Техника систематизации нормативных актов

Систематизация нормативных правовых актов — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативных актов путем их внутренней и внешней обработки для системного воздействия на общественные отношения; это приведение законодательства в определенную систему.

Иначе, Систематизация — это деятельность по упорядочению и совершенствова­нию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

Необходима для обеспечения:

    • доступности законодательства,
    • удобства пользования законодательством,
    • устранения устаревших и неэффективных норм права,
    • разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

Упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д.

Виды систематизации нормативных правовых актов

Современная юриспруденция использует в основном три вида (способа) систематизации:

    1. инкорпорация;
    2. консолидация;
    3. кодификация.
Инкорпорация как вид систематизации нормативных правовых актов

Инкорпорация — это вид (способ) систематизации, при котором норма­тивно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке — алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих изданиях.

Различают инкорпорацию:

    • официальную — это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов;
    • неофициальную — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).

Черты инкорпорации:

    • она может носить как официальный, так и неофициальный характер;
    • субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и об­щественные организации и частные лица;
    • инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систе­матизации;
    • нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке.

Внешняя обработка заключается в том, что:

    1. из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие си­лу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;
    2. исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
    3. в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание зако­нодательства или иной нормативный акт.

Особой разновидностью собрания законодательства является свод зако­нов, который представляет собой:

    • инкорпорированное издание нормативных актов высших органов влас­ти (законодательной и исполнительной);
    • источник официального опубликования;
    • собрание всего действующего законодательства (инкорпорированного) без какого-либо исключения.
Консолидация как вид систематизации нормативных правовых актов

Консолидация — это вид (способ) систематизации, при котором несколь­ко близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупнен­ный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нор­мативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Черты консолидации:

    1. представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкор­порация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);
    2. проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;
    3. при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).

Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

Кодификация как вид систематизации нормативных правовых актов

Кодификация — это такой вид систематизации, который имеет правотвор­ческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-пра­вового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной перера­ботки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внут­ренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Черты кодификации:

    • представляет собой наиболее сложную и совершенную форму сис­тематизации;
    • по существу является видом правотворчества, поскольку объектом ко­дификации выступают непосредственно нормы права;
    • кодификацию всегда осуществляют только компетентные государствен­ные органы на основании конституционных или других законных полномочий;
    • в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, про­изводится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;
    • кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными соци­альными преобразованиями;
    • результатом кодификации является кодификационный акт, который от­личает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединя­ет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствую­щее положение среди других отраслевых актов.

Кодификационные акты делятся на три вида:

    1. основы законодательства, устанавливающие важнейшие модельные нормативные положения определенной отрасли или сферы государственного управления в федеративном государстве;
    2. кодекс — комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни (гражданскую, уголовную и др.);
    3. устав, положение — комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством).

Понятие систематизации законодательства. Законодательство не есть какая-то застывшая, раз и навсегда данная система нормативных правовых актов. Это динамичная, постоянно развивающаяся и обновляющаяся система. Однако со временем в действующем законодательстве накапливается огромное множество нормативных правовых актов, нередко противоречащих друг другу и не согласующихся между собой. Система законодательства становится громоздкой, внутренне противоречивой и труднодоступной для восприятия должностными лицами и гражданами. В результате снижается эффективность действующего законодательства, возникают проблемы с его применением, осложняется поиск нормативных актов, необходимых для решения практических вопросов. Вследствие этого рано или поздно возникает потребность в расчистке и упорядочении действующего законодательства, приведении его в стройную, внутренне согласованную систему. Деятельность, связанную с этим, в юриспруденции принято именовать систематизацией законодательства. Обычно под систематизацией законодательства понимают деятельность, связанную с упорядочением действующего законодательства и приведением его в стройную, внутренне согласованную систему.

Систематизация законодательства как деятельность, связанная с упорядочением действующего законодательства, преследует две цели: 1) освобождение действующего законодательства от избыточного нормативного материала, что делает его более компактным, и 2) приведение законодательства (или отдельных его отраслей) в определенную систему, что делает его обозримым и доступным для должностных лиц и граждан. При этом систематизация законодательства может осуществляться как органами государства, так и частными лицами, носить официальный и неофициальный характер, быть полной или частичной.

