Свободные сельские обыватели

Под этим названием числилось громадное большинство населения России, ее главная сила и мощь — многомиллионное крестьянство. De iure до 8 ноября 1862 г. крестьянство было разделено на два разряда: государственных (казенных) и помещичьих (частновладельческих) крестьян. В связи с реформой 19 февраля 1861 г. основание к выделению частновладельческого крестьянства в особую группу населения утратило силу, и оба разряда сельского населения отныне образовали четвертое, последнее сословие Российской империи.

Государственные (казенные) крестьяне. Правовое основание существования этого юридически свободного, но приписанного к тяглу населения до сих пор четко не объяснено. М.Ф. Владимирскому-Буданову принадлежит определение этого слоя крестьян как таких же крепостных, что и частновладельческие, за тем исключением, что собственником их выступало государство, а не частное лицо. На самом деле юридическое положение казенных крестьян не может быть определено столь безапелляционно. До 1861 — 1866 гг. оно не поддается четкому определению, поскольку в «сословном» государстве, каким была Россия в этот момент, даже крепостные продолжали сохранять определенные публично-правовые связи с государством, у казенных крестьян эта связь была еще более зримой. Так, представляется очевидным, что крестьяне входили в категорию подданных, на них распространялось и правило о присяге, другое дело, что с 1741 г. (со времени второй ревизии) ее за них совершал помещик, но у казенных крестьян присяга совершалась так же, как и у остальных сословий.

Государственные крестьяне получили организацию собственного управления по реформам 1837 г., в связи с чем было создано, кстати, Министерство государственных имуществ, в той или иной форме существующее до сих пор. До реформы П.Д. Киселева (надо заметить, одного из виднейших администраторов эпохи императора Николая Павловича) казенные крестьяне управлялись силой обычая, т.е. у них была община, хорошо известный русской этнографии мiръ. На мiрском сходе крестьяне обговаривали все важнейшие свои дела, производили суд и расправу, выбирали старосту и прочих должностных лиц общины. Эта структура учреждения казенных крестьян была взята за основу потом при реформе 1837 г. и уже в более общем масштабе при реформе 1861 г.

Реформа управления государственными крестьянами была проведена законами от 26 декабря 1837 г. (Учреждение Министерства государственных имуществ), от 30 апреля 1838 г. (Учреждением о управлении государственным имуществом в губернии), Сельским уставом от 23 марта 1839 г. и целым рядом последующих узаконений, из которых в 1850 г. составилось особое издание: Сборник постановлений по управлению государственных имуществ. Т. I — IV. СПб., 1850.

Сверху вниз вся система управления государственными крестьянами выглядела следующим образом: «…для управления государственным имуществом, для попечительства над свободными сельскими обывателями и для заведования сельским хозяйством» учреждалось особое Министерство госимуществ (ст. 1 Уч. Минимущества 1837 г.). Согласно ст. 3 акта попечительство распространялось на все наименования (разряды) казенных крестьян, этим же актом управлению Министерства подлежали вольные хлебопашцы, образованные по Указу 1803 г., иностранные колонисты и кочующие инородцы. Особенно впечатляли штаты образованного Министерства, по численности они уступали только военному ведомству.

На уровне губернии Министерство образовывало особую Палату государственных имуществ. В административном плане губерния подразделялась на несколько округов, в каждом из которых создавалось Окружное управление государственных имуществ. Округа подразделялись на волости, последние — на сельские общества. На уровне волости в добавление к старой организации 1797 г. создавалась Волостная расправа — специальный сословный судебный орган. На уровне общины-мiра организовывался сельский сход, куда входили все домохозяева. Сход избирал сельского старосту; если мiр был многонаселенным, то полагалось избирать нескольких старост. В помощь старосте сход избирал старшину, сборщика податей и сельского писаря. Особенностью общинного управления государственных крестьян по реформе 1837 — 1839 гг. было то, что община формировала особую сельскую расправу — аналог волостной расправы, но с меньшей по объему юрисдикцией. Вдобавок ко всему Волостная расправа выступала апелляционной инстанцией по отношению к сельской. В состав сельской расправы входили старшина и два помощника, которых избирал сход.

