ЗАКОН ВАГНЕРА 1935 г.– 229 стр. Хрестоматии
Другое название — «Акт о трудовых отношениях»
Впервые в истории США провозгласил официальное признание прав профсоюзов, и предусмотрел законодательные и судебные гарантии этих прав.
В ст. 7 Закона перечислялись права рабочих, нарушение которых входило в понятие «нечестная трудовая практика» предпринимателей, которым запрещалось вмешиваться в создание рабочих организаций, дискриминировать членов профсоюза при приеме их на работу (санкционировалась практика «закрытого цеха»), отказываться от заключения коллективных договоров с должным образом избранными представителями рабочих. Закон закреплял при этом так называемое «правило большинства», согласно которому от имени рабочих в договорные отношения с предпринимателем могла вступать лишь та организация, которая признавалась большинством рабочих, т. е. их профсоюз.
Закон закреплял и право рабочих на забастовку. Но всем своим содержанием он был направлен на сужение оснований для массовых конфликтов. С этой целью был создан новый орган – Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО), на который была возложена обязанность рассматривать жалобы рабочих на «нечестную трудовую практику» предпринимателя. Решения этого квазисудебного органа могли быть отменены только в судебном порядке.
Принятый в кризисной ситуации, преследовавший не в последнюю очередь политические цели Рузвельта перед очередными выборами Закон Вагнера 1935 г. создал определенный дисбаланс политических сил, ограничивая свободу действий, «нечестную трудовую практику» только предпринимателей, что не могло не вызвать бурного протеста с их стороны. Борьба вокруг Закона 1935 г. началась сразу же после его принятия. До 1937 г. борьба велась за признание закона неконституционным, затем за пересмотр его Конгрессом, в котором за последующие 10 лет было рассмотрено 200 соответствующих законопроектов.
В 1947 г. такой пересмотр состоялся, был принят Закон Тафта-Хартли, который действует по настоящее время.
ЗАКОН ТАФТА-ХАРТЛИ 1947 г. – 235 стр. Хрестоматии
Закон Тафта-Хартли (Закон о регулировании трудовых отношений) был призван создать механизм пресечения незаконных забастовок, а также предотвращения политизации профсоюзов. Достижение этих целей правящие круги видели в политике дальнейшей интеграции профсоюзов в регулирующий социальные отношения государственный механизм, а также в наделении президента значительными правами для предотвращения конфликтов в промышленности, особенно тех, которые угрожали общественной безопасности.
Закон пресекал ряд направлений «нечестной трудовой практики» профсоюзов:
§ запрещал некоторые виды забастовок, в том числе вторичные бойкоты (т. е. бойкоты против тех предпринимателей, которые не являлись непосредственными нанимателями бастующих рабочих),
§ стачки солидарности,
§ пикетирование предприятий с тем, чтобы добиться от предпринимателя заключения договора с профсоюзом, который не прошел установленной законом процедуры его официального признания,
§ забастовки государственных служащих,
§ стачки, создающие угрозу национальной безопасности, и т. д.
Допустимые формы забастовок оговаривались рядом условий:
§ введением двухмесячного «охладительного периода»,
§ обязательным извещением предпринимателя о намерении провести забастовку,
§ голосованием рабочих перед объявлением забастовки и проч.
Запретив договор «закрытого цеха» и ограничив возможность заключения договора «союзного цеха», Закон тем самым существенно ограничил право профсоюзов диктовать предпринимателям условия найма рабочей силы.
Закон создавал также постоянно действующий президентский механизм для пресечения «недозволенной профсоюзной активности». Президент мог запретить стачку на 80 дней, если, с его точки зрения, она «угрожала национальным интересам», мог обратиться в суд для вынесения судебного приказа о запрещении стачки, назначить арбитражную комиссию для рассмотрения трудового конфликта.
Значение Закона Тафта-Хартли:
1. привел большему упорядочению отношений между трудом и капиталом,
2. внес значительную лепту в согласование их целей и задач и тем самым способствовал укреплению политической стабильности, в чем интересы американских предпринимателей и профсоюзов никогда не расходились.
ВАГНЕРА ЗАКОН (Национальный закон о трудовых отношениях) — один из ключевых актов Нового курса и основа трудового законодательства США; подписан президентом США Ф. Д. Рузвельтом 5 июля 1935 года. Назван в честь сенатора от штата Нью-Йорк Роберта Ф. Вагнера (1877—1953).
Основная цель закона состояла в устранении неравенства при заключении трудового договора между работниками, не имевшими возможности свободно объединятся в профсоюзы, а также выбирать модель и условия контракта, и работодателями. Авторы закона видели решение в распространении практики коллективных трудовых договоров, которые работодатель был обязан заключить с представителем трудового коллектива — независимым профсоюзом. Право на его создание было предоставлено ст. 7 Вагнера закона. В то же время ст. 8 содержала запрет на вмешательство работодателей в формирование и работу профсоюзов, а также запрет на дискриминацию членов профсоюзов при устройстве на работу. С другой стороны, Вагнера закон позволял вносить в новые коллективные договоры положение, запрещавшее брать на работу не членов профсоюза. Авторы закона обусловливали его необходимость экономически: принятие Вагнера закона должно было привести к росту среднего дохода, что, по их мнению, стимулировало бы выход из экономической депрессии. Для содействия в формировании профсоюзных организаций, контроля за выполнением закона и борьбой с «нечестными трудовыми практиками» было создано Национальное управление по трудовым отношениям. Действие Вагнера закона не распространялось на государственных служащих и сотрудников железнодорожных и авиационных компаний.
В результате принятия закона права и возможности профсоюзов в США резко возросли, что вызвало многочисленные протесты со стороны работодателей. Сталелитейная компания «Jones & Laughlin» пыталась оспорить конституционность Вагнера закона в верховном суде США, но проиграла процесс в 1937 году. Американские корпорации были недовольны резко возросшим влиянием профсоюзов, необходимостью вести переговоры по зарплате, медицинскому и пенсионному страхованию работников. Многие годы американские компании вели борьбу против забастовок, бойкотов и юридических забастовок (участию работников в забастовках, организованных профсоюзом на другом предприятии) и за право принимать на работу не только членов профсоюза. В итоге часть их требований была учтена в законе Тафта—Хартли 1947 года. Парадоксально, но Вагнера закон подвергла критике и крупнейшая американская профсоюзная организация — Американская федерация труда. Она обвинила Национальное управление по трудовым отношениям в продвижении интересов главного конкурента — Конгресса производственных профсоюзов, образованного в 1936 году.
Некоторые историки и экономисты полагают, что Вагнера закон стал одной из важных причин безуспешности борьбы с безработицей во второй половине 1930-х годов в США.
С. Б. Вольфсон.
Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2016,с. 432-433.
Литература:
Один из основных законодательных актов о труде, закон Тафта-Хартли поставил профсоюзы под контроль государства, обязав их ежегодно представлять в министерство труда сведения организационного и финансового характера. Профсоюзам было запрещено заниматься политической деятельностью; руководители и активисты профсоюзов должны были под присягой заявить о непринадлежности к Коммунистической партии (в 1959 это положение отменено). Существенному ограничению подверглось право на забастовки и локауты, незаконными были признаны политические забастовки, забастовки солидарности; при проведении экономической забастовки профсоюз должен предварительно (за 60 дней) уведомить об этом предпринимателя и специальный административный орган — федеральную службу по посредничеству и примирению. Если забастовка угрожала национальной безопасности, федеральные власти могли ввести 80-дневный запрет на ее проведение. Новый закон позволил работникам не вступать в профсоюзы (запретив практику создания «закрытых цехов» — предприятий, принимающих на работу только членов профсоюза). Судам было предоставлено право прекращения забастовок. Закон внес изменения в большую часть статей профсоюзного закона Вагнера (1935) и был принят конгрессом, контролируемым республиканцами, преодолев вето президента Гарри Трумэна. В 1959 году в дополнение к этому закону был принят закон Лендрама-Гриффина.
23 сентября 1950 года по предложению сенатора Маккарена и члена палаты представителей Вуда конгрессом США был принят закон о внутренней безопасности. Этот закон обязал американскую компартию регистрироваться в Министерстве юстиции в качестве «агентов иностранной державы», сообщать данные о своих должностных лицах, членах, финансовой и организационной деятельности. За невыполнение предписаний закона и отказ от регистрации предусматривает наказание в виде тюремного заключения на срок до 5 лет и штраф в сумме до 10 тысяч долларов.
Стандартная для буржуазных государств практика приписывания всем несогласным штампа «иностранный агент». Ведь гораздо проще недовольных, митингующих граждан или политических оппонентов обозвать 5-й колонной, чем разбираться в объективных причинах их недовольства. Тем-более, что буржуазная власть не способна это сделать и даже не заинтересована в этом.
В 50-е годы коммунистические идеи были на подъёме и для борьбы с ними в США не придумали ничего лучше, чем записывать коммунистов в иностранные агенты. Это звучит абсурдно, ведь в каждой стране есть рабочие. Каждый сознательный рабочий будет отстаивать свои права, начиная от создания профсоюза и требований на достойные условия и оплату труда, и заканчивая формированием партии и требованиями политическими. Но если делить человеческое общество не на страны, а на классы, то всё выглядит куда логичнее. Для капиталистов рабочие являются источником обогащения, но потенциально и оружием, которое может их уничтожить. Как бы капиталисты не отрицали марксистскую теорию, они понимают её правильность и делают всё, чтобы этого не поняли простые трудящиеся, чтобы они не сформировали классовое сознание и не превратились из источника обогащения капиталистов в их палачей.
Именно для уничтожения коммунистических и левых организаций принимался закон Вуда – Маккарена, вместе с законом Смита 1940 г. и законом Браунелла — Батлера 1954 г.
В результате многолетней борьбы компартии США добилась признания закона Вуда – Маккарена неконституционным, в 1967 году преследование компартии США было прекращено.
С развалом СССР компартия США ушла далеко от марксистской теории и в данный момент мало что из себя представляет. Несмотря на рост популярности социалистических идей в США буржуазии удаётся уводить людей от борьбы классовой на борьбу за права сексуальных и национальных меньшинств.
Глава 7. Взаимоотношения между трудящимися и администрацией.
Подглава II
Трудовые отношения в федерации
§ 151. (Констатация и провозглашение политики)
Опыт показал, что практика некоторых рабочих организаций, их должностных лиц и членов имеет иногда целью или неизбежно влечет за собой осложнение или препятствование коммерции.
§ 157. (Право работников на организацию, ведение коллективных переговоров и т.п.)
Работники имеют право на самоорганизацию, на создание рабочих организаций, вступление в них и содействие им, на ведение коллективных переговоров через представителей, назначенных по собственному выбору, и на участие в иной совместной деятельности, имеющей целью ведение коллективных переговоров и другую взаимную помощь и защиту, а также имеют право частично или полностью воздерживаться от подобного рода деятельности.
§ 158. (Недобросовестная трудовая практика)
b) Недобросовестной трудовой практикой со стороны рабочей организации или ее агентов признается:
1) воспрепятствование или принуждение при осуществлении работниками прав, гарантированных 157 настоящего раздела.
3) отказ вести коллективные переговоры с нанимателем
4) (1) вовлечение либо побуждение или поощрение физического лица, работающего по найму, к участию в забастовке
7) пикетирование или побуждение к пикетированию либо угроза пикетированием или призывом к пикетированию по отношению к нанимателю, если это имеет целью обязать или принудить нанимателя признать рабочую организацию или вести с ней переговоры как с представителем его работников или принудить работников предпринимателя принять или избрать такую рабочую организацию в качестве коллективного договорного представителя.
c) Выражение каких-либо взглядов, договоров или мнений либо распространение их в письменной, печатной, графической или визуальной форме не представляет собой или не может служить доказательством недобросовестной трудовой практики.
d) Ведение коллективных переговоров рассматривается как исполнение взаимной обязанности нанимателя и представителя работников.
При этом, однако, если имеется вступивший в силу коллективный договор, ни одна из сторон, участвующих в таком договоре, не в праве прекратить или изменить этот договор, если только сторона, желающая такого прекращения или изменения:
1) не вручила другой стороне письменное уведомление о предполагаемом прекращении или изменении за 60 дней до момента истечения срока его действия или в случае, когда момент истечения срока в договоре не указан, — за 60 дней до момента предлагаемого прекращения или изменения;
3) в течение 30 дней после такого уведомления, если к этому моменту не достигнуто соглашение, не сообщила о
наличии спора Федеральной службе по посредничеству и примирению.
§ 159. Представители и выборы
b) Управление устанавливает в каждом конкретном случае, какая единица (имеется в виду рабочая организация) является пригодной для целей ведения коллективных переговоров с точки зрения обеспечения наибольшей свободы в осуществлении работниками прав, гарантированных настоящим (законом).
1) Управление не должно возбуждать официальное обвинение по жалобе, поданной организацией в соответствии с пунктом «е» § 160 настоящего раздела, если такая рабочая организация и национальная или международная организация, филиалом или составным звеном которой является эта рабочая организация, не представила до этого момента министру труда копий своего устава и правил и может доказать, что до этого момента она представила министру труда финансовый бюджет, показывающий все любого рода поступления и источники таких поступлений.
d) Обязанностью всех рабочих организаций является ежегодное представление министру труда отчетов в пред-
писанной им форме, содержащих текущую информацию, аналогичной той, которую она обязана сообщить в первоначальном отчете, представленном в соответствии с настоящей статьей, и никакое официальное обвинение не может быть возбуждено на основании 160 по жалобе, поданной рабочей организацией, если она не сможет доказать, что она и национальная или международная рабочая организация, филиалом или составным звеном которой она является, выполнила обязанность, установленную настоящим пунктом.
Управление не должно возбуждать официальное обвинение по жалобе, поданной, рабочей организацией в соответствии с пунктом 160, если в Управление не представлено каждым должностным лицом такой рабочей организации и национальной или международной организации, филиалом или составным звеном которой она является, письменное показание под присягой подтверждающее, что он не является или не являлся членом Коммунистической партии и что он не придерживается или не придерживался убеждения и не является или не являлся членом организации, которая придерживается убеждения или учит, что правительство Соединенных Штатов должно быть свергнуто с помощью силы или незаконных и неконституционных методов.
§ 160. Предупреждение недобросовестной трудовой практики
a) Управление полномочно, как это предусмотрено ниже, предупреждать совершение каким-либо лицом недобросовестной трудовой практики, затрагивающей коммерцию.
b) Если какое-либо лицо обвиняется в том, что оно применяло или применяет недобросовестную трудовую практику, Управление либо назначенные для этих целей агент или агентство имеют право возбудить и распорядиться о вручении такому лицу официального обвинения
c) Управление должно издать и вручить такому лицу приказ, обязывающий его прекратить и воздерживаться впредь от недобросовестной трудовой практики и совершить такие предписанные ему действия, включая восстановление работников с оплатой или без оплаты за вынужденный прогул.
е) Управление правомочно предъявить в апелляционный суд Соединенных Штатов или в районный суд Соединенных Штатов того района, где имела место незаконная трудовая практика, иск о принудительном осуществлении такого приказа.
§ 162. (Преступления и наказания)
Любое лицо, которое умышленно сопротивляется, препятствует, мешает или вмешивается в действия члена Управления, агента или агентства при исполнении ими обязанностей, предусмотренных настоящей подглавой, наказывается штрафом до 5000 долларов, или тюремным заключением на срок не более одного года, или штрафом и тюремным заключением вместе.
§ 163. (Сохранение права на забастовку)
Ничто в настоящей подглаве, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено, не следует толковать как какое-либо вмешательство, воспрепятствование или умаление права на забастовку или как установление ограничений или оговорок, касающихся такого права.
Подглава III
Примирительное урегулирование трудовых споров; чрезвычайные обстоятельства в федерации
§ 172.(Федеральная служба посредничества и примирения)
а) Настоящим учреждается независимое агентство, именуемое «Федеральная служба посредничества и примирения».
§ 173.(Функции службы)
а) В целях предупреждения или сведения к минимуму препятствий к свободному осуществлению коммерции, возникающих в связи с трудовыми спорами, обязанностью службы является оказание помощи сторонам, участвующим в трудовом споре на производстве, затрагивающем коммерцию, в урегулировании такого спора путем посредничества и примирения.
§ 178. (Забастовки, подлежащие судебному запрету)
а) Президент может дать указание генерал-атторнею обратить ся в районный суд Соединенных Штатов, юрисдикции которого подчинены стороны, за получением судебного приказа о запрещении забастовки или локаута, и если суд установит, что такая назревающая или происходящая забастовка или локаут:
1) отражается на промышленности в целом или на важной ее отрасли, затрагивающей торговлю, коммерцию, транспорт, связь или коммуникации между несколькими штатами или с иностранными государствами, или затрагивает производство товаров для коммерции и
2) если допустить, чтобы они произошли или продолжались, что может создать угрозу для общественного здоровья или безопасности, то он имеет право запретить любую такую забастовку или локаут или их продолжение и издать другие приказы, как считает нужным.
§ 179. (Действия закона по мирному урегулированию спора в период судебного запрета)
а) Если районный суд выдал приказ…, запрещающий действия или практику, создающую или способную создать
угрозу здоровью или безопасности в федерации, стороны участвующие в трудовом споре, обязаны приложить усилия для разрешения и урегулирования разногласий, используя содействие Федеральной службы.
б) После издания такого приказа Президент созывает следственную комиссию, которая ранее представила отчет
о данном споре По истечении 60-дневного периода (если к тому времени спор не был урегулирован) комиссия представляет Президенту отчет. В течение последующих 15 дней Национальное управление по трудовым отношениям проводит тайное голосование работников каждого из нанимателей, участвующих в споре для выяснения того, согласны ли они принять окончательное предложение их нанимателя по урегулированию спора, и затем в течение 5 последующих дней удостоверяет результаты такового перед генералом-атторнеем.
§ 180. (Отмена запрета)
После удостоверения результатов такого голосования или после урегулирования спора соглашением генерал-атторней обращается в суд с ходатайством об отмене запрета, и это ходатайство должно быть удовлетворено и запрет отменен.
§ 188. (Забастовка государственных служащих)
Объявляется незаконным со стороны физического лица, выполняющего работу по найму для Соединенных Штатов или какого-либо их органа, принимать участие в забастовке.
Сборник документов по истории государства и права зарубежных стран / Сост. Б. Баланик, В.Н. Струнников.
М.,1971.