Свод законов 1832

Источники права, Кодификация Спиранского

В 18 веке на протяжении всего века неоднократно совершались попытки упорядочить законодательства, но ничего не получалось. В начале 19 века российское законодательство пребывало в запущенном состоянии. С момента последней систематизации законодательства (1649 год) было принято свыше 2000 нормативно-правовых актов (именных указов в основных), инструкций, положений, большинство из которых даже не было опубликовано. Действовавшие нормативные акты зачастую противоречили друг другу. Это в свою очередь порождало проблему в области правоприменения, прежде всего, в работе судов, где распространенными явлениями были бюрократизм, взятки, волокита, произвол. Требовали законодательного закрепления развивающиеся буржуазные отношения.

В 1801 году была образована комиссия по составлению нового Уложения. Работа комиссии стала наиболее продуктивной с момента включения в её состав М.М. Сперанского, который в 1810 году возглавил комиссию. Под его руководством был составлен весьма прогрессивный проект Гражданского Уложения, который не был утвержден по причине его схожести с Кодексом Наполеона. В результате Уложение не было утверждено, а Сперанский был выведен из состава комиссии и сослан в Пермь по объявлению в шпионаже в пользу Наполеона.

С 1819 по 1822 год Сперанский был генерал-губернатором Сибири: была проведена реформа управления населением, провел также множество реформ образования и т.д.

В 1826 году Кодификационные работы были продолжены вторым отделением Императорской канцелярии. Сперанский вновь был привлечен к работе и фактически руководил кодификацией. В итоге к 1830 году было подготовлено полное собрание законов Российской Империей. Включал нормативные акты, начиная с 1649 года (Соборное Уложение целиков) по 1825 год. Нормативные акты располагались в хронологической последовательности, насчитывало 46 томов.

Наряду с полным собранием был подготовлен Свод законов Российской Империи. В отличие от полного собрания, он включал только действующие нормативные акты, которые были изложены по предметному или отраслевому порядку. Издание 1832 года, 1842 года и 1857 года насчитывали 15 томов, а в 1885 году был включен в Свод законов 16 том, содержащий процессуальное законодательство.

Тома делились на книги, книги – на разделы, разделы – на главы, главы – на отделения. Всего Свод законов насчитывал 42 тыс. статей.

Гражданско-правовые нормы были сосредоточены в 10 томе. Первым в законе было право собственности – это право «исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно».

Имущество различалось:

1. Недвижимое имущество:

а) родовое – владеть таким имуществом и распоряжаться им можно было только в пределах рода. При отчуждении родового имения, за родственниками сохранялось право выкупа на срок до 3х лет;

б) благоприобретенное – распоряжаться таким имуществом можно было по собственному усмотрению;

2. Движимое имущество – право на полное распоряжение имуществом наступало по достижению возраста совершеннолетия (21 год). Распоряжаться имуществом в возрасте от 17 лет до 21 года допускалось, но с согласия попечителя.

Наряду с правом собственности закреплялось и право владения. Различалось владение добросовестное и недобросовестное (с нарушением закона).

Обязательственное право – существовали обязательства из договоров, а также из причинения вреда. Предметом договора могли быть действия лиц, а также определенное имущество. Договоры заключались только по взаимному соглашению сторон. По своду законов договоры могли заключаться как в письменной форме, так и в устной.

Письменная форма предусматривалась 3х видов:

1) Крепостная форма – составлялся документ в присутствии наместника и регистрировался в дальнейшем;

2) Явочная форма – не требовалась нотариальное свидетельство, однако необходима регистрация в правительственных учреждениях;

3) Домашняя – предполагалось составление простого документа без составления учетной записи.

Развивается институт способов обеспечения договоров – неустойка, задаток, поручительство, залог недвижимости, заклад движимого имущества.

Виды договоров:

1. Мена – в отношении движимых вещей, хотя в исключительных случаях допускалась мена недвижимости. Например: городам и посадам разрешалось менять казенные земли на помещичьи для получения земель более удобных для городских нужд.

2. Купля-продажа: предметом договора могло быть любое имущество, притом сам договор мог заключаться не только собственником, но и лицом, действующим по доверенности от собственника.

3. Заем: максимальная процентная ставка – 6% годовых, которая сохранилась до 1930-го года.

4. Личный наем: разрешалось наняться в услужение на срок до 5-ти лет, требовалось согласие лица, поступавшего в наем, а также согласие других лиц: помещичьи крестьяне должны были получить согласие своих господ.

5. Имущественный наем: заключался на срок до 12 лет. В отношении найма движимого имущества предусматривалась устная форма договора, а недвижимого – письменного.

6. Запродажа (поставка с предоплатой) – по договору одна сторона была обязана продать другой стороне определенное имущество по заранее определенной цене. При неисполнении выплачивалась неустойка.

7. Товарищество – под товариществом понималась группа лиц, объединившихся для занятия деятельностью в определенной сфере (торговля, перевозка) и действующих под общим именем.

Различалось 3 вида товарищества:

а) Полное товарищество – 2 или более товарищей, объединивших капиталы и отвечающих по обязательствам товарищества всем своим имуществом;

б) Товарищество на вере – такое товарищество наряду с полными товарищами включало также участников-вкладчиков, которые вверяли полным товарищам свои капиталы, но по обязательствам товарищества отвечали только в пределах вкладов;

в) Товарищество по складам (компания по акциям) – товарищество, участники которого создавали складочный капитал в виде акций и отвечали по обязательствам только своими вкладами в виде тех же акций.

Наследственное право – существовало наследование по завещанию и по закону. Завещания оформлялись письменно, не имели право составлять завещание умалишенные, несовершеннолетние, монахи, а также лица, лишенные судом права распоряжаться имуществом. Как правило, не допускалось составление завещания в отношении родового имущества. Исключением была бездетность собственника родового имения: он мог завещать имущество кому-либо из близких или дальних родственников.

При наследовании по закону устанавливалось 3 очереди наследников:

1) Нисходящие родственники: в начале наследовали сыновья, а если их не было, то наследовали дочери;

2) Боковые родственники: сперва братья, а при их отсутствии – сестры;

3) Восходящие родственники: отец, мать.

Вдова получала из недвижимого имущества 1\7 часть, а из движимого – 1\4 часть в качестве обязательной доли.

Если у умершего наследников не было вовсе или они не заявляли о своем праве в течение 10 лет с момента открытия наследства, то имущество считалось вымороченным и отходило в казну.

Семейное право – единственной формой брака был брак церковный. Для его заключения необходимо было согласие лиц, вступающих в брак и в ряде случаев согласие других лиц, а именно: родителей, опекунов, попечителей, вышестоящего начальства (при заключении брака государственными служащими), помещика (при заключении брака крестьянами). Брачный возраст устанавливался 16 лет для невесты и 18 лет для жениха.

Существовало несколько препятствий для вступления в брак:

— исповедование разных религий;

— духовный сан;

— состояние в другом браке;

— близкое родство и свойство;

— осуждение на безбрачие;

— брак в 4-й раз;

— достижение 80 лет.

В семейных отношениях муж юридически являлся главой семьи. Жена должна была «пребывать к нему в любви, почтении, неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение». При перемени места жительства мужа жена должна была следовать за ним. Муж не имел права наказывать жену. Муж не имел право присваивать имущество своей супруги.