Формы систематизации законодательства. Чтобы получить более глубокие представления о систематизации законодательства, необходимо рассмотреть ее формы. В учебниках и научной литературе чаще всего выделяется три формы систематизации законодательства: кодификация, консолидацияиинкорпорация.Однако следует признать оправданным выделение и такой ее формы, как учет законодательства.


Кодификациязаконодательства считается наиболее сложной и в то же время качественно отличающейся от других формой систематизации законодательства. Ее главной отличительной чертой является то, что она связана с коренной переработкой действующего законодательства и изданием взамен множества разрозненных нормативно-правовых актов единых, внутренне согласованных кодифицированных актов (кодексов, уставов, положений и т. д.). В этой связи кодификация законодательства всегда сопряжена с правотворческой деятельностью и носит официальный характер.

Кодификация законодательства – достаточно сложный и трудоемкий процесс, в ходе которого не только система законодательства освобождается от множества разрозненных нормативных актов, но и обновляется система права. В процессе кодификации происходит основательная переработка действующих в той или иной сфере правового регулирования юридических норм, нередко обновляется их содержание, устраняются пробелы и противоречия в правовом регулировании соответствующих общественных отношений, отменяются устаревшие, неэффективные и малоэффективные нормы права. В результате на свет появляется новый нормативный акт – кодифицированный акт, нормы которого, как правило, охватывают значительную область тех или иных общественных отношений. По этой причине некоторые авторы считают кодификацию не формой систематизации, а формой совершенствования законодательства.

В юридической литературе, в том числе и в учебниках по теории государства и права, выделяют несколько видов кодификации законодательства. Чаще всего – всеобщую, отраслевуюи специальную. Под всеобщейкодификацией понимается принятие сводных кодифицированных актов по всем основным отраслям права и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа «кодекса кодексов». Отраслеваякодификация представляет собой кодификацию той или иной отрасли права и создание кодифицированного акта, объединяющего, если не все, то значительную часть норм соответствующей отрасли права (например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс). Специальная кодификация – это кодификация одного или нескольких институтов права, в результате которой нередко создаются комплексные кодифицированные акты (Лесной кодекс, Таможенный кодекс, Воздушный кодекс и др.).

Как уже было отмечено, результатом кодификации законодательства является создание и принятие кодифицированных актов. Практика выработала принятие различных видов кодифицированных актов. В Российской Федерации это основы законодательства, кодексы, уставы, положенияиправила.

Основы законодательстваотносятся к актам федерального законодательства, содержащим принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в нормативных актах субъектов Федерации. В настоящее время в Российской Федерации действуют Основы законодательства о культуре, Основы законодательства о нотариате, Основы законодательства об охране здоровья граждан и некоторые другие.

Кодексыпредставляют собой крупные сводные акты, регулирующие определенную сферу однопорядковых общественных отношений. Как правило, они исчерпывающе регулируют соответствующие общественные отношения и не нуждаются в издании конкретизирующих их нормативных актов. Кодексы бывают отраслевыми либо комплексными (межотраслевыми). Отраслевые кодексы (Гражданский, Уголовный, Семейный и др.) содержат нормы одной отрасли права, комплексные кодексы (Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.) содержат нормы нескольких отраслей права.

Уставы – это комплексные нормативные акты, регулирующие либо ту или иную сферу государственной деятельности (например, Устав железных дорог регулирует работу железнодорожного транспорта), либо деятельность определенных органов и организаций (например, Устав Центробанка).

Положения – это сводные нормативные акты, детально регламентирующие правовое положение, задачи и компетенцию определенных органов, учреждений и организаций (например, Положение о Федеральной антимонопольной службе).

Правила – это нормативные акты, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила дорожного движения).

Другой формой систематизации законодательства, также связанной с правотворческой деятельностью и носящей официальный характер, является консолидация законодательства.

Консолидация представляет собой такую форму систематизации законодательства, при которой устраняется множественность нормативно-правовых актов одинаковой юридической силы, принятых в разное время по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам. Результатом консолидации является принятие соответствующим правотворческим органом нового укрупненного нормативного акта, в состав которого включаются нормы, содержавшиеся в ранее действовавших разрозненных нормативных актах.

