Сущность современного международного права

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, ГРАЖДАНСКОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

РЕФЕРАТ

по учебной дисциплине «Международное право”

на тему: «Международное экономическое право”

МИАСС

2004 год

Введение

1. Понятие международного экономического права

2. Субъекты международного экономического права

3. Источники международного экономического права

4. Принципы международного экономического права

5. Разрешение международных экономических споров

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня достаточно широкому кругу лиц, поскольку международное право оказывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение международного права — важная сторона деятельности всех тех, кто так или иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые напрямую не занимаются международными отношениями, периодически сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами международного права и должны правильно ориентироваться при принятии решений по такого рода делам. Это относится и к следственным работникам при расследовании хозяйственных преступлений международных корпораций, фирм, занимающихся внешнеэкономической деятельностью или оперативным подразделениям, ведущим борьбу с терроризмом и международной преступностью, и к нотариусам, удостоверяющим юридические действия, касающиеся иностранных граждан.

Окончание второго тысячелетия современной эры в истории человечества совпадает с началом нового этапа развития международного права. Рассуждения о пользе международного права или сомнения в его необходимости сменяются всеобщим признанием этой правовой системы в качестве объективной реальности, которая существует и развивается независимо от субъективной воли людей.

Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1989 году резолюцию 44/23 «Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций”. В ней отмечается вклад ООН в содействие «более широкому принятию и уважению принципов международного права” и в поощрение «прогрессивного развития международного права и его кодификации”. Признается, что на данном этапе необходимо укреплять главенство права в международных отношениях, для чего требуется содействовать его преподаванию, изучению, распространению и более широкому признанию. Период 1990-1999 годов провозглашен ООН Десятилетием международного права, в течение которого должно произойти дальнейшее повышение роли международно-правового регулирования в международных отношениях.

Предложенная тема — «международное экономическое право” — интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы экономического сотрудничества между народами, имеющими различные обычаи, традиции, религии, государственное устройство.

1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

Международное экономическое право (МЭП) — отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют межгосударственные экономические отношения.

Современные международные экономические отношения представляют собой высокоразвитую сложную систему, объединяющую разнородные по содержанию (по объекту) и по субъектам, но тесно взаимодействующие между собой виды общественных отношений. Беспрецедентный рост значения международных экономических отношений для каждой страны объясняется объективными причинами. Тенденция к интернационализации общественной жизни достигла глобального масштаба, охватив все страны и все основные сферы жизни общества, включая экономическую Международное публичное право. Учебник. / Под ред. К. А. Бекяшева. — М.: «ПРОСПЕКТ”, 1999..

Международное экономическое право можно определить как отрасль международного публичного права, которая представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих экономические отношения между государствами и другими субъектами международного права Стр. 417. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов..

Предмет МЭП — международные экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, а также другими субъектами международного публичного права. К экономическим можно отнести торговые, коммерческие отношения, а также отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма и т. п.

Исходя из понимания МЭП как отрасли международного публичного права, логично считать, что субъекты МЭП те же, что и вообще субъекты в международном праве. Государства, разумеется, вправе непосредственно участвовать во внешнеэкономической гражданско-правовой, коммерческой, коммерческой деятельности. «Торгующее государство”, оставаясь субъектом международного права, может выступать также как субъект национального права другого государства, например, заключив с иностранным контрагентом сделку с подчинением ее иностранной юрисдикции. Это, однако, само по себе не лишает государство присущих ему иммунитетов. Для отказа от иммунитетов (в том числе юрисдикционного, судебно-исполнительного) необходимо явно выраженное волеизъявление самого государства.

Международное экономическое право регулирует лишь отношения первого уровня — межгосударственные экономические отношения. Государства устанавливают правовые основы для осуществления международных экономических связей, их общий режим. Основная масса международных экономических связей осуществляется на втором уровне: физическими и юридическими лицами, поэтому регулирование этих отношений имеет первостепенное значение.

Сложность объекта регулирования международного экономического права состоит в том, что он охватывает многообразные, различающиеся по своему содержанию виды отношений, связанных с различными аспектами хозяйственных отношений. К ним относятся торговые, транспортные, таможенные, финансовые, инвестиционные и другие отношения. Каждый из них имеет свое специфическое предметное содержание, порождающее необходимость специального правового регулирования, в результате чего сформировались подотрасли международного экономического права: международное торговое право, международное транспортное право, международное таможенное право и т.д.

Каждая подотрасль представляет собой систему международно-правовых норм, регулирующих межгосударственное сотрудничество в конкретной сфере экономических отношений. Все они объединяются в единую отрасль международного права — международное экономическое право — общим объектом регулирования, общими целями и принципами. Кроме того, целый ряд институтов международного экономического права являются элементами других отраслей международного права: права международных организаций, права договоров, права мирного разрешения споров.

2. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

В системе регулирования международных экономических отношений центральное место занимает государство. Оно является основным субъектом международного экономического права, как и международною права в целом. Суверенитет государства как имманентно присущее ему качество распространяется и на экономическую сферу. Однако в этой сфере особенно зримо проявляется взаимозависимость членов международного сообщества. Мировой опыт свидетельствует, что максимально осуществление государством своего суверенитета, своих суверенных прав в экономической сфере реально возможно лишь при активном использовании международных экономических связей в интересах своего национального хозяйства в рамках международного экономическою права. И такое сотрудничество ни в коей мере не означает ограничения суверенных прав государства Международное публичное право. Учебник. / Под ред. К. А. Бекяшева. — М.: «ПРОСПЕКТ”, 1999..

Рост значения и усложнение международных экономических отношений делают необходимым усиление управления ими совместными усилиями государств через международные организации, что ведет к росту числа международных организаций и их роли в развитии экономического межгосударственного сотрудничества.

Международные организации, действующие в сфере экономических отношений, условно можно разделить на две группы. К первой относятся организации, которые своим действием охватывают всю сферу экономических отношений; во вторую группу входят организации, функционирующие в рамках отдельных подотраслей международного экономического права (например, торговые, финансовые, инвестиционные, транспортные и иные).

Из первой группы организаций главное место по своему значению занимает Организация Объединенных Наций, имеющая разветвленную систему органов и организаций. Развитием международного экономического сотрудничества, что является одной из целей ООН, занимаются два центральных ее органа: Генеральная Ассамблея и Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации государствам в целях содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и других областях (ст. 13 Устава ООН). Под ее руководством функционирует ЭКОСОС, который несет главную ответственность за выполнение функции ООН в области экономического и социального сотрудничества.

В литературе, особенно западной, обсуждается вопрос о международной правосубъектности транснациональных корпораций (ТНК), которые наряду с государствами и международными организациями часто рассматриваются в качестве субъектов международного экономического права. Объясняется такое положение тем, что ТНК становятся все более важными субъектами международных экономических связей, оказывающими возрастающее влияние как на национальную, так и на мировую экономику.

3. ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

Источники МЭП те же, что вообще в международном публичном праве. Характеристика для МЭП, еще находящегося в стадии становления в виде особой отрасли права, является обилие рекомендательных норм, имеющих своим источником решения международных организаций и конференций. Особенностью таких норм является то, что они не императивны. Они не только «рекомендуют”, но и сообщают правомерность, в частности, таким действиям (бездействию), которые были бы неправомерны при отсутствии рекомендательной нормы. Например, Конференция ООН по торговле и развитию 1964 года приняла известные Женевские принципы, в которых, в частности, содержалась рекомендация о предоставлении развивающимся странам в изъятие из принципа наиболее благоприятствуемой нации преференциальных таможенных льгот (скидок с таможенного тарифа). Такие льготы были бы неправомерны при отсутствии соответствующей рекомендательной нормы.

Нормами международного права являются договорные и обычные формы, находящие своё выражение в договорах и обычаях.

В прочитанной литературе по МЭП широко распространена точка зрения, что существуют следующие источники:

а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определённо признанные спорящими государствами;

б) международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». Ст. 38 Статута Международного Суда ООН.

В современном мире центр тяжести постепенно смещается в сторону многостороннего экономического сотрудничества. С точки зрения выработки норм МЭП особо важное значение имеет заключение многосторонних договоров. Именно многосторонние договоры составляют сердцевину МЭП.

Примерами универсальных международных экономических договоров являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года, а также получившие широкое распространение многосторонние соглашения по сырьевым товарам.

Однако, несмотря на значение многосторонних связей, в своей подавляющей части сотрудничество в экономической сфере осуществляется на основе двусторонних договоров.

Среди международных договоров, регулирующих двусторонние экономические отношения следует выделить договоры общего, рамочного политического характера, в частности договоры о дружбе и взаимной помощи. Наряду с основными политическими обязательствами сторон в них закрепляются обязательства по расширению экономического сотрудничества, по содействию заключению коммерческих сделок и т. п.

Но наиболее существенное значение для формирования норм международного экономического права имеют некоторые специальные виды международных договоров.

К ним относятся торговые договоры, которые могут именоваться также договорами о торговле и мореплавании и т. п. Главное в них — закрепление, как правило, определенного вида торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств и их физических и юридических лиц. Это — режим наибольшего благоприятствования, национальный режим, преференциальный, не дискриминации, взаимной выгоды.

С торговлей и другими видами экономического сотрудничества тесно связано их валютно-платежное и финансовое обеспечение на основе соглашений о международных валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика объединения торговых и валютно-финансовых условий в соглашениях, именуемых соглашениями либо о товарообороте и платежах. Но могут заключаться и специальные платежные соглашения, обусловливающие расчеты в определенных национальных свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых или неконвертируемых валютах.

В клиринговых соглашениях предусматривается взаимный зачет поступлений и расходов во встречных торговых, экономических операциях. Клиринговые соглашения используются обычно государствами, применяющими неконвертируемую валюту.

Кредитные соглашения могут существовать в чистом виде — предоставление одним государством другому займа в денежной, товарной или смешанной форме с обязательством погашения займа.

Когда у государства возникает необходимость прибегнуть к количественным экспортным и импортным ограничениям, используются так называемые соглашения о товарообороте, иначе говоря — взаимных поставках товаров. В таких соглашениях стороны договариваются об определенных встречных контингентах (квотах) экспортных и импортных поставок товаров в физических или стоимостных показателях.

Немалое число рекомендаций по вопросам экономического сотрудничества принимается органами ООН, а также организациями, входящими в систему ООН (ЮНКТАД, ЮНИДО и др.). Решения этих организаций и их органов не носят юридически обязательного характера, но имеют рекомендательную силу.

Генеральная Ассамблея ООН приняла такие основополагающие акты, как Хартия экономических прав и обязанностей государств, Декларация о Новом международном экономическом порядке и программа действия по установлению Нового международного экономического порядка (1974 г.). В этих документах провозглашаются недискриминационные, взаимовыгодные основы экономического сотрудничества.

Важными документами Генеральной Ассамблеи ООН являются также резолюции «О мерах укрепления доверия в международных экономических отношениях” (1984) и «О международной экономической безопасности” (1985г.)

Постановления ряда региональных экономических учреждений, прежде всего Европейских Сообществ, могут иметь не только рекомендательную, но и обязательную юридическую силу.

Решения межгосударственных экономических конференций. Данные решения, особенно основные, оформленные в виде заключительных актов конференций, рассматриваются в теории как особая разновидность многосторонних договоров и соответственно могут обладать и рекомендательной, и обязательной юридической силой. Среди документов международных конференций, имеющих существенное значение для формирования международного экономического права, особо важным являются содержащиеся в Заключительном акте Женевской конференции ООН по торговле и развитию 1964 года Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию, раздел «Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды” Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, а также раздел «Экономическое сотрудничество” в Парижской хартии для новой Европы принятой на встрече в верхах в рамках СБСЕ в 1990 году.

Исторически обычай в качестве источника играл важную роль как вообще в международном праве, так и в МЭП.

С другой стороны, нельзя не согласиться с точкой зрения об ограниченной роли обычая в области регулирования международных экономических отношений, так как поддержание стандартов, которых государства придерживаются в своих взаимоотношениях, — это не та проблема, к которой можно подойти через обычное право.

международный экономический право спор

4. ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

Основополагающие международные акты, относящиеся к международному экономическому сотрудничеству, подчеркивают значение общих принципов международного права для международного экономического порядка. Одновременно они формулируют специальные принципы международных экономических отношений и международного экономического права. К ним относятся:

ь принцип всеучастия, означающий полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении мировых экономических проблем в общих интересах;

ь принцип неотъемлемого суверенитета государства над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью;

ь принцип преференциального режима для развивающихся стран;

ь принцип международной социальной справедливости; означающий развитие международного экономического сотрудничества на основе равенства и взаимной выгоды с предоставлением определенных односторонних выгод для развивающихся стран дня достижения фактического равенства;

ь принцип свободного доступа к морю для стран, не имеющих к нему выхода.

Кроме общих международно-правовых принципов и специальных типов международного экономического права, существуют правовые режимы, которые также служат правовой основой для осуществления экономического сотрудничества. Однако в отличие от принципов правовые режимы не являются общеприменимыми. Это — договорные режимы, т.е. они применяются только тогда, когда заинтересованные государства договорятся об этом. Различают:

ь Режим наибольшего благоприятствования означает, что одно государство предоставляет другому государству, его гражданам и юридическим лицам столь же благоприятный режим (права, льготы, привилегии), который предоставлен или будет предоставлен в будущем любому третьему государству. При этом согласовывается область взаимоотношений, в которой режим будет применяться;

ь Национальный режим означает, что граждане и юридические лица одного государства пользуются на территории другого государства теми же правами, которые предоставлены местным гражданам и юридическим лицам. По сравнению с режимом наибольшего благоприятствования национальный режим является общим, так как применяется во всей сфере частноправовых отношений;

ь Преференциальный режим — предоставление особых преимуществ какому-либо государству или группе государств. Он используется во взаимоотношениях соседних государств либо в рамках интеграционных систем. Предоставление преференций развивающимся странам является принципом международного экономического права.

Показательно, что даже такие, казались бы, давно укоренившиеся основные принципы международного права, как уважение государственного суверенитета, равноправие государств, обязательное соблюдение международных договоров и др., государства до сего времени снова и снова стремятся закрепить в своих как двусторонних, так и многосторонних документах.

5. РАЗРЕШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ

Специфика разрешения международных экономических споров связана с неоднородностью международных экономических отношений. Экономические споры между государствами разрешаются на основе международного права, как и иные межгосударственные споры. Но так как международное экономическое сотрудничество осуществляется преимущественно во взаимоотношениях между частными лицами разных государств, то разрешение споров между ними имеет серьезное значение для стабильности и эффективности международной экономической системы Международное публичное право. Учебник. / Под ред. К. А. Бекяшева. — М.: «ПРОСПЕКТ”, 1999..

Функции международного экономического права в области разрешения международных коммерческих споров состоят в следующем:

а) унификация арбитражных процессуальных норм в целях обеспечения единообразия в процедуре рассмотрения международных коммерческих споров в арбитражах разных государств;

б) создание международно-правовой основы для признания и принудительного исполнения решений арбитража одного государства на территории других государств;

в) создание специализированных международных центров по рассмотрению коммерческих споров.

Целям унификации арбитражных процессуальных норм служит ряд Международных актов, подготовленных в рамках ООН. Под эгидой Экономической комиссии ООН для Европы была подготовлена и принята в Женеве в 1961 г. Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже (Россия участвует), которая содержит правила относительно формирования арбитража, порядка рассмотрения дела, вынесения решения. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) подготовила Типовой закон о международном коммерческом арбитраже, который был принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 г. и рекомендован государствам в качестве модели национального закона (по этой модели принят Закон Российской Федерации о международном коммерческом арбитраже 1993 г.).

Особенно сложна и важна проблема принудительного исполнения решения иностранного арбитража в случае уклонения одной из сторон от его исполнения. Решается эта проблема при помощи международного экономического права. В 1956 г. на конференции ООН в Нью-Йорке была принята Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. О ее значении свидетельствует уже сам факт участия в ней 102 государств, включая Россию. Конвенции обязывает государства признавать и исполнять арбитражные решения, вынесенные на территории иностранных государств, так же как и решения собственных арбитражей.

В рамках СНГ в 1992 г. было подписано Соглашение о порядке рассмотрения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Оно решает комплекс вопросов, связанных с рассмотрением хозяйственных споров не только в арбитраже, но и в суде, включая споры с участием государства и его органов. Соглашение содержит и нормы о взаимном признании и исполнении арбитражных и судебных решений, содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых в исполнении может быть отказано (ст. 7 — 9).

Третьим направлением сотрудничества государств является создание специализированных международных центров для разрешения определенных видов хозяйственных споров, имеющих особое значение дли развития международных экономических отношений. Так, на основе Вашингтонской конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) Конвенция была разработана под эгидой МБРР и Центр действует при нем. В Конвенции участвуют более ста государств. Россия подписала ее, но пока не ратифицировала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках данной работы сложно охватить все сферы экономического сотрудничества, регулируемые международным правом. Так, как помимо общих понятий о принципах международного экономического права, его субъектах и источниках, существует большое количество международных нормативных актов, регулирующих международно-правовое сотрудничество в отдельных областях международных экономических отношениях, а также, регулирующих международно-правовое сотрудничество на региональном уровне.

При рассмотрении этой области международного экономического права можно привести большое количество примеров о развитии межгосударственного сотрудничества в валютно-финансовой сфере и роль Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда (МВФ) при решении глобальных вопросов в этой сфере.

Все вышесказанное можно отнести и к межгосударственному сотрудничеству в области транспорта и к экономическому сотрудничеству в рамках ОНН на региональном уровне, ведущемуся прежде всего в рамках экономических комиссий, образованных Экономическим и Социальным Советом.

Затронув одну отрасль международного права — международное экономическое право — можно наглядно убедиться, что эта отрасль представляет собой самостоятельную систему, можно сказать подсистему в рамках целостной, единой системы международного права, которая в настоящее время является одной из самой бурно развивающейся отраслью международного права.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богуславский М. М. Международное экономическое право. — М., 1986.

2. Вельяминов Г. М. Правовое урегулирование международной торговли. — М. , 1972.

3. Вельяминов Г. М. Основы международного экономического права. — М. , 1994.

4. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. — М. :Междунар. отношения, 1995.

6. Действующее международное право. В 3-х томах. Ю.М. Колосов и Э.С. Кривчикова. Том 3. 1997.

7. Нешатаева Т. Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. — М.: Дело, 1999.

8. Международное публичное право. Учебник. / Под ред. К. А. Бекяшева. — М.: «ПРОСПЕКТ”, 1999.

Размещено на Allbest.ru

Возникновение и основные этапы развития международного права

Возникновение международного права связано с появлением государств. Периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех периодов:

1. Предыстория международного права. Древние века. Субъектами международных отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций. Средние века (VI-XVI вв.). В силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания международного права, оказалась Европа. В период Средневековья накопились значительные традиции в сфере дипломатических отношений, переговорной практики, международной торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны и т. д., что подготовило в конечном счете возникновение международного права как такового.

2. Классическое международное право. В Средние века возникает наука международного права. Ее основоположником принято считать Гуго Гроция.

В 1625 г. он издал труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы международного права. Большой шаг вперед в развитии международного права был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены «всеобщий мир и принципы справедливости», отказ от всякой войны с целью завоевания. Международное право стало необходимым регулятором значительного объема международных отношений. Наметились сдвиги и в национальном праве, которое, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило правовой режим иностранцев.

3. Переход от классического к современному международному праву (1919-1946 гг.). В 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ — Статут. Была учреждена первая всеобщая политическая организация, «призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами.

На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному международному праву.

4. Современное международное право. Фундамент современного международного права был заложен Уставом ООН. В политическом плане положения Устава отражали новое мышление.

В основу международного права был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт современного международного права является утверждение в нем прав человека. Из совокупности норм международное право превратилось в систему на базе единых целей и принципов.

Международное право: понятие и сущность, особенности и функции

Международное право — это особая правовая система, регулирующая международные отношения его субъектов посредством юридических норм, создаваемых путем фиксированного (договор) или молчаливо выраженного (обычай) соглашения между ними и обеспечиваемых принуждением, формы, характер и пределы которого определяются в межгосударственных соглашениях.

Сущность любой отрасли права определяется ее предметом и методом. Предметом международного права являются взаимоотношения между государствами и другими субъектами международного права. Особенностью метода международного права является возможность применения принудительных мер для обеспечения соблюдения правовых норм на основе действующих международно-правовых норм и в рамках соответствующих международных договоров.

Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом:

  • по способу образования норм. Нормы внутригосударственного права создаются национальными органами государств. Нормы же международного права создаются самими его субъектами, и прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воли государств или других субъектов международного права;
  • по субъектам. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, субъектами международного права — суверенные государства, борющиеся за создание самостоятельного государства, нации и народы, международные организации и некоторые государственные образования, например Ватикан; по предмету регулирования. Внутригосударственное право призвано регламентировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Предметом регулирования международного права являются межгосударственные отношения в широком смысле слова;
  • по источникам права. Нормы международного и внутригосударственного права существуют в различных юридических формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде законов, постановлений, указов и т. п., международно-правовые — в виде международных договоров, обычаев, решений международных организаций, актов международных конференций и совещаний;
  • по способу реализации норм. Нормы национального права обеспечиваются принудительной силой государства. Обеспечение исполнения международно-правовых норм, в силу того что в международных отношениях отсутствует образование, стоящее над международно-правовыми субъектами, производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).

Функции международного права.

  • Координирующая — с ее помощью субъекты международного права устанавливают стандарты поведения между собой.
  • Регулятивная — нормы международного права призваны регулировать правоотношения, а не препятствовать им и не осложнять их.
  • Обеспечительная — международное право содержит нормы об ответственности, побуждающие субъектов международного права следовать общепринятым нормам международного права.
  • Охранительная — существуют механизмы, защищающие законные права и интересы субъектов международного права.

Соотношение международного и внутригосударственного права доктрины, механизмы воздействия

Международное и внутригосударственное право — это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы, и они находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга.

Существуют различные теории относительно соотношения международного и внутригосударственного права. Среди них можно выделить дуалистическую и монистическую. Дуалистическая теория основывается на разграничении международного и национального права и их неподчинении друг другу. Монистические концепции в противовес дуалистической исходят из соединения международного и внутригосударственного права в одну правовую систему и лишь в зависимости оттого, какая часть преобладает — внутригосударственное право или международное, — различают примат внутреннего права государства или международного Неэффективность данной теории привела к отходу от нее и появлению нового течения — «умеренного монизма», который воздерживается от радикальных утверждений о примате международного права.

Механизмы воздействия международного и внутригосударственного права.

Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права.

Наиболее типичной формой влияния выступает воздействие сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на международное право в рамках нормообразования последнего.

Изменение, углубление и развитие содержания, расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права.

Устранение из международного права под воздействием внутригосударственного права политических и правовых средств отживших институтов, принципов и норм.

Рецепция и активное использование в международном праве основных правовых формул, пришедших из внутригосударственного права.

Влияние международного права на формирование и развитие внутригосударственного права.

Трансформация — пересказ своими словами норм международного права во внутреннем законодательстве. Существуют три системы трансформации:

  • прямая: согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;
  • опосредствованная: правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта;
  • смешанная: сочетает элементы первых двух систем и является наиболее распространенной.

В случае если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации.

Во многих законах говорится, что те или иные его положения будут применяться в соответствии с определенным договором, в таких случаях речь идет об отсылке к международным договорам.

Рецепция, или заимствование, бывает: прямая — полное заимствование тех или иных норм международного права, косвенная — ссылка на ту или иную конвенцию как на часть внутреннего законодательства.

Система международного права. Институты и отрасли международного права

Система права — совокупность принципов, норм, институтов отрасли права. Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты). Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.

Система международного права — это не только сложное, но и сравнительно новое явление, находящееся в процессе становления, которое еще мало изучено. Общепризнанной системы международного права не существует.

Системе международного права присуща характерная для нее структура. Под структурой понимаются внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи.

Ядро системы образует общее международное право, обязательное для всех государств. Кроме того, существуют региональные международно-правовые комплексы, регулирующие отношения между группами государств.

Институт международного права — это совокупность международно-правовых норм, касающихся отношений субъектов международного права по какому-либо определенному объекту правового регулирования или устанавливающих международно-правовой статус или режим использования какого-либо района, сферы, пространства или иного объекта (например, институт дипломатических иммунитетов, институт мирного прохода судов через территориальное море).

Международные правовые институты объединяются в отрасли международного права — это совокупность обычно-правовых кодифицированных в международных договорах международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права в какой-либо одной широкой области международного сотрудничества (право международных договоров, международное морское, воздушное, космическое право и др.).

Для международного права характерны процессы дифференциации и интеграции одновременно. Возникают все новые области сотрудничества и соответственно новые отрасли международного права, т. е. перечень институтов и отраслей международного права не является исчерпывающим, они находятся в постоянном развитии и взаимодействии. Некоторые институты и отрасли международного права возникли сотни лет назад, такие как право международных договоров, международное право в период вооруженных конфликтов, другие возникли относительно недавно, в начале или середине XX в., например международное экологическое право, институт запрещения оружия массового поражения и др.

Конструирование и конкретное содержание отраслей и институтов международного права может осуществляться в различных правовых системах по-разному, разбираться на подотрасли в соответствии с какими-либо критериями.

Существование системы международного права объективно обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное международное право в состоянии выполнять свои функции.

Систему международного права нельзя отождествлять с системой науки международного права ввиду различия научных школ и направлений. Система международного права носит объективный характер, система науки международного права — субъективный.

По способу разработки норм. В национальном праве, в конституциях, законах, иных нормативных правовых актах (в Республике Беларусь — в декретах и указах Президента Рес­публики Беларусь), являющихся основными источниками на­ционального права, закрепляются органы, компетентные при­нимать указанные нормативные акты. Международное право отличается от внутреннего права как по источникам, так и по механизму принятия 1.международных договоров и международ­ных обычаев — основных источников международного права.

2.В международном праве отсутствует единый орган, при­нимающий международно-правовые акты. Государства как субъекты международного права сами разрабатывают и прини­мают международные договоры в лице уполномоченных пред­ставителей или вырабатывают в своей практике международ­ные обычаи. В силу суверенитета и равенства государств про­цесс разработки и принятия международного договора — это длительный процесс согласования позиций государств относи­тельно содержания статей международного договора. Причем, независимо от международного престижа и экономической раз­витости государства, норма, закрепленная в международном договоре, особенно многостороннем, не идентична первоначаль­ной позиции этого государства. Она является результатом ком­промисса, к которому пришли государства — разработчики до­говора. Поэтому с учетом разнообразия законодательной и су­дебной практики государств, их политических целей разра­ботка договора может затянуться на десятилетия. Например, работа над проектом статей, касающимся международно-пра­вовой ответственности государств за международные правона­рушения, была начата КМП ООН в 1956 г. и завершилась в 2001 г. принятием к сведению ГА ООН первой редакции этого проекта.

По способу обеспечения норм. Соблюдение норм нацио­нального права обеспечивается системой государственных ор­ганов и учреждений правоприменительного и правообеспечи-тельного характера: суд, прокуратура, министерство внутрен­них дел. В международном праве такая централизованная си­стема органов отсутствует. Вследствие равенства государств как основных субъектов международного права нормы между­народного права носят преимущественно координационный ха­рактер. Они создаются государствами и обеспечиваются ими через систему индивидуальных и коллективных принудитель­ных мер. Так, если одно из государств — участников двусторон­него договора не выполняет договорные обязательства, другое государство может приостановить или прекратить действия договора с государством-нарушителем.

В случае совершения тяжких международных правонару­шений (международных преступлений) в рамках международ­ных межправительственных организаций, особенно ООН, при­меняются коллективные принудительные меры через создава­емые государствами специальные органы, например, СБ ООН, наделенный компетенцией принимать резолюции о санкциях политического или экономического характера против государ­ства-нарушителя, а в случае их недейственности — о коллек­тивных военных действиях. Кроме того, государства создают международные судебные учреждения для привлечения к уго­ловной ответственности физических лиц — непосредственных исполнителей международных преступлений (Нюрнбергский военный трибунал 1945-1946 гг., Международный уголовный суд, действующий с 2002 г.).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Международное право возникало вместе с государствами как необходимость регулирования зарождающихся международных отношений и прошло длительный путь развития, тесно связан­ный с историей формирования и развития мирового сообщества.

Становление международного права как системы принци­пов и норм относится к середине XVII в. — времени первых буржуазных революций, положивших начало эпохе создания и развития буржуазных государств, научно-техническому прогрес­су, ускорившему развитие торгово-экономических отношений в рамках создаваемого всемирного рынка, потребовавших, в свою очередь, должного международно-правового регулирова­ния.

Указанные процессы способствовали признанию между­народного права как самостоятельной правовой системы, не­обходимого инструмента дипломатической практики и между­народного сотрудничества, получившего название классическо­го международного права, действовавшего вплоть до Второй мировой войны.

Создание ООН после Второй мировой войны, в Уставе которой были закреплены принципы нового между­народного правопорядка, положило начало функционированию современного международного права.

Современное международное право существенно отличается от классического по субъектам, содержанию и территориаль­ной сфере действия.

Субъектом классического международно­го права признавались только цивилизованные европейские народы и государства,что нашло отражение в доктрине между­народного права того периода.

Так, русский ученый XIX в. Ф.Ф. Мартене утверждал, что «пространство действия между­народного права ограничивается только теми народами, кото­рые признают основные начала Европейской культуры и дос­тойны названия образованных народов».

Схожей точки зре­ния придерживался немецкий ученый Ф. Лист, который опре­делил международное право как «право Европейских христи­анских государств». Поэтому весь афро-азиатский регион, на­роды которого находились в колониальной и полуколониаль­ной зависимости от цивилизованных европейских государств и США, был вне сферы регулирования международного права.

В начале XX в. колонии и протектораты были легализова­ны мандатной системой Лиги Наций, первой политической межправительственной организацией, созданной в 1919 г. Война была провозглашена правомерным средством разрешения меж­государственных споров, если конфликтующие государства не сумели урегулировать их мирными средствами. Этим объясня­ется то, что наиболее успешно кодификация международного права осуществлялась в области разработки международных договоров, касающихся законов и обычаев войны. Так, на Га­агской конференции 1906-1907 гг. было принято 13 между­народных договоров в этой области;

по содержанию:

Сущность современного международного права выражается в его общедемократичности, универсальности, антидискрими-национности. Международное право является общим правом. Оно не имеет национальной окраски, не входит в качестве отрасли в правовую систему какого-либо государства. Его нор-мы. обязательны для любого государства, независимо от поли­тической или экономической системы либо географической принадлежности. Международное право является общим ко­дексом поведения государств на международной арене, выра­жает интересы всего мирового сообщества.

Любое государство, независимо от ко­личества населения, степени развития, размера территории
обладает равными правами и обязанностями в международ­
ных правоотношениях;

— в пространственной сфере — объектом регулирования меж­
дународного права является космическое пространство, меж­дународное воздушное пространство, дно мировых океанов и
морей, с находящимися в них ресурсами.

И так,

Международное право:

— антидискриминационное право, не признающее ни внутреннюю, ни внешнюю дискриминацию. Зап­рещается умаление прав человека по мотивам национально­сти, языка, пола, религии, принадлежности к социальной группе. Геноцид — политика государства, направленная на уничтоже­ние нации, народности, этнической группы, апартеид — узако­ненное государством разделение и ограничение прав населения по расовому признаку — квалифицируются международным пра­вом как преступление против человечества.

— В Уставе ООН демократическое содержание международно­го права проявляется в закреплении таких общечеловеческих ценностей, как: достоинство и ценность человеческой личнос­ти, равноправие мужчин и женщин, равенство больших и ма­лых наций, неприменение силы и угрозы силой против терри­ториальной целостности и политической независимости любо­го государства.

4. Функции современного международного права.

В международно-правовых документах отсутствует понятие функций международного права и их классификация. В докт­рине международного права наиболее часто используется термин «функционировние», определяемый как процесс реализа­ции функций, либо термин «функция» отождествляется с «за­дачей» или «целью».

Имеющиеся определения функций меж­дународного права базируются на понятии функции, вырабо­танном общей теорией права, согласно которой функция — это направление правового воздействия, выражающее роль пра­ва в организации (упорядочении) общественных отношений.

Применительно к международному праву профессор Г.И. Тункин дал следующее определение функций в 7-томном курсе международного права: «Направление или характер воз­действия, которое международное право оказывает в процессе взаимодействия с другими явлениями».

Профессор И.И. Лукашук в своем авторском учебнике конкретизирует понятие функций как воздействие международного права на социальную среду, определяемое его общественным назначением, обусловив это тем, что характер социальных функций выражает природу права .

Отсюда, классификация функций, приводимых в теории междуна­родного права, разнообразная.

— Так, профессор Г.И. Тункин в качестве общей основной функции международного права на­зывал обеспечение функционирования межгосударственной си­стемы в параметрах, определяемых международным правом.Реализация основной функции осуществляется с помощью ста­билизирующей и созидательной функций международного пра­ва. Выделяется также программная функция международного права.

— Профессор И.И. Лукашук главными функциями считает: социальную, направленную на обеспечение существующих меж­дународных отношений, и юридическую, состоящую в право­вом регулировании межгосударственных отношений. Кроме того, в качестве самостоятельных функций называются функ­ция противодействия появлению новых отношений, противо­речащих целям и принципам международного права, информа­ционно-воспитательная, функция интернационализации, направ­ленная на расширение и углубление взаимосвязи между госу­дарствами.

— Профессор Ю.М. Колосов выделяет четыре функции: коор­динирующую, регулирующую, обеспечительную, охранитель­ную х. Очевидно, что при всем терминологическом разнообра­зии указанных функций содержательно они совпадают. Пред­ставляется, что более полно отражает сущностные характерис­тики функций международного права их классификация на регулирующую, обеспечительную, охранительную, программную, информационно-образовательную.

Мы можем сегодня назвать функцией международного права, которые признаны мировым сообществом:

А) регу­лирующая функция:

Основной функцией международного права является регу­лирующая функция, обеспечивающая функционирование всей системы международных отношений.

Указанная функция реа­лизуется преимущественно путемзаключения международных договоров двустороннего и многостороннего характера во всех сферах сотрудничества государств, международных межправи­тельственных организаций и иных акторов международных отношений, устанавливающих права и обязанности участни­ков таких соглашений.

Причем содержание правил поведения на международной арене вырабатывается в процессе взаимо­действия внешней политики государств, отражающей их на­циональные интересы, и международного права.

Влияние внешней политики государства проявляется в по­зиции государства при разработке текста договора и признании обязательности договорных либо обычных норм. Влияние меж­дународного права выражается в том, что реализация внешне­политических задач любым государством может осуществляться лишь в рамках принципов и норм международного права, ис­ключающих диктат и насилие со стороны государства либо группы государств, признающих лишь дипломатические мето­ды (переговоры, консультации) пригодными для достижения взаимоприемлемого баланса интересов при разрешении между­народных проблем.

Международное право (учебник Бекяшева) — система обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках, являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через кот. (нормы) осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.

МП (учебник Лукашук) — это система юр. принципов и норм, регулирующих межгос. отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Межгос-ые — отношения с участием государств, межгос. организаций и таких государствоподобных образований, как нация, борющаяся за создание независимого гос-ва, вольный город.

Характерная черта МП — наличие общепризнанных основных целей — мир и сотрудничество.

Есть иерархичность норм МП, их взаимосвязанность, определенная логика их положения по отношению друг к другу. Они взаимодействуют, нередко оказывая влияние и на тех членов международного сообщества, на кот. свое действие не распространяют. Это и объединяет их в специфическую систему, отличную от системы, образуемой нормами внутригос. права.

МП состоит наряду с нормами из индивидуальных дозволений, предписаний и запретов, регулирующих межгос. отношения, кот. обобщенно можно назвать индивидуальными международно-правовыми установками; как правило, они содержатся в междунар. договорах.

Особенности.

Объект регулирования: межгос. отношения, кот. определяют объективные границы МП. МП не в состоянии регулировать внутригос. отношения или международные немежгос. отношения.

Субъекты. Субъект МП — участник межгос. отношений, являющийся носителем междунар. прав и обязанностей, т.е. прав и обязанностей, возникающих в результате распространения на него действия каких-либо норм МП либо индивидуальных международно-правовых установок. Субъекты – первичные и производные. Первичные – гос-ва, народы, участвующие в межгос. отношениях — способные заключать междунар. договоры и вообще участвовать в создании норм МП. Производные — межправительственные организации, вольные города и иные сходные с ними образования, т.к. их правосубъектность — результат намерений и деятельности первичных субъектов, зафиксированный в междунар. договоре; наделены правом выступать в межгос. отношениях от собственного имени — право заключать междунар. договоры либо право совершать от своего имени какие-либо другие акты, рассматриваемые как акты участника межгос. отношений и подпадающие под непосредственное воздействие тех или иных норм МП (напр., ведение переговоров).

Процесс создания. МП создается путем согласования волеизъявлений участников межгос. отношений (двух и более). Согласование волеизъявлений государств является сущностью международного правотворческого процесса. Механизм формирования и действия МП носит межгос., а не надгос. характер. Его нормы создаются путем соглашения субъектов.

Источники. Источники МП — формы, в кот. оно воплощается, существует; в них выражаются результаты волеизъявлений, исходящих от двух и более участников межгос. отношений, а не от единственной власти, одного гос-ва. Договорная природа.

Принуждение. Отличается от внутригос. кругом лиц (субъектов), кот. оно может быть адресовано, характером, а также организацией его осуществления и спецификой ограничения средств, способов и мер его осуществления. Специфика: 1) адресуется участникам межгос. отношений; 2) координационный характер. Принуждение осуществляется не «сверху», поскольку в сфере межгос. и иных отношений отсутствует единый централизованный аппарат принуждения; 3) международно-правовое принуждение в организационном плане может быть непрямым. Во внутригос. сфере это исключено. Если международно-правовое принуждение применяется коллективно через междунар. организацию, от имени этой организации, то, хотя фактически его будут осуществлять в определенной степени конкретные государства-члены, юридически оно будет исходить от самой организации. 4) Диапазон способов, средств и мер международно-правового принуждения ограничен нормами МП. Не всякие средства, меры и способы принуждения считаются правомерными: в основе их ограничения лежит соглашение между участниками межгос. общения. Это одно из проявлений координационной природы МП.

Функции — основные направления воздействия МП на соц. среду, определяемые его общественным назначением. Главные функции:

  1. соц. функция — упрочение существующей международной системы, обеспечение ее функционирования. Осуществляется путем поддержания международного правопорядка. Сегодня поддержание порядка все более тесно связывается с созданием благоприятных условий для развития междунар. отношений в соответствии с потребностями государств и междунар. сообщества в целом.

  2. юр. функция — правовое регулирование межгос. отношений.

  3. функция содействия соц. прогрессу.

  4. функция гармонизации нац. интересов государств и их интересов с интересами общечеловеческими.

  5. функция предупреждения нежелательного развития событий (предупредительная функция). МП противодействует существованию и появлению новых отношений, противоречащих его целям и принципам. Так, оно поставило вне закона угрозу силой и ее применение, колониализм, расизм и др. Содействуя повседневному решению множества постоянно возникающих проблем, МП тем самым предотвращает возникновение конфликтов.

  6. предотвращение и урегулирование конфликтов.

  7. функция интернационализации, интеграции: расширение и углублении взаимосвязи между гос-вами. Тем самым упрочивается международное сообщество — соц. основа МП и, следовательно, улучшаются условия его функционирования.

  8. информационно-воспитательная функция: передача накопленного опыта упорядоченного поведения государств, воспитание в духе уважения к праву, к охраняемым им интересам и ценностям. Содействие развитию интернационального сознания и культуры мира, а также международно-правового сознания, обеспечение массовой поддержки МП, в кот. оно все более нуждается. Программа Десятилетия МП ООН особое внимание уделила распространению международно-правовых знаний. МП воздействует на политическое и моральное сознание, на развитие культуры в духе своих целей и принципов.

Нормы МП направлены на поддержание мира, укрепления междунар. безопасности, установление и развитие всестороннего междунар. сотрудничества, что обеспечивается добросовестным выполнением субъектами МП своих международных обязательств, а при необходимости – и принуждением, осуществляемым гос-вами в индивидуальном или коллективном порядке.

Международное публичное право — это система юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами этой системы. В отличие от международного публичного права международное частное право обычно определяется как право, нормы которого регулируют гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с иностранным или международным элементом.

Международное право — особая система права, функционирующая в межгосударственной системе. Поэтому для понимания процессов, происходящих в международном праве, его особенностей, тенденций развития и роли в жизни общества необходимо дать характеристику межгосударственной системы, т.е. той среды, в которой функционирует международное право.

Явления международной жизни многообразны и взаимосвязаны. Они связаны и с процессами, происходящими внутри отдельных государств, из которых состоит современное общество и которые решающим образом влияют на события международной жизни. На наш взгляд не существует целостной системы, которая охватывала бы все явления международной жизни. Отношения между государствами, между государствами и межгосударственными организациями, между партиями, компаниями, частными лицами разных государств — все это международные отношения в широком смысле. Но они качественно различны, между ними нет системообразующих связей и они не составляют целостной системы.

Вместе с тем, существует целостная глобальная межгосударственная система. Она шире, чем система межгосударственных отношений.

Основными компонентами межгосударственной системы являются: 1) государства; 2) народы и нации, борющиеся за независимость; 3) межгосударственные международные организации; 4) международные конференции; 5) объединения государств, не являющиеся международными организациями; 6) международное право и другие социальные нормы, действующие в этой системе; 7) отношения и взаимодействия между этими компонентами.

Такое понимание межгосударственной системы новое в науке. Оно появилось и в отечественной доктрине международного права. Сам термин «межгосударственная система» (interstate system) довольно часто употребляется в западной литературе по международным отношениям и международному праву, но им обозначаются либо система межгосударственных отношений, либо международное сообщество государств, что значительно уже, чем рассмотренное нами понятие межгосударственной системы.

В глобальной межгосударственной системе все компоненты активно взаимодействуют между собой: государства — друг с другом, с межгосударственными организациями, с международным правом и т.д. Межгосударственные организации в той или иной мере также взаимодействуют со всеми другими компонентами межгосударственной системы. Они связаны с международным правом, поскольку действуют на его основе и оказывают определенное влияние на создание его норм. Разумеется, степень взаимодействия между различными компонентами межгосударственной системы далеко не одинакова.

Наибольшее значение в любой целостной системе имеют системообразующие отношения и связи, которые прежде всего и определяют ее интегративные свойства, целостность.

В глобальной межгосударственной системе — это межгосударственные отношения, которые являются системообразующими. Государства — главные акторы в межгосударственной системе, а их действия определяющим образом сказываются на ее функционировании.

Качественное отличие межгосударственных отношений как отношений суверенных государств пронизывает все другие компоненты и связи в международной системе. Вместе с тем взаимосвязи между любыми ее компонентами имеют свою специфику.

Важнейший признак целостной системы — наличие интегративных свойств. Глобальная межгосударственная система — это сравнительно слабо интегрированная целостная система. Достаточно указать на то, что основные ее компоненты — государства — лишь частично интегрированы в межгосударственной системе, входя в нее в качестве целостных суверенных образований, чьи внутренние структуры и процессы не являются частью межгосударственной системы.

Межгосударственная система существенно отличается от любой внутригосударственной системы. В ней нет верховной власти, которой бы были подчинены все акторы, нет законодательных, исполнительных и правоохранительных органов, какие существуют в государствах.

Различия между международной системой и внутригосударственными системами предопределяют существенное отличие международного права от права внутригосударственного.

Международное право отличается от внутригосударственного права: 1) по способу образования норм; 2) по социальной сущности; 3) по субъектам; 4) по объекту регулирования; 5) по способам функционирования.

Рассмотрим подробнее эти отличия:

1. Нормы внутригосударственного права создаются органами государств. Поскольку в международной системе нет законодательного органа, нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами, путем соглашения, сущностью которого является согласование воль государств или других субъектов международного права.

2. Нормы внутригосударственного права по своей сущности соответствуют социальной сущности государств. Нормы общего международного права имеют общедемократический характер, а нормы локального характера по своей социальной сущности могут отличаться от норм общего международного права в зависимости от социальной природы государств, которые создали эти нормы и для которых они обязательны.

3. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства. Субъектами международного права — главным образом суверенные государства, а также нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства (государства в стадии становления), межгосударственные организации и некоторые государственно-подобные образования (например, Ватикан).

Однако субъекты международного права не охватывают всех действующих лиц межгосударственной системы, в которой наряду с субъектами международного права акторами являются различные объединения государств, а также международные органы, не являющиеся международными организациями. Несмотря на это, международное право прямо или косвенно регулирует отношения между всеми действующими лицами межгосударственной системы.

Нормы международного права адресованы, естественно, его субъектам. Акторы межгосударственной системы, не являющиеся субъектами международного права, создаются государствами, и именно через государства и с их помощью международное право регулирует их поведение.

4. Международное право имеет свой объект регулирования, отличный от объекта регулирования внутригосударственного права. Это межгосударственные отношения в широком смысле слова, т.е. отношения между акторами межгосударственной системы.

Объект международного права (то, на что воздействуют нормы и принципы международного права) — международные правоотношения. Иногда объект международного права ошибочно отождествляют с предметом международного права. Если объект международного права — сами правоотношения, т.е. права и обязанности, то предмет международного права — все то, по поводу чего эти права и обязанности возникают.

5. Поскольку в межгосударственной системе не существует судебных и исполнительных органов, идентичных существующим в государствах функционирование международного права и прежде всего его применение существенно отличаются от функционирования и применения внутригосударственного права.

Вместе с тем международное право — это право. Оно обладает основными признаками права, как социального явления. Это система создаваемых государствами (и частично другими субъектами международного права) путем согласования их воль юридических норм, регулирующих определенные общественные отношения. Соблюдение этих норм обеспечивается в случае необходимости принуждением, осуществляемым государствами, а также межгосударственными организациями, иначе говоря, государственным принуждением непосредственно или опосредовано.

Все это подтверждает ранее сказанное о том, что международное право как подсистема межгосударственной системы является особой специфической системой права.

Нормы международного права. Международно-правовая норма как обобщенное правило. В общей теории права правовая норма обычно определяется как обобщенное правило поведения. Это положение полностью применимо и к норме общего международного права (т.е. общепризнанным нормам), которая представляет собой правило поведения общего характера, обращенное к персонально не определенному кругу субъектов международного права.

Что касается локальных норм, то они могут быть как неперсонифицированными, так и персонифицированными. Например, нормы международного договора, в котором участвуют пять или десять государств, обычно обращены не персонально к какому-либо из этих государств, а к любому из них. Нормы двусторонних договоров также могут быть обращены к любому из двух участников.

Юридическая обязательность — характерная черта правовых норм, в том числе и международно-правовых, которая отличает их от других социальных норм, функционирующих, в частности, в межгосударственной системе.

Вместе с тем необходимо отметить отличие норм международного права в плане их юридической обязательности от норм внутригосударственного права, ибо они опираются не на принудительную силу государства, но несут в себе особый «волевой заряд».

Классификация норм международного права. Доктрине известно немало попыток классифицировать нормы международного права, но ни одна из них не нашла общего признания. Однако если взять за основу наиболее важные критерии, можно предложить следующую классификацию:

По сфере действия:

а) универсальные; б) региональные; в) партикулярные (локальные).

