Сущность признаки и функции государства

Теории происхождения государства.

Основные теории (концепции) происхождения государства и права.

Теологическая теория (Аквинский, Маритен и др.). Государство и право созданы богом. В этой связи теория предписывает, что каж­дый обязан смириться перед божественной волей и подчиняться госу­дарству.

Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Михайловский и др.). Право и государство — результат исторического развития се­мьи. Отсюда делается вывод о том, что государство и форма его прав­ления носит «отеческий» характер и в силу этого требуют почтитель­ного к себе отношения.

Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский и др.) объясня­ет возникновение государства как результат покорения одних людей другими, отрицая социально-экономические причины происхождения государства.

Договорная (естественно-правовая) теория (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев и др.). Представители договорной тео­рии рассматривали государство как продукт человеческой деятельно­сти, стремления людей к выживанию.

Создав государство, люди передали ему часть своих естествен­ных прав. В силу этого оно взяло на себя обязательство охранять их собственность и безопасность.

Право народа на восстание провозглашалось в качестве гаран­та сохранения договорного характера государства.

Органическая теория (Спенсер, Вормс и др.) отождествляет про­цесс возникновения и функционирования государства с биологичес­ким организмом.

Материалистическая теория (Маркс, Энгельс, Ленин). В резуль­тате общественного разделения труда выросла производительность труда, человек стал производить больше, чем потреблять. Появился избыточный продукт. Он накапливался у определенной группы лю­дей. Возникают классы имущих и неимущих. Между ними возникают антагонистические противоречия. Отсюда потребность в государстве и праве для подавления класса неимущих.

Сущность государства, его признаки и функции.

Понятие. Общество — совокупность всех форм жизнедеятельности людей, всех видов общественных отношений, которые отражают интересы различных соц.сил. Общество основано на определенном способе производства, который включает в себя производственные силы и производственные отношения.

Гос-во является результатом эволюции об-ва, которое нуждается в организационном оформлении

Гос-во – форма полит интеграции об-ва на определённой территории, которая создаётся для организации управления жизнью населения с помощью гос.власти обязательной для всего гос-ва

Гос-во — орган полит власти, осуществляет власть, обеспечивает руководство и управление об-вом, направляет совместную деятельность людей, регулирует отношения между гражданами, соц.группами,классами.

Гос-во -основной элемент полит. системы, с которым взаимодействуют все другие элементы т.к. гос-во выражает общие интересы, а партии интересы различных соц.групп.

Сущность.

Сущность не является вневременной категорией, она изменяется и эволюционизирует.

Любое гос-во является не только орудием угнетения, но и выполняет общие соц.функции:

1. регулирует отношения в интересах всего об-ва

2. согласовывает свои эгоистические интересы с интересами большинства, без этого правящая элита потеряет власть.

Гос-во является национальной и соц. ценностью, т.к.:

1. оно является источником правопорядка, общественной безопасности

2. гарантом прав и свобод, соц. защитой населения

3. обеспечивает совместную жизнедеятельность людей независимо от расовой, национальной, религиозной принадлежности

4. гос-во, отражая различные соц. интересы различных соц.групп, является проводником, арбитром соц.конфликтов.

Признаки.

· Территориальная организация гос-ва.

Территория включает в себя землю, недра, воздушное пространство, территориальное море, которое оказывает влияние на национальный характер, на структуру хоз-ва, на методы экономической деятельности, на образ жизни, на отношение между властью и обществом.

· Население, которое проживает на территории гос-ва и подчиняется гос.власти (народ, имеющий право на самовыражение).

· Публичная власть (законодат., исполнит., судебная), через которую осуществляется руководство и управление обществом.

· Суверенитет гос-ва

1. верховенство гос.власти на всей территории страны

2. независимость ни от какой другой власти внутри страны и на международной арене

· Монополия гос-ва

1. издание законов

2. сбор налогов

Функции.

· политическая-защита соц.строя, полит господства экономически доминирующего класса

1. обеспечение целостности об-ва и полит. стабильности

2. разработка программ, стратегических целей, при этом учитывается прежде всего полит.и эконом. интересы соц.групп, занимающих лидирующие позиции

3. налаживание отношений с партиями, профсоюзами по поводу организации и функционирования общества

· организационная

· экономическая

· социальная

· культурная

· образовательная

· внешняя

1. обеспечение национальной безопасности

2. сохранение своей физ., полит., национальной идентичности

· участие в решении глобальных проблем человечества

· взаимное сотрудничество с другими странами

Правомерное поведение и правонарушение. Юридическая ответственность.