Поводы к разводу:

1. Прелюбодеяние кого-либо из супругов.

2. Поступление в монашество.

3. Безвестное отсутствие супруга в течение более 5 лет.

4. Лишение по суду всех прав состояния.

Статус детей: законнорожденные дети (в браке) и рожденные вне брака, которые не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества. Родители имели право применять любые воспитательные методы в отношении детей, на что детям нельзя было жаловаться. Родители могли обратиться в суд с просьбой о помещение детей за непослушание в тюрьму на срок от 2х до 4х месяцев. Дети могли обратиться в суд с жалобой на родителей только тогда, когда родители совершали над детьми преступления (убийство, искалечение, изувечение и т.д.).

© Джахбаров Ю.А., 2015

ВОПРОСЫ

УПРАВЛЕНИЯ

СВОД ЗАКОНОВ ГРАЖДАНСКИХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1832 Г.: ГЕНЕЗИС ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ

Тараборин Р.С.

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Уральского института управления — филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, д. 66, trs-2008@yandex.ru

УДК 34(09)

ББК 67.3(2)52

Цель. В статье рассматривается вопрос генезиса законодательной конструкции Свода законов гражданских Российской империи 1832 г.

Методы. Анализируются теоретические идеи, базовые принципы и правила составления Свода законов гражданских. Особое внимание уделено проектам построения системы гражданского законодательства.

Научная новизна и результаты. В ходе рассмотрения законодательной конструкции Свода законов автором определяется взаимосвязь элементов с особенностями общественных отношений.

Ключевые слова: систематизация законодательства, Кодекс законов, М. М. Сперанский, история гражданского законодательства в России.

CODE OF CIVIL LAWS OF THE RUSSIAN EMPIRE 1832: GENESIS OF THE LEGISLATIVE CONSTRUCTION

Taraborin R.S.

Key words: systematization of legislation, Code of Laws, M. M. Speranskiy, history of Civil Law in Russia.

Обстоятельства, сопровождавшие восшествие Николая I на российский престол, равно как и его личные мировоззренческие установки, предопределили приоритетную ориентацию всей внутренней политики императора на сохранение общественной стабильности посредством твёрдой монархической власти. Общеполитический курс диктовал соответствующий подход к решению законодательных проблем, доставшихся от всех прежних монархов. Сам император определил его следующим образом: «… недостаток результатов происходил, главнейше, от того, что всегда обращались

к сочинению новых законов, тогда как надо было сперва основать старые на твердых началах … из предложенных мне путей, я выбрал совершенно противу-положный прежним. Вместо сочинения новых законов, я велел собрать сперва вполне и привести в порядок те, которые уже существуют» .

Позиция, занятая Николаем I, предопределила содержание всей последующей работы по систематизации российского законодательства, порученной новому учреждению, созданному 31 января 1826 г. взамен распущенной Комиссии составления законов, — Второму

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Джахбаров Ю.А.

отделению Собственной Е.И.В. канцелярии. Вновь образованное отделение император счёл нужным принять в своё непосредственное ведение. В отличие от предшественников Второе отделение имело два важных достоинства: «… во-первых, непосредственная близость этого учреждения к представителю верховной власти обеспечивала ему успешное и быстрое устранение всех трудностей, возникавших на его пути; во-вторых, что еще важнее, этой мерой создавалось такое специальное учреждение, для которого сложное и кропотливое дело упорядочения законов становилось единственной, исключительной и притом постоянной функцией» .

Начальником Второго отделения был назначен М. А. Балугьянский, но управление всеми текущими делами и доклады у императора были возложены на М. М. Сперанского, хотя никакого официального назначения он не получил. Мы согласны с В. А. Томси-новым, полагавшим, что Николай I намеренно оставил, таким образом, М. М. Сперанского «в тени», чтобы создать благоприятные условия для его работы, выведя из поля зрения общественного мнения .

При определении конкретных основ юридической конструкции будущего свода законов, в первую очередь, принципиальное значение здесь имело решение вопроса о выборе из известных видов сводов наиболее адекватного для российского законодательства.

По мнению М. М. Сперанского, имелись шесть главных видов сводов :

1) своды посредством выписок, когда сами выписки составляются приведением слов из разных законов, относящихся к одному и тому же предмету, без всякой связи одной статьи с другой;

2) своды учебные или учёные, где обыкновенно излагаются главные разделения какого-либо разряда законов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) ручные книги или сборники, по сути, краткие указания на законы, содержащие только их смысл, составленные для руководства должностных лиц и для удобства исполнения;

4) своды в виде пространных и кратких указателей;

5) Сводное Уложение, в основание которого при Петре I было положено Соборное уложение, дополняемое Новоуказными статьями и последующими указами;

6) Свод Юстиниана.

Из сопоставления перечисленных видов сводов делался однозначный вывод: «Очевидно, что наше Сводное Уложение в начатках его и состав Юстинианов в действительном исполнении одни представляют дело законодательное; все прочие виды … суть дело частное». Свод «должен быть Corpus juris, общим составом законов, и в сем понятии должен обнимать

все части законодательства во всей их совокупности» . Следовательно, сущность работ по составлению Свода виделась в составлении единого документа, включающего всё российское законодательство.

Выбор в пользу кодекса Юстиниана формально мог быть обоснован тем, что его создание в своё время решило задачу, близкую той, что теперь стояла перед Вторым отделением. Кодификация Юстиниана проходила «для того, чтобы старые источники права превратить в живые источники нового права … создать из хаоса текстов, законов, конституций одно стройное целое» . Юстиниан, проводя кодификацию всего римского права, «хотел устранить различия между jus vetus и jus novum (древним римским правом, содержащимся в трудах классических правоведов, и новым правом, проистекающим из конституций римских императоров), создав, таким образом, единую правовую систему» .

Но не менее важным было и то обстоятельство, что кодификация Юстиниана оказала огромное влияние на развитие права во многих государствах Европы, поэтому ориентация при создании российского Свода законов на римский правовой образец означала определённое движение в том же направлении, в котором развивалось европейское законодательство. Актуальность подобной законодательной эволюции дополнительно усиливалась социально-экономическими изменениями модернизационного характера, объективно формировавшими в российском обществе новые отношения буржуазного характера. А именно «установления Юстиниановой кодификации долгое время применялись в Европе в качестве субсидиарного правового порядка буржуазного общества в период его становления, а также во время становления первых гражданских кодексов, которые восприняли многие положения римского права в регулировании товарно-денежных отношений в период либерального капитализма» .

В «Обозрении исторических сведений о Своде законов», принадлежавшем, как полагает большинство исследователей, перу самого М. М. Сперанского, кодекс Юстиниана также рассматривался и в качестве образца для определения правил составления Свода. Но вместе с тем в роли «ближайшего руководства» для этих правил указывались начала, «установленные Бэконом, с теми ограничениями, кои по свойству наших законов признаны необходимыми» .

Начала Ф. Бэкона, на которые ссылался М. М. Сперанский, содержатся в III главе (подраздел «О новых сводах законов (дигестах)») книги восьмой трактата английского философа «О достоинстве и приумножении наук» — первой части его главного труда «Великое Восстановление Наук» .

