Немаловажное место в системе источников таможенного права занимает Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», отменивший ранее действовавший Федеральный закон от 13.10.1995 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
Закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности определил: основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами; полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности.
В данном нормативном документе перечислены методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.
Особо указывается на недопустимость применения иных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 12 Закона).
Анализ законодательства позволяет отнести к числу источников таможенного права также ряд федеральных законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них можно выделить:
1) Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который имеет целью сохранение культурного наследия народов России и, наряду с законодательством о государственной границе и таможенным законодательством, направлен на защиту культурных ценностей от незаконного ввоза в Россию, вывоза за ее пределы и передачи права собственности на них.
К компетенции таможенных органов согласно данному нормативному акту относится контроль за установленным им порядком вывоза и ввоза в страну культурных ценностей, а также привлечение виновных лиц к ответственности за незаконный ввоз, незаконный вывоз либо невозвращение временно вывезенных культурных ценностей;
2) Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», который закрепил принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля (к числу которых относится и ФТС России), права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.
Закон является основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок обращения валюты и валютных ценностей на территории РФ, а также порядок совершения валютных операций субъектами валютного права. В основу данного законодательного акта был положен принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом»;
3) Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», устанавливающий правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в сфере противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.
К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, в пределах предоставленных им полномочий были отнесены и таможенные органы России;
- 4) Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», урегулировавший правоотношения, возникающие при обороте (в том числе и незаконном перемещении оружия через таможенную границу) гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории России, и направленный на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия;
- 5) Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Рассмотрим пример, связанный с применением конкурентного законодательства к отношениям, складывающимся в таможенной сфере.
ООО «Таможенная карта» обратилось в ФАС России с жалобой на действия таможенных органов.
В ходе проведенной ФАС России проверки было установлено, что в 2000 г. рядом кредитных организаций была создана специализированная межбанковская система расчетов по таможенным платежам с использованием банковских карт.
Порядок приема таможенными органами таможенных карт для уплаты таможенных платежей, а также учета поступающих на счет таможни денежных средств, уплаченных с применением таможенных карт был регламентирован приказом ГТК России от 03.08.2001 № 757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей» (вместе с Технологией расчетов по таможенным и иным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт)).
Предусматривалось, что координацию эмиссии таможенных карт, а также координацию действий всех участников платежной системы, обеспечение их информационной поддержки могла осуществлять организация, определенная участниками проекта по согласованию с ГТК России – единый координатор эмиссии таможенных карт (далее – Координатор). Правом осуществлять непосредственную эмиссию таможенных карт наделялись кредитные организации (банки-эмитенты). При этом, в качестве банка-эмитента могли выступать только те кредитные учреждения, которые заключили договор с Координатором.
В свою очередь, таможенные органы в целях обеспечения приема таможенных карт должны были заключить соответствующий договор с Координатором. В результате одним Координатором стало ООО «Таможенная карта», а другим – ООО «Таможенная платежная система».
В ноябре 2009 г. ФТС России издала распоряжение, запрещающее принимать таможенные карты к оплате до тех пор, пока Координаторы успешно не пройдут процедуру тестирования карт на взаимодействие с программным комплексом, установленным в таможенных органах. Это тестирование ФТС России приняло решение проводить в связи с изменениями в ТК РФ 2003 г., согласно которым платежи должны были поступать на счета федерального казначейства, а не таможенных органов. В результате таможенные органы перестали принимать к оплате карты, эмитированные ООО «Таможенная карта» и ООО «Таможенная платежная система».
Федеральной антимонопольной службой было также установлено, что фактические действия ФТС России, ГНИ ВЦ ФТС России, ЦЭТ и ЦАТ, связанные и исполнением Распоряжения № 207-р, свидетельствовали о намеренном затягивании процедуры прохождения тестирования ООО «Таможенная карта» и предоставлении преимуществ при прохождении тестирования ООО «Таможенная платежная система».
Одной из причин непрохождения ООО «Таможенная карта» тестирования стало неисполнение данным Координатором требований разработанной ФТС России «Программы и методики испытаний систем координаторов эмиссии таможенных карт» (далее – Методика), а именно непредставление в таможенные органы, уполномоченные Распоряжением № 207-р провести тестирование документов, на основании которых тестирование проводится.