Консолидация имеет определенные черты сходства с кодификацией законодательства. Это выражается в том, что консолидация, как и кодификация, сопряжена с правотворческой деятельностью, в результате которой взамен множества разрозненных, нередко противоречащих друг другу нормативных актов создается единый сводный нормативный акт. Вместе с тем консолидацию следует отличать от кодификации. Это отличие состоит в том, что консолидированные акты не устанавливают новых норм права, что характерно для кодифицированных актов, и ничего не меняют в правовом регулировании соответствующих общественных отношений. Нормы права, которые ранее были закреплены в различных разрозненных нормативных актах, лишь располагаются в консолидированном акте в определенной логической последовательности. При этом производится их редакционная правка, устраняются противоречия, повторы, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, вырабатывается единый стиль изложения. То есть имеет место внешняя обработка нормативного материала без изменения его по существу.

Принятие консолидированных нормативных актов имеет достаточно широкое распространение в мировой практике. Например, в Великобритании издаются десятки такого рода актов, объединяющие акты парламента, принятые в разное время по одному и тому же предмету регулирования. Во Франции развито принятие кодексов, объединяющих нормативно-правовые предписания по одному и тому же вопросу. К числу таких кодексов, являющихся актами консолидации, относятся, например, Кодекс дорог общественного пользования, Кодекс сберегательных касс и некоторые другие. В Российской Федерации консолидированные нормативные акты чаще всего издаются министерствами и центральными ведомствами как акты, укрупняющие различные акты ведомственного правотворчества.

Более простой формой систематизации законодательства, по сравнению с кодификацией и консолидацией, является инкорпорация. Инкорпорациязаконодательства, как форма его систематизации, не связана с правотворческой деятельностью и заключается в создании разного рода сборников или собраний нормативных правовых актов. При этом содержание нормативных правовых актов, включаемых в такие сборники или собрания, изменяться не может. Они включаются такими, какие есть. Допускается только внешняя обработка нормативных актов. Например, из них исключаются отмененные статьи, статьи, в которые были внесены изменения, излагаются в новой редакции и т. д.

В зависимости от того, кем осуществляется инкорпорация, различают официальную и неофициальную инкорпорацию. Официальнаяинкорпорация осуществляется либо правотворческими органами, т. е. органами, издавшими нормативные правовые акты, либо органами, специально уполномоченными на это правотворческими органами. Некоторые авторы к официальной инкорпорации относят только ту, которая осуществляется самими правотворческими органами, а инкорпорацию, которая осуществляется по поручению правотворческих органов, называют официозной (полуофициальной). Примером официальной инкорпорации может быть Собрание законодательства Российской Федерации, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального собрания, указы и распоряжения Президента РФ, решения Конституционного Суда РФ по вопросам толкования Конституции РФ и соответствия ей законов и нормативных актов высших органов государственной власти Российской Федерации. Неофициальнаяинкорпорация осуществляется организациями и частными лицами по собственной инициативе и без санкции уполномоченных на то государственных органов. Примером неофициальной инкорпорации могут быть различные сборники нормативных правовых актов, издаваемые для удовлетворения потребностей практики или в научных целях.

В зависимости от того, по какому признаку производится размещение нормативных актов в сборниках или собраниях законодательства, различают хронологическую и систематическую (или предметную) инкорпорацию. При хронологической инкорпорации нормативные акты размещаются в сборниках или собраниях законодательства по хронологическому признаку, т. е. с учетом времени их принятия. Примером такой систематизации законодательства может служить уже упоминавшееся Собрание Законодательства Российской Федерации. В нем соответствующие нормативные акты публикуются с учетом времени их принятия. При систематической (предметной) инкорпорации нормативные акты в сборниках или собраниях размещаются по предметному признаку, т. е. с учетом предмета правового регулирования. Примером такой систематизации законодательства может служить Свод законов Российской Федерации, работа по созданию которого ведется в настоящее время.

Наконец, в зависимости от объема охватываемого нормативного материала различают полную (генеральную) и частичную инкорпорацию. При полной (генеральной)инкорпорации составляются собрания, охватывающие все или большую часть законодательства страны (или субъекта федерации), при частичной инкорпорации составляются сборники законодательства по отдельным институтам или отраслям права.

Сборники и собрания законодательства, как результат его инкорпорации, необходимо отличать друг от друга. Сборниками называются инкорпорированные издания законов или иных нормативных правовых актов, принятых одним или несколькими правотворческими органами, а также тематические издания законов и иных нормативных актов. Сборники нормативных актов могут готовиться как самими правотворческими органами, так и другими органами и организациями, а также частными лицами. Собраниями обычно называют инкорпорированные издания нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной власти страны. Разновидностью собрания законодательства является свод законов, представляющий собой инкорпорированное издание нормативных актов высших органов законодательной и исполнительной власти, объединенных по предметному признаку.

