно применяется к лицам, осуществлявшим продажу и покупку голосов избирателей, путём насилия или угрозы препятствовавшим реализации права голоса др. гражданами либо проголосовавшим более чем в одном избирательном округе на парламентских выборах.
Общие требования, предъявляемые к кандидатам, как правило, содержат дополнительные условия по сравнению с активным избирательным правом. Так, не могут быть кандидатами граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Действуют также специальные предписания о неизбираемости или несовместимости должностей. Неизбираемость — это запрет или ограничение возможности баллотироваться в качестве кандидата. Различают абсолютную (невозможность баллотироваться во всех избирательных округах) и относительную неизбираемость (запрет баллотироваться в определённых избирательных округах). Как правило, неизбираемость связана с осуществлением определённой деятельности или занятием конкретных должностей. Цель абсолютной неизбираемости — обеспечение независимости члена представительного органа (например, в Испании запрет баллотироваться в парламент членам королевской семьи, внесённым в гражданский реестр). Цель относительной неизбираемости — охрана свободы избирателя, ограничение возможности кандидата использовать служебное положение при проведении избирательной кампании (например, запрет губернаторам штатов в Мексике баллотироваться на выборах в Палату депутатов по округу подведомственного им штата в течение всего срока полномочий и после выхода в отставку). Нарушение условий неизбираемости во всех случаях влечёт недействительность выборов и лишение мандата.
Несовместимость должностей — это запрет лицам, получающим посты в результате выборов, занимать определённые должности в течение всего срока полномочий. Так, депутаты Государственной думы в соответствии с Конституцией РФ не могут находиться на государственной службе, заниматься др. оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (статья 97). Этот запрет направлен на более последовательное осуществление принципа разделения властей в рамках государственного механизма, а также на обеспечение юридически равных возможностей для участия кандидатов в избирательной кампании. Требование несовместимости должностей означает необходимость выбора между двумя должностями, который необходимо сделать либо до, либо после выборов. Например, в Бразилии министры и губернаторы штатов, намеренные баллотироваться в парламент, должны оставить свой пост за 6 месяцев до выборов. Во Франции депутат Национального собрания, подпадающий с момента своего избрания под один из случаев несовместимости, должен сложить с себя др. обязанности в течение 15 дней после избрания или после решения Конституционного совета, если его избрание опротестовано.
Избирательная система Российской Федерации представляет собой порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Анисимов Л.Н. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. — «Юстицинформ» 2006 г.
Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.
Избирательное право — подотрасль конституционного права, институт конституционного права, представляющий собой самостоятельную систему правовых норм, содержащихся в Конституции Российской Федерации, в законодательных и иных нормативных правовых актах (источниках избирательного права), которые регулируют общественные отношения, деятельность субъектов избирательного процесса (избирательных правоотношений), устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия — при проведении свободных выборов в органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, избираемые непосредственно избирателями — гражданами Российской Федерации, а также иными лицами, обладающими избирательными правами. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для Вузов / отв. Ред. к. ю. н. А.А. Вешняков. — М.: Издательство НОРМА, 2003.- 816 с.
Содержание избирательного права — это облеченные государством в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которым назначаются и проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения гражданами, политическими партиями, избирательными блоками, общественными объединениями, избирательными комиссиями, другими органами, наделенными полномочиями по подготовке и проведению выборов, иными субъектами правоотношений на различных этапах избирательной кампании. Для раскрытия содержания избирательного права и механизма его применения необходимо прежде всего отметить, что выборы представляют собой растянутую во времени избирательную кампанию, т.е. совокупность этапов избирательных действий и процедур, регламентированных законодательными и иными нормативными правовыми актами См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Феде-рации: Учебник для вузов. М., 2007.. В соответствии с действующим федеральным избирательным законодательством избирательная кампания — это деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении (проведении) выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов См.: Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты // Государство и право. 1997. № 8.
Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей» — гласит Конституция Российской Федерации. Конституция РФ. Ст. 1,ст.3, ст. 32.
Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.
Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право — право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право — право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:
- 1. Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;
- 2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления;
- 3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.
Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.
Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.