Сюзеренно вассальные

Слово «вассал» имеет два значения. Одно из них переносное, означающее «человек или государство, зависимые от другого, не имеющие своей воли, а вынужденные подчиняться кому-то». Именно это имеется в виду, когда говорят «вассал империализма» или «верные вассалы США». Прямое же значение относится к сложной системе феодальных отношений.

Слову этому уже больше тысячи лет. Оно пишется одинаково в английском и французском языках, а произошло оно от кельтского «gwa sawl» – служащий. В отличие от современного переносного значения, являющегося синонимом слова «раб», вассалами в Средневековье были только свободные люди, но при этом находящиеся в подчинении у своих сеньоров или, иначе, сюзеренов – покровителей вассалов. Система феодальной иерархии была довольно сложная и имела свои особенности в разных странах.

Зарождение вассалитета

В 847 году внук Карла Великого, вошедший в историю под именем Карла Лысого, издал «Мерсенский капитулярий», в котором предписывалось, что каждый крестьянин должен найти себе сеньора. С этого времени и началась эпоха феодализма, растянувшаяся почти на тысячелетие.

Возникла она, конечно, не на пустом месте, а складывалась еще со времен поздней Римской империи, где наряду с рабами уже были колоны, имевшие личную свободу, но обязанные нести определенные повинности.

После падения Рима в Галлии правила династия Меровингов, которая тоже пришла к упадку к началу VIII века. В это время Европе угрожало арабское завоевание. Справиться с этой угрозой смог Карл Мартелл.

Важно! Мартелл означает «Молот». Он получил это прозвище после кровопролитной битвы при Пуатье в 732 году, которая закончилась разгромом арабов.

Карл Мартелл остро нуждался в преданных слугах. Выход он нашел в системе бенефициев. Отсюда происходит еще одно современное слово «бенефициар», то есть «получатель выгоды». Карл Мартелл давал за заслуги и личную преданность бенефиций, то есть земельный надел вассала.

В отличие от феода его нельзя было передать по наследству. После смерти владельца он переходил королю, который передавал его следующему достойному рыцарю. Так начал складываться институт дворянства.

При его внуке Карле Великом, основателе новой династии Каролингов и первом императоре Священной Римской Империи, бенефиций мог уже достаться и наследнику при условии личной преданности. Наконец, при Карле Лысом все стали чьими-то вассалами, включая самого короля, который подчинялся Папе Римскому, а тот, в свою очередь, – самому Богу. Так было завершено построение феодальной иерархии.

«Вассал моего вассала – не мой вассал»

Наверное, каждый хоть раз слышал эту фразу, но далеко не все понимают ее значение. Она отражает особенности системы управления обществом в период раннего Средневековья.

В это время существовала жесткая иерархическая система, построенная на личной преданности. А поскольку у одного слуги может быть только один хозяин, то и возникло это правило, просуществовавшее до времен абсолютной монархии.

Согласно ему крестьянин подчинялся своему сеньору, но не подчинялся сеньору сеньора, сеньору сеньора сеньора и т.д., даже самому королю. Правило это действовало в континентальной Европе, кроме Англии, и имело своим последствием феодальную раздробленность, поскольку предоставляло сеньору править своим феодом единолично, исполняя лишь обязанности перед вышестоящим сеньором.

Взаимные обязанности вассалов и сеньоров

Верховный сюзерен, которым являлся обычно король, жаловал земельный надел (называвшийся в разных странах феод, лен, фьеф или фи) своим вассалам – герцогам и графам. Они уже давали феоды своим подчиненным – баронам, а те раздавали ее рыцарям. Как видим, вассальные связи это довольно стройная система.

Сюзерен был обязан защищать своих вассалов от нападения других сеньоров и преследования церкви, предоставлять земельный надел, который он не мог отобрать при надлежащем исполнении ими своих обязанностей.

Кроме того, покровитель вассала был обязан давать сыновьям своих подчиненных (кроме крестьян) рыцарское воспитание и помогать выкупиться, если они попадали в плен.