Соответственно, ООО «Таможенная карта» не было осведомлено об условиях и порядке проведения тестирования, в частности, и о необходимости представления и согласования с ГУИТ ФТС России и ГНИВЦ ФТС России или с иными структурными подразделениями ФТС России и таможенными органами, уполномоченными Распоряжением № 207-р на проведение тестирования Координаторов, документов, на основании которых должно было проводиться тестирование.
Методика была представлена ООО «Таможенная карта» только по прошествии четырех месяцев с момента издания Распоряжения № 207-р, в связи с чем ООО «Таможенная карта» не имело возможности пройти это тестирование.
Кроме того, согласно пояснениям лиц, участвовавших в рассмотрении дела, Распоряжение № 207-р также не направлялось Координаторам и не публиковалось в открытом доступе.
В то же время из представленных в ФАС России документов следовало, что ООО «Таможенная платежная система» прошло тестирование в соответствии с Методикой за три дня в течение трех недель после издания ФТС России Распоряжения № 207-р. Таким образом, представление ФТС России доступа к информации об условиях и порядке прохождения тестирования ООО «Таможенная платежная система» в приоритетном порядке способствовало успешному прохождению тестирования данным Координатором и обеспечению приема таможенными органами таможенных карт, эмитированных в рамках платежной системы, организованной ООО «Таможенная платежная система».
К маю 2010 г. работа платежной системы, организованной ООО «Таможенная карта», была практически полностью прекращена вследствие отказов таможенных органов, перешедших на новый порядок уплаты таможенных платежей, принимать таможенные карты, эмитированные в рамках этой платежной системы, на основании непрохождения ООО «Таможенная карта» тестирования. Напротив, работа ООО «Таможенная платежная система» после прохождения успешного тестирования возобновилась.
Федеральная антимонопольная служба по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), стремясь восстановить здоровую конкуренцию среди систем расчетов по таможенным платежам с использованием таможенных карт, пришла к выводу, что ФТС России нарушила Федеральный закон «О защите конкуренции»: она воспрепятствовала приему к оплате таможенных карт, выпущенных платежной системой «Таможенная карта», представила «Таможенной платежной системе» доступ к информации в приоритетном порядке.
8 февраля 2011 г. Комиссией было принято решение и предписание по делу по обращению ООО «Таможенная карта» с жалобой на действия ФТС России. Согласно п. 2 и 6 ч. 1 ст. 15 Закона федеральным органам исполнительной власти запрещено осуществлять действия, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев осуществления таких действий. В частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке. Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ФТС России, связанных с изданием и исполнением Распоряжения № 207-р, нарушения п. 2 и 6 ч. 1 ст. 15 Закона, выразившегося в препятствовании осуществлению деятельности ООО «Таможенная карта» и ООО «Таможенная платежная система» в качестве Координаторов и предоставлении ООО «Таможенная платежная система» доступа к информации в приоритетном порядке.
Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ФТС России предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
С целью эффективного использования возникающего множества законов необходимо однозначное понимание их видов, общих и специфических признаков, соотношения между собой.
Имеется два официальных способа установления классификации законов:
1. Конституционный, когда в конституциях закрепляется перечень основных нормативно-правовых актов. Например, в Конституции Австрии имеется раздел II «Законодательная власть федерации», в Конституции ФРГ — раздел VII «Законодательство федерации», в Конституции Российской Федерации — ряд статей (15, 76, 90, 105, 108, 115 и др.), в Конституции Украины — части статей и статьи (85, 91, 92, 106, п. 4 Раздела XV и др.).
2. Издание специального закона о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик, указанием способов обеспечения с целью правильного соотношения между собой. Например, в Италии действуют «Общие положения о Законе» (1942 г.), в котором перечислены источники права: закон, регламент, корпоративная норма, норма-обычай, а также установлены пределы регулирования каждым актом. В Болгарии действует Закон «О нормативных актах» (1973 г.). Интересно, что в России раньше федерального был принят закон о нормативно-правовых актах в Якутии (Соха). В Украине подготовлены проекты законов «О нормативно-правовых актах», а также «О законах и законодательной деятельности», которые регулируют процесс организации законопроектных работ, определяют порядок подготовки, экспертизы, согласования, принятия, толкования и действия нормативно-правовых актов.
