Текущие законы

Немаловажное место в системе источников таможенного права занимает Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», отменивший ранее действовавший Федеральный закон от 13.10.1995 № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности определил: основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами; полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области внешнеторговой деятельности.

В данном нормативном документе перечислены методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Особо указывается на недопустимость применения иных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 12 Закона).

Анализ законодательства позволяет отнести к числу источников таможенного права также ряд федеральных законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них можно выделить:

1) Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который имеет целью сохранение культурного наследия народов России и, наряду с законодательством о государственной границе и таможенным законодательством, направлен на защиту культурных ценностей от незаконного ввоза в Россию, вывоза за ее пределы и передачи права собственности на них.

К компетенции таможенных органов согласно данному нормативному акту относится контроль за установленным им порядком вывоза и ввоза в страну культурных ценностей, а также привлечение виновных лиц к ответственности за незаконный ввоз, незаконный вывоз либо невозвращение временно вывезенных культурных ценностей;

2) Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», который закрепил принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного контроля (к числу которых относится и ФТС России), права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.

Закон является основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок обращения валюты и валютных ценностей на территории РФ, а также порядок совершения валютных операций субъектами валютного права. В основу данного законодательного акта был положен принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом»;

3) Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», устанавливающий правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в сфере противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

К числу органов, осуществляющих противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, в пределах предоставленных им полномочий были отнесены и таможенные органы России;

  • 4) Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», урегулировавший правоотношения, возникающие при обороте (в том числе и незаконном перемещении оружия через таможенную границу) гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории России, и направленный на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия;
  • 5) Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрим пример, связанный с применением конкурентного законодательства к отношениям, складывающимся в таможенной сфере.

ООО «Таможенная карта» обратилось в ФАС России с жалобой на действия таможенных органов.

В ходе проведенной ФАС России проверки было установлено, что в 2000 г. рядом кредитных организаций была создана специализированная межбанковская система расчетов по таможенным платежам с использованием банковских карт.

Порядок приема таможенными органами таможенных карт для уплаты таможенных платежей, а также учета поступающих на счет таможни денежных средств, уплаченных с применением таможенных карт был регламентирован приказом ГТК России от 03.08.2001 № 757 «О совершенствовании системы уплаты таможенных платежей» (вместе с Технологией расчетов по таможенным и иным платежам с применением микропроцессорных пластиковых карт (таможенных карт)).

Предусматривалось, что координацию эмиссии таможенных карт, а также координацию действий всех участников платежной системы, обеспечение их информационной поддержки могла осуществлять организация, определенная участниками проекта по согласованию с ГТК России – единый координатор эмиссии таможенных карт (далее – Координатор). Правом осуществлять непосредственную эмиссию таможенных карт наделялись кредитные организации (банки-эмитенты). При этом, в качестве банка-эмитента могли выступать только те кредитные учреждения, которые заключили договор с Координатором.

В свою очередь, таможенные органы в целях обеспечения приема таможенных карт должны были заключить соответствующий договор с Координатором. В результате одним Координатором стало ООО «Таможенная карта», а другим – ООО «Таможенная платежная система».

В ноябре 2009 г. ФТС России издала распоряжение, запрещающее принимать таможенные карты к оплате до тех пор, пока Координаторы успешно не пройдут процедуру тестирования карт на взаимодействие с программным комплексом, установленным в таможенных органах. Это тестирование ФТС России приняло решение проводить в связи с изменениями в ТК РФ 2003 г., согласно которым платежи должны были поступать на счета федерального казначейства, а не таможенных органов. В результате таможенные органы перестали принимать к оплате карты, эмитированные ООО «Таможенная карта» и ООО «Таможенная платежная система».

Федеральной антимонопольной службой было также установлено, что фактические действия ФТС России, ГНИ ВЦ ФТС России, ЦЭТ и ЦАТ, связанные и исполнением Распоряжения № 207-р, свидетельствовали о намеренном затягивании процедуры прохождения тестирования ООО «Таможенная карта» и предоставлении преимуществ при прохождении тестирования ООО «Таможенная платежная система».

Одной из причин непрохождения ООО «Таможенная карта» тестирования стало неисполнение данным Координатором требований разработанной ФТС России «Программы и методики испытаний систем координаторов эмиссии таможенных карт» (далее – Методика), а именно непредставление в таможенные органы, уполномоченные Распоряжением № 207-р провести тестирование документов, на основании которых тестирование проводится.

