Тема механизм государства

Структура механизма государства

Ключевые слова: структура, механизм, государства

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.

Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) государственные организации — это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения — это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4) государственные предприятия — это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства.

В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды:

а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.);

б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.);

в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.);

г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы.

В частности, если государство имеет большую территорию (например, Российская Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных, болезненных явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д. … читать далее …

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Механизм государства — это целостная, иерархическая система государственных органов, организаций и учреждений, с помощью которых осуществляются функции государства и реализуется государственная власть.

Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, про­водит ту или иную политику.

В юридической науке понятия «механизм государства» и «го­сударственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государствен­ным аппаратом понимается система органов, непосредственно за­нимающихся управленческой деятельностью и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государ­ства» включаются также «материальные придатки» государствен­ного аппарата (вооруженные силы, полиция, исправительно-тру­довые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

Характерные черты механизма государства:

— он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокуп­ность государственных органов;

— целостность его обеспечивается едиными целями и задачами, деятельности;

— его основным элементом выступают государственные ор­ганы;

— он является той организационной и материальной силой (ры­чагом), с помощью которой государство осуществляет власть, достигает конкретных результатов;

— это система, обладающая единой бюджетной, денежной, банковской системами, государственной собственностью, которые составляют ее организационно-экономическую основу;


— это динамично и реально работающая система, при помощи которой функционирует государство, осуществляется управление обществом.

Механизм современного государства отличается высокой степе­нью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элемен­тов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаи­мосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредст­венных властных функций.

Особенностью государственных органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих ре­шений (парламент, президент, правительство, министерства, ве­домства, государственные комитеты, губернаторы, администра­ции краев и областей и т.п.);

2) государственные организации— это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного го­сударства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения— это такие подразделения ме­ханизма государства, которые властными полномочиями (за ис­ключением их администраций) не обладают, а осуществляют непо­средственную практическую деятельность по выполнению функ­ций государства в социальной, культурной, воспитательно-образо­вательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, почта, телеграф, научно-исследовательский институт, вуз, школа, театр и т.д.);

4) государственные предприятия— это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продук­цию либо обеспечивают производство, выполняют различные ра­боты и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения по­требностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о ка­зенных заводах, фабриках и пр.);

На современном этапе развития отечественной теории государс­тва и права сохраняется функциональный подход к деятельной сто­роне государства, но с существенным уточнением: расширяется и углубляется понимание общесоциального назначения государства, отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменени­ями классовых характеристик государства и его функций. Общество, даже разделенное на классы, представляет собой единый организм, в котором различные социальные слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации общества не может не выполнять общесоциальную функцию, не может не высту­пать во многих сферах своей деятельности представителем интере­сов всего общества, различных слоев и групп населения.

Современный уровень развития цивилизации и демократии от­крывает большие возможности для общесоциальной деятельности государства. К общесоциальным функциям относятся:

— обеспечение национальной безопасности,

— ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф,

— реализация программ здравоохранения, социального обеспече­ния нетрудоспособных,

— защита прав и свобод граждан и др.

Представители западной юридической науки проблему функ­ций государства в учебной и научной литературе практически не рассматривают. Обычно речь идет о целях и задачах государства. Российские и белорусские государствоведы, начиная с 30-х го­дов ХХ столетия, продолжают глубоко анализировать функции государства. Полученные научные наработки позволили прийти к выводу о том, что функции государства определяются в зави­симости от основных целей и задач, стоящих перед ним, и пред­ставляют собой средство реализации этих задач. Следовательно, функции государства не являются чем-то раз и навсегда данным, застывшим и неизменным. Они историчны и меняются на разных этапах развития общества в зависимости от изменений социаль­но-экономического строя и возникающих перед государством но­вых задач. Таким образом, благодаря функциональному подходу можно глубже изучать длительный исторический процесс возник­новения, развития и смены государств различных типов и форм у разных народов, т. е. процесс формирования и эволюции госу­дарственности.

