Светское государство конституция РФ

Комментарий к Статье 14 Конституции РФ

1. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияние на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена в ряде стран (США, Франция, Польша и др.).

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии такой религией является одно из основных направлений христианства — протестантизм (англиканская церковь), в Израиле — иудаизм. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.). Однако в таком государстве одна из наиболее традиционных религий, как правило, пользуется определенными привилегиями, оказывает известное влияние на его жизнь.

Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Такое государство сегодня — Ватикан.

В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран.

2. Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Содержание этого положения раскрывает ст. 4 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях, где сказано, что религиозные объединения равны перед законом.

Отделение религиозных объединений от государства означает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не может сопровождаться публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Оно регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством РФ об образовании.

В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Оно не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления, не участвует в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь. В Российской Федерации как демократическом и светском государстве религиозное объединение не может подменить политическую партию, оно надпартийно и неполитично. Но это не означает, что духовенство вообще не может избираться в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако священнослужители избираются в эти органы не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

Принцип светского государства в понимании, сложившемся в странах с моноконфессиональным и мононациональным устройством общества и с развитыми традициями религиозной терпимости и плюрализма, позволяет допустить в некоторых странах политические партии, основанные на идеологии христианской демократии, поскольку понятие «христианский» в данном случае выходит за конфессиональные рамки и обозначает принадлежность к европейской системе ценностей и культуре.

В многонациональной и многоконфессиональной России такие понятия, как «православный», «мусульманин», «русский», «башкирский» и т.д., ассоциируются в общественном сознании скорее с конкретными конфессиями и отдельными нациями, чем с системой ценностей российского народа в целом. Поэтому конституционный принцип демократического и светского государства применительно к конституционно-историческим реалиям, сложившимся в России, не допускает создание политических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности. Такой запрет соответствует аутентичному смыслу ст. 13 и 14 Конституции во взаимосвязи с ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 28 и 29 (см. комментарии к ст. 13, 14, 19, 28 и 29) и является конкретизацией содержащихся в них положений (см. Постановление КС РФ от 15.12.2004 N 18-П).

Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничение прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является упомянутый Закон о свободе совести и о религиозных объединениях. Согласно этому Закону религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного вероисповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещение и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляется в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации или иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется федеральным органом юстиции или его территориальным органом в порядке, установленном действующим законодательством. Перерегистрация религиозных организаций не может проводиться вопреки условиям, которые в силу п. 1 ст. 9 и п. 5 ст. 11 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях необходимы и достаточны для учреждения и регистрации религиозных организаций. Из этих норм следует, что для перерегистрации религиозных организаций, учрежденных до вступления в силу данного Закона, а также местных религиозных организаций, входящих в структуру централизованной религиозной организации, не требуется документ, подтверждающий их существование на соответствующей территории не менее 15 лет; на такие религиозные организации не распространяется требование о ежегодной перерегистрации до наступления указанного 15-летнего срока; они не могут быть ограничены в правоспособности на основании абз. 3 и 4 п. 3 ст. 27 (см. Постановление КС РФ от 23.11.1999 N 16-П).

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Командование воинских частей с учетом требований воинских уставов не вправе препятствовать участию военнослужащих в богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях. В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в России вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Такими праздничными днями объявлены, например, Рождество Христово, ряд мусульманских религиозных праздников.

Религиозные организации вправе: производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительную деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки слушателей и религиозного персонала; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, определенном законодательством РФ; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Надо сказать, что отдельные положения Закона о свободе совести и о религиозных объединениях неоднократно служили предметом рассмотрения Конституционного Суда. Однако каждый раз Суд признавал их не противоречащими Конституции.

Так, Конституционный Суд РФ принял Определение от 13.04.2000 N 46-О по жалобе регионального объединения «Независимый российский регион Общества Иисуса» на нарушения конституционных прав и свобод п. 3-5 ст. 8, ст. 9 и 13, п. 3 и 4 ст. 27 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях*(77).

Суд пришел к выводу, что оспариваемыми положениями Закона о свободе совести и о религиозных объединениях применительно к их действию в отношении религиозных организаций, учрежденных до вступления данного Закона в силу, конституционные права и свободы заявителя не нарушены.

§ 7. Российская Федерация — светское государство.