Система права. Формы (источники) права.

Понятие права и его место в системе нормативного регулирования.

Понятие, сущность и функции государства. Форма государства.

Основы теории государства и права

ЛЕКЦИЯ № 1

БОБРУЙСК

КУРС ЛЕКЦИЙ

БОБРУЙСКИЙ ФИЛИАЛ

УНИВЕРСИТЕТ

УО БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Кафедра общественных дисциплин и права

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРАВА»

Автор-составитель

Гребенчук И. В.,

канд. ист. наук, доцент

Государство – это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на правовой основе все более широкие общесоциальные функции.

Функции государства – это основные виды (направления) деятельности государства (всех его органов) по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах развития общества. Они подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним функциям государства относятся: 1) экономическая, 2) социальная, 3) идеологическая, 4) охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, 5) обеспечения законности и правопорядка, 6) экологическая, 7) социально-культурная.

Внешние функции государства – 1) обеспечение обороноспособности страны, 2) взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, 3) участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества.

Государство изучается в единстве и взаимодействии с правом. Право представляет собой систему общеобязательных норм (правил поведения), установленных и обеспечиваемых государством, предназначенных для регулирования отношений в обществе.Наиболее действенным способом воздействия государства на общество является определение правил поведения путем установления правовых предписаний, норм права, издания законов. Другими словами, государство воздействует на право, формирует действующее в нем право.

С другой стороны, и само государство испытывает влияние права. Это выражается в том, что оно связано в своей деятельности правовыми нормами (нормами международного права, конституцией, законами и т.д.). Государство не должно попирать основные правовые принципы, искажать исторически сложившееся содержание правовых институтов (например, права собственности).

На протяжении всей своей истории человечество решает проблему соединения силы государства и справедливости права. Результатом этих усилий стала разработка концепции правового государства. Правовым можно назвать такое государство, при котором вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости.

Можно выделить следующие основные признаки правового государства:

v верховенство и всеобщность закона в обществе;

v правовой характер самих законов;

v приоритет прав и свобод человека;

v взаимоответственность государства и личности;

v легитимность власти в обществе;

v разделение властей.

Реализация этих основополагающих правовых основ позволяет усилить позитивную роль государства в обществе и, соответственно, уменьшить его негативное влияние на общество. В первом случае государство управляет обществом, обеспечивая его целостность, организованность и определенный порядок в нем. Во втором – подавляет свободу людей (неоправданные запреты, завышенные налоги и т. д.), порождает бюрократизм (нарушение прав человека, формализм, пренебрежение к людям, эгоизм и коррупция чиновников и т. д.).

Важнейшее значение для формирования правового государства имеет гражданское общество –сфера социальной жизни, в которой люди взаимодействуют свободно и самостоятельно, исходя из своих индивидуальных целей и потребностей. Гражданское общество является сферой самодеятельности, самоорганизации и самоуправления людей. Здесь граждан сплачивает не сила закона и предписаний государства, а взаимный интерес, взаимная выгода и добровольные связи. Такое общество формируется на основе развитости таких социальных институтов как брак, семья, частная собственность, неправительственные организации (политические партии и движения, общественные организации, творческие союзы, клубы), вероисповедание и т. д.

Определенное влияние на соотношение государства и права оказывает форма государства, под которой понимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства раскрывает, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, какими методами осуществляется государственная власть.

Форма государства складывается из трех элементов:

v формы государственного правления;

v формы государственного устройства;

v политического режима.

Форма государственного правления определяется структурой высших органов государственной власти, способом их формирования и взаимодействия и взаимодействия между собой, а также с гражданами. В зависимости от того, принадлежит власть одному лицу или коллективному выборному органу, различают две основные формы правления: монархия и республика.

Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимодействия центральных и местных властей. По степени самостоятельности административно-территориальных единиц страны выделяют унитарные и федеративные государства. Иногда возникают конфедерации – союзы юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей.