По значению и месту в системе законодательства законы можно разделить на:
конституции |
конституционные законы |
обычные (текущие) законы |
обеспечительные (оперативные) законы |
1. Конституции — основные законы, которые регламентируют основы общественной, политической, экономической жизни общества, права и свободы граждан.
Они бывают двух видов:
• кодифицированные — представляют собой единый писанный основной закон (Конституция Украины, Конституция РФ, Конституция США и др.). Их ещё называют моноконституционными актами. Правда, Конституцию Франции 1958 г., которая является кодифицированной, нельзя назвать моноконституционным актом, поскольку к Основному закону 1958 г. решением Конституционного совета приравнены такие акты, как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула! Конституции 1946 г.;
• некодифицированные — состоят из группы законов (Великобритания, Швеция, Канада), предметом регулирования которых является особый род общественных отношений, отнесенный к конституционному праву, — основы общественного и государственного строя, права и свободы граждан и др. В Канаде — это конституционные акты 1867-1987 гг.: Конституционный акт 1982 г.; Хартия о правах и Билль о правах, принятые в ряде провинций; Акт о Верховном суде, Антидискриминационный акт и др. Основной конституционный документ Канады гласит: «Мы хотим иметь конституцию, в принципе похожую на конституцию Великой Британии». А в Великобритании нет единой писаной конституции, а есть группа конституционных законов (статутов) — Акт о парламенте 1911 г., Акт о министрах Короны 1937 г., Акт о местном управлении 1972 г. и др., действующих вместе с судебными прецедентами и конституционными обычаями, именуемыми конституционными соглашениями. Поэтому английскую конституцию называют конституцией смешанного типа.
2. Конституционные законы —
• законы, на которые ссылается конституция либо необходимость принятия которых прямо предусмотрена действующей конституцией. Как правило, эти законы конкретизируют отдельные положения конституции либо содержат отсылку к конституции (избирательная система, организация и проведение референдума, организация и деятельность парламента, президента, конституционного суда и т.д.);
• законы, которыми вносятся изменения, дополнения в действующую конституцию (см., например, раздел XIII Конституции Украины).
Закон, которым вносятся изменения в конституцию, отличается от закона, принятие которого предусмотрено действующей конституцией тем, что он после утверждения (принятия) приобретает высшую юридическую силу и становится составной частью конституции.
К сожалению, в Конституции Украины четко не указан блок общественных отношений, который регулируется конституционным законом. Из анализа Конституции Украины можно сделать вывод, что конституционным законом следует регулировать принятие Большого Государственного Герба и Государственного Гимна Украины, описание государственных символов (ст. 20), внесение изменений в Конституцию (ст. 155), решение о смещении Президента Украины в порядке импичмента (ст. 111) и ряд других.
В Конституции России чётко определён блок федеральных конституционных законов. К их числу отнесены законы, регламентирующие чрезвычайное положение (ст. 56), изменение статуса субъекта Федерации (ст. 66), описание и порядок использования Государственного флага, герба и гимна России (ст. 70), референдум (ст. 87), введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88) порядок деятельности правительства Российской федерации (ст. 114), установление судебной системы России (118) и др. (всего 15).
Конституционный закон отличается от иных законов следующими признаками:
а) юридической силой;
б) предметом регулирования — особая сфера;
в) порядком принятия — особая процедура. Как правило, конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов (в Украине — 2/3, в России — 3/4).
Процедура принятия конституционного закона может иметь упрощенный, усложненный или смешанный характер. В Украине конституционно закреплена смешанная процедура принятия вносимых изменений в Конституцию: упрощенная (2/3 конституционного состава Верховной Рады) — для законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины для всех разделов (кроме разделов І, ІІІ, XIІІ); усложненная (2/3 конституционного состава Верховной Рады с последующим утверждением всеукраинским референдумом, назначаемым Президентом Украины) — для законопроекта о внесении изменений в разделы І, ІІІ, XIII.
3. Обычные законы — регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни в соответствии с конституцией. Это значительная по количеству и подвижная групп законов, которые принимаются простым большинством голе сов. Обычные законы весьма разнообразны по содержанию.
Наиболее типичными по объему регулирования являются следующие виды обычных законов:
а) общие законы — законы, регламентирующие определенную сферу общественных отношений и распространяющиеся нс всех.
Общие законы могут быть:
— кодифицированные (например, Уголовный кодекс, Гражданский Кодекс и др.);
— текущие (например, Закон о выборах);
б) специальные законы — законы, регламентирующие ограниченную (специальную) сферу общественных отношений и распространяющиеся на часть населения (например, законы о пенсиях, об образовании, о милиции и др.).
4. Обеспечительные (оперативные) законы — нормативно-правовые акты, которыми вводятся в действие отдельные законы, ратифицируются международные договоры и др. Их назначение состоит не в издании новых норм, а в оперативном подтверждении, поддержании системы норм, содержащихся в иных отдельных законах и международных договорах, которые регулируют важнейшие отношения и требуют незамедлительного принятия. Это законы, содержащие нормы о нормах. Например, Закон Украины «О ратификации Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путём, 1990» от 17.12.1997 года. К этой группе законов можно отнести законы о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик.
Обеспечительные (оперативные) законы не могут существовать вне других законов, т. е. тех, которые ими вводятся в действие, и международных договоров, требующих ратификации.
Виды законов по сроку действия:
1) постоянные — законы, действующие без ограничения срока;
2) временные — законы, действующие с ограничением срока (например, законы «О налогообложении», «О бюджете на 2001 г.»);
3) чрезвычайные (как разновидность временных законов) — принимаются в определенных, предусмотренных конституцией, ситуациях и действуют на период чрезвычайного положения (напр., провозглашение отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической опасности, объявление войны). Их особенность состоит в том, что они прекращают действие других законов. Так, введение военного положения прекращает действие КЗоТ.
Виды законов по субъектам законотворчества:
— принятые гражданским обществом (народом) в результате референдума;
— принятые законодательным органом государства.
Виды законов по границам действия:
— законы Украины;
— законы Автономной Республики Крым.
Виды законов по структурной форме:
— кодифицированные;
— некодифицированные.
К последним примыкают Собрания законодательства, Своды законов, которые являются актами такого вида систематизации законодательства, как консолидация.
Виды законов по отраслевому признаку:
— конституционно-правовые;
— гражданско-правовые;
— административно-правовые и т. п.
Имеются и межотраслевые (комплексные) — о здравоохранении, образовании и др.
Виды законов по сферам общественной жизни:
— законы в области регулирования экономики;
— законы в области регулирования политики;
— законы в области регулирования социальной сферы;
— законы в области регулирования военной сферы и др.
См. Закон Украины «О законах и законодательной деятельности» (после его принятия).
Среди основных направлений развития законодательства Украины можно выделить следующие:
• разработка новых законов, необходимость которых вытекает из Конституции Украины;
• приведение текущих законов в соответствие с Основным Законом;
• адаптация текущих законов к нормам европейского и международного права.
Законы
Законы и подзаконные акты
Виды нормативных актов по юридической силе
Законы | Подзаконные акты |
1. Конституция | 1. указы Президента |
2. Федеральный конституционный закон | 2. постановления Правительства |
3. Федеральный закон | 3. постановления, инструкции, приказы министерств и ведомств |
4. закон субъекта Федерации | 4. акты региональных органов государственной власти |
5. локальные нормативные акты |
Конституция представляет собой основополагающий учредительный юридический акт страны, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы граждан, форму государства, систему органов государственной власти и другие основные устои жизни общества.
Конституция может быть принята путем октроирования (фр. octroyer — жаловать, даровать) – пожалована монархом, а также парламентом или специальным учредительным органом (например, Учредительным собранием), но каждый раз от имени. Реже Конституция принимает непосредственно народом на референдуме.
Во многих странах, в том числе в России, законы, в свою очередь, подразделяются на два вида:
1) федеральные конституционные законы;
2) федеральные законы (их зачастую называют текущими).
Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя. Они служат своего рода продолжением конституции, ее дополнением, конкретизацией, развитием. Процедура их принятия — более сложная, чем текущих законов. Сама конституция при этом считается Основным законом. Конституционных законов — не так уж много.
Например, в Конституции РФ имеется глава 6 «Правительство Российской Федерации». В этой главе помещена статья 114, перечисляющая функции Правительства. Вторым пунктом статьи установлено: «Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом».
В соответствии с данным пунктом был принят Федеральный конституционный закон (сокращенно — ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.
Примерами федеральных конституционных законов могут служить, в частности, также:
ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 года;
ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года;
ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;
ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;
ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года;
ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 года;
ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года, — и другие.
Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем «просто» федеральные (или текущие) законы. Федеральных законов насчитывается несколько тысяч.
Регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.
В группе текущих законов выделяются так называемые кодифицированные законы, или кодексы. Есть у них и другое название: органические законы.
Кодексы- сложные, систематизированные законы. В России насчитывается более двух десятков кодексов: уголовный, гражданский, семейный, трудовой, налоговый, бюджетный, водный, лесной, воздушный, таможенный и др.
ЗАКОНЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ Быконя А.В. Email: Bykonya1799@scientifictext.ru
Быконя Артём Васильевич — студент, Институт финансовой и экономической безопасности Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва
Аннотация: в современных условиях большинство людей знает, что закон обладает высшей юридической силой, но о том, что существуют различные его виды, не многие знают, поэтому целесообразно об этом рассказать. В данной статье речь идет о том, что такое «закон», есть ли разница между нормативным правовым актом и законом, какие его разновидности существуют, в чем их особенность, каким образом выстроена российская правовая система, в чем состоят особенности федеральных конституционных законов и других видов законов в зависимости от основания классификации.
Ключевые слова: понятие «закон», виды законов, нормативный правовой акт, конституционные законы, обыкновенные законы, российская правовая система.
LAWS: CONCEPT, TYPES AND THEIR CHARACTERISTICS
Bykonya A.V.
Keywords: concept of law, kinds of laws, normative legal act, constitutional laws, ordinary laws, the Russian legal system.
УДК340
Закон — это нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающей высшей юридической силой .
В свою очередь, возникает вполне логичный вопрос: что же такое нормативный правовой акт? Нормативный правовой акт — акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях соподчиненности с другими актами.
Необходимо отметить, что закон имеет ряд принципиальных отличий от нормативного правового акта (в дальнейшем — НПА):
1. Закон, следуя из определения, обладает высшей юридической силой, в силу этого он занимает ведущее место в системе законодательства и никакие другие акты не могут вступать с ним в противоречие;
2. Закон регулирует общественные отношения первично, то есть для которых впервые устанавливаются правовые рамки, например, земельные отношения;
3. Закон действует прямо и непосредственно;
4. Закон должен исполняться, а для того, чтобы это осуществилось, он обладает большими финансовыми и материальными ресурсами;
5. Закон эффективно обеспечивается. Возникает вопрос: каким образом? Государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности.
6. По сравнению с другими актами, к закону в стадии его подготовки, а в дальнейшем и обсуждения предъявляются более строгие требования.
Перечислим основные признаки закона:
1. Принимается представительными органами или населением .
2. Регулирует наиболее важные общественные отношения, к примеру, порядок образования и деятельности органов государства, права, свободы и обязанности человека и гражданина и т.д.
3. Первостепенно в сравнении с другими НПА.
4. Обладает высшей юридической силой.
5. Имеет строго выверенную процедуру создания, которая закреплена в законодательстве.
Рассматривая российскую правовую систему в настоящее время, выделяют следующие виды законов:
1. Первостепенное значение по своей юридической силе, конечно же, принадлежит основному закону нашей страны — Конституции РФ. Никакие другие акты в нашей стране не могут противоречить ей.
2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ). К их основным особенностям относятся:
A) они являются продолжением конституционных норм и помогают избегать частых поправок в текст Конституции РФ;
Б) по сравнению с другими законами обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия;
B) регулируют основополагающие, устойчивые общественные отношения;
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Г) обладают по сравнению с текущими законами более высшую юридическую силу.
3. Закон о поправке к Конституции РФ. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. о толковании статьи 136 Конституции РФ. Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в порядке, предусмотренном для ФКЗ.
4. Самая распространенная форма закона — Кодексы. Они содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Следует отметить, что кодексы не имеют более высокой юридической силы, чем другие законы того же уровня.
5. Законы о ратификации и денонсации международных договоров. К особенностям относятся:
— предмет регулирования точно определен;
— особая процедура принятия.
6. Модельные законы (появились после создания СНГ). Этот вид законов носит рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств -членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений.
7. Делегированное законодательство — новый вид для России и на федеральном уровне не использовался. Но в региональном законодательстве этот вид законов предусмотрен.
Суть делегированных законов состоит в том, что законодательные (представительные) органы государства делегируют исполнительным органам право принимать акты в форме законов.