Приводимые в «Обозрении исторических сведений… » суждения Ф. Бэкона даются в закавыченном

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Джахбаров Ю.А.

виде, что должно предполагать их аутентичность, однако на самом деле являются изложением, местами заметно отклоняющимся от оригинала.

На это, например, обратил внимание Г. Ф. Шерше-невич, чьи собственные упоминания правил Ф. Бэкона как раз практически идентичны оригиналу. Обнаруженные расхождения позволили ему заключить, что «положения Бэкона вовсе не были руководящими началами при составлении Свода законов, и авторитет английского философа совершенно напрасно был выставлен в этом деле» .

Поскольку первый русский перевод цитируемого трактата появился в 1874 г., а до этого он был доступен только на английском, латинском и французском языках , то, скорее всего, М. М. Сперанский пользовался каким-либо текстом, пересказывающим афоризмы Ф. Бэкона. Вряд ли, сам переводя их с оригинального текста, он позволил бы себе столь заметные отклонения от источника.

Но, по всей видимости, авторитет Ф. Бэкона был использован составителями Свода законов не для того, чтобы точно следовать его утверждениям, а с целью, ссылаясь на них, обосновать, по сути, свой собственный подход, учитывающий особенности законодательного материала, с которым приходилось иметь дело, и обстоятельства, при которых Свод создавался.

Поэтому большего внимания заслуживают не «начала Бэкона» или степень аутентичности их цитирования и последовательность практического следования им, а те положения, которые в реальности стали руководящими правилами для составителей Свода законов .

Эти правила могут быть суммированы следующим образом.

1. Свод должен представлять собой собрание только действующего законодательства.

2. При наличии действующих правовых норм, повторяющих друг друга, в Свод включается та статья, которая в наиболее полном виде отражает содержание данной нормы.

3. Статьи Свода, основанные на одном действующем указе или постановлении, следует излагать словами самого указа или постановления без каких-либо изменений; статьи, составляемые из двух или более указов, -словами главного, присоединяя из других те, которые служили ему дополнением или пояснением; статьи, составляемые из многих указов, — с передачей совокупного смысла всех этих указов; под каждой статьёй необходимо указывать источники её происхождения.

4. Текст закона должен воспроизводиться именно так, как он изложен в источнике, без каких-либо перемен и сокращений, но при исключении из текстов указов и постановлений двух их первых частей (изложение дела или случая, давшего повод для данного

закона, и рассуждений, принимавшихся во внимание при создании этого закона).

5. В случае несовпадения законов, посвящённых одной и той же правовой норме, предпочтение следует отдавать более позднему по времени создания.

6. Утверждение соответствующих частей Свода законов относится к компетенции органов управления, которым по роду деятельности эта часть законодательства наиболее известна.

7. В общем Своде должны быть собраны общеимперские законы, действующие на всей территории страны, и также должны быть отдельные Своды для местного законодательства, действующего в определённых регионах страны (западные и остзейские губернии).

8. К принятому Своду законов необходимо добавлять ежегодное продолжение, учитывающее все вновь изданные законы.

Следует признать внутреннюю логичность и взаимосвязанность перечисленных правил, представлявших собой своего рода алгоритм систематизации законодательства, сформулированный создателями Свода и прежде всего лично М. М. Сперанским. Следование подобному алгоритму создавало потенциальные возможности для того, чтобы Свод законов являлся именно системным собранием действующего законодательства, отражающим своеобразие данной, очевидно, — переходной по своему основному характеру, -эпохи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкретная работа по составлению Свода законов требовала первоначального определения принципов, по которым будет проводиться систематизация законодательного материала, или, иначе говоря, определения структуры Свода.

В основу подобной систематизации легло положение о двух союзах, государственном и гражданском, определяющих и два вида законов: законы государственные и законы гражданские .

Первые разделялись на: законы основные; учреждения; законы государственной силы (воинские, уставы о повинностях и казенного управления); законы о состояниях; уставы благочиния; уголовные законы .

Ещё более детально структурировались гражданские законы .

В них выделялись два разряда законов: 1) законы, определяющие гражданские права; 2) законы, охраняющие действие гражданских прав мерами гражданского порядка.

В свою очередь, в первом разряде проводилось разделение на семейные законы, общие законы об имуществах (включая законы, регулирующие отношения государственного и частного кредита, торговли, промышленности и др.), а также межевые законы

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Джахбаров Ю.А.

и особенные законы об имуществе (законы государственного благоустройства и экономии).

Второй разряд включал законы: о порядке взыскания по бесспорным делам; о судопроизводстве (общем гражданском и особенных — межевом и торговом); о гражданских взысканиях.

«Таким образом, — констатировал Г. Ф. Шершене-вич, — система для русского законодательства, накопленного путем долгого исторического процесса, была взята не из него самого, а из теории» .

Однако, как нам представляется, вряд ли мог быть реализован иной путь систематизации в условиях российского общества XIX века — общества, уже второе столетие находившегося в движении, хотя и с национальными особенностями, по той же модерниза-ционной траектории, которой шли страны Западной Европы. Систематизировать действующее законодательство в переходном обществе, исходя из традиции, сложившейся в относительно стабильном аграрном социуме московского периода российской истории, означало превратить правовые нормы в инструмент, содействующий общественному регрессу и косвенно подрывающий поэтому, в конечном итоге, и имперские позиции России.

Напротив, теоретические положения, которым следовали при создании Свода законов, позволяли придать систематизации законодательства формы, адекватные состоянию общества, в котором тесно переплетались и взаимодействовали различные общественные уклады. Тот факт, что, претерпев некоторые внутренние трансформации, но сохранив свои, в том числе и структурные, основы, Свод законов оставался собранием действующего законодательства, как минимум, не помешавшего модернизационному рывку, совершенному Россией в последней трети XIX — начале ХХ вв., подтверждает, среди прочего, и верность принципов, которым следовали его создатели.

В этом отношении особый интерес представляют первоначальные планы М. М. Сперанского относительно структуры и содержания именно будущего Свода законов гражданских.

Определённое представление об этих планах дают два архивных документа М. М. Сперанского, изданные Н. В. Калачовым под общим названием «Объяснительная записка содержания и расположения Свода законов гражданских».

В первом из этих документов, озаглавленном автором «Введение к Своду гражданских законов» и написанным, видимо, не позднее 1828 г., проводится разделение Свода на две главные части: «… в первой излагаются законы о приобретении гражданских прав и о разных их изменениях; во второй законы о защище-нии гражданских прав в случае их нарушения. Первая часть содержит в себе четыре книги: 1) о состояниях;

2) о праве на имущества по разным укреплениям; 3) о праве на имущества по обязательствам; 4) об актах, коими укрепления и обязательства совершаются. Вторая часть содержит в себе три книги: 1) о взысканиях за нарушение прав; 2) об устройстве гражданских судебных мест; 3) о судопроизводстве» .

Показательно, что, резюмируя, автор подчёркивает, что в этих семи книгах будет представлено «всё то, что в иностранных законодательствах составляет собственный предмет Гражданского Уложения … что в них разумеется под именем Коммерческого Уложения … что составляет предмет Судебного Уложения», но также и «сверх того … обширная и многосложная часть совершения всякого рода гражданских и даже межевых актов, и устройство судебных мест» .