Политический режим – это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества. При тоталитарном режиме контроль и насилие над обществом со стороны государства носит всеобщий характер. Авторитарный режим обычно жестко контролирует политическую сферу. Пределы власти при демократическом режиме устанавливаются обществом в соответствии с законами.

Таким образом, государство является наиболее совершенной, мощной и универсальной политической организацией. В идеале оно должно обеспечивать социальный прогресс, что, впрочем, не всегда соответствует действительности.

Поведение людей в обществе, их мировоззренческие позиции определяются многими факторами, в первую очередь различными социальными нормами: нормами права, морали, обычаями, традициями, корпоративными нормами.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Государство: сущность, признаки и функции

1. Понятие и признаки государства

Человек стал задумываться о том, что такое государство, с момента осознания этого явления как самостоятельного и выделения его из окружающего мира.

Понятие государства на разных исторических этапах развития человечества трактовалось по-разному. Человек осмысливал свое место в обществе, понимал, как упорядочить и обезопасить жизнь, организовать пространство вокруг себя. К примеру, Аристотель считал, что государство — это сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан. Сейчас этот признак характерен, скорее, для общества, нежели для государства. Для Цицерона государство было союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользой. Однако такое положение вещей распространялось только на свободных людей, рабы считались вещью.

Н.М. Коркунов представлял государство как «общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактует государство Г.Ф. Шершеневич. Г. Еллинек полагал, что государство можно представить как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.

Л. Гумплович характеризует государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка».

Марксистско-ленинское представление о государстве берет свое начало в его классовой природе. Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривали государство как аппарат угнетения одного класса другим, а В.И. Ленин представлял его как машину подавления одного класса другим.

В современной науке теории государства и права наиболее распространен социологический подход к пониманию государства, хотя единства взглядов здесь тоже не существует. Согласно социологическому подходу понятие государства целесообразнее всего трактовать в широком (или общесоциальном) и узком (или политическом) смыслах.

Государство в широком смысле совпадает с понятием «страна». Страна — это государство в его географическом значении. Каждая страна имеет свою территорию, населенную людьми, организованными в общество, и управляемую особой публичной (политической) властью.

Государство в узком (политическом) смысле — это уже не всё общество, организованное особым образом, а только его часть, которая представляет собой особую политическую организацию. В любой стране обычно существует множество различных политических организаций, одной из которых является государство (в узком смысле).

Государство в широком смысле можно представить как политико-территориальный союз людей, управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.

Государство в узком смысле — это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.

Саломатин А.Ю. определяет государство как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных) в пределах определенной территории.

Ромашов Р.А. предлагает следующее определение: «Государство — это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующая в интересах всего общества или определенной его части, обладающая монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение».

Широкий спектр взглядов на государство объясняется тем, что оно само — сложное, неоднородное, исторически меняющееся явление. Создать единое понятие государства, которое отражало бы все признаки и функции, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Однако для любого государства характерен целый ряд признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. Выделим следующие признаки государства.

1. Территория — это часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства и отделенная от территорий других государств государственной границей. Территория государства может иметь любой размер. Существуют как государства с огромной территорией (Россия, Канада, Соединенные Штаты Америки, Китай), так и государства-карлики (Сан-Марино, Монако, Ватикан).

2. Население государства — представляет собой человеческое сообщество, проживающее на данной территории. Для образования государства численность населения, его расовый или национальный состав не имеют значения.

3. Государственная власть — способность государства в лице органов государственной власти подчинять своей воле поведение всех субъектов права. Государственная власть выступает от имени всего общества, всего народа (а не какой-либо его части или социальной группы), имеет «публичную» материальную основу (казенное имущество, налоги), не сливается с обществом, а представляет собой особую систему органов, осуществляющих социальное управление. При этом деятельность представителей государственной власти должна быть направлена на обеспечение поддержания правопорядка и нормальной жизнедеятельности людей.

4. Суверенитет представляет собой верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет государства внутри страны выражается в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны, в обязательности для всех субъектов права решений органов государства на его территории и в пределах экстерриториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей), в возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти (политических партий, религиозных организаций, профсоюзов и т.д.), в исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, указах, постановлениях, приказах и т.п.), решениях судов, органов управления и иных государственных учреждений.

5. Право — система общеобязательных правил поведения, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения.