Юридически данная организация государственных (казенных) крестьян продержалась до 1866 г.; в указанный год они были слиты в одно сословие сельских обывателей с бывшими помещичьими крестьянами.

Частновладельческие крестьяне. По верному замечанию одного дореволюционного публициста, «в области отношений между помещиками и крестьянами развивалось не право, а злоупотребление им», что не укрылось и от императора Александра II, отметившего в своем Манифесте: «Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностью законом, место которого заступали предания, обычай и добрая воля помещика». Тем не менее законодательство Российской империи следующим образом регулировало положение крепостных перед их помещиками.

Личная власть помещика фактически ограничена была очень незначительно. Так, ст. 959 Зак. о сост. Т. IX Св. зак. изд. 1857 г., вводившая категорию обязанных крестьян (по Закону от 2 апреля 1842 г.), гласила: «Помещики учреждают в селении обязанных крестьян вотчинное управление и имеют высшее наблюдение за сельскою в них полициею и за исполнением законов о сельском благоустройстве; им принадлежит первоначальный разбор взаимных между обязанными крестьянами тяжб и споров. Право суда и расправы в таких преступлениях и проступках обязанных крестьян, за которые в законах не полагается лишение прав, принадлежит равномерно или самим помещикам и управляющим их имением, или же полиции и суду». Более никаких ограничений власти помещиков закон не знал. Правда, в 1807 г. запрещено уже было ссылать крестьян на каторгу, но в 1822 г. это право помещикам снова было дано. В 1847 г. помещики получили право удалять из имения за дурное поведение несовершеннолетних крепостных. Особенно возмутительно выглядело следующее постановление закона: «Для удержания крепостных людей в повиновении и добром порядке, он (помещик. — М.И.) имеет право употреблять домашние средства исправления и наказания по его усмотрению, но без увечья и тем менее еще с опасностью их жизни» (ст. 596 Зак. о сост. Т. IX Св. зак. изд. 1832 г.). В следующем же издании (1842 г.) Св. зак. появилось более четкое разъяснение, какие домашние средства законодатель имеет в виду: помещики получили право наказывать крепостных плетьми, розгами и палками, содержать их под арестом в домашней тюрьме до двух месяцев, ссылать в арестантские роты на срок до трех месяцев, отдавать в рекруты вне очереди. De iure помещики не имели права судить своих крепостных в делах, наказываемых лишением всех прав состояния (ст. 959 Зак. о сост. Т. IX Св. зак. изд. 1857 г.).

Повинности крестьян перед помещиками фактически ограничены были только памятным указом о трехдневной барщине (от 5 апреля 1797 г.). Однако этот закон соблюдался из рук вон плохо. Формально же он стал источником двух статей Зак. о сост. Т. IX Св. зак. изд. 1857 г.: ст. 1045, предоставлявшей помещикам право налагать на своих людей «всякие работы, взимать с них оброк и требовать исправления личных повинностей, с тем только, чтобы они не претерпевали чрез сие разорение и чтоб положенное законом число дней оставляемо было на исправление собственных работ»; и ст. 1046, которая запрещала заставлять крестьян работать по праздничным дням. Определенное улучшение имущественного положения крепостного произошло по закону 1846 г. об инвентарных крестьянах. Согласно этому акту, имевшему, правда, узкое применение по кругу лиц, на имение составлялась опись (инвентарь), куда вносились наравне с данными о хозяйственном состоянии имения положения о размерах повинностей крепостных, за которые крестьяне получали земельные наделы. Значительные улучшения были сделаны указами 1848 г. и 1849 г., согласно которым крепостные получили право выкупать себя на волю с землей в случае продажи имения за долги с торгов, а также право приобретать на свое имя недвижимость.