Следовательно, замысел М. М. Сперанского в этот момент действительно состоял в совмещении в одном Своде материального и процессуального права, позволяющем охватить весь круг гражданско-правовых норм, ориентируясь на их европейское понимание («при составлении подробного оглавления предметов, в Свод входящих, приемлемы были в соображение лучшие в сем роде образцы в римском, французском, прусском и австрийском законодательстве» ), но и с некоторым учётом российской специфики (включение межевого законодательства).

В то же время М. М. Сперанский отнюдь не игнорировал исторической правовой традиции, напротив, он утверждал необходимость создания даже не одного, а двух Сводов: » …один, в коем изложены гражданские законы в виде историческом со всеми их изменениями, а другой Свод Законов в настоящем их действии. Первый представляет, как законы наши образовались, возрастали, изменились; а последний представляет то, что в них осталось неизменным и ныне сохраняет свою силу и действие». Оба Свода должны были иметь одинаковую структуру, а второй послужить основанием для составления затем Гражданского уложения .

Второй документ, как следует из примечаний М. А. Корфа, представлял собой одну из предварительных работ М. М. Сперанского по созданию для каждого чиновника, работающего над Сводом, «обозрения и главного разделения вверенных ему частей».

В этом документе было дано развёрнутое (по разделам и главам) оглавление 2-3-й книг и краткое 4-6-й книг будущего Свода законов гражданских, позволяющее увидеть особенности первоначального не только структурного, но и содержательного подхода М. М. Сперанского к составлению Свода.

Книга вторая, озаглавленная «О разных родах иму-ществ, о различии прав на оные и личной способности к их приобретению», определялась М. М. Сперанским как содержащая «все, что есть общего в двух последующих: об имуществах и обязательствах; она

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Джахбаров Ю.А.

есть необходимое к ним введение». Предметами этой книги должны были стать три вопроса: о родах иму-ществ, подлежащих действию гражданского права; видах прав на имущество; кто и в каком правовом пространстве может приобретать имущество .

В этой книге предполагались три главы: «О разных родах имуществ»; «О различии прав на имущество и пространств их»; «О способности к приобретению имуществ по различию состояний» .

В первой из этих глав должны были присутствовать нормы права, регулирующие разделение имущества, во-первых, на наличное (предмет третьей книги) и долговое или об обязательствах (предмет четвёртой книги); во-вторых, на недвижимое и движимое; в-третьих, на родовое, наследственное и благоприобретённое (применительно к недвижимому и движимому).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличное имущество делилось М. М. Сперанским на четыре рода: «1) имущества, силами природы или силами нашими уже произведенные, цельные имущества; 2) произведения сих имуществ…; 3) произведения собственных наших сил; 4) угодья наши, состоящие в чужих имуществах (servitutes)». Долговые имущества определялись им как все обязанности по долгам, договорам и разного рода обязательствам (спорные или бесспорные) по отношению других к субъекту.

К движимому имуществу причислялись все долговые имущества, включая права и повинности крепостных, но в последнем случае с оговоркой: «…чтобы людей назвать движимостью, нужен именной указ». Недвижимое имущество делилось на населённое или ненаселённое.

Во второй главе должны были регулироваться права собственности, пользования, распоряжения, общего и единственного владения.

Сущность первого из этих прав М. М. Сперанский определял как «первоначальное укрепление (titulus)», то есть приобретение имущества, ранее никому не принадлежавшего, либо приобретение от первого приобретателя законным образом.

Право пользования делилось им на три вида: 1) пользование недвижимым имуществом (владение), которое может рассматриваться или как составная часть права собственности, когда ему предшествует укрепление, или же как самостоятельное право, когда оно получало защиту установленной власти; 2) право пользования движимым имуществом, как одно из правомочий собственника; 3) пользование движимым и недвижимым имуществом, отдельное от права собственности.

Право распоряжения заключалось в отчуждении имущества (посредством продажи и т.д.) или отдаче его в пользование. Оно не могло быть отделено от собственности иначе как по воле владельца или по закону.

В третьей главе предполагалось определить, кто может приобретать наличное имущество и кто может

приобретать долговое имущество или вступать в обязательства. Эта глава должна была состоять из двух отделений: первое — о приобретении имущества сословиями лиц (с перечислением юридических лиц, как субъектов имущественных прав); второе — о приобретении имущества частными лицами с указанием общих условий приобретения ими прав (произвол, согласие и т.д.), а также особенностей приобретения прав по различию состояний.

Третья книга, озаглавленная «Об имуществах наличных в особенности», должна была заключать правила «тех имуществ, кои действительно приобретаются» (приобретение первообразное или приобретенное), а именно: законность приобретения, пользования и распоряжения обоими этими видами приобретений. Пользование и распоряжение в данной книге не имели долгового или обязательственного характера. Предполагалось деление этой книги на шесть разделов, а каждого раздела на главы .

Первый раздел рассматривал первоначальное приобретение наличных имуществ (пожалование и покупка из казны), последующие пять соответственно: переход имущества от одного лица к другому по произволу владельца при его жизни; по смерти владельца (по завещанию, наследству, выкупу); по обоюдному согласию (мена и купля); об угодьях в чужом имуществе; о владении, пользовании и земской давности.

В четвёртой книге «Об имуществах долговых или о обязательствах» должны были рассматриваться обязательства, возникающие из договоров и их укрепления, причём торговые договоры сюда не включались, и о них следовало сделать соответствующую отсылку к Уставу о торговле. Также предполагалось включить в эту книгу законодательство о взысканиях («обязательства удовлетворения и вознаграждения по обидам личным и по ущербу имуществ») .

Книга пятая «Об актах» должна была быть посвящена следующим вопросам: как вносятся записи в книги, установленные правительством, и иной порядок совершения актов; какие записи и в каком порядке должны вноситься в книги; какую эти записи должны иметь форму .

Наконец, шестая книга «О мерах гражданских взысканий» виделась М. М. Сперанскому как регулирующая два основных вида взысканий: предохранительных и решительных. Она должна была содержать правильное описание каждой такой меры (не касаясь её приведения в действие) и случаев употребления (неплатёж или неисполнение обязательств; несостоятельность) .

Сопоставление двух рассмотренных документов, созданных М. М. Сперанским, обнаруживает заметные расхождения между ними, на которые, в частности,

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Джахбаров Ю.А.

указывал ещё С. В. Пахман . Ещё более существенно расхождение этих первоначальных планов с собственно Сводом законов гражданских 1832 г.

К сожалению, отсутствие датировки второго из документов, опубликованных Н. В. Калачовым, позволяет только предположить, что он имеет более позднее происхождение и, возможно, отражает развитие и уточнение представлений М. М. Сперанского о составе Свода законов, происходившие по мере накопления соответствующего исторического законодательного материала и практического опыта его систематизации. Сам М. М. Сперанский признавал, что особенно на этапе формирования текста Свода законов «частные и подробные планы многократно изменялись: ибо перемена в устройстве одного свода часто влекла за собою перемену и в других, с ним смежных» .

Таким образом, генезис законодательной конструкции Свода законов гражданских 1832 г. находился в рамках общей систематизации российского законодательства, что содержательно и формально отражало состояние всей системы общественных отношений, при котором сочетание в одном законодательном пространстве гражданско-правовых норм московского государства, с нормами XIX в., оказывалось естественным результатом переживавшегося Россией переходного этапа исторического развития.