Вассалы были обязаны служить воинами сорок дней в году, выкупать сеньора из плена, помогать деньгами при женитьбе сюзерена или при посвящении его детей в рыцари, а также участвовать при судебных решениях. Герцоги и графы могли вершить суд в своих владениях без оглядки на короля и даже печатать свои собственные монеты.

Вступление в отношения вассала и сюзерена оформлялись особым ритуалом, называвшимся коммендацией, а в более поздние времена – оммажем.

Первая церемония вступления в отношения вассалитета относится к VII веку и произошла во Франции, хотя такой обряд, несомненно, был и раньше. Оммаж, или гоминиум, сопровождался фуа – клятвой верности.

Для совершения обряда будущий вассал опускался на одно колено с непокрытой головой и вкладывал свои руки в руки сеньора, объявлял, что отныне он является человеком сеньора, после чего тот передавал ему оружие и перчатку, целовал его в губы и помогал подняться.

С этого момента его подчиненный становился владельцем лена, был обязан нести военную службу, не иметь злых помыслов против сеньора и его владений, а также свято хранить его тайны.

Важно! В военное время практиковался усиленный гоминиум, когда вассал был обязан нести военную службу до окончания войны, а в мирное – обычный, при котором срок ежегодной службы ограничивался 40 днями.

Вассалитет в странах Востока

Феодальные отношения были распространены не только в Европе. В Средней Азии институт вассалитета сложился позже, чем в европейских странах, начиная со времен первых крестовых походов.

Земельный надел здесь назывался икта. В силу большей централизации власти в странах Востока самостоятельность подданных в своих владениях была более ограниченной. Окончательно в Средней Азии вассалитет сложился ко времени завоевания монголами, которые его также переняли.

В Японии вассальные отношения возникли в начале второго тысячелетия. Императору подчинялись князья – даймё, а им подчинялись самураи, которые были обязаны нести военную службу. Самураи могли быть и безземельными. В этом отличие японского феодализма от европейского, где рыцарю полагалась земля вассала.

Постепенно эта стройная система вассалитета разрушалась сначала под влиянием абсолютизма, а потом из-за возникновения капиталистических отношений. Хотя в отдельных странах система вассальных отношений существует и поныне. Википедия приводит полный список таких государств, и каждый, кто интересуется этой темой, может ознакомиться с ним.

а). СЮЗЕРЕН (от лат «старший») — в Западной Европе в средние века крупный феодал, верховный сеньор территории (король, герцог, князь), являвшийся государем по отношению к зависимым от него вассалам. Власть сюзерена была основана на пожаловании им вассалу феода (земельного владения).

б). ВАССАЛ (от лат. «слуга») – в средневековой Западной Европе: землевладелец-феодал, получивший от сюзерена феод, лично зависящий от него и обязанный нести определенные повинности, в первую очередь военную службу. Вассалы верховного сюзерена имели в свою очередь своих вассалов.

в). ОБЯЗАННОСТИ ВАССАЛА

В 1020 г. епископ Фюльбер из Шартра изложил обязанности рыцаря по отношению к своему сюзерену в шести пунктах. Присягнувший на верность был обязан не допускать причинения какого-либо ущерба телу сюзерена, его достоянию, его чести, его интересам, не ограничивать его свободу и дееспособность. Кроме соблюдения этих негативных условий, вассал обязан был верно служить своему господину советами; того же во всем обязывала взаимность.

В «ConsuetudinesFeudorum» (Свод ломбардского феодального права), которые складывались на протяжении XII-XIII веков, рассматриваются многочисленные примеры вероломства (felonia) рыцаря по отношению к сюзерену. Например: бросить сюзерена в бою; оставить его на поле боя живым и не тяжело раненным; оскорбить его действием; совершить прелюбодеяние или только попытаться склонить жену сеньора или его наложницу к прелюбодеянию; лишить чести или покуситься на честь дочери, внучки, невесты сына, сестры сеньора, если они были девицами, воспитывавшимися в его доме; наконец, сознательно выдать тайну сеньора.

г). ОТНОШЕНИЯ ВАССАЛА И СЮЗЕРЕНА

«Сеньор — человек, окруженный приближенными дружинниками, вассалами, служащими ему, поддерживающими его и выполняющими его повеления. Могущество знатного сеньора определяется численностью его подданных и верных ему людей. Без этого он не senior, не «старший», «высший», не повелитель и глава. Разумеется, сеньор — землевладелец, господствующий над крестьянами и получающий с них доходы. Не будь у него поступлений от зависимых держателей земель он не был бы в состоянии содержать свиту и кормить толпу прихлебателей. Рента, собираемая им со своих владений, дает ему возможность устраивать пиры, празднества, принимать гостей, раздавать подарки — словом, жить на широкую ногу. Нормой считается поведение, заключающееся в том, что сеньор щедро, не считая, раздает и растрачивает богатство, не вникая, не превышают ли расходы поступления. Разницу между приходом и тратами можно покрыть дополнительными поборами с крестьян, вымогательствами, штрафами, грабежом, военной добычей. Расчетливость, бережливость — качества, противопоказанные ему сословной этикой. О его доходах заботятся бейлиф, управляющий, староста, его же дело — проедать и пропивать полученное, раздаривать и расточать имущество, и чем шире и с большей помпой он сумеет это сделать, тем громче будет его слава и выше общественное положение, тем большим уважением и престижем он будет пользоваться…

Отношения между сеньором и вассалом мыслятся поэтами как отношения взаимного служения, помощи и дружбы. «Служить», в их понимании, часто означало не «брать», а «давать», «тратить». В песнях старопровансальских поэтов постоянно встречается словосочетание «служить и дарить» или даже «служить и дарить что-либо из своего имущества». Рыцарские поэты не устают подчеркивать, что основа могущества господ состоит в их щедрости. «Неблагородно поступает тот, кто не служит, не дарит и не предоставляет, как разум нам повелевает» (Бертран Карбонель)…

Понятие «частный собственник» неприменимо в средние века ни к сеньорам, ни к вассалам. Землевладелец считался не собственником (possessor), а держателем (tenens), которому земля вручена вышестоящим господином на определенных условиях. Права его всегда ограничены. Даже в тех случаях, когда владелец обладал землей фактически независимо, считалось, что он держит ее от сеньора, и в некоторых областях феодальной Европы действовал принцип «нет земли без сеньора». Такие независимые владения, сеньоры которых не были известны, назывались «воздушными фьефами»…

Вассал, вступая под покровительство сеньора, приносит ему присягу верности и клянется во всем ему помогать, защищать его от врагов, выполнять его приказания и нести порученную ему службу. Сеньор со своей стороны обязывался охранять вассала, заботиться о нем и не давать его в обиду. Обмен взаимными клятвами и обещаниями мог сопровождаться пожалованием лена, — за этот лен вассал должен был нести рыцарскую или иную «благородную» службу. Ленное пожалование обычно заключалось в земельном владении. Но оно могло состоять в передаче права сбора доходов с земли без пожалования ее самой либо в праве сбора пошлин и поборов, судебных прав и доходов и т.д. Существенным был не объект пожалования, а самый факт его: получение лена было сопряжено с обязанностью вассала нести службу и повиноваться сеньору. Лен давал вассалу материальное обеспечение, необходимое для исполнения службы. Но сеньор мог достичь той же цели и без всякого пожалования — он мог взять вассала на свое содержание, с тем чтобы тот кормился при его дворе. Таким образом, существо феодального отношения между сеньором и вассалом заключалось прежде всего в установлении личной связи, отношений господства — подчинения, покровительства и службы…

Обмен подарками, участие в пирах, установление вассально-ленных отношений оформлялось ритуалом; наряду с обменом присягами совершались специальные процедуры, которые закрепляли создававшиеся личные связи и придавали им юридическую силу и нерушимость. Вассал становился на колени и вкладывал свои руки в руки сеньора. Это и буквально означало, что он «шел к нему в руки», делался его «человеком». При пожаловании лена сеньор вручал вассалу ветвь или другой предмет, символизировавший передачу владения. Глубокий символизм этих процедур нашел своеобразное выражение и в изобразительном искусстве.