Самое возмутительное правомочие помещиков — торговля «крещенной собственностью» было ограничено весьма скромно: в 1808 г. запрещено было продавать крестьян на ярмарках, т.е. публично; в 1822 г. запрещено делать публикации о продаже крестьян без земли; наконец, изданным в 1857 г. Св. зак. окончательно было подтверждено право только потомственных дворян владеть душами, что в некотором роде можно рассматривать как ограничительное постановление.

Свободные сельские обыватели. Освобождение крестьян произошло по Манифесту от 19 февраля 1861 г. Важной особенностью этого акта было то, что он имел обратную силу, т.е. применялся не только к лицам, рожденным после 19 февраля 1861 г., но и до указанной даты. К Манифесту прилагалось 17 актов, регулировавших новые отношения по отдельным местностям Империи, а также порядок совершения самого освобождения. Именно эти акты во всей своей совокупности стали легальной базой создания нового сословия — сельских обывателей.

Итак, ст. 1 Пол. о крест. 1861 г. гласила: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда». Тем самым из крестьян образовывалось новое состояние обывателей (ст. 2 Там же). Отличительными особенностями данного сословия были комплекс личных прав и особый порядок управления сословными обществами.

Крестьянам (свободным сельским обывателям) предоставлялись общая гражданская право и дееспособность (ст. ст. 21, 22 Пол. о крест.). Общая правосубъектность крестьян формулировалась и в ст. 25 Положения: «Крестьяне не могут быть подвергаемы никакому наказанию иначе как по судебному приговору или по законному распоряжению поставленных над ними правительственных и общественных властей». Закон шел даже по пути наделения крестьян правом производить нелицензированную мелкооптовую торговлю (ст. 23 Пол. о крест.). Значительное отличие личных прав крестьян по сословию заключалось в праве участвовать в органах сословного управления, а также в праве на общинное землевладение (п. 1 ст. 29 и ст. 35 Положения). Также значительное правовое отличие закреплялось и в ст. 38: «В порядке наследования имущества крестьянам дозволяется руководствоваться местными своими обычаями».

Выход из сословия свободных сельских обывателей был довольно затруднен. Не в последнюю очередь это объяснялось тем, что крестьянство было становым хребтом Российского государства, главным его податным сословием. Поэтому крестьянин мог выйти из своего общества и приписаться к другому сословию только с разрешения своей общины; предварительно он должен был отказаться от своего земельного надела. Закон также знал случаи автоматического выхода из сословия свободных сельских обывателей, если лицо получало высшее образование или заканчивало некоторые специальные средние учебные заведения.

Серьезным ударом по общинному землевладению следует признать Указ от 9 ноября 1906 г., ознаменовавший начало реформы крестьянского землевладения; в литературе эта реформа позднее была названа «столыпинской». Указ значительно облегчал крестьянам выход из экономической организации общины: «Каждый домохозяин, владеющий надельной землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли» (ст. 1 отд. I Указа). Указ помимо всего прочего открыл широкую дорогу и для переселенческого движения крестьян. Однако само общинное управление продолжило свое существование.

По Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, 1861 г. образовывалось сословное управление крестьян двух уровней. Первый уровень (низовой) представлял собой сельское общество, образуемое из крестьян, «водворенных на земле одного помещика» (ст. 40). Главным критерием для соединения нескольких поселений в одно общество закон признавал совместное использование угодий. Таким образом, законодатель в основу административного размежевания общин брал прежде всего принцип экономической целесообразности. Тогда как, например, второй уровень крестьянского управления — волостной — учреждался на основе принципов голого администрирования: «Для волости полагается наименьшее число жителей — около трехсот ревизских мужского пола душ, а наибольшее — около двух тысяч. Наибольшее расстояние отдаленнейших селений волости от средоточия управления оной полагается около двенадцати верст» (ст. 43 Пол. о крест.).