6. Налоги — это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата.

7. Легализованное (узаконенное) принуждение (насилие), которое проявляется в том, что только государство в лице своих органов вправе применять принуждение ко всем участникам правоотношений.

В качестве дополнительных признаков выделяют такие, как наличие армии, собственной денежной единицы, символики.

Исходя из признаков, обратимся к одному из современных определений государства.

Государство — это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций.

2. Сущность государства

Прежде чем перейти к характеристике, стоит заметить, что вопрос о сущности государства является спорным и не имеет единообразных трактовок ни в отечественной, ни в зарубежной юридической науке.

Сущностью государства называют его смысл, главное в нем, что определяет его содержание, роль и функционирование. Таким главным в государстве является власть. Другими словами, отвечая на вопрос о сущности государства, следует понять, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Для этого необходимо проанализировать, какие общественные силы получают представление и защиту своих интересов в действиях функционирующей политической власти. В мировом пространстве существовали, существуют и будут существовать государства, преследующие различные цели и задачи. Поэтому изучение сущности государства позволяет глубже понять вопрос о том, кому государство может и должно служить, какие социальные задачи оно собирается решать.

Сущность государства может быть рассмотрена с трех сторон. Во-первых, государство как универсальная организация. Во-вторых, государство как социальный арбитр. В-третьих, государство как легализованное принуждение.

Первый аспект проявляется в том, что с государством взаимодействуют все, находящиеся на данной территории лица: физические и юридические. Другие общественные объединения находятся в зависимости от этой организации, невзирая на то, разделяют они ее цели и задачи или борются против нее. Физические лица могут покинуть эту организацию, отказавшись от гражданства и эмигрировав из страны, но эта связь не будет разорвана окончательно, если в прежнем государстве остается, например, недвижимая собственность. Юридические лица выходят из-под ее власти, прекращая свое существование.

Государство-арбитр призвано распределять общественные ценности (богатство, образование, здравоохранение и другие) между различными группами и личностями.

Характеристика государства как легализованного принуждения принадлежит немецкому исследователю М. Веберу. Г осударственное принуждение используется для предотвращения, пресечения нарушений установленных норм общественного поведения со стороны отдельных лиц, групп, организаций, учреждений; реализации возложенных на лицо обязанностей.

В современных условиях на основе обобщения всего многообразия государств можно сделать следующие выводы:

— государство — объективно необходимая реальность. В современных условиях нет предпосылок для отмирания, уничтожения государства как явления, оно должно развиваться, совершенствоваться, оптимизировать свою деятельность;

— государство представляет собой ценность. Люди, живущие на земле, могут пострадать больше от отсутствия государства, отсутствия власти как таковой, чем от государства;

— государство необходимо для обеспечения реализации интересов общества. В этом его сущность и социальное назначение. Оно должно выражать интересы каждого члена общества, обслуживать все население в целом и оптимально управлять им.

управление государственный человечество

3. Функции государства

Познание государства предполагает изучение не только постоянных признаков государства, но и его динамики, то есть того, как это общественное явление живет, действует и преобразуется. Развитие государства отражают в первую очередь его функции.

И.Х. Бабаджанов предлагает рассматривать функции государства в двух смыслах. В узком — как основные, главные, объективно необходимые проявления реальной деятельности, без осуществления которой немыслимо существование государства как целостной системы. В широком — к этому значению присоединяется и деятельность по постановке задач, установке целей. В этом смысле функция государства соотносится с государственным управлением, с осознанным воздействием на общество и не всегда носит для государства жизненно важный характер.

Функциями государства называются важнейшие направления его деятельности, в которых выражаются сущность и значение, роль в обществе. В ходе развития государства одни функции появляются, другие становятся неактуальными, третьи трансформируют свое содержание.

Реализация функций государства представляет собой устойчивую, сложившуюся деятельность государства в той или иной сфере — в экономике, политике, охране природы и других. В функциях государства проявляется его реальная сущность, поскольку можно проанализировать не только закрепленные нормы права, но и то, как они воплощаются в жизнь. Соответствует ли теория практике ее реализации. Реализуя свои функции, государство управляет обществом, упорядочивает социальные отношения, а его деятельность приобретает практическую направленность.