Правовое обеспечение свободы совести

В ст. 14Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, существующие в таком государстве, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

В современном мире есть страны, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии такой религией является англиканская, в Израиле — иудейская и т.п. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.).

Противоположность светскому государству составляет теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Таким государством сегодня является Ватикан. В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные законодательством, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран.

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отделены от государства и никакая религия, согласно Конституции РФ (ст. 14), «не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Содержание этого положения раскрывает Федеральныйзаконот 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором установлено, что все религии и религиозные объединения равны перед законом, ни одна религия или религиозное объединение не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповедания и убеждений нейтрально, не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения.

Отделение религиозных объединений от государства несовместимо с каким-либо их участием в государственной деятельности, как, например, освящение открываемых государственных учреждений и предприятий, выпускаемой ими продукции и т.п., а равно помещение в них тех или иных знаков религиозной символики. Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона.

Согласно Законурелигиозное объединение — это добровольное объединение совершеннолетних граждан, образованное для совместного исповедания и распространения веры, в целях осуществления права граждан на свободу вероисповедания. Исповедание и распространение веры включают в себя совершение культа, распространение своих убеждений в обществе непосредственно или через средства массовой информации, миссионерскую деятельность, дела милосердия и благотворительности, религиозное обучение и воспитание, паломничество, подвижническую и иную деятельность, определяемую соответствующими вероучениями и предусмотренную уставом данного объединения.

Религиозное объединение совершеннолетних граждан, в состав которого входит не менее 10 человек, пользуется правом юридического лица. Оно вправе проводить, приобретать, экспортировать, импортировать, распространять предметы культа и религиозного назначения, религиозную литературу и иные печатные материалы. Религиозные объединения пользуются исключительным правом учреждать предприятия по производству богослужебной литературы и предметов культа, устанавливать и поддерживать международные связи и прямые контакты. Религиозные объединения имеют право собственности на имущество, приобретенное ими за счет собственных средств, пожертвований, а также завещанное гражданами. Имущественные и финансовые приобретения, а также все виды денежных поступлений от граждан не подлежат налогообложению.

Религиозные объединения граждан могут принимать участие в социально-культурной жизни общества в соответствии с действующим законодательством. По просьбам массовых религиозных объединений органы государственной власти в Российской Федерации вправе принимать решения об объявлении дней больших религиозных праздников дополнительными нерабочими (праздничными) днями.

Запрещаются общественные объединения, пропагандирующие расовую, национальную, религиозную, иную вражду и ненависть, насилие и войну, призывающие к насильственному изменению или ниспровержению конституционного строя Российской Федерации, созданию параллельных структур власти.

Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их церквам и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.

В течение длительного исторического периода многие серьезные мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религиозной идеологией, а совесть человека, его самосознание, оценка своих поступков и мыслей опирались на религиозное миропонимание, религиозную мораль и нравственность. Поэтому выражение «свобода совести» со временем стало означать возможность каждого самостоятельно решать вопрос, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или отказаться от них. Свобода совести стала выражать отношение человека к религии.

Свобода вероисповедания означает беспрепятственную возможность каждого принадлежать к какой-либо религии, церкви, конфессии и свободную деятельность образуемых верующими религиозных объединений.

Политико-правовое содержание свободы совести и свободы вероисповедания, гарантированных ст. 28Конституции РФ, заключается в праве каждого исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или иные убеждения.

Граждане, придерживающиеся материалистических, атеистических убеждений, вправе создавать соответствующие объединения согласно законодательству об общественных объединениях, а также беспрепятственно осуществлять свою деятельность.

Наказываются по закону нарушение равноправия граждан по признаку отношения их к религии (ст. 136УК РФ), нарушение свободы совести и вероисповедания и организация религиозных и общественных объединений, посягающих на личность и права граждан (ст. 239УК РФ).

Что является высшим непосредственным выражением власти народа?

· референдум и свободные выборы

· референдум

· свободные выборы

· митинг и демонстрации

222. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства:

· непосредственно

· не имеют право участвовать в управлении делами государства

· только через своих представителей

· как непосредственно, так и через своих представителей

В чем из перечисленного выражается право гражданина участвовать в управлении делами государства?

· обращение к должностным лицам органов исполнительной власти;

· участие в референдуме;

· обращение в суд за защитой своих законных прав и интересов;

· проведение пикетов и демонстраций.

224. Описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации устанавливаются:

· Конституцией Российской Федерации;

· федеральным конституционным законом;

· указом Президента Российской Федерации;

· федеральным законом;

225. По Конституции Российской Федерации высшей ценностью является:

· демократия

· правовое государство

· основы конституционного строя

· человек, его права и свободы

226. Личные права человека и гражданина не включают право на:

· свободу и личную неприкосновенность

· жизнь

· образование

· неприкосновенность жилища

227. Конституционной обязанностью гражданина Российской Федерации является:

· получение основного общего образования

· создание семьи

· участие в выборах органов государственной власти

· заниматься предпринимательской деятельностью

228. Российская Федерация является светским государством. Это означает, что:

· в различных субъектах Российской Федерации могут быть установлены в качестве государственных различные религии

· атеизм является официальным мировоззрением на территории Российской Федерации

· никакая религия не может быть установлена в Российской Федерации в качестве обязательной

· в Российской Федерации запрещено преподавание курсов о каких бы то ни было религиях в государственных образовательных организациях

229. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия является:

· конституционной демократией

· демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления

· президентской республикой с федеративным устройством

· централизованным государством с парламентской формой правления

Какое наименование нашего государства закреплено в Конституции Российской Федерации?

· Российская Федерация, Россия

· Российская Федерация, Российское Государство

· Россия, Российская Федеративная Республика

· Россия, Русь, Российская Федерация

231. Конституция Российской Федерации не закрепляет:

· право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию

· обязанность трудиться

· право на отдых

· право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены

232. Конституционная обязанность человека и гражданина:

· платить налоги и сборы

· трудиться

· объединяться в союзы для защиты своих интересов

· вести достойный образ жизни

233. Конституционная обязанность человека и гражданина:

· вести достойный образ жизни

· трудиться

· объединяться в союзы для защиты своих интересов

· защищать Отечество

Какое из перечисленных конституционных прав личности может быть реализовано только гражданином Российской Федерации?

· право на труд

· право заниматься предпринимательской деятельностью

· право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления

· право на получение медицинской помощи

235. Что не относится к принципам избирательного права в Российской Федерации:

· равность;

· прямота;

· открытость;

· всеобщность;

Могут ли в Российской Федерации издаваться законы, отменяющие права и свободы человека и гражданина?

· Могут в интересах федеральных органов исполнительной власти

· Не могут

· Могут в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя

· Могут по согласованию с Правительством Российской Федерации

237. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить:

· Президент Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Аппарат Правительства Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

· Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации

· Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума

· Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы

>1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Россия является государством, где рядом живут люди различных вероисповеданий. Свобода вероисповедания предполагает свободу деятельности религиозных объединений на основе равенства.

Часть 1.Как светское государство Россия не оказывает предпочтения какой-либо религии, не запрещает религиозную деятельность (отправление культов, обрядов), если при этом не нарушается закон. Государственные органы не вмешиваются во внутренние дела религиозных объединений. Эта позиция государства обусловлена лояльностью религиозных объединений по отношению к государству.

Государство устанавливает правовой статус религиозных объединений посредством принятия законов, а надзор за исполнением законодательства о свободе совести и религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры.

Согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 декабря 1997 г. с изменениями и дополнениями от 26 марта 2000 г., 21 марта и 26 июля 2002 г. (Приложение 1) религиозные объединения в России создаются в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Регистрация религиозных организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации или территориальными органами юстиции субъектов Федерации.

Государство вправе поставить ограничение для легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные преступные деяния; воспрепятствовать миссионерской деятельности, если она несовместима с уважением к конституционным правам и свободам человека и сопровождается неправомерным воздействием на людей, находящихся в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» создает равные условия формирования религиозных объединений, в том числе равные условия признания религиозной организации юридическим лицом, порядок ее государственной регистрации, определения правосубъектности.

Часть 2.Согласноданнойчасти этой статьи Конституции в России религиозные объединения отделены от государства и не могут вмешиваться в политическую жизнь. Государство не вправе возлагать на религиозные объединения выполнение каких-либо государственных функций.

Религиозные объединения и их иерархи не включены в систему государственной власти и местного самоуправления; они не могут влиять на принятие государственных решений. Действия органов государственной власти и местного самоуправления не согласовываются с религиозными объединениями.