Соответственно, ООО «Таможенная карта» не было осведомлено об условиях и порядке проведения тестирования, в частности, и о необходимости представления и согласования с ГУИТ ФТС России и ГНИВЦ ФТС России или с иными структурными подразделениями ФТС России и таможенными органами, уполномоченными Распоряжением № 207-р на проведение тестирования Координаторов, документов, на основании которых должно было проводиться тестирование.

Методика была представлена ООО «Таможенная карта» только по прошествии четырех месяцев с момента издания Распоряжения № 207-р, в связи с чем ООО «Таможенная карта» не имело возможности пройти это тестирование.

Кроме того, согласно пояснениям лиц, участвовавших в рассмотрении дела, Распоряжение № 207-р также не направлялось Координаторам и не публиковалось в открытом доступе.

В то же время из представленных в ФАС России документов следовало, что ООО «Таможенная платежная система» прошло тестирование в соответствии с Методикой за три дня в течение трех недель после издания ФТС России Распоряжения № 207-р. Таким образом, представление ФТС России доступа к информации об условиях и порядке прохождения тестирования ООО «Таможенная платежная система» в приоритетном порядке способствовало успешному прохождению тестирования данным Координатором и обеспечению приема таможенными органами таможенных карт, эмитированных в рамках платежной системы, организованной ООО «Таможенная платежная система».

К маю 2010 г. работа платежной системы, организованной ООО «Таможенная карта», была практически полностью прекращена вследствие отказов таможенных органов, перешедших на новый порядок уплаты таможенных платежей, принимать таможенные карты, эмитированные в рамках этой платежной системы, на основании непрохождения ООО «Таможенная карта» тестирования. Напротив, работа ООО «Таможенная платежная система» после прохождения успешного тестирования возобновилась.

Федеральная антимонопольная служба по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), стремясь восстановить здоровую конкуренцию среди систем расчетов по таможенным платежам с использованием таможенных карт, пришла к выводу, что ФТС России нарушила Федеральный закон «О защите конкуренции»: она воспрепятствовала приему к оплате таможенных карт, выпущенных платежной системой «Таможенная карта», представила «Таможенной платежной системе» доступ к информации в приоритетном порядке.

8 февраля 2011 г. Комиссией было принято решение и предписание по делу по обращению ООО «Таможенная карта» с жалобой на действия ФТС России. Согласно п. 2 и 6 ч. 1 ст. 15 Закона федеральным органам исполнительной власти запрещено осуществлять действия, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев осуществления таких действий. В частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а также предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке. Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ФТС России, связанных с изданием и исполнением Распоряжения № 207-р, нарушения п. 2 и 6 ч. 1 ст. 15 Закона, выразившегося в препятствовании осуществлению деятельности ООО «Таможенная карта» и ООО «Таможенная платежная система» в качестве Координаторов и предоставлении ООО «Таможенная платежная система» доступа к информации в приоритетном порядке.

Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ФТС России предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

С целью эффективного использования возникающего множества законов необходимо однозначное понимание их видов, общих и специфических признаков, соотношения между собой.

Имеется два официальных способа установления классификации законов:

1. Конституционный, когда в конституциях закрепляется перечень основных нормативно-правовых актов. Например, в Конституции Австрии имеется раздел II «Законодательная власть федерации», в Конституции ФРГ — раздел VII «Законодательство федерации», в Конституции Российской Федерации — ряд статей (15, 76, 90, 105, 108, 115 и др.), в Конституции Украины — части статей и статьи (85, 91, 92, 106, п. 4 Раздела XV и др.).

2. Издание специального закона о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик, указанием способов обеспечения с целью правильного соотношения между собой. Например, в Италии действуют «Общие положения о Законе» (1942 г.), в котором перечислены источники права: закон, регламент, корпоративная норма, норма-обычай, а также установлены пределы регулирования каждым актом. В Болгарии действует Закон «О нормативных актах» (1973 г.). Интересно, что в России раньше федерального был принят закон о нормативно-правовых актах в Якутии (Соха). В Украине подготовлены проекты законов «О нормативно-правовых актах», а также «О законах и законодательной деятельности», которые регулируют процесс организации законопроектных работ, определяют порядок подготовки, экспертизы, согласования, принятия, толкования и действия нормативно-правовых актов.

По значению и месту в системе законодательства законы можно разделить на:

конституции

конституционные законы

обычные (текущие) законы

обеспечительные (оперативные) законы

1. Конституции — основные законы, которые регламентируют основы общественной, политической, экономической жизни общества, права и свободы граждан.