Сельское общественное управление состояло из сельского схода, сельского старосты и необходимого круга выборных лиц для заведования делами общины-мiра: сборщика податей, смотрителя хозяйственных магазинов, полевых сторожей, писарей (ст. 46 Положения). Сельский сход состоял из крестьян-домохозяев, нередко в нем участвовали и женщины, особенно в тех случаях, когда обычное право делало их своеобразной materfamilias и фактическим владельцем общинного надела. Сход созывался по мере необходимости. Предметы ведомства схода по закону были достаточно обширны; их можно сгруппировать на несколько частей. К одной мы отнесем меры, связанные с внутренней жизнью самого общества-мiра: выборы должностных лиц, увольнение и прием членов; к другой части дела, связанные с хозяйственным управлением: разрешение вопросов по уплате податей и сборов; раскладка податей, распределение земельных участков и др., а также вопросы, связанные с общими полицейскими функциями, например удаление из общества вредных и порочных членов его, и многое другое (ст. 51 Положения <1>).

Сельский староста выполнял общие функции по руководству сходом (он на нем председательствовал), а также целый ряд обязанностей по надзору за исполнением крестьянами — членами общества их сословных повинностей (ст. 58 Положения). По приказу волостного старшины он выполнял также и некоторые чисто полицейские функции (ст. 60 Положения).

Волостное управление образовывалось, как гласил закон, «из состоящих в одном уезде и, по возможности смежных, сельских обществ» (ст. 42 Положения). В волостное правление входили: волостной сход, волостной старшина, волостное правление и волостной крестьянский суд (ст. 69 Положения). Волостной сход формировался от сельских обществ по одному человеку от 10 дворов, кроме того, в них, что называется ex officio, входили должностные лица сельских обществ самой волости (ст. 71; ср. ст. 112 Положения). Сход избирал должностных лиц волости, ее правление, а также членов волостного крестьянского суда, раскладывал повинности и подати, ведал хозяйственные дела волости (ст. 78 Положения).

Весьма важным сословным органом управления крестьян был волостной суд. Важность его заключалась в том, что он был фактически главным судебным местом громадного большинства населения страны; кроме того, применимым правом в нем был не официальный закон, а действующий в данной местности обычай. Формально такой порядок устанавливался еще по реформе графа П.Д. Киселева 1837 г. Правда, законодатель старался бороться с обычным правом у крестьян, ввиду чего официально применимым источником права в волостных судах считался особый акт — Сельский устав, первое издание которого относится еще к 1839 г.

Волостной суд решал все мелкие дела по гражданским делам, сумма иска не должна была превышать 100 руб. (ст. 96 Положения), ср. ст. 29 Уст. гр. суд. 1864 г., согласно которой мировой судья судил иски ценой до 500 руб.; в уголовных делах волостной суд мог приговаривать к незначительному штрафу в 3 руб. и телесному наказанию (20 ударов розгами), аресту на семь дней (ст. 102 Положения), ср. ст. 1 Уст. нак. нал. мир. суд. 1864 г., согласно которой мировой судья налагал штрафы до 300 руб., а также мог приговорить к содержанию в тюрьме сроком до одного года. Волостные суды, приходится это признать, во многом разгружали от мелких и незначительных дел систему судов общей юрисдикции.

Волостной суд состоял из лиц, избиравшихся волостным сходом (от 4 до 12, в зависимости от населенности волости), судебное присутствие его состояло из трех лиц, избирались волостные судьи сроком на один год (ст. 93 Положения). Важной отличительной чертой его было также еще и то, что его решения не подлежали обжалованию, однако так продолжалось только до 1889 г. По Положению о земских участковых начальниках от 12 июня 1889 г. решения волостного суда могли быть обжалованы у ближайшего земского начальника.