На средневековых миниатюрах, иллюстрирующих сборники права, нередко встречаются изображения многоруких и двуликих людей. Но это не гротеск в привычном его значении. Рисунки такого рода имеют целью реальное воспроизведение действительных юридических актов: инвеституры, омажа, коммендации, вступления вассала в зависимость от сеньора. Художник отступает от действительности и пририсовывает человеческой фигуре лишние руки, для того чтобы в одном изображении воплотить весь юридический акт в его полноте. Сеньор, сидящий на стуле, держит в своих руках руки присягающего ему на верность вассала и одновременно указывает «дополнительной» рукой на землю, которую он вручает этому вассалу в качестве лена. Стремление изобразить сразу все существенные стороны этого акта вынуждает художника наделить фигуру сеньора лишними руками. На другом рисунке сеньор приобретает облик двуликого Януса: слева он держит в своих руках руки вассала, а справа вручает символ земельного владения другому человеку. Изображена передача сеньором лена, которым владеет один вассал, другому, без ведома первого. Двуличие сеньора выражено буквально: у него два лица и две пары рук. На таких рисунках совмещены акты, в действительности происходившие в разные моменты, своего рода «синхронная диахрония». Средневековый художник дает их симультанное изображение, подчеркивая тем самым их внутреннюю связь и символичность, которые были понятны его современникам.

Символическими процедурами сопровождались и передача лена по наследству, и возобновление присяги при смене сеньора (если сеньор умирал, его вассалы должны были присягать его сыну, точно так же как и наследники умерших вассалов могли получить лен своих отцов, только принеся присягу верности сеньору), и даже расторжение вассального договора. Отношения феодальной верности были насквозь символизированы и ритуализованы — они имели от начала до конца знаковый характер и вне этих формул и процедур были немыслимы и не приобретали юридической силы. Социально значимыми отношения земельного пожалования и вассальной службы могли стать только в этой символической форме. Но тем самым эти социальные и политические институты делались также и фактами культуры. Культурный символизм, универсальная черта духовной жизни средневековья, вбирал в себя и эту сферу общественной действительности, придавая ей более высокий смысл и возводя социальные связи на уровень этических ценностей».

А.Я.Гуревич «Категории средневековой культуры» (выдержки).

Сюзеренитет-вассалитет
Сюзеренитет-вассалитет — система отношений личной зависимости одних феодалов от других, получившая широкое распространение в Европе в средние века. В Русском государстве вассальные отношения существовали только между великими и удельными князьями. Вассальная зависимость устанавливалась на договорных условиях. Неисполнение обязанностей со стороны вассала или сеньора (сюзерена) влекло за собой расторжение договора и нередко войну.
Отношения сюзеренитета-вассалитета базируются на иерархии поземельных отношений феодалов-землевладелцев.
Условиями его существования являются:
-добровольность для обеих сторон;
-взаимная верность;
-вознаграждение за службу.
В эпоху европейского средневековья в нем сочетались такие противоположные начала, как общность всего сословия землевладельцев и его разобщенность по корпоративному принципу, когда свои особые интересы имели монархия, знать и рыцарство; зависимость младшего от старшего – и основанная на принципе вольности самостоятельность. Поскольку самостоятельность подкреплялась поземельной дачей, она приобретала признак суверенности. Этому способствовала и экономическая обособленность отдельных владений в условиях господства натурального хозяйства. Отношения сюзерена и вассала регулировались договором или обычаем, предполагавшим взаимные обязательства сторон.
На Руси в удельный период ее истории отдельные элементы сюзернитета-вассалитета имели место, но они не оставили после себя таких с благоприятных последствий, как в Европе. В странах Запада он способствовал утверждению принципов свободы и прав как отдельных сословий, так и всего общества перед лицом государственной власти. В русских землях в результате длительного владычества золотоордынских ханов сюзеренно-вассальные отношения не смогли стать на пути внедрения в жизнь восточных принципов всеобщей несвободы и деспотизма.

Добавить комментарий