Литература:

1. Бэкон Ф. Сочинения: в 2 т.. 2-е, испр. и доп. изд. М.: Мысль, 1977. Т. 1. 572 с.

2. Корф М.А. Жизнь графа Сперанского: в 2 т. Изд. испр. СПб.: Импер. Публ. б-ка, 1861. Т. 2 (ч. 3, 4 и 5). 388 с.

3. Обозрение исторических сведений о Своде законов. Изд. 2-е. СПб.: Тип. II-го Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1837. 204 с.

4. Объяснительная записка содержания и расположения Свода законов гражданских графа М. М. Сперанского // Архив исторических и практических сведений, относящихся до России, издаваемый Николаем Калачовым. СПб.: Тип. II-го Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1859. Кн. 2. С. 1-26.

6. Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право. М.: Зерцало, 1999. 448 с.

7. Римское частное право / Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Петерского. М.: Юристъ, 2004. 445 с.

8. Тельберг Г.Г. Участие императора Николая I в кодификационной работе его царствования // Журнал Министерства юстиции. 1916. № 1. С. 233-244.

9. Томсинов В.А. Сперанский. М.: Мол. гвардия, 2006. 451 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Шершеневич Г.Ф. История кодификации гражданского права в России. Казань: Тип. Импер. ун-та, 1898. 128 с.

1. Bacon F. Essays: in 2 vol. 2-nd edition, revised and corrected, M.: Mysl’, 1977. vol.1. 572 p.

6. Pukhan I. Polenak-Akimovskaiya M. Roman Law. M.: Zertsalo, 1999. 448 p.

7. Roman Private Law / under the editorship of I. B. Novitskiy and I. S. Peterskiy. M.: Yurist, 2004. 455 p.

Свод Основных государственных законов 1832 г.

Вниманию читателей предлагается первая конституция России. Она была составлена под руководством начальника II отделения императорской канцелярии М.М. Сперанского (см. вступительный текст к Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов. 1809) не в законодательном, а в т.н. кодификационном порядке, т.е. при сведении воедино всех действовавших законов. Источниками свода были приведенные выше законы о престолонаследии, Государственном совете, министерствах и др. нормативные акты. Несмотря на неоригинальность, свод был первым в истории российского законодательства текстом, содержащим все основные положения государственного права, кроме постановлений о правах сословий. По своему содержанию Основные законы 1832 г. юридически закрепляли абсолютную монархию. Они действовали до 1906 г., а некоторые их главы – до 1917 г.

Первый раздел Свода (собственно конституция) приводится почти полностью, за исключением статей, пересказывающих близко к тексту Акт о порядке престолонаследия 1797 г., а также имеющих частный характер примечаний к некоторым статьям. Второй раздел (положение об императорской семье) приводится в извлечениях.

Раздел первый. О священных правах и преимуществах верховной самодержавной власти.

I. О существе верховной самодержавной власти.

Ст. 1. Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной самодержавной власти его не токмо за страх, но и совесть сам Бог повелевает.

2. Та же власть верховная и самодержавная принадлежит и императрице, когда наследство престола, в порядке, для сего установленном, дойдёт до лица женского; но супруг её не почитается государем: он пользуется почестями и преимуществом наравне с супругами государей, кроме титула.

II. О порядке наследия Престола.

3. Императорский Всероссийский Престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем Императорском Доме.

4. С Императорским Всероссийским Престолом нераздельны суть Престолы: Царства Польского и Великого Княжества Финляндского.

<…>

14. Дети, происшедшие от брачного союза лица Императорской Фамилии с лицем, не имеющим соответственного достоинства, то есть не принадлежащим ни к какому царствующему или владетельному дому, на наследование Престола права не имеют.

15. При действии правил, выше изображенных о порядке наследия Престола, лицу, имеющему на оный право, предоставляется свобода отрещись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании Престола.

16. Отречение таковое, когда оно будет обнародовано и обращено в закон, признается потом уже невозвратным.

17. Император или Императрица, Престол наследующие, при вступлении на оный и миропомазании, обязуются свято наблюдать вышепостановленные законы о наследии Престола.

III. О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке.

IV. О вступлении на Престол и присяге подданства.

31. По кончине Императора, Наследник Его вступает на Престол силою самого закона о наследии, присвояющего Ему сие право. Вступление на Престол Императора считается со дня кончины Его предшественника.

32. В манифесте о восшествии на Престол возвещается вместе и законный Наследник Престола, если лице, коему по закону принадлежит наследие, существует.

33. Верность подданства воцарившемуся Императору и законному Его Наследнику, хотя бы он и не был наименован в манифесте, утверждается всенародною присягою.

34. Каждый присягает по своей вере и закону.

Примечание 2. К присяге приводятся все вообще подданные мужеского пола, достигшие двенадцатилетнего возраста, всякого чина и звания.

V. О священном короновании и миропомазании.

35. По вступлении на Престол, совершается священное коронование и миропомазание по чину Православной Греко-Российской Церкви. Время для торжественного сего обряда назначается по Высочайшему благоусмотрению и возвещается предварительно во всенародное известие.

36. Совокупно с Императором, по изволению Его, приобщается сему священнодействию и Августейшая Его Супруга. Но если бы коронование Императора последовало прежде вступления Его в брак, то коронование Супруги Его совершается в последствии не иначе, как по особенному Его соизволению.

Примечание 1. По бывшим доселе примерам, cвященный обряд коронования и миропомазания совершается в Московском Успенском Соборе, в присутствии высших государственных правительств и сословий, по Высочайшему назначению к сему призываемых.

Примечание 2. Император, пред совершением сего священнаго обряда, по обычаю древних Христианских Государей и Боговенчанных Его предков, произносит в слух верных Его подданных Символ Православно-Кафолическия веры и потом, по облечении в порфиру, по возложении на Себя короны и по восприятии скипетра и державы, призывает Царя Царствующих в установленной для сего молитве, с коленопреклонением: да наставит Его, вразумит и управит, в великом служении, яко Царя и Судию Царству Всероссийскому, да будет с Ним приседящая Божественному престолу премудрость, и да будет сердце Его в руку Божию, во еже вся устроити к пользе врученных Ему людей и к славе Божией, яко да и в день суда Его непостыдно воздаст Ему слово. (См. чин действия священного коронования).

VI. О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе.

37. Полный титул Императорского Величества в актах, вне государства исходящих, есть следующий:

«Божиею поспешествующею милостию, Мы, NN, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новогорода низовские земли, Черниговский; Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северные страны Повелитель и Государь Иверские, Карталинские и Кабардинские земли и области Армянские; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский, и прочая, и прочая, и прочая.»

38. Титул в грамотах, внутрь государства исходящих, есть следующий:

Божиею милостию, Мы, N.N., Император и Самодержец Всероссийский и прочая, и прочая, и прочая.

39. Российский Государственный герб есть: в золотом щите черный, двуглавый, коронованный тремя золотыми коронами орел, держащий в правой ноге золотой скипетр, а в левой таковую же державу; на груди орла изображён в красном поле Московский герб: Святый Великомученик и Победоносец Георгий, сидящий на белом коне и поражающий копьем змия; на правом крыле орла три щита с гербами: новгородским, киевским и астраханским, на левом также три щита с гербами: владимирским, казанским и сибирским; вокруг же щита на гриди орла обвешана цепь ордена св. Андрея Первозванного; в большой же Государственной печати, сверх того, вокруг щита гербы всех прочих губерний и областей.