(расслоение крестьянства), или дифференциация деревни (расслоение деревни) — распадение среднего крестьянства на бедноту и на кулачество в результате развития капитализма в сельском хозяйстве. В капиталистических странах незначительная часть среднего крестьянства постоянно вырастает в кулаков, а большинство разоряется и превращается в бедняков и батраков. Ими пополняется армия фабричных рабочих. В царской России дифференциация крестьянства особенно усилилась после столыпинской реформы (см.); накануне революции 1917 г. беднота стала уже подавляющим большинством населения в деревне. В первые же годы после Великой Октябрьской социалистической революции произошло, «осереднячение» деревни, т. е. увеличилось число середняков за счет сокращения количества бедняков. До победы колхозного строя центральной фигурой земледелия был середняк, но в то же время происходил некоторый рост кулацких элементов. Победа колхозного строя и ликвидация кулачества как класса уничтожили в СССР всякую возможность расслоения крестьянства.

В 1861 г. Манифестом было отменено крепостное право, был издан ряд актов, регулировавших новое положение крестьян и порядок совершения самого освобождения. Именно эти акты стали легальной базой создания нового сословия – сельских обывателей. Согласно Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости крестьяне получили личные, имущественные и корпоративные права, основными являлись:

-Крестьяне (свободные сельские обыватели) получают общую гражданскую право- и дееспособность

-Не могут подвергаться наказаниям иначе как по судебному приговору/законному распоряжению поставленных над ними правительственных и общественных властей

-Право участвовать в органах сословного управления, право на общинное самоуправление

-Право на мелкооптовую торговлю, ремесленную деятельность

-Право распоряжаться движимым и недвижимым имуществом

-В порядке наследования имущества крестьянам дозволяется руководствоваться местными своими обычаями

Выход из сословия свободных сельских обывателей был довольно затруднен. Крестьянин мог выйти из своего общества и приписаться к другому сословию только с разрешения своей общины + предварительно отказаться от своего земельного надела. Случаи автоматического выхода из сословия свободных сельских обывателей,: если лицо получало высшее образование/заканчивало специальные средние учебные заведения.

Указ от 9 ноября 1906 – начало реформы крестьянского землевладения (Столыпинская реформа). Он значительно облегчал крестьянам выход из экономической организации общины + открыл дорогу для переселенческого движения крестьян. НО общинное управление продолжало существовать.

По Пол. о крест. образовывалось сословное управление крестьян 2 уровней:

1 уровень (низовой) – сельское общество, образуемое из крестьян, «водворенных на земле одного помещика»

Главным критерием для соединения нескольких поселений в одно общество закон признавал совместное использование угодий => в основе административного размежевания общин принцип экономической целесообразности

2 уровень крестьянского управления- волостной- учреждался на основе принципов голого администрирования: «Для волости полагается наименьшее число жителей около трехсот ревизских мужского пола душ, а наибольшее — около двух тысяч. Наибольшее расстояние отдаленнейших селений волости от средоточия управления оной полагается около двенадцати верст.

Сельское общественное управление состояло из:

-сельского схода

-сельского старосты

-необходимого круга выборных лиц для заведования делами общины (сборщиков податей, смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц, лесных и полевых сторожей, сельских писарей)

Сельский сход состоял из крестьян-домохозяев, нередко участвовали женщины; созывался по мере необходимости.