Функции государства — это основные направления (виды) деятель­ности государства (всех его органов) по осуществлению важнейших задач, стоящих перед ним на определенных исторических этапах раз­вития общества.

В отличие от функций многочисленных государственных орга­нов, специально предназначенных для определенного вида деятель­ности, функции государства охватывают его деятельность в целом. Их осуществлению подчинена работа всего государственного аппа­рата и каждого органа в отдельности. Сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют лидирующую роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, охрана правопорядка в стране — главная задача правоохранительных орга­нов, защита страны от нападения извне — главная задача военного ведомства и т. д. Однако все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоре­чить. Деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства. Именно в их осуществлении находит выражение сущность и социальная ценность государства. Ошибки и недостатки в определении и выполнении функций обо­рачиваются для общества различными кризисными явлениями.

Порядок возникновения и изменения функций государства за­висит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. В отдельные исто­рические периоды приоритетными становятся разные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций и появле­нию других.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объекты служат критерием разграничения функ­ций государства. Содержание функций показывает, что делает госу­дарство, какие управленческие действия в данной сфере оно совер­шает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

В юридической литературе признаются разные критерии класси­фикации функций государства: по сферам действия, по продолжи­тельности действия, по формам осуществления и др.

Жизнь любого современного общества осуществляется в двух основных сферах: внутри страны и на международной арене. В зави­симости от этого функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Первые связаны с реализацией задач государства внутри страны, вторые — на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений.

Практика государственного строительства свидетельствует о том, что некоторые функции государства носят «пограничный», внутренне-внешний характер. Такой характер, например, все более приобретает экологическая функция. Поэтому членение функций государства на внутренние и внешние на современном этапе раз­вития общества носит в некоторой степени условный характер. Все большее значение приобретает выделение глобальных функций госу­дарств, характеризующих их деятельность в экологической, демог­рафической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, защиты прав и свобод человека и в других сферах деятельности цивилизо­ванного общества.

По продолжительности действия функции государства класси­фицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах разви­тия государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенных задач, имеющих, как правило, чрезвычайный харак­тер). Так, внутренние и внешние функции государства относятся к постоянным. К временным можно отнести, например, функцию восстановления разрушенного войной хозяйства.

Высказывается мнение, что функции государства следует де­лить на основные и неосновные, хотя критерий такого разграничения четко не определен. Например, профессор М. И. Байтин подчеркивает, что основные функции — «это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществле­нию коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период». Неосновные функции, «будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по вы­полнению его задач в конкретной, и в этом смысле более узкой, сфере общественной жизни».

Подобную позицию занимает и профессор М. Н. Марченко: «классификация функций государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима». Полагаем, что если функции — это основные направления деятельности государс­тва, то надо вести речь просто о его функциях. Каждая функция го­сударства является объективно необходимой и важной для данного государства и не может быть «неосновной». Можно предположить, что под «неосновными» функциями некоторые авторы понимают функции отдельных органов государства, но такое смешение этих понятий недопустимо.

История свидетельствует, что в жизнедеятельности государства всегда большое значение имеет и национальное содержание его функ­ций. Это связано с той стороной деятельности государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, язы­ка, самобытных традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который и выступает в государственно-организованной фор­ме как действующий субъект всемирной истории. Сюда же входит и задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонаци­ональный состав.

Национальная характеристика функций государства (это отно­сится также и к Беларуси) охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, т. е. в каких формах эти функции осуществляются: в демократических или авторитарных, правовых или насильственных.

Анализ национального содержания функций государства де­монстрирует и социальную его ценность, эффективность «существо­вания этноса в государственно-организованной форме. Этот анализ показывает, почему распад, разрушение, а тем более исчезновение государства представляет собой не что иное, как национальную ка-тастрофу».