Они бывают двух видов:

• кодифицированные — представляют собой единый писанный основной закон (Конституция Украины, Конституция РФ, Конституция США и др.). Их ещё называют моноконституционными актами. Правда, Конституцию Франции 1958 г., которая является кодифицированной, нельзя назвать моноконституционным актом, поскольку к Основному закону 1958 г. решением Конституционного совета приравнены такие акты, как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула! Конституции 1946 г.;

• некодифицированные — состоят из группы законов (Великобритания, Швеция, Канада), предметом регулирования которых является особый род общественных отношений, отнесенный к конституционному праву, — основы общественного и государственного строя, права и свободы граждан и др. В Канаде — это конституционные акты 1867-1987 гг.: Конституционный акт 1982 г.; Хартия о правах и Билль о правах, принятые в ряде провинций; Акт о Верховном суде, Антидискриминационный акт и др. Основной конституционный документ Канады гласит: «Мы хотим иметь конституцию, в принципе похожую на конституцию Великой Британии». А в Великобритании нет единой писаной конституции, а есть группа конституционных законов (статутов) — Акт о парламенте 1911 г., Акт о министрах Короны 1937 г., Акт о местном управлении 1972 г. и др., действующих вместе с судебными прецедентами и конституционными обычаями, именуемыми конституционными соглашениями. Поэтому английскую конституцию называют конституцией смешанного типа.

2. Конституционные законы —

• законы, на которые ссылается конституция либо необходимость принятия которых прямо предусмотрена действующей конституцией. Как правило, эти законы конкретизируют отдельные положения конституции либо содержат отсылку к конституции (избирательная система, организация и проведение референдума, организация и деятельность парламента, президента, конституционного суда и т.д.);

• законы, которыми вносятся изменения, дополнения в действующую конституцию (см., например, раздел XIII Конституции Украины).

Закон, которым вносятся изменения в конституцию, отличается от закона, принятие которого предусмотрено действующей конституцией тем, что он после утверждения (принятия) приобретает высшую юридическую силу и становится составной частью конституции.

К сожалению, в Конституции Украины четко не указан блок общественных отношений, который регулируется конституционным законом. Из анализа Конституции Украины можно сделать вывод, что конституционным законом следует регулировать принятие Большого Государственного Герба и Государственного Гимна Украины, описание государственных символов (ст. 20), внесение изменений в Конституцию (ст. 155), решение о смещении Президента Украины в порядке импичмента (ст. 111) и ряд других.

В Конституции России чётко определён блок федеральных конституционных законов. К их числу отнесены законы, регламентирующие чрезвычайное положение (ст. 56), изменение статуса субъекта Федерации (ст. 66), описание и порядок использования Государственного флага, герба и гимна России (ст. 70), референдум (ст. 87), введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88) порядок деятельности правительства Российской федерации (ст. 114), установление судебной системы России (118) и др. (всего 15).

Конституционный закон отличается от иных законов следующими признаками:

а) юридической силой;

б) предметом регулирования — особая сфера;

в) порядком принятия — особая процедура. Как правило, конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов (в Украине — 2/3, в России — 3/4).

Процедура принятия конституционного закона может иметь упрощенный, усложненный или смешанный характер. В Украине конституционно закреплена смешанная процедура принятия вносимых изменений в Конституцию: упрощенная (2/3 конституционного состава Верховной Рады) — для законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины для всех разделов (кроме разделов І, ІІІ, XIІІ); усложненная (2/3 конституционного состава Верховной Рады с последующим утверждением всеукраинским референдумом, назначаемым Президентом Украины) — для законопроекта о внесении изменений в разделы І, ІІІ, XIII.

3. Обычные законы — регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни в соответствии с конституцией. Это значительная по количеству и подвижная групп законов, которые принимаются простым большинством голе сов. Обычные законы весьма разнообразны по содержанию.

Наиболее типичными по объему регулирования являются следующие виды обычных законов:

а) общие законы — законы, регламентирующие определенную сферу общественных отношений и распространяющиеся нс всех.

Общие законы могут быть:

— кодифицированные (например, Уголовный кодекс, Гражданский Кодекс и др.);

— текущие (например, Закон о выборах);

б) специальные законы — законы, регламентирующие ограниченную (специальную) сферу общественных отношений и распространяющиеся на часть населения (например, законы о пенсиях, об образовании, о милиции и др.).