Необходимо обратить внимание на соотношение задач и функций государства. Задача — это то, что требует разрешения, а функция — вид деятельности, направленной на ее разрешение. Задачи и функции являются тесно связанными, но не синонимичными понятиями.

Для каждой функции государства характерен свой объект воздействия и свое содержание. В качестве объекта выступает некая сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие. Содержание функции показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Любое государство выполняет множество функций. Их набор и содержание со временем трансформируется: одни функции сохраняются на протяжении веков, другие перестают быть актуальными. В связи с этим функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям.

По времени действия следует выделить постоянные функции, которые осуществляются на всех этапах развития государства, и временные функции, которые прекращают свое действие с решением определенных задач. Постоянными являются политическая, социальная, экономическая функции. Временные могут быть связаны с экстремальными ситуациями, например, ведение войны, ликвидация последствий стихийных бедствий или техногенных катастроф.

По сферам общественной жизни выделяют политические, экономические, социальные, духовные (идеологические) функции. Политическая функция государства заключается в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке стратегических целей и задач развития общества. Экономическая функция государства выражается в организации, контроле и регулировании экономических процессов с помощью налоговой, кредитно — денежной политики, планирования экономического развития. Духовная функция заключается в создании условий для удовлетворения культурных потребностей людей: сохранение исторических ценностей, содержание библиотек, финансирование театров; в формировании высокой духовности, гражданственности. Социальная функция государства призвана обеспечить сотрудничество различных слоев общества, реализацию принципа социальной справедливости, защиту интересов тех категорий граждан, которые не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержку жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

По способу осуществления различают регулятивную и охранительную функции государства. Регулятивная функция заключается в упорядочивании общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей. Охранительная выражается в установлении мер юридической защиты и порядка их возложения и исполнения.

По принципу разделения власти можно выделить законодательную (правотворческую), исполнительную и судебную функции. Законодательная функция государства позволяет обеспечить развитие нормативно-правовой базы, призванной служить надежной юридической платформой для общественных отношений. Исполнительная функция государства призвана обеспечивать исполнение законов на территории государства. Судебная функция обеспечивает надлежащую защиту всех общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

По сфере политической направленности различают внутренние и внешние функции. Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри страны, определяют его роль в жизни данного общества. Внешние функции представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене. Они призваны решать следующие задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами, обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, затрагивающие общечеловеческие интересы, — охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы. Для их решения необходимы совместные усилия государств, а значит, и развитие соответствующих функций — обеспечения мирового правопорядка, международной экологической обстановки. В условиях глобализации такие внутренние функции как экологическая, духовно-культурная одновременно проявляются и как внешние, так как не могут быть реализованы государствами изолированно друг от друга.

К внутренним функциям государства относятся следующие:

1) функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. Содержанием этой функции является защита принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, создание условий для точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов всеми лицами, обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина, а также существующего правопорядка;

2) экономическая функция — деятельность государства по обеспечению хозяйственного развития общества, созданию оптимальных экономических структур, единого экономического пространства, поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности;

3) социальная функция — направление деятельности государства, призванное создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантировать минимальный размер оплаты труда, оказать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам, развивать системы социальных служб;

4) функция деидеологизации — создание условий идеологического многообразия в стране, устранение почвы установления в качестве государственной какой-либо идеологии или навязывания обществу однопартийности;

5) функция налогообложения выступает самостоятельной функцией современного государства, так как налог становится главным средством пополнения бюджета, универсальным регулятором, который используется в экономической, социальной, юридической, внешнеполитической сферах;

6) экологическая функция — заключается в охране окружающей и окружающей природной среды;

7) функция охраны правопорядка — это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законных предписаний всеми участниками общественных отношений, а также контроль исполнения правовых норм;

8) функция защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.

Внешние функции современного государства проявляются в следующих направлениях его деятельности:

1) функция обороны государства включает в себя систему специальных мероприятий по укреплению оборонной мощи, развитию вооруженных сил, повышению боеспособности и боеготовности армейских подразделений, военному обучению резерва, организации гражданской обороны, охране государственных границ. Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время — это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы;

2) борьба за мировой правопорядок, международную безопасность и экологическое выживание;

3) развитие всестороннего сотрудничества со всеми государствами, независимо от их социального строя и уровня развития.

4) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов на основе международных актов.