Инкорпорация играет весьма важную роль в процессе систематизации законодательства. Благодаря ей, обеспечивается доступ самого широкого круга субъектов к достоверной информации о действующих в стране законах и подзаконных нормативных актах.

Наряду с перечисленными формами систематизации законодательства – кодификацией, консолидацией и инкорпорацией – некоторые авторы выделяют и такую ее форму, как учет законодательства (учет нормативных актов). Учет законодательства считается самой простой формой систематизации нормативных правовых актов и представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

Учет законодательства осуществляется различными государственными и негосударственными органами, учреждениями, предприятиями, организациями как для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации, так и для обеспечения (в том числе и на коммерческой основе) правовой информацией иных субъектов. Особую роль учет законодательства играет в деятельности судебных и прокурорских органов.

Принято выделять несколько видов учета нормативных правовых актов. Наиболее простым является журнальный учет. Он связан с фиксацией реквизитов нормативных актов в специальных журналах и ведется по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. При использовании хронологического принципа нормативные акты регистрируются по датам их принятия, алфавитно-предметного – по предметным рубрикам, расположенным по алфавиту, системно-предметного – с учетом отраслей, подотраслей и институтов права.

Другим, более совершенным видом учета законодательства является картотечный учет. Он связан с созданием разного рода карточек, расположенных по определенной системе. На карточках могут быть зафиксированы либо основные реквизиты нормативного акта (вид акта, его заголовок, дата издания, место его официального опубликования), либо полный текст акта. Рубрики картотеки определяются на основе выработанного заранее словника или рубрикатора, а поиск нужных карточек осуществляется либо ручным способом, либо в полуавтоматизированном или автоматизированном режиме.

Следующим видом учета законодательства считается ведение контрольных текстов действующих нормативных актов. Этот вид учета законодательства связан с внесением в тексты официальных изданий законов и подзаконных нормативных актов отметок об отмене, изменении, дополнении этих актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.

В настоящее время все более широкое распространение получает так называемый автоматизированный учет законодательства, основанный на использовании современной компьютерной техники и связанный с созданием автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) по законодательству. В Российской Федерации такого рода системы созданы в аппаратах Государственной Думы, Совета Федерации, Президента РФ, в Министерстве юстиции и ряде других федеральных органов. Созданы и коммерческие автоматизированные информационно-поисковые системы законодательства «Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс» и некоторые другие.

⇐ ПредыдущаяСтр 49 из 80

Юридическая техника – это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства.

Соответственно, юридическую технику можно разделить:

· на правотворческую;

· правореализационную (правоприменительную);

· интерпретационную.

Важнейшим видом юридической техники является правотворческая, которой присущи свои приемы (способы) и средства. Учитывая это, можно сказать, что правотворческая техника – это совокупность приемов (способов) и средств подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования нормативных правовых актов.

Средства юридической техники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных

(реквизиты) и специально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания и т.п.)средств, технико-юридический инструментарий, используемый для конструирования нормативного акта. В качестве средств правотворческой техники, в частности, используются:

1. средства юридического выражения воли законодателя, которая может выражаться в различном построении норм права, в помещении их в соответствующую отрасль права;

2. средства словесно-документального изложения текста документа (реквизиты: наименование акта, его заголовок, дата принятия, вступление в действие, подписи и т. п.);

3. структурное построение (определенный порядок расположения материала, его расчлененность и согласованность и др.);

4. правовые презумпции (предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденных предшествующим опытом);

5. правовые фикции (несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия. Фикции в нормативных актах выражаются словами «как бы», «как если бы», «допустим».

6. Фиктивным является начало исчисления срока для признания гражданина безвестно

7. отсутствующим или умершим);

8. правовые аксиомы (положения, не требующие в юридическом процессе доказательств –нельзя быть судьей в своем собственном деле; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; ответственность может наступить только за вину; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и то же правонарушение; нет преступления без указания на то в уголовном законе и др.);

9. правовые оговорки (имеющие специальную нормативно-лексическую форму положения,

которые частично изменяют содержание или объем действия нормы права и порождают определенные юридические последствия. Формы нормативного выражения правовых оговорок – те термины и логико-языковые конструкции, при помощи которых в нормативных актах

устанавливаются оговорки типа «как правило», «кроме случаев», «за исключением», «как минимум», «при необходимости», «имея в виду», «независимо от» и др.).