4. Обеспечительные (оперативные) законы — нормативно-правовые акты, которыми вводятся в действие отдельные законы, ратифицируются международные договоры и др. Их назначение состоит не в издании новых норм, а в оперативном подтверждении, поддержании системы норм, содержащихся в иных отдельных законах и международных договорах, которые регулируют важнейшие отношения и требуют незамедлительного принятия. Это законы, содержащие нормы о нормах. Например, Закон Украины «О ратификации Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путём, 1990» от 17.12.1997 года. К этой группе законов можно отнести законы о правовых актах с содержанием в нём их перечня и нормативных характеристик.

Обеспечительные (оперативные) законы не могут существовать вне других законов, т. е. тех, которые ими вводятся в действие, и международных договоров, требующих ратификации.

Виды законов по сроку действия:

1) постоянные — законы, действующие без ограничения срока;

2) временные — законы, действующие с ограничением срока (например, законы «О налогообложении», «О бюджете на 2001 г.»);

3) чрезвычайные (как разновидность временных законов) — принимаются в определенных, предусмотренных конституцией, ситуациях и действуют на период чрезвычайного положения (напр., провозглашение отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической опасности, объявление войны). Их особенность состоит в том, что они прекращают действие других законов. Так, введение военного положения прекращает действие КЗоТ.

Виды законов по субъектам законотворчества:

— принятые гражданским обществом (народом) в результате референдума;

— принятые законодательным органом государства.

Виды законов по границам действия:

— законы Украины;

— законы Автономной Республики Крым.

Виды законов по структурной форме:

— кодифицированные;

— некодифицированные.

К последним примыкают Собрания законодательства, Своды законов, которые являются актами такого вида систематизации законодательства, как консолидация.

Виды законов по отраслевому признаку:

— конституционно-правовые;

— гражданско-правовые;

— административно-правовые и т. п.

Имеются и межотраслевые (комплексные) — о здравоохранении, образовании и др.

Виды законов по сферам общественной жизни:

— законы в области регулирования экономики;

— законы в области регулирования политики;

— законы в области регулирования социальной сферы;

— законы в области регулирования военной сферы и др.

См. Закон Украины «О законах и законодательной деятельности» (после его принятия).

Среди основных направлений развития законодательства Украины можно выделить следующие:

• разработка новых законов, необходимость которых вытекает из Конституции Украины;

• приведение текущих законов в соответствие с Основным Законом;

• адаптация текущих законов к нормам европейского и международного права.

Законы

Законы и подзаконные акты

Виды нормативных актов по юридической силе

Законы Подзаконные акты
1. Конституция 1. указы Президента
2. Федеральный конституционный закон 2. постановления Правительства
3. Федеральный закон 3. постановления, инструкции, приказы министерств и ведомств
4. закон субъекта Федерации 4. акты региональных органов государственной власти
5. локальные нормативные акты

Конституция представляет собой основополагающий учредительный юридический акт страны, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы граждан, форму государства, систему органов государственной власти и другие основные устои жизни общества.

Конституция может быть принята путем октроирования (фр. octroyer — жаловать, даровать) – пожалована монархом, а также парламентом или специальным учредительным органом (например, Учредительным собранием), но каждый раз от имени. Реже Конституция принимает непосредственно народом на референдуме.

Во многих странах, в том числе в России, законы, в свою очередь, подразделяются на два вида:

1) федеральные конституционные законы;

2) федеральные законы (их зачастую называют текущими).

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя. Они служат своего рода продолжением конституции, ее дополнением, конкретизацией, развитием. Процедура их принятия — более сложная, чем текущих законов. Сама конституция при этом считается Основным законом. Конституционных законов — не так уж много.

Например, в Конституции РФ имеется глава 6 «Правительство Российской Федерации». В этой главе помещена статья 114, перечисляющая функции Правительства. Вторым пунктом статьи установлено: «Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом».

В соответствии с данным пунктом был принят Федеральный конституционный закон (сокращенно — ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.

Примерами федеральных конституционных законов могут служить, в частности, также:

ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 года;

ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года;

ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;

ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;

ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года;

ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 10 октября 1995 года;

ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года, — и другие.

Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем «просто» федеральные (или текущие) законы. Федеральных законов насчитывается несколько тысяч.

Регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

В группе текущих законов выделяются так называемые кодифицированные законы, или кодексы. Есть у них и другое название: органические законы.

Кодексы- сложные, систематизированные законы. В России насчитывается более двух десятков кодексов: уголовный, гражданский, семейный, трудовой, налоговый, бюджетный, водный, лесной, воздушный, таможенный и др.

ЗАКОНЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ Быконя А.В. Email: Bykonya1799@scientifictext.ru

Быконя Артём Васильевич — студент, Институт финансовой и экономической безопасности Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва

Аннотация: в современных условиях большинство людей знает, что закон обладает высшей юридической силой, но о том, что существуют различные его виды, не многие знают, поэтому целесообразно об этом рассказать. В данной статье речь идет о том, что такое «закон», есть ли разница между нормативным правовым актом и законом, какие его разновидности существуют, в чем их особенность, каким образом выстроена российская правовая система, в чем состоят особенности федеральных конституционных законов и других видов законов в зависимости от основания классификации.

Ключевые слова: понятие «закон», виды законов, нормативный правовой акт, конституционные законы, обыкновенные законы, российская правовая система.

LAWS: CONCEPT, TYPES AND THEIR CHARACTERISTICS

Bykonya A.V.

Keywords: concept of law, kinds of laws, normative legal act, constitutional laws, ordinary laws, the Russian legal system.

УДК340

Закон — это нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающей высшей юридической силой .

В свою очередь, возникает вполне логичный вопрос: что же такое нормативный правовой акт? Нормативный правовой акт — акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях соподчиненности с другими актами.

Необходимо отметить, что закон имеет ряд принципиальных отличий от нормативного правового акта (в дальнейшем — НПА):

1. Закон, следуя из определения, обладает высшей юридической силой, в силу этого он занимает ведущее место в системе законодательства и никакие другие акты не могут вступать с ним в противоречие;

2. Закон регулирует общественные отношения первично, то есть для которых впервые устанавливаются правовые рамки, например, земельные отношения;

3. Закон действует прямо и непосредственно;

4. Закон должен исполняться, а для того, чтобы это осуществилось, он обладает большими финансовыми и материальными ресурсами;

5. Закон эффективно обеспечивается. Возникает вопрос: каким образом? Государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности.

6. По сравнению с другими актами, к закону в стадии его подготовки, а в дальнейшем и обсуждения предъявляются более строгие требования.

Перечислим основные признаки закона:

1. Принимается представительными органами или населением .

2. Регулирует наиболее важные общественные отношения, к примеру, порядок образования и деятельности органов государства, права, свободы и обязанности человека и гражданина и т.д.

3. Первостепенно в сравнении с другими НПА.

4. Обладает высшей юридической силой.

5. Имеет строго выверенную процедуру создания, которая закреплена в законодательстве.

Рассматривая российскую правовую систему в настоящее время, выделяют следующие виды законов:

1. Первостепенное значение по своей юридической силе, конечно же, принадлежит основному закону нашей страны — Конституции РФ. Никакие другие акты в нашей стране не могут противоречить ей.

2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ). К их основным особенностям относятся:

A) они являются продолжением конституционных норм и помогают избегать частых поправок в текст Конституции РФ;

Б) по сравнению с другими законами обладают повышенной стабильностью и более широкой сферой действия;

B) регулируют основополагающие, устойчивые общественные отношения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г) обладают по сравнению с текущими законами более высшую юридическую силу.

3. Закон о поправке к Конституции РФ. Этот вид закона выделен решением Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. о толковании статьи 136 Конституции РФ. Этот закон обладает особой юридической силой и принимается в порядке, предусмотренном для ФКЗ.

4. Самая распространенная форма закона — Кодексы. Они содержат в систематизированном виде все или большинство норм, регулирующих однородные общественные отношения. Следует отметить, что кодексы не имеют более высокой юридической силы, чем другие законы того же уровня.

5. Законы о ратификации и денонсации международных договоров. К особенностям относятся:

— предмет регулирования точно определен;

— особая процедура принятия.

6. Модельные законы (появились после создания СНГ). Этот вид законов носит рекомендательный характер, служат ориентиром для законодательства государств -членов СНГ при регулировании определенных сфер общественных отношений.

7. Делегированное законодательство — новый вид для России и на федеральном уровне не использовался. Но в региональном законодательстве этот вид законов предусмотрен.

Суть делегированных законов состоит в том, что законодательные (представительные) органы государства делегируют исполнительным органам право принимать акты в форме законов.

8. Законы, принимаемые путем референдума. Особенность данного вида законов состоит в том, что они обладают высшей юридической силой и тот факт, что они могут быть отменены только на референдуме.