В юридической литературе предлагается и единая (всеобщая) классификация функций государств, не зависящая от их типов и по­литических систем. В этом случае выделяют функции, которые осу­ществляются любым государством:

ü экономическая — обеспечение нормального функционирова­ния и развития экономики, в том числе посредством охраны сущес­твующих форм собственности, организации общественных работ, регулирования производства, организации внешнеэкономических связей и пр.;

ü политическая — обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суве­ренитета государства от внешних посягательств и т. п.;

ü социальная — охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных пот­ребностей людей, поддержание необходимого жизненного уровня населения, обеспечение необходимых условий труда, его оплаты, быта и т. д.;

ü идеологическая — поддержка определенной идеологии, орга­низация образования, науки, культуры и т. д.

Такая классификация, на наш взгляд, интересна, но представля­ется чрезмерно абстрактной, абстрагированной от конкретных ис­торических условий.

Высказываются также мнения о том, что перечисленные выше классификации функций государства характерны не только и не столько для самого государства, сколько для общества в целом, так как в осуществлении деятельности по указанным направлениям за­интересовано прежде всего общество. Для государства же характер­ны те функции, которые вытекают из его сущности — осуществле­ния политической власти. В таком случае государство имеет три (или четыре) основные функции: законодательную, исполнитель­ную, судебную (надзорную), и их осуществляют соответствующие ветви власти.

Согласиться с указанной точкой зрения нельзя, поскольку в этом случае учение о функциях государства подменяется учением о функциях различных ветвей государственной власти.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

Лекция по обществознанию на тему «Механизм государства»

Механизм государства представляет его структурное воплощение. Это та реальная организованная сила, с помощью которой государство существует как таковое.

Механизм государства — это целостная иерархическая система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет власть и управление обществом.

На разных этапах существования человечества механизм государства имел неодинаковую структуру, выполнял разные функции. На каждой ступени исторического развития создавались государственные органы, способные обеспечить нормальное функционирование общества и защиту его интересов. Тем не менее все многообразие известных примеров государственного механизма позволяет выделить его наиболее важные общие признаки.

1. Механизм государства — это целостная система государственных органов и учреждений, основанная на единстве принципов их организации и деятельности. Государственные органы связаны между собой началами координации и субординации.

    1. Механизм государства состоит из люден, профессионально занимающихся управлением — государственными служащими

    2. Функционирование всех звеньев механизма государства обеспечивается организационными и финансовыми средствами, а также мерами принуждения, осуществляемыми специальными органа ми (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

    3. Механизм государства тесно связан с функциями государства. Последние реализуются в процессе деятельности механизма государства. С изменением содержания функции меняется структура и деятельность механизма государства.

    4. Механизм государства должен гарантировать права и свободы граждан.

    5. Полномочия отдельных органов механизма государства определяются и ограничиваются правом.

Механизм государства состоит из комплекса взаимосвязанных частей. Они представляют собой сложную иерархическую систему. Структура механизма государства может быть различна на разных этапах его развития. Механизм современного государства отличается многообразием его составных частей, спецификой взаимоотношений между ними. Первичным структурным элементом механизма государства выступает орган государства.

Орган государства — это составная часть механизма государства, которая имеет в соответствии с законом определенную структуру, властные полномочия по управлению какой-либо сферой жизни общества и тесно взаимодействует с другими элементами механизма государства.

Из определения вытекают характерные признаки государственного органа:

  • он выступает самостоятельной частью механизма государства;

  • он имеет определенные полномочия;

  • он образуется и функционирует в установленном законом порядке;

  • он наделен в соответствии с законом властными полномочиями, содержание которых обусловлено предметом ведения (определенная сфера общественной жизни, управление которой осуществляется этим органом). Реализация полномочий есть не только право, но и обязанность государственного органа;

  • он тесно взаимодействует с другими частями механизма государства, составляя с ними единое целое.

Классификация органов государства в современной науке весьма многообразна.

По порядку формирования выделяют представительные — избираемые населением органы (парламент) и назначаемые — создаваемые другими государственными органами (правительство).