Предметы ведомства схода:1) меры, связанные с внутренней жизнью самого общества (выборы должностных лиц, увольнение/прием членов)2) дела, связанные с хозяйственным управлением (разрешение вопросов по уплате податей и сборов, раскладка податей, распределение земельных участков)+ дела, связанные с общими полицейскими функциями (удаление из общества вредных и порочных его членов) Кворум, необходимый для принятия решений, устанавливался в ½ от всех домохозяев, решения схода постановлялись единогласно или простым большинством голосов. В наиболее важных делах (земельный передел, исключение членов) требовалось квалифицированное большинство в 2/3 голосов.Сельский староста выполнял общие функции по руководству сходом (председательствовал на нем), ряд обязанностей по надзору за исполнением крестьянами-членами общества их сословных повинностей. По приказу волостного старшины он выполнял некоторые чисто полицейские функции Волостное управление образовывалось «из состоящих в одном уезде и, по возможности, смежных сельских обществ».В Волостное управление входили: -волостной сход- волостной старшина-волостное правление -волостной крестьянский судВолостной сход формировался от сельских обществ по 1 человеку от 10 дворов, в них входили должностные лица сельских обществ самой волости Сход избирал должностных лиц волости, ее правление, членов волостного крестьянского суда, раскладывал повинности и подати. Ведал хозяйственные дела волости. Кворум для него установлен был в 2/3 от общего числа членов, решения принимались единогласно или большинством голосов.Волостной старшина – устанавливалась единоличная власть, фактически превращался сословный орган управления в территориально-административный. Волостному старшине прямо подчинялись сельские старосты.Волостное правление — своеобразный коллегиальный орган управления под председательством старшины. Входили:-старосты всех сельских обществ волости-все сборщики податей- сход мог избрать также 1 и или 2 особых заседателейПравление принимало решения единогласно или большинством голосов по определенному кругу вопросов.Волостной суд — фактически главное судебное место громадного большинства населения страны, применимым правом в нем был действующий в данной местности обычай. Официальным применимым источником права в волостных судах считался — Сельский устав 1839 г.Волостной суд решал все мелкие дела: по гражданским делам, сумма иска не должна превышать 100 руб., в уголовных делах мог приговаривать к незначительному штрафу в 3 руб. и телесному наказанию (20 ударов розгами), аресту на 7 дней, приговорить к содержанию в тюрьме сроком до 1 года.Волостной суд состоял из лиц, избиравшихся волостным сходом (4-12, в зависимости от населенности), судебное присутствие его состояло из 3 лиц, избирались волостные судьи сроком на 1 год. Его решение не подлежало обжалованию (до 1889 г.)

П.А.Столыпин

ПРОГРАММА РЕФОРМ П.А.СТОЛЫПИНА

Документы и материалы

Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний

Именной Высочайший указ 5 октября 1906 г. 45)

Великое преобразование 19 Февраля 1861 г., приобщив миллионы сельских обывателей к общегражданской жизни, положило начало постепенному уравнению крестьян в правах с остальным населением Империи. Ныне, за воспоследованием Манифестов Наших от 6 августа 46) и 17 октября минувшего года, призвавших сельское население к участию в законодательстве, предстоит завершить мудрые предначертания Царя-Освободителя на возвещенных Наши началах гражданской свободы и равенства перед законом всех российских поданных.
В этих целях, наряду с другими законодательными мерами, подлежат коренному пересмотру действующие узаконения, определяющие порядок устройства местного управления и суда. Необходимые для сего законопроекты ныне подготовляются и будут внесены в Государственную думу немедленно по созыве ее. Но независимо от сего, по отношению к крестьянам и лицам других бывших податных состояний в законе сохранились еще некоторые отдельные ограничения, не соответствующие основным положениям и общему духу Манифестов 6 августа и 17 октября 1905 г., а частью и утратившие уже первоначальное свое значение, за состоявшеюся отменою круговой поруки и выкупных платежей 47).
Признав необходимым ныне же отменить такие ограничения и одобрив представленный Нам по сему предмету Особый журнал Совета министров, Мы, на основании статьи 87 Свода Основных государственных законов, издания 1906 г., повелеваем:

I. Предоставить всем российским подданным, безразлично от их происхождения, за исключением инородцев (Свод, зак., т. IX, изд. 1899 г. Зак. сост., ст. 762), одинаковые в отношении государственной службы права, применительно к таковым правам лиц дворянского сословия, с упразднением всех особых преимуществ на занятие по определению от правительства некоторых должностей в зависимости от сословного происхождения.

II. Освободить сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний:
а) от представления ими увольнительных общественных приговоров при поступлении в учебные заведения и на гражданскую службу, равно как и от исполнения личных натуральных повинностей и от несения общественной службы на все время прохождения курса в учебных заведениях, или состояния сих лиц в гражданской службе, и
б) от необходимости предъявления при поступлении в белое духовенства или при пострижении в монашество увольнения от общества, согласия казенной палаты и разрешения губернатора.