Граждане России обладают равными правами независимо от их религиозных воззрений. Государство не участвует в регулировании внутреннего устройства религиозных объединений. Ни одно религиозное объединение не может финансироваться из государственного бюджета.

Религиозным объединениям запрещается вмешиваться в деятельность органов государства и местного самоуправления. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе передавать свои полномочия религиозным организациям либо принимать на себя какие-либо функции последних.

Религиозные организации равны перед законом. Им разрешается иметь собственность, средства массовой информации, заниматься благотворительной деятельностью. Они могут получать от государства определенные финансовые льготы.

Отделение религиозных объединений от государства означает светский характер образования. В то же время церковь может иметь свои учебные заведения для подготовки священнослужителей.

Статья 15.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Настоящая статья закрепляет верховенство Конституции Российской Федерации в правовой системе и соотношение международного и национального права. Конституция является нормативным правовым актом высшей юридической силы, законом законов.

Часть 1. Высшая юридическая сила Конституции РФ проявляется в универсальности ее действия. Конституция не требует ратификации ее субъектами Федерации, она действует на их территории непосредственно.

Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить федеральной Конституции, т.е. отступать от заложенного в ней содержания.

Все подзаконные акты — указы Президента, акты Правительства, министерств, ведомств, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, правоприменительные акты государственных учреждений, предприятий, общественных и религиозных объединений должны базироваться на Конституции.

Федеральная Конституция действует не изолированно, а в системе законодательства. Ее прямое действие проявляется в регулирующем воздействии конституционных принципов на общественно-политическую практику, на всю систему права и отраслевое законодательство.

Применение конституционных норм обязательно в границах Российского государства, а также гражданами России и отечественными юридическими лицами, пребывающими за границей. Положение о территориальном характере действия конституционных норм относится ко всем субъектам правоотношений в России.

Прямое действие Конституции означает, что ее нормы действуют непосредственно, независимо от наличия актов отраслевого законодательства.

Дела по проверке на соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов, относятся к компетенции Конституционного Суда РФ.

Требование непротиворечия любых нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации — важное условие сохранения единства и стабильности правовой системы, построения правового государства.

Часть 2.данной статьи Конституции закрепляет обязанность всех субъектовправоотношений, возникающих в государстве, соблюдать Конституцию и действующие законы. Эта обязанность распространяется на государство, субъектов Федерации, законодательные, исполнительные и судебные органы, предприятия, учреждения, общественные объединения, религиозные организации, граждан России, находящихся на территории России и за рубежом, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Часть 3. В данной части статьи Конституции закрепляется обязанность органов государства официально публиковать принятые законы, т.е. доводить их до всеобщего сведения. Порядок публикации законов урегулирован Федеральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. в редакции от 22 октября 1999 г. (Приложение 1) От даты опубликования акта зависит дата вступления его в силу. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом России и вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении 10 дней после их опубликования, если самим законом или актами палат не установлен иной порядок вступления в силу.

Конституционно запрещено применение любых не опубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. Эта норма Конституции РФ является важной гарантией прав человека, особенно учитывая распространенную в прошлом практику издания секретных нормативных правовых актов, ущемляющих права и свободы личности.

Требование публикации для всеобщего сведения распространяется также на подзаконные акты. Так, нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, подлежат не позднее 10 дней после их государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ официальному опубликованию в «Российской газете».

Часть 4. В данной части статьи закрепляется, что не международное право в целом, а только общепризнанные мировым сообществом принципы взаимоотношений государств, равно как и ратифицированные российским парламентом международные договоры, являются частью российской правовой системы.

Сложность применения данной нормы заключается в том, что Конституция не даетобязательного перечня фундаментальных норм, которые рассматриваются Россией как руководящие начала для отечественной правовой системы.

В случае коллизии между нормами национального законодательства и международного права применяются нормы международного права.

Согласно Статусу Международного Суда ООН, источниками общепризнанных принципов и норм международного права являются международные конвенции, международный обычай и общие принципы права, признанные цивилизованными народами. Доминирующее значение имеют такие принципы, как невмешательство во внутренние дела друг друга; признание нерушимости существующих границ; отказ от войны как средства разрешения межгосударственных споров и конфликтов; уважение прав и свобод человека.