Что же касается эксплуататорского государства, то дело обстоит совершенно иначе. К его внутренним функциям относятся такие функции как охрана частной собственности эксплуататоров на средства производства; подавление угнетенных классов и предотвращение возможных восстаний и переворотов; идеологическое уничтожение своих классовых и политических противников. К внешним функциям такого государства следует отнести функции подавления освободительных движений, захвата чужих территорий, охраны интересов господствующих классов от посягательств на них извне. Это так называемые классовые функции государства.

Государство, выполняя свои функции, использует определенные формы и методы, позволяющие делать это наиболее эффективно.

В юридической литературе под формами осуществления функций государства понимаются виды государственной деятельности, с помощью которых реализуются функции государства.

По критерию однородности формы осуществления функций государства можно подразделить на правовые и организационные.

Правовые формы осуществления функций государства проявляются в деятельности государственных органов, связанной с изданием и реализацией нормативно-правовых и правоприменительных актов. Следовательно, к правовым формам реализации функций государства относятся: правотворческая и правоприменительная деятельность.

Правотворческая деятельность первична. Эта форма осуществления функций государства заключается в издании новых норм права, изменении или отмене устаревших норм.

Правоприменительная деятельность следует за правотворческой. Это деятельность государственных органов по воплощению в жизнь норм права путем принятия правоприменительных актов, являющихся основанием для возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей.

Правоприменительная деятельность, в свою очередь, включает в себя две формы: исполнительно-распорядительную и правоохранительную деятельность.

Исполнительно-распорядительная деятельность — это управленческая деятельность органов государства, осуществляемая путем принятия правоприменительных актов распорядительного (управленческого) характера.

Правоохранительная деятельность — это деятельность правоохранительных органов, осуществляемая путем принятия правоприменительных актов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общества в целом.

Организационные формы осуществления функций государства не связаны непосредственно с возникновением правовых последствий, однако без них невозможно реализовать правовые формы. К организационным формам относятся:

а) организационно-регламентирующая деятельность — текущая работа организационно-технического характера, направленная на обеспечение деятельности органов государства, например, подготовка документов, организация совещаний, заседаний, слушаний различного рода, подготовка кадрового резерва, подбор и расстановка персонала;

б) организационно-хозяйственная деятельность — текущая работа хозяйственного характера, направленная на материальное обеспечение выполнения государственных функций: снабжение, сбыт, учет, статистика и так далее;

в) организационно-идеологическая деятельность — это повседневная разъяснительная работа, направленная на идеологическое обеспечение выполнения функций государства: разъяснение законов, формирование правосознания и правовой культуры общества.

Литература

1. Теория государства и права; АСТ, Сова — Москва, 2013. — 160 c.

2. Теория государства и права; КноРус — Москва, 2012. — 382 c.

3. Теория государства и права; Сова, Астрель — Москва, 2012. — 160 c.

4. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства; Зерцало-М — Москва, 2011. — 516 c.

5. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права; Зерцало-М — Москва, 2011. — 336 c.

6. Братановский С.Н. Теория государства и права; Приор-издат — Москва, 2014. — 174 c.

7. Венгеров, А.Б. Том 1. Теория государства и права: Часть II. Теория права; М.: Юристъ — Москва, 2014. — 168 c.

8. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права; Норма — Москва, 2011. — 442 c.

9. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права; Юрайт — Москва, 2013. — 640 c.

10. Летушева Н.И., Летушева М.В. Теория государства и права; Академия — Москва, 2014. — 192 c.

11. Летушева Н.И., Летушева М.В. Теория государства и права; Академия — Москва, 2011. — 208 c.

12. Марченко М.Н. Теория государства и права; Проспект — Москва, 2013. — 652 c.

13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права; Дело — Москва, 2013. — 528 c.

14. Оксамытный, В.В. Теория государства и права; ИМПЭ-ПАБЛИШ — Москва, 2013. — 563 c.

15. Под редакцией Пиголкина А.С., Дмитриева Ю.А. Теория государства и права; Высшее образование, Юрайт — Москва, 2012. — 752 c.

16. Под редакцией Пиголкина А.С., Дмитриева Ю.А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2013. — 752 c.

17. Радько Т.Н. Теория государства и права; Академический Проект -, 2011. — 816 c

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий