Сейчас РФ по Конституции 1993 имеет Конституционно-договорный статус (ст.4).В науке гос.права под государственным суверенитетом говорят как.во-первых,о свойствах государства(т.е носителем суверенитета явл. Государство)самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за ее пределами,а также,во-вторых,о таких свойствах гос.власти(носителем суверенитета признается власть),кот.выражается в верховенстве и и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри данного государства ,а также и в сфере межгосударственных отношений и при строгом соблюдении международного права.Под гос.Суверенитетом следует понимать именно верховенство и независимость,т.е. такие свойства гос.власти,кот. Выражают ее политико-правовую сущность и проявляются в соответствующих формах во внутренне и внешнеполитической деятельности государства.Определяющее положение гос.власти по отношению к другим свойствам государства проявляется в ее верховенстве.Это означает,что:1)Только Гос.власть обладает возможностью оказывать авторитетное,при необходимости с применением силы,воздействие на все стороны жизни общества,что придает ей всеобъемлющий характер.2)Только гос.власть обладает таким суверенным свойством,кот. Состоит в правомочии устанавливать в обществе единый правопорядок,правоспособность гос.органов,общественных объединений и организаций ,наделять правами и обязанностями должностных лиц и граждан.3)Верховенство гос.власти выражается также и в наличии единой системы гос.органов,составляющих в совокупности гос.власть.Юр признаки единства состоят в том,что отдельные органы принадлежащие к этой системе,не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же условиях взаимно исключающие правила поведения.4)верховенство гос.власти делает ее единственной политической властью,исключая тем самым существование наряду с гос.властью еще какой0либо власти.Таким образом,верховенство полит.власти-это состояние власти,при которой над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть.Как и всякая другая власть в конституционном государстве,суверенная гос.власть основана на праве.
Независимость гос.власти-следующий структурный элемент понятия государственный суверенитет.Верховенство предполагает состояние гос.власти независимо от какой-либо власти внутри государства.Независимость характеризуется политической самостоятельностью государства по отношению к другим государствам
Гос.суверенитет реализуется через полномочия российского государства ,в первую очередь через ее суверенные права.
Суверенные права и государственно-правовые признаки,которые характеризуют РФ как Суверенное государство:
1)Учредительный характерфедеральной гос.власти,проЯвляется в следующем:1)в определении наименования государства,установлении основ конституционного строя .Наименование Российская федерация-Россия отражает преемственность с дооктябрьской и послеоктябрьской Россией.2)в установлении характера взаимоотношений между человеком,гражданином,обществом и государством,пределов ответственности государства перед гражданином и граждан перед государством.3)в определении формы гос.устройства,объема предметов искл.ведения федерации,гарантий целостности исторически сложившегося гос.единства народов.4)в определении формы гос.устройства,объеме предметов исключительного ведения федерации,гарантий целостности исторически сложившегося гос.единства народов.5)в выборе системы гос.органов и определении характера взаимоотношений между ними.6)в праве вступать в новые государственные и между государственные союзы.
2)РФ как государство имеет свою территорию.Территория государства представляет собойопределяемую гос.границами,кот.устанавливаются международными соглашениями,часть суши с находящимися на ней внутренними водами и заключенную в гос.границах воздушную территорию и недра земли..В ч1.ст.67.Конституции устновлено:территория РФ включает в себя территории ее субъектов,внутренние воды и территориальное море,вохдушное пространство на дним.
3)Важнейшим элементом государственно-правового статуса РФ явл. Федеральное гражданство.Каждому проживающему на территории РФ гарантируется свобода выбора гражданства,правовая защита и помощь.Защита прав граждан за границей осуществляют дип.представительства и консульские учреждения.
4)РФ имеет общие для страны высшиегос.органы.Гос.власть в РФ осуществляется Президентом РФ,Федеральным собранием,Правительством РФ,судебными органами РФ(ч.1ст.11Конституции).Гос.власть в субъектах осуществляется образуемыми ими органами гос.власти (ч.2 ст.11)
5)Элементом государственно-правового статуса РФ выступает федеральная нормативно-правовая система.В рамках этой системы взаимодействует большая группа НПА субъектов и федерации.Это федеральные НПА,НПА субъектов РФ,а также НПА органов местного самоуправления.Ядром правовй системы явл. Конституция РФ,имеющая высшую юр.силу,прямое действие и применяемая на всей территории РФ.Законы и другие НПА не должны противоречить системе.
6)Важнейшим элементом гос.-правового статуса РФ явл. Федеральная гос.собственность и единая кредитно-денежная система.В РФ существует единое рублевое пространство,единые правила кредитования и кредитных расчетов.
7)Наличие Национальных вооруженных сил на кот. Возложены задачи защиты гос.интересов,суверенитета и территориальной целостности Отечества.
8)Абсолютная международная правосубъектность России-включение РФ в систему мирового сообщества,возможность быть полноправным членом международных организаций.
⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 71
Статья 1 Конституции РФ определяет, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Россия как суверенное федеративное государство имеет все государственно-правовые признаки, атрибуты государственности, элементы конституционно-правового статуса.
1. Российская Федерация имеет свою территорию — пространственный предел распространения ее суверенитета. Согласно ст.4 Конституции РФ, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Территория России едина и состоит из территорий ее субъектов.
Определяя конституционные основы правового режима территории, статья 67 Конституции РФ устанавливает, что «территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Определены основы статуса континентального шельфа. Российская Федерация, подчеркивается в ст.67 п.2 Конституции РФ, обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Недра также входят в понятие государственной территории, хотя Конституция РФ не упоминает их. Закон РФ «О недрах» от 3 марта 1995 г. устанавливает, что недра в границах территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Особый статус имеет исключительная экономическая зона — морское пространство шириной до 200 миль от берега (хотя она не входит в состав территории). Конституция устанавливает, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
2. Важным государственно-правовым признаком, элементом конституционно-правового статуса суверенного государства является наличие гражданства (подданства). В Российской Федерации установлено федеральное гражданство, которое, согласно ст.6 Конституции РФ, приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Каждый проживающий на территории России имеет свободу выбора гражданства, не может быть лишен гражданства или права изменить его. Закон гарантирует защиту граждан и в тех случаях, когда они находятся за границей. Защита осуществляется дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России.
3. Российская Федерация как суверенное государство имеет свою Конституцию и законодательство. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г. путем референдума. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 71 Конституции РФ принятие и изменение Конституции Российской Федерации, контроль за ее соблюдением входят в предмет ведения Российской Федерации. Кроме Конституции в общефедеральную законодательную систему входят: федеральные конституционные законы; Федеративный договор; Основы законодательства Российской Федерации по различным отраслям; федеральные законы РФ; кодексы; подзаконные правовые акты — нормативные Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных министерств, комитетов, ведомств; соглашения о делегировании полномочий Россией субъектам Федерации; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения Российской Федерации; акты, связанные с реализацией договоров, конвенций, соглашений; постановления Конституционного Суда Российской Федерации и др.
Суверенный характер Российской Федерации обусловливает верховенство и действие на всей территории Федерации не только Конституции, но и всех иных нормативных федеральных актов по вопросам исключительной компетенции Российской Федерации и полномочиям совместного ведения Федерации и субъектов.
4. Государственно-правовым признаком России как суверенного государства является наличие системы федеральных органов государственной власти. «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации» (ст. 11 Конституции РФ). Наличие общефедеральных органов государственной власти сочетается с существованием этих органов в субъектах Федерации.
5. Важнейшим государственно-правовым признаком, элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является наличие единых Вооруженных Сил, единой системы обеспечения обороны и безопасности государства. Для осуществления обороны с применением средств вооруженной борьбы в Российской Федерации созданы Вооруженные Силы и установлена воинская обязанность граждан Российской Федерации.
6. Российская Федерация как суверенное государство имеет свою государственную федеральную собственность, денежную и кредитную систему, единое экономическое пространство.
7. Российская Федерация как суверенное государство обладает международной правосубъектностъю. Согласно ст. 79 Конституции РФ, «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации».
Россия заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения с иностранными государствами. Только Федерация обладает правом решения вопросов войны и мира. Российская Федерация определяет единую внешнюю политику, координирует внешнеполитический курс республик в составе России.
8. Важным государственно-правовым признаком Российской Федерации является установление государственного языка. В соответствии со ст. 6 8 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
9. Как и всякое суверенное государство, Российская Федерация имеет свои государственные символы — флаг, герб, гимн и столицу.
Предметы ведения Российской Федерации:
Предмет ведения — это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти, с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов. По содержанию регулируемых вопросов Конституция РФ делит предметы ведения Российской Федерации на две группы: 1) исключительные предметы ведения и полномочия Российской Федерации (ст.71):
— принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их исполнением; — федеративное устройство и территория; — регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; — установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и Деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; — федеральная государственная собственность и управление ею; — установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; — установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; — федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
— федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; — федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; — внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, ее международные договоры; — вопросы войны и мира; — внешнеэкономические отношения Российской Федерации; — оборона и безопасность;
— оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; — производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; — определение статуса и защита государственной границы, территориального мира, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; — судоустройство; прокуратура; уголовное, уголов-но-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство; — амнистия и помилование; — гражданское, гражданско-процессуальное и ар-битражно-процессуальное законодательство; — правовое регулирование интеллектуальной собственности; — федеральное коллизионное право; — метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; — ‘официальный ‘ статистический и бухгалтерский учет; — государственные награды и почетные звания Российской Федерации; — федеральная государственная служба.
2) совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов (ст.72):
— обеспечение соответствия конституций и законов республики, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; — защита прав и свобод человека и гражданина; — защита прав национальных меньшинств; — обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; — режим пограничных зон; — вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; — разграничение государственной собственности; — природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; — охрана памятников истории и культуры; — общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; — координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; — осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; — установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; — административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное и лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; — кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; — защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; — установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; — координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.
Независимость и верховенство государственной власти выражаются:
в универсальности — решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране
в прерогативе — возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)
в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.
Однако вышеперечисленные юридические свойства суверенитета не имеют абсолютного характера. Уже в начале ХХ века появляются суждения, что «власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне — зависимостью его от международного общения, изнутри — от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться”Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран Современная эпоха: Учебник для вузов — 3-е изд., перераб. и доп. / Н.А. Крашенинникова. М.: НОРМА,1994. — С. 368, т.е. в современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом.
Любое демократическое государство, в частности и Россия, внутри страны зависимо от мнения граждан, социальных групп и их негосударственных образований. Определяющим в деятельности органов государственной власти Российской Федерации являются права и свободы человека и гражданина (ст.18 Конституции РФ). В международных отношениях государство берет на себя обязательства считаться с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Так, согласно п.4 ст.15 Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора”.
Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. — М.: Юристъ,1997.- С.97
Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.
Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.
Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.
Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.
Специфика же реализации государственного суверенитета в сфере международного права обусловлена тем обстоятельством, что международное общение есть общение суверенных государств. В своём непосредственном проявлении суверенитет каждого государства не может учитывать фактор действия суверенитета других государств, а потому с необходимостью осуществляется в форме взаимных соглашений различных государств. Существование государств как суверенных субъектов служит основанием наличия современного международного права и международных организаций. Этим обусловлен тот факт, что «международное право и международные организации основываются на согласовании воли государств».Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. — М.: Юристъ,1997.- С.115
Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).
Государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Он так же включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.
Выделяют три вида суверенитета: государственный суверенитет, суверенитет народа и суверенитет нации.
Государственный суверенитет можно определить как свойство и способность государства самостоятельно, без вмешательства извне, определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств, соблюдения норм международного права.
Государственный суверенитет рассматривается в двух аспектах: внешнем – как самостоятельность и независимость государства на международной арене и внутреннем – как верховенство во всех делах на своей территории.
Идеологом теории государственного суверенитета считается французский мыслитель Ж. Боден (1530–1596). Он связал суверенитет с государственной властью и представил его в виде свойства государственной власти быть в обществе абсолютной, высшей и независимой силой.
Понятие народного суверенитета, в обоснование которого вложил свой талант французский философ Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), возникло в процессе борьбы против абсолютистской монархической власти за утверждение прав так называемого «третьего» сословия (буржуазии). Главная идея теории народного суверенитета заключалась в том, что источником государственной власти является не воля властителя (императора, короля и т.п.), а воля народа. Как считал Руссо, суверенитет всегда принадлежит народу и не
может быть ограничен никакими законами. Тем самым понятие народного суверенитета наполняло новым, демократическим содержанием категорию «государственный суверенитет». Это было огромным шагом в понимании природы государственности и поисках путей ее демократического преобразования.
Идеи национального суверенитета возникли в период нарастания освободительной борьбы народов, когда была поставлена под сомнение власть империй и подданные в колониях стали требовать права на самостоятельность и соответственно государственность. Суть данной идеи состояла в предоставлении каждому народу возможности создать свое государство. В результате движение за национальный суверенитет и его реализация в политико-правовой форме вошли органической частью в общий демократический процесс.
Наличие трех видов суверенитета вовсе не говорит о том, что они самостоятельны, разнопорядковы и проявляются независимо друг от друга. Явление суверенитета можно соотносить только и исключительно с государством. Именно государство как властная сила общества характеризуется суверенитетом как внутри себя, так и вне. Народ создает государство и в данном контексте выступает носителем государственного суверенитета. Иными словами, государственный суверенитет отражает состояние государственной воли народа. Разумеется, что в демократически организованном государстве, охватывающем все население той или иной территории, эта воля должна быть самостоятельной, независимой и верховной.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета.
Государственный суверенитет может быть формальным или ограниченным.
Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.
Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например ради достижения определенных общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.
Государственный суверенитет неотчуждаем и неделим, он всегда связан с государством и волей людей, объединенных в него.
Любое государство, унитарное или федеративное, обладает одним и единственным государственным суверенитетом, который формируется волей составляющего его народа (населения, граждан) и реализуется механизмом соответствующей государственной власти. Внутригосударственные образования не могут обладать государственным суверенитетом. Конституция РФ провозглашает только «суверенитет Российской Федерации», который «распространяется на всю ее территорию».
Государственный суверенитет РФ был провозглашен 12 июня 1990 г. путем учреждения Декларации «О государственном суверенитете Российской Федерации».
К конституционным основам государственного суверенитета РФ относятся: