Тактические цель государственного управления

Цель – это описание желаемого результата. Любое социальное управление предполагает постановку определенных целей, т.е. целеполагание. Тем более это касается государственного управления, где сложный и многоуровневый тип управленческих действий предполагает четкую и хорошо структурированную систему целей.

По источнику возникновения и содержания, ниспадающей (от более к менее сложной и в то же время производной) и логической последовательности (когда предыдущая детерминирует последующую) основные виды целей государственного управления образуют следующую структуру:

-общественно-политические, охватывающие комплексное, целостное, сбалансированное и качественное развитие общества;

-социальные, отражающие влияние общественно-политических целей на социальную структуру общества, взаимоотношения ее элементов, состояние и уровень социальной жизни людей;

-духовные, связанные в одном аспекте с восприятием духовных (культурных) ценностей, которыми руководствуется общество, а в другом – с ведением духовного потенциала общества в реализацию общественно-политических и социальных целей;

-экономические, характеризующие и утверждающие систему экономических отношений, обеспечивающих материальную основу реализации общественно-политических и иных целей;

-производственные, состоящие в создании и поддержании активности тех управляемых объектов, которые соответствуют вышеназванным целям и способствуют их осуществлению;

-организационные, направленные на решение организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления – построение соответствующих функциональных и организационных структур;

-деятельностно-праксеологические, предполагающие распределение и регулирование деятельности по конкретным структурам, служебным и рабочим местам;

-информационные, ведущие к обеспечению намеченных целей необходимой, достоверной и адекватной информацией;

-разъяснительные, требующие отработки знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей государственного управления.

«Древо” целей государственного управления:

а) стратегические цели, связанные с качеством общества, его сохранением или преобразованием;

б) стратегические цели развертываются в оперативные, фиксирующие в крупные блоки действий по достижению первых;

в) тактические, определяющие каждодневные и конкретные действия по достижению первых и вторых целей.

Важно не только уметь определить и систематизировать принципы и цели государственного управления в России. Необходимо продемонстрировать навыки их анализа и оценки. Общая структура анализа принципов и целей может быть построена следующим образом:

¨ характеристика содержания принципа или цели государственного управления;

¨ роль, значение его в функционировании и развитии современной России;

¨ степень, уровень его реализации в реальной практике государственного управления;

¨ анализ причин, не позволяющих в полной мере реализовать данный принцип, цель;

¨ определение основных путей, мер, направленных на устранение этих причин.

Вопросы и задания для проверки знаний:

1. Дайте общее определение цели, целеполагания.

2. Дайте определение целям государственного управления.

3. Как выглядит «древо» целей государственного управления?

4. Назовите основные виды целей государственного управления.

5. Дайте определение стратегической цели государственного управления.

6. Приведите примеры оперативных и тактических целей государственного управления.

7. Опишите структуру анализа принципов и целей государственного управления.

Контрольные тесты

1. Какие виды целей государственного управления являются детерминирующими для целей духовного вида:

1) социальные;

2) общественно-политические;

3) социальные и общественно-политические;

4) организационные.

2. С чем связаны стратегические цели государственного упраления:

1) с качественным состоянием общества, его сохранением или преобразованием;

2) с конкретными и каждодневными действиями по государственному управлению;

3) с комплексным развитием общества;

4) с решением организационных проблем в субъекте и объектах государственного управления.

3. Правильная логическая последовательность «дерева” целей государственного управления определяется как:

1) стратегические цели, тактические цели, оперативные цели;

2) оперативные цели, стратегические цели, тактические цели;

3) стратегические цели, оперативные цели, тактические цели;

4) стратегические цели, общественно-политические цели, оперативные цели.

4. Производными от экономических видов целей государственного управления являются следующие виды целей:

1) производственные цели;

2) общественно-политические цели;

3) духовные цели;

4) социальные цели.

5. Программа инновационного развития региона на долгосрочный период содержит в себе:

1) оперативные цели инновационного развития региона;

2) тактические цели инновационного развития региона;

3) стратегические цели инновационного развития региона;

4) краткосрочные цели инновационного развития региона.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Борисова Е.К.

Борисова Екатерина Константиновна — студент, кафедра теории и истории государства и права, административного права, Томский государственный университет, г. Томск

Аннотация: государственное управление, отношения, складывающие в процессе государственной управленческой деятельности — сложная, многогранная проблема, которая находится на острие политической жизни, тесно связана с идеологическими воззрениями и вызовом времени. На пути устойчивого развития страны важную роль играет именно государственное управление. Выступая связывающим, организующим звеном в обществе, оно призвано направлять, согласовывать совместную деятельность людей, привлекать их к активному участию в жизни государства. Именно управление способствует наиболее рациональному осуществлению целей, задач государства. Ключевые слова: правовой акт, правовой институт, управление.

УДК-34

Главные признаки государственного управления обусловливают множественность и разнонаправленность его целей. Цели раскрывают его главные характеристики с точки зрения конечного результата управленческого воздействия на общество.

Основополагающая цель государственного управления — обеспечение оптимальной организации и структурирования, осуществление руководства, координации и регулирования процессов, протекающих в отношениях субъекта и объекта управления.

Выделяются следующие цели государственного управления:

— Социально-экономические цели, т. е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

— Политические цели, т. е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

— Обеспечительные цели, т. е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;

— Организационно-правовые цели, т. е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

С учетом намеченных целей определяются основные задачи государственного управления.

1. Создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов. В этом случае речь идет о так называемом «обеспечительном», «положительном» управлении. Государство осуществляет управление организациями (публичными структурами), которые играют в жизни общества важную социально-культурную роль и выполняют общественно-полезные функции (например, управление в сфере оказания социальной помощи, управление в сфере здравоохранения и образования); деятельность управляемых организаций и учреждений направлена на воспитание и обучение людей, удовлетворение их интересов, повышение благосостояния.

2. Обеспечение общественного порядка и безопасности. Решение данной задачи направлено на защиту правопорядка, самого государства и граждан от угрожающей опасности: это, например, борьба с эпидемиями, беспорядками, нарушением правил дорожного движения, правил противопожарной безопасности, контроль промышленной деятельности, способной причинить вред людям и окружающей природной среде. Для решения этой задачи создаются специальные органы государственного управления, которые наделяются специальными полномочиями. Эта задача решается посредством применения мер административного принуждения, т.е. здесь имеет место «принуждающее» государственное управление.

3. Государственное регулирование процессов, происходящих в области социальной, экономической и культурной жизни, и государственная поддержка некоторых предприятий и организаций. В данном случае речь идет об особой государственной поддержке некоторых отраслей экономики, отдельных производств, развития предпринимательства, народных промыслов, об особых мерах внимания и заботы в отношении тех регионов страны, в которых

сложилась сложная ситуация. Типичными инструментами такого вида государственного управления являются план, субсидии, дотации.

4. Создание кадрового потенциала управления (государственной службы). Эта задача особенно важна потому, что именно государственные служащие практически выполняют функции государственного управления, имея для этого необходимые полномочия.

Список литературы

Добавить комментарий