В то же время признание приоритета принципов и норм международного права не может служить основанием для игнорирования норм Конституции. Сами нормы международного права применимы в России постольку, поскольку это не противоречит Конституции.

Признавая обязательность для России заключенных ею международных договоров, Федеральным законом Российской Федерации «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. (Приложение 1) предусмотрено, что, если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, решение о подписании такого договора возможно только после внесения поправок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке.

>Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ ПОЛИТИКА. Задание № 16 (по Конституции РФ). Трудные вопросы. РФ – светское государство.

РФ – светское государство.

Задание: найти положения, которые характеризуют РФ как…

(пример задания № 16 на ЕГЭ).

Именно так может звучать вопрос, в ответе которого необходимо показать знания о том, какой страной является РФ.

Предлагаю ряд статей, в которых объясню, как выполняется задание № 16 (по Конституции РФ), если вопросы связаны с основами конституционного строя (глава № 1 Конституции).

Согласно Конституции РФ, РФ – светское государство (статья № 14.):

  • никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной,
  • религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья № 28 Конституции РФ.
  • Каждому гарантируется свобода совести (то есть естественное право формировать свои убеждения, в том числе морально-этические и религиозные, быть религиозным человеком или атеистом).
  • Каждому гарантируется свобода вероисповедания (право исповедовать любую религию).
  • Гарантируется право исповедовать религию индивидуально или совместно с другими любую религию.
  • Право не исповедовать никакой религии (то есть быть атеистом).
  • Свобода выбора, распространения религиозных убеждений и действия в соответствии с ними (в рамках закона государства).

Признаки светского государства.

  • Отсутствие обязательной государственной религии.
  • Отделение церкви от государства, то есть религиозные объединения не могут оказывать влияние на деятельность государства, не участвуют в формировании органов государственной власти.
  • Отсутствие религиозного обучения в общеобразовательных школах, возможно лишь изучение религиозной культуры, истории развития религии. Школа свободна от церкви.
  • Свобода совести.
  • Свобода вероисповедания, возможность самостоятельно выбирать религию и даже менять религиозные взгляды.
  • Отсутствие финансирования религиозных объединений со стороны государства.
  • Равенство всех конфессий пред законом.

Рассмотрим примеры.

Пример № 1.

Российская Фе­де­ра­ция — свет­ское государство. Какие из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний рас­кры­ва­ют смысл этого кон­сти­ту­ци­он­но­го принципа? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Никакая ре­ли­гия не может уста­нав­ли­вать­ся в ка­че­стве го­су­дар­ствен­ной или обязательной.

2) Ни­ка­кая идео­ло­гия не может уста­нав­ли­вать­ся в ка­че­стве го­су­дар­ствен­ной или обязательной.

3) Религиозные объ­еди­не­ния от­де­ле­ны от го­су­дар­ства и равны перед законом.

4) В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­зна­ют­ся по­ли­ти­че­ское многообразие, многопартийность.

5) Российская Фе­де­ра­ция обес­пе­чи­ва­ет це­лост­ность и не­при­кос­но­вен­ность своей территории.

6) Во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти все субъ­ек­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции между собой равноправны.

Ответ: 13

1) Никакая ре­ли­гия не может уста­нав­ли­вать­ся в ка­че­стве го­су­дар­ствен­ной или обязательной. (Да, Конституция, статья 14).

2) Никакая идео­ло­гия не может уста­нав­ли­вать­ся в ка­че­стве го­су­дар­ствен­ной или обязательной.(Нет, это утверждение не о роли церкви).

3) Религиозные объ­еди­не­ния от­де­ле­ны от го­су­дар­ства и равны перед законом. (Да, статья № 14 Конституции РФ).

4) Во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти все субъ­ек­ты РФ рав­но­прав­ны между собой. (Нет, это утверждение не о религии, а о федерализме).

5) РФ обес­пе­чи­ва­ет це­лост­ность и не­при­кос­но­вен­ность своей территории. (Нет, здесь не говорится о религии).

Пример № 2.