Эффективность и результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов.

Юридическая техника в реальной жизни выступаеткак явление подвижное, динамичное. Необходимо отметить, что уровень развития юридической техники всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Несомненно также и то, что

юридическая техника не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.

Правила подготовкипроектовнормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Назовем наиболее общие из них:

1) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

2) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

3) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

4) ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «буйнопомешанный», «исключительный цинизм» и др.;

5) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);

6) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.

К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок (полный и сокращенный), указание на адресатов юридического документа.

1. простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и эмоционально насыщенных терминов типа «бесчинство», «исключительный цинизм» и др.;

2. отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов («присовокуплять», «довольствие» и др.);

3. краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс, который не нарушает установленной нумерации.

66. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

Правовой статус — это совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит фактический социальный статус, т.е. реальное положение человека в данной системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его в законодательные рамки. Социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

Правовой статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки реально действующей политико-юридической системы, принципов демократии, государственных основ данного общества. Потому его нельзя правильно понять и раскрыть, не обращаясь к сущности того уклада, в условиях которого он складывается и функционирует Правовой статус — это часть, элемент общества.

Для современного юридического статуса личности в Российской Федерации характерны такие особенности, как крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, безопасность.

Правовой статус — это сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.

Виды правового статуса. Различают: а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родовой, статус определенных категорий граждан; в) индивидуальный статус; г) статус физических и юридических лиц; д) статус иностранцев, лиц без гражданства или с

двойным гражданством, беженцев; е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;

ж)отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.;

з)профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств). Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью.

Специальный, или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов – одна из задач юридической науки.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязанностей, ответственности, возможностей – признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, распаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов – множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Само собой разумеется, что специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному.

Правовой статус – сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.

В структуру этого понятия входят следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность;ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.

Было установлено, чтоправоспособность и правовой статус – разные явления и категории. Они соотносятся как часть и целое. Правовой статус, безусловно, базируется на правоспособности, но к ней не сводится. Он шире, богаче, структурно сложнее, выступает обобщающим, собирательным понятием.

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 3651 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

⇐ ПредыдущаяСтр 49 из 80

Систематизация права — один из видов юридической работы. Вполне понятно, что к ней предъявляются те же требования, которые обеспечивают качество любой юридической работы.

Систематизация права – деятельность по обеспечению системности права, по приведению действующих нормативных актов в единую, согласованную. цельную систему.

Системность права, система законодательства и систематизация в праве – явления, находящиеся в единении, во взаимозависимости.

Системность права – такое его объективное свойство, которое, складываясь в силу экономических и иных социальных потребностей, нуждается вместе с тем (для своего поддержания и развития) в целенаправленной правотворческой работе.

Система законодательства в отличие от системы самого права характеризуется подвижностью, непосредственной зависимостью от субъективного фактора, от усмотрения законодателя. Нормативные акты издаются в различное время, разными, подчас непосредственно не соподчиненными между собой правотворческими органами. Многие акты принимаются в связи с определенными конкретными событиями или особыми задачами в деятельности государства, его органов. Иногда акты оказываются несогласованными, а то и противоречивыми.

Самостоятельными формами систематизации являются:

• учет; Учетом.нормативньх актов называются сбор действующих нормативных актов их обработка, расположение по определенной системе, хранение государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также выдача справок по запросам заинтересованных органов, учреждений, предприятий и граждан.

• инкорпорация; Инкорпорацией называется объединение нормативно-правоных актов определенного уровня в сборники или собрания законодательства, Инкорпорация может быть:

официальной (своды законов государства и т. д.) и полуофициальной (инкорпорация по поручению министерств, ведомств); неофициальной (создание сборников и т. д . по инициативе частных лиц, предприятий, учреждений, фирм и др.).


Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

• консолидация; Консолидацией называется объединение сходных по предмету регулирования нормативных актов. Консолидация — это форма систематизации, в процессе которой десятки нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу.

Консолидация осуществляется компетентными органами государства и является разновидностью правотворчества.

• кодификация, Кодификация коренная переработка однородных нормативных актов и создание на их базе нового сводного нормативного акта стабильного содержания (как правило,

ключевого) для соответствующей отрасли права (например, кодекса).