III. Отменить обязательное исключение сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний из обществ:
а) при вступлении их в гражданскую службу,
б) при производстве их в чины,
в) при получении орденов и знаков отличия,
г) при окончании курса в учебных заведениях,
д) при получении ученых степеней и званий, а также
е) вообще при приобретении ими высших прав состояния, разрешив этим лицам оставаться в составе своих обществ, пользуясь, впредь до добровольного выхода из них или перечисления соответственно приобретенным ими правам в иное сословное общество, всеми связанными с принадлежностью к своим обществам правами, а равно и неся соответственные обязанности, причем в отношении подсудности, наказаний и последствий, определяемых для преступных деяний, означенные лица подчиняются, однако, узаконениям, действующим по отношению к тем высшим сословиям или званиям, права коих сии лица приобрели.

IV. Разрешить сельским обывателям, принадлежащим к составу сельских обществ:
а) вступать, без обязательного увольнения из этих обществ, в другие сельские общества, пользуясь, впредь до добровольного выхода из состава прежних обществ, всеми, связанными с принадлежностью к сим обществам, правами, а равно и неся соответственные обязанности, и
б) получать по отказе от участия в пользовании мирской землей или по отчуждении принадлежащих им участков таковой земли беспрепятственное увольнение из сельских обществ без соблюдения требований, означенных в статье 208 Общего положения о крестьянах и в статье 165 Положения о башкирах (Свод, зак., т. IX, особ, прил., изд. 1902 г.), при условии обязательного причисления их к своим волостям без согласия волостного схода, кроме тех случаев, когда увольняемые состоят уже в других обществах, либо приняты в таковые или состоят в гражданской службе, либо приобрели высшие права состояния.

V. Предоставить сельским обывателям и лицам других бывших податных состояний свободу избрания места постоянного жительства на одинаковых, указанных в Уставе о паспортах, основаниях с лицами других состояний (Свод, зак., т. XIV, изд. 1903 г., Уст. пасп., ст. 2, п. 1), признав, согласно сему, постоянным местом их жительства не место приписки, а место, где они по службе или занятиям, или промыслам, или недвижимому имуществу имеют оседлость, либо домашнее обзаведение, выдавать этим лицам, за исключениями, указанными в статье 47 Устава о паспортах, изд. 1903 г., в качестве видов на жительство бессрочные паспортные книжки как в местах приписки — от сословных учреждений, так и в местах постоянного жительства — от полицейских управлений, а в столицах — от участковых приставов, а также отменить иные ограничительные правила о паспортах лиц бывших податных состояний, изложенные в статьях 22, 46, 48-63, 65, 84-86, 87 (а), 88, 89, 91 и 92 того же Устава.

IX. Предоставить сельским обывателям, обладающим установленным цензом, помимо надельной земли, участвовать во вторых земских избирательных съездах и собраниях независимо от участия их в выборах гласных от сельских обществ уезда (Свод, зак., т. II, изд. 1892 г., Пол. зем. учр., ст. 26, п. 5).

X. Отменить правило об учреждении губернатором земских гласных от сельских обществ из числа кандидатов, избранных волостными сходами (Свод, зак., т. II, изд. 1892 г., Пол. зем. учр., ст. 51), предоставив избранным кандидатам самостоятельное избрание из своего состава положенного числа гласных и определение очереди заступления их остальными кандидатами, с установлением по сему предмету нижеследующих правил:
а) избранные волостными сходами кандидаты в гласные от сельских обществ созываются уездным предводителем дворянства (либо замещающим его лицом) на особый съезд для избрания из своего состава положенного числа гласных и определения, посредством выбора, очереди заступления гласных остальными кандидатами,
б) открыв съезд, уездный предводитель дворянства, либо заменяющее его лицо, объясняет собравшимся порядок действий съезда и предлагает им выбрать из своего состава председателя съезда, которому и передает, по его избрании, руководство занятиями съезда и к производству выборов в съезде применяются Правила о выборе гласных в земских избирательных собраниях (Свод, зак., т. II, изд. 1892 г., Пол. зем. учр. ст. 40-50).