Если говорить в целом о видах законов, то всё зависит по какому основания проводить рассмотрение. В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы бывают конституционными и обыкновенными, или текущими, как их иногда называют . В зависимости от государства в которой действуют эти законы, то в одних странах,

например в РФ, конституционные законы — это те, которые касаются изменений, вносимых в Конституцию, а, если взять ряд других стран, то это законы, которые издаются по вопросам, касающимся Конституции. В свою очередь, обыкновенные законы — это нормативные акты, которые регулируют обособленные общественные отношения. Они издаются в форме кодексов, уставов и текущих законов.

Если рассматривать законы по отраслевой принадлежности, то выделяют законы, касающиеся той или иной отрасли права. Например, законы, содержащие нормы административного права и т.д.

В зависимости от объема и объекта регулирования выделяют общие и специальные законы. Общие, то есть те, которые регулируют целую область (сферу) общественных отношений в целом, как правило, это кодексы. Например, Уголовный кодекс Российской Федерации. Специальные — те, которые регулируют часть общественных отношений, если сравнивать их с общими, то они будут составлять узкую часть, а общие законы — широкую. Например, «Патентный закон».

В зависимости от срока действия все законы делятся на постоянные, временные, чрезвычайные.

В зависимости от адресатов те законы, которые действуют в отношении всех граждан, называются общими, а те, которые касаются отдельных социальных групп или классов, называются специальными.

Список литературы /References

1. Кожевников В.В., Коженевский В.Б., Рыбаков В.А. Теория государства и права. М.: Проспект, 2017. 464 с

2. Морозова Л.А. Теория государства и права. 5-е изд. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 464 с.

3. Марченко М.Н. Теория государства и права. 2-е изд. М.: Проспект, 2017. 656 с.

Нормативно-правовые акты многообразны, поэтому нуждаются в классификации. Критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории на которой они действуют и т. д.

Особый интерес представляет деление нормативно-правовых актов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства.

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками.

Во-первых, они принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.

Во-вторых, обладают высшей юридической силой, которая означает, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал.

В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляются общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права свободы граждан и т. д.

В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного характера. Все иные акты признаны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.

В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.

Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы конкретизирующие ее содержание.

Конституция является основным законом государства. Это основной закон всякого государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет баланс их интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция — это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений.

Конституции Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Основными чертами конституции является:

  • * основополагающий характер;
  • * народность;
  • * реальность;
  • * стабильность.

Основополагающий характер конституции заключается в том, что она регулирует не все общественные отношения, а лишь наиболее важные, существенные и, таким образом, носит обобщающий характер. Конституция должна в рамках минимального объема и количества норм закрепить лишь самое главное в устройстве общества и государства.

Народность конституции состоит в том, что она должна выражать интересы народа:

  • * во-первых, закреплять те общественные отношения, которые отвечают менталитету и стремлениям народа;
  • * во-вторых, исходить от народа и приниматься народом либо непосредственно, либо через своих представителей.

Реальность конституции означает, что данный документ должен отражать фактическую ситуацию в обществе. В противном случае конституция будет фиктивным документом, не имеющим авторитета в народе, и, следовательно, не будет соблюдаться.

Конституция документ длительного действия, поэтому стабильность является ее важнейшей чертой. Она должна обеспечивать незыблемость существующего порядка на определенное время и не может подвергаться частым и сиюминутным изменениям.

Однако нельзя допускать и иной крайности — воспринимать конституцию как «вечный» документ, который дан раз и навсегда и не подлежит изменениям. На практике это невозможно, поскольку жизнь идет, общество меняется, и, если соответствующие изменения не будут внесены, конституция «отстанет» от общественного развития и потеряет свою актуальность.

Конституция занимает главное место в системе нормативно-правовых актов, которое определяется ее особыми свойствами и особой ролью. Приоритетное значение Конституции состоит в том, что она, как акт высшей юридической силы, составляет нормативную базу всего текущего законодательства. Значимость ее все больше возрастает в федеративных государствах, где она является основой для развития не только текущих законов, но и конституций субъектов Федерации.

Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией РФ. Это: законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т. д. Например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ.

Прямое закрепление в Конституции данных актов, круга регулируемых ими отношений, усложненная процедура принятия (обязательное одобрение не менее ? голосов членов Совета Федерации, невозможность наложения на него вета Президента) определяют их центральное место в системе действующего законодательства и повышенную юридическую силу.

Текущие (обыкновенные законы) принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.

Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы.

Органические (кодифицированные) законы — юридические цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К таким законам могут быть отнесены кодексы по различным отраслям законодательства. Например, Федеральный закон «О семеноводстве» от 17 декабря 1997 года №149-ФЗ.

Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.

Добавить комментарий