8. Законы, принимаемые путем референдума. Особенность данного вида законов состоит в том, что они обладают высшей юридической силой и тот факт, что они могут быть отменены только на референдуме.
Если говорить в целом о видах законов, то всё зависит по какому основания проводить рассмотрение. В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы бывают конституционными и обыкновенными, или текущими, как их иногда называют . В зависимости от государства в которой действуют эти законы, то в одних странах,
например в РФ, конституционные законы — это те, которые касаются изменений, вносимых в Конституцию, а, если взять ряд других стран, то это законы, которые издаются по вопросам, касающимся Конституции. В свою очередь, обыкновенные законы — это нормативные акты, которые регулируют обособленные общественные отношения. Они издаются в форме кодексов, уставов и текущих законов.
Если рассматривать законы по отраслевой принадлежности, то выделяют законы, касающиеся той или иной отрасли права. Например, законы, содержащие нормы административного права и т.д.
В зависимости от объема и объекта регулирования выделяют общие и специальные законы. Общие, то есть те, которые регулируют целую область (сферу) общественных отношений в целом, как правило, это кодексы. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации. Специальные — те, которые регулируют часть общественных отношений, если сравнивать их с общими, то они будут составлять узкую часть, а общие законы — широкую. Например, «Патентный закон».
В зависимости от срока действия все законы делятся на постоянные, временные, чрезвычайные.
В зависимости от адресатов те законы, которые действуют в отношении всех граждан, называются общими, а те, которые касаются отдельных социальных групп или классов, называются специальными.
Список литературы /References
1. Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права. М.: Проспект, 2017. 464 с
2. Морозова Л.А. Теория государства и права. 5-е изд. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 464 с.
3. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд. М.: Проспект, 2017. 656 с.
Нормативно-правовые акты многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории на которой они действуют и т. д.
Особый интерес представляет деление нормативно-правовых актов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства.
Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками.
Во-первых, они принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.
Во-вторых, обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.
В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляются общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права свободы граждан и т. д.
В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты признаны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.
Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы конкретизирующие ее содержание.
Конституция является основным законом государства. Это основной закон всякого государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция — это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений.
Конституции Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Основными чертами конституции является:
- * основополагающий характер;
- * народность;
- * реальность;
- * стабильность.
Основополагающий характер конституции заключается в том, что она регулирует не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, существенные и, таким образом, носит обобщающий характер. Конституция должна в рамках минимального объема и количества норм закрепить лишь самое главное в устройстве общества и государства.
Народность конституции состоит в том, что она должна выражать интересы народа:
- * во-первых, закреплять те общественные отношения, которые отвечают менталитету и стремлениям народа;
- * во-вторых, исходить от народа и приниматься народом либо непосредственно, либо через своих представителей.
Реальность конституции означает, что данный документ должен отражать фактическую ситуацию в обществе. В противном случае конституция будет фиктивным документом, не имеющим авторитета в народе, и, следовательно, не будет соблюдаться.
Конституция документ длительного действия, поэтому стабильность является ее важнейшей чертой. Она должна обеспечивать незыблемость существующего порядка на определенное время и не может подвергаться частым и сиюминутным изменениям.
Однако нельзя допускать и иной крайности — воспринимать конституцию как «вечный» документ, который дан раз и навсегда и не подлежит изменениям. На практике это невозможно, поскольку жизнь идет, общество меняется, и, если соответствующие изменения не будут внесены, конституция «отстанет» от общественного развития и потеряет свою актуальность.
Конституция занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, которое определяется ее особыми свойствами и особой ролью. Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства. Значимость ее все больше возрастает в федеративных государствах, где она является основой для развития не только текущих законов, но и конституций субъектов Федерации.
Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией РФ. Это: законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т. д. Например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ.
Прямое закрепление в Конституции данных актов, круга регулируемых ими отношений, усложненная процедура принятия (обязательное одобрение не менее ? голосов членов Совета Федерации, невозможность наложения на него вета Президента) определяют их центральное место в системе действующего законодательства и повышенную юридическую силу.
Текущие (обыкновенные законы) принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.
Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы.
Органические (кодифицированные) законы — юридические цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены кодексы по различным отраслям законодательства. Например, Федеральный закон «О семеноводстве» от 17 декабря 1997 года №149-ФЗ.
Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.