Российская Фе­де­ра­ция — свет­ское государство. Какие из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний рас­кры­ва­ют смысл этого кон­сти­ту­ци­он­но­го принципа? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) признаны права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и гражданина

2) устанавливается рав­ная за­щи­та соб­ствен­но­сти любой формы (государственной, частной, муниципальной)

3) отсутствует го­су­дар­ствен­ная религия

4) ни одно ве­ро­уче­ние не при­зна­ет­ся обя­за­тель­ным или предпочтительным

5) в стра­не уза­ко­не­на многопартийность

6) признан и обес­пе­чи­ва­ет­ся су­ве­ре­ни­тет народа

Ответ: 34.

Пояснение.

1) признаны права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и гражданина (Нет, это положение не отражает роли религии в государстве).

2) устанавливается рав­ная за­щи­та соб­ствен­но­сти любой формы (государственной, частной, муниципальной). (Нет, это положение не отражает роли религии в государстве).

3) отсутствует го­су­дар­ствен­ная религия (Да, статья № 14 Конституции РФ).

4) ни одно ве­ро­уче­ние не при­зна­ет­ся обя­за­тель­ным или предпочтительным (Да, статья № 14 Конституции РФ).

5) в стра­не уза­ко­не­на многопартийность (Нет, здесь речь о политической системе, плюрализме).

6) признан и обес­пе­чи­ва­ет­ся су­ве­ре­ни­тет народа (Нет, здесь речь о народе как основном носителе власти).

Пример № 3.

Согласно Конституции РФ, наша страна является светским государством. Выберите в приведённом ниже списке характеристики светского государства, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гарантия свободы совести и вероисповедания

2) право судебной защиты чести и достоинства

3) отсутствие государственной обязательной религии

4) обеспечение государственной поддержки семьи

5) отделение религиозных объединений от государства

Ответ: 135

1) гарантия свободы совести и вероисповедания (Да, это касается религиозных взглядов, статья № 28 Конституции РФ).

2) право судебной защиты чести и достоинства (Нет, это признак правового государства).

3) отсутствие государственной обязательной религии (Да, статья № 14 Конституции РФ).

4) обеспечение государственной поддержки семьи (Нет, здесь речь о социальной политике государства).

5) отделение религиозных объединений от государства (Да, статья № 14 Конституции РФ).

Почему в Конституции РФ написано, что она является светским государством, но при этом имеет патриарший престол?

Олег Нагорный 535 2 года назад практический сектовед Пользователю можно задать вопрос

Светскость означает только, что госорганы не подчинены церковным и наоборот.

А в остальном государство и церкви вольны сами устанавливать в чем, как и насколько тесно сотрудничать или не сотрудничать вовсе.

Так, среди моделей свеских государств выделяют такие основные типы как:

Преференциальная модель:

«модель светского государства, для которого характерны наиболее «мягкие» режимы отделения религиозных объединений от государства, выделение одной или нескольких религий или представляющих их религиозных объединений с льготным режимом существования и деятельности.»

Характерна для большинства стан Европы и многих стран Мира.

Эквипотенциальная модель:

» стремление к достижению максимально возможной внерелигиозности и изоляции религиозных объединений от государственной и общественной жизни, к созданию видимости фактического равенства всех религиозных объединений в отношениях с государством, запретом на какое бы то ни было проявление предпочтения государства той или иной религии в любой форме.»

Примеры: Япония, КНР, Южная Корея, США.

Контаминационная модель:

» характерны максимальная размытость границы между религиозным и светским, значительная степень влияния норм религиозного права на правовую систему государства.»

Примеры: Израиль, Лаос, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа, Монголия, Индия, Непал, некоторые страны «исламской дуги».

Идентификационная модель:

» характерны расширенное сотрудничество с несколькими религиозными объединениями на основе партнерства государства и граждан в области гарантий, защиты и реализации их прав на национально-культурную и религиозную идентичность, партнерства государства и религиозных объединений, представляющих традиционные религии, учет государством современной национально-культурной и религиозной идентичности граждан при расширенном сотрудничестве с религиозными объединениями, оптимизация между светским характером и культуросообразностью образования.»

Свойственна многонациональным государствам: Франция, Россия, страны Балтии, Украина до пзвестных событий.

А вот несветские государства имеют всего две модели:

теократическую и идеократическую (модель секулярной квазирелигии).

См. подробнее: Игорь Понкин, Типология государств по критению светскости.

Олег Нагорныйотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 3 0

Добавить комментарий