Примечание. Везде, где употребляются гербы царств, в титуле упоминаемых, помещается и герб царства Польского.

VI. О вере.

40. Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Православная Восточная греко-российская.

41. Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедывать никакой иной веры, кроме Православной греко-российской.

42. Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния.

43. В управлении Церковном Самодержавная Власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учрежденного.

44. Все не принадлежащие к господствующей Церкви подданные Российского Государства, природные и в подданство принятые, также иностранцы, состоящие в Российской службе, или временно в России пребывающие, пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной.

45. Свобода веры присвояется не токмо Христианам иностранных исповеданий, но и Евреям, Магометанам и язычникам: да все народы, в России пребывающие, славят Бога Всемогущего разными языки по закону и исповеданию праотцев своих, благословляя царствование Российских Монархов, и моля Творца вселенной о умножении благоденствия и укреплении силы Империи.

46. Дела церковные Христиан иностранных исповеданий и иноверцев в Империи Российской ведаются их духовными властями и особенными правительствами, Верховною Властию к сему предназначенными.

VIII. О законах.

47. Империя Российская управляется на твёрдых основаниях положительных законов, уставов и учреждений, от самодержавной власти исходящих.

48. Законы в империи действуют или единообразно в общей их силе, или с местными в некоторых их частях изменениями. Пространство сих изменений, места, где они допускаются, и связь их с законами общими, определяются в уставах особенных.

О составлении, пояснении и дополнении законов.

49. Первообразное предначертание законов составляется или по особенному высочайшему усмотрению и непосредственному повелению, или же приемлет начало своё от общего течения дел, когда при рассмотрении оных в Правительствующем Сенате, в Святейшем синоде и в министерствах признано будет необходимым или пояснить и дополнить действующий закон, или составить новое постановление. В сём случае места сии подносят предположения их установленным порядком на высочайшее благоусмотрение.

50. Все предначертания законов рассматриваются в Государственном совете, потом восходят на высочайшее усмотрение, и не иначе поступают к предназначенному им совершению, как действием самодержавной власти.

51. Никакое место или правительство в государстве не может само собой установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения самодержавной власти.

Примечание. Меры, приемлемые к исполнению закона или учреждения существующего, и не отменяющие никаких законов предыдущих, но служащие к единому разрешению недоумений или затруднений в образе исполнения, не составляют сами по себе нового закона.

52. В случае неясности или недостатка существующего закона, каждое место и правительство имеет право и обязанность представлять о том по порядку своему начальству. Если встреченное сомнение не разрешается прямым смыслом закона, тогда начальство обязано представить Правительствующему сенату или министерству, по принадлежности.

<…>

О форме законов и хранении их

53. Законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного совета и докладов, удостоенных высочайшего утверждения.

Примечание. Высочайшие повеления в порядке управления изъявляются сверх сего рескриптами и приказами.

54. Новый закон и дополнение закона постановляется не иначе, как за собственноручным высочайшим подписанием.

55. Изъяснения закона, коими установляется токмо образ его исполнения, или же определяется истинный его разум, могут быть излагаемы по словесным высочайшим повелениям в виде указов, объявляемых местами и лицами, от верховной власти к сему уполномоченными.

Примечание 1. К объявлению высочайших указов уполномочиваются: председатели общего собрания и департаментов Государственного совета, министры и главноуправляющие разными частями, вице-канцлер, начальник Главного морского штаба его императорского величества, сенаторы, члены и обер-прокурор Святейшего синода, государственный секретарь, статс-секретари, дежурные генерал-адъютанты и сверх сего все лица, кои особо будут на то уполномочены императорским величеством.

Примечание 2. Ограничения в силе объявляемых указов изъяснены ниже, в статье 66.

56. Общее хранение законов полагается в Правительствующем сенате. Посему все законы, хотя бы оные содержались в именных повелениях, данных особенно какому-либо лицу или месту, должны быть от тех мест и лиц вносимы в списках в Правительствующий сенат.

<…>

57. Законы общие, содержащие в себе новое правило, или пояснение, дополнение, либо отмену прежних законов, обнародываются во всеобщее сведение Правительствующим сенатом.

<…>

58. Обнародование закона в губернии принадлежит токмо губернскому правлению. Он обнародывается без всякого сокращения, а тем паче изменения в смысле.

<…>

59. Закон получает обязательную силу не прежде, как со дня его объявления. В присутственных местах каждый закон воприемлет свою силу и должен быть прилагаем к делам не прежде, как со дня получения его в том месте, к исполнению коего оный подлежит.

60. Закон действует токмо на будущее время. Никакой закон не имеет обратного действия, и сила оного не распространяется на деяния, совершившиеся прежде его обнародования.

61. Из сего правила изъемлются следующие случаи:

1) Когда в законе именно сказано, что он есть токмо подтверждение и разъяснение смысла закона прежнего.

2) Когда в самом законе постановлено, что сила его распространяется и на времена, предшествовавшие его обнародованию.

Об исполнении и применении закона.

62. Никто не может отговариваться неведением закона, когда он был обнародован установленным порядком.

63. Закон, в надлежащем порядке обнародованный, должен быть свято и нерушимо исполняем всеми и каждым, как подданными, так и иностранцами, в России пребывающими, поколику до них принадлежать может, без различия званий, чина и пола.

64. Законы должны быть исполняемы беспристрастно, несмотря на лица и не внимая ничьим требованиям и предложениям.

65. Законы должны быть исполняемы по точному и буквальному смыслу оных без всякого изменения или распространения. Все без изъятия места, не исключая и высших правительств, во всяком случае должны утверждать определения свои на точных словах закона, не переменяя в них, без доклада императорскому величеству, ни единой буквы, и не допуская обманчивого непостоянства самопроизвольных толкований. Но если бы где-либо, по различию буквального смысла узаконений, встретилось затруднение в избрании и приложении закона к рассматриваемому делу – в таком случае, по невозможности согласить буквальный смысл одного закона с таковым же другого, самая необходимость предписывает, особенно в высших местах, следовать общему духу законодательства и держаться смысла, наиболее оному соответствующего.

66. В силе объявляемых высочайших указов постановляются следующие ограничения:

1) Никакой закон, за собственноручным высочайшим подписанием изданный, не может быть отменён указом объявляемым.

2) Объявляемый указ не может иметь силы в делах: о лишении жизни, чести или имущества; об установлении и уничтожении налогов, о сложении недоимок и казённых взысканий и об отпуске денежных сумм свыше тех, кои особыми постановлениями ограничены; о возведении в дворянство и лишении оного, и о производстве в чины первых шести классов и из 9-го в 8-й класс.

67. Указ, так называемый сепаратный, то есть состоявшийся по частному делу, если в нём не будет именно означено, что он распространяется в подобных случаях и на будущее время, и притом если он не будет надлежащим порядком обнародован, не имеет силы закона.

68. Окончательное судебное решение частного дела имеет силу закона для того дела, по коему оно состоялось.

69. Судебные решения дел частных хотя могут быть приводимы в пояснение в докладах, но не могут быть признаваемы законом общим, для всех обязательным, ниже служить основанием окончательных решений по делам подобным.

70. Высочайший указ, по частному делу последовавший, или особенно на какой-либо род дел состоявшийся, по сему именно делу или роду дел отменяет действие законов общих.

71. Привилегии, дарованные верховной самодержавной властью частным лицам или обществам, изъемлют их от действия общих законов по тем предметам, на которые в тех привилегиях содержатся точные постановления.

72. Закон сохраняет своё действие, доколе не будет отменён силой нового закона.

73. Отмена закона существующего совершается тем же порядком, какой выше означен для составления законов. Закон общий и всенародно объявляемый отменяется не иначе, как таковым же общим законом. Указ, изданный за собственноручным высочайшим подписанием, не иначе отменён может быть, как таковым же указом, за собственноручным высочайшим подписанием.

74. Если бы по делам общим государственным и гражданским существовал закон, сопряжённый с неудобствами в исполнении, то Правительствующему сенату дозволяется представить о том императорскому величеству. Сие разумеется впрочем только о прежних постановлениях, и не может касаться законов, вновь издаваемых или подтверждаемых от верховной власти.

75. При получении в губернии нового общенародного узаконения, главный начальник губернии может созвать палаты, для уважения оного обще с губернским правлением, и буде новый закон усмотрится в чём-либо, по местным обстоятельствам, неудобным, то дозволяется им вообще единогласно сделать своё представление Сенату; но в случае подтверждения от верховной власти имеет быть чинимо непременное и безмолвное исполнение.

76. Если бы в указе, от Правительствующего сената последовавшем, губернское присутственное место что-либо противное законам или интересу его императорского величества, то оно обязано, не исполняя указа, представить о том Правительствующему сенату; если же Сенат, не взирая на то, останется при своём определении и оное подтвердит, то учинить уже безмолвное и непременное исполнение.

77. Если б предписанием министра, содержащим в себе объявление высочайшего повеления, отменялся закон или учреждение, за собственноручным высочайшим подписанием изданное, тогда начальство, ему подчинённое, обязано, не чиня исполнение, представить о сём министру. Если же и за сим представлением предписание будет подтверждено в той же силе, то начальство обязано случай сей представить Правительствующему сенату на окончательное разрешение.

78. Если бы в предписании, непосредственно от власти министра исходящем, начальство, ему подчинённое, усмотрело отмену закона, учреждения или объявленного прежде высочайшего повеления, тогда оно обязано представить о сём министру. Если же и за сим предписание будет подтверждено от лица министра в той же силе, тогда начальство обязано случай сей представить на окончательное разрешение Правительствующему Сенату.

79. Законы, особенно для какой-либо губернии или для какого-либо рода людей изданные, новым общим законом не отменяются, если в нём именно таковой отмены не постановлено. Сие же разумеется и о личных привилегиях.

IX. О власти верховного управления.

80. Власть управления во всём её пространстве принадлежит государю. В управлении верховном власть его действует непосредственно; в делах же управления подчинённого определённый степень власти вверяется от него местам и лицам, действующим его именем и по его повелению.

81. Предметы управления подчинённого, образ его действий, степень и пределы власти, оному вверяемой, во всех вообще установлениях, как высших государственных, так и низших им подведомственных, определяются подробно в учреждениях и уставах сих установлений.

Раздел второй. Учреждение об императорской фамилии

I. О степенях родства в Доме Императорском.

82. Все лица, происшедшие от Императорской Крови в законном браке, царствующим Императором дозволенном, признаются Членами Императорского Дома.

83. Все Члены Императорского Дома степени свои считают по родству с тем Императором, от которого прямою линиею происходят, не смешивая оного приблизившимся родством с последующими императорами, после начальника Фамилии на Престол восшедшими.

89. Родившиеся от женского пола совершенно отличаются от родившихся от пола мужеского; и потому счета в родстве с Императором для получения титула, пенсии и приданого вести не должны, а пользуются всем оным по праву, отцу их принадлежащему, и ничего от государства и от департамента Уделов требовать не имеют.

90. Дети, рожденные от брака, на который не было соизволения царствующего Императора, не пользуются никакими преимуществами, Членам Императорского Дома принадлежащими.

III. О титулах, гербах и прочих внешних преимуществах.

100. Титулы, принадлежащие Членам Императорской Фамилии, суть:

1) Наследник Цесаревич, Великий Князь и Императорское Высочество.

2) Великий Князь, Великая Княгиня, Великая Княжна и Императорские Высочества.

3) Князь, Княгиня, Княжна Императорской Крови и Высочества.

101. Титул Наследника Цесаревича, Великого Князя и Императорского Высочества принадлежит единому, объявленному всенародно Наследнику Престола.

102. Титул цесаревича, по изволению императора, может быть присвояем и другим членам императорского дома, в воздаяние вящее особенных их подвигов.

103. Титул Великого Князя, Великой Княжны и Императорских Высочеств есть общий всем сыновьям, дочерям, внукам, правнукам и праправнукам Императора.

104. Титул князя и княжны крови императорской назначается от детей праправнука, всем последующим родам, в мужеском поколении императорской крови происшедшими.

113. Все Великие Князья при Святом Крещении получают ордены Святого Апостола Андрея Первозванного, Святого Александра Невского, Святыя Анны.

114. Великие Княжны при Святом Крещении получают знаки ордена Святой Великомученицы Екатерины.

115. Князья и Княжны Крови Императорской получают те же самые ордены по достижении установленного для них совершеннолетия.

IV. О содержании Членов Императорского Дома.

119. К обеспечению на всегдашнее время состояния Императорской Фамилии и к облегчению расходов государственных, на ее содержание определяются особые недвижимые имения и денежный капитал, под наименованием удельных, состав коих и образ управления, посредством учрежденного для сего департамента, определяются в особенном уставе.

120. Из имений сих и капиталов, с пособием от государственного казначейства, назначается приличное и нужное содержание всем без изъятия Членам Императорского Дома, в мужеском поколении происшедшим, а именно: 1) лицам мужеского пола до совершеннолетия, для воспитания, денежное жалованье, а от совершеннолетия на всю их жизнь, для содержания, денежные доходы или уделы; 2) женскому полу до замужества, денежное содержание, а при замужестве единовременно приданое награждение, чем и пресекается уже всякое дальнейшее с их стороны требование; 3) вдовствующим Императрицам, Великим Княгиням и Княгиням Крови Императорской денежная по жизнь их пенсия.

122. Императрица, во время царствования Ее Супруга, получает по шести сот тысяч рублей в год, и содержание Ее двора. Все оное Императрица сохраняет и во вдовственном состоянии, на время пребывания в России; буде же оставит Россию, то получает половину содержания.

123. На содержание детей Государевых до совершеннолетия определяется для каждого в год по сту тысяч рублей.

124. Наследничье содержание, кроме содержания двора, по триста тысяч рублей в год. Супруге Наследника, во время замужества — по сту пятидесяти тысяч рублей в год, во вдовстве же пенсии по триста тысяч рублей, и содержание двора, а по выезде из России — по сту пятидесяти тысяч рублей пенсии. Детям Наследника обоего пола до совершеннолетия, или до брака, Государем дозволенного, каждому по пятидесяти тысяч рублей.

125. Приданого награждения Великим Княжнам и Княжнам Крови Императорской выдается:

1) Дочерям и внукам Императора, от которого прямою происходят линиею, по миллиону рублей.

2) Правнукам и праправнукам — по триста тысяч рублей.

3) Происходящим от праправнуков Императорских и далее, каждой по сту тысяч рублей, распространяя сие и на все последующие роды мужеских поколений Крови Императорской.

126. Вышеопределенное содержание Императрице, Наследнику, Его Супруге, а также детям Их до совершеннолетия или до брака, равно как приданое награждение Великим Княжнам и Княжнам Крови Императорской, производится из сумм государственного казначейства.

V. О гражданских правах Членов Императорского Дома.

I О браке

183. На брак каждого лица Императорского Дома необходимо соизволение царствующего Императора, и брак, без соизволения сего совершенный, законным не признается.

184. По соизволению царствующего Императора, Члены Императорского Дома могут вступать в брак, как с особами православного исповедания, так и с иноверными.

185. Брак мужеского лица Императорского Дома, могущего иметь право на наследование Престола, с особою другой веры совершается не иначе, как по восприятии ею православного исповедания (ст. 62 Основных Государственных Законов).

188. Лице Императорской Фамилии, вступившее в брачный союз с лицом, не имеющим соответственного достоинства, то есть, не принадлежащим ни к какому царствующему или владетельному дому, не может сообщить ни оному, ни потомству, от брака сего произойти могущему, прав, принадлежащих Членам Императорской Фамилии.

194. Брак Членов Императорского Дома расторгается по точной силе церковных узаконений и по определенным в оных причинам.

195. Брак в таковых случаях расторгается по положению Святейшего Синода, с утверждения Императора.

196. Члену Императорского Дома, коего брак расторгнуть, дозволяется вступить в новый брачный союз, когда, по причинам расторжения брака предшествующего, сие непротивно правилам Церкви.

198. Для Великих Князей и Великих Княжен, а также Князей и Княжен Крови Императорской, коим присвоен титул Высочества, совершеннолетие назначается с двадцати лет, а если брак этих лиц будет совершен ранее сего возраста, то со дня брака; для Князей и Княжен Крови Императорской, имеющих титул Светлости, возраст совершеннолетия определяется, согласно общим гражданским законам, в двадцать один год.

VI. О обязанностях Членов Императорского Дома к Императору.

220. Каждый Член Императорского Дома обязуется к лицу Царствующего, яко к Главе Дома и Самодержцу, совершенным почтением, повиновением, послушанием и подданством.

222. Царствующий Император, яко неограниченный Самодержец, во всяком противном случае имеет власть отрешать неповинующегося от назначенных в сем законе прав и поступать с ним яко преслушным воле монаршей.

Свод законов Российской империи. Издание 1832 года. Т. 1. Ч. 1. СПб., 1832.

Статьи 5-13 повторяют Акт о порядке престолонаследия 1797 г. (см.). Не приводится, т.к. повторяет Акт о порядке престолонаследия 1797 г. В России до 1905 г. разрешалось исповедовать либо православие, либо «веру праотцов своих», т.е. традиционную религию своего народа. Переход допускался лишь в православие. Указание на издание законов в идее докладов противоречило статье 50. Это правило соблюдалось не всегда. Статья закрепляет существование устных указов императора. Список – копия. Губернское правление – высшее административное учреждение в губернии в 1775-1917 гг. Включало губернатора (председатель), вице-губернатора и советников, управляющих отдельными частями губернской администрации. Речь идёт о классах по Табели о рангах 1722 (см.). Гражданский чин VIII класса до 1835 г. давал потомственное дворянство. Палаты – казённая палата (ведала финансами) и палата гражданского и уголовного суда (высший судебный орган в губернии). Закон 2.7.1886 ввёл и четвёртую категорию членов императорской фамилии: князья и княжны императорской крови с титулом светлости. Закон 2.7.1886 ограничил круг великих князей (княжон) сыновьями, дочерями и внуками (по мужской линии) императоров. По закону 2.7.1886 князьями императорской крови являлись потомки внуков императора, при этом в роду каждого праправнука старший представитель пользовался титулом высочества, остальные – светлости. Последующие законы добавили ордена Белого орла и св. Станислава. Закон 2.7. 1886 сохранил эту привилегию лишь для князей крови с титулом высочества. Закон 2.7.1886 сократил содержание императрицы до 200.000 руб. в год Закон 2.7.1886 сократил эту сумму до 33.000 руб. Закон 2.7.1886 сократил указанные в этой статье суммы, кроме последней, в 3 раза. Содержание несовершеннолетних детей наследника было установлено в 20.000 руб. в год. По закону 2.7.1886 – 100.000 руб. По закону 2.7.1886 – 30.000 руб.

Свод законов Российской империи— официальное собрание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи, созданное при Николае I. Впервые он был напечатан в 1832 году. Манифестом 31 января 1833 года Свод законов был объявлен действующим источником права с 1 января 1835 года. Первое издание 1832 года и последующие 1842-го и 1857 года состояли из пятнадцати томов. После 1857 года Свод законов полностью не переиздавался, а выходили лишь отдельные тома. В качестве отдельного – 16-го тома в 1885 году вышли Судебные уставы. Между изданиями Свода законов выходили ежегодные и сводные (за несколько лет) «Продолжения» Свода законов с указанием на упраздненные и измененные статьи. В своде законов собраны все реально действовавшие в определенный момент времени законы по тем или иным проблемам права, это справочник для юристов.
Отбор законодательного материала для включения в Свод производился на основе Полного собрания законов (первое Полное собрание законов, появившееся в 1830 году, состояло из 45 томов, содержащих 30 920 актов и 6 томов приложений). Собрание законов – это в большой степени историческое издание. По нему можно изучать развитие, направление правительственной мысли в стране. Это летопись отечественного законотворчества. Изучая страницу за страницей эту летопись, мы можем узнать, что в тот или иной момент истории являлось злобой дня.

Свод законов Российской империи— официальное собрание расположенных в тематическом порядке действующих законодательных актов Российской империи, созданное при Николае I. Впервые он был напечатан в 1832 году. Манифестом 31 января 1833 года Свод законов был объявлен действующим источником права с 1 января 1835 года.

Первое издание 1832 года и последующие 1842-го и 1857 года состояли из пятнадцати томов. После 1857 года Свод законов полностью не переиздавался, а выходили лишь отдельные тома. В качестве отдельного – 16-го тома в 1885 году вышли Судебные уставы. Между изданиями Свода законов выходили ежегодные и сводные (за несколько лет) «Продолжения» Свода законов с указанием на упраздненные и измененные статьи. В своде законов собраны все реально действовавшие в определенный момент времени законы по тем или иным проблемам права, это справочник для юристов.

Отбор законодательного материала для включения в Свод производился на основе Полного собрания законов (первое Полное собрание законов, появившееся в 1830 году, состояло из 45 томов, содержащих 30 920 актов и 6 томов приложений). Собрание законов – это в большой степени историческое издание. По нему можно изучать развитие, направление правительственной мысли в стране. Это летопись отечественного законотворчества. Изучая страницу за страницей эту летопись, мы можем узнать, что в тот или иной момент истории являлось злобой дня.

Добавить комментарий