По юридической силе:

а) императивные; б) диспозитивные.

По функциям в системе:

а) материальные; б) процессуальные.

По способу создания и форме осуществления:

а) обычные; б) договорные; в) решения международных организаций.

Главными отличительными признаками универсальных норм являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Универсальные нормы образуют общее международное право.

Региональные нормы исторически предшествовали универсальным. Сегодня регионализм приобретает новое измерение с развитием интеграционных процессов. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Общее международное право обеспечить такое регулирование не может. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Европейский Союз.

Доктрине, а в определенной мере и практике, известны концепции регионального международного права: американского, африканского, мусульманского, социалистического. Следует помнить, что сегодня не только региональные, но и национальные правовые системы должны приводиться в соответствие с международными стандартами, содействовать их реализации.

Партикулярные или локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев — на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Локальные нормы по численности значительно превышают универсальные. Они выполняют важные функции в отношении последних, а именно: служат средством их конкретизации применительно к конкретным случаям; способствуют их реализации в этих случаях: регулируют отношения, охватываемые общим международным правом.

Локальные нормы легче принимаются, изменяются и прекращаются, обеспечивая динамизм международно-правового регулирования. Локальные нормы не обладают качеством всеобщности и поэтому не входят в общее международное право.

Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нем комплекса императивных норм (jus cogens — императивное право), обладающих особой юридической силой, которая заключается в недопустимости отклонения во взаимоотношениях государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными все противоречащие ей существующие нормы. Императивные нормы обеспечиваются особыми средствами. Порождаемые ими правоотношения являются всеобщими, «между всеми” (erga omnes). В случае нарушения этих ном возникают и универсальные правоотношения ответственности: не только непосредственно пострадавшие, но и любое другое государство вправе поставить в юридическом плане вопрос об ответственности правонарушителя.

Особой формой ответственности за нарушение императивных норм является уголовная ответственность должностных лиц государства. Проект статей Кодекса преступлений против мира и безопасности дает представление об императивных нормах, охраняемых в таком порядке. К ним относятся: принципы и нормы, запрещающие агрессию, вмешательство, колониальное и другие виды господства, основные принципы гуманитарного права, нормы об ответственности за преступления против человечества.

Диспозитивные нормы — это нормы допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и региональных норм составляют нормы диспозитивные. В этом находит свое отражение высокий уровень индивидуализации международно-правового регулирования.

Диспозитивные нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае её нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой. Следует сказать о своеобразной односторонней «диспозитивности” некоторых императивных норм. Закрепляя достигнутый уровень цивилизованности, они допускают отклонения от него в сторону повышения. Например, более высокий уровень прав человека в региональном масштабе целиком отвечает принципу уважения прав человека.

К процессуальным нормам относятся нормы, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права. Существует два понятия процессуального права — широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс, во втором — только последний.

Процессуальное право — новая отрасль международного права. Первостепенное значение для его формирования имело принятие в 1969 г. Венской конвенции о праве международных договоров. Важное место в процессуальном праве принадлежит нормам права международных организаций. Определенное значение имеют и общие принципы права, которые в основном являются процессуальными (например, никто не может быть судьей в собственном деле др.).

Процессуальные нормы обладают определенной специфической санкцией. Создание или осуществление материальных норм в нарушение норм процессуальных в зависимости от степени нарушения влечет оспоримость или недействительность созданных норм или результатов неправомерного применения норм.

Процессуальное право отличается высокой степенью диспозитивности. Оно определяет лишь общие черты процессуальной деятельности. Свои процессуальные нормы содержит практически каждый договор.

Существуют и другие виды норм.

По способу регулирования различают:

а) запрещающие; б) обязывающие; в) управомочивающие нормы

Существуют нормы отсылочные — обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в др. нормативных актах.

Научно-техническая революция обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относят нормы международного права, придающие юридическую силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники. Технические нормы регулируют не функционирование технических систем, а сотрудничество государств, обязывая их обеспечить соблюдение устанавливаемых правил теми, кто эксплуатирует эти системы. По своему содержанию нормы являются техническими, но по механизму действия — международно-правовыми.

Санкция международно-правовой нормы. В теории права применительно к внутригосударственному праву под санкцией понимается указание на те меры государственного принуждения, которые применяются к нарушившему запрет или не исполнившему веление нормы права. Но существуют ли санкции в международном праве? От ответа на этот вопрос зависит признание норм международного права правовыми или моральными. Если в международном праве нет санкций, то его нормы являются не правовыми, а моральными или нормами здравого смысла. Именно так утверждают отдельные авторы, ссылаясь на то, что в международном праве не может быть санкций, поскольку в международном сообществе не существует центральной власти, которая могла такие санкции осуществлять. Разумеется, особенности межгосударственной системы играют здесь существенную роль. Но специфика права, неизменным атрибутом которого является правовая взаимовозможность применения мер государственного воздействия к нарушителю правовых норм, существует и в международном праве.

Исходя из всего вышесказанного современное международное право можно определить как систему юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, создаваемых путем согласования воль участников этих отношений и обеспечиваемых в случае необходимости принуждением, которое осуществляется государствами индивидуально, коллективно или в рамках международных организаций.

Функции международного права — это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.

Международное право порождается потребностями международной системы, главной из которых является потребность в самосохранении. Поэтому:

главной социальной функцией международного права является упрочение существующей системы международных отношений. Достигается это в значительной мере путем поддержания в ней должного порядка.

главная юридическая функция международного права состоит в правовом регулировании межгосударственных отношений. Она отражает черты международно-правового воздействия.

Обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе.

Международное право выполняет также функцию противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих его целям и принципам (оно поставило вне закона угрозу силой или её применение, расизм и т.д.)

Существенна функция интернационализации, состоящая в расширении и углублении взаимосвязей между государствами.

Информационно-воспитательная функция международного права состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования международного права, в воспитании в духе уважения к праву и к охраняемым им интересам и ценностям.

Современное международное право имеет общедемократический характер и отвечает интересам всех государств и народов. Рассматривая его сущность необходимо отметить, что оно является:

антивоенным, т.е. исключает обращение к войне, как к средству разрешения возникающих между государствами разногласий;

антиколониальным, т.е. запрещает колониализм, расизм, апартеид и стоит на защите интересов народов и наций;

универсальным, т.е. в равной степени защищает интересы всех народов и государств;

демократическим и гуманным, т.е. провозглашает и защищает права человека.

Вывод:

Международное публичное право — это система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами этой системы.

Оно функционирует в межгосударственной системе, является её подсистемой и отличается от внутригосударственного права по способу образования норм, социальной сущности, субъектам, объекту регулирования и способам функционирования.

В отличие от международного публичного права (обычно именуемого просто «международное право”) международное частное право находится вне государственной системы. Его нормы регулируют гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с иностранным или международным элементом.

Современное международное право является общечеловеческой ценностью, своеобразным звеном общения государств, одним из важных элементов культуры.

Добавить комментарий