XI. Отменить статьи 57 и 444 Положения об установлениях, заведующих крестьянскими делами (Свод, зак., т. IX, особ, прил., изд. 1902 г.), в силу коих лица, подведомственные волостному, сельскому и инородческому управлениям, подвергаются, по постановлениям земских и крестьянских начальников, без формального производства административным взысканиям за неисполнение распоряжений означенных должностных лиц.

ХП. Установив, что уездные съезды могут отменять приговоры крестьянских общественных сходов, по представлениям земских и крестьянских начальников, основанным на статьях 31 и 426 Положения об установлениях, заведующих крестьянскими делами (Свод, зак., т. IX, особ, прил., изд. 1902 г.), только в тех случаях, когда приговор постановлен несогласно с законами, либо когда приговор, нарушающий законные права членов сельских обществ или приписанных к волости лиц, обжалован заинтересованными лицами.
Правительствующий Сенат к исполнению сего не оставит учинить на подлежащее распоряжение.

ЗПСЗ. Т. 26. №28392
Собрание узаконений. 1906. 6 октября. Отд. I. Ст. 1700.

Примечания:

45) Проект указа рассматривался в Совете министров 9 и 12 сентября 1906 г. На заседаниях было специально подчеркнуто, что в настоящее время необходимо «сделать дальнейший шаг по пути гражданского равноправия и слияния крестьян с остальными сословиями». Речь шла об отмене ограничений, касающихся условий поступления крестьян на государственную службу, свободного избрания занятий и места жительства, а также об ослаблении административной опеки. Указ был принят в порядке чрезвычайно-указного законодательства по 87 ст. Основных законов. 10 февраля 1907 г. Столыпиным был внесен во II Государственную думу соответствующий законопроект, но до ее закрытия документ не был рассмотрен. 22 ноября 1907 г. проект был передан в III Государственную думу, по постановлению которой поступил на рассмотрение в комиссию по напралению законодательных предположений. Доклад комиссии, представленный 6 марта 1912 г., не был обсужден, и, согласно думскому Наказу, IV Государственная дума начала новое рассмотрение законопроекта. 25 января 1913 г. проект вновь передали в комиссию по направлению законодательных предположений, 24 апреля 1913 г. ее доклад был внесен для представления в общее собрание Думы. Намеченное на апрель обсуждение не состоялось. 29 апреля 1913 г. проект передали в комиссию по судебным реформам, доклад которой был представлен в Думу лишь 16 мая 1916 г. Обсуждение проекта проходило 31 мая, 3, 7, 9, 10, 13, 14 и 18 июня 1916 г. 18 июня законопроект был, наконец, принят Думой и передан в редакционную комиссию; ее доклад был подготовлен к 11 июня 1916 г. Затем, 20 июня, проект поступил в Государственный совет, но до февраля 1917 г. так и не успел пройти обсуждение.

46) Высочайший манифест об учреждении Государственной думы и Положения о выборах в Думу, утвержденные 6 августа 1905 г., провозглашали создание Государственной думы как законосовещательного установления, коему предоставлялась «предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов». (См.: Собрание узаконений. 1905. 6 августа. Отд. I. Ст. 1325).

47) Указом 3 ноября 1905 г. выкупные платежи за надельные земли отменялись с 1 января 1907 г.

Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина

Здесь читайте:

Столыпин Петр Аркадьевич (биографические материалы)

Программа реформ П.А.Столыпина. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002

Программа реформ П.А.Столыпина. Том 2. Документы и материалы. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002

Столыпин П.А. Переписка. М. Росспэн, 2004.

Тайна убийства Столыпина (сборник документов)

Вадим Кожинов в кн. Россия век XX глава 3

Платонов О.А. История русского народа в XX веке. Том 1 глава 27 и глава 28

Анна Герт Столыпинская утопия в контексте истории

Добавить комментарий