По пространственным границам деятельности государственные органы делятся на центральные (президент, парламент, правительство) и местные (губернаторы). Надо отметить, что не все местные органы власти относятся к государственным, например органы местного самоуправления.

По характеру компетенции различают органы общей компетенции, распространяющие свою власть на все сферы общественной жизни (президент, правительство), и органы специальной компетенции, имеющие полномочия в какой-либо одной сфере жизни общества (министерства).

По срокам осуществления полномочий государственные органы делятся на постоянные, действующие на основе конституции, и временные, образование которых предусмотрено законом только при наличии чрезвычайной ситуации.

По составу разделяют единоличные (президент) и коллегиальные (правительство, парламент) органы.

По правовым формам деятельности выделяют правотворческие (парламент), правоисполнительные (правительство), правоохранительные (милиция, прокуратура) государственные органы.

По принципу разделения власти органы государства подразделяют на законодательные (парламент), исполнительные (правительство), судебные.

Несмотря на многочисленные подходы к классификации органов государства, примеры, иллюстрирующие их видовое многообразие, во многом совпадают. Поэтому целесообразно подробнее остановиться на основных, существующих в современном мире, органах государства.

Высшим представительным и законодательным органом государства выступает парламент. Это общепринятое название подобных органов власти. В ряде стран парламенты имеют другие названия (Сейм в Польше, Конгресс в США, Федеральное Собрание в Российской Федерации и т.д.). Парламенты бывают двухпалатные н однопалатные. Двухпалатную структуру имеют парламенты в федеративных государствах. Нижняя палата наделена непосредственными законодательными полномочиями, а верхняя палата, представляя интересы субъектов федерации, одобряет или не одобряет законы, принятые нижней палатой. Двухпалатную структуру могут иметь парламенты и в унитарных государствах (например, в Англии). Таким образом достигается наибольший эффект системы сдержек и противовесов в осуществлении власти. Формирование палат парламента происходит на основе разных принципов. Однопалатные парламенты существуют, как правило, в небольших по территории и однонациональных государствах.

Основная функция парламента — законотворчество. Кроме того, парламент осуществляет контроль за исполнительной ветвью власти. Для обеспечения более эффективной работы парламента при нем создаются комитеты и комиссии, специализирующиеся на подробной разработке тех или иных вопросов (комитет по бюджету, комитет по законодательству, комитет по социальным вопросам и т.д.). Важную прерогативу парламента представляют составление и утверждение государственного бюджета — ежегодного финансового закона. Парламент осуществляет контроль за расходованием бюджета. Для этого при парламенте создаются специальные контрольные структуры, например Счетная палата при Федеральном Собрании РФ.

Парламент может оказывать влияние на другие ветви власти. В его функции входит назначение главы правительства и его членов или одобрение состава правительства, предложенного президентом (в зависимости от формы правления). Кроме того, в ряде стран парламент, или верхняя его палата при двухпалатной системе, назначает на должности в высшие судебные инстанции и прокуратуру.

Парламент может контролировать деятельность правительства путем депутатских запросов, парламентских слушании о деятельности правительства и, наконец, выражать недоверие правительству. В последнем случае одним из вариантов решения проблемной ситуации предусматривается уход правительства в отставку. Решением парламента может быть лишен своих полномочий и глава государства. Процедура отрешения президента от должности (импичмент) более проста в парламентских республиках и более сложна в президентских. В последнем случае процесс отрешения обставлен достаточно жесткими условиями, что практически не позволяет довести его до конца (например, Россия, США).

Депутаты парламента обладают неприкосновенностью. Их нельзя задержать, арестовать, привлечь к юридической ответственности. Лишить неприкосновенности возможно только решением парламента. Депутаты в течение срока своих полномочий не могут занимать другие государственные и общественные должности, заниматься предпринимательской деятельностью. Это правило установлено для того, чтобы парламентарии не могли попасть в зависимость от других властных структур или использовать свое положение в корыстных целях.