Принципы

Под принципами принято понимать фундаментальные, основополагающие идеи, которые движут субъектами права, выполняющими ту или иную юридическую работу. Нарушение их способно сделать работу бесполезной. Вот почему принципы обычно выступают как требования, которые должны неуклонно исполняться.

Принципы систематизации — это обязательные требования, реализация которых позволит субъектам систематизации достичь поставленного результата по приведению системы правовых актов в сбалансированную и пригодную для использования систему.

принципы:

— полнота (речь идет не только об исчерпывающем сборе актов, но и о ревизии их по всем основаниям);

— непротиворечивость Непротиворечивость — свойство формальной системы, заключающееся в невыводимости из неё противоречия. Если отрицание какого-то предложения из системы может быть доказано в теории, то о самом предложении говорится, что оно опровержимо в ней. Непротиворечивость системы означает, что никакое предложение не может быть в ней и доказано, и вместе с тем опровергнуто. Требование Непротиворечивости является обязательным требованием к научной и, в частности, логической теории. Противоречивая система заведомо несовершенна: наряду с истинными положениями она включает также ложные, в ней что-то одновременно и доказывается, и опровергается. Во многих системах имеет место закон Дунса Скота. В этих условиях доказуемость противоречия означает, что становится доказуемым.

— иерархичность Многие авторы рассматривают иерархичность в качестве атрибутивного свойства системы.Иерархия является распространенным типом структуры системных объектов. Особенно характерна она для систем управления в мире биологических и социально-экономических явлений.

Иерархичность системы. Элементы системы находятся в различных отношениях между собой и место каждого из них является местом на иерархической лестнице системы.

Система хотя и проявляет себя как единичный и целостный объект, но состоит из элементов (подсистем, частей), т.е., систем более низкого порядка. В то же время она сама может быть системой (подсистемой, частью), входящей в состав системы более высокого порядка.

Язык правовых актов

Законодательная техника охватывает целый ряд процедур правотворческой деятельности: определение предмета закона, выбор формы, структуры акта, языковые и иные требования к его содержанию и оформлению.

Особый раздел законодательной техники — это язык закона. Право воздействует на волю и сознание людей при помощи языковых средств. Именно язык служит средством передачи информации о содержании правовых предписаний. Языковое воплощение нормативного правового акта придает воле законодателя цельность, законченность формы, обеспечивает удобства для изучения и применения.

Нормативный правовой акт — это письменное литературное произведение, и к нему предъявляются такие же требования, как и к любому другому произведению книжно-письменной речи. Нормативный акт представляет собой один из подвидов официально-делового произведения наряду с другими актами-документами, имеющими юридическое значение.

При изложении законодательной мысли в форме нормативного акта используются языковые средства, выработанные специально для данной сферы правотворчества, т.е. употребляемые преимущественно или даже исключительно в данной области.

Это дает основание выделить язык законодательства как самостоятельный стиль литературного языка, который обусловлен особыми социальными задачами, стоящими перед правом, специфическим способом отображения предмета и характеризуется специальными композиционными и стилистическими средствами, особым словарным составом языка для выражения мысли законодателя.

Выделим наиболее яркие особенности языка закона:

официальный характер, документальность внешнего языкового выражения мысли законодателя;

ясность и простота языка законодательства;

максимальная точность выражения языка.

Можно выделить следующие требования к терминологии закона:

использование терминов с четким и строго очерченным смыслом;

употребление слов и выражений обычно в более узком или специальном значении по сравнению с тем, какое они имеют в общелитературном языке;

использование слов и выражений в прямом и первичном их значении;

отказ от двусмысленных и многозначных терминов;

единство применяемой терминологии по всему законодательству или по крупным его разделам, которые выражается в первую очередь в том, что один и тот же термин в различных нормативных актах и разные правовые понятия не следует обозначать одним и тем же термином.

Законодательная техника содержит требования к стилю изложения: логическая последовательность и стройность изложения мысли законодателя, ее смысловая завершенность; единообразие способов изложения однотипных формулировок, хотя содержательно, с точки зрения информативности, они могут быть различными.

Соблюдение указанных условий повысит качество принимаемых актов с точки зрения совершенства их формы, послужит устойчивости нормативных актов.

Одной из важнейших тем современных правовых исследований является проблема законодательной техники. Важнейшей составной частью законодательной техники являются такие проблемы, как правила и принципы логического построения нормативно-правовых актов, стиль закона и используемый при его создании язык.

Добавить комментарий