Центральные органы исполнительной власти государства представлены главой государства, правительством, министерствами. Главой государства в монархиях выступает монарх, в республиках — президент. В большинстве стран глава государства стоит во главе исполнительной ветви власти. Однако в некоторых случаях, как, например, в России, президент не включен ни в одну из ветвей власти, но активно влияет на них и обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие. Несмотря на это, президент согласно традиции и специфики деятельности все-таки ближе к исполнительной власти и оказывает большее влияние именно на нее.

Как глава государства президент представляет страну на международной арене, ведет переговоры, подписывает международные договоры. Президент, как правило, является верховным главнокомандующим. В ряде государств президент в оговоренных законом ситуациях имеет право роспуска парламента, может отказать в одобрении закона и отправить его на повторное рассмотрение (право «вето»).

Правительство — это высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление страной. Оно возглавляется главой правительства (председателем правительства, премьер-министром, кабинет-министром, канцлером). В состав правительства входят заместители главы правительства и министры, стоящие во главе министерств.

Правительство обладает компетенцией в различных областях жизни общества и государства (экономической, социальной, внешней и внутренней политики и т.д.). Главная функция правительства — управление основными сферами государственной и общественной жизни. Для этого оно вправе издавать нормативно-правовые акты (постановления), обязательные для исполнения теми субъектами, к кому они относятся.

По составу правительства бывают однопартийными, т.е. состоящими из представителей одной партии, и коалиционными, в состав которых входят представители двух и более партий. Это может быть оговорено в законодательстве государства. Например, правительство формирует та партия, которая заняла большинство мест в парламенте, президент формирует правительство из представителей своей партии. Коалиционное правительство создается, если законодательством предусмотрено замещение министерских должностей пропорционально числу мест, занимаемых каждой партией в парламенте.

Деятельность правительства осуществляется посредством функционирования подконтрольных ему органов исполнительной власти, основное место среди которых занимают министерства. Они отличаются друг от друга сферой компетенции и управляют какой-либо одной из сторон жизни общества и государства (экономикой, социальной сферой, армией, внешней политикой и т.д.).

Отдельную ветвь власти составляют судебные органы государства. Суды осуществляют правосудие в форме разрешения гражданских, административных и уголовных дел. В своей деятельности суд независим и руководствуется только законом. Органы правосудия представляют собой довольно сложную систему, во главе которой стоят суды первой (высшей) инстанции. В США систему федеральных судов возглавляет Верховный суд. Он рассматривает наиболее важные дела и осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов. Верховный суд США выполняет также функции Конституционного суда. В Российской Федерации судебная система состоит из следующих звеньев. Высшим органом конституционного контроля является Конституционный суд РФ. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ других нормативных актов и действий должностных лиц. решает споры о компетенции между различными органами власти, осуществляет защиту конституционных прав и свобод граждан, дает толкование Конституции. Верховный суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции, осуществляющих деятельность в форме разрешения гражданских, уголовных и административных дел. Высший Арбитражный суд РФ является органом по разрешению экономических споров и возглавляет систему арбитражных судов.

Важное место в системе органов государственной власти занимают правоохранительные органы (милиция, прокуратура и др.), призванные поддерживать и защищать законность и правопорядок. Прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов, опротестовывая противоречащие закону нормативные акты и действия должностных лиц, а также расследует уголовные преступления и выступает в суде в качестве государственного обвинителя.

Механизм современного государства призван выполнять многоаспектные задачи, которые сводятся к обеспечению гармоничного развития общества и охраны его интересов, защите прав и свобод граждан, достижению стабильности внутри страны и на международной арене.

Механизм государства осуществляет функции государства. Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства.

Функции государства отражают его классовую и общесоциальную сущность. Несомненно то, что государство выражает в первую очередь волю и интересы той социальной группы (класса), которая стоит у власти. Тем не менее общество, разделенное на классы, представляет собой целостный организм, в рамках которого осуществляется взаимодействие различных социальных групп. Наряду с классовыми государство выполняет и обшесоциальные функции, выражая интересы различных слоев населения. Например, строительство ирригационных сооружений, развитие образования, здравоохранения, борьба с преступностью, политика протекционизма в экономике и др.

Функции государства принято разделять на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства внутри страны. С помощью внутренних функций государство управляет жизнью общества, осуществляет свою внутреннюю политику. В зависимости от сферы общественной жизни внутренние функции государства делятся на политическую, экономическую, социальную, идеологическую, финансового контроля, правоохранительную, экологическую.

Политическая функция — это направление деятельности государства, в котором выражается воля социальных сил, стоящих у власти. Содержанием этой функции могут быть обеспечение государственной и общественной безопасности, достижение национального согласия, охрана суверенитета и др.

Экономическая функция государства заключается в выработке программы и координации развития и функционирования экономики страны. Экономическая функция может быть реализована по-разному. Государство может осуществлять хозяйственную деятельность административно-командными методами, контролировать производство и распределение. В этих условиях нет места частной инициативе. Такой характер экономики присущ тоталитарному государству. Напротив, в демократическом государстве степень государственного вмешательства в экономику невысока. Государство создает правовую основу функционирования субъектов экономических отношений и следит за выполнением установленных норм. Государственное воздействие на экономику выражается в формировании бюджета, выделении приоритетных отраслей экономики и их финансировании, составлении программ экономического развития всей страны. Кроме того, государство осуществляет непосредственное руководство государственным сектором экономики. Экономическая функция современного государства имеет антикризисную направленность, нацелена на формирование социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой должны сочетаться интересы производителей и потребителей.

Социальная функция государства направлена на обеспечение социальной защищенности личности, создание нормальных условий жизни каждого члена общества. Государство обеспечивает реализацию социальных прав граждан, таких как право на охрану здоровья, на образование, на пенсионное обеспечение и др. Для этого выделяются необходимые средства.

Идеологическая функция состоит в поддержке определенной, в том числе религиозной, идеологии, и целенаправленном информационном воздействии на общество путем использования средств массовой информации.

Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете доходов населения, сборе налогов и направлении их в государственный бюджет. За счет налогов финансируется не только государственный аппарат, но и экономические и социальные программы, реализуемые государством. Поэтому роль функции финансового контроля в современном государстве весьма велика.

Правоохранительная функция заключается в обеспечении исполнения правовых норм всеми участниками правоотношений. Она выражается в деятельности компетентных государственных органов (милиции, прокуратуры и т.д.) по предотвращению и пресечению правонарушений. Важной стороной правоохранительной деятельности государства является борьба с преступностью, особенно крайними ее формами, такими как терроризм, создающей угрозу всему обществу.

Экологическая функция государства стала особенно актуальной в последние десятилетия. Развитие научно-технического прогресса, увеличение объема общественного производства усилило влияние человека на окружающую природную среду. Это часто приводит к негативным последствиям — загрязнению воздуха и воды, повышению радиации, исчезновению некоторых видов животных и растений. Во многих государствах разработано природоохранительное законодательство, регулирующее деятельность людей и организаций в области использования природных ресурсов. Государство устанавливает правовой режим природопользования, координирует отношения в области охраны окружающей среды, применяет меры воздействия к нарушителям. В современном мире вопросы экологии затрагивают не одну страну, становятся глобальными. Силами одного государства невозможно решить такую, например, проблему, как загрязнение мирового океана. Поэтому экологическая функция государства приобретает международное значение.

Внешние функции государства — это основные направления его деятельности на международной арене. Ни одно государство не может существовать изолированно. На протяжении всей истории существования государств они в той или иной мере взаимодействовали между собой. Внешние функции современного государства подразделяются на функцию сотрудничества с другими государствами и функцию обороны страны.

Функция сотрудничества с другими государствами реализуется путем установления равноправных, взаимовыгодных отношений в экономической, политической, культурной, военной и других сферах. Усиление интеграции привело не только к развитию двусторонних отношений, но и к созданию различных международных организаций, объединяющих несколько государств.

Важной сферой межгосударственного взаимодействия выступает экономическое сотрудничество. Оно реализуется прежде всего в форме торговли. Государства заключают между собой договоры о благоприятном режиме торговли, регулировании таможенных пошлин и т.д. В целях поддержки отечественных товаропроизводителей государство может устанавливать льготные условия внешней торговли, создавая в то же время препятствия для ввоза в страну идентичных товаров. Для снижения себестоимости товаров создаются совместные предприятия в стране повышенного спроса на производимую продукцию. Государство регулирует отношения, связанные с этой деятельностью. Финансовую поддержку экономике государств оказывают международные организации, такие как Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др. Экономическая интеграция наиболее ярко проявляется в современной Европе. На территории стран Европейского экономического сообщества создано единое экономическое пространство, безвизовый режим, с 1 января 2002 г. национальные валюты заменила единая денежная единица — евро.

Политическое сотрудничество осуществляется путем установления дипломатических отношений, подписания международных договоров. Важную сторону внешнеполитического взаимодействия представляет решение вопросов войны и мира, что позволяет избегать военных конфликтов и урегулировать возникающие разногласия мирным путем. Государства взаимодействуют между собой не только на основе двусторонних и многосторонних соглашений, но и через международные организации — Организацию Объединенных Наций, Лигу арабских государств, Организацию африканского единства и др.

Военное сотрудничество выступает продолжением политического. Государства заключают договоры о дружбе и военной взаимопомощи, о ненападении, об обмене военными специалистами. В целях усиления сотрудничества создаются военные блоки, например НАТО. Государства —участники НАТО проводят совместные учения, а в некоторых случаях выставляют контингенты войск для проведения военных операций.

В рамках научно-технического сотрудничества осуществляются обмен научной информацией, стажировка специалистов, совместные научные исследования, проведение конференций по различным проблемам.

Культурное сотрудничество проявляется в развитии туризма, организации выставок, гастролей национальных творческих коллективов, проведении музыкальных фестивалей, кинофорумов, различного рода спортивных состязаний и т.д.

Ухудшение мировой экологической ситуации привело в последнее время к усилению сотрудничества государств в области охраны окружающей среды. Активно реализуются совместные экологические программы, например по очистке европейских рек, защите исчезающих видов животных и растений, контролю за использованием ресурсов мирового океана и др.

Функция обороны заключается в обеспечении военной безопасности государства. Она осуществляется постоянно. В случае нападения извне функция обороны приобретает характер открытой борьбы с агрессором. Но отражение агрессин не может быть эффективным без активной деятельности государства по обороне страны в мирное время. Государство всегда должно быть готово к ведению возможной войны. Для этого необходимо развивать военную экономику с опорой на новейшие достижения научно-технического прогресса, снабжать армию новинками военной техники, проводить постоянное обучение личного состава вооруженных сил в целях повышения его боеготовности, организовывать переподготовку резервистов. Необходимой составляющей функции обороны страны выступает охрана государственных границ.

В случае войны большие лишения терпит мирное население. Поэтому государство осуществляет меры по организации гражданской обороны, практика которых нарабатывается в мирное время. Это деятельность по эвакуации населения, организация спасательных работ, строительство защитных сооружений, проведение учений по гражданской обороне.

Функции государства — это многогранное понятие, складывающееся из различных аспектов государственной деятельности. Следует отметить, что деление функций государства на внутренние и внешние условно, так как многие направления его деятельности затрагивают и внешнюю, и внутреннюю политику. Например, государство влияет на развитие экономики внутри страны и осуществляет экономическое взаимодействие с другими государствами.

Вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «механизм государства». Назовите признаки механизма государства.

2. Что такое орган государства? Каковы его основные признаки?

  1. По каким основаниям классифицируются органы государства?

  2. Дайте характеристику основных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

  3. Что такое функции государства? Как в их реализации проявляется социальная сущность государства?